Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция в боевой подготовке курсантов вузов МВД России'

Междисциплинарная интеграция в боевой подготовке курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупырь В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция в боевой подготовке курсантов вузов МВД России»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

в.г. ПУПЫРЬ, кандидат педагогических наук, доцент

Боевая подготовка — педагогический процесс, характеризующийся единством и целостностью следующих сторон: обучением двигательным действиям, развитием физических качеств, совершенствованием навыков стрельбы из боевого оружия и тактико-технических действий при решении оперативно-служебных задач. Это единство проявляется в любых экстремальных ситуациях. В теории и методике профессионального образования разрабатывались направления, основанные на обучении курсантов и слушателей специальным, прикладным дисциплинам, характеризующим различные направления боевой подготовки. Однако технология, объединяющая эти учебные дисциплины в единый учебный процесс, позволяющий осуществить междисциплинарное обучение курсантов, в настоящее время не разработана и в научно-методическом плане не исследована. Практика подготовки курсантов вузов МВД России свидетельствует об отсутствии в образовательном процессе целенаправленной теоретико-ме-тодологической основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке.

Качество профессиональной подготовки кадров, их компетентность и способность выполнить свой долг определяют боевую готовность и боеспособность. Разработка и развитие педагогической системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов вузов МВД России является составной частью специального образования и одним из приоритетных научных направлений.

Необходимость разработки этой педагогической системы обусловливается противоречиями между:

Ф существующей практикой обучения курсантов в системе боевой подготовки вузов МВД России и учетом специфики их будущей профессиональной деятельности;

Ф значительным объемом требуемых к освоению курсантами знаний, двигательных умений и навыков и ограниченными возможностями прочного закрепления при существующих сроках, методах и системе обучения;

Ф наличием инновационных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс по боевой подготовке в вузах МВД России, и отсутствием разработанных теоретико-методологических подходов и технологий, их обеспечивающих;

Ф возможностью конверсии современных образовательных технологий в теории и практике боевой подготовки курсантов вузов МВД России.

В научных исследованиях, посвященных боевой и профессионально-прикладной подготовке курсантов и сотрудников органов внутренних дел, встречается два вида работ, которые направлены на реализацию педагогической системы боевой подготовки курсантов МВД России. К первому относятся исследования, опирающиеся на системные концепции Н.А. Берш-тейна, Ю.Ф. Подлипняка, П.К. Анохина, В.Я. Кико-тя, А.И. Кузнецова и др. Особенностью этих исследований является то, что они используют вышеперечисленные теории в качестве инструмента планирования эксперимента и анализа полученных данных.

Ко второму виду относятся работы, в которых хотя и заявлено о построении системы боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел на основе педагогических технологий, но пока идет поиск системообразующих факторов, междисциплинарных связей, структурирования, объединение в целое.

Проблема междисциплинарной интеграции в боевой подготовке настолько сложна, что отдельные исследования не в состоянии охватить ее сущность, все связи и проблематику. Боевая подготовка курсантов вузов МВД России, пройдя незначительный путь развития, накопив знания и сопутствующую информацию, превратилась в разветвленный, выделенный в отдельные учебные дисциплины (тактико-специаль-ная, огневая и физическая подготовка), несистематизированный учебный процесс.

Понятие «боевая подготовка» трактуется по-раз-ному. Наиболее полно его определение представлено Ю.Ф. Подлипняком: боевая подготовка — это комплексный педагогический процесс, направленный на развитие и совершенствование тактического мышления, физической и огневой подготовки, двигательных качеств, функциональных возможностей, формирование специальных навыков владения различными видами стрелкового оружия, устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, направленную для действий в экстремальных условиях1. Она имеет непосредственное отношение к состоянию здоровья и работоспособности, а также к профессиональному долголетию, способствуя надежному выполнению служебного долга. Подлипняк впервые, еще в 1986 г., не только обратил внимание на необходимость научной разработки системного подхода к учебным дисциплинам боевой подготовки слушателей, но и явился основоположником создания педагогической системы общей и специальной фи-

зической подготовки слушателей вузов МВД СССР. Исследования в области боевой и профессиональ-но-прикладной подготовки курсантов вузов МВД России отдельных специалистов-новаторов явились перспективными на многие годы вперед, не утратили актуальности в настоящее время, основываются как на авторских, так и на передовых отечественных педагогических технологиях и концепциях.

Процесс формирования профессионально важных качеств у курсантов и слушателей нельзя рассматривать как компонент целостной системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел. В частности, об этом свидетельствует отсутствие дисциплин, связывающих (интегрирующих) блоки боевой подготовки. О том, что происходят отставание уровня профессионального образования от реальностей жизни, девальвация его общественной значимости, указывается и в Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел (см. приложение № 1 к приказу МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829 «Решение Коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации»), Было обозначено противоречие между непрерывно возрастающим объемом необходимых сотруднику органов внутренних дел знаний, умений и навыков и недостаточной теоретической разработанностью интеграции содержания профессионального образования системы МВД России.

Организация и методическое обеспечение междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов отличаются многоплановостью и не предполагают однозначных ответов: правильно или неправильно. Преподаватели, участвующие в инновационном педагогическом процессе, выступают в роли мастера-практика: отставив предписания и наставления, оценивают моделируемые ситуации и используют свое видение, интуицию, методический поиск и здравый смысл, чтобы вынести правильное суждение о совершенствовании и оптимизации учебного процесса по боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России.

Особенность юридических вузов заключается в том, что учебный процесс в них подчинен единой задаче — сформировать у обучающихся всестороннее юридическое мировоззрение, подготовить юристов высшей квалификации для органов внутренних дел2. Специфическим содержанием системы междисциплинарной интегративной подготовки курсантов является рациональное и гармоничное использование будущими сотрудниками органов внутренних дел полученных знаний, умений и навыков в качестве фактора боевой подготовки к оперативно-служебной деятельности, оптимизации своего профессионального состояния. Полную характеристику этого понятия дают следующие составляющие:

Ф юридическая — определение степени тяжести выявленного правонарушения, т.е. возникли ли основания для применения или использования огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы;

Ф тактическая — определение степени оказываемого сопротивления, объективных условий (наличие либо отсутствие скопления людей, возможность или отсутствие возможности причинения вреда третьим лицам и т.д.);

Ф формы пресечения — с применением огнестрельного оружия, специальных средств или физической силы.

Модель педагогической системы междисциплинарной интеграции учебных дисциплин боевой подготовки курсантов вузов МВД России позволяет рассматривать алгоритм практических действий сотрудника органов внутренних дел в процессе оперативно-слу-жебной деятельности в полном цикле, т.е. с применением ранее полученных знаний, умений и навыков на учебных дисциплинах боевой подготовки.

Цель постановки вопроса — разработка педагогической системы боевой подготовки курсантов вузов МВД России с позиции целостного учебного процесса. Нарастание связей ведет к новой качественной форме интеграции, когда получается хорошо организованное (органическое) множество, образующее целостное единство, которое выступает совершенной формой синтеза объединяемых компонентов3.

Педагогическая деятельность по обеспечению междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов отличается сложностью и многообразием приемов воздействия. При использовании одних и тех же приемов обучения и воспитания обучающиеся развиваются и формируются по-разному: сказываются степень подготовленности курсанта (слушателя) к осмыслению той или иной информации, его умение учиться, восприимчивость, воля, характер. Любые советы, рекомендации, новации в учебном процессе будут полезны и доступны обучающимся тогда, когда преподаватель «пропустит» их через собственную индивидуальность с учетом степени готовности аудитории. Основная идея обучения на основе междисциплинарной интеграции заключается в том, что знания, умения и навыки не передаются курсантам в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации4.

Значимость педагогической квалификации преподавателя высшей школы повышается в связи с реформированием системы профессионального образования. Главные усилия разработчиков новых кадров и концепций направлены на предоставление больших свобод образовательным учреждениям, кафедрам, преподавателям, курсантам и слушателям в сочетании с обеспечением качества. Именно с этой целью разрабатываются ГОСТы и создается национальная система

оценки качества образования — ограничители своего видения моделирования междисциплинарного взаимодействия, допускающие максимальную профессиональную свободу педагогического творчества.

Таким образом, научно-методическая деятельность вузов МВД России — это уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Низкое качество соответствующей подготовленности отразится на количественных показателях статистики гибели сотрудников милиции. Тем важнее методическая роль профессорско-преподавательского состава вузов МВД России в формировании современной педагогической системы боевой подготовки на основе междисциплинарной интеграции.

1 См.: Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы системы общей и специальной физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: дис... докт. пед. наук. - М., 1986.

2 См.: Клушин А.Г. К вопросу о профилизации высшего юридического образования в вузах МВД России // Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров в ОВД: мат-лы межвузовской науч.-практ. конф. (17 апреля 2003 г.). — М., 2003. — С. 7-8.

3 См.: Бражник Е.И. Становление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании: дис... докт. пед. наук. - СПб., 2002. - С. 61-62.

4 См.: Горбунов В.А. Совершенствование системы подготовки студентов к профессиональной деятельности // Физкультурное образование Сибири. - 1999. - № 1. - С. 22-24.

Педагогическая система формирования междисциплинарных знаний, умений и навыков в боевой подготовке курсантов вузов МВД России

III

Применение

оружия, спецсредств, физической силы

Моделирование ситуативных комплексов на основе

мез£диещщдинар-\

ной интеграцн

I

Основания применения, .использования оружия, спецсредств и физической силы

Тактическое решение

Модель педагогической системы междисциплинарной интеграции учебных дисциплин боевой подготовки курсантов вузов МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.