Научная статья на тему 'Подготовка рядового и начальствующего составов органов внутренних дел к операциям по освобождению заложников переговорным способом'

Подготовка рядового и начальствующего составов органов внутренних дел к операциям по освобождению заложников переговорным способом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворяк И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка рядового и начальствующего составов органов внутренних дел к операциям по освобождению заложников переговорным способом»

ПОДГОТОВКА РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ОПЕРАЦИЯМ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ЗАЛОЖНИКОВ ПЕРЕГОВОРНЫМ СПОСОБОМ

Для обоснования моделирования системы профессиональной подготовки переговорщиков следует исходить из определения эффективности функционирования существующей и перспективной моделей системы. Решающее значение приобретает совокупность реализуемых указанными системами функций. Понятие «функция» обозначает определенное отношение части к целому (элемента — к системе) и выражает направленность и устойчивость этого процесса. Однако не каждое проявление процесса приобретает статус функции, а лишь то, которое служит сохранению и развитию системы.

Для совершенствования образовательной деятельности вузов системы МВД России в целях качественной подготовки переговорщиков для действий в специальных операциях важно учитывать следующие элементы: довузовский — профессиональный отбор переговорщиков, вузовский — собственно образовательный процесс в вузах, государственный — результаты итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

Как показали результаты исследования, до сего дня действует модель переговорного процесса, не предполагающая использование методики отбора переговорщиков (посредников). Несмотря на то, что отдельные методические элементы применяются на уровне экспериментальных исследований, автору не удалось выявить наличие описательных характерис-

И.А. ДВОРЯК, кандидат педагогических наук, доцент

тик рассматриваемой методики, а также целей, задач, содержания и форм ее реализации.

Профессиональный отбор переговорщиков обеспечивает решение следующих основных задач:

во-первых, выявление сотрудников, которые по своим профессиональным, морально-психологическим и психофизиологическим качествам не могут выполнять функции, возлагаемые на личный состав групп ведения переговоров. Тем самым обеспечивается предупреждение значительной части тактических, методических и профессиональных ошибок, а также нервно-психических срывов при организации и проведении специальных операций, развития в последующем нервно-психических расстройств и заболеваний, требующих длительных и сложных лечебно-восстановительных мероприятий;

во-вторых, определение профессиональной, тактической, морально-психологической и психофизиологической готовности сотрудников, включаемых в состав групп ведения переговоров или резерва для их формирования.

Несмотря на то что основное функциональное качество основных компонентов системы профессиональной подготовки переговорщиков (управления, обучения, воспитания и обеспечения) заключены в их названиях, каждый из них располагает набором собственных функций.

Основные компоненты подготовки переговорщиков

Управление Обучение Воспитание Обеспечение

- выработка (уточнение) решений; - постановка задач; - координация; - руководство; - контроль; -практическая помощь; -взаимодействие; -подведение итогов -планирование; -профессиональный отбор и выпуск; -формирование представлений, знаний, умений и навыков; -текущий, рубежный и итоговый контроль успеваемости; -анализ отзывов на выпускников из ОВД; -изучение и обобщение передового опыта - формирующее; -развивающее; -мобилизирующее; -побуждение к самовоспитанию; -профилактическое; -перевоспитание -методическое; -научное; -исследовательское; -информационное; -правовое; -тыловое; -учебно-материальное; -финансовое

Автор солидарен с В.Ф. Родиным по вопросу о том, что необходимо рассматривать познавательную деятельность в качестве черты личности, характеризующей ее познавательный интерес к знаниям и готовность овладевать ими на основе потребности в развитии творческих способностей. Больше того, автор считает, что познавательный интерес может являться производным воспитательного процесса. Причем в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые знания, но и овладение знаниями в рамках образовательного процесса в целом, позволяющее приобретать необходимые знания, содействующие поступательному движению курсанта.

В системе профессионального образования МВД России переплетаются интересы познавательные и профессиональные, которые можно характеризовать устойчивостью к интересующей учебной дисциплине (группе учебных дисциплин), интенсивностью и широтой интересов. Поэтому эффективность становления курсанта в качестве переговорщика-профессионала достигается при наличии у него профессиональной и познавательной направленности интересов.

Это положение выражается в активном приобретении значимого для профессиональной деятельности опыта, а интересующая область может характеризоваться постоянством, устойчивостью, осознанностью познавательной деятельности.

Рассматривая концепцию системы профессиональной подготовки, следует отметить, что общими принципами ее функционирования следует рассматривать стратегические, организационные, тактические, методические и психологические элементы.

В связи с этим целесообразно обследовать каждого кандидата с позиций комплексного изучения как личности и субъекта будущей профессиональной переговорной деятельности именно по этим элементам, а также проводить профессиональную подготовку в первую очередь по ним.

По мнению автора, отдельного рассмотрения образовательный процесс в системе вузов МВД России не требует.

Следует подробно остановиться на особенностях материально-технического обеспечения переговорного процесса. Дело в том, что в действующей модели переговорного процесса его материально-техническому обеспечению не уделяется должного внимания. Результаты предварительного модельного и педагогическо-

го экспериментов свидетельствуют, что материально-техническое обеспечение переговорного процесса существенно влияло на его конечный результат. Поэтому автор полагает обоснованным в перспективную модель переговорного процесса, которая фактически определяет содержание системы профессиональной подготовки, включить рассматриваемый элемент.

Эффективным средством повышения качества подготовки квалифицированных переговорщиков служит управляемость образовательного процесса в данной области. В действующей модели переговорного процесса управление специальными операциями для освобождения заложников осуществляется оперативным штабом, который также осуществляет руководство переговорным процессом. При этом в ходе предварительного модельного и педагогического экспериментов обоснована возможность реализации нововведений в управлении переговорным процессом, связанных с непосредственным управлением ходом переговоров старшим группы переговорщиков, что повышает их качество при возникновении форс-мажорных обстоятельств (потеря связи, недостаточные полномочия и др.).

Вместе с тем результаты предварительного модельного и педагогического экспериментов в области методики переговорного процесса предопределили важную роль психолого-педагогического компонента формируемой перспективной модели переговорного процесса. Однако место психолого-педагогического компонента изменилось. Это связано с возрастанием роли и значимости тактики организации и ведения переговоров. Что касается психолого-педагогического обеспечения субъектов специальных операций, то оно более значимо для действующей модели переговорного процесса, базируясь преимущественно на учете психологии общения противоборствующих сторон.

Поведенческий элемент действий переговорщиков представляет собой сложную деятельность, совершаемую в состоянии психической напряженности, обусловленной влиянием эмоционального фактора и зависимостью благополучия многих людей от результата переговоров. Поэтому адекватность поведения переговорщиков неразрывно связана с психолого-педагогическим компонентом как самостоятельным и перспективным элементом формируемой модели (рис. 1).

ЦЕЛИ

1

Технология интегрированного определения целей профессиональной подготовки

глобальный |

внутригосударственный

оперативный |

I

СОДЕРЖАНИЕ

Технология профессиональной подготовки на интегративной основе

учебные модули, структурированные по этапам подготовки

- модульные единицы;

- учебные элементы;

- комплексные междисциплинарные ситуационные задачи

ЭЛЕМЕНТЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Формы, методы, способы, средства и приемы педагогического воздействия, адекватные интегрированным целям:

• успешное взаимодействие компонентов системы профессиональной подготовки переговорщиков;

• профилирование подготовки переговорщиков в вузе МВД России

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Владеет интегрированной учебной информацией; тактикой, формами, методами, способами, средствами и приемами профессиональной деятельности в переговорном процессе.

Обладает знаниями об объекте педагогического воздействия

КУРСАНТЫ

Образовательная деятельность в соответствии с моделью перспективной профессиональной деятельности выпускника в ОВД МВД России

Рис. 1. Концептуальная модель системы профессиональной подготовки переговорщиков в вузах МВД России

Существует необходимость и значимость для перспективной модели переговорного процесса в контроле служебно-боевой готовности привлекаемого для проведения специальных операций личного состава.

Таким образом, педагогическая система профессиональной подготовки рядового и начальствующего составов органов внутренних дел к специальным операциям по освобождению заложников включает достижение необходимого уровня подготовки специалистов — переговорщиков в области противодействия захватам заложников, состоящего из следующих элементов (рис. 2):

1. Обучение (подготовка — тренировка).

2. Воспитание (достижение необходимого позна-

вательного интереса в сферах собственной подготовки; приобретение необходимых личностных характеристик).

3. Обеспечение обучения и воспитания.

4. Управление обучением, воспитанием и обеспечением.

5. Возникновение (выработка, выявление, нахождение) стандартных, наиболее эффективных и целесообразных элементов — методик, позволяющих достигать необходимого уровня подготовки специалистов.

Данная педагогическая система эффективно функционирует только при постоянном, разноплановом контроле деятельности всех ее элементов.

КОНТРОЛЬ

Обучение Воспитание Обеспечение Управление Педагогическая система профессиональной подготовки сотрудников ОВД к специальным операциям по освобождению заложников Стратегия переговоров Тактика переговоров Методика подготовки переговорщиков Методика переговоров

ВЫХОД (переговорщики)

Рис. 2. Схема профессиональной подготовки сотрудников ОВД к специальным операциям по освобождению заложников

1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. труды. — М.: Наука, 1978.

2. Буданов А.В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных органов США). Учебно-метод. материалы для слушателей 1, 2, 5 факультетов. — М.: Изд-во Академии МВД России, 1995.

3. Дворяк И.А. Методологические основы органи-

зации и ведения переговоров с лицами, совершившими правонарушения или захватившими заложников. Монография. - М.: Изд-во МосУ МВД РФ, 2004.

4. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». Методическое руководство. — СПб.: Иматон, 2000.

5. Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. Вып. 16. — М.: ГИЦ МВД России, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.