Научная статья на тему 'Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного подхода'

Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
915
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНО-СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПЕРЕГОВОРНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПЕРЕГОВОРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CRISIS SITUATIONS / NEGOTIATIONS / SYSTEM-SITUATIONAL APPROACH / NEGOTIATING STRATEGIES / NEGOTIATION COMPETENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

Рассматриваются проблемы кризисов переговорной деятельности в рамках системно-ситуативного анализа и основные теоретико-методологические положения данного подхода в различных ситуациях переговорного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Peculiarities of Crisis Situations in Law Enforcement Officers’ Negotiations within the System-Situational Approach

The emphasis is given to the problems of crises in negotiating within the system-situational analysis and to the main theoretical and methodological provisions of this approach in different situations of the negotiating process.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного подхода»

ния носит активный характер, а не сводится к пассивному сопереживанию; понимающие чувства других, восприимчивые к этическим нормам; оптимистичные, социально предприимчивые; инициативные, с чувством юмора, уверенные в себе, независимые, разносторонние; с хорошими речевыми способностями, обладающие хорошей самодисциплиной; надёжные, серьёзно относящиеся к своим обязанностям и обязательствам, учтивые и добросовестные.

Анализ позволил сделать ряд выводов.

1. Лица второй группы, имевшие более низкие показатели указанных свойств, обладали антиподными характеристиками, легко подвергались развитию невротических качеств и истощению, не могли мобилизоваться и противостоять развитию хронического стресса.

2. При психодиагностике структуры характера психологические тренинги и психокоррекционная работа психологов должна быть направлена на развитие выявленных и других недостающих свойств личности для профилактики синдрома хронического стресса.

3. Психическое или эмоциональное выгорание — это симптомокомплекс признаков развития у личности синдрома хронического стресса. Поэтому употребление выражения эмоциональное выгорание как не строго научного термина допустимо только в рамках рассмотрения признаков синдрома хронического стресса, который имеет несколько стадий развития.

4. Эмоциональное или, вернее, психическое выгорание клинически соответствует фазам или стадиям развития стресса — стадии тревоги, резистенции (адап-

тации) и истощения, по Г. Селье — в физиологическом аспекте и представляет собой общий адаптационный синдром. Синдром психологической защиты, по З. Фрейду, в психологическом аспекте также имеет свои особенности в клинико-поведенческом аспекте.

Таким образом, клинические, физиологические и психологические механизмы развития стрессовых расстройств, в целом клинико-психологические, составляют целостную картину: процесс человеческого реагирования как приспособления на требования социума. Этот процесс, трактуемый как эмоциональное выгорание, у различных личностей может не развиться, а может развиваться и симптоматически протекать с разными отличительными моментами, в зависимости от структуры личности, от профессиональных сложностей, интенсивности и длительности воздействия стрессогенных факторов и т. д. Эти отличия иногда могут трактоваться как нозологическое различие, но на самом деле это вариации на одну и ту же тему, которая рассматривается специалистами с разных точек зрения (в основном психологи и медики) в разных ракурсах.

1 Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 1. № 1. С. 90-101.

2 Човдырова Г. С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях. М., 1998. 156 с. ; Ее же. Личность в условиях социальной изоляции. Проблемы адаптации и повышения стрессоустойчивости. М., 2000. 288 с. ; Ее же. Концепция психологической адаптации личного состава МВД России к условиям профессиональной деятельности. М., 2008. 216 с.

УДК 351.74

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД В РАМКАХ СИСТЕМНО-СИТУАТИВНОГО ПОДХОДА

В. В. Вахнина

Рассматриваются проблемы кризисов переговорной деятельности в рамках системно-ситуативного анализа и основные теоретико-методологические положения данного подхода в различных ситуациях переговорного процесса.

Ключевые слова: кризисные ситуации, переговорная деятельность, системно-ситуативный подход, переговорные стратегии, переговорная компетентность.

Деятельностный системно-ситуативный подход (А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко, П. А. Корчемный, В. М. Крук, И. Н. Носс, А. Ю. Федотов, Б. Я. Шведин и др.) выделяют в качестве единицы анализа ситуацию в единстве задачи, условий ее выполнения и субъекта, которая является также единицей анализа поведения, так как поведение полипредметно, отношение к деятельности и задаче может выступать разновыраженной по своей значимости частью. В случае, когда поведенческий

акт фиксируется личностью, он становится поступком и приобретает оценочно-нормативное содержание 1.

