тетической культуры в перспективе. Они являются носителями социального опыта, системы ценностей и оценок, а также могут оказывать влияние на общество, трансформировать его. И дело не только в образовательных стандартах и программах, их может быть сотни, они обновляются ежегодно, а дело в отношении общества к самой эстетической культуре в целом. Необходимо время, чтобы сознание молодой, подрастающей личности смогло самостоятельно выразить свое отношение к окружающей его культурной ситуации. Поскольку уровень сформированности их сознания соответствует уровню общественного отношения. А для этого необходим гарант для творческо-образовательной деятельности вузов культуры. В данный момент, в экстремальном режиме, творческие образовательные институты вынуждены доказывать свою эффективность и сохранять, при этом, традиции по образованию и эстетическому воспитанию молодежи.
Гарантом, на данный момент, может служить и вызывает надежду документ, указанный ранее - Стратегия государственной культурной политики. В документе говорится о проблемах по сохранению и развитию культуры - о массовой культуре, которая воспитывает потребителя, а не участника культурных процессов, сокращение инфраструктуры профессионального образования в сфере культуры и т.д. Подчеркивается, что «...Компетенции в образовании могут стать общественным благом только при обеспечении ценностно-ориентированного воспитания, базирующегося на лучших отечественных традициях» [5]. В решении указанных проблем предлагается инновационный сценарий по «инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, обеспечивающие лидирующие позиции российского профессионального образования в мире, существенные государственные и частные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуру федеральных и региональных учреждений культуры, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства, для чего будут созданы законодательные условия и стимулы), а также инвестиционная привлекательность культуры на российском и международном уровнях» [5].
Таким образом, смена образовательных стандартов не должна влиять на уровень эстетического воспитания молодежи. Педагогам вузов культуры необходимо максимально использовать весь свой интеллект, творческий потенциал при разработке Рабочих программ дисциплин. Необходимо сохранить все самое ценное, нужное, сохранить технологии и методы с эстетическим наполнением, эффективность которых объективно доказана годами в подготовки специалиста, адаптировать в соответствии новым требованиями ФГОСа, чтобы не пострадала репутация вуза.
Литература
1. Додонова С.Г. Эстетическое развитие личности студентов-исполнителей в оркестре народных инструментов: Учебное пособие. - Казань, изд-во «ГранДан», 2003. -180 с.
2. Додонова С.Г. Воспитание эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов: дисс.канд.пед.наук: 13.00.01/ С.Г.Додонова, 2005. https://dlib.rsl.ru/01002744684
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студентов педагог.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.
4. http: / / www.uralstudent.ru/ news/1702043/
5. http://docs.cntd.ru/document/420340006
References
1. Dodonova S.G. Esteticheskoye razvitiye lichnosti studentov-ispolniteley v orkestre narodnykh instrumental Uchebnoye posobiye. - Ka-zan', izd-vo «GranDan», 2003. -180 s.
2. Dodonova S.G. Vospitaniye esteticheskoy kul'tury uchashchikhsya v tvor-cheskoy deyatel'nosti orkestra narodnykh instrumentov: diss.kand.ped.nauk: 13.00.01/ S.G.Dodonova, 2005. https://dlib.rsl.ru/01002744684
3. Likhachev B.T. Pedagogika: Kurs lektsiy/ Ucheb. posobiye dlya studentov pedagog.ucheb.zavedeniy i slushate-ley IPKi FPK - 4-ye izd., pererab. i dop. - M.: Yurayt-M, 2001. - 607 s.
4. http: / / www.uralstudent.ru/ news/1702043/
5. http://docs.cntd.ru/document/420340006
УДК 174
С.Д.Бородина
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В УСЛОВИЯХ КОММУНИКАТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНОГО ВЫБОРА
В статье представлены основные концепции развития профессиональной этики в современной социокультурной ситуации. Модернизационные процессы, затрагивающие всякую профессиональную деятельность, коммуникативная неопределенность, отсутствие ценностных ориентиров, интегрирующих общество, актуализируют необходимость профессиональной морали и в то же время затрудняют ее формирование.
Ключевые слова: профессиональная этика, мораль, ценности, функционализм, ревизионизм, профес-
сиональная субкультура.
