УДК 79
В, А. Овчинников
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
В современных условиях Россия испытывает острый недостаток в высококвалифицированных кадрах. В какой-то степени этот пробел помогает устранить система высшего профессионального образования. Но при всей многочисленности высших учебных заведений, количество, а главное качество выпускаемых специалистов из их стен, оставляет желать лучшего. Не избежали этого недостатка и высшие образовательные учреждения МВД России.
Ведь качество профессиональной подготовленности и эффективность работы сотрудников органов внутренних дел (ОВД) во многом определяется системой многолетней профессионально-прикладной физической подготовки, осуществляемой в высших образовательных учреждениях МВД Россия.
Б. Ф. Грызлов, еще в 2001 г. отмечал, что: «Продолжающееся реформирование системы МВД России предполагает коренное улучшение деятельности органов внутренних дел за счет приведения профессиональной подготовки сотрудников милиции в соответствие с требованиями Российских и международных стандартов». Поэтому так важно в высших образовательных учреждениях МВД России систематизировать учебный материал по дисциплине «Физическая подготовка», выделить главные ее составляющие и привести в соответствие с действующей многоступенчатой системой подготовки специалистов ОВД. Решение данной проблемы в определенной степени может зависеть от совершенствования системы педагогического контроля, как наиболее значимого фактора управления учебно-тренировочным процессом [1; 3; 6].
В этой связи цель нашей работы состояла в исследовании успеваемости курсантов по дисциплине «Физическая подготовка» в Волгоградской академии МВД России (ВА МВД России), которая является ведущим учебным заведением в системе профессиональной подготовке кадров МВД России. Нами был проведен анализ уровня физической и технической подготовленности курсантов в период с 2001 г. по трем специальностям очной формы обучения.
В настоящее время в структуре дисциплины «Физическая подготовка» условно можно выделить четыре раздела: теория и методика физического воспитания, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, боевые приемы борьбы. В практике физического воспитания выде-
ляют пять видов педагогического контроля: предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый [2; 5; 8]. Нас интересовал этапный (рубежный) контроль, посредством которого, как правило, оценивают степень освоения достаточно больших разделов учебного материала. Он в большей степени позволяет оценить накопленный тренировочный эффект после нескольких микроциклов, которые в свою очередь объединены в мезоциклы и задают этапностъ развития двигательных способностей.
Нами были проанализированы данные рубежного контроля по физической подготовке за период с 2001 по 2007 г. на трех факультетах ВА МВД России. Дата начала анализа была обусловлена тем, что специальность «Правоохранительная деятельность» создана Приказом Министерства образования Российской Федерации № 155 от 18.01.2001 г. [4].
Оценки на факультете следователей (следственный факультет), факультете подготовки работников служб криминальной милиции (оперативный факультет) и факультете подготовки экспертов-криминалистов (экспертный факультет) - выставлялись за физическую и техническую подготовленность курсантов. Оценка за физическую подготовленность включала в себя среднеарифметическое значение оценок, полученных курсантом за выполнение (мужчины) - десяти, (женщины) - восьми контрольньрс упражнений. Оценка за техническую подготовленность—среднеарифметическое значение оценок, полученных курсантами за выполнение от трех до шести контрольных заданий по боевым приемам борьбы, в зависимости от года и пола обучаемых. Для сравнительного анализа нами были взяты данные с периодичностью в два года: 2001-02, 2003-04, 2006-07 учебные года. Оценка физической подготовленности осуществлялась в ноябре учебного года, техническая подготовленность в апреле. Результаты рубежного контроля по физической подготовленности курсантов факультетов представлены в табл. 1 и рис. 1. Результаты рубежного контроля по технической подготовленности факультетов представлены в табл. 2 и рис. 2.
