Научная статья на тему 'Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки'

Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PROFESSIONAL IDENTITY / DEVELOPMENT / ORIENTATION / FORMATION / PROFESSIONALISM / LAW ENFORCEMENT OFFICER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрельникова Юлия Юрьевна, Емельнова Светлана Вячеславовна

Осуществлен теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований по изучению феномена профессиональной идентичности. Рассмотрены подходы к понятию, типологизации идентичности с точки зрения социо-гуманитарных наук. Описаны структура, уровни развития, этапы формирования и ценностно-смысловые аспекты профессиональной идентичности. Проведен обзор исследований профессиональной идентичности у сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены отечественные и зарубежные методики, позволяющие оценить уровень развития профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PROFESSIONAL IDENTITY OF PERSONALITY IN VARIOUS AREAS OF PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The theoretical analysis of foreign and domestic researches on the phenomenon of professional identity is carried out. The approaches to the general idea, typology of identity from the point of view of socio-humanitarian sciences are considered. The structure, levels of development, stages of formation and value-semantic aspects of professional identity are described. The review of researches of professional identity at staff of bodies of internal affairs is carried out. Considered domestic and foreign techniques to assess the level of development of professional identity.

Текст научной работы на тему «Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки»

Психология

УДК 159. 923.5

доктор психологических наук, доцент Стрельникова Юлия Юрьевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); старший психолог, адъюнкт Емельнова Светлана Вячеславовна Ленинградский областной филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. Осуществлен теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований по изучению феномена профессиональной идентичности. Рассмотрены подходы к понятию, типологизации идентичности с точки зрения социо-гуманитарных наук. Описаны структура, уровни развития, этапы формирования и ценностно-смысловые аспекты профессиональной идентичности. Проведен обзор исследований профессиональной идентичности у сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены отечественные и зарубежные методики, позволяющие оценить уровень развития профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, развитие, направленность, формирование, профессионализм, сотрудники органов внутренних дел.

Annotation. The theoretical analysis of foreign and domestic researches on the phenomenon of professional identity is carried out. The approaches to the general idea, typology of identity from the point of view of socio-humanitarian sciences are considered. The structure, levels of development, stages of formation and value-semantic aspects of professional identity are described. The review of researches of professional identity at staff of bodies of internal affairs is carried out. Considered domestic and foreign techniques to assess the level of development of professional identity.

Keywords: professional identity, development, orientation, formation, professionalism, law enforcement officer.

Введение. В современных условиях профессиональная идентичность претерпевает серьезные изменения под воздействием стремительного повышения требований к личности как субъекту профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность является одним из важнейших условий становления и самореализации квалифицированного специалиста [19]. Сотрудники органов внутренних дел (ОВД) находятся в постоянной готовности оперативного реагирования в экстремальных условиях деятельности. Поэтому осознанное принятие ими служебной роли в ситуациях с высокой степенью стрессовой нагрузки является составной частью профессиональной идентичности, обеспечивающей надежность деятельности, сохранение здоровья и профессионального долголетия.

Изложение основного материала статьи. Термин «идентичность» происходит от латинского слова «Identitas», означающий «тождественность, равнозначность» [16]. В социогумантиарных науках (философии, социологии, культурологии, психологии и др.) существует множество взглядов и теорий, объясняющих феномен идентичности в виде разнопланового явления, различные виды которого формируются в процессе развития индивида [5]. В культурологии идентичность понимается как «представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.)» [7, с. 248]. Выделяют также этническую, религиозную, лингвистическую, политическую и национальную идентичность, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и с социокультурными условиями жизни [8].

Идентичность в рамках психологической науки рассматривается с точки зрения психоаналитического, когнитивно-поведенческого, социально-психологического и других подходов. Наиболее раннее упоминание можно найти в работах З. Фрейда, который рассматривал идентификацию как процесс, начинающийся в детстве (первый объект идентификации - это родители) и длящийся непрерывно до самой смерти индивида [1]. Э. Эриксон предложил стадии формирования идентичности в соответствии со ступенчатым, эпигенетическим принципом развития личности, выделил ее основные аспекты (индивидуальность, тождественность, целостность, единство, синтез, социальная солидарность), с учетом воспитания и культурной среды, а также определил два взаимосвязанных понятия - «групповую идентичность» и «эго-идентичность» [20, с. 357]. Представители психоанализа (Дж. Марсиа, А. Ватерман и др.) предложили стадии развития эго-идентичности: «достигнутая идентичность», «диффузная идентичность», «мораторий» и «предрешенность». Дж. Марсиа разработал структурированное интервью для подростков и юношей 15-24 лет [25]. Представители когнитивно-поведенческого направления (Х. Тэджфел, Дж. Тэрнер) выделили биологический, лингвистический, содержательный, ценностный и хронологический компоненты идентичности, акцентируя внимание на социальном аспекте её формирования [29]. Согласно теории «множественной идентичности» Х. Тэджфела, идентичность является частью Я-концепции, которая формируется в связи с осознанием принадлежности к какой-либо социальной группе и включает в себя ценностную и эмоциональную оценку своего членства в ней [30]. В рамках экзистенциализма К. Ясперс охарактеризовал «Я-концепцию» в виде осознания себя как активного представителя мира, своего внутреннего единства, идентичности и отличия своего «Я» от всего остального мира [10].

Профессиональная идентичность определяется осознанием своей принадлежности к определенной профессии, принятием ее ценностей и ограничений. От сформированной профессиональной идентичности и согласованности типа личности с профессиональной средой зависит успешность специалиста [3, 17]. Д.Е. Сьюпер (1957), основываясь на теории Ш. Бюллер о жизненном пути, разработал периодизацию профессионального становления личности и провел лонгитюдное исследование с целью изучить профессиональную зрелость [28]. Согласно его концепции, профессиональное развитие определяется наличием способностей, профессиональной спецификой, научением и практикой, а также консолидацией полученного опыта. Основная идея теории профессионального развития Д.Е. Сьюпера связана с тем, что

человек при выборе профессии опирается на имеющуюся Я-концепцию и соотносит ее со спецификой трудовой деятельности, что позволяет прогнозировать его успешность [28]. Дж. Холланд (1970) соотносил профессиональный выбор с типом личности и определял идентичность, как устойчивость и ясность целей, стабильное восприятие человеком себя в профессии [12].

В отечественной психологии профессиональной идентичностью занималась Л.Б. Шнейдер [17, 18, 19]. По ее мнению, в становлении профессиональной идентичности личность проходит те же этапы, что и при социализации: доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию [18]. Л.Б. Шнейдер экстраполировала идеи Дж. Марсия на изучение профессиональной идентичности и выделила аналогичные стадии ее формирования (преждевременная идентичность, диффузная, мораторий идентичности, достигнутая позитивная идентичность), добавив к ним «псевдоидентичность». По ее мнению, профессиональная идентичность включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Когнитивный компонент предполагает наличие профессиональных знаний, эмоциональный связан с оценкой убеждений о профессии и себе, а поведенческий компонент определяет конкретные действия и поведение в рамках определенной сферы труда [17].

А.А. Озерина (2012), изучая профессиональную идентичность студентов бакалавриата, определяет ее как изменчивую личностную структуру, включающую в себя когнитивный, эмоционально-ценностный и мотивационный компоненты [9]. Когнитивный и эмоциональный компоненты аналогичны по содержанию описанным Л.Б. Шнейдер. Мотивационный компонент включает планирование, профессиональные ожидания и позицию, которая раскрывается через самореализацию личности [9]. А.А. Водяха (2009) акцентирует внимание на ценностно-смысловых аспектах профессиональной идентичности, отмечая, что одним из центральных требований к профессионалу, в частности, в медицине, являются этико-деонтологические. Наличие у специалиста этических принципов определяют уровень развития его профессиональной идентичности [2].

Современные зарубежные ученые также сосредотачиваются на изучении деонтологических аспектов профессиональной идентичности. М.Дж. Бибеу и В.Э. Монсон (2011) рассматривали формирование профессиональной идентичности как непрерывный процесс, неотделимый от контекста культурной среды развития личности. По мнению авторов, при высоком уровне сформированности профессиональной идентичности, нравственные ценности индивида интегрируются в контекст профессиональной ситуации [21]. М.Дж. Бибеу и В.Э. Монсон опирались в своей теории на взгляды Р. Кигана, который считал, что развитие -это не только получение новых знаний, но и изменение личностью способа познания мира. В этом процессе человек проходит пять этапов развития. Первый этап, соответствующий раннему детству - это «импульсивное сознание» (Impulsive mind). Второй этап - «имперское сознание» (Imperial mind), соотносится с юностью и встречается у 6 % взрослого населения. На данном этапе личность сконцентрирована на удовлетворении собственных потребностей и индивидуальных целей. М.Дж Бибеу и В.Э. Монсон (2011) определили, что для поступающих в ВУЗы абитуриентов и первокурсников характерна концентрированность на личных интересах [21]. Третий этап - «социализированное сознание» (Socialized mind) - характерен для большинства взрослых, которые воспринимают и оценивают себя через призму убеждений, и оценок окружающих, их самоощущение зависит от восприятия другими людьми. Четвертый этап - «самостоятельное сознание» (Self-Authoring mind) - присущ примерно 35 % взрослого населения и связан с принятием ответственности за свои чувства, убеждения без соотнесения их с внешним окружением, характеризует самостоятельную и ответственную личность. Пятый этап - «саморазвивающееся сознание» (Self-Transforming mind) - наиболее высокий уровень развития личности [21]. По мнению Р. Кигана, только 1% взрослого населения достигают данной ступени развития. Для них характерно постоянное изменение своей идентичности, принятие новых социальных ролей и самосовершенствование [24].

Г.Б. Форсайт с коллегами (2002) провели лонгитюдные наблюдения за курсантами военных образовательных организаций США и установили, что профессиональная идентичность интенсивно развивается между вторым и четвертым годами обучения. При этом формирование идентичности связано с лидерством: курсанты, воспринимаемые товарищами и руководством как эффективные лидеры, на протяжении обучения совершили переход в формировании идентичности в сторону заботы об интересах других [23].

С.Дж. Тома и М.Дж. Бибеу (2008) провели исследование с использованием метода поперечных срезов, с анализом данных, собранных на протяжении тридцати лет. Они выяснили, что поступающие в колледж студенты являются менее нравственно развитыми и более эго-ориентированными, чем представители старшего поколения в том же возрасте. Авторами также установлено, что на протяжении обучения данный акцент смещается в сторону мотивации, ориентированной на других людей, а профессиональная идентичность развивается при восприятии опыта высококвалифицированных специалистов [21].

С.Л. Сталл и К.М. Блю (2016) изучили влияние степени сформированности профессиональной идентичности на отношение студентов-медиков к межпрофессиональному образованию (Interprofessional Education - IPE)8 [27]. Первоначально ожидалось, что межпрофессиональное образование приведет к самоопределению и улучшению отношения к другим профессиям. Однако, в ходе исследования выяснилось, что студенты-первокурсники находятся на втором этапе формирования профессиональной идентичности (согласно теории Р. Кигана), который характеризуется эгоцентричностью и неадекватным представлением о своем профессионализме, что приводит к ухудшению отношения как к собственной, так и другим профессиям [27].

М.Дж Бибеу и В.Э. Монсон (2011), исследовав высоко нравственных специалистов, являющихся эталонами своей профессии, определили, что они осознанно анализируют изменения в развитии своей профессиональной идентичности на протяжении жизни. У них развиты моральные качества, а профессиональные и общественные ценности тесно переплетены с личными, являясь их неотъемлемой частью. Сложные этические решения, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, они принимают спонтанно и так, «как будто у них не было выбора». Авторы считают, что умение быстро

8 Также известное как межпрофессиональное образование или «1РЕ» - относится к случаям, когда учащиеся из двух или более профессий в области здравоохранения и социальной помощи учатся вместе во время всей или части своей профессиональной подготовки, с целью культивирования совместной практики для предоставления медицинской помощи, ориентированной на клиента или пациента.

принимать этические решения в рамках профессиональной деятельности характеризует высокий уровень профессионализма [21].

Б.Б. Каза и С.Дж. Креари (2016) утверждают, что в современных условиях формирование профессиональной идентичности - это сложный и многогранный процесс, так как профессии стремительно видоизменяются, а востребованными оказываются специалисты, способные выполнять множество трудовых ролей. Кроме того, некоторым профессионалам становится тесно в рамках одной профессии. Авторы считают, что не только профессиональная роль и профессиональное окружение оказывает влияние на человека, но и сама личность находит способы внести значимый вклад в общество [22].

Профессиональная идентичность сотрудников органов внутренних дел имеет свою специфику, при этом в доступной научной литературе не удалось обнаружить большого количества работ по исследованию данного феномена. П.С. Пухно (2005) рассматривает развитие профессиональной идентичности сотрудников ОВД во взаимосвязи с социальной идентичностью и уровнем профессионализации. По его мнению, специфика их профессиональной идентичности связана с процессами идентификации со своей профессиональной группой и соответствует стадии вторичной социализации [11]. Е.И. Жукова (2010) главным компонентом профессиональной идентичности сотрудников ОВД считает «профессиональное самосознание и интеллектуальную деятельность, выходящую за пределы совершенствования в рамках профессии» [4, с. 161], общий уровень культуры также рассматривается ею как критерий качества выполняемых служебных обязанностей. С.Н. Старостин (2011) исследовал взаимосвязь профессиональной идентичности сотрудников ОВД с выбором стратегий поведения в конфликтной ситуации [13]. По его мнению, профессиональная идентичность является «многомерным интегративным психологическим феноменом, предполагающим высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения» [13, с. 9]. Она определяется скоростью смены явлений идентификации и отчуждения, получением опыта, интеграцией в профессиональное сообщество, постоянным переосмыслением образа «Я» [13]. В.Л. Цветков и С.Н. Старостин (2011) считают, что внешние условия развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД связаны со спецификой профессиональной среды, особенностями взаимоотношений с коллегами и руководством, а внутренние определяются особенностями взаимодействия и развития компонентов профессиональной идентичности [15].

Диагностический инструментарий для изучения профессиональной идентичности в настоящее время недостаточен и представлен, преимущественно, зарубежными методиками, которые требуют адаптации с учетом культурологических особенностей. В частности, представляет интерес структурированное интервью Р. Кигана [24], позволяющее оценить уровень развития профессиональной идентичности, а также «Тест определения проблем» (Defining Issues Test, DIT), разработанный Дж. Рестом, опирающимся на теорию морального развития Л. Колберга [26].

Л.Б. Шнейдер (2007) предлагает использовать анкету, состоящую из семи открытых вопросов для определения уровней развития профессиональной идентичности: «невыраженная», «выраженная пассивная» и «выраженная активная» [17]. Анкета основана на концепции личных профессиональных планов (ЛИП) Е.А. Климова — системе представлений человека о своем профессиональном развитии, с учетом ближних и дальних перспектив, возможных трудностей и способов их преодоления [6]. Методика Л.Б. Шнейдер (2007) по исследованию профессиональной идентичности (МИПИ) состоит из набора слов, которые обследуемый соотносит с понятием «профессионал», а после подсчета соответствующих ассоциаций делается вывод об уровне ее сформированности [17]. Также представляет интерес опросник, созданный Е.В. Харитоновой и Б.А. Ясько «Профессиональная востребованность личности» (2009), который выявляет особенности когнитивного и эмоционального аспектов профессиональной идентичности: уровень профессионального развития, принадлежность к профессиональному сообществу, осознание своей роли в кругу коллег, отношение к результатам своей деятельности и профессиональную самооценку, а также оценку своего профессионализма с точки зрения других [14].

Выводы. Таким образом, профессиональная идентичность - это сложный психологический феномен, предполагающий осознание личностью своей принадлежности к определенной профессии, принятие ее ценностей и ограничений, который включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспект, имеет непрерывную, поэтапную стадийность развития, тесно связанную с морально-нравственным формированием человека. На развитие профессиональной идентичности оказывает влияние как окружающая профессиональная среда, так и личностные особенности индивида, сформированные до момента его профессионального самоопределения.

Анализ исследований профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел показал, что она определяется условиями службы и спецификой интеграции в профессиональное сообщество, связана с особенностями взаимоотношений и процессом профессионализации, а также зависит от общего уровня культурного развития вне области профессиональной деятельности. Представляется актуальным и перспективным проведение исследований по изучению взаимосвязи профессиональной идентичности сотрудников полиции с их устойчивостью к стрессовым ситуациям. Важным, на наш взгляд, является рассмотрение данного феномена с учетом гендерных и этнических особенностей, специфики правоохранительной деятельности, морально-нравственных качеств и мотивации выбора профессии.

Литература:

1. Алиханова В.Л. Психоаналитическая концепция феномена идентичности / В.Л. Алиханова // Время науки. The Times of Science. - №1. - 2018. - С. 3-12.

2. Водяха А.А. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / А.А. Водяха. -Кемерово, 2009. - 175 с.

3. Евтешина Н.В. Профессиональная идентичность психологов: учеб. пос. / Н.В. Евтешина. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2012. - 106 с.

4. Жукова Е.И. Социокультурные аспекты профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 «Социология культуры, духовной жизни» / Е.И. Жукова. - Саратов, 2010. - 174 с.

5. Клименко А.Б. Становление проблемы идентичности в западной философии и психологии / А.Б. Клименко // Наука. Релтя. Суспшьство. - № 2. - 2008. - С. 152-158.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: «Академия», 2004. - 304 с.

7. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. - М.: Вече, 2003. - 512 с.

8. Кузнецова Е.В. Идентичность субъекта: типология видов / Е.В. Кузнецова // Омский научный вестник. - № 4. - 2012. - С. 123-126.

9. Озерина А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата: дисс. ... канд. психол. наук.: 19.00.07 «Педагогическая психология» / А.А. Озерина. - Волгоград, 2012. - 215 с.

10. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и её структурные особенности / О.Н. Павлова. - М.: Институт Психоанализа, 2001. - 124 с.

11. Пухно П.С. Формирование профессиональной идентичности сотрудников МВД: дис. ... канд. социол. наук. 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» / П.С. Пухно. -Новочеркасск, 2005. - 147 с.

12. Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) / А.Б. Седых // Человек. Сообщество. Управление. - № 4. - 2009. - C. 55-67.

13. Старостин С.Н. Влияние профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06 «Юридическая психология» / С.Н. Старостин. - Москва, 2011. - 139 с.

14. Харитонова Е.В. Опросник «Профессиональная востребованность личности»: метод. руководство / Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. - 40 с.

15. Цветков В.Л. Профессиональная идентичность сотрудников ОВД и ее влияние на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах / В.Л. Цветков, С.Н. Старостин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - №1 (44). - 2011. - С. 3-14.

16. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. // сост. Чудинов А.Н. - СПб.: Издание книгопродавца В.И. Губинского, Типография С.Н. Худекова, 1894. - 1004 с.

17. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учеб. пос. / Л.Б. Шнейдер. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.

18. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореферат дис. ... докт. психол. наук: 19.00.13 «Психология развития, акмеология» / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001. - 42 с.

19. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пос. / Л.Б. Шнейдер. - М.: «МОДЭК», 2004. - 600 с.

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

21. Bebeau M.J., Monson V.E. Professional identity formation and transformation across the life span // In A. McKee & M. Eraut, Learning trajectories, innovation and identity for professional development Springer - New York, 2011 - pp. 135-163.

22. Caza B.B., Creary S.J. The construction of professional identity. In Perspectives on contemporary professional work: Challenges and experiences - Cheltenham, Edward Elgar Publishing UK, 2016. - pp. 259-285.

23. Orsythe G.B., Snook S., Lewis P., Bartone P.T. Making sense of officership: Developing a professional identity for 21st century army officers. // In D.M. Snider, & G.L. Watkins, The future of the army profession. -Boston: McGraw-Hill, 2002. - pp. 357-378.

24. Kegan R. The Evolving Self: Problem and Process in Human Development // Cambridge: Harvard University Press, 1982. - 336 p.

25. Marcia J.E. (1993). The ego identity status approach to ego identity. In J.E. Marcia, A.S. Waterman, D.R. Matteson, S.L. Archer, & J. L. Orlofsky (Eds.), Ego identity: Ahandbook for psychosocial research (pp. 1-21).

26. Rest J. Development in Judging Moral Issues: University of Minnesota Press - Minneapolis, 1979. - 305 p.

27. Stull C.L., Blue C.M. Examining the influence of professional identity formation on the attitudes of students towards interpersonal collaboration // Journal of Interprofessional Care, 2016. - pp. 90-96.

28. Super D.E. Vocational Development: A Framework of Research. - N.Y., 1957. - 391 p.

29. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / ed. by S. Worchel, W.G. Austin. - Chicago: Nelson-Hall, 1986. - P. 7-24.

30. Tajfel H. Instrumentality, identity and social comparisons // H. Tajfel (ed.). Social identity and intergroup relations. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1982. - P. 483-507.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Урусова Асият Муссаевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ

Аннотация. В статье актуализирована роль «поддерживающих» родителей в установлении сотрудничества во взаимоотношениях с подростком. Выделены факторы успешности межличностного взаимодействия родителей и подростков. Предлагаются различные стратегии позитивной идентификации подростка с включением школьного образования и деятельности, построенные на отсутствии давления и фрустрации в системе «подросток» - «родители» -«педагог».

Ключевые слова: социализация, творческий потенциал, сотрудничество, семейное взаимодействие, поддерживающий родитель, кризисное общение.

Annotation. The article actualizes the role of supporting parents in establishing cooperation in relations with adolescents. Factors of success of interpersonal interaction of parents and teenagers are allocated. Various strategies of positive identification of a teenager with the inclusion of school education and activities based on the absence of pressure and frustration in the system of «teenager»-«parents»-«teacher» are proposed.

Keywords: socialization, creativity, cooperation, family interaction, supporting parent, crisis communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.