Svetlana D. Borodina PROFESSIONAL ETHICS IN TERMS OF COMMUNICATION OF UNCERTAINTY: THE PROBLEM OF VALUE CHOICE
The paper présents the main concept of development of professional ethics in modern social and cultural situation. The processes of modernization affecting all professional activity, communicative ambiguity, lack of values, integrating society, actualize the need for a professional morality and at the same time hinder the formation.
Key words: professional ethics, morality, values, functionalism, revisionism, professional subculture.
В последние годы этическая проблематика все чаще поднимается в отечественной философии и профессиональных дискурсах. Актуальность этики обусловлена тем, что протекающие процессы модернизации и демократизации интенсивно меняют духовную атмосферу в стране и мире. Научное и профессиональные сообщества заботят проблемы морали, этики, преемственность моральных доблестей, поскольку в нарастающей коммуникативной неопределенности это воспринимается как одно из условий стабильности.
Каждое профессиональное сообщество нуждается в формализованных, то есть процедурно оформленных, институциональных внутрипрофес-сиональных способах регуляции поведения его членов. Этика как наука предоставляет каждому члену сообщества возможность включиться в процесс обоснования и конкретизации абстрактных норм и принципов. Предметом моральной регуляции становятся общественные отношения между социальными группами, в которых личность имеет право морального выбора. Эти перемены и обусловили необходимость развития профессиональной этики.
Существует два подхода к рассмотрению морали - основного объекта профессиональной этики. Социально-имманентный подход рассматривает ее как сущностный феномен, производный от социальности. Мораль как набор определенных ценностей существует только в социуме и обслуживает его потребности (достаточно вспомнить любой период развития общества, когда одна сословная мораль сменяла другую, и это способствовало общественному прогрессу).
Основные функции морали в этом случае сводятся к социальной ор-ганизации: нравственно то, что способствует поддержанию устоев общества (в феодальном обществе ценность человека определяется его происхождением, в буржуазном - способностями и т.д.). Моральность при таком подходе - мера вклада личности в общее благо.
Противоположный подход - социально-трансцедентный. Он трактует мораль как феномен, обусловленный внесоциальными факторами, но востребуемый обществом. Необходимость и функции морали те же - упорядочение межчеловеческих и общественных отношений. Только в этом случае мораль играет в обществе не организующую, а оценочную роль, отвечая на уровне отдельной личности потребности в единении, самосохранении, самоутверждении и самоосуществлении. Узость социально-трансцедентного подхода проявляется в целевой установке морали - согласовании частных и публичных обязанностей человека, одухотворении его повседневной жизни [1, с.7]. Между тем назначение профессиональной морали значительно шире, оно включает и обозначение автономности профессии, и согласование интересов общества и профессионального сообщества, профессионала с коллегами и клиентами (пользователями).
Как специфическая форма общественного сознания мораль образована: системой иерархизи-рованных ценностей, способами их предъявления и инструментами, обеспечивающими их действенность (институтами в виде профессиональных ассоциаций, документами, в частности, этическими кодексами и т.д.).
Главная задача формирования морали - раскрытие общего и частного состава ценностей [1, с. 10].
Воспроизведение непосредственных образцов поведения или деятельности российский философ МАРозов называет социальными эстафетами, обретающими конкретность в контексте других конкурирующих эстафет [7, с.59-60].
Мораль имеет преходящий характер, что уже иллюстрировалось на примере сословной. В основе каждой лежат определенные ценности, отражающие интерес эпохи, который по историческим меркам достаточно быстро изменяется. Тщательный, нелегко дающийся отбор среди того, что и как человек производит, требует создания ценностного строя каждой профессиональной деятельности, включаемого в гармоничную картину общественного мира. В профессиональной культуре важнейшие аксиологические принципы культуры - объяснения и производства - наполнены конкретным содержанием. Выявление позитивных накоплений среди составляющих цивилизации отражает принцип объяснения. Своевременность, выверенность, доказательность оценок, готовность субъекта развернуто раскрыть ценностную природу какого-либо объекта, способность утвердить в общественном сознании мнение об определенных артефактах и определенной человеческой активности как о ценности, а так-
же его отстаивать составляют аксиологический принцип производства культуры [4, с.43].
Ведущие ценности субъекта профессиональной деятельности воплощают его отношение к себе, другим людям и миру. Для каждой профессии они будут специфичны, но подчинены общей цели -формирования мировоззренческих ориентиров и стратегических жизненных целей человека. Основа профессиональных ценностей - солидарность с близкими по духу людьми, именно ценности такого рода составляют базу гражданского общества [5, с.5].
