Научная статья на тему 'Психологическая диагностика профессиональных качеств сотрудников группы ведения переговоров'

Психологическая диагностика профессиональных качеств сотрудников группы ведения переговоров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1750
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика профессиональных качеств сотрудников группы ведения переговоров»

Пспхопогпческпе

аспекты

п !эо€йэссспоиап ычоп пожжго товкп

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ГРУППЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Канд. психол. наук, доцент В. В. Вахнина

Академия управления МВД России, г. Москва

Практика ведения переговоров при освобождении заложников показывает, что значительную роль в успехе играет личность переговорщика, его подготовленность и профессионально важные качества. Например, умение устанавливать психологический контакт, психологическая устойчивость, т. е. коммуникативная компетентность, способность контролировать эмоциональное состояние в процессе переговорной деятельности, оперативно мыслить и принимать решение. Сюда же относятся и умение оценивать реальность угрозы и психологически грамотно выстраивать диалог с террористом, получать максимум оперативно значимой информации о преступниках и состоянии заложников, добиваться уступок. Это особенно важно, в частности, при освобождении некоторых категорий заложников (женщин, детей).

Переговорная деятельность в экстремальных условиях строится на принципах конструктивного общения и включает три основных части: начало переговоров (вступление в контакт, уточнение требований террористов); основной процесс переговоров (завладеть инициативой в переговорах, добиться отсрочки выполнения требований преступников); завершение переговоров (уточнение времени, места и условий обмена заложников; выполнение других оговоренных условий). В целях освобождения заложников сотрудники ОВД проводят специальную операцию по их освобождению. От эффективности психологического обеспечения переговорной деятельности в значительной мере зависит успех силовой специальной операции. В реальной жизни каждая ситуация захвата заложников имеет индивидуальные особенности, в том числе психологические.

Среди направлений работы с сотрудниками-переговор-гциками важное место занимают про фессионально-психологи-ческий отбор и оценка профессионально важных качеств. Она проводится многократно на протяжении всей профессиональной карьеры. Основные цели отбора и диагностики включают принятие решения о назначении на должность, разработку программ первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Диагностика и оценка компонентов профессионально-пси-хологической компетентности сотрудников в переговорной деятельности отражает содержательные аспекты профессионализма, опытности сотрудника, результативности его деятельности, а также деловые и личностные качества. Суще-

ственно и то, что оценка выполняет функции мотивирования служебной деятельности, коррекции поведения и отрицательных проявлений характера сотрудника, стимулирования его личностного и профессионального саморазвития (3).

Профессионально-психологический отбор применительно к психологическому обеспечению участников специальных операций решает следующие основные задачи.

1. Выявление сотрудников, которые по своим профессиональным, морально-психологическим и психофизиологическим качествам не должны выполнять функции, возлагаемые на личный состав группы ведения переговоров. Тем самым обеспечивается предупреждение значительной части профессиональных ошибок и нервно-психических срывов в процессе операций, развития в последующем нервно-психических расстройств и заболеваний, требующих длительных и сложных лечебно-восстановительных мероприятий.

2. Определение степени профессиональной, психологической и психофизиологической готовности сотрудников, включаемых в состав группы ведения переговоров.

В связи с названными задачами психологическое обследование каждого кандидата должно проводиться с позиций комплексного изучения его особенностей. При этом у всех кандидатов оценке подлежат следующие профессионально важные качества:

- ценностно-правовая ориентация (целеустремленность, профессиональное чувство долга);

- моральные принципы (гуманность, уважение прав личности);

- интенсивность мотивации (добровольная готовность решить сложную профессиональную задачу);

- интеллектуальные способности (общий интеллект, оперативное, эвристическое мышление, антиципация);

- уровень притязаний, адекватность самооценки, уверенность в себе;

- социальная зрелость (ответственность, решительность в сложной обстановке, реалистичность, гибкость поведения);

- устойчивость к психическому и физическому стрессу;

- уровень самоконтроля (сдержанность, уравновешенность, самообладание) (1).

Для кандидатов в полицейские службы в США были разработаны стандартизированные тестовые показатели, сведенные к личностным факторам, которые влияют на эффективность деятельности полицейского: эмоциональная адаптированность; интегрированность, или самоконтроль; интеллектуальная эффективность; межличностная коммуникация. Успешность в работе зависит от многих социаль-но-психологических факторов. Социальное окружение формирует установки и ожидания личности, имеющая квалификация создает основу для профессионального развития, способности и личностные особенности способствуют овладению знаниями и навыками, важными для профессиональной деятельности. Прогноз профессиональной успешности позволяют осуществить научно валидизированные методы отбора (2).

Для переговорщиков большое значение имеют коммуникативные способности, владение различными стилями общения (директивным, понимающим, убеждающим), в том числе на невербальном уровне (с помощью жестов, позы, мимики, интонаций голоса), предпочтение воспитанных форм поведения непосредственным грубым реакциям, психологическая проницательность, умение учитывать предыдущий опыт встреч и борьбы с террористами, повышенная устойчивость к психологическому воздействию.

Проведение психологического отбора осуществляется в два этапа. На первом этапе (изучения) анализируется информация кадровых и воспитательных аппаратов, данные о степени развития способностей, состоянии здоровья, физических, деловых, морально-психологических и психофизиологических профессионально значимых качествах кандидатов, особенностях их личности и коммуникативных свойствах. Для этого используют материалы личных дел, результаты предшествующего обучения, боевой и служебной подготовки, данные об общественной активности и социально-психологическом статусе, сведения из психодиагностических и лечебных подразделений медицинской службы, иные необходимые источники информации.

По результатам анализа полученных данных принимается решение по тем кандидатам, которые уже по формальным признакам не должны включаться в состав оперативных групп.

На втором этапе отбора проводится психологическое тестирование кандидатов в целях определения уровня развития перечисленных психологических и психофизиологических профессионально важных качеств. Перечень разработанных для этого методик и приемов чрезвычайно обширен. Однако использовать целесообразно лишь те из них, которыми психолог подразделения уверенно владеет на практике.

Результаты тестирования по каждой методике преобразовываются в сопоставимые балльные оценки. На основании балльных оценок выносится заключение об уровне развития анализируемых профессионально важных качествах, степени морально-психологической и психофизиологической готовности кандидатов к выполнению необходимых функций в кризисных ситуациях.

По результатам обследования, проведения профессионального психологического отбора, а также индивидуального собеседования выносится итоговое заключение о целесообразности включения кандидатов в состав группы переговорщиков.

Необходимо учитывать психологические и психофизиологические противопоказания к включению в состав групп ведения переговоров:

а) хронические заболевания по данным диспансеризации;

б) состояние после перенесенных острых заболеваний и травм;

в) принадлежность к психодиагностической «группе риска», пониженная психологическая устойчивость, склонность к психической дезадаптации;

г) недостаточный уровень развития профессионально важных качеств;

д) повышенная тревожность, беспокойство, страх;

е) чрезмерная импульсивность, склонность к аффективному реагированию, невыдержанность;

ж) эмоционально-вегетативная неустойчивость (частые покраснение или побледнение лица, потливость, постоянное дрожание рук или век);

з) раздражительность, обидчивость, конфликтность, склонность к отрицательным эмоционально-оценочным реакциям, защитно-агрессивная или уступчиво-приниженная манера реагирования (особенно важно для кандидатов в группу ведения переговоров).

Важно отметить, что неудовлетворительные результаты тестирования могут свидетельствовать не только об отсут-

ствии необходимых способностей и качеств, но и нежелании в данный момент быть обследованными или работать в составе группы. В спорных случаях окончательное решение принимается в зависимости от особенностей каждой ситуации, после проведения психологически ориентированного индивидуального собеседования (с возможным применением уточняющих тестов и приемов), консультаций с соответствующими медицинскими специалистами, дополнительного обследования в психодиагностическом подразделении, специального изучения профессиональных качеств методом экспертных оценок с участием опытных сотрудников, знающих кандидата по работе.

При проведении профессионально-психологического отбора психологами США используется блок методик. В практике отбора полицейских-переговорщиков США используются различные формы и методы. Так, методы психологического тестирования - вызовы-сюрпризы направлены на диагностику и развитие стрессоустойчивости, оперативности мышления.

Проведение групповой дискуссии (участие в конференции) на заданную тему, письменные тесты (бланковые методики), ролевая игра, упражнение на диагностику памяти и тест на критическое мышление. Все кандидаты находятся в ролевой ситуации. Условия максимально реалистичны, установлены секретные временные лимиты на выполнение заданий. При отборе в команду кризисных переговорщиков полиции Вестминстера используются различные методы и методики. Так, чтобы осуществить выбор идеального переговорщика, необходимо определить, какими чертами или профессионально важными качествами он должен обладать, как эффективно тестировать их наличие. После определения методов, инструментов тестирования уточняется процедура оценки и ранжируется в итоговой рейтинговой таблице. В конце производится подсчет очков каждого участника, особо выделяется наличие или отсутствие стресса. При выполнении письменных заданий учитываются время, очки и объективность.

Таким образом, форма проведения диагностических процедур различна: письменные задания, устные ответы, обсуждение проблемы и групповая дискуссия. При диагностике профессионально важных качеств полицейского-переговор-гцика обязательно используются личностные многофакторные опросники, методики на проверку памяти, интеллекта, упражнения на критическое мышление, которые позволяют исследовать уровень противодействия личности психологическому воздействию, групповые дискуссии, письменные тесты, практические упражнения, пазлы и ролевые игры, рассчитанные на удивление, неожиданность, нестандартность, что позволяет определить креативность личности.

Например, проводится «Игра Кима», направленная на оценку процессов запоминания и воспроизведения. Например, на поверхности стола находятся 20 предметов, в течение одной минуты требуется запомнить предметы и при возможности записать. Если предмет убирают, необходимо его назвать.

Тест на критическое мышление.

Упражнение 1. Предположим, что 10 млрд шаров находятся в стандартной треугольной рамке. Если дополнительно миллиард шаров будет положен на верхушку этого образца, то эти шарики покатятся в свободные места первого ряда. В итоге можно построить пирамиду. Сколько миллиардов шаров и уровней будет содержать эта пирамида?

Упражнение 2. Раздели циферблат часов на три части. Сумма чисел в каждой секции должна представлять собой сумму из чисел двух других секций. Покажи, как ты это сделаешь?

При подведении итогов «соревнования» осуществляется подсчет очков и формирование рейтинга всех участников тестирования. Подсчет очков: устное участие в конференции -20% (100 вопросов); письменный тест - 20% (20 вопросов); ролевая игра - 20%) (5 ключевых целей); игра Кима - 5% -

2 вариации (прошел/не прошел); тест на критическое мышление - 15% - включает три теста (прошел/не прошел); вызовы-сюрпризы - 5% (прошел/не прошел); субъективная оценка -оценка ровесников (других участников) - 15%.

Оценка участников «соревнования» происходит с использованием группового интервью, проведения опроса в группе и учета ее мнения.

После прохождения отбора по различным психологическим методикам, диагностики профессионально важных качеств осуществляется вторая составляющая отбора переговорщиков - дополнительный сбор информации о кандидате. Знакомство и подробные переговоры с семьей, друзьями, соседями, свидетелями.

Сбор информации осуществляется с использованием прямых вопросов, непрямых наблюдений, передачи информации через электронные приборы (телефоны, микрофоны) в целях проверки или обнаружения криминальных историй, нарушений ПДД, связи с другими организациями, сбора и анализа медицинской информации, о состоянии финансовых дел, трудовом стаже, наличии социальной страховки. В заключение -доклад от команды переговорщиков, готовы ли они принять нового члена команды, есть ли какие-либо предубеждения.

По мнению психологов-консультантов Вестминстера, идеальный переговорщик должен иметь вербальные способности, уметь слушать, обладать профессиональной памятью, способностью критически рассуждать, иметь сформированные аналитические качества, стратегическое мышление, языковые (лингвистические) умения и навыки интервьюирования.

Таким образом, психологами выделяются профессионально важные качества полицейского-переговорщика: коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление, лидерские способности, творческий потенциал. Психологический потенциал личности переговорщика включает наличие специфических способностей и мотивацию профессионально-личностного (карьерного) роста, определенного объема знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления переговорной деятельности и функционирования в качестве субъекта управления. Переговорная компетентность сотрудников реализуется в профессиональной деятельности, при переговорах в экстремальных условиях в ходе подготовки и проведения операций по освобождению заложников и нейтрализации преступников. Успешность формирования переговорной компетентности во многом зависит от актуализации личностного потенциала переговорщика.

Изучение и развитие профессионально важных качеств сотрудника-переговорщика, его переговорной компетентности должно носить объективный характер и протекать при активной вовлеченности его в этот процесс. Психологическое изучение профессионально важных качеств сотрудника-пе-реговорщика направлено на выявление причин, условий и возможных перспектив дальнейшего развития, зоны его ближайшего развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России: методические указания. - М., 1999.

2. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справочное пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. -М., 1997.

3. Управленческий потенциал руководителей органов внутренних дел: диагностика и развитие: учебно-методическое пособие. - М., 2005.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ К ЕДИНОБОРСТВУ С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Канд. пед. наук, доцент В. Г. Колюхов

Департамент кадрового обеспечения М В Д России, г. Москва,

А. И. Лысов

Нижегородская академия МВД России

В данной работе понятие готовности человека к деятельности рассматривается в рамках проблемы становления личности (Э. Ф. Зеер, 1997; Е. А. Климов, 1996; А. К. Маркова, 1996; 3. А. Решетова, 1986 и др.). Системообразующим фактором в решении этой проблемы является взаимодействие личности с профессией.

В современной литературе под готовностью понимают активно-действенное состояние человека, установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения какой-либо задачи (А. П. Авдеева,1985; М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1999; и др.). Иными словами, исследователи подчеркивают необходимость четко сформированных са-моопределенческих позиций относительно предстоящей профессиональной деятельности. В этой связи под термином «готовность» нами понимается осознавание курсантами своих возможностей в единоборстве с правонарушителями, а также уровень проявления профессионально важных физических качеств и профессионально важных умений (владение боевыми приемами борьбы).

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности человека к деятельности (А. Г. Асмолов, 1979; М. С. Валитов, 1989; А. Ц. Пуни, 1973; А. В. Сухарев, 1987; Н. А. Худадов, 1987) позволил остановиться на двух компонентах готовности: операционно-деятельностном; оценочном.

Под операционно-деятельностным компонентом готовности понимались профессионально важные физические качества и прикладные навыки. В качестве критериев этого компонента рассматривались оценки проявления физических качеств и оценка преподавателем уровня владения боевыми приемами борьбы.

Под оценочным компонентом готовности понималось профессиональное самоопределение курсантов, отношение к себе как субъекту предстоящей специальной правоохранительной деятельности. В работе использовался комплекс психодиагностических методов тестирования личностных качеств: опросник «Личностная тревожность» по Спилбергеру-Хани-ну (А. Анастази, 1982); модифицированный вариант самооценки профессионально значимых качеств (С. А. Будасси, 1981); семь проективных методик выявления представлений испытуемого о самом себе как модифицированный вариант символических заданий на выявление социального «Я» по Б. Лонгу, Р. Зиллеру, Р. Хендерсону (В. Д. Шадриков, 1982). В качестве критериев оценочного компонента готовности выступали: самооценка соответствия модельным характеристикам сотрудника милиции; динамика проявления самооценок профессионально важных психофизических качеств курсантов в течение учебного года; структурные особенности самооценок психофизических качеств и иерархия этих самооценок.

В целях анализа существующей практики формирования готовности курсантов к единоборству с правонарушителями был проведен эксперимент на базе трех вузов МВД России. В этих образовательных учреждениях рабочие учебные программы по физической подготовке имели различную профессионально-психологическую направленность, которая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.