В.А. ОВЧИННИКОВ (Волгоград)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
Представлена разработанная на основе
многолетних педагогических исследований комплексная система итогового педагогического контроля по дисциплине «Физическая подготовка» в высших образовательных учреждениях МВД России, что позволяет оптимизировать учебный
процесс и повысить его эффективность.
Физическая подготовка - одна из основных составляющих служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел. В образовательных учреждениях МВД России она является обязательным предметом профессионального обучения и воспитания личного состава.
В приказе МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 22.10.2003 г. № 5 км/2» говорится о необходимости существенного улучшения физической подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Последние инспекторские проверки различных подразделений МВД России показали, что каждый третий сотрудник уголовного розыска, патрульно-постовой службы, участковый уполномоченный милиции не может выполнить установленные нормативы по физической подготовке, хотя постоянно вступает в силовой контакт с правонарушителями. В то же время уровень преступности неуклонно растет: так, в 2006 г. органами внутренних дел рассмотрено 19,3 млн заявлений и сообщений о происшествиях, что на 32,9% больше, чем в 2005 г.; зарегистрировано 3855,4 тыс. фактов совершения преступлений, что на 8,5% больше, чем за предыдущий. По Южному федеральному округу - 165370 преступлений (увеличение на 5,9%). По Волгоградской области рост регистрации убийств составляет 31,1% (Состояние ... 2007). В связи с этим все острее перед органами внутренних дел страны встают проблемы борьбы с преступностью и повышения качества профессиональной подготовки сотрудников ОВД и, прежде всего, практической ее составляющей (О внесении ... 2001). Поэтому
так важно в высших образовательных учреждениях МВД России систематизировать учебный материал по дисциплине «Физическая подготовка», выделить главные ее составляющие и привести в соответствие с действующей многоступенчатой системой подготовки специалистов ОВД. Решение данной проблемы в определенной степени может зависеть от совершенствования системы педагогического контроля как наиболее значимого фактора управления учебно-тренировочным процессом (Алабин 1994; Годик 1980; Завьялов 1996).
Целью исследования являлось совершенствование методики комплексного контроля теоретического и практического аспектов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России.
В настоящее время в структуре дисциплины «Физическая подготовка» условно можно выделить четыре раздела: теория и методика физического воспитания, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, боевые приемы борьбы. В практике физического воспитания выделяют пять видов педагогического контроля: предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый (Волков, Кузнецов 2006; Миронов [и др.] 1987; Физическая подготовка 2003; Холодов [и др.] 2001). Во многих образовательных учреждениях МВД России аттестация по дисциплине «Физическая подготовка» по-прежнему сводится лишь к тестированию уровня физической подготовленности курсантов посредством выполнения контрольных нормативов и боевых приемов борьбы по билетам. В таком виде педагогический процесс сводится к механическому заучиванию набора отдельных приемов и действий без учета динамических характеристик реального рукопашного противоборства. Уровень подготовленности оценивается по соответствию эталонным характеристикам двигательного действия, траектории движения и последовательности элементов выполняемых приемов и действий (Волков, Кузнецов 2006; Дякин 2007; Кириков 1996).
Учитывая необходимость воспроизведения на занятиях по физической подготовке разнообразных заданий и ситуаций,
© Овчинников В.А., 2008
максимально приближенных к реальным, мы предложили следующую схему педагогического контроля на факультете подготовки экспертов-криминалистов Волгоградской академии МВД России. Зачеты по физической подготовке в 1 - 6-м семестрах, экзамен по физической подготовке в 7-м семестре и экзамен по служебно-боевой подготовке в 9-м семестре проводятся в форме выполнения комплексного зачетного или экзаменационного упражнения. В его содержание включены следующие действия служебной деятельности: преследование правонарушителя, ведение единоборства, силовое задержание, огневое поражение. Комплексное зачетное или экзаменационное упражнение состоит из преодоления специализированной полосы препятствий, спарринга по правилам борьбы самбо, бокса, рукопашного боя (в соответствии с годом обучения), демонстрации техники борьбы с несопротивляющимся партнером (в соответствии с годом обучения) и стрельбы из пистолета Макарова.
В 7-м семестре экзаменационная оценка по физической подготовке складывается из оценок, полученных за теоретические знания и практические умения (выполнение контрольных нормативов и комплексного экзаменационного упражнения). Уровень теоретических знаний курсантов и слушателей выявляется путем индивидуального компьютерного тестирования с использованием дистанционной программы «Stilus», в основу которого положены задания двух уровней сложности.
Задания первого уровня предназначены для всех курсантов, сдающих экзамен. Они требуют только воспроизведения учебной информации по памяти. Прочитав вопрос и ответы к нему, необходимо выбрать из предложенных вариантов правильный. За правильные ответы на первый и второй вопросы экзаменационного билета начисляется по 0,8 балла. За третий - 1 балл. Правильные ответы на четвертый и пятый вопросы экзаменационного билета оцениваются по 1,2 балла. Если курсант при тестировании дает правильных ответов в диапазоне 0 - 55%, выставляется оценка 2 (неудовлетворительно); 56 - 75% - 3 (удовлетворительно) ; 76 - 85 % - 4 (хорошо); 86 -100% - 5 (отлично).
Задания второго уровня сложности предназначены для слушателей, обучающихся по программе инструкторов-об-
щественников по физической подготовке. Они направлены на формирование умений осмысливать, интерпретировать и объяснять педагогические явления. Их выполнение требует от обучаемого творческого подхода, способности разрешать проблемные ситуации в области профессионально-прикладной физической подготовки.
В 8-м и 9-м семестрах курсанты и слушатели сдают зачет по профессиональноприкладной физической подготовке в форме билетной системы. Профессиональноприкладная физическая подготовка предполагает дробление процесса обучения на два этапа. В основу первого этапа положено обучение технической стороне двигательного действия, в основу второго - тактика их применения в обстоятельствах служебно-боевой деятельности сотрудников милиции. Поэтому зачетные требования по профессионально -прикладной физической подготовке содержат тестовые задания двух уровней сложности. В 8-м семестре проверяется практическое владение конкретным приемом, способами защиты и задержания и т.д., включая боевой и спортивный разделы борьбы самбо. В вопросах зачетного билета курсанту предлагаются один способ атаки и единственный способ защиты. Например: 1. Выполнить бросок вперед -передняя подножка. 2. Выполнить прием задержания при подходе спереди способом «рывком» и т.д.
В 9-м семестре предлагаются проблемно-ситуационные задачи, при решении которых слушатель исходит из знания своих индивидуальных особенностей и уровня владения тем или иным приемом, способом защиты и т.д. В вопросах зачетного билета указываются исходное положение правонарушителя и его атакующие действия. Способ защиты и дальнейший переход на приемы задержания оставляются на усмотрение слушателя. В связи с тем, что в рукопашном противоборстве с правонарушителем возможны разнообразные динамические и статические ситуации, требовать достижения целей конкретным боевым приемом на данном этапе обучения представляется не совсем уместным и оправданным. Поэтому в заданиях второго уровня сложности после задержания могут быть дополнительные условия: надеть наручники, связать, провести наружный осмотр, перейти к сопровождению (конвои-
Сравнительный анализ оценки системы педагогического контроля по физической подготовке (п = 1323)
Вопросы До эксперимента После эксперимента
+ 2 +1 0 -1 -2 + 2 +1 0 -1 -2
1 106 225 595 278 119 688 450 132 53 0
8 17 45 21 9 34 34 10 4 0
2 133 199 633 252 106 648 648 145 119 40
10 15 48 19 8 49 49 11 9 3
3 93 186 727 212 105 410 767 80 53 13
7 14 55 16 8 31 58 6 4 1
4 53 80 952 159 79 344 819 80 67 13
4 6 72 12 6 26 62 6 5 1
Примечание. В верхней строке приведено количество человек, в нижней - проценты.
рованию) и т.д. Например: 1. Выполнить бросок вперед с переходом на задержание. 2. Правонарушитель захватил левой рукой одежду на груди. Защита: освобождение с переходом на задержание и надевание наручников и т.д.
В 9-м семестре слушатели сдают экзамен по служебно-боевой подготовке. В структуру экзамена включено последовательное выполнение заданий по физической, огневой подготовке и специальной тактике, осуществляемое попарно в соревновательных условиях.
В результате проведенного исследования были разработаны методика комплексного контроля по дисциплине «Физическая подготовка»: компьютерный тренинг-опрос по теоретическому разделу рабочей программы, контрольные вопросы по боевым приемам борьбы проблемно-ситуационного характера, зачетные требования по боевым приемам борьбы этапного и итогового видов контроля.
С учетом предлагаемой комплексной системы педагогического контроля нами реализован блочный принцип построения учебного материала, с переходом на 4 - 5-м курсах к проблемному обучению. Ведь преподавание требует обращения не только к содержанию изучаемого предмета, но и к творческому мышлению, воображению, вниманию, памяти, организации мыслительной работы курсантов и слушателей.
Для подтверждения эффективности данной методики педагогического контроля был проведен анкетный опрос курсантов и слушателей Волгоградской академии МВД России до и после внедрения ее в учебный процесс. Всего было опрошено 1323 человека, обучавшихся на факультете подготовки экс-
пертов-криминалистов. По пятибалльной шкале (+2; +1; 0; -1; -2) оценивались следующие положения: 1) Предлагаемая система контроля позволяет определить индивидуальный уровень готовности курсантов и слушателей к решению служебно-боевых задач. 2) Предлагаемая система контроля способствует объективной оценке знаний. 3) Предлагаемая система контроля способствует выработке самостоятельности при изучении предмета. 4) Дайте оценку предлагаемой системе педагогического контроля. Ответы распределились следующим образом:
Существующая традиционная комплексная система педагогического контроля противоречит современным педагогическим технологиям обучения, не способствует объективной оценке индивидуальной готовности сотрудников органов внутренних дел и нуждается в обновлении. Наиболее оптимальной формой итогового контроля по физической подготовке являются комплексные зачетные или экзаменационные упражнения, которые созданы по схеме: преследование правонарушителя, ведение единоборства, силовое задержание, огневое поражение. Разработанный компьютерный опрос позволяет интенсифицировать учебный процесс и способствует формированию теоретического мышления. Предлагаемая комплексная система итогового педагогического контроля позволяет определить уровень индивидуальной готовности курсантов и слушателей к решению служебно-боевых задач (34% опрошенных считают, что в высокой степени, и 52% - в очень высокой). При этом 88% респондентов после проведения педагогического эксперимента оценивают данную методику положительно.
Предлагаемая система итогового педагогического контроля может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс высших образовательных учреждений МВД России.
Литература
Алабин, В.Г. Комплексный контроль в спорте / В.Г. Алабин, В.А. Сутула, В.Г. Ники-тушкин // Теория и практика физической культуры. 1994. № 3. С. 43 - 46.
Волков, А.Н. Методика контроля физической подготовки: учеб.-практ. пособие /
A.Н. Волков, С.В. Кузнецов. Н. Новгород: Нижегор. акад. МВД России, 2006. 96 с.
Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. М.: ФиС, 1980. 136 с.
Дякин, О.В. Повышение эффективности обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / О.В. Дякин // Проблемы совершенствования служебно-боевой подготовки сотрудников силовых ведомств: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 7 - 8 июня 2007 г. Иркутск, 2007. С.44 - 47.
Завьялов, А.И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.И. Завьялов. Омск, 1996. 37 с.
Кириков, А.В. Контроль образовательного процесса и развития физической культуры в свете реализации концепции многоуровневой подготовки кадров / А.В. Кириков // Современные системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД Российской Федерации: сб. материалов науч.-метод. межвуз. конф. Орел, 1996. С. 69 - 72.
Миронов, В.В. Кафедра физической подготовки и спорта военно-учебного заведения /
B.В. Миронов, А.А. Нестеров, А.А. Сидоров. М.: Военное изд-во, 1987. 160 с.
Об объявлении решения коллегии МВД России от 22.10.2003 г. №5 км/2: приказ МВД России от 6 нояб. 2003 г. № 829. М., 2003. 54 с.
О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29.07.96. №412: приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. М., 2001. 30 с.
Состояние преступности в России за январь - декабрь 2006 года: МВД России, Главный информационно-аналитический центр. М., 2007. 72 с.
Физическая подготовка: учеб. пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 288 с.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 480 с.
В.А. БРЫКИНА, С.Н. РЫБАЛКИН (Волгоград)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД РОССИИ
Анализируется соревновательная деятельность российских мужских баскетбольных команд высокого уровня подготовленности по основным характеристикам их технико-тактических действий. На основании такого анализа делается заключение об особенностях соревновательной деятельности команд высшей лиги дивизиона «А», суперлиги дивизиона «Б» и «А», указываются основные направления повышения спортивного мастерства баскетбольных команд различного класса.
Соревновательная деятельность представляет собой демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов (Матвеев, 1977; Портнов, 1989; Платонов, 2004).
Конкретные и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в баскетболе необходимы, прежде всего, для:
- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов (Келлер, Платонов 1993);
- объективизации спортивного результата в конкретной игре - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи (Стоункус 1987);
- внесения своевременной коррекции в планы подготовки команда! (Портнов 1989);
© Брыкина В.А., Рыбалкин С.Н., 2008