Формирование ценности социокультурно обусловлено. Они могут выступать в форме потребностей, интересов, мотивов, установок, позиций социальных слоев, групп, отдельных индивидов [8, с.6]. Разные профессиональные субкультуры формируют ценностные системы, в рамках которых отдельное явление приобретает ценностную окраску не само по себе, а как элемент целостной картины мира определенной социокультурной общности, выраженной в форме идеала. Французский социолог Э.Дюркгейм подчеркивал, что человек, которым мы стремимся быть - это человек нашего времени и нашей среды. Безусловно, каждый человек своеобразно окрашивает этот идеал, отмечает его своей индивидуальностью. Но роль индивида настолько незначительна, что все представители группы соединяются именно в этом идеале, именно он главным образом создает их моральное единство [2, с.131]. В периоды радикальных изменений, стимулирующих активность человека и не позволяющих ему действовать по традиции, идеал представляется почти слившимся с реальностью и идентифицируется с людьми, событиями, оказавшимися наиболее адекватными предлагаемым обстоятельствам. В обычные времена неизбежно опрокидывание идеала в прошлое, его ритуализация.
Итак, нравственное поведение индивида задается ценностями - внутренним персональным кодом, внешние условия их обобщенной совокупностью в виде профессиональных этических норм. Человек обычно склонен делать то, что приносит ему удовлетворение, и избегает делать обратное. При этом он не свободен от влияния принципов поведения того профессионального сообщества, членом которого он является. Задача аксиологии профессиональной субкультуры состоит в согласовании ценностей и определяемых ими поведенческих характеристик в интересах личности, профессиональной группы, общества.
Американские специалисты, авторы множества книг по лидерству Ли Болман и Террес Дил определили три принципа, на которых базируются этические правила:
- взаимность - все стороны поддерживают взаимоотношения согласно общепринятым нормам;
- всеобщность - принцип выполнения специфического действия согласно принципам поведения, применяемым в подобных ситуациях;
- забота - действие, направленное на защиту законных интересов других людей [6, с.137]. Универсальность данных принципов, с одной стороны, делает их приложимыми к любой профессиональной деятельности, а с другой, предотвращает возможную профессиональную деформацию личности. Ведь как отметил нобелевский лауреат В.-К. Гейзенберг, вести себя по-человечески по отношению к другим важнее, чем выполнять какие-либо профессиональные, национальные или политические обязательства [5, с.4].
Ценностная ориентация - ориентация в ситуации социального действия. Она обеспечивает субъекта возможностью обосновывать правильность или неправильность своих действий, то есть соблюдать некие нормы, стандарты, критерии отбора в ситуации, позволяющей выбор или требующей таковой. Ценностное отношение образуется особой формой связи индивидуального или коллективного субъекта и значимого для него объекта [9, с.337]. При этом имеет значение интенсивность социальных отношений, в которые включен индивид степень единства профессионального сообщества, позволяющего воспринимать его коллективный действующий субъекте, что придает разрозненным индивидуальным действиям системный характер.
Коллективный субъект достигает ценностной ориентации тогда, когда все индивиды придут к соглашению по поводу оценки объекта и осмыслят его как ценность. При условии сходства социального опыта и мировоззрения индивидов, образующих сообщество, режим «огруппления» мышления, единство осмысления достигается легко [9, с.339].
Если в понятии «профессиональная ценность» превалирует фактор свободной оценки профессионального образа личностью или группой, то «профессиональные нормы» конкретизируют содержание ценностей, доводят его до определенных границ в конкретных условиях. Нормы содержат конкретные требования, облеченные в четкую логическую императивную форму с обязательным наличием средств социального контроля [3, с.86].
Профессиональная мораль возникает в виде одной из сторон способа деятельности, складывается в трудовой практике профессиональной группы и постепенно «оседает» в групповом профес-
сиональном сознании, отражая и программируя жизнедеятельность профессиональной группы и обеспечивая ее идентичность.
Идентичность - мера тождества человека не только с самим собой, но и с социумом. Она берет на себя роль механизма, «запускающего» активность личности в той или иной сфере. Показателями идентичности могут служить профессиональные этические категории: долг, совесть, достоинство, честь.
Проблема морали - это всегда проблема выбора. Выбор не является полностью свободным, чаще всего это альтернатива инструментальная или ценностная-, она или зависит от критерия значимости, в свою очередь зависящего от уровня знаний, или автоматически изменяется в соответствии с требованиями повседневной практики.