Таблица 1
Результаты физической подготовленности курсантов
Год Кол-во курсантов «5»% «4»% «3'»% «2»% Средний балл Неатт, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Факультет следователей
2001 1230 196 15,9 467 37,9 337 27,3 128 10,4 3,3 102 8,3
2003 1090 190 17,4 232 21,2 215 19,7 385 35,3 3,0 68 6,2
2006 937 170 18,1 184 19,6 255 27,2 193 20,6 2,9 135 14,4
Окончание таблицы
1 1 2 | 3 | 4 | 5 | .6 1 7 8 і 9
Факультет подготовки работников служб криминальной милиции
2001 368 44 12,0 126 34,2 117 31,8 44 12,0 3,2 37 10,1
2003 371 59 15,9 92 24,8 96 25,9 101 27,2 3,1 23 6,2
2006 283 48 17,0 61 21,6 84 29,7 65 23,0 3,1 25 8,8
Факультет подготовки экспертов-криминал истов
2001 388 28 7,2 133 34,2 158 40,7 53 13,6 3,2 16 4,1
2003 318 30 9,4 105 33,0 79 24,8 87 27,3 3,1 17 5,3
2006 347 26 Ъ5 10028,8 123 35,4 71 20,5 3,0 27 .7,8
Юриспруденция
Судебная экспертиза
Критерии оценок [аіНІ-ІШ діНі-іШ оШі-іШ
І ІПІІШ.
Критерии ОЦІНОК
¡вші-ші міш-іш ріш-ііи"!
Правоохранительная деятельность
11)1 шиш. Критерии оценок
¡эшыт аии-!1» пшып? |
Рис. 1. Результаты рубежного контраля по физической подготовленности курсантов факультетов.
Таблица 2
Результаты технической подготовленности курсантов
Год Кол-во курсантов «5»% «4»% «3»% «2»% Средний балл Неатт. %
1 2 . 3 4 5 6 7 8 9
Факультет следователей
2002 1207 327 27,1 383 31,7' 240 19,9 151.12,5 3,5 106 8,8
■ 2004 1058 154 14,6 . 301 28,4 331 31,3 155 14,7 3,1 117 11,1
2007 933 98 10,5 285 30.5 300 32.1 126 13,5 3,0 124 13,3
Окончание таблицы
] 2 3 4 5 6 7 ' 8 9
Факультет подготовки работников служб криминальной милиции
2002 372 36 9,6 163 44,2 138 37,0 24 6,5 3,5 11 3,0
2004 365 63 17,3 116 31,8 11631,8 40 10,1 3,3 30 8,2
2007 277 36 13,0 82 29,6 89 32,1 30 10,8 зд 37' 13,3
Факультет подготовки экспертов-криминалистов
2002 395 27 6,8 104 26,3 161 40,8 82 20,8 3,0 21 5,3
2004 311 25 8,0 132 42,1 94 30,0 34 11,0 3,2 26 8,4
2007 363 24 6,6 125 34,4 148 40,8 46 12,7 3,2 20 5,5
111
о 1*1
&
100
=
1 и
Правоохранительная деятельность
І I 3.1 ІІ1ІПСЇ.
Критерии оценок
|вип ни ■ііпТіТГріїи іім |
Юриспруденция
1 » І 1 ІІІПКІ.
Критерии оценок
|аіііі-и» «іш-ііи оШ1-я~П~|
Судебная экспертиза
Епттш, Критерии* оценок
¡дНН-Ш» нИП-ПМ рПП ПП |
Рис. 2. Результаты рубежного контраля по технической подготовленности курсантов факультетов.
Опираясь на данные рубежного контроля можно сказать, что за период с 2001 по 2006 гг. на всех факультетах произошло значительное уменьшение количества обучаемых. На следственном факультете - на 24%, на оперативном факультете - 28% и на экспертном факультете - на 10,5%, Хотя в стране проблема преступности довольно актуальна, на лицо уменьшение государственного заказа на специалистов данного профиля, что проявляется в общем снижении количества бюджетных мест на указанные специальности. Данный процесс происходит в рамках реализации концепции развития МВД, предусматривающей сокращение численности личного состава по системе МВД до 2010 г. ежегодно на 1200 человек. Плавность снижения численности личного состава на экспертном факультете помимо сохранения общих тенденций снижения, связана с увеличением набора на данную
специальность иностранных курсантов. Это курсанты из ближнего зарубежья: Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана.
