Научная статья на тему 'Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов'

Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БУДУЩИЕ ЭКОНОМИСТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТЕРНАРНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СМЕШАННЫЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ / INTERCULTURAL INTERACTION / WOULD-BE ECONOMISTS / INFORMATION APPROACH / TERNARITY / ELECTRONIC INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FOREIGN LANGUAGE / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Нэлли Хисматуллаевна, Демакова Галина Александровна, Ульянова Вера Геннадьевна

Межкультурная направленность современной общественной мысли реализуется в образовательной политике, рассматривающей современного выпускника высшего учебного заведения как личность, не только обладающую конкретными компетенциями и знаниями, а также способную к сотрудничеству и конструктивному поликультурному диалогу, взаимодействию с представителями разных культур, ориентирующуюся в системе социально-значимых мировых ценностей. Нет сомнения в том, что современная высшая школа, главными ориентирами которой выступают демократизация и гуманизация, делает значительный акцент в пользу подготовки студентов к межкультурному взаимодействию. В обозначенном контексте подготовка личности к межкультурному взаимодействию, как эффективному диалогу с представителями других культур и национальностей, становится одним из основных требований к гражданину поликультурного государства. Огромный потенциал для этого заложен в электронной информационной образовательной среде вуза, которая в условиях реализации современных документов в области высшего образовании видится современным целенаправленным компонентом образовательного процесса, формирующим мотивацию и потребность в учебе, позволяющим переосмыслить и развить коммуникативные навыки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Нэлли Хисматуллаевна, Демакова Галина Александровна, Ульянова Вера Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPPORTUNITIES OF ELECTRONIC INFORMATION EDUCATION SYSTEM OF UNIVERSITY FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE WOULD-BE ECOCOMISTS

The changes taking place in the modern world economic and socio-cultural space contribute to the growth of intercultural interaction, the expansion of cooperation in international educational projects, and professional contacts between representatives of different cultures. All this requires university graduates to be professionally competent, whose inherent indicators are fluency in a foreign language and proficiency in principles of intercultural dialogue. The intercultural educational policy is implemented in modern social thought that consider a modern university graduate as a person with not just specific competences and knowledge, but also ready to cooperate and to lead the multicultural communication. The modern specialist should know the system of socially significant world values. In modern pedagogical science, considerable experience has been accumulated in preparing students of different specialities for intercultural interaction, forming and developing the tolerance, intercultural communicative competences, educating the younger generations in a multicultural world. Nevertheless, the issue of preparing would-be economists for intercultural interaction in the context of the electronic information educational environment remains poorly developed today.

Текст научной работы на тему «Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов»

педагогически науки

Савельева Нэлли Хисматуллаевна, Демакова Галина Александровна, Ульянова Вера Геннадьевна ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

UDC 378.147

DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0401.0009

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

© 2020

AuthorID: 701501

SPIN: 2895-1875

Савельева Нэлли Хисматуллаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедра иностранных языков и образовательных технологий

AuthorID: 309466

SPIN: 2170-9256

Демакова Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедра иностранных языков

AuthorID: 736231

SPIN: 7711-3784

Ульянова Вера Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедра иностранных языков Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. им. Ленина, 69, e-mail: veka-moroz@rambler.ru)

Аннотация. Межкультурная направленность современной общественной мысли реализуется в образовательной политике, рассматривающей современного выпускника высшего учебного заведения как личность, не только обладающую конкретными компетенциями и знаниями, а также способную к сотрудничеству и конструктивному поликультурному диалогу, взаимодействию с представителями разных культур, ориентирующуюся в системе социально-значимых мировых ценностей. Нет сомнения в том, что современная высшая школа, главными ориентирами которой выступают демократизация и гуманизация, делает значительный акцент в пользу подготовки студентов к межкультурному взаимодействию. В обозначенном контексте подготовка личности к межкультурному взаимодействию, как эффективному диалогу с представителями других культур и национальностей, становится одним из основных требований к гражданину поликультурного государства. Огромный потенциал для этого заложен в электронной информационной образовательной среде вуза, которая в условиях реализации современных документов в области высшего образовании видится современным целенаправленным компонентом образовательного процесса, формирующим мотивацию и потребность в учебе, позволяющим переосмыслить и развить коммуникативные навыки обучающихся.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, будущие экономисты, информационный подход, тернар-ность, электронная информационная образовательная среда, иностранный язык, смешанный тип обучения.

THE OPPORTUNITIES OF ELECTRONIC INFORMATION EDUCATION SYSTEM OF UNIVERSITY FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE WOULD-BE ECOCOMISTS

© 2020

Savelyeva Nelly Khismatullaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

at the Department of Foreign Languages and Educational Technologies Demakova Galina Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Foreign Languages Ulyanova Vera Gennadievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Foreign Languages South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenina Av., 69, e-mail: veka-moroz@rambler.ru)

Abstract. The changes taking place in the modern world economic and socio-cultural space contribute to the growth of intercultural interaction, the expansion of cooperation in international educational projects, and professional contacts between representatives of different cultures. All this requires university graduates to be professionally competent, whose inherent indicators are fluency in a foreign language and proficiency in principles of intercultural dialogue. The intercultural educational policy is implemented in modern social thought that consider a modern university graduate as a person with not just specific competences and knowledge, but also ready to cooperate and to lead the multicultural communication. The modern specialist should know the system of socially significant world values. In modern pedagogical science, considerable experience has been accumulated in preparing students of different specialities for intercultural interaction, forming and developing the tolerance, intercultural communicative competences, educating the younger generations in a multicultural world. Nevertheless, the issue of preparing would-be economists for intercultural interaction in the context of the electronic information educational environment remains poorly developed today.

Keywords: intercultural interaction, would-be economists, information approach, ternarity, electronic informational educational environment, foreign language, blended learning.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях электронной информационной образовательной среды вуза с применением технологии тернарного представления учебной информации обуславливается необходимостью в:

- формировании личности будущего экономиста, способного ориентироваться в профессионально-значимых культурных ценностях для осуществления эффективного диалога с представителями разных культур и наций, что обуславливается социальным заказом и современными нормативно-правовыми нормами в сфере

образования РФ;

- разработке теоретико-методологической базы для эффективной подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях электронной информационной образовательной среды вуза с применением технологии тернарного представления учебной информации;

- построения и апробации системы и педагогических условий, обеспечивающих продуктивный процесс подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях электронной информационной образовательной среды вуза.

Основные концепты настоящего исследования со-

Savelyeva Nelly Khismatullaevna, Demakova Galina Alexandrovna, Ulyanova Vera Gennadievna pedagogical

THE OPPORTUNITIES OF ELECTRONIC INFORMATION EDUCATION SYSTEM ... sciences

гласуются с «Моделью российского образования для инновационной экономики на период до 2020 года» и не противоречат содержанию приоритетного национального проекта «Образование 2019-2024». Следует отметить, что вышеуказанные документы ориентированы на обеспечение и сохранение качественного инновационного развития и глобальной конкурентоспособности всех сфер экономики Российской Федерации.

Анализ психолого-педагогической литературы [1-22] в процессе изучения сущности и принципов межкультурного взаимодействия позволили выделить следующие противоречия: между требованиями государства и общества к выпускникам экономических факультетов, обладающих высокой степенью профессионализма, высоким уровнем владения иностранным языком, способностью осуществлять эффективную международную деятельность в сфере экономики и недостаточно высоким уровнем их профессиональной подготовки в области иностранных языков и, как следствие, между необходимостью организации процесса подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях электронной информационной образовательной среды вуза и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы и обеспеченностью методическим и техническим инструментарием.

В силу вышеизложенных противоречий становится очевидной необходимость подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях электронной информационной образовательной среды вуза, поскольку она согласуется с основным требованиями цифровизации и виртуализации, стоящими на сегодняшний день перед системой образования РФ; повысит качество подготовки и заинтересованность всех участников учебного процесса и, как следствие повысит уровень владения иностранным языком и степень готовности к эффективному межкультурному диалогу.

Мы считаем, что процесс подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях электронной информационной образовательной среды вуза обеспечивается:

- наличием информационной педагогической системы, разработанной в соответствии с основными принципами системного, деятельностного, культурологического и информационного подходов;

- комплексом педагогических условий: использование особенностей циркуляции учебной информации через оценку степени информационной насыщенности осуществляемого педагогического процесса и характеристику механизмов получения, передачи, распознавания, преобразования и хранения учебной информации на иностранном языке; использование технологии смешанного обучения иностранному языку (Blended Learning) с применением технологии тернарного представления учебной информации (визуальная модальность, ауди-альная модальность, кинестетическая модальность).