В настоящее время задачи профессиональной этики не могут ограничиваться ни рамками функционализма, понимающего этику в терминах социальной ценности профессионального служения, защиты интересов неосведомленных клиентов, ни прокрустовым ложем ревизионизма, который считает профессиональную этику средством защиты интересов самой профессиональной группы [10, с.156]. Только их комплекс, направленный на формирование морали как формы общественного (профессионального) сознания, ориентирующего специалиста на реализацию профессиональных задач в любых, подчас самых неблагоприятных условия и в то же время обеспечивающий автономность профессии, ее устойчивость перед вызовами изменяемой среды, что является условием преемственности профессиональных ценностей.
Литература
1. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали: опыт концептуализации // Вопр. философии - 2006 - №5 - С.3-17.
2.Громов И.А., Лукьянов В.Г. Методология научного познания и теория ценности Э. Дюркгейма // Социс-2010,- №8,- С.123-132.
3.Каптерев А.И. Виртуальный мир российского библиотекаря: Опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов: монография / Моск. гос. ун-т культуры и искусств - М.: Профиздат, 2001- 256с.
4. Лапина Т.С. Аксиология культуры /РАН ИНИОН,- М.: ИНИОН, 2008,- №1(44).- С.34-44.
5.Матлина С.Г. И это все о нем: попытка самоидентификации // Библ. дело - 2008 - №20 (86).- С.2-7.
6. Пеги Дж. Основы развития фондов и управления // Библ. дело - XXI век : науч.-практ. сб. /Рос. Гос. б-ка-
2009,- №1 (17).- С.122-149.
7.Розов М.А. Механизмы развития знания // Информ. о-во.-2011- №1- С.59-77.
8. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе - М„ 1992 - 154с.
9.Строгицкая Е.В. Методология анализа ценностных ориентаций университетского сообщества // Современное состояние научных исследований (по материалам журнала «Библиосфера») : сб. науч. ст. / ГПНТБ СО РАН,- Новосибирск, 2010,- С.335-343.
10. Цапко М.С., Цыбикова Д.Г. Профессиональная культура российской интеллигенции // Социс.-2017.-№ 10.-С.155-158.
References
1. Apresyan R.G. Ponyatiye obshchestvennoy morali: opyt kontseptuali-zatsii / / Vopr. filosofii - 2 006 - №5 - S.3-17.
2. Gromov I.A., Luk'yanov V.G. Metodologiya nauchnogo poznaniya i teo-riya tsennosti E. Dyurkgeyma // Sotsis-
2010,- №8,- S.123-132.
3. Kapterev A.I. Virtual'nyy mir rossiyskogo bibliotekarya: Opyt konkretno-sotsiologicheskogo issledovaniya pro-fessional'nogo soznaniya bibliotechnykh spetsialistov: monografiya / Mosk gos. un-t kul'tury i is-kusstv- M.: Profizdat, 2001,-256s.
4. Lapina T.S. Aksiologiyakul'tuiy /RAN INION.- M.: INION, 2008,- №1(44).- S.34-44.
5. Matlina S.G. I eto vse o nem: popytka samoidentifikatsii // Bibl. delo- 2008 - №20 (86).- S.2-7.
6. Pegi Dzh. Osnovy razvitiya fondov i upravleniya // Bibl. delo - XXI vek : nauch.-prakt sb. /Ros. Gos. b-ka-2009,- №1 (17).- S.122-149.
7. Rozov M.A. Mekhanizmy razvitiya znaniya / / Inform. o-vo.-2011.- №1- S.59-77.
8. Rozov N.S. Kul'tura, tsennosti i razvitiye obrazovaniya: Osnovaniya reformy gumanitarnogo obrazovaniya v vysshey shkole - M„ 1992 - 154s.
9. Strogitskaya Ye.V. Metodologiya analiza tsennostnykh oriyentatsiy uni-versitetskogo soobshchestva // Sovre-mennoye sostoyaniye nauchnykh issledovaniy (po materialam zhurnala «Bibliosfera») : sb. nauch. st / GPNTB SO RAN-Novosibirsk, 2010,- S.335-343.
10. Tsapko M.S., Tsybikova D.G. Professional'naya kul'tura rossiyskoyintelligentsii//Sotsis.-2017.-№ 10.-S.155-158.