Научная статья на тему 'Педагогические условия активизации устной речевой инициативы обучающихся инофонов'

Педагогические условия активизации устной речевой инициативы обучающихся инофонов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ИНИЦИАТИВА / АКТИВИЗАЦИЯ / МНОГОЯЗЫЧИЕ / РЕБЕНОК-ИНОФОН / SPEECH INITIATIVE / ACTIVIZATION / MULTILINGUALISM / CHILD-INOPHONE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Владимировна, Трембикова Алевтина Александровна, Глушкова Надежда Геннадьевна

Активизация устной речевой инициативы обучающихся инофонов является важнейшим направлением их личностного развития. В статье рассматриваются условия для создания активной речевой среды детей-инофонов, связанные с внешними и внутренними педагогическими факторами. Авторы статьи акцентируют внимание на поиске новых способов активизации устной речевой инициативы обучающихся инофонов, которые предполагают переход от пассивных технологий, в основе которых лежит информирование о языке как системе и освоение набора языковых конструкций, к технологиям, активизирующим деятельность каждого обучающегося, развитие их коммуникативных и когнитивных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of activization of oral speech of foreign language learners initiatives

Activation of oral speech of students of foreign language initiative is a very important part of their personal development. The article discusses the conditions for the creation of active speech environment children a foreign language related to internal and external pedagogical factors. The authors of the article focus on the search for new ways to activate the oral speech initiative of students inophones, which involve the transition from passive technologies, which are based on information about the language as a system and the development of a set of language structures, to technologies that activate the activities of each student, the development of their communicative and cognitive abilities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия активизации устной речевой инициативы обучающихся инофонов»

Реализация принципа инновационности повышения квалификации слушателей в педагогическом обеспечении довузовской подготовки включает применение в этом процессе всего самого современного и передового, в т. ч„ сетевой формы и реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В-четвертых, принцип практической направленности повышения квалификации в области педагогического обеспечения довузовской подготовки означает, что организаторам этого процесса следует выполнять несколько правил:

1) на учебных занятиях и в заданиях на самостоятельную работу моделировать реальные ситуации жизнедеятельности структурных подразделений довузовской подготовки и их педагогического обеспечения для того, чтобы происходила экстраполяция теоретических знаний в умения и навыки, компетенции, трудовые функции и действия слушателей;

2) повышение квалификации педагогических работников следует осуществлять по таким основным направлениям, как нормативно-право-вое, организационное, психолого-педагогичес-кое и методическое, но обязательно в русле педагогического обеспечения довузовской подготовки, что соответствует идеям контекстного образования [3];

3) в условиях подготовки специалистов для российской цифровой экономики необходимо самое пристальное внимание обратить на формирование и развитие у педагогических работников информационно-коммуникаци-онной компетентности (ИК-компетентности), которая характеризуется уверенным владением ими знаниями, наличием умений и опыта работы в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) образовательной организации и применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности; [б]

4) в повышении квалификации педагогических работников в области педагогического обеспечения довузовской подготовки следует более активно использовать возможности ЭИОС образовательной организации высшего образования. Результаты анализа вузовской

практики показывают, что в каждом из Университетов, в соответствии с требованиями по организации и осуществлению образовательного процесса, реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, создана своя ЭИОС.

Таким образом, дальнейшее совершенствование педагогического обеспечения довузовской подготовки возможно при создании в вузах педагогического условия, направленного на целенаправленное и непрерывное повышение квалификации педагогических работников, которое охватывает основные положения теории и передовую практику педагогического обеспечения подготовки учащихся к получению высшего образования. Повышение квалификации в этой области базируется на таких принципах, как целенаправленность и непрерывность; многоуровневость и поэтапность; инновационность; практическая направленность. Каждый из них на практике реализуется всеми участниками процесса повышения квалификации посредством правил, основные из которых сформулированы в данной статье.