Системно-ситуативный анализ деятельности и поведения (ССАДП) — комплексный метод исследования, основанный на формировании банка данных ситуаций профессиональной деятельности и поведения, их психологической интерпретации в целях получения достоверной информации о психологических детерминантах ее эффективности 2. Использование ССАДП позволяет осуществлять как ретроспективный, так и актуализированный анализ интересующей совокупности ситуаций, формировать банк эмпирических данных о типичных и неординарных ситуациях.

Принцип системности позволяет исследовать явление кризиса переговорной деятельности как систему, несводимую к сумме элементов, обладающую структурой; свойства элемента определяются его местом в структуре. Психологические системы рассматривались как целенаправленные, социально обусловленные, которые в ходе индивидуального развития проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Базой психологических систем является совместная (социальная) предметная деятельность, включающая процессы общения.

Системно-ситуативный анализ проявил себя как один из перспективных научных методов эмпирического исследования кризисных ситуаций переговорной деятельности. В качестве единицы системно-ситуативного анализа переговоров используется ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. Ситуация — это система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. В функциональном отношении характеризуется независимостью от соответствующих условий в момент действия. К элементам ситуации могут быть отнесены и состояния самого субъекта в предшествующий момент, если они обусловливают его последующее поведение. Полное описание ситуации подразумевает выделение требований, предъявленных индивиду извне или выработанных им самим, выступающих для него как исходные (проблемная ситуация).

Реализация требований ситуации создает предпосылки ее преобразования или преодоления. Выход за пределы ситуации (активность надситуативная) происходит в той мере, в какой у субъекта — при значимости для него этой ситуации — складываются и начинают реализоваться новые требования к себе, избыточные по отношению к первоначальным. Для успешных действий в разнообразных ситуациях необходима специфическая активность — особая психическая деятельность и поведение, соответствующие специфике ситуации, адекватные ей и проявляющиеся в понимании сотрудником ее особенностей, в принятии решений, отвечающих этим особенностям, в выборе и осуществлении соответствующих действий и приемов 3.

Кризисные ситуации переговорной деятельности отличаются новизной событий, требуют мобилизации познавательных способностей, эмоциональной устойчивости и характеризуются существенно меняющимися условиями, при которых может возникнуть опасность невыполнения задачи.

Системно-ситуативный анализ деятельности является технологией изучения конкретных видов деятельности на основе выделения их единицы — ситуации. Его основным методом выступает метод последовательной динамической оценки деятельности. Анализ деятельности осуществляется на основе создания и исследования статистически достаточного банка ситуаций по конкретному виду деятельности. Системный подход к анализу переговорной деятельности может быть осуществлен по единицам, представляющим наименьшую неделимую ее часть сохраняющим свойства всей деятельности. Такой единицей выступает ситуация, представляющая собой диалектическое единство субъекта деятельности, выполняемой им задачи и объективных деятельностных условий.

Системно-ситуативный анализ деятельности осуществляется посредством метода последовательной динамической оценки деятельности (МПДО) 4. Составными частями метода МПДО являются: «задача» — предполагается определение вида задачи (учебная или реально действующая); «субъект деятельности» — анализи-

руются характеристики, влияющие на деятельность при решении данной задачи в данных условиях.

Выделяются две группы характеристик: социально-демографические (звание, должность, возраст, образование, опыт) и психологические (профессиональная подготовленность; эмоциональная устойчивость; способность принимать нестандартные решения; способность к риску).

«Объективные условия» включают: тип ситуации; сюжет (динамика, последовательность развития событий); время развития ситуации.

«Ситуация, понимаемая в узком смысле слова» — оценка степени ее стандартности; психологические факторы ситуации (опасность, неопределенность, внезапность, новизна);

«Ситуативная деятельность» содержит характеристики переговорной деятельности, ее управленческий уровень (например, деятельность руководителя группы ведения переговоров (ГВП) — лица, принимающего решение, или деятельность руководителя другой функциональной группы или деятельность начальника оперативного штаба); способ вовлеченности в систему внешних воздействий; информационное поле ситуации; схемы ориентировочной основы по данному виду деятельности; операционная структура деятельности; рискованность; ситуационный мотив; психическое состояние.

«Результат» включает: группу непсихологических характеристик (степень выполнения задачи; типология ошибок); группу психологических ошибок — удовлетворенность своими действиями; удовлетворенность действиями подчиненных, коллег.