МЕТОДОЛОГИЯ

Задачи исследования:

- провести историко-педагогический анализ проблемы подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях электронной информационной образовательной среды вуза и определить ее современное состояние;

- разработать систему подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях электронной информационной образовательной среды вуза и выявить педагогические условия ее эффективного функционирования;

- представить и апробировать в процессе профессионального обучения будущих экономистов учебно-методическое обеспечение, предусматривающее подготовку будущих экономистов к межкультурному взаимодействию.

Очевидно, что при рассмотрении ЭИОС вуза с точки зрения методологического аппарата педагогики можно 38

выделить информационный подход, основные принципы которого направлены на изучение информационной природы педагогических явлений, оценку степени насыщенности учебной информации и т.д. В рамках нашего исследования оценка информации представляется важной с точки зрения возможности измерения количества представляемой учебной информации на иностранном языке в процессе подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию и предполагает:

- оценку структурных изменений разработанной педагогической системы подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию путем вычисления длины минимальной программы, позволяющей перевести одно множество состояний в другое (грамотное измерение информации);

- оценку изменения количества разнообразия источника (преподаватель) и приемника (обучающиеся) учебной информации межкультурной направленности на иностранном языке в результате ее передачи (грамотная переработка информации);

- оценку пополнения словарного запаса на иностранном языке приемника информации количеством полученной семантической (смысловой) и прагматической (аксиологической) информации (грамотная оценка и определение разового объема учебной информации в соответствии с уровнем языкового развития и возможностью взаимообмена между всеми участниками образовательного процесса).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Переработка учебной информации межкультурной направленности на иностранном языке в логике нашего исследования предполагает ее изменение путем отбора с точки зрения целесообразности, полезности и эффективности через фильтрацию, сжатие и редактирование. В целях оценки количественных и качественных показателей представляемой учебной информации с позиций информационного подхода целесообразно также привлечение математического аппарата, обеспечивающего эффективность, управляемость и предсказуемость педагогического процесса.

Следует отметить также наличие в исследованиях современных ученых различных дисциплинарных направлений рассуждения о тернарности мыслительных процессов. Тернарность проявляется в модальности и разнообразных форматах информационных сигналов, в трехуровневом представлении семантики коммуникационных сообщений, в трехкратном повторении изучаемого материала. Тернарный формат представления информации наиболее комфортен для восприятия и способствует эффективности мыслительных процессов.

В современной педагогической науке накоплен значительный опыт в подготовке к межкультурному взаимодействию у студентов разного профиля, формировании и развитии толерантности к представителям иных культур, межкультурных коммуникативных компетенций, воспитания подрастающих поколений в условиях поликультурного мира. Тем не менее, вопрос подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию при тернарном представлении учебных сигналов в условиях электронной информационной образовательной среды вуза на сегодняшний день остаётся слабо разработанным.

ВЫВОДЫ

Научная новизна исследования заключается в:

- определении теоретико-методологической базы исследования - синтез системного, деятельностного, культурологического и информационного подходов, основные принципы которых обеспечивают целостность и функциональность исследуемого процесса;

- в разработке информационной педагогической системы подготовки будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях электронной информационной образовательной среды вуза, реализующейся с учетом общепедагогических и специфических принци-

Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 1(7)

педагогически науки

Савельева Нэлли Хисматуллаевна, Демакова Галина Александровна, Ульянова Вера Геннадьевна ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

пов (коммуникативного партнерства и сотрудничества, инклюзивной культуросообразности, фасилитации);

- выявлении комплекса педагогических условий эффективного функционирования разработанной системы, включающий: использование свойств электронной информационной образовательной среды вуза и особенностей циркуляции учебной информации путем определения степени информационной насыщенности учебно-методического обеспечения исследования и эффективного применения в учебных целях механизмов получения, передачи, распознавания, преобразования и хранения полученной учебной информации с применением технологии тернарного представления учебной информации (визуальная модальность, аудиальная модальность, кинестетическая модальность);

- разработке критериально-диагностического аппарата для оценивания готовности будущих экономистов к межкультурному взаимодействию.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

- представлении историографии проблемы, обосновании роли эффективного межкультурного взаимодействия для профессиональной деятельности экономистов;

- уточнении понятия «межкультурное взаимодействие», «подготовка будущих экономистов к межкультурному взаимодействию», «электронная информационная образовательная среда вуза», «тернарность», «смешанное обучение;

- определении особенностей циркуляции учебной информации на иностранном языке и описании разработанной педагогической системы на языке теории информации, оценке степени информационной насыщенности образовательного процесса.

Практические результаты проведенного исследования представлены:

- программы спец.курса «Business English: Blended Learning» (учебная программа, система мастер-классов, заданий и кейсов, наглядных и дидактических печатных и электронных дистанционных материалов), обеспечивающей эффективную и целенаправленную подготовку будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях ЭИОС вуза;

- определением и характеристикой уровней и критериев готовности будущих экономистов к межкультурному взаимодействию;

- разработкой методических рекомендаций для Института экономики и управления УрФУ по подготовке будущих экономистов к межкультурному взаимодействию в условиях ЭИОС УрФУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев А. А. Интернет в высшей школе: состояние и проблемы //Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 29-33.

2. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика //Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113 -117.

3. Андреев А. А. Роль и проблемы преподавания в среде e-Learning //Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 41 — 45.

4. Белевитин В. А., Гафарова Е. А., Корчемкина Ю. В., Шварцкоп О. Н. Влияние тернарности представления учебной информации на повышение креативности обучающихся // European Social Science Journal. 2017. № 6.С. 194-200.

5. Белевитин В. А., Гафарова Е. А., Смирнов Е. Н. Моделирование образовательного процесса для развития креативности обучающихся // Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте: Материалы II междун. научно-практической конф-ии, 2018. С. 103-107.

6. Гафарова Е. А. Развитие креативности путем расширения разнообразия модального опыта обучаемого // Дискуссия. 2016. № 6(69). С.121-130.

7. Гафарова Е. А., Белевитин В. А., Смирнов Е. Н. Моделирование оптимизации учебного процесса в развитии индивидуального творчества путем расширения навыков модальности обучающихся // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Международная научно-практическая конференция, 6 апреля 2018 г. Белгород: Изд-во: ООО ГиК, 2018. С. 90-93.

8. Гузнова А.В., Павлова О.А., Шумилова О.Н. Формирование межкультурной компетентности студентов посредством дисциплин гуманитарного цикла // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 82-85.

9. Жесткова Е.А. Формирование межкультурной компетен-

ции в условиях диалога культур // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 77-80.

10. Кусарбаев Р.И., КалугинаЕ.В., Мухаметшина О.В. Подготовка студентов к межкультурному взаимодействию в процессе иноязычного образования в вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 60-63.

11. Смирнова Е.В. Межкультурная коммуникация в практике преподавания иностранного языка в аспекте отображения английского каламбура // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 2931.

12. Тараносова Г.Н., Якушева Т.С. Формирование межкультурной коммуникации преподавателей вузов в системе дополнительного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 371-375.

13. Хузиахметов А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 98—102.

14. Шаповалов А. С. От «E-LEARNING» К «E-LEARNING 2.0» и «MASSIVE OPEN ONLINE COURSES»: Развитие онлайн-обучения. // Международный журнал экспериментального образования — 2014 — № 7 — С. 52—55. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/ meo/?section=content&op=show_article&article_id=5551 (дата обращения 12.12.2019).

15. Gafarova E. A., Belevitin V. A., Smyrnov Y. N. Modeling educational process optimization in the development of individual creativity by extending modality skills of the learners // Mechanics and Advanced Technologies.2017. № 2.P. 25-33.

16. Gafarova Y., Belevitin V., Korchemkina Y., Smyrnov Y., Khasanova M. The Approbation of a Mathematical Model of the Influence of Three-Level Semantic Representation of an Educational Message on the Dynamics of Students' Creativity. International Journal of Engineering & Technology. 2018; Vol 7. SpecialIssue 40, No 4.402227-524X: 171-173.

17. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 51-52.

18. Keshtova O.K., Marnat O.B., Terekhova Yu.Z. Lingvo-professional approach to intercultural communication and practice-oriented methods of teaching intercultural communication skills //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 159-162.

19. Means В., Toyama Y., Murphy R., BakiaM., & Jones K., Evaluation of evidence-based practices in online learning: A meta-analysis and review of online learning studies. US Department of Education, 2009.

20. Miller G. History of Distance Learning. Education Guidance. American Inter Continental University Online. 10.11.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldwidelearn.com/education-articles/history-of-distance-learning.html (дата обращения 28.11.2019).

21. Rosen D. J., & Stewart C., Blended learning for the Adult Education Classroom, 2013.

22. Writers S. 10 Advantages to Taking Online Classes. Open Education Database. 12.01.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://oedb.org/ili-brarian/10-advantages-to-taking-online-classes/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.