УДК 378.026
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
WAYS OF INCREASE OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Герасимов Игорь Викторович кандидат педагогических наук, доцент заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта,
Орловский юридический институт МВД России
имени В. В. Лукьянова г. Орёл, Россия Gerasimov Igor Viktorovich Ph.D., associate Professor, deputy head of Department of physical training and sports, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V.V. Lukyanov Orel, Russia
Мальцева Ольга Алексеевна кандидат педагогических наук заместитель начальника кафедры специальной подготовки, Орловский юридический институт МВД России
имени В.В. Лукьянова г. Орёл, Россия Maltseva Olga Alekseevna Ph.D., associate Professor, deputy head of Department of physical training and sports, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V.V. Lukyanov Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональных мотивов обучения, как ведущего фактора регуляции активности личности, ее поведения и деятельности на различных этапах профессиональной подготовки. Приведен анализ результатов анкетирования слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова с целью определения основных мотивов поступления на службу в органы внутренних дел.
Abstract. The article the problems of formation of professional motives of education as a leading factor in the regulation of the activity of the individual, its behavior and activities at various stages of training. The analysis of results of questioning of students of the faculty of training, retraining and advanced training
of the Oryol law Institute of the MIA of Russia named after V. V. Lukyanov to determine main motives of the entering the service in bodies of internal Affairs.
Ключевые слова: профессиональные способности, профессиональная мотивация, психологические особенности.
Keywords: professional skills, professional motivation, psychological characteristics.
В современных условиях формирование кадрового состава МВД России является ведущим элементом обеспечения ОВД. Признание человеческого фактора ключевым ресурсом МВД России предполагает применение стратегического подхода к формированию и развитию профессиональных способностей сотрудников, занимающих должности в органах, службах и учреждениях внутренних дел для достижения устойчивых результатов их служебной деятельности в сложных условиях современной оперативной обстановки в сфере правопорядка.
В учебно-профессиональной деятельности слушателей образовательной организации МВД России ориентирована на приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие и саморазвитие личности, формирование социально зрелой личности и высокого уровня профессионализма. Как известно, успешность учебной деятельности зависит от многих социальных, организационных, педагогических, информационных, психологических факторов, среди которых важное место занимают «внутренние» факторы личности обучающихся и, прежде всего, мотивация обучения.
Мотивация обучения как ведущий компонент учебной деятельности слушателей должна иметь специфические особенности в структуре и изменяться на различных этапах профессиональной подготовки. Негативные проявления мотивации обучения видны в низкой успеваемости, нарушениях дисциплины, межличностных и внутриличностных конфликтах, а также низкой профессиональной подготовленности сотрудников ОВД, что обусловливает снижение качества их службы в практических подразделениях органов внутренних дел.
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для профессорско-преподавательского и кадрово-воспитательного состава образовательной организации МВД России. По существу, никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с обучающихся невозможно без учета особенностей его мотивации обучения.
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, в том числе в значительной степени и от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера [1]. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы мотивации обучения и ее структуры на успешность учебной деятельности.
Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что формирование профессионализма обучаемых в образовательных учреждениях МВД России позволяет определить мотивацию обучения не только как потребность в получении учебных знаний, а, прежде всего, как ориентацию
на получение профессиональных умений и навыков, высокого уровня профессионализма сотрудника органов внутренних дел. В этом случае более правильно говорить о профессиональной мотивации обучения.
В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к обучению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает -никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительному успеху в учебе.
На базе общей мотивации обучения (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично престижной) у слушателей образовательных организаций МВД России появляется определенное отношение к разным учебным предметам, которое обусловливается [2]:
а) важностью предмета для профессиональной подготовки;
б) интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части;
в) качеством преподавания (удовлетворенностью занятиями по данному предмету);
г) мерой трудности овладения этим предметом исходя из собственных способностей;
д) взаимоотношениями с преподавателем данного предмета.
С целью анализа особенностей структуры и динамики, формирования профессиональных мотивов обучения, было проведено анкетирование 167 слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова, обучающихся по программе профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в ОВД. Анализ результатов анкетирования свидетельствует, что основными мотивами поступления в органы внутренних дел являются следующие: 74 % - достойная заработная плата, социальный пакет; 50 % - стабильность. Это говорит о том, что мотивы в особенности своей материального характера.
Кроме того, мотивом обучения слушатели отметили - получение необходимого уровня знаний для выполнения профессиональной деятельности.
На вопрос: «Какие факторы Вам мешают или снижают успеваемость?» 46 % слушателей ответили, что этими факторами являются личные качества, такие как лень, плохо развитая память, недостаток личной организации в изучении отдельных дисциплин (разделов), кроме того 84 % указали дополнительное несение нарядов, 65 % - недостаток в практической направленности проведения занятий. Это говорит о том, что в мотивационной сфере слушателей преобладают компоненты, связанные со спецификой профессиональной деятельности.
Как результат обучения слушатели хотели бы получить 100 % свидетельство об окончании подготовки, 72 % необходимый «багаж знаний», 16 % возможность самореализоваться. В ходе анкетирования было выявлено, что абсолютное
большинство слушателей (83 %) удовлетворены избранной профессией, и желают продолжить службу в ОВД (97 %).
В результате проведенных исследований показано, что профессиональные мотивы учения могут значительно различаться и у слушателей различных профилей подготовки, т.е. специальностей (патрульно-постовая служба, охранно-конвойная служба, вневедомственная охрана, участковый уполномоченный полиции, инспектор по делам несовершеннолетних и др.). Так, у одних слушателей цели обучения состоят в том, чтобы стать высококвалифицированным, отличным специалистом, профессионалом. Таких слушателей характеризует убежденность в правильности выбора профессии, ее соответствии их интересам и желаниям, склонностям, способностям и жизненным устремлениям. Другие обучаемые цели учения видят в приобретении новых знаний и получении удовлетворения от процесса обучения. Эти слушатели хотят больше узнать нового, расширить свои знания; они стремятся к самообразованию и совершенствованию своих знаний, широко используют дополнительные источники информации и стремятся глубже изучать учебные дисциплины [3].
Специфика обучения в образовательных организациях МВД России заключается в деятельностном подходе, а именно слушатели образовательной организации, обучающиеся по программе профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел являются сотрудниками ОВД, например, сотрудник патрульно-постовой службы, имеют статус и удостоверение сотрудника ОВД и к нему предъявляются соответствующие требования как к сотруднику полиции.
Психологические особенности учебно-профессиональной деятельности слушателей образовательных организаций МВД России включают изменение мотивационных установок и ценностных ориентаций, формирование новых стилей поведения и профессиональной деятельности. Вся сложность формирования учебной мотивации заключается в переходе от учебной к профессиональной. Основные различия, как известно, по линии потребностей и мотивов, целей и предметов этих деятельностей. Система потребностей и мотивов во многом определяет не только направление и уровень активности человека, но и своеобразие его личности. Потребности и мотивы составляют иерархию, которая характеризует целостную личность во всех областях его деятельности, побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности будущего сотрудника органов внутренних дел означает, прежде всего, формирование системы его потребностей и мотивов.
Прежде чем формировать мотивацию обучения, педагогу необходимо ее познать, установить для себя реальность, с которой придется иметь дело. Признавая за мотивацией столь значительную роль в обеспечении учебной успешности, необходимо также признать и чрезвычайную значимость для продуктивности педагогической деятельности и педагогического общения адекватного познания педагогом мотивации обучения слушателей.
Профессиональная мотивация и профессиональные интересы как элемент в общей структуре мотивации личности всегда существенным образом влияют на удовлетворенность профессией, а также на успешность деятельности,
в том числе и в процессе обучения профессии. Отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, влияющими на успешность профессионального обучения.
Таким образом, мотивация обучения, а точнее профессиональная мотивация обучения определяется целями, потребностями и мотивами, а особенности её у каждого обучаемого зависят от их сочетания: от того, какие цели ставятся, насколько осознаются те или иные потребности, у кого какие побуждения возникают, от того, на что направлены мотивы.
Литература
1. Головей T. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Т. А. Головей. - СПб., 1999.
2. Мухина Г. А. Формирование профессионализма у курсантов юридических вузов МВД будущих следователей : дис. ... канд. пед. Наук / Г. А. Мухина. -Калининград, 1998.
3. Мальцева О. А. Педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников ОВД : монография / О. А. Мальцева. - Орёл : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. - 111 с.
References
1. Golovey T. A. Psikhologiya stanovleniya sub"ekta deyatel'nosti v periody yunosti i vzroslosti : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. Nauk [Psychology of becoming a subject of activity in the periods of adolescence and adulthood. Abstract Doct. diss. St. Petersburg, 1999.
2. Mukhina, G. A. Formirovanie professionalizma u kursantov yuridicheskikh vuzov MVD budushchikh sledovateley : dis. ... kand. ped. Nauk [Formation of professionalism of the students of legal educational institutions of the MIA of future investigators. Diss. cand. ped. sci.]. Kaliningrad, 1998.
3. Maltseva O. A. Pedagogicheskie usloviya professional'noy podgotovki sotrudnikov OVD [Pedagogical conditions of professional training of employees of ATS]. Orel, Orui Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2015, 111 p.