Научная статья на тему 'Проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения на основе инновационного сценария для системы профессионального образования'

Проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения на основе инновационного сценария для системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ESTHETIC CULTURE / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ESTHETIC EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ЭФФЕКТИВНЫЙ ВУЗ / EFFECTIVE HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ / INNOVATIVE SCENARIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додонова Светлана Геннадьевна

В статье рассмотрены основные проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения в условиях инновационных подходов к системе образования. Отмечена роль образовательных программ вузов культуры в воспитании эстетической культуры молодежи. Дается ссылка на Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года, как определенного гаранта сохранения и развития эстетической культуры в эпоху современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Додонова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER GENERATION ON THE BASIS OF THE INNOVATIVE SCENARIO FOR THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM

In the article the main problems of esthetic education of younger generation in the conditions of innovative approaches to an education system are considered. The role of educational programs of higher education institutions of culture in education of esthetic culture of youth is noted. The main being structures of esthetic culture of the personality esthetic activity and esthetic consciousness are defined. Their changes in compliance to requirements of global time are analyzed. What role is rendered on actions of the person by his interests and requirements. The question of esthetic education in educational and out of school hours is considered. In the article the fact that esthetic culture is an ideal product of the subjestive-objective, subjective and subjective, objective and objective relations, requirements, interests in the course of spiritual activity of the person, society, in esthetic transformations and changes of reality is noted The reference to the Strategy of the state cultural policy until 2030 as certain guarantor of preservation and development of esthetic culture during a present era is given. In this document the innovative project of development of all types of cultural activity, the humanities, educations, the international relations, support of the Russian culture abroad, the international humanitarian and cultural cooperation is offered. The conclusion that when changing educational standards the level of esthetic education of younger generation has to be invariable, and teaching staff is drawn to use the acquired technological methods to keep traditions of esthetic education of youth.

Текст научной работы на тему «Проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения на основе инновационного сценария для системы профессионального образования»

Педагогика и образование

УДК 378.02:18::37.01

С.Г.Додонова

ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО СЦЕНАРИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены основные проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения в условиях инновационных подходов к системе образования. Отмечена роль образовательных программ вузов культуры в воспитании эстетической культуры молодежи. Дается ссылка на Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года, как определенного гаранта сохранения и развития эстетической культуры в эпоху современности.

Ключевые слова: эстетическая культура, эстетическое воспитание, образовательные стандарты, эффективный вуз, инновационный сценарий.

Svetlana G. Dodonova PROBLEMS OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER GENERATION ON THE BASIS OF THE INNOVATIVE SCENARIO FOR THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM

In the article the main problems of esthetic education of younger generation in the conditions of innovative approaches to an education system are considered. The role of educational programs of higher education institutions of culture in education of esthetic culture of youth is noted. The main being structures of esthetic culture of the personality -esthetic activity and esthetic consciousness are defined. Their changes in compliance to requirements of global time are analyzed. What role is rendered on actions of the person by his interests and requirements. The question of esthetic education in educational and out of school hours is considered. In the article the fact that esthetic culture is an ideal product of the subjestive-objective, subjective and subjective, objective and objective relations, requirements, interests in the course of spiritual activity of the person, society, in esthetic transformations and changes of reality is noted

The reference to the Strategy of the state cultural policy until 2030 as certain guarantor of preservation and development of esthetic culture during a present era is given. In this document the innovative project of development of all types of cultural activity, the humanities, educations, the international relations, support of the Russian culture abroad, the international humanitarian and cultural cooperation is offered.

The conclusion that when changing educational standards the level of esthetic education of younger generation has to be invariable, and teaching staff is drawn to use the acquired technological methods to keep traditions of esthetic education of youth.

Keywords: esthetic culture, esthetic education, educational standards, effective higher education institution, innovative scenario.

Современная государственная политика направлена на оптимизацию системы высшего образования, идет сокращение бюджетных мест, увеличение стоимости обучения для студентов, обучающихся на коммерческой основе, ежегодно меняются Государственные образовательные стандарты, по которым своевременно педагогам изучаемых дисциплин необходимо подготовить соответствующие Рабочие программы, разработать план по формированию компетенций и т.д. Сложнее всего творческим вузам, специфика подготовки в которых значительно отличается от технических и гуманитарных вузов. А потому как они занимаются образовательной деятельностью, следовательно, должны выполнять все требования по образовательным программам Министерства образования и науки, доказывать на равных с вузами технических, экономических и т.д. профилей свою эффективность. Не смотря на то, что Правительством принят документ - Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (от 29 февраля 2016 года № 326-р), в котором намечен план развития «всех видов культурной деятельности, гуманитарных наук, образования, межнациональных отношений, поддержки русской культуры за рубежом, международного гуманитарного и культурного сотрудничества». Говорится о «воспитании и самовоспитании граждан, просвещении, развитии детского и молодежного движения, формировании информационного пространства страны» [4].

В конце ноября 2017 года Минобрнауки опубликовало новые списки вузов по категориям. Большой спор вызвала категория вузов, «имеющих признаки неэффективности, связанные со спе-

цификой их деятельности» [4]. В список попали и 15 учебных заведений из области культуры. В связи с этим министр культуры В.Мединский отметил, что «пришло время понять, где у образовательного процесса точки роста, а где - системный сбой». В интервью «Российской Газете» (ноябрь, 2017 год) он пояснил, что не могут быть одинаковыми критерии оценки технических, гуманитарных и творческих учебных заведений. «Ни по одному вузу, подведомственному Минкультуры, не будет принято решение о ликвидации на основе рейтинга Минобрнауки. Ни один из студентов не останется без диплома, и не будет испытывать трудности или неудобства в учебном процессе» [4].

Не смотря на все вышеуказанные разногласия между министерствами и ведомствами в области системы образования, тема воспитания эстетической культуры у подрастающего поколения всегда актуальна, а во времена нестабильности усугублена и новыми проблемами.

Эстетическая культура личности - это синтез эстетической деятельности (эстетический аспект всех видов деятельности, исполнительская деятельность, творческая деятельность) и эстетического сознания (эстетическое восприятие, вкус, потребности и интересы, чувства, художественно-творческие способности, художественно-образное мышление). Данную структуру предложила ГАПетрова, при обобщении всех научных мнений и высказываний по указанному вопросу [1, с.19]. В эпоху глобализации эстетическая культура личности утверждается через творчество новых отношений в мире и с миром. Практическая деятельность и сложившиеся общественные отношения представляют собой объективные факторы, определяются содержанием и структурой общественного сознания. Уровни сформированных общественных отношений и сознания соответствуют друг другу. Всемