Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
higher education / foreign language in non-linguistic university / professional identity / professional identity of teacher / student / teacher / высшее образование / иностранный язык в неязыковом вузе / профессиональная идентичность / профессиональная идентичность педагога / студент / преподаватель

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.П. Ростовцева

Основываясь на рефлексии собственного педагогического опыта и анализе специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику, автор настоящей статьи рассматривает профессиональную идентичность современного преподавателя иностранного языка, реализующего свои обязанности в образовательном пространстве нелингвистического вуза. Данная характеристика исследуется как комплексный педагогический феномен. С этой целью соответствующей дефиниции в первую очередь даётся определение, максимально учитывающее специфику реализации профессиональных обязанностей таким преподавателем. Далее определяется место профессиональной идентичности в ходе успешной реализации им образовательной деятельности. Рассматривается её структура в связи с важнейшими видами деятельности педагогических работников, относящихся к интересующей нас категории. Внимание также уделяется совокупному влиянию ряда объективных факторов на формирование различных компонентов профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П.П. Ростовцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTITY OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Based on the reflection of her own pedagogical experience and the special literature affecting the relevant issues analysis, this article’s author examines the modern foreign language teacher who implements his duties in the non-linguistic university educational space professional identity. This characteristic is investigated as a complex pedagogical phenomenon. To do this, first of all, a definition is given that takes into account the specifics of the professional duties implementation by such a teacher as much as possible. Next, the professional identity place is determined in the course of his/her educational activities successful implementation. Its structure is considered in connection with the most important activities of teaching staff belonging to this category. Attention is also paid to the cumulative influence of some objective factors on the formation of professional identity various components.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

gins by introducing the concept of international business, shifting through the globalization debate and the evolution of trade from the past to present days. Then, it examines the patterns of international trade, outlines several theories that attempt to explain why nations conduct trade, and describes how political and legal factors impact it. Next, it covers the issue of economic development of nations and the main ways to measure development, explains economic transition and its main obstacles. The course also takes a look at the types of international investments, discusses the role of the IMF and the World Bank, and develops students' knowledge about the complex financial concepts within the international financial markets. Each unit consists of the following sections with materials and tasks for the development of basic language skills - reading, speaking, listening and writing and professional knowledge:

- Lead-in: introduction into the topic, pair or small group discussions, tasks aimed at familiarizing with new professional vocabulary, developing critical thinking, for example:

1. Explain the meaning of the following words and word combinations: global marketplace, export restraints, global integration, legal prohibitions, free global trade, protectionism. 2. Look at the following abbreviations: IMF, GATT, WTO, NAFTA. What do they stand for? 3. Use the words and word combinations from exercise 1 to explain why these alliances were formed. What is their role in the process of globalization? For more information, visit the following websites: htpp://www.wto.org/; http://www.naf-tanow.org/; http://www.imf.org/en/About. Do you know any other international unions that encourage the removal of barriers to free global trade?

- Reading: pre-reading, while-reading, post-reading activities that usually include vocabulary tasks question-and-answer exercises, tasks for interpreting what has been read, searching for information in the text and completing it, translating sentences using new vocabulary.

- Speaking: short case studies, ethical dilemmas, pair or small group discussions, role-playing games, online research activities with presentations, quizzes and other oral practice-oriented tasks that form and improve language and professional competences, general skills and abilities like problem solving, critical thinking, creativity and collaboration, by building interdisciplinary links, for example: Visit the WTO official site (https://www. wto.org/) to learn more about trends in world trade and answer the following questions. 1. Does the value and volume of international trade continue to grow? Support your answer with numbers. 2. Which countries are the world's top 10 exporters of merchandise and services today? Give reasons for their leading position in exporting. 3. Is China still one of the largest exporting countries? What is it known for producing? What do you think about the quality of goods? Do you choose to buy Made-in-China goods? Why or Why not? Give examples. Select a country that interests you (e.g. the UK, Germany, India, Spain, etc.) and browse the Internet to find data on how globalized country is, its current share in global trade, the major trading partners, the most important exports and the trade policy in general.

- Listening: pre-listing, while-listening, post-listening activities, vocabulary tasks to improve students' English listening skills, increase the motivation and independence of students in acquiring knowledge.

- Writing: writing essays on the topic under study, following the proposed plan, for example: Dispute why an understanding of strategy management, entrepreneur-ship, a stakeholder and stakeholder analysis are important in the context of international business. Write a short essay on international business environment. Limit your essay to 180 - 200 words.

Библиографический список / References

Finally, there are additional texts for home reading with questions. The appendices at the end of the textbook contain theoretical and practical materials that help students write a successful abstract to the paper and render a text from Russian into English. The List of Additional Resources is also presented in Moodle and includes reference (dictionaries, publications), educational and methodological (electronic textbooks, manuals, workshops, methodological recommendations for doing case studies, project works, reading professional texts, business correspondence, translation of contracts), informational and educational (websites, interactive courses) materials, necessary for organizing students' class and independent work.

Apart that, four interactive courses have been developed: "International Trade and Foreign Direct Investments", "International Monetary System and the Global Capital Markets", "International Expansion and Strategic Choices", "Going Global. Entrepreneurial and Intrapreneurial Opportunities", posted on the Moodle platform. These are practical tasks and exercises based on multimedia resources of a scientific and educational nature. The courses are aimed at independent study by undergraduates to improve reading and listening skills in English, develop critical thinking, problem solving and information literacy. The proposed MEMC in Moodle is an interactive online supplement to the classroom classes in the discipline and allows students to study new materials, complete tasks, download the necessary resources, participate in discussion forums and seminars, interact with the teacher and other students. All materials are constantly updated, replenished and available at any time and in any place, which makes training more convenient and effective.

To organize the control and self-control of the learning outcomes, a bank of test tasks and questions has been created in the Moodle system of the STU. It includes tools for checking knowledge for the entrance, current, midterm control, and materials for the intermediate certification of students (exam), such as recommendations for preparing for the exam (test), control questions, typical practical tasks for the exam, training and self-control tests for the entire course, criteria and indicators for assessing student's performance (answers) on the exam (test). Methodological guidelines and recommendations for organizing of research activities of Master students in a foreign language are under development now and will cover such aspects as: writing an abstract (summary of research): communicative purpose and structure, typical grammar and vocabulary; academic publications: structure of academic journal articles IMRAD; typical grammar and vocabulary for writing an introduction, the methods, results and discussion sections; making a research presentation: its structure and main elements, clichés for making a speech and handling questions. These materials will assist students in preparing scientific publications and oral presentations at seminars, competitions and conferences in English.

All in all, the paper covers the results of the development of the multimedia educational-methodical complex for the discipline "Professional Foreign Language" for master students of a transport university within the framework of the interdisciplinary approach, assuming the present-day educational trends and sector needs under the conditions of digital transformations and cross-cultural interactions. The development and implementation of the MEMC helped to improve the quality of the foreign language training of the students by providing teaching, control and support materials in electronic form and the efficiency of management of the students' classroom and independent work. It also became a reason for increasing motivation of learning the professional foreign language, developing independence in obtaining occupation-specific knowledge and acquiring skills required most by employers today.

1. Komkova A., Kobeleva E., Taskaeva E., Ishchenko V. Foreign language learning environment: A case study of STU. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 403: 429-437.

2. Zakharova K.A., Gulinov D.Y. Multimedia educational and methodological complex as a means of forming sociolinguistic competence. Proceedings TSNI-2021. 2021: 1105-1113.

3. González-Lloret M. Collaborative tasks for online language teaching. Foreign Language Annals. 2020; Vol. 53 (2): 260-269.

4. Maican M.A., Cocorada E. Online foreign language learning in higher education and its correlates during the covid-19 pandemic. Sustainability. 2021; Vol. 13 (2): 781.

5. Zolotilina A.S. Use of Electronic Educational and Methodical Complex in Foreign Language Distance Learning. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019; Vol. 333, 616-621.

6. Catana S.E. Coping with the Knowledge Society: An interdisciplinary approach of teaching English in a technical university. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014; Vol. 128, 158-163.

7. Salanaia L., Sidelnik E., Lutsenko N. Interdisciplinary approach in teaching foreign languages at a non-linguistic university. European Proceedings of Social and Behavioral Sciences SCTCMG-2021. 2021: 1336-1343.

8. Bykadorov S.A., Kibalov E.B., Kin A.A. On the development of structural reform for Russian rail transport. Regional Research of Russia. 2017; Vol. 7 (1): 45-52.

9. Nekhoroshkov V., Kobeleva E., Komkova A., Krutko E. Internationalization of higher education in Russia: a case study of Siberian transport university. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019; Vol. 333 (1): 500-555.

10. Komkova A.S., Kobeleva E.P., Stuchinskaya E.A., Krutko E.A. Development of meta-competences in university students in the process of scientific research in a foreign language. Advances in Social Science, Education and HumanitiesResearch. 2020; Vol. 396: 19-23.

11. Zubkov A.D. Professional foreign language competence of technical students: content, structure and formation. Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. 2020; Vol. 131: 503-510.

Статья поступила в редакцию 10.01.24

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Russian Federation Government (Moscow, Russia), E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

PROFESSIONAL IDENTITY OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. Based on the reflection of her own pedagogical experience and the special literature affecting the relevant issues analysis, this article's author examines the modern foreign language teacher who implements his duties in the non-linguistic university educational space professional identity. This characteristic is investigated as a complex pedagogical phenomenon. To do this, first

of all, a definition is given that takes into account the specifics of the professional duties implementation by such a teacher as much as possible. Next, the professional identity place is determined in the course of his/her educational activities successful implementation. Its structure is considered in connection with the most important activities of teaching staff belonging to this category. Attention is also paid to the cumulative influence of some objective factors on the formation of professional identity various components.

Key words: higher education, foreign language in non-linguistic university, professional identity, professional identity of teacher, student, teacher

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Основываясь на рефлексии собственного педагогического опыта и анализе специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику, автор настоящей статьи рассматривает профессиональную идентичность современного преподавателя иностранного языка, реализующего свои обязанности в образовательном пространстве нелингвистического вуза. Данная характеристика исследуется как комплексный педагогический феномен. С этой целью соответствующей дефиниции в первую очередь даётся определение, максимально учитывающее специфику реализации профессиональных обязанностей таким преподавателем. Далее определяется место профессиональной идентичности в ходе успешной реализации им образовательной деятельности. Рассматривается её структура в связи с важнейшими видами деятельности педагогических работников, относящихся к интересующей нас категории. Внимание также уделяется совокупному влиянию ряда объективных факторов на формирование различных компонентов профессиональной идентичности.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык в неязыковом вузе, профессиональная идентичность, профессиональная идентичность педагога, студент, преподаватель

Актуальность темы настоящего исследования во многом определяется наблюдающейся тенденцией к интенсификации международных связей (Е.Р Ахмет-шина, Р.Р Гареев, Е.О. Нидергаус). Последняя прослеживается в большинстве сфер жизни современного общества [1, с. 34]. Соответственно, их дальнейшее поступательное развитие представляется невозможным без упрочения интернационального сотрудничества (Ю.В. Голованова, Т.В. Гомза, С.П. Машовец, Н.Б. Москвина, Б.Е. Фишман) [1-15].

Из вышеизложенного следует необходимость улучшения иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов. Это, в свою очередь, способствует трансформации требований, выдвигаемых социумом к педагогическим работникам, реализующим соответствующие образовательные программы [2, с. 344-345]. Подобные процессы не могут не оказывать существенного влияния на профессиональную идентичность преподавателей, обучающих иностранному языку студентов в неязыковых вузах [1, с. 36]. Сущностной и структурной характеристике последней посвящена данная статья.

Таким образом, её цель - исследование профессиональной идентичности современного преподавателя иностранного языка, реализующего свои обязанности в образовательном пространстве нелингвистического вуза как комплексного педагогического феномена.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение дефиниции «профессиональная идентичность», учитывающее специфику реализации профессиональных обязанностей современным преподавателем ИЯ;

- указать на место таковой в успешной реализации им образовательной деятельности;

- рассмотреть структуру профессиональной идентичности в связи с важнейшими видами деятельности педагогических работников, относящихся к интересующей нас категории.

По ходу решения вышеперечисленных задач автором использовались такие методы исследования, как анализ специальной литературы и собственного педагогического опыта.

Научная новизна статьи состоит в определении термина «профессиональная идентичность» применительно к деятельности современного преподавателя, обучающего иностранному языку тех лиц, которые осваивают программы нелингвистических направлений подготовки.

Теоретическая значимость связана с фиксацией её роли в достижении педагогических успехов таким преподавателем.

Практическая ценность заключается в исследовании структуры профессиональной идентичности, максимально учитывающем ключевые характеристики ряда важных составляющих его работы.

Применительно к деятельности преподавателя иностранного языка в нелингвистическом вузе понятие «профессиональная идентичность» может трактоваться как осознаваемая личностью принадлежность к соответствующему профессиональному сообществу, определяемая по наличию определённых профессиональных и личностных компетенций, а также уровню профессиональной культуры (Н.В. Агеенко, М.В. Белоусов, Г.К. Бисерова, Н.В. Евтешина, Е.Ю. Мазур, Ф.Г Мухаметзянова, А.Ш. Яруллина). При этом немалое значение имеет также степень интегрированности педагога в профессиональную группу, которая, со своей стороны, отождествляет его в качестве «своего» [3, с. 209-210].

Таким образом, для современного педагогического работника, реализующего профессиональные обязанности в процессе обучения ИЯ студентов неязыковых вузов, род его деятельности приобретает характеристики одного из способов реализации собственного потенциала [4, с. 191].

Отсюда следует, что все позитивные изменения, фиксирующиеся в процессе овладения профессией и последующей деятельности по её выполнению,

служат становлению его личности как высококвалифицированного специалиста в своём деле (К.В. Карпинский, А.М. Колышко, С.В. Хинце, Л.Б. Шней-

дер).

Осознание принадлежности к собственной профессии и связанная с ним самоидентификация с определенным экспертным сообществом помогают педагогу интересующего нас профиля в процессе ориентации в динамичных социо-экономических и культурных условиях. Соответственно, повышается эффективность реализации им различных видов деятельности [5, с. 12]. Кроме того, становление профессиональной идентичности подразумевает также освоение индивидом норм, ценностей и традиций, характерных для рассматриваемой категории педагогов [2, с. 345].

Следует также при этом учитывать, что интересующий нас феномен не представляет собой конкретное качество преподавателя ИЯ. Под этим термином необходимо понимать сам процесс роста в соответствующей сфере, благодаря которому у человека формируется устойчивая самоидентификация в качестве профессионала [5, с. 15]. Этим и объясняется его полиаспектный характер, указанный в начале статьи.

В результате, как следует из анализа литературы, профессиональная идентичность аккумулирует влияние следующих факторов:

- социальные;

- экономические [6, с. 318];

- культурные;

- особенности среды, в которой преподаватель реализует собственные обязанности [4, с. 199].

На её формирование оказывают мощное влияние череда событий профессиональной жизни, влияющих на самопознание педагога как субъекта профессиональной деятельности, и степень развития у него системы профессионально значимых качеств и черт [3, с. 210].

Отсюда следует, что её структурные элементы тесно связаны с основными видами деятельности современного преподавателя иностранного языка, обучающего будущих специалистов нелингвистического профиля.

Основное направление таковой составляет учебная работа [7, с. 55]. В этой связи в первую очередь стоит упомянуть, что реализуемые сегодня ФГОС третьего поколения внесли принципиальные изменения в требования к оценке её эффективности (Л.В. Астахова, Н.В. Матвеева, О.К. Полуэктова, Н.В. Русакова, Е.В. Федоткина, К.Г. Фрумкин).

Наиболее характерными при этом являются:

- отход от системы обучения и контроля результатов «по дисциплинам» [6, с. 320];

- введение понятия «компетенций», как меры, определяющей подготовленность выпускников, завершивших обучение по программам высшего образования [8, с. 45-46].

Абсолютное большинство компетенций развивается путём освоения не одной, а нескольких академических дисциплин (С.М. Ганеев, М.А. Егорова, В.Ю. Ельцова, А.Н. Логиновский, Л.И. Хмарова) в процессе практической реализации в обучении компетентностного подхода.

Данный процесс предполагает создание в образовательном пространстве вуза структур, благоприятствующих формированию у студентов конкретных компетенций или их групп [9, с. 22]. Это, в свою очередь, ставит вопрос о существенных преобразованиях в области учебно-методического обеспечения образовательного процесса [9, с. 23].

Соответственно меняется и роль преподавателя. Современный педагог, обучающий студентов нелингвистических направлений иностранному языку, не должен идентифицировать себя как носителя суммы готовых знаний, которые необходимо транслировать обучающимся [7, с. 57].

Важной чертой его профессиональной идентичности становится осознание собственной позиции как наставника, указывающего будущим специалистам путь к формированию необходимых компетенций, как проводника, помогающего им ориентироваться в почти безграничных информационных потоках [8, с. 46].

Неотъемлемую часть деятельности преподавателя ИЯ, действующего в пространстве современного вуза, составляет научная работа (С.П Воровщиков, Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова). Сегодня она продолжает занимать значительный сегмент планируемой нагрузки и в основном сводится к публикации статей, монографий или подаче грантовых заявок [10, с. 20-21].

От количества времени, затрачиваемого на реализацию такого рода деятельности, зависит, как скоро относимый к рассматриваемой категории педагогический работник начнёт идентифицировать себя с профессиональным сообществом не только преподавателей, но и учёных [11, с. 22]. При этом научные поиски, апробация и верификация их результатов могут занимать многие годы [12, с. 50].

К сожалению, принятая теперь система нормирования рабочего времени педагогических работников организаций ВО не учитывает данного фактора (Х.Е. Арахамия, О.В. Игнатьева, М.А. Мазниченко, О.А. Михалькова). Решением данной проблемы может стать сокращение части аудиторной нагрузки преподавателя, например, за счёт перенесения части занятий в онлайн-формат. Это может помочь освободить время, необходимое для реализации научной деятельности [13, с. 55].

Ещё одной важной составляющей деятельности преподавателя ИЯ в неязыковом вузе является воспитательная работа (А.Е. Воскобойник, К.В. Екимова, Ю.Ю. Колесников, А.А. Пирогова, Р.Е. Торгашев). Под данным термином обычно понимается деятельность, направленная на становление студента как личности (Н.В. Быстрова, В.В. Сульдина, А.В. Хижная, С.А. Цыплакова).

Соответствующие элементы воспитания с необходимостью должны присутствовать на всех аудиторных и внеаудиторных занятиях у каждого педагога [2, с. 347]. Это, в свою очередь, требует от последнего прилагать дополнительные усилия и поддерживать необходимый уровень эмоционального напряжения [5, с. 17]. Необходимость активных действий в такой ситуации способствует развитию у педагогического работника исследуемой сферы понимания той роли, ко-

Библиографический список

торую он играет в формировании обучаемого как достойного члена современного общества [12, с. 57-58].

С другой стороны, приходится констатировать, что в актуальных сегодня шаблонах индивидуальных планов преподавателей этому виду деятельности уделяется явно недостаточно внимания [14, с. 213]. Зачастую планируются лишь работа кураторов и руководство внеучебной активностью студентов. Данная негативная тенденция усугубилась актуальными в период борьбы с COVID-19 рекомендациями использовать формы обучения, минимизирующие очное общение между субъектами образовательных отношений [10, с. 26]. В такой ситуации в воспитательной деятельности может быть задействована лишь небольшая часть профессорско-преподавательского состава [11, с. 25]. Следовательно, снижается интенсивность развития соответствующего аспекта профессиональной идентичности педагогов [14, с. 217].

Отсюда следует, что современным исследователям и практикам необходимо более плотно заняться вопросами формирования профессиональной идентичности преподавателя иностранного языка в текущих условиях (о чём уже неоднократно писали авторы О.А. Андриенко, Т.А. Безенкова, Е.В. Олейник, О.А. Портнова, ГИ. Рогалева, Е.И. Хачикян и др.).

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем заявить, что профессиональная идентичность преподавателя, обучающего иностранному языку лиц, осваивающих образовательные программы нелингвистических вузов, является важным слагаемым успешной реализации его обязанностей. Этот феномен носит комплексный характер. Следовательно, степень его выраженности оказывает влияние на эффективность учебной, научной и воспитательной деятельности такого педагога.

С другой стороны, многоаспектность профессиональной идентичности объясняет тот факт, что на её развитие могут оказывать влияние самые различные факторы. Прежде всего, это относится к социальной, экономической и культурной среде, в которой преподаватель ИЯ осуществляет свою деятельность. Определённое воздействие оказывают и особенности конкретной образовательной организации. Сведение к минимуму возможных негативных последствий действия перечисленных факторов является важной задачей современных педагогов-исследователей и практиков.

1. Кубачева К.И., Баева Т.А., Суслова О.В. Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов. Вопросы методики преподавания в вузе. 2020; Т. 9; № 34: 33-40.

2. Губарь С.А. Утрата профессиональной идентичности преподавателя вуза. Образование и право. 2020; № 4: 344-348.

3. Перинская Н.А. Профессиональная идентичность. Знание. Понимание. Умение. 2018; № 2: 209-211.

4. Корчагин Е.Н. Профессиональная идентичность: обзор зарубежных исследований. Педагогика и психология образования. 2023; № 1: 190-203.

5. Porter J., Wilton A. Professional identity of allied health staff. Allied Health. 2019; Vol. 48; № 1: 11-17.

6. Kubacheva K.I., Baeva T.A. Teaching foreign language students sociotypes' (extroverts and introverts) personal characteristics in nonlinguistic faculties. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2017; Vol. 5; № 2: 317-320.

7. Гусева Н.В. Организация контроля в процессе преподавания иностранного языка студентам экономических специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 55-57.

8. Вялкова О.С. Требования федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения ++ к инженерно-графической подготовке бакалавра-строителя. Высшее образование сегодня. 2021; № 2: 45-54.

9. Гнедаш Е.С. Формирование смыслообразующей мотивации учения студентов педагогического вуза в цифровом образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 22-25.

10. Фасоля А.А., Останина Е.А., Уварина Н.В. Трансформация деятельности преподавателя вуза и её хронометраж в условиях дистанционного формата. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020; № 4: 20-28.

11. Арнаутова Н.Р Учёный и его профессиональная идентичность. Лингвистика и образование. 2023; Т. 3; № 2: 16-26.

12. Омаров О.М., Борлакова Б.М., Новикова Н.Б. Формирование дидактической культуры педагога в структуре вузовской подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 50-59.

13. Шабанова Т.Н. Уровни дидактической компетентности педагога. Среднее профессиональное образование. 2021; № 9 (313): 54-56.

14. Расщепкина Е.Д. Специфика воспитательной работы в вузе. Теория и технология металлургического производства. 2020; № 1: 212-218.

15. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

References

1. Kubacheva K.I., Baeva T.A., Suslova O.V. Individual'nyj podhod v obuchenii inostrannym yazykam studentov neyazykovyh vuzov. Voprosy metodikiprepodavaniya v vuze. 2020; T. 9; № 34: 33-40.

2. Gubar' S.A. Utrata professional'noj identichnosti prepodavatelya vuza. Obrazovanie i pravo. 2020; № 4: 344-348.

3. Perinskaya N.A. Professional'naya identichnost'. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2018; № 2: 209-211.

4. Korchagin E.N. Professional'naya identichnost': obzor zarubezhnyh issledovanij. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2023; № 1: 190-203.

5. Porter J., Wilton A. Professional identity of allied health staff. Allied Health. 2019; Vol. 48; № 1: 11-17.

6. Kubacheva K.I., Baeva T.A. Teaching foreign language students sociotypes' (extroverts and introverts) personal characteristics in nonlinguistic faculties. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2017; Vol. 5; № 2: 317-320.

7. Guseva N.V. Organizaciya kontrolya v processe prepodavaniya inostrannogo yazyka studentam 'ekonomicheskih special'nostej. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 55-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Vyalkova O.S. Trebovaniya federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta tret'ego pokoleniya ++ k inzhenerno-graficheskoj podgotovke bakalavra-stroitelya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2021; № 2: 45-54.

9. Gnedash E.S. Formirovanie smysloobrazuyuschej motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza v cifrovom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 22-25.

10. Fasolya A.A., Ostanina E.A., Uvarina N.V. Transformaciya deyatel'nosti prepodavatelya vuza i ee hronometrazh v usloviyah distancionnogo formata. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2020; № 4: 20-28.

11. Arnautova N.R. Uchenyj i ego professional'naya identichnost'. Lingvistika iobrazovanie. 2023; T. 3; № 2: 16-26.

12. Omarov O.M., Borlakova B.M., Novikova N.B. Formirovanie didakticheskoj kul'tury pedagoga v strukture vuzovskoj podgotovki bakalavrov v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 50-59.

13. Shabanova T.N. Urovni didakticheskoj kompetentnosti pedagoga. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 2021; № 9 (313): 54-56.

14. Rasschepkina E.D. Specifika vospitatel'noj raboty v vuze. Teoriya i tehnologiya metallurgicheskogo proizvodstva. 2020; № 1: 212-218.

15. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

Статья поступила в редакцию 08.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.