РОЛЬ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ, БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД, К СПЕЦИАЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
И.А. ДВОРЯК
Согласно концептуальным установкам система профессионального образования должна обеспечить эффективное использование собственных человеческих, информационных и материальных ресурсов1. Именно от качества субъектов образовательной деятельности — преподавательского состава и курсантов (слушателей) зависит эффективность функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ОВД. Это качество обеспечивается системой определения профессиональной пригодности преподавателей и курсантов (слушателей)2. При этом жесткие требования предъявляются как к профессиональным, так и к личностным качествам указанных субъектов.
Основываясь на отечественном историко-педаго-гическом опыте, накопленном в Московском университете МВД России (2003—2007), на положениях комплексных научно-исследовательских работ3, монографических трудах4, считаем, что допускать к преподавательской деятельности лиц, представляемых для замещения должностей преподавательского состава в учебных заведениях МВД России, можно лишь «пропустив» их через систему «входного контроля». В самом деле, исторически исключительно важная роль принадлежит труду преподавательского состава, который выступает в различных качествах — научного работника, педагога, высококвалифицированного специалиста, эталона интеллигентности и культуры5.
Среди объективных причин, затрудняющих становление современной системы «входного контроля», выделяется отсутствие четких нормативно-правовых параметров педагогической деятельности, привлекающих в систему МВД России высококвалифицированных преподавателей. Как следствие — ОВД лишаются возможности привлекать лучших выпускников общеобразовательных школ6; ведомственные интересы, дезинтеграция профильной подготовки, создание ведомственных образовательных структур ведут к «переманиванию» части преподавательского состава из базовых вузов; необоснованные организационно-штатные мероприятия обусловливают «вымывание» уже состоявшихся преподавателей; непривлекательность системы послевузовского образования, дороговизна прикрепления к базовым вузам для сдачи кандидатских экзаменов и защиты диссертационных исследований, трудности с проживанием и т.д. также не способствуют решению обозначенной проблемы. Кроме того,
слабая эффективность профессионального отбора абитуриентов при УВД (РОВД) способствует тому, что физическое состояние курсантов не менее чем на 12% характеризуется пригодностью лишь к лечебной физкультуре. Отсутствует и система профессионального отбора и оценки профессиональной пригодности преподавательского состава, ответственности за качество подготовленности выпускников и др.
Целенаправленный обмен мнениями более чем со 220 педагогами 5 вузов МВД России, беседы с 17 начальниками кафедр этих вузов, изучение отношения слушателей опытных и контрольных групп (более 150 чел.) к объективности оценки своей учебной деятельности, учет требований государственных образовательных стандартов и мнений экспертов МВД России свидетельствуют о существенном влиянии на профессиональный уровень постоянного и переменного состава вузов существующей системы контроля успеваемости.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что для упорядочения оценки успеваемости курсантов может быть успешно внедрена такая модель. С организационной стороны она представляет собой изменение традиционной деятельности преподавателя и обучаемого и перенос центра ее тяжести в периодический экспресс-контроль в ходе учебного занятия (из расчета по одному в течение каждого академического часа) и рубежного контроля.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы в Московском университете МВД России установлено, что традиционные способы контроля знаний обучаемых (семестровые экзамены, зачеты, курсовые работы, внутрисеместровые контрольные работы и др.) не всегда обеспечивают желаемые результаты. Вместе с тем проведение рубежного (промежуточного) контроля в виде испытаний и тестирований позволяет получить оценки одинаковой значимости. При этом предпочтительны письменные испытания и тестирования, ориентированные на оптимизацию репрезентативности отображения содержания учебных дисциплин и на этой основе позволяющие более объективно оценивать знания и экономить время преподавательского труда. Но самые высокие показатели освоения учебного материала обучаемыми выявлены в результате практических испытаний.
Показательно, что внедрение Программы профессиональной подготовки сотрудников органов внут-
ренних дел по ведению переговоров для освобождения заложников переговорным способом в Московском университете МВД России позволило более объективно подходить к управлению образовательной деятельностью курсантов (поощрять, взыскивать, распределять и т.п.), к определению лучшего педагога кафедры и вуза, устанавливать для преподавательского состава единые требования.
Однако при переходе к такой учебной модели, как свидетельствуют результаты проведенного на кафедре тактико-специальной, боевой и физической подготовки Московского института МВД России (1993—2002) эксперимента, на 7—9% возросла нагрузка на преподавательский состав в связи с необходимостью соответствующей переработки учебно-методического комплекса. В то же время по мере накопления опыта такой работы, создания кафедральной электронной базы данных и уменьшения времени на другие виды контроля успеваемости нагрузка на учебно-методическую работу была снижена до нормативной.
Изучение мнений преподавательского состава 12 кафедр МосУ, АУ, АЭБ и РИПК МВД России позволило выявить, что традиционная шкала оценок не устраивает 69% преподавателей из-за ее ориентированности на контроль знаний в период экзаменационных сессий. При этом в ходе семестра усвоение курсантами учебного материала едва контролируется, а приобретенные за 1—3 дня подготовки к экзамену (зачету) теоретические знания не могут быть прочными, глубокими и систематическими. Кроме того, не стимулируется самостоятельная работа курсантов по отдельным разделам учебной дисциплины, а также их качественная учеба на протяжении семестра. В конечном счете это не позволяет оперативно и объективно оценивать знания каждого обучаемого.
В ходе педагогических экспериментов автором были установлены преимущества внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости в опытной группе № 1 МосУ МВД России для курсантов, преподавателей, кафедр и факультета. Так, курсантам, желающим и способным обучаться по программе подготовки переговорщиков в вузе МВД России, это позволило организовать систематическую, ритмичную работу по усвоению учебного материала; вносить в течение семестра коррективы в организацию текущей самостоятельной работы; иметь объективные показатели оценки своих знаний по каждой учебной дисциплине; прогнозировать итоговую оценку по дисциплине, даже не подвергаясь экзамену, и др.
Преподавательский состав стал располагать объективной картиной усвоения каждым курсантом и учебным взводом планового учебного материала; оптимально планировать изучение учебной дисциплины и оперативно корректировать изменения в тематических планах; всесторонне оценивать каждого курсанта с учетом его текущей успеваемости.
В целом, основываясь на результатах проведенного анализа факторов, оказывающих наибольшее влияние на подготовку личного состава ОВД, выявленных за-
кономерностей, противоречий, проблем, принципов и тенденций развития системы вузов МВД России, проведенных исследований7, к основным направлениям повышения профессионального уровня преподавательского состава можно отнести:
— социально-экономическую привлекательность преподавательского труда в вузах системы МВД России;
— оптимизацию параметров государственного заказа на подготовку научно-педагогических кадров для ОВД МВД России;
— упорядочение нормативно-правовой базы и штат-но-должностной дисциплины вузов;
— демократизацию и открытость системы послевузовского образования (подготовки научно-педагогических кадров), ее структурное преобразование;
— оптимизацию организации, содержания, моделей и технологий послевузовского образования;
— научное проектирование и моделирование эффективности деятельности участников образовательного процесса;
— привлечение для подготовки переговорщиков специалистов других ведомств;
— совершенствование психолого-педагогического мышления, повышение уровня психолого-педагогических знаний; развитие педагогической культуры преподавательского состава и др.
Однако в социально-образовательной среде современной России преподавательскому составу недостаточно владеть педагогическими основами преподавания учебных дисциплин, методическими знаниями, педагогическим мастерством проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий. Для успешного осуществления педагогической деятельности в системе вузов МВД России требуются: высокая общая и педагогическая культура, развитые интеллектуально-нравственные качества, гуманное отношение к обучаемым, коллегам, направленность на научно-педагогическую деятельность, интеллигентность и эрудиция, морально-психологическая устойчивость, стремление к непрерывному педагогическому самосовершенствованию и самообразованию и др.
