Научная статья на тему 'Совершенствование учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России'

Совершенствование учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатин И. И., Апальков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России»

2009'2ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО.

ИННОВАЦИИ

определенную логику и смысл. Во время ассимиляторов в процессе профессиональ-групповой дискуссии предполагается вклю- ной подготовки будущих сотрудников ОВД чение механизма идентификации и самоин- позволит, на наш взгляд, сформировать дентификации, когда курсанты придержи- позитивное отношение к межкультурным ваются не только свойственных их культуре различиям, развить черты мультикультурной традициям и ценностям, но и выполняют личности, помогающей специалисту успешно социально-культурные роли представителей осуществлять деловое взаимодействие с изучаемой культуры. представителями других культур.

Разработка и применение культурных

Литература

1. Введение в этническую психологию / под ред. Ю.П. Платонова. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.

2. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: учеб. пособие для студентов психологических специальностей. - М.: Привет, 2004. 358 с.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для высших учебных заведений. - M.: Институт психологии РАН «Академический проект», 1999. 320 с.

4. Bhawuk D.P.S. Evolution of culture assimilators: Toward theory-based assimilators. International Journal of Intercultural Relations, № 25, 2001 - pp. 141-163.

5. Fiedler, Fred.E., Mitchell, Terence.R., Triandis, Harry.C. The Culture Assimilator: An Approach to Cross-Cultural Training. Organizational Research. Department of Psychology. University of Washington, Seattle. - 1970, 21 p.

6. Triandis, Harry.C. Theoretical Framework for evaluation of cross-cultural training effectiveness. International Journal of Intercultural Relations, № 1, 1977 - pp. 19-45.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МВД РОССИИ

И.И. ЛОПАТИН,

(БелЮИ МВД России);

А.В. АПАЛЬКОВ

(БелЮИ МВД России)

Учебные заведения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации занимают значительное место в системе Министерства образования. Система подготовки кадров МВД России - одна из крупнейших среди отраслевых министерств. Она содержит множество высших учебных заведений в состав которых входит более 50 филиалов, факультетов, учебно-консультационных пунктов и отделений заочного обучения, Всероссийский институт повышения квалификации, более 150 учебных центров и филиалов подготовки рядового и младшего начальствующего состава. Обучение в образовательных учреждениях МВД России ведется более чем по 20 специальностям и специализациям.

В связи с переходом образовательных учреждений МВД России к системе высшего профессионального образования большинство курсантов (слушателей) данных вузов стали составлять недавние школьники, что предполагает определенную модернизацию в преподавании учебных дисциплин боевой и физической подготовки учащихся. Более того, в связи с неуклонным ростом количества правонарушений и преступлений, в том числе ставших распространенными в последнее время актов терроризма, курсанты вузов МВД России уже с первого курса привлекаются к охране общественного порядка. Иными словами, уже после нескольких месяцев обучения 17-18-летние курсанты, приняв присягу, становятся полноценными

107

107

2009'2

ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО.

ИННОВАЦИИ

сотрудниками милиции и должны быть физически готовы к выполнению служебных задач по охране правопорядка. Естественно, что обеспечение должного уровня обученности и высокой степени боеготовности при таких условиях возможно за счет совершенствования педагогических основ преподавания служебно-прикладной подготовки в целом и обучения боевым приемам борьбы в частности.

Качество профессиональной подготовки специалистов любого профиля зависит от степени обоснованности: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и структуры обучения (как учить).

При разработке цели обучения исходным положением должен быть принцип связи обучения с жизнью, или так называемый деятельностный подход, а конечный уровень обученности должен проверяться по умению решать типовые профессиональные задачи.

Применительно к служебно-прикладной физической подготовке учащихся образовательных учреждений МВД России целью обучения является готовность к профессиональной деятельности по единоборству и задержанию вооруженных или невооруженных правонарушителей, а не демонстрация приемов на несопротивляющемся партнере.

Содержание обучения - это непосредственный учебный программный материал, который занимающимся необходимо освоить, чтобы успешно решать оперативно-служебные задачи.

В совершенствовании содержания слу-жебно-прикладной физической подготовки применительно к специфике вузовского образования можно выделить несколько направлений.

Первым из них является наполнение учебной программы новым содержанием. Программы по физической подготовке в вузах МВД России должны отражать в итоге готовность к профессиональной деятельности по преследованию, единоборству и силовому задержанию правонарушителя при полной психофизической мобилизации слушателей, а не обучение демонстрации приемов на несопротивляющемся «противнике», и это будет целью обучения.

Вторым направлением совершенствования физической подготовки сотрудников милиции является изменение методов обучения и методик физического воспитания на основе современных научных достижений. Сегодня практикой физической культуры в учебных

заведениях МВД остаются невостребованными современные достижения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, поэтому умения по единоборствам, не проверенные многократно в соревновательной обстановке, в настоящее время не гарантируют формирования профессионально важных физических качеств до нужного уровня и в нужные сроки.

Отсюда следует, что профессорско-преподавательскому составу кафедр физической подготовки необходимо добиваться, чтобы каждый слушатель за период обучения в вузе системы МВД России принял участие в соревнованиях по основным видам единоборства - дзюдо или самбо, боксу, кикбоксингу, будь то первенство учебной группы, курса, чемпионат института или края (области). Современная модель обучения единоборству должна характеризоваться четко ограниченным техническим арсеналом бросковой, ударной (руками и ногами) техники с обязательными завершающими элементами задержания (контроля), с ориентацией на наиболее эффективные приемы, выделением в семестрах четких периодов со специальной целевой направленностью на обучение и тренировку с полной психофизической мобилизацией обучаемых в спаррингах и соревнованиях. Это является еще одним направлением совершенствования физической подготовленности обучаемых вузов МВД России.

Заслуживает внимания разработка организационных и методических форм проведения комплексных учебных занятий, включающих в себя элементы общефизической подготовки, изучение приемов ведения единоборства, а также техники и тактики применения спецсредств защиты и нападения, огневую подготовку.

Структура обучения - это принципы организации учебного процесса, особенности планирования построения обучения в преподаваемых дисциплинах.

К сожалению, существующие учебные программы и учебно-методические документы традиционно не содержат сведений о технологии преподавания, что в условиях современных требований снижает эффективность учебно-воспитательного процесса в целом.

Для совершенствования учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России необходимо:

- провести организационно-структурные

ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО. ИННОВАцИИ

2009'2

изменения в образовательных учреждениях МВД России в целях объединения преподавания тактико-специальной, огневой и физической подготовки в единый процесс формирования готовности выпускников к правомерному применению мер принуждения;

- широкое распространение передового опыта и современных технологий обучения, в том числе формирования у сотрудников, курсантов и слушателей образовательных учреждений моделей правомерного применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы для решения различных оперативно-служебных задач, привития навыков выживания и обеспечения личной безопасности в экстремальных ситуациях;

- совершенствование системы обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих служебно-боевую подготовку в органах внутренних дел, организация обучения специалистов служебно-боевой подготовки на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта;

- повышение роли и места физической культуры и спорта в служебно-боевой под-

Литература

1. Ученые записки. 2008. № 9(43).

2. Герасимов И.В. Содержание специально направленной физической подготовки курсантов

и слушателей образовательных учреждений МВД России с использованием спортивных и подвижных игр (на примере подготовки оперуполномоченных уголовного розыска): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2003. 29 с.

3. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстре-

мальных экологических условиях: монография. - СПб.: Мин-во обороны Рос. Федерации, 2008.198 с.

4. Кузнецов ИА. Подготовка военнослужащих к боевым действиям в условиях горно-пустынной местности : монография. - СПб.: Воен. инс-т физ. культуры, 2005. 287 с.

5. Маркин Э.В. Физическая подготовка курсантов старших курсов вуза МВД России с учетом

их физкультурных интересов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: Воен. инс-т физ. культуры, 2006. 20 с.

6. Ранцев Г.М. Технология применения интенсивных методов тренировки в процессе физи-

ческой подготовки курсантов вузов МВД России // Теоретико-методологические проблемы совершенствования подготовки специалистов на современном этапе реформы образования : сб. науч.-метод, статей / под ред. В.В. Миронова, В.Л. Пашуты. -СПб.: ГЛА, ВИФК, 2005. С. 71-72.

готовке сотрудников, развития и пропаганды служебно-прикладных видов спорта, реорганизация управления спортивно-массовой работой в МВД России;

- развитие учебно-материальной базы кафедр физической подготовки образовательных учреждений МВД России, что предполагает совершенствование финансирования из бюджетных и внебюджетных источников, переработку нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих табельную положенность, материально-техническое и финансовое обеспечение служебно-боевой подготовки.

Внедрение указанных предложений в учебный процесс по дисциплине «физическая подготовка» будущих работников органов внутренних дел предполагает существенные изменения типовой учебной программы, количества часов, отводимых на изучение соответствующих разделов, что повлияет на качество подготовки выпускников специализированных учебных заведений МВД России и более быстрое профессиональное становление их специалистами, способными эффективно вести борьбу с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.