Научная статья на тему 'Культурный ассимилятор как средство формирования поликультурной компетентности курсанта вуза мвд России'

Культурный ассимилятор как средство формирования поликультурной компетентности курсанта вуза мвд России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурный ассимилятор как средство формирования поликультурной компетентности курсанта вуза мвд России»

образование. качество. инновации

2009'2

Литература

1. Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта федерации: методологический и методический подходы. - Н.Новгород, 1998.

2. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. - М., 2001.

3. Зазыкин В.Г., Чернышов А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 1993. С. 46.

4. Веснин В.Р. Менеджмент персонала: уч. пособие. - М., 2000. С. 295; Колесников Ю.В. Государственная служба: словарь. - М., 2000. С. 50-51; Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М., 2001. С. 32; Англо-русский и русско-английский словарь понятий и терминов. - М., 2001. С. 69.

5. Охотский Е.В. Государственная служба в Российском парламенте: социально-правовые и организационно-кадровые аспекты: монография. - М., 2001.

культурный ассимилятор как средство формирования поликультурной компетентности курсанта вуза мвд

россии

Интеграционные процессы, происходящие на современном российском образовательном пространстве, сопряжены с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его контекст и ценности, воплощать их в личностной позиции и достойных способах цивилизованного поведения в процессе кросс-культурного взаимодействия с представителями иных культурных сообществ.

Для того, чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях поликультурного общества, будущему специалисту органов внутренних дел необходимо наличие поликультурных качеств, ценностных ориентаций, мотивационных установок, знаний об истории и культуре, обычаях и традициях разных народов; умений сочетать национальную самоидентификацию с уважением к другой культуре, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, осознания поликультурности социума.

Некоторые отечественные исследователи (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Б.С. Гер-шунский, Ю.М. Лотман), развивая теорию поликультурности, рассматривают идеи о всеобщности диалога как универсального способа взаимопонимания людей, а также, в качестве одного из основополагающих элементов, выделяют межкультурную комму-

Б.Н. СЕЛИН

(БелЮИ МВД России)

никацию, которая опирается на положения диалоговой концепции философского подхода к культуре как к сфере межкультурного взаимодействия.

Следует отметить, что именно умения и навыки межкультурной коммуникации позволяют обучаемым осознать тот факт, что язык, сознание, культура и менталитет являются звеньями одной цепи, поэтому незнание национально-обусловленного подтекста приводит к межкультурным недоразумениям. К факторам, определяющим толерантное коммуникативное поведение, можно отнести:

- знание и использование безопасных тем;

- знание культурно обусловленных моделей поведения;

- культурологические (историко-культурные, социокультурные, этнокультурные) знания и умения.

Используемый на протяжении уже почти полувека культурный ассимилятор является одной из наиболее признанных техник формирования позитивного поликультурного взаимодействия представителей различных культур.

Первые «культурные ассимиляторы» были разработаны в начале 60-х годов психологами университетов штатов Иллинойс и Вашингтон под руководством Гарри Триан-диса [1].

Культурный ассимилятор - это «программируемая учебная техника, предназначенная

2009'2

образование. качество.

инновации

для знакомства представителей одной культуры с основными концепциями, отношениями, социальными ролями, традициями и ценностями другой культуры» (Ф. Фидлер, Т. Митчелл и Г. Триандис) [5, с. 4]; «набор реальных жизненных ситуаций, описывающих способы кросс-культурного взаимодействия, и приводящих способы преодоления случаев непонимания» (Д. Бхавук) [4, с. 142]. Данные практики, предназначенные для лиц нетитульной нации, и являющиеся «максимально адаптивными способами аккультурации их представителей в новой социокультурной среде» (Г. Триандис) [6, с. 3], способствуют определению собственной линии поведения в рамках принятых традиций на примере культурных различий.

Для нашей страны тема разработки культурных ассимиляторов не нова, поскольку напряженность межкультурных связей в условиях многокультурного российского общества, как показывает ход истории, не только не ослабевает, но и приобретает затяжной характер. Культурные ассимиляторы, адаптируемые для региональных условий, направлены на оптимизацию отношений представителей различных национально-культурных образований России. Использование этого метода, согласно исследованиям Н.М. Лебедевой [2], является эффективным средством передачи информации о различиях между культурами, облегчающим межличностные контакты в инокультурном окружении.

В настоящее время культурные ассимиляторы разрабатываются преимущественно в целях наиболее безболезненной адаптации мигрантов, иностранных студентов к условиям современного общества. Анализ научно-методической литературы позволил нам сделать вывод о том, что культурные ассимиляторы не достаточно широко применяются в области правоохранительной деятельности как для подготовки специалистов правоприменительной сферы, так и в отношении сотрудников миграционных служб. Мы считаем, что культурные ассимиляторы вполне уместно дополнить субкультурным содержанием для формирования поликультурной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел, проходящих профессиональную подготовку в вузах МВД России.

