УДК 796.8:378.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ У КУРСАНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
М.А. Ефременко
Предложены виды контроля с целью эффективного управления процессом обучения боевым приемам борьбы. Рассмотрены теоретические положения педагогического контроля в ходе практических занятий, позволяющий повысить уровень физической подготовленности, необходимой для выполнения оперативно-служебных задач и освоить курсантами образовательных организаций МВД России боевых приёмов борьбы.
Ключевые слова: физическая подготовка, учебный процесс, боевые приемы борьбы, педагогический контроль.
В образовательных организациях МВД России физическая подготовка - это один из обязательных предметов профессионального обучения и воспитания переменного состава. Большое значение уделяется тому, как курсант осваивает изучаемый профессионально-прикладной материал по физической подготовке. Для проверки уровня развития специальных физических качеств принимаются контрольные нормативы в соответствие с годом обучения. Если преподаватель считает необходимым проверить силу курсанта, то он принимает любой из нормативов: подтягивание на перекладине или толчок гири. Нормативы позволяют нам увидеть непосредственно общую картину физического развития обучающихся достаточно объективно. При этом остается нерешенным вопрос, как объективизировать контроль процесса освоения боевых приемов борьбы. Ряд авторов в своих исследованиях затрагивали указанную проблему (Завьялов, 1996; Макаренко, 1996; Плешивцев, 2015). Основное содержание их работ было сведено к обобщению информации о процессе обучения боевым приемам борьбы, анализ и изучение которой позволяет педагогу внести необходимые коррективы в учебный процесс. Коррекция может затрагивать содержание, формы и методы обучения или же пойти по пути принципиальной перестройки всей учебной программы. На это в том числе и направлен сам педагогический контроль, как в части освоения боевых приемов борьбы, так и в целом в улучшении уровня физической подготовки курсантов и слушателей, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России.
В физическом воспитании, обучении педагогический контроль представляет собой «совокупность средств, методов и методических приемов, позволяющих оценить уровень подготовленности.
Педагогический контроль в системе управления подготовкой спортсменов рассматривается многими специалистами как средство обеспечения информацией о важнейших сторонах тренировочного процесса для оценки его эффективности воздействия на субъекты» [2, 6, 7].
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что в практике физического воспитания педагогический контроль можно разделить на виды. В своих исследованиях А.Н. Волков, С.В. Кузнецов рассматривают четыре основных вида педагогического контроля: предварительный, текущий, этапный, итоговый (Волков, Кузнецов, 2006; Миронов, 1987; Холодов, 2001). Рассмотрим их более подробно.
1. Предварительный контроль направлен на выявление особенностей и установления состава занимающихся в группе. Он позволяет педагогу оценить уровень физической подготовленности курсантов, оценить состояние здоровья, а также определить лиц, обладающих спортивной квалификацией. Как правило, данный вид контроля проводится в начале учебного года или семестра. Это сделано с целью определить готовность обучающихся к освоению нового учебного материала, выполнению нормативов, то есть к предстоящим занятиям, предусмотренных учебной программой. Преподаватель, имея данные от такого контроля, способен определить и уточнить учебные задачи, избрать необходимые средства и методы для их решения.
2. Текущий вид контроля «проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них» [3, 6].
3. Этапный контроль «служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся» [6].
4. Итоговый вид контроля «проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т. п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса» [3].
Как показывает практика, большинство образовательных организаций МВД России, осуществляя промежуточную или итоговую аттестацию по дисциплине «Физическая подготовка» проводят тестирование уровня физической подготовленности курсантов, а также практические зачеты по билетам для выявления навыков выполнения боевых приемов борьбы [1, 3, 5].
Среди названных видов педагогического контроля педагогами в ведомственных учебных заведениях МВД России особое внимание отводится контролю этапному. Это связано с его возможностью оценивать уровень освоения боевых приемов борьбы (БПБ) по итогам каждого семестра и проверяет усвоенный материал согласно рабочей программе по физической подготовке. Но, чтобы добиться максимальных показателей в усвоении и возможности применения боевых приемов борьбы, необходимо также модернизировать педагогический контроль при обучении БПБ на занятиях по физической подготовке.
Для эффективного управления процессом обучения боевым приемам борьбы преподавателю необходимо определить соотношение с этапом подготовки и фактическим уровнем развития физических качеств у курсанта, а также необходимые учебные и тренировочные мероприятия для их достижения обучаемым. Исходя из изложенного, большое значение в образовательных организациях МВД России приобретает систематическая оценка подготовленности курсантов и слушателей на занятиях по физической подготовке. После каждой пройденной темы раздела «Боевые приемы борьбы» необходимо проводить контроль материала, который давался преподавателем на занятиях по физической подготовке. Принимая во внимания положения теории поэтапного формирования умственных действий, известного российского психолога Петра Яковлевича Гальперина, освоение предметного действия разграничивается «на две части: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая - исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая её управляющей инстанцией (позднее он назовёт её штурманской картой)» [4]. Исходя из теории П.Я. Гальперина, перед тем как обучать курсантов боевым приемам борьбы необходимо сформировать у учащихся умственные действия и понятийный аппарат. Необходимым условием формирования действий, по мнению П.Я. Гальперина, является ориентировочная основа действия (ООД) - это состав и порядок выполнения отдельных действий при проведении боевого приема борьбы. Ориентировочная часть представляет собой слаженную систему, включающую основные опорные точки, условия, факторы.