На основе проведенного историко-педагогическо-го анализа системы подготовки кадров, исследования теории и практики образовательной деятельности в 9 вузах МВД России, резервов для повышения профессионального уровня курсантов (слушателей) на основе направлений и педагогических обстоятельств совершенствования их подготовки определены ключевые элементы эффективного, профессионального функционирования профессорско-преподавательского состава в системе профессиональной подготовки обучаемых. К таковым относятся:
1) необходимый уровень теоретической подготовки по дисциплине преподавания;
2) необходимый уровень практической подготовки по дисциплине преподавания;
3) наличие познавательного интереса к проблемным вопросам преподаваемой дисциплины;
4) наличие педагогических способностей;
5) наличие стремления к обеспечению знаниями, умениями и навыками всех без исключения обучаемых;
6) наличие безусловной доказательности своих суждений по преподаваемому учебному материалу;
7) постоянное (семестровое) внутрикафедральное тестирование профессорско-преподавательского состава на предмет определения лучшего педагога и воспитателя, с ранжированием его деятельности по итогам: а) успеваемости закрепленных групп; б) их научного потенциала; в) положительной активности функционирования в коллективной и бытовой средах; г) трудовой деятельности его выпускников.
Литература
1. Андреев Н.В. Тренинги по переговорной деятельности. Ч. 1 и 2. Методические рекомендации. — М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1997.
2. Дворяк И.А. Ведение переговоров с преступниками: Фондовая лекция по специальному курсу специальной тактики. - М.: МИ МВД РФ, 1999.
3. Дворяк И А. Организация и тактика действий подразделений органов внутренних дел в специальных операциях по освобождению заложников: Фондовая лекция. — М.: МИ МВД РФ, 2000.
4. Дворяк И.А. Оценка работы преподавателей по дисциплинам кафедры на базе дифференцированного подхода к выполнению ими должностной инструкции. Доклад на научно-практической конференции «Совершенствование методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России». — М.: МИ МВД РФ, 2001.
5. Родин В.Ф. Педагогический механизм формирования познавательного интереса у курсантов и слушателей вузов МВД России: Монография. — СПб.: СПб. гос. тех. ун-т, 2003.
6. Родионов А.А. Социальность виртуальности. Социальное содержание современных интернет-технологий и перспективы управления общественным развитием. — М.: Компания «Спутник», 2001.
7. Рожина Л.Н. Формирование познавательных интересов старшеклассников в процессе обучения. — Минск, 1970.
1 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень высшего и среднего профобразования. — 2002. — № 2. — С. 5.
2 См.: Кикоть В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Автореф. дис... докт. пед. наук. — СПб., 1998; Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов: Дис. докт. пед. наук. — М.: ВУ, 1997; Руденко Ю.С. Совершенствование те-
ории и практики обучения слушателей и курсантов вузов: Дис. докт. пед. наук. — М.: ВУ, 2002 и др.
3 См.: Развитие федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена правоохранительная служба, в рамках реформирования государственной службы (2006); Анализ существующей практики и международного опыта по порядку организации заключения контракта с государственными служащими, военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, сотрудников таможенных органов, а также договора с работниками (2007) и др.
4 См.: Аксенов К.В. Концепция организации военно-профессиональной подготовки в ВУЗе: Монография. — Ярославль, 2001; Он же. Экономическая безопасность региона и повышение профессиональной подготовки сотрудников силовых структур // Межрегион. научно-практ. конференция «Экономическая безопасность региона в системе обеспечения национальной безопасности страны». — ВФЭУ. — Ярославль, 2000; Барабанщиков А.В. Основные направления повышения качества подготовки специалистов в высшей школе // Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. — Чув. ГУ, 1983; Карпов В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб., 1992; Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. — СПб., 1996; Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., 1991; Новиков В.Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы (РВСН): Дис. докт. пед. наук. — М., 1999. — С. 100—155.
5 См.: Баткин И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы как социокультурное явление. — Воронеж, 1996; Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис... докт. пед. наук. — М.: МГПИ, 1981; Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. — Т. 1—3. — М., 1998—1999 и др.
6 Определенные надежды мы связываем с проработкой в ДКО МВД России вопроса о расширении сети кадетских корпусов в системе МВД России с 2 до 7.
7 См.: Аксенов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в вузе командного профиля: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М.; СПб.: ЯВФЭУ, 2002; Барабанщиков А.В, Муцынов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. — М.: ВПА, 1985; Мешков Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавателей вузов МВД Российской Федерации: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: ВУ, 2001; Новиков В.Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы (РВСН): Дис. докт. пед. наук. — М., 1999; Руденко Ю.С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов вузов: Дис. докт. пед. наук. — М.: ВУ, 2002 и др.