Научная статья на тему 'Профессиональная готовность курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями'

Профессиональная готовность курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями»

2 вариации (прошел/не прошел); тест на критическое мышление - 15% - включает три теста (прошел/не прошел); вызовы-сюрпризы - 5% (прошел/не прошел); субъективная оценка -оценка ровесников (других участников) - 15%.

Оценка участников «соревнования» происходит с использованием группового интервью, проведения опроса в группе и учета ее мнения.

После прохождения отбора по различным психологическим методикам, диагностики профессионально важных качеств осуществляется вторая составляющая отбора переговорщиков - дополнительный сбор информации о кандидате. Знакомство и подробные переговоры с семьей, друзьями, соседями, свидетелями.

Сбор информации осуществляется с использованием прямых вопросов, непрямых наблюдений, передачи информации через электронные приборы (телефоны, микрофоны) в целях проверки или обнаружения криминальных историй, нарушений ПДД, связи с другими организациями, сбора и анализа медицинской информации, о состоянии финансовых дел, трудовом стаже, наличии социальной страховки. В заключение -доклад от команды переговорщиков, готовы ли они принять нового члена команды, есть ли какие-либо предубеждения.

По мнению психологов-консультантов Вестминстера, идеальный переговорщик должен иметь вербальные способности, уметь слушать, обладать профессиональной памятью, способностью критически рассуждать, иметь сформированные аналитические качества, стратегическое мышление, языковые (лингвистические) умения и навыки интервьюирования.

Таким образом, психологами выделяются профессионально важные качества полицейского-переговорщика: коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление, лидерские способности, творческий потенциал. Психологический потенциал личности переговорщика включает наличие специфических способностей и мотивацию профессионально-личностного (карьерного) роста, определенного объема знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления переговорной деятельности и функционирования в качестве субъекта управления. Переговорная компетентность сотрудников реализуется в профессиональной деятельности, при переговорах в экстремальных условиях в ходе подготовки и проведения операций по освобождению заложников и нейтрализации преступников. Успешность формирования переговорной компетентности во многом зависит от актуализации личностного потенциала переговорщика.

Изучение и развитие профессионально важных качеств сотрудника-переговорщика, его переговорной компетентности должно носить объективный характер и протекать при активной вовлеченности его в этот процесс. Психологическое изучение профессионально важных качеств сотрудника-пе-реговорщика направлено на выявление причин, условий и возможных перспектив дальнейшего развития, зоны его ближайшего развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России: методические указания. - М., 1999.

2. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справочное пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. -М., 1997.

3. Управленческий потенциал руководителей органов внутренних дел: диагностика и развитие: учебно-методическое пособие. - М., 2005.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ К ЕДИНОБОРСТВУ С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Канд. пед. наук, доцент В. Г. Колюхов

Департамент кадрового обеспечения М В Д России, г. Москва,

А. И. Лысов

Нижегородская академия МВД России

В данной работе понятие готовности человека к деятельности рассматривается в рамках проблемы становления личности (Э. Ф. Зеер, 1997; Е. А. Климов, 1996; А. К. Маркова, 1996; 3. А. Решетова, 1986 и др.). Системообразующим фактором в решении этой проблемы является взаимодействие личности с профессией.

В современной литературе под готовностью понимают активно-действенное состояние человека, установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения какой-либо задачи (А. П. Авдеева,1985; М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1999; и др.). Иными словами, исследователи подчеркивают необходимость четко сформированных са-моопределенческих позиций относительно предстоящей профессиональной деятельности. В этой связи под термином «готовность» нами понимается осознавание курсантами своих возможностей в единоборстве с правонарушителями, а также уровень проявления профессионально важных физических качеств и профессионально важных умений (владение боевыми приемами борьбы).

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности человека к деятельности (А. Г. Асмолов, 1979; М. С. Валитов, 1989; А. Ц. Пуни, 1973; А. В. Сухарев, 1987; Н. А. Худадов, 1987) позволил остановиться на двух компонентах готовности: операционно-деятельностном; оценочном.

Под операционно-деятельностным компонентом готовности понимались профессионально важные физические качества и прикладные навыки. В качестве критериев этого компонента рассматривались оценки проявления физических качеств и оценка преподавателем уровня владения боевыми приемами борьбы.

Под оценочным компонентом готовности понималось профессиональное самоопределение курсантов, отношение к себе как субъекту предстоящей специальной правоохранительной деятельности. В работе использовался комплекс психодиагностических методов тестирования личностных качеств: опросник «Личностная тревожность» по Спилбергеру-Хани-ну (А. Анастази, 1982); модифицированный вариант самооценки профессионально значимых качеств (С. А. Будасси, 1981); семь проективных методик выявления представлений испытуемого о самом себе как модифицированный вариант символических заданий на выявление социального «Я» по Б. Лонгу, Р. Зиллеру, Р. Хендерсону (В. Д. Шадриков, 1982). В качестве критериев оценочного компонента готовности выступали: самооценка соответствия модельным характеристикам сотрудника милиции; динамика проявления самооценок профессионально важных психофизических качеств курсантов в течение учебного года; структурные особенности самооценок психофизических качеств и иерархия этих самооценок.

В целях анализа существующей практики формирования готовности курсантов к единоборству с правонарушителями был проведен эксперимент на базе трех вузов МВД России. В этих образовательных учреждениях рабочие учебные программы по физической подготовке имели различную профессионально-психологическую направленность, которая

была оценена по имеющимся в литературе критериям (Н. А. Минжанов, 1992; Ф. М. Зезюлин, 1995):

- боевая нацеленность (отношение времени занятий, в ходе которых имеется возможность формирования компонентов подготовленности к служебной деятельности по активному пресечению противоправных действий, в том числе задержанию сопротивляющихся правонарушителей, к общему времени обучения);

- боевая реальность (отношение времени занятий, имеющих внешние и внутренние условия, соответствующие реальным условиям действий сотрудников милиции по задержанию правонарушителей, к общему времени обучения);

- боевая результативность (отношение времени занятий, результаты которых соответствуют требованиям формирования у курсантов должного уровня физической подготовленности к общему времени обучения). Полученные данные представлены в виде таблицы.

Таблица

Критерии профессионально-психологической направленности программ физической подготовки курсантов вузов МВД России, %

Из таблицы видно, что программа 3-го вуза имеет преимущество по всем критериям профессионально-психологи-ческой направленности. Это преимущество по первым двум критериям объясняется большим объемом часов на учебнобоевую практику, когда в учебном процессе создаются условия реализации уровня обученности и накопленного потенциала в моделируемых ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников милиции. В 1 -м и 2-м вузах учебный процесс ограничивается обучением боевым приемам борьбы

без их должной отработки применительно к реальным ситуациям оперативно-служебной деятельности.

Выявленное различие в профессионально-психологическом содержании и направленности учебных программ по физической подготовке сказалось на проявлении готовности курсантов к единоборству с правонарушителями (схема).

Как следует из схемы, в течение учебного года наиболее полно сформирован оценочный компонент готовности у курсантов 3-го вуза. У курсантов этого института более выражена адекватная самооценка «Я-модель сотрудника ОВД» (47%). Динамика проявления показателей самооценок только у курсантов этого вуза отличается однонаправленным ростом. Интегрированность показателей самооценок курсантов 3-го вуза более выражена, характеризуется большим числом взаимосвязей и прочностью этих взаимосвязей. Иерархия показателей самооценки курсантов 3-го вуза в большей мере соответствует должной иерархии, согласно которой на первом месте должны находиться показатели эмоциональноволевой сферы человека.

Кроме того, на схеме прослеживается, что и сформирован-ность операционно-деятельностного компонента готовности выше у курсантов 3-го вуза. Об этом свидетельствует уровень владения боевыми приемами борьбы (4,09 балла) и комплексная оценка физической подготовленности (201,2 уел. ед.).

Результаты эксперимента позволяют сформулировать отправные положения методики формирования готовности к единоборству с правонарушителями средствами физической подготовки. Этими положениями являются предельно полное насыщение учебных занятий по физической подготовке внешними и внутренними условиями, соответствующими реальным условиям действий сотрудников милиции по задержанию правонарушителей; целенаправленное развитие профессионально важных физических качеств, освоение в каждом семестре ограниченного числа боевых приемов борьбы до уровня навыка, позволяющего использовать эти приемы для решения типовых оперативно-служебных задач по силовому задержанию правонарушителей.

Схема

Наименование критериев 1-й вуз (152 чел.) 2-й вуз (112 чел.) 3-й вуз (181 чел.)

Боевая нацеленность 62,1 67,8 76,7

Боевая реальность 2,0 13,8 39,2

Боевая результативность 53,4 63,1 76,7

Основное

понятие

Составляющие

компоненты

Критерии

сформироваиности

компонентов

Результаты формирования компонентов в 3-м вузе

Результаты формирования компонентов во 2-м вузе

Результаты формирования компонентов в 1-м вузе

Адкватная

самооценка

"Я-модель

сотрудника

ОВД"

47%

35%

37%

Гптовность к единоборству с правонарушителем

Оценочный компонент Олераиион но-деятельностный

компонент

Динамика

проявления

показателей

самооценки

Однонаправ-

ленный

росі

самооценок

Разнонаправ-

ленные

изменения

самооценок

Разнонаправ-

ленные

изменения

самооценок

Интегриро-

ванность

показателей

самооценки

Щ}®

Иерархия

показателей

самооценки

Оценка

владения

боевыми

приемами

борьбы

“1

- эмоциональная устойчивость

- готовность к задержанию

- смелость и решительность

- физическая подготовленность

- владение приемами самбо

- эмоциональная устойчивость

- физическая подготовленность

- смелость и решительность

- готовность к задержанию

- владение приемами самбо

- готовность к задержанию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- владение приемами самбо

- физическая подготовленность

- эмоциональная устойчивость

- смелость и решительность

Комплексная

оценка

физической

подготовлен-

ности

4,09

балла

4,04

балла

4,11

балла

142,2

усл.ед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.