Примечания:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/ с1оситеп1/соп5_с1ос_1.А\Л/_140174/

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"": http://kiro46.ru/docs/ prikaz_mintrud_613h.pdf.

3. Психология и педагогика контекстного образования: Коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. - М.; СПб.,: Нестор-История, 2018.-416 с.

4. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевые горизонты теории воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1. - №4 (52). - С. 54-66.

5. Сластенин В. А. и др. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сласте-нина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - С. 206-207.

6. Яковлев Б. С., Пустое С. И. Классификация и перспективные направления использования технологии дополненной реальности // Известия Тул-ГУ. Технические науки. - 2013. - Вып. 3. - С 484-492.

7. Как найти подход к педагогам-миллениалам? http://www.ug.ru/article/1035

05

1-Н

О

со

О-<

о

со

КД" У

81

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTIVIZATION OF ORAL SPEECH OF FOREIGN LANGUAGE LEARNERS INITIATIVES Morozova Anna Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Russian Language and Methods of Teaching

> <

X

LU S X

о

LU T

<

CI LU

с

Trembicova Alevtina Aleksandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Literature and Methods of Teaching

Glushkova Nadezhda Gennadievna, Senior Lecturer, Department of Russian Language and Methods of Teaching Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

Activation of oral speech of students of foreign language initiative is a very important part of their personal development. The article discusses the conditions for the creation of active speech environment children a foreign language related to internal and external pedagogical factors. The authors of the article focus on the search for new ways to activate the oral speech initiative of students inophones, which involve the transition from passive technologies, which are based on information about the language as a system and the development of a set of language structures, to technologies that activate the activities of each student, the development of their communicative and cognitive abilities.

Keywords: speech initiative; activization; multilingualism; child-inophone.

УДК372.881.161.1 ВАК РФ 13.00.02

©Морозова A.B., 2019 © Трембикова A.A., 2019 © Глушкова Н.Г., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧЕВОЙ ИНИЦИА ТИВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОФОНОВ

Активизация устной речевой инициативы обучающихся инофонов является важнейшим направлением их личностного развития. В статье рассматриваются условия для создания активной речевой среды детей-инофонов, связанные с внешними и внутренними педагогическими факторами. Авторы статьи акцентируют внимание на поиске новых способов активизации устной речевой инициативы обучающихся инофонов, которые предполагают переход от пассивных технологий, в основе которых лежит информирование о языке как системе и освоение набора языковых конструкций, к технологиям, активизирующим деятельность каждого обучающегося, развитие их коммуникативных и когнитивных способностей.

Ключевые слова: речевая инициатива; активизация; многоязычие; ребенок-инофон.

82

МОРОЗОВА Анна Владимирова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Русского языка и методики его преподавания

ТРЕМБИКОВА Алевтина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Литературы и методики ее преподавания

ГЛУШКОВА Надежда Геннадьевна, старший преподаватель кафедры Русского языка и методики его преподавания

Ставропольский государе твенный педагогический институт, Ставрополь

Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов предполагает необходимость выделения некоторых психологических маркеров, отмечающих особенности восприятия иной культуры.

Условия становления и развития индивидуального многоязычия ребенка-инофона зависят как от коммуникативной активности таких детей, так и доминантности одного из родных языков. В речи могут происходить явления замены, аттрикции, фоссилизации, ре-витализации, модернизации [8].

Уровни межкультурной компетенции обучающихся в условиях другого языка можно разделить условно на элементарный, базовый и продвинутый уровни.

На элементарном уровне межкультурной компетенции обучающийся не относится к проявлениям иной культуры негативно, но и не использует имеющиеся знания о ней в своей повседневной жизни (продолжает использовать опыт, приобретенный в семье); культура как иностранная.