Год от года средний балл за физическую и техническую подготовленность неуклонно снижается. Хотя количество курсантов подготовленных физически отлично и сумевших сдать контрольные задания по боевым приемам борьбы на оценку «отлично» остается неизменным в районе 13% от всего количества обучаемых. Количество курсантов подготовленных физически хорошо и сумевших сдать контрольные задания по боевым приемам борьбы на оценку «хорошо» имеет тенденцию к снижению, но в среднем их количество составляет 25% по физической подготовленности и 33% по технической подготовленности от всего количества обучаемых. Количество курсантов подготовленных физически удовлетворительно и сумевших сдать контрольные задания по боевым приемам борьбы на оценку «удовлетворительно» на протяжении всего анализируемого периода остается стабильным, на уровне 26% по физической подготовленности и 33% по технической подготовленности от всего количества обучаемых. Количество курсантов подготовленных физически неудовлетворительно на протяжении всего анализируемого периода остается достаточно высоким. По физической подготовленности около 20% курсантов, а по технической подготовленности около 12% от всего количества обучаемых имеют задолженности по одному из контрольных упражнений, либо выполнили его на неудовлетворительную оценку. Вызывает беспокойство устойчивый рост и так высокого процента неаттестованных курсантов по причине болезни, травм и вследствие этого не имеющих возможности посещать занятия по физической подготовке и быть аттестованными. Процент неаттестованных курсантов по предмету неуклонно повышается и остается довольно высоким как по физической, так и по технической подготовленности. Рост показателей с 6% в 2001-2002 учебном году до 10% в 2006—2007 учебном году.
На положительные оценки готовы и могут выполнять контрольные упражнения, определяющие уровень физической подготовленности порядка 70%, по технической подготовленности - 78% курсантов от всего количества обучаемых. Но согласно Приказу МВД России от 15 мая 2001 г. № 510: «При проверке образовательного учреждения МВД России оценка курсу определяется: «отлично» - если не менее 90% проверяемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% из них - «отлично»; «хорошо» - если не менее 90% проверяемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% из них - не ниже «хорошо»; «удовлетворительно» - если не менее 90% проверяемых получили положительные оценки» [7, с. 11].
Выводы:
1. Уровень физического развития курсантов высших образовательных учреждений МВД России год от года снижается.
2. Методика обучения боевым приемам борьбы и уровень технической оснащенности сотрудников органов внутренних дел не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым министерством внутренних дел России к практической деятельности сотрудников, связанной с силовым пресечением и задержанием правонарушителей.
3. Традиционная методика физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений не в состоянии обеспечить надлежащий уровень и нуждается в серьезных преобразованиях.
4. Результаты данных исследований должны быть использованы в дальнейшем совершенствовании методики комплексного контроля теоретического и практического аспектов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России.
Библиографический список
1. Алабин, В. Г. и др. Комплексный контроль в спорте [Текст] / В. Г. Алабин, В. А. Сутула, В. Г. Никитушкин. // Теория и практика физической культуры. — 1994. - № з. _ с. 43-46. ..
2. Волков, А. Н. и др. Методика контроля физической подготовки : учебнопрактическое пособие [Текст] / А. Н. Волков, С. В. Кузнецов. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2006. — 96 с.
3. Годик, М. А- Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. [Текст] / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
4. Государственный стандарт высшего профессионального образования: специальность 030505 «Правоохранительная деятельность», квалификация — юрист. - М., 2005. - 30 с.
5. Завьялов, А. И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04 /
A. И. Завьялов. — Омск, 1996. — 37 с. .
6. Кириков, А. В. Контроль образовательного процесса и развития физической культуры в свете реализации концепции многоуровневой подготовки кадров [Текст] / А. В. Кириков. // Современные системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД Российской Федерации: сб. мат, научн, - метод, межвуз, конф. - Орел, 1996. - С, 69-72.
7,. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 .07. 96. № 412 : приказ МВД России от 15 мая 2001 года № 510. - М., 2001.-С. 10-12.
8. Холодо, Ж. К. и др. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж. К. Холодов,
B. С. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия»,
2001.-480 с. . ' '