Основные опорные точки (ООТ) - «это элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий» [4]. Благодаря ориентировочной основе действий курсант или слушатель становится обладателем «штурманской карты пути», что позволяет ему, опираясь на её содержание, быть готовым к выполнению новых заданий. Задачей педагога в процессе обучения новому боевому приему борьбы становится формирование ориентировочной части. Несмотря на специфику подготовки обучающихся в системе МВД, теория поэтапного формирования действий «помогла существенно скорректировать методику обучения: усилия преподавателя должны быть направлены не на постановку движений, то есть формирование исполнительной части, а на руководство формирования ориентировочной основой действий, которая определяет исполнение» (М.М. Боген, 1985).
На занятиях по физической подготовке, при создании аналогичных условий, исходных установок, а также при многократном практическом повторении ООД происходит процесс формирования двигательного навыка из умений. Стадия навыка характеризуется автоматизированностью выполнения приемов, так как двигательные действия отличаются высокой степенью надежности. Можно охарактеризовать процесс формирования навыка следующим образом:
• все элементы движения становятся единым целым (ООД);
• общая напряженность падает посредством устранения лишних сопутствующих (иногда непроизвольных) движений;
• формируется четкая последовательность элементов действий, стандартизируется амплитуда движений, действия становятся более рациональными;
• внимание курсанта сконцентрировано на конечном результате движений, а не на алгоритме выполнения действий;
• повышается динамичность стереотипа двигательного навыка, он легче перестраивается при изменении внешних и внутренних установок [4].
Систему ООТ можно представить в виде педагогического контроля, уровня освоения боевых приемов борьбы. Преподаватели, обучая курсантов на занятиях по физической подготовке боевым приемам борьбы, выделяют основные элементы БПБ и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного их выполнения. Выделенные элементы и условия выполнения могут носить оценочный характер. Например, на занятии рассматривается тема «Защита от удара ножом». На любом из этапов обучения (первоначальный, основной, заключительный) преподавателем определяется алгоритм действий сотрудника полиции:
- уход перемещением с направления движения атакующей конечности в сторону с подставкой или отбивом ее предплечьем;
- захват вооруженной руки ассистента, исключающий возможность свободного движения кисти с оружием;
- нанесение расслабляющего удара;
- обезоруживание;
- ограничение свободы передвижения ассистента.
Преподаватель, проговорив и продемонстрировав схему
выполнения, контролирует проведение курсантами БПБ и снижает оценку за нарушение последовательности выполнения или за отсутствие каких либо элементов. Также контролируется правильность выполнения отдельных элементов:
- обезоруживание осуществляется дожимом кисти, сковывая атакующего скручиванием руки внутрь или после скручивания руки наружу, прижимая плечо этой руки сверху голенью;
- ограничение свободы передвижения осуществляется переходом на загиб руки за спину: после скручивания руки внутрь-толчком;
- на загибе руки за спину, зафиксировав нож стопой, вынудить ассистента встать на колени, прижать своим туловищем его туловище к опоре, подобрать нож (предмет), при этом нож берется за рукоятку (лезвием вниз). Подняв ассистента, перейти на сопровождение загибом руки за спину [8]. Преподаватель контролирует правильность выполнения, как отдельных элементов, так и приема в целом.
Таким образом, в практике подготовки курсантов образовательных организаций МВД России реализуются общие положения теории П.Я. Гальперина. Использование её в ходе обучения повышает возможность управления учебно-тренировочным процессом. Преподаватель на занятиях по физической подготовке в процессе отработки обучающимися боевых приемов борьбы контролирует правильность выполнения, как отдельных элементов, так и приёма в целом. Рассмотренная теория даёт возможность педагогу увидеть структуру боевого приёма борьбы изнутри, как слаженной системы разнородных элементов и помогает осуществлять над ней контроль. Использование рассмотренных теоретических положений в ходе практических занятий дает возможность не только грамотно осуществлять учебно-тренировочный процесс, но и повышает эффективность педагогического контроля над освоением курсантами образовательных организаций МВД России боевых приёмов борьбы.
Список литературы
1. Алабин В.Г., Сутула В.А., Никитушкин В.Г. Комплексный контроль в спорте // Теория и практика физической культуры. 1994. № 3. С. 43-46.
2. Бондаревский Е.Я., Кочарян Ю.У., Стародубцев М.З. Методология построения должных норм физической подготовленности: метод. рекомендации. М., 1983. С. 31.
3. Волков А.Н., Кузнецов С.В. Методика контроля физической подготовки: учеб. практ. пособие. Н. Новгород: Нижегор. акад. МВД России, 2006. С. 96.
4. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 123.
5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: ФиС, 1980. С. 136.
6. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 2001. С. 152.
7. Зациорский В.М. Спортивная метрология: педагогический контроль в тренировочном процессе (основы теории тестов и оценок): учеб. пособие. М., 1999. С. 49.
8. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». URL: https: // www.garant.ru / products/ipo/ prime/doc/71647620/#review (дата обращения: 04.06.2018).
Ефременко Максим Андреевич, адъюнкт, maximkaefremenko@yandex.ru, Россия, Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
PEDAGOGICAL CONTROL OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF FIGHTING METHODS OF FIGHT A T CADETS OF THE ORGANIZA TIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
M.A. Efremenko
The types of control for the purpose of effective management of the training process for fighting combat techniques are proposed. The theoretical provisions of pedagogical control in the course of practical exercises are considered, which makes it possible to increase the level of physical readiness necessary to perform operational and official tasks and to master the combat methods of combat by cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words: physical training, educational process, fighting methods of struggle, pedagogical control.
Efremenko Maxim Andreevich, post-graduate student, Russia, Moscow, Moscow University of the Ministry of the Interval Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot