Практическая психология: опыт, проблемы
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРЕГОВОРЩИКА С ПОСРЕДНИКОМ В СИТУАЦИИ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКОВ
В. В. Вахнина
В статье рассматривается проблема переговоров при помощи посредника. Автор анализирует работу посредника как процесс, при котором нейтральная третья сторона помогает конфликтующим сторонам выработать взаимно удовлетворяющее решение, является одним из средств мирного разрешения споров (конфликтов). В статье говорится о том, что целями работы посредника могут быть достижение соглашения, достижение изменений, достаточных для дальнейшего самостоятельного ведения переговоров, более ясное представление об обсуждаемых вопросах, расширенный поиск решения проблемы, повышение качества общения, понимания сторонами друг друга в процессе переговоров. Ведение переговоров с преступниками при участии посредника требует специальной подготовки, в результате которой у сотрудника, ведущего переговоры будет формироваться переговорная компетентность. Автор анализирует опыт Академии управления МВД России по подготовке руководителей к переговорной деятельности в экстремальных условиях.
Ключевые слова: посредник, ситуация захвата заложников, переговорный процесс, переговорная компетентность.
Переговоры при помощи посредника представляют модель взаимодействия в конфликте, при котором выделяется «третья сторона», отвечающая за эффективность переговорного процесса, организующая эффективную коммуникацию и создающая позитивные отношения между участниками переговоров. Посредничество -процесс, при котором беспристрастная третья сторона помогает конфликтующим сторонам выработать взаимно удовлетворяющее решение, а также является одним из средств мирного разрешения споров (конфликтов).
Можно выделить некоторые особенности переговорного процесса: стороны должны иметь добрую волю к достижению соглашения. Переговоры не могут состояться без осознания участниками их необходимости, так как когда хотя бы одна из сторон не понимает, зачем нужны переговоры, или не хочет их вести, переговоры практически обречены на провал, поскольку они направлены на согласование интересов. Каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах. Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разрешения конфликтной ситуации. Для переговоров интерес
является центральным моментом. Именно вокруг интересов должно сосредоточиваться обсуждение, интерес (вернее, его удовлетворенность или неудовлетворенность) является мерой эффективности переговоров. Посредник выполняет задачу организации процедур согласования интересов. Стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений. Если переговоры не заканчиваются соглашением, а соглашения, в свою очередь, не выполняются, то вести разговор о возможности самих переговоров бессмысленно. Ресурсы определяют серьезность намерений сторон. Стороны должны быть согласны с кандидатурой посредника и доверять ему. Посредник не может быть навязан или назначен кем-то со стороны, за исключением случаев, требующих серьезного и оперативного внешнего вмешательства. Посредник должен быть компетентным в процедурах ведения переговоров, а также в процедурах и принципах гармонизации отношений. Предмет работы посредника - переговорные процедуры и взаимоотношения участников. Если участники конфликтуют, то без налаживания отношений переговоры практически обречены на провал, поэтому посреднику необходимо гармонизировать межличностные отношения.
Как правило, ведение переговоров при участии посредника предполагает несколько последовательных шагов. Первый шаг связан с осознанием сторонами необходимости пригласить посредника и с его выбором. Задачей второго шага является согласование процедур и правил ведения переговоров. Третий шаг связан с самими переговорами: определением интересов сторон, поиском общих интересов, согласованием вариантов решений.
Исследования и практика посреднической деятельности в работах Р. Фишера, У Юрии (4), Н. В. Гришина (1, 387), М. Петерзел (6) рассматривается не только в рамках превентивной (предупреждающей негативные переживания) и терапевтической стратегий, но и как конструктивный подход, позволяющий формировать установки на продуктивную функцию конфликта и создавать предпосылки его адекватного разрешения.
Особенности посредничества требуют специального обсуждения этой позиции как принципиально самостоятельной, ни в коем случае не солидаризирующейся и уж тем более не идентифицирующейся ни с одним из прямых и непосредственных участников конфликта.
Главная цель посредника - максимально эффективный обмен преимущественно вербальными действиями участников. Необходимо добиться того, чтобы участники слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними.
Таким образом, целями посредничества могут быть: достижение соглашения, изменений, достаточных для дальнейшего самостоятельного ведения переговоров, более ясное представление об обсуждаемых вопросах, расширенный поиск решения проблемы, повышение качества общения, понимания сторонами друг друга в процессе переговоров.
Исключительно важным является то обстоятельство, что посредничество ни в коем случае не претендует на стратегию разрешения конфликта. Эта работа направлена на организацию процесса, ведущего к разрешению, процесса, для которого не приемлемы насильственные действия. Содержание (материал) конфликта развивается самими конфликтующими сторонами, является предметом их собственности и должен быть табуирован для посредника.
Посредник должен не дать противоречию, породившему конфликт, «уйти» от участников или подмениться другим. Однако аналитическая работа посредника и его конфликтная компетентность часто приводят к потере посреднической позиции и переходу в позицию одностороннего консультанта либо замещающего одну из сторон представителя.
В первом случае мы получим манипулятивную стратегию, в которой изначально третья сторона присваивает себе позицию реального участника (идентификация или солидаризация с одной из сторон) и начинает работать в пользу этой стороны, но не делает этого в реальных отношениях, а выступает за кулисами событий, являясь «режиссером», манипулирующим «актером»-участником.
Например, советы о том, как следует поступить в каком-либо конкретном случае. Данная стратегия часто оправдывается ситуативной пользой участника. В практике этот подход опирается на клиентцентрированную парадигму К. Роджерса, согласно которой консультант всегда действует, принимая позиции клиента (3).
Часто посредник реализует адвокатскую стратегию, т. е. замещает собой ту сторону, с которой он солидаризировался (идентифицировался). Апелляция к таким психотехническим стратегиям явно или неявно провоцируется спекулятивной идеей выигрыша, победы в конфликте. В частности, в работах А. Филей (5), М. Джеймс, Д. Джонгвард (2) эта идея базируется на конфликтофо-бической установке и уводит конфликт от разрешения представленной в нем проблемы в русло сохранения или улучшения качества самоотношения, что само по себе неплохо, если бы всякий выигрыш или победа не предполагали наличия проигравшего, побежденного. Даже в межличностном конфликте такая стратегия неперспективна, не говоря уже о внутриличностном.
Психотехника посредничества реализуется в рамках стратегии, которую можно назвать конструктивно-регу-лирующей. Эта стратегия не претендует на разрешение как непременный результат, но является его условием.
Осторожность и контроль - два самых важных фактора, когда решается вопрос: использовать или не использовать третье лицо на переговорах. Главная задача посредника состоит в том, чтобы найти сторонам решение возникшей между ними проблемы, чтобы содей-
ствовать в налаживании контактов и взаимопонимания. Важно понимать, что важен также и фактор времени. Не всегда эффективно сразу приглашать третье лицо. Преступнику необходимо некоторое время для того, чтобы быть готовым к началу решения проблемы. Команде переговорщиков также необходимо время, чтобы разработать план действий, определить стратегию и «разведать ситуацию». Важно определить, кто хочет использовать третье лицо на переговорах. Уточнить, почему преступник хочет использовать третье лицо на переговорах? Может ли из-за этого третье лицо подвергнуться опасности? Почему посредник (третье лицо) сам хочет участвовать в переговорном процессе, если его об это не попросили представители закона? Есть ли у третьего лица на переговорах определенные мотивы для участия в них или он (она) преследуют какую-то свою цель?
Необходимо получить максимально полную информацию об отношениях между преступником и третьим лицом. Третье лицо должно быть тщательно проверено на благонадежность, проинтервьюировано и проинструктировано, перед тем как вступит в контакт с преступником. Согласно ли третье лицо на переговорах подчиняться и быть контролируемым? Как третье лицо на переговорах будет использовано? Необходимо вести запись на аудио-, видеоаппаратуре, применять телефон, голос из-за укрытия или вести переговоры лицом к лицу.
В переговорах лицом к лицу использование третьего лица наиболее опасно, так как может быть дополнительный заложник, ситуация при этом менее контролируема и большая ответственность. Важно то, будет ли иметь возможность команда переговорщиков контролировать, наблюдать и прекратить контакт, если необходимо.
Таким образом, посредничество - процесс, при котором беспристрастная третья сторона помогает конфликтующим сторонам выработать взаимно удовлетворяющее решение. Привлечение посредника может облегчить выход из сложившейся кризисной ситуации. Иногда психологически легче для преступника сдаться третьему лицу, чем представителям закона, так как сдача представителям закона может выглядеть как полная капитуляция. Третье лицо (посредник) может являться гарантом соглашения о сдаче преступника(ов) силам закона. Ведение переговоров с преступниками при участии посредника требует специальной подготовки, в результате которой у переговорщиков будет формироваться переговорная компетентность.
В Академии управления МВД России подготовка руководителей к переговорной деятельности в экстремальных условиях проводится на занятиях спецкурса «Переговорная деятельность сотрудников ОВД в ситуации захвата заложника». Занятия проходят в форме тренинга, с небольшими вводными лекциями и отработкой практических навыков анализа взаимодействия в экстремальной ситуации, поведения в конфликте и ведения переговоров с последующей личной систематизацией навыков и анализа переговорных ситуаций, распознавания их разновидностей. Способ организации занятий соответствует целям, задачам и содержанию спецкурса. Тренер (ведущий) может выступать в качестве одной из сторон переговорного процесса, а также ведет и орга-
низует переговоры с участниками тренинга. Чем более богат практический опыгг слушателей и выше готовность использовать и рефлектировать свой опыт, тем более эффективным будет обучение.
Программа обучения предполагает работу с описанием и анализом различных переговорных ситуаций. Интерпретация ситуаций составляет большую часть курса, она является значимой при поиске варианта решения конфликта в экстремальной ситуации, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому необходимо формировать навыки в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуальных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами в переговорах необходимо видеть ситуацию в целом, учитывать не только свое мнение, но и мнение другого участника (оппонента). Необходимо удерживать как собственные основания и интересы, так и основания и интересы партнера по переговорам.
Программа обучения предполагает работу с описанием и анализом различных переговорных ситуаций. Интерпретация ситуаций составляет большую часть курса, она является значимой при поиске варианта решения конфликта в экстремальной ситуации, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому необходимо формировать навыки в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуальных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами в переговорах необходимо видеть ситуацию в целом, учитывать не только свое мнение, но и мнение другого участника (оппонента). Необходимо удерживать как собственные основания и интересы, так и основания и интересы партнера по переговорам.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГришинаН. В. Психология конфликта. - СПб., 2000.
2. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. -М., 1993.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. - М., 1994.
4. Фишер Р., Юри У Путь к согласию или переговоры без поражения. - М., 1990.
5. FilleyA. Resolution of conflikt, etiks good lozer // Conflikt and Human Interaction. - Kengal, 1979.
6. The Course in Collaborative Negotiation: Participants Course Resource Book // Special Abbrevated Generic Edition for International Usage. - Washington, 1995.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ И РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
В. Е. Петров
Рассматриваются методики изучения личности сотрудников и работников ФМС России в целях оценки выраженности профессионально важных качеств.
Ключевые слова: личность сотрудника ФМС РФ, кадровое обеспечение, психологическая диагностика, интегральная оценка.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, в целях отбора при назначении на должности зарубежных представителей в сентябре-ноябре 2006 г. проведено изучение личности сотрудников и работников ФМС России. Была оценена степень выраженности профессионально важных качеств личности и уровень психологического потенциала. Результаты психодиагностики сопоставлялись с экспертными заключениями специалистов ФМС России (оценка профессиональных способностей).
Психологическое обследование включало в себя тестирование в стандартной обстановке Калифорнийским психологическим опросником (3) (CPI), методикой исследования особенностей мышления (МИОМ, субтесты 3 и 6), методикой «Направленность личности» (В. Смекал, М. Кучер) (1, 409-411). Среднее время обследования составило 2 часа. Общий объем выборки - 67 человек (руководители и ведущие специалисты региональных управлений ФМС России), в том числе мужчин - 26 (38,8% выборки), женщин - 41 (61,2% выборки). Средний возраст обследованных составил 40,5 лет.
Департаментом кадрового обеспечения МВД России процесс обработки результатов психодиагностического обследования Калифорнийским психологическим опросником автоматизирован с помощью программного продукта “Excel” (тестирование проводится в бланковом варианте; обработка - в автоматизированном). Ввод и обработка данных (в том числе расчет «сырых» и Т-баллов, оценка валидности протокола психодиагностического обследования, построение профиля) занимает около 5 минут (на одного испытуемого).
Основные результаты и выводы.
1. Статистически достоверных различий между группами «сотрудники» и «работники» (государственные гражданские служащие) не выявлено.
2. Определены нормативные психодиагностические данные к CPI (табл. 1) и МИОМ.
По МИОМ число обследованных составило 67 человек, проведены два субтеста.
Субтест № 3: X = 8,57; а = 3,57.
Субтест № 6: Хср = 8,03; а = 4,41.
Приведенные нормативные данные к CPI могут применяться для перевода «сырых» данных в Т -баллы.
Сравнительный анализ результатов психологической диагностики личностных особенностей сотрудников (работников) ФМС России с применением «адаптированных» норм и норм для руководителей ОВД, вузов и ссу-зов (2, 87-91) показал, что полученные данные (например, Ac, Ie) отличаются на 10-15 пунктов (Т-баллов), что особенно важно при определении акцентуаций отдельных личностных черт, оценки валидности протокола психодиагностического обследования.