Базовый уровень предполагает познания иной культуры в бытовой сфере, но они не глубоки и редко применяются в реальном общении; ребенок не может перевести шкалу ценностей родной культуры на чужую при контакте с ней; культура как иностранная. [1]

Языковая ситуация инофона должна быть сбалансирована, в этом случае ребенок будет владеть языками, использовать их в любых речевых ситуациях, не смешивая при этом системы разных языков [3]. Происходит частичное отождествление и смешение двух языковых систем, что приводит к ошибкам в речи (например, появлению интерференции, смешения в речи элементов двух языков до так называемого "полуязычия" на одном или каждом из языков билингва).

Обучение успешной коммуникации детей-инофонов без активизации речевой инициативы невозможно, так как процесс включения в языковую среду требует не только выражения мысли во внешней речи, но и желание ее выразить с определенной установкой, целью деятельности. "Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним основных в дидактике", - пишет Г.К. Селевко. Высокий уровень мотивации характеризует активность ребенка, которая стимулирует потребность в усвоении знаний и умений, выводит на результативность и соответствие социальным нормам" [б, с.55].

Деятельностная активность современных школьников представляет исследовательский интерес нескольких наук, в числе которых педагогика, психология психолингвистика и социология. Однозначного мнения о природе, факторах и условиях развития данного процесса нет. Это говорит о том, что создание условий, влияющих на развитие деятельностной активности, в том числе и речевой, процесс уникальный, требующий индивидуального подхода в каждом отдельном случае. От учителя требуется понимание конкретной ситуации, связанной обучением ребенка-инофона, владение специальными методиками, обеспечивающими процесс его гармоничного языкового развития.

Закон РФ "Об образовании" указывает на важность формирования у обучающихся адекватной современному уровню картины мира, формирование человека и гражданина, формирование духовно-нравственной личности [6, ст. 14, п.2].

Дети, находящиеся в ином языковом фоне, испытывают затруднения в различных ситуациях общения, включение их в процесс коммуникации - первоочередная задача, так как от успешности ее реализации зависит эффективное обучение и развитие.

Современные психолого-педагогические науки занимаются изучением вопросов, связанных с поиском средств и способов развития творческой активности обучающихся как результата изменения их речевой деятельности. В психолингвистике процесс речевой активности характеризуется как"энергетическая основа активности личности, её предметность, целенаправленность, зависимость способа выполнения действия от внешних условий" [8].

Инициативность как положительное свойство характера дает возможность личности перейти к активной деятельность, а значит - раз-витию. Внутреннее побуждение, порыв к

действию изначально проявляется в речи,далее в осознании процесса, а затем - деятельности. Не случайно в различных методиках обучения языку акцентируется внимание на речевой активности, на механизмы активизации коммуникативной деятельности.

В научной психолого-педагогической литературе поданной проблеме активная деятельность рассматривается как необходимое условие качества процесса обучения: от качества учения как деятельности, от качества протекания учебной деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

В психолого-педагогической литературе присутствуют различные точки зрения на то, что нужно понимать под инициативностью. "Инициатива (от франц. initiative, от лат. initium - начало) - почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности" [8], это важнейший показатель развития ребенка. Интерес, желание постигать новые формы деятельности формирует у ребенка инициативность. Такой ребенок любознателен, он сам организует формы работы, соответствующие собственному желанию, умеет общаться. Е.П. Ильин рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности [4].

Инициатива - важное качество личности, которое проявляется в умении принимать самостоятельное решение. Развитая у школьника инициативность дает толчок росту личности: обучающийся способен ставить перед собой задачи, планировать свои действия, последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, коммуникативно развит, проявляет творческое отношение к деятельности.

Поэтому активизация речевой инициативы обучающегося инофона - это процесс, усиливающий, придающий определенный вектор деятельности вообще и работающий на определенный результат - активность субъекта. Активизация речевой инициативы обучающегося инофона подразумевает под собой совместные действия учеников и педагогов, где последние являются организаторами, а первые -непосредственными и активными участниками или же пассивными объектами данного процесса, причем в процессе активизации они приобретают знания, умения и навыки, необходимые для собственной активной деятельности.

Апробация средств активизации речевой инициативы обучающихся инофонов в рамках

sc >

<

ш

s

Q Ш T

< et

Ш

с

•X 84

опытного обучения на базе МБОУ СОШ №21 г. Ставрополя (период 2014 - 2017 гг.) показала, что эффективность вышеназванного процесса достигается только при условии организации целенаправленной деятельности педагогов и воспитанников на основе творческого доверительного взаимодействия. Посредством устойчивой положительной мотивации к ре-чемыслительной деятельности активизируется инициативность, а также возникает потребность в прочных знаниях по предмету.

В ситуации включения в вышеназванный процесс обучающихся инофонов следует учитывать иной языковой фон. Взаимодействие такого плана невозможно осуществить без наличия определенных педагогических условий, определяющих не только успешность, но и эффективность данного процесса.

Современное образование призвано учитывать потребности обучающихся инофонов с позиций антропологического подхода, а это определяет необходимость пересмотра ключевых методических концепций, связанных с обучением русскому языку.

Определяя педагогические условия активизации речевой инициативы обучающихся инофонов, необходимо понимать механизмы их появления, выраженные не только во всех видах речевой деятельности, но и в социальных действиях. Инициатива речи проявляется в детском социуме, и одним из социально-психологических механизмов ее активизации является подражание. Этот механизм неосознан-ного или малоосознанного следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, правильно направленный, работает как первое условие активизации речевой инициативы обучающихся инофонов. Здесь особую роль играет учитель, выступающий образцом в предъявлении речи, с одной стороны, а с другой - инициатором учебной коммуникации, а также посредником в различных ситуациях общения обучающихся. Заражение - это социально-психологический механизм спонтанного включения в процесс общей деятельности, в процессе которой происходит включение инициативности на более продвинутом уровне. В этом плане для обучающихся инофонов механизм заражения имеет важное значение, так как он способствует сначала возникновению желания воспроизвести речевую модель по аналогии, а затем и инициировать ее и выразить во внешней речи.

Также важно выделить и такие педагогические условия, в соответствии с которыми школьники понимают и принимают важ-

ность процесса активизации речевой инициативы.

Возрастные особенности обучающихся инофонов, а также мотивационные составляющие в их деятельности играют особое значение в создании внутренних условий активизации речевой инициативы школьников. Взаимодействие детей-инофонов в рамках языковой среды школы организует внешние условия. Целенаправленно отобранные и сконструированные внешние и внутренние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на сознательно выстроенный педагогом процесс, направленный на получение конкретного результата и есть педагогические условия активизации речевой инициативы обучающихся инофонов.

Комплекс педагогических условий активизации устной речевой инициативы обучающихся инофонов может трактоваться как комплекс, способствующий достижению наивысшего результата активизации, определяет эффективность данного процесса. Эти условия должны применять в комплексе еще и потому, что неразрывно связаны и зависят друг от друга.

Первым условием является сформирован-ность у обучающихся инофонов положительной мотивации на активизацию речевой инициативы, выраженной в стремлении школьников к самостоятельной речевой деятельности. Формирование положительной мотивации активизации речевой инициативы позволяет преподавателю ставить перед обучающимися осознаваемые цели, самим планировать и предвидеть результат этой деятельности, тем самым выстраивать короткую и длинную мотивацию, или, по A.B. Брушлинс-кому, "систему перспектив" [2]. Одной из возрастных потребностей школьника и одновременно ведущей деятельностью является общение, поэтому положительная мотивация процесс формирования общеучебных умений более легким, а речевая инициатива активизируется непринужденно и с желанием.