Профилактика и преодоление кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел предусматривает изучение особенностей кризисов переговорной деятельности в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления, использование новых моделей переговоров и адаптационных возможностей, формирование переговорной компетентности и готовности сотрудников ОВД, что обеспечит эффективное использование методов позитивного разрешения кризисных ситуаций.

Психологическим содержанием кризиса переговорной деятельности является комплекс психических состояний обеих или одной из сторон переговорного процесса, когда субъективно отвергаются все предлагаемые пути разрешения ситуации или в качестве единственного способа ее разрешения рассматриваются насильственные действия.

Система выхода из кризиса вариативна и динамична, в зависимости от характера кризиса, процесса его развития, особенностей его участников и специфики их взаимодействия. Кризис является многоуровневым, особое значение имеют структурно-функциональное строение, иерархия и взаимодействие элементов кризиса.

Системно-ситуативный анализ позволяет всесторонне представить изучаемое явление и его основные элементы, рассматривать кризисную ситуацию переговорной деятельности как систему элементов и элемен-

55 50

45 -

-О 40

ГО 35 V© 35

н

30 25 20

Do Cs Sy Sp Sa In Em Re So Sc Gi ^ Wb To Ac Ai ^ Py Fx Fe

Похищение

Вымогательство

■Захват заложника

Рис. Усредненные профили CPI (в T-баллах) в зависимости от группы

ты, составляющие данную систему, с учетом их взаимовлияния.

Значительный объем задач в рамках системно-ситуативного подхода решается с помощью ретроспективного анализа: создается «банк» кризисных ситуаций переговорной деятельности, который позволяет, применяя методы математической статистики, выявить ряд зависимостей, тенденций и закономерностей развития кризиса переговоров.

«Ситуация» нами понимается как система объективных обстоятельств, в которых разворачивается деятельность. Кризисные ситуации переговорной деятельности отличаются новизной событий, требующих мобилизации познавательных способностей, эмоциональной устойчивости, и характеризуются существенно меняющимися условиями, при которых может возникнуть опасность невыполнения задачи.

В кризисных ситуациях переговорной деятельности присутствуют затруднения социального взаимодействия: наличие противоречия, межличностная напряженность, готовность противодействовать, в определении стратегии поведения могут доминировать эмоции, происходит мобилизация психических ресурсов личности. Выражены затруднения внутриличностного характера: возможны наличие сомнений, нерешительности; отсутствие оптимального решения проблемы. Острота протекания кризисной ситуации зависит от восприятия значимости события, психологической устойчивости индивида.

Наиболее важная часть ситуативного подхода — выделение переменных, определяющих развитие ситуации. Нецелесообразно отслеживать все переменные, влияющие на развитие ситуации, поскольку влияние многих из них незначительно, но необходимо выделять и отслеживать изменение основных переменных (цель-

условия-субъект), что дает возможность проанализировать ситуацию, предвидеть ожидаемые ее изменения и избежать значительных потерь ресурсов и времени.

Каждая ситуация переговоров с преступником имеет индивидуальные особенности, в том числе психологические. Выявление типизации преступников имеет важное прикладное значение, так как позволяет моделировать ответную реакцию на усилия правоохранительных органов по урегулированию конфликта, формировать комплекс аргументов, действий, стиль, которые позволили бы снизить уровень агрессивности преступного поведения и расширить возможности освобождения заложников.

Анализ различных кризисов переговорной деятельности в практике ОВД позволил нам выделить два основных фактора, формирующие специфику протекания кризиса: особенности личности преступников и переговорной ситуации. По частоте встречаемости в практике ОВД были выделены три группы, характеризующие особенности ситуации и личности преступника: «уголовный», «пограничное состояние» и «социальный протест» (политический/религиозный).

В ходе изучения статистических данных, уголовных дел, особенностей переговорных ситуаций, опроса экспертов нами были выделены три подгруппы ситуаций. В группе «уголовная ситуация» были выделены три подгруппы: «вымогательство», «похищение» и «захват заложников». Выделенные группы получили значимые различия по ^критерию Стьюдента, что свидетельствует о наличии качественных различий между группами (рис.).

Были обозначены характеристики переговорных ситуаций, социо-демографические и психологические особенности личности преступника, что позволило выб рать эффективную стратегию ведения переговоров, оптимальные методы психологического воздействия.