При конструировании культурного ассимилятора обычно соблюдаются четыре этапа [3]: (а) подбор межкультурных критичных ситуаций; (б) построение эпизодов; (в) подбор альтернативных изоморфных атрибуций;

(г) разработка развернутых разъяснений. Вследствие того, что наше исследование ориентировано на уровень подготовки сотрудников правоохранительной сферы к взаимодействию в условиях поликультурной среды, мы добавили еще один этап - разработку дискуссионной базы.

1. Подбор межкультурных критичных ситуаций осуществляется таким образом, чтобы представить ситуации, в которых проявляются либо значительные, либо наиболее значимые различия между культурами. Как правило, в ситуации описывается часто встречающийся случай взаимодействия членов двух культур; ситуация может быть конфликтной или неправильно интерпретируемой; ситуация носит исключительно важный познавательный характер. При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое.

2. Построение эпизодов основывается на абсолютно конкретных ситуациях, в которых действуют персонажи, имеющие реальные имена и фамилии, что способствует «оживлению» актов межличностного взаимодействия, максимальной включенности.

3. Выделение изоморфных атрибуций, т.е. подбор вопросов о поведении персонажей в выбранных ситуациях, эмоциональные и когнитивные реакции. Цель данного этапа состоит в выявлении контрастных особенностей культуры обучаемого (тренируемого) и иллюстрации поведения субъектов взаимодействия на основе культурных традиций.

4. Конструирование набора альтернативных объяснений. К каждой ситуации прилагаются 3-4 версии возможных объяснений, одно из которых соответствует традиции, т.е. является правильным ответом. На данном этапе культурный ассимилятор помогает обучаемому научиться различать объяснения как относящиеся к изучаемой культуре, так и несвойственные таковой.

5. Заключительным этапом культурного ассимилятора, как было отмечено ранее, является разработка дискуссионной базы. После выбора участником тренинга наиболее подходящего с его точки зрения ответа происходит обсуждение всех вариантов и делается акцент на правильном ответе. Важно не только обсудить тот ответ, который соответствует традиции изучаемой культуры, но и обратить внимание участников на множественность причин поведения людей, поскольку каждый из ответов несет в себе

2009'2образование. качеобо.

инновации

определенную логику и смысл. Во время ассимиляторов в процессе профессиональ-групповой дискуссии предполагается вклю- ной подготовки будущих сотрудников ОВД чение механизма идентификации и самоин- позволит, на наш взгляд, сформировать дентификации, когда курсанты придержи- позитивное отношение к межкультурным ваются не только свойственных их культуре различиям, развить черты мультикультурной традициям и ценностям, но и выполняют личности, помогающей специалисту успешно социально-культурные роли представителей осуществлять деловое взаимодействие с изучаемой культуры. представителями других культур.

Разработка и применение культурных

Литература

1. Введение в этническую психологию / под ред. Ю.П. Платонова. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995.

2. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: учеб. пособие для студентов психологических специальностей. - М.: Привет, 2004. 358 с.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для высших учебных заведений. - M.: Институт психологии РАН «Академический проект», 1999. 320 с.

4. Bhawuk D.P.S. Evolution of culture assimilators: Toward theory-based assimilators. International Journal of Intercultural Relations, № 25, 2001 - pp. 141-163.

5. Fiedler, Fred.E., Mitchell, Terence.R., Triandis, Harry.C. The Culture Assimilator: An Approach to Cross-Cultural Training. Organizational Research. Department of Psychology. University of Washington, Seattle. - 1970, 21 p.

6. Triandis, Harry.C. Theoretical Framework for evaluation of cross-cultural training effectiveness. International Journal of Intercultural Relations, № 1, 1977 - pp. 19-45.

совершенствование учебной дисциплины «физическая подготовка» в образовательных учреждениях

мвд россии

И.И. лОПАтин,

(БелЮИ МВД России);

А.В. АПАльКОВ

(БелЮИ МВД России)

Учебные заведения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации занимают значительное место в системе Министерства образования. Система подготовки кадров МВД России - одна из крупнейших среди отраслевых министерств. Она содержит множество высших учебных заведений в состав которых входит более 50 филиалов, факультетов, учебно-консультационных пунктов и отделений заочного обучения, Всероссийский институт повышения квалификации, более 150 учебных центров и филиалов подготовки рядового и младшего начальствующего состава. Обучение в образовательных учреждениях МВД России ведется более чем по 20 специальностям и специализациям.

В связи с переходом образовательных учреждений МВД России к системе высшего профессионального образования большинство курсантов (слушателей) данных вузов стали составлять недавние школьники, что предполагает определенную модернизацию в преподавании учебных дисциплин боевой и физической подготовки учащихся. Более того, в связи с неуклонным ростом количества правонарушений и преступлений, в том числе ставших распространенными в последнее время актов терроризма, курсанты вузов МВД России уже с первого курса привлекаются к охране общественного порядка. Иными словами, уже после нескольких месяцев обучения 17-18-летние курсанты, приняв присягу, становятся полноценными

107

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.