Созданная педагогом доверительная образовательная среда, где обучающийся ребенок с иным языковым фоном чувствует себя свободно и, испытывая затруднение преодолевает с помощью всех участников образовательного процесса (для этого педагог создает ситуации принятия, поддерживает положительный фон занятий). И это второе условие активизации речемыслительной деятельности обучающихся инофонов. Данное условие обеспечивает обучающимся право развиваться свободно, индивидуально, с сохранением своего независимого пространства, помогает за-

щитить неустойчивую психику школьника от вредного влияния окружающей среды. Понимание учителем потребностей обучающегося создают вокруг школьника комфортное положение в учебной среде, формируют чувство безопасности, обеспечивающее, по А. Маслоу [5], удовлетворение низших потребностей и развитию высших, направленных на творчество как высшее проявление активизации речевой инициативы. Комфортная среда дает школьнику и безопасность, и возможность самореализации, социализации в коллективе сверстников. Данное условие удовлетворяет и эмоциональную потребность данной возрастной категории, потому что в подобной зоне можно беспрепятственно эти эмоции проявлять.

Предоставление возможности каждому ученику реализовывать собственные творческие идеи, осуществлять самоконтроль и самооценку речевой деятельности, в том числе связанной с родной для ребенка с иным языковым фоном культурой. Это третье условие, которое создает основу для формирования у школьников языковых умений, позволяющие им в процессе активизации речевой инициативы реализовывать контролировать свои ре-чемыслительные действия, анализировать их, если нужно, изменять стратегию поведения. Именно поэтому в рамках этого условия необходима специальная система средств (элементы содержания, методы, приемы, средства) и форм, способствующих скорейшему достижению поставленной цели - активизации речевой инициативы обучающихся инофонов. Прочная языковая база позволит им уйти от ситуации коммуникативной неудачи, снять комплекс перед изучением предметов, что обеспечит свободную активизацию речевой инициативы.

Разработка методики активизации устной речевой инициативы обучающихся инофонов

05

Н

О

со

Q-<

о

со

подразумевает поиск средств, способствующих с помощью речевых и социально-психо-логических механизмов актуализации деятельности обучающихся инофонов и включению их в процесс эффективной коммуникации. В этой связи предметное информирование обучающегося с иным языковым фоном о языковой системе русского языка без активизации его речевой деятельности во всех ее видах (говорение, слушание, чтение и письмо) не будет эффективным. Использование современных педагогических технологий с целью развития когнитивных и коммуникативных общеучебных умений обучающихся инофонов и активизации их речевой инициативности как процесса, вызванного в непосредственной деятельности, является необходимым условием успешного обучения ученика в условиях современной школы.

Литература:

1. Атарщикова E.H., Морозова A.B.Условия языко- KL> у вого развития детей-инофонов в полиэтничес- л кой школе // Гуманизация образования. - 2016. - i №1. - С. 32-35.

2. Брушлинский A.B. Мышление как процесс и познавательная мотивация // Мышление, процесс, деятельность, общение. - М.: Академия, 1982. 85 -С. 124-135.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М. : Моск. психолого-социальный институт, 2016. - 423 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006.-512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Маслоу А. Самоактуализация личности // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 8-17.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. - М., 2005. - 354 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"

8. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал - 2010. - №2(4) - С. 6-11.

LINGUISTIC AND DIDACTIC FEATURES OF TEACHING PROFESSIONALLY-ORIENTED LANGUAGE IN TECHNICAL UNIVERSITIES

Neverova Natalia Vlktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Moscow A viation institute, Moscow

The article discusses the basic knowledge of a foreign language, which students in technical universities must have. In this regard, the following components of communicative competence are distinguished: cognitive, informational and Interactive. Within the framework of the competence-based approach, the peculiarities of teaching professional-oriented reading in a foreign language in a technical college are considered in detail, in addition, the didactic potential of modern information technologies was noted in the study of professionally oriented English. There is presented the importance of taking into account the specifics of the professional sphere.

Keywords: competence-based approach; llnguodidactlcs; communicative competence; professional competence; professional-oriented reading; audio-visual facilities; dialogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.