При похищении и вымогательстве определены две наиболее эффективные стратегии: прямое давление <—=> обмен предложениями (восприятие рациональных предложений); эмоциональный призыв (дополнительная сенсорная информация) <—> аффективное реагирование (чувства, выполняющие роль психологического воздействия).

Ситуационные переменные в подгруппах (захват, вымогательство, похищение) при осуществлении переговорного процесса позволили выделить наиболее эффективные переговорные стратегии. Нами учитывались: тип инцидента (удерживаются ли заложники; застигнуты ли преступники на месте преступления; вид угрозы (безусловная-наступательная-оборонительная); нали чие требова -ний (реальные-нереальные; противоправные-непротивоправные); количество преступников (один-группа); жертвы среди заложников (есть-нет); осуществление инцидента (спланированно-случайно); тупики в переговорах (да-нет); сроки инцидента (время); степень насилия (смерть-травма-угроза взрыва); мотив. Учитывались особенности состояния преступника; сроки выполнения требований (конкретно-неопределенно); психиатрический диагноз (да-нет-неизвестно); наличие судимости; связь счпереговорщиком (отсутствует-короткая-длительная); удалось ли убедить преступника (эффективность выбранной стратегии, аргументы). Особенно важны для анализа факторы: время (продолжительность взаимодействия); наличие жертвы под контролем преступника; местонахождение преступника (известно-неизвестно).

Таким образом, психологическое воздействие в процессе общения направлено на согласование позиций участников коммуникаций и преодоление конфликта. Оно может приводить как к децентрации, принятию точки зрения другого человека, так и к частичному или полному несогласию, усугублению противоречий, конфликту, сопротивлению. Важно, используя различные приемы воздействия, перейти от конфликтных отношений к сотрудничеству, найти возможности для достижения договоренностей.

Использование различных психологических приемов воздействия на преступника основывается на знании специалистом-переговорщиком индивидуально-психологических особенностей личности преступника и особенностей кризисной ситуации.

Психологическое состояние лиц, решившихся на захват заложника, складывается из ряда факторов: пренебрежение к действующим правовым нормам, отсутствие страха в момент захвата перед негативными санкциями, уверенность в том, что предпринятые насильственные действия — единственный способ. Соответственно, для выбора оптимальной стратегии поведения при ведении переговоров переговорщику необходимо оценить, в первую очередь, реальность угрозы.

В ходе исследования нами были выделены основные поведенческие стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования индивида на кризисные ситуации.

Наиболее эффективными и часто встречающимися стратегиями являются «доброта» — поддержка, сочувствие; «равенство» — готовность слушать, задавая вопросы, «назначить внешнего врага»; «заслуживающий доверие» — надежность, авторитет, доверие. Переговорщиком также используются манипулятивные стратегии, в частности достижение поставленных целей путем косвенного психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для переговорщика направлении. Психологическое воздействие, нацеленное на неявное изменение направленности активности преступника, и выбранная «переговорная» стратегия — реализация стремления к поиску компромисса, обсуждению проблемы, разрешению противоречия путем уступок (односторонних или обоюдных), а также поиска такого решения, которое устраивает обе стороны, позволяет реализовать установку на совместный поиск решения.

В процессе исследования были выделены и другие стратегии поведения, которые могут меняться в зависимости от развития переговорной деятельности. Чаще дополнительно используются стратегии «рациональное убеждение» и «прямое давление» или агрессивная стратегия, как конфликтный тип поведения, т. е. активное использование угроз, психологического давления, блокирующих действий, морального давления, слабый контроль над эмоциональными проявлениями.

Таким образом, стратегия «доброта» в выделенных подгруппах использовалась в 17% случаев при вымогательстве; 21% при похищении и 32% — захвате заложников. Стратегия «прямое давление» использовалась в 17% случаев при вымогательстве, 16% похищении и 18% — захвате заложников. Стратегия «рациональное убеждение» — в 9% случаях при вымогательстве; 8% — похищении и 9% — захвате заложников.

С целью формирования и развития переговорной компетентности сотрудников ОВД была разработана и апробирована тренинговая психотехнология, направленная на формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления переговорным процессом в различных кризисных ситуациях 5.

