Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL TRAINING OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Ирина Владимировна, Поспелова Юлия Юрьевна, Шурыгина Ольга Васильевна

Статья посвящена рассмотрению педагогических условий информатизации процесса подготовки студентов направления «Педагогическое образование» к их будущей профессиональной деятельности в качестве учителей иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурова Ирина Владимировна, Поспелова Юлия Юрьевна, Шурыгина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR TRAINING OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the consideration of the pedagogical conditions of informatization of the process of preparing students in "Pedagogical Education " for their future professional activities as teachers of foreign languages.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ»

Опыт организации образовательного процесса в дистанционном формате позволил нам обобщить и выделить и другие варианты использования интернет-технологий и интерактивных форм взаимодействия со студентами в новых условиях образования. Для организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения возможны задания следующего плана:

- написание реферата и/или анализ рефератов одногруппников по выделенным и обоснованным критериям;

- составление аннотированного библиографического списка источников по обозначенной проблеме, используя ресурсы электронных библиотечных систем, научной электронной библиотеки eLIBRARY, электронной библиотеки университета;

- участие в вебинарах, конференциях, мастер-классах, тренингах, проводимых дистанционно при помощи ресурсов сети интернет;

- создание группы в социальных сетях с обсуждением состоявшихся мероприятий (лекции, практического занятия, конференции, встречи и т.д.);

- создание и наполнение информационными ресурсами web-страниц, посвященных сфере профессиональной деятельности, проблеме как индивидуально, так и в микро-группах;

- разработка и проведение индивидуальных и групповых проектов с использованием ресурсов сети интернет.

Выводы. Таким образом, изучение вопросов дистанционного обучения в современной реальности требует особого внимания. На первый план, на наш взгляд, должны выходить не только значимые достоинства или очевидные недостатки. Разумное сочетание дистанционной и контактной работы, использование современных приемов и технологий позволит получить квалифицированного, компетентного и конкурентоспособного специалиста, который без существенных проблем сможет работать в современных экономических и социальных условиях. Стоит так же отметить, что именно дистанционное образование позволяет использовать разнообразные источники информации, в том числе и нетрадиционные. Обучающий имеет возможность выйти на более высокий уровень самостоятельности, креативности. У преподавателя совершенствуется информационная компетентность за счет применения инновационных форм и методов обучения. Образование в целом приобретает новый формат более доступный и массовый по характеру распространения.

Литература:

1. Буторина А.Н., Малыхина Е.В., Маракушина И.Г. Психолого-педагогическая деятельность в школе: учебное пособие. - Архангельск: КИРА, 2014. - 106 с.

2. Буторина А.Н., Малыхина Е.В., Филиппова И.В. Изменение подхода к формированию компетенций будущих социальных педагогов при организации практики //Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61 - 1. - С. 21-24.

3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/1_97/ st064.html (дата обращения: 26.08.2020).

4. Самосенкова Т.В., Толмачева Е.В. Обучение профессиональному речевому общению иностранных студентов на основе технологии веб-квест // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 13 (156). - Выпуск 18. - С. 282-285.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бурова Ирина Владимировна

Нижегородский государственный лингвистический университет

имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук Поспелова Юлия Юрьевна

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Шурыгина Ольга Васильевна

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению педагогических условий информатизации процесса подготовки студентов направления «Педагогическое образование» к их будущей профессиональной деятельности в качестве учителей иностранных языков.

Ключевые слова: педагогические условия, информатизация образовательного процесса, профессиональная подготовка учителя иностранных языков.

Annоtation. The article is devoted to the consideration of the pedagogical conditions of informatization of the process of preparing students in "Pedagogical Education " for their future professional activities as teachers of foreign languages.

Keywords: pedagogical conditions, informatization of the educational process, professional training of a foreign language teacher.

Введение. Сфера образования представляет собой информационно насыщенную среду, где информационная деятельность студентов является центральной, создающей основу для познания профессии, интеллектуального, культурного, личностного развития. С 90-х годов ХХ века по настоящее время проблема информационной подготовки будущих специалистов в области иноязычного образования является объектом пристального внимания российских ученых и предметом фундаментальных исследований в разных аспектах (Б.С. Гершунский, М.Н. Евстигнеев, И.Г. Захарова, А.В. Зубов, О.А. Козлов, Н.Ф. Коряковцева, Г.А. Кручинина, А.Н. Назаренко, Е.С. Полат, П.В. Сысоев, И.В. Роберт и др.). В результате сложилась

совокупность научных представлений, позволяющих достаточно успешно формировать информационно-коммуникационную компетенцию будущих специалистов в области иноязычного образования.

В то же время многие исследователи справедливо отмечают, что в современных условиях глобальных информационных потоков, цифровизации образовательного пространства школы затруднена подготовка специалистов в области преподавания иностранных языков (ИЯ) в вузе, которые смогут успешно реализовать себя в профессиональном плане в информационно-коммуникационной среде школы будущего. В результате напрашивается закономерный вывод о том, что до настоящего времени не сложилась целостная концепция информатизации образовательного процесса по подготовке учителей иностранного языка к их будущей профессиональной деятельности.

Значимость информационно-технологической подготовки для достижения конкретных целей обучения ИЯ, связанных с компьютерной грамотностью, освоением правил, навыков и умений использования информационно-коммуникационных средств в учебных и профессиональных целях не вызывает сомнений. В связи с этим, в условиях глобальной технологизации современной жизни человеческого социума вопрос выявления педагогической сущности информатизации образовательного процесса по подготовке будущих учителей ИЯ представляется чрезвычайно актуальным.

Целью настоящего исследования является изучение педагогических условий информатизации процесса подготовки студентов вуза к их будущей профессиональной деятельности в качестве учителей ИЯ. В ходе исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ существующих в науке точек зрения на рассматриваемую проблему, наблюдение за образовательной средой вуза, анкетирование, анализ и обобщение результатов.

Изложение основного материала статьи. Деятельность - многоаспектное явление, которое определяется в философии, педагогике, психологии и социологии. В психологии деятельность определяется как совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов и др.). К.А. Абульханова-Славская приходит к выводу, что нахождение личностью смысловых звеньев в своей жизнедеятельности, воспроизводство всех ее отношений к людям, деятельности, труду, опосредованных мировоззрением, ценностями, жизненными установками, позициями является источником её развития [1].

В современных условиях организации иноязычного образования одной из разновидностей социальной деятельности выступает информационная деятельность личности. В качестве важнейшей предпосылки, определяющей значимость информационной деятельности обучающихся, мы выделяем информатизацию образовательного процесса в вузе. Педагогический терминологический словарь трактует информатизацию образования как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [11]. И.И. Павленко, рассматривая информатизацию как базовую категорию для перестройки управления процессами обучения и самообучения в высшей школе, определяет информатизацию как всеобщий комплексный социальный процесс и динамично развивающийся социальный институт информационного общества, имеющий сквозной характер и пронизывающий все сферы жизнедеятельности общества, его социальные институты и организации [8].

На современном этапе развития системы образования, как отмечает В.П. Сысоев, информатизация включает весь спектр мер - от компьютеризации и разработки программного обеспечения до формирования информационной культуры обучающихся [10]. В методической науке информатизация иноязычного лингвистического образования трактуется как комплекс мер по обеспечению процесса обучения и овладения иностранным языком и культурой страны изучаемого языка, методологией, технологиями разработки новых учебных и учебно-методических материалов, методиками использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении, подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров, способных широко использовать потенциал информационных технологий на практике [10]. В фокусе нашего внимания - педагогические условия информатизации образовательного процесса по подготовке студентов вуза направления «Педагогическое образование» к будущей профессионально-педагогической деятельности.

В дидактико-методической литературе термин «педагогические условия» трактуется достаточно широко. Так, Н.М. Борытко понимает педагогические условия как внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, сконструированного педагогом и предполагающего достижение определенного результата [5]. Согласно мнению В.И. Андреева, педагогические условия представляют собой такие обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора и применения содержания, методов и организационных форм обучения для достижения конкретных дидактических целей [3]. Принимая во внимание все рассмотренные точки зрения, педагогические условия информатизации образовательного процесса по подготовке учителей ИЯ в вузе можно сформулировать как комплекс мер и средств, направленных на достижение конкретных образовательных результатов по формированию профессиональных компетенций будущего учителя ИЯ и обеспечивающих эффективность педагогической деятельности с использованием современных информационных технологий.

Главным условием информатизации образовательного процесса является наличие единой электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), которая создаётся в вузе в соответствии с требованиями к реализации образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование». Согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ (ФГОС ВО), каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к ЭИОС с подключением к сети Интернет [9]. В Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ) структура ЭИОС состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: сайт вуза с размещением информации об основных образовательных программах, реализуемых в вузе, нормативных документов, расписания, новостей; платформа дистанционного обучения LMS Moodle, содержащая электронные учебно-методические комплексы по разным дисциплинам; средства коммуникации (форумы, видеоконференции); электронно-библиотечная система; компьютерная поддержка образовательных программ [6].

Кафедра методики преподавания ИЯ, педагогики и психологии НГЛУ формирует профессиональные психолого-педагогические и методические компетенции будущих учителей основных европейских языков

(английского, немецкого, французского, испанского, итальянского), владеющих современными технологиями их преподавания. На основе платформы дистанционного обучения LMS Moodle для студентов бакалавриата и магистратуры преподавателями кафедры разработан ряд курсов по дисциплинам психолого-педагогического цикла. Структура электронных курсов учитывает особенности преподавания конкретных дисциплин и соответствует модульному принципу построения. Так, электронный курс по теоретическим дисциплинам включает следующие элементы: аннотация (постановка целей, задач, требования к качеству выполнения работ, критерии оценки результатов); электронные лекции, содержащие текстовую и иллюстративную информацию, ссылки на источники; темы семинарских занятий и задания по темам, включая вопросы, рекомендации к составлению сообщений, примеры выполнения контрольных заданий; список основной и дополнительной литературы; средства контроля: интерактивные тесты, ситуативные задания, эссе и творческие проекты; материалы для самостоятельного углубленного изучения тем; форум для проведения семинаров и консультаций [2]. LMS Moodle позволяет также более эффективно осуществлять гибкий контроль профессиональной педагогической деятельности студентов НГЛУ во время учебной и производственной практик.

Следующим условием информатизации образовательного процесса выступает обеспечение студентов вуза научной и учебно-методической литературой. ЭИОС вуза даёт возможность круглосуточного дистанционного доступа к электронной библиотечной системе (ЭБС), которая представляет собой совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединённых по тематическим и целевым признакам, снабженную дополнительными сервисами, облегчающими студентам и преподавателям вуза поиск документов и работу с ними. В НГЛУ это «Университетская библиотека онлайн» - современная образовательная платформа с множеством сервисов работы с электронными формами книг, которая позволяет производить поиск «свежих» учебно-методических пособий. К несомненным достоинствам ЭБС нашего вуза отнесём возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к каждому изданию, входящему в систему, не менее чем для двадцати пяти процентов обучающихся, а также возможность дистанционного доступа обучающихся к системе из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Обеспечение учебно-воспитательного процесса современными электронными средствами обучения является требованием к материально-техническому оснащению образовательных программ и еще одним важным условием информатизации образовательного процесса в вузе. Во время стремительного развития средств телекоммуникации эта проблема является чрезвычайно насущной. Несмотря на то, что аудитории НГЛУ оборудованы проекторами и интерактивными досками, имеются компьютерные классы и лингафонные кабинеты, оборудование постепенно устаревает, требует обновления и постоянной технической поддержки.

В ноябре 2019 НГЛУ представилась возможность обновить фонд технических средств, когда в вузе, в рамках реализации национального проекта «Образование», был открыт центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов «Учитель будущего». В связи с этим, часть аудиторий вуза оснастили новыми информационными средствами обучения, что позволяет в настоящее время реализовывать деятельностный подход к формированию профессиональных компетенций будущего учителя ИЯ, в том числе его информационно-коммуникационной компетенции (далее ИКТ-компетенция). Под ИКТ-компетенцией учителя ИЯ мы понимаем профессиональную компетенцию, предусматривающую способность использовать новые информационные технологии и электронные средства обучения для решения дидактических задач иноязычного образования и развития ИКТ-компетенции обучающихся.

В свете рассматриваемой проблемы нельзя не остановиться и на такой характеристике образовательного процесса в вузе, как реконструкция отношений информационного обмена между преподавателем и студентом. Современное вузовское обучение характеризуется внедрением элемента самостоятельной работы обучающихся. ФГОС ВО выделяет лишь 40% от общего объема часов на контактную форму работы в ходе освоения учебной дисциплины или модуля [9]. Остальное количество часов даётся студентам на самостоятельное овладение содержанием учебных дисциплин. Профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии НГЛУ М.А. Ариян, рассуждая о проблемах профессиональной подготовки учителя ИЯ в новых образовательных условиях, утверждает, что повышение эффективности учебного процесса связано именно с реализацией способности человека к автономному учению. Исследователь отмечает, что овладение системой автономного учения особенно актуально для студента - будущего учителя, поскольку это благотворно сказывается на формировании модели его последующей профессиональной деятельности. При этом формы самостоятельной работы студентов по изучению методической науки могут быть разными: самостоятельное добывание и изучение научных источников по теме; подготовка докладов; анализ учебно-методических комплектов с опорой на предложенные критерии; компьютерные презентации подготовленных сообщений; разработка сценариев уроков или внеклассных занятий; разработка фрагментов уроков и обсуждение их в онлайн режиме; разработка проектов индивидуально или в составе творческой группы и т.п. [4].

Очевидно, что роль преподавателя в этом процессе сводится не столько к передаче знания, сколько к обучению стратегиям самостоятельного поиска, нахождения, переработки профессионально-значимой информации и создания собственного профессионального продукта. Сегодня преподаватель вуза должен уметь организовать процесс обучения таким образом, чтобы направить мышление обучающихся в русло автономного совершенствования собственного профессионализма [7]. С развитием учебной автономии студентов расширяется и номенклатура функций современного преподавателя, который выступает уже не столько в роли ретранслятора знаний, сколько наставника, модератора, координатора самостоятельной учебной деятельности студентов. Такое положение вещей, несомненно, является следствием реализации в системе высшего образования личностно-деятельностного и компетентностного подходов, а также стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим, возникает насущная необходимость в формировании автоматизированных навыков и рабочих умений осуществлять образовательный процесс с использованием электронных средств обучения у студентов - будущих учителей ИЯ и совершенствовании ИКТ-компетенции действующих преподавателей.

Пандемия ковид-19 2020 года продемонстрировала реальную потребность в повышении уровня ИКТ-компетенции современных учителей ИЯ и преподавателей вуза, поэтому еще одним условием информатизации образовательного процесса назовём организацию регулярной работы по повышению

квалификации в области информационных и цифровых технологий. В текущем году весь профессорско-преподавательский состав НГЛУ дважды осуществил обучение в рамках курсов повышения квалификации по использованию новых информационно-коммуникационных технологий в образовательных целях. Результатом такой работы стало более активное и грамотное использование преподавателями вуза дистанционных технологий (Zoom, BigBlueButton, You tube stream, vodcast и т.п.), технологии смешанного обучения (blended learning), «перевёрнутого класса» (flipped classroom) и т.п.

В рамках проводимого исследования авторами было осуществлено анкетирование студентов второго курса направления подготовки «Педагогическое образование» в количестве 40 человек с целью выяснить, насколько они осознают важность и необходимость наличия у учителя ИЯ ИКТ-компетенции. 55% респондентов признали, что знание современным учителем ИЯ возможностей компьютерных технологий и умение использовать их в образовательных целях имеет огромное значение. В то же время 40% отметили, что это имеет большое значение, но не первостепенное. В качестве базовых профессиональных навыков и умений, которыми должен обладать учитель ИЯ, чтобы соответствовать требованиям времени, опрошенные студенты назвали умение эффективно использовать современные педагогические и информационные технологии для реализации целей обучения (32,5%); навыки использования компьютерных технологий для поиска, отбора, переработки и хранения необходимой информации (25%); умение разрабатывать и создавать учебные электронные ресурсы, используя технические возможности компьютерного программного обеспечения и сети Интернет (17,5%); умение использовать возможности образовательных ресурсов сети Интернет (12,5%); умение визуального предъявления учебной информации посредством использования компьютерных программ (12,5%).

70% респондентов отметили необходимость наличия в основной образовательной программе по данному направлению подготовки учебного курса «Информационные технологии в обучении ИЯ» с преобладанием практических занятий, в ходе которых студенты хотели бы овладеть умениями работать с интерактивной доской, интерактивными панелями и другими электронными средствами обучения (32% опрошенных); осваивать компьютерные программы, позволяющие разрабатывать и создавать самостоятельно учебные электронные ресурсы (27,5%); использовать конструкторы тестов для создания тестовых материалов с целью оценивания учебной деятельности школьников (20,5%); формировать представление о возможностях электронной образовательной среды в обучении иностранным языкам (20%). Анализ результатов анкетирования позволяет констатировать, что современные студенты считают важным достижение высокого уровня развития ИКТ-компетенции для успешной профессионально-педагогической деятельности в качестве учителя ИЯ.

Выводы. Педагогические условия информатизации образовательного процесса по подготовке студентов вуза направления «Педагогическое образование» к их будущей профессиональной деятельности составляют комплекс мер и средств, направленный на достижение конкретных образовательных результатов. Перечислим эти условия: наличие единой ЭИОС вуза; обеспечение студентов научной и учебно-методической литературой по всем преподаваемым дисциплинам, в том числе и по дисциплинам психолого-педагогического цикла, в электронной форме; обеспечение учебно-воспитательного процесса современными электронными средствами обучения с доступом к сети Интернет; развитие учебной автономии студентов; изменение сущности преподавательской деятельности: от ретранслятора знаний к координатору автономной учебной деятельности студента; формирование, развитие и постоянное совершенствование ИКТ-компетенции учителя ИЯ. Только совокупность названных педагогических условий может способствовать достижению конкретных образовательных результатов высшего профессионального иноязычного образования.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Акатьев Д.Ю., Курицына Г.В. Специфика реализации электронного и дистанционного обучения в НГЛУ на платформе MOODLE // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород: НГЛУ, 2017. Выпуск 38. С. 166-175.

3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

4. Ариян М.А. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в новых образовательных условиях [Электронный ресурс] // Преподаватель XXl век. Актуальные проблемы образования. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/professionalnaya-podgotovka-uchitelya-inostrannogo-yazyka-v-novyh-obrazovatelnyh-usloviyah (дата обращения: 12.10.20)

5. Борытко Н.М., Байбаков И.А., Соловцова А.М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 40 с.

6. Курицына Г.В. Роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества подготовки современного специалиста // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород: НГЛУ, 2011. Выпуск 16. С. 213-221.

7. Марус Ю.В. Изменение роли преподавателя вуза в современных условиях [Электронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. №2 (9) апрель-июнь. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/vyp-rus/2017-rus/2-9-rus (дата обращения: 11.10.20)

8. Павленко И.И. Информатизация как основа перестройки управления процессами обучения и самообучения в инновационном университете // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2014. №4. С. 92-98.

9. Приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2018 года об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160004 (дата обращения: 27.09.20)

10. Сысоев В.П. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. №5.

11. Электронная образовательная среда [Электронный ресурс] // Бесплатная интернет библиотека -Интернет ресурсы. Москва, август-сентябрь 2015. URL:

https://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2015/12/04/otchet_elektronnaya_obrazovatelnaya_sreda_final_15.pdf (дата обращения: 29.09.20)

Pedagogy

UDC 372.881.111.1

candidate of philological sciences, associate professor Butova Anna Vladimirovna

Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk)

THE ROLE OF PROFESSIONALLY-ORIENTED TEXTS IN COMMUNICATIVE COMPETENCE BUILDING AMONG NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация. Одной из основных особенностей современной системы высшего образования является ориентированность на приобретение и умение применить практические навыки, необходимые для решения конкретно обозначенных практических задач. В связи с этим требования к уровню языковой подготовки в техническом вузе претерпели значительные изменения. Цель статьи - рассмотреть профессионально-ориентированное чтение как один из компонентов коммуникативной деятельности будущих специалистов. Подчеркивается, что владение чтением на иностранном языке представляет собой средство формирования профессиональной коммуникативной компетенции, а также условие для успешной профессиональной деятельности и общения. Описываются этапы обучения чтению, виды профессионально-ориентированного чтения, а также роль и задачи преподавателя в отборе текстов и мотивации студентов. Также в статье предлагаются примеры упражнений для каждого из этапов работы с иноязычным текстом.

Ключевые слова: неязыковой вуз, языковая подготовка, профессионально-ориентированное чтение, навыки чтения, знания по специальности, речевая деятельность.

Annotation. One of the main features of the modern higher education system is the focus on acquisition and the ability to apply the practical skills necessary to solve specific practical problems. In this regard, the requirements for the level of language training in a technical university have undergone significant changes. The purpose of the article is to consider professionally-oriented reading as one of the components in future specialists' speech activity. It is emphasized that FL (foreign language) reading skills is a means of professional communicative competence building, as well as a condition for successful professional activity and communication. The stages of teaching reading, types of professionally-oriented reading, as well as the teacher's role and function in the text selection and students' motivation are described. The article also offers examples of exercises for each stages of working with a FL text.

Keywords: a non-linguistic university, the foreign language competence, professionally-oriented reading, reading skills, specialty knowledge, a speech activity.

Introduction. The accession of our country into the European and International Community causes a change in attitudes towards foreign language study within modern Russian society. In recent years, the need for specialists who speak foreign languages has greatly increased, which is extremely important for strengthening their competitiveness in Russia's entry to the world market in the age of economic globalization.

In this regard, the requirements for the foreign language competence at a technical university have changed. The practical purposes for foreign language teaching are engineering graduates' level attainment in foreign language professionally-oriented communicative competence, which allows them to use a foreign language as a means of intercultural communication at the international standards in their professional activities [4].

Professionally-oriented reading is considered in this study as a component of specialists' communicative activity and is a special form of people interaction in the process of professional activity.

The professionally-oriented reading is carried out within the professionally- oriented training, which assumes a highly specialized training orientation, the obligatory identification of students' communicative needs, defining clear learning goals and content, the allocation of specific professional and communicative skills as objects of focused work, the adoption of a technical text as a training unit [1].

It is not coincidental, therefore, that reading skills remain the most important component in communicative competence, formed among students during their studies at a university. Reading foreign language special literature is one of the obligatory forms of the learning process in a non-linguistic university, which is explained by the constantly increasing information flow coming through the media and the Internet [3].

The main body of the article. FLSP teaching is currently recognized as a priority area in education updating [5].

It became necessary to take a new look at the learning process in general and at foreign language learning in particular. Foreign language communication is becoming an essential component of specialists' professional activity. Analysis of pedagogical scientific and methodological sources has shown that there are countless methodological directions and techniques for foreign language teaching at non-linguistic university faculties. Currently, the task is not only to master the FL communication skills, but also to acquire specialty knowledge.

Considering a foreign language as a means of forming a future specialist's professional orientation, N.D. Galskova notes that when studying professionally- oriented language material, a two-way connection is established between a student's desire to acquire special knowledge and the success of language acquisition [2, p. 4].

She considers a foreign language to be an effective means of professional and social orientation in a non-linguistic university. According to the author, to realize this potential, the following conditions must be met:

- a clear purpose statement in FL speech activity;

- social and professional orientation of this activity;

- learners' satisfaction in solving particular problems;

- the formation of learners' ability to take a creative approach to a particular problem solution;

- a favorable psychological climate in a learning team.

In linguodidactics and teaching methods of modern foreign languages and cultures, the issue of teaching professionally-oriented reading has been studied for several decades. Foreign language professionally-oriented reading as part of a future specialist's training is considered not only as one of the types of speech activity, but also as a basis for teaching listening, speaking and writing. Thus, reading acts as a means of forming professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.