В рамках ситуационного анализа получил широкое распространение так называемый метод сценариев, оказавшийся эффективным инструментом выработки управленческих решений в сложных ситуациях управления современной организацией. В частности, нами была разработана деловая игра «Переговорная деятельность сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников». Данная игра выполнена в формате сайта, используется в процессе работы на полигоне кафедры. Основные цели и задачи игры заключаются в формировании необходимых знаний о психологических механизмах функционирования переговорной деятельности в кризисных ситуациях; в овладении психологическими методами и технологиями ведения переговорного процесса в особых условиях; в развитии личностных качеств, психологического мышления и переговорной компетентности, готовности к нововведени-

ям, творческому подходу в решении вопросов организации переговорного процесса.

Переговоры в кризисных ситуациях — это больше искусство, чем наука. Переговоры динамичны, подвержены неожиданным изменениям. Необходимо осваивать новые методы и быть готовым к выработке тактик ведения переговоров, так как «очередной кризис принесет изменения, и они будут носить мирный характер, если мы обучены. Они могут быть положительными, если мы готовы. Мы можем изменить характер и последствия кризиса, но мы не можем изменить его неизбежность.

1 Крук В. М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста: монография. М., 2012. С.193, 209.

2 Крук В. М., Семикин Г. И., Федотов А. Ю. Системно-ситуативный анализ психологического феномена надежности профессионала // Человеческий капитал. 2013. № 9 (57). С. 66, 68.

3 Столяренко А. М. Энциклопедия юридической психологии. М., 2003. С. 360.

4 Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М., 1989. С. 23, 26.

5 Вахнина В. В. Организация психологического обеспечения переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел : монография. М., 2010. С. 117.

УДК 159.942.33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ

Д. В. Смоленский

Статья посвящена проблеме качественного распознавания поведенческих реакций осужденных при предъявлении им в процессе психодиагностического обследования вербальных и визуальных стимулов в целях выявления фактов негативного девиантного поведения в прошлом и прогнозирования склонности обследуемого к различного рода противоправным действиям в процессе отбывания наказания.

Ключевые слова: эмоция, негативное девиантное поведение, поведенческая реакция, психолог.

В работе пенитенциарного психолога помимо задач психокоррекционного и профилактического характера стоит задача всестороннего изучения личности осужденных. Согласно Концепции развития УИС РФ до 2020 г. психологическая работа с осужденными предполагает: повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической работы; совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога; оптимизацию диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы; внедрение инновационных технологий, адаптацию передового отечественного и зарубежного опыта.

В связи с этим в практической деятельности психолога исправительного учреждения можно выделить следующие проблемные аспекты:

1. Сложность выявления предпосылок к противоправным действиям у осужденных, имеющих стойкую мотивацию сокрытия своей предрасположенности к тем или иным формам негативного девиантного поведения.

2. Несоразмерно большое количество обследуемых относительно штатной численности психологических лабораторий учреждений УИС в условиях дефицита времени.

3. Необходимость дополнения и проверки гипотез, возникающих у психолога при психодиагностическом обследовании осужденного, с целью принять решение о целесообразности постановки на профилактический учет, предоставления права бескон-

войного передвижения, перевода осужденного на участок колонии-поселения или предоставления права на условно-досрочное освобождение.

В связи с перечисленным возникает вопрос о возможности изучения поведенческих реакций с целью оценить достоверность сообщаемой осужденным информации в контексте его невербального поведения.

Актуальность изучения феномена эмоционального реагирования как признака скрываемого факта обусловлена:

а) доступностью для видеофиксации многих ярко выраженных проявлений эмоционального реагирования;

б) минимальным наличием результатов исследования по данной теме в научной литературе;

в) востребованностью результатов исследования в практической работе не только психологами ФСИН, но и многими другими работниками сферы безопасности и правопорядка.

Основная цель данной статьи — обозначить возможность установления склонности к негативному де-виантному поведению в исправительном учреждении у осужденного посредством качественного распознавания ярко проявляющихся эмоциональных реакций в ситуации опросной беседы и психодиагностики.

Одной из основных функций психологов исправительного учреждения является диагностика, что предполагает составление качественной и объективной психологической характеристики на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности осужденного с целью выявления и описания его индивидуальных психологических особенностей.

Диагностическая функция предполагает также определение лиц, требующих постановки на профилактический учет. На профилактический учет ставят 12 различных категорий осужденных, однако в нашей работе акцент сделан на трех конкретных категориях осужденных: осужденные, склонные к употреблению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; осужденные, склонные к совершению суицида и членовредительства; осужденные, организующие или активно участвующие в азартных играх с целью получить материальную или иную выгоду.

Обращение к опыту отечественных и зарубежных исследователей показывает, что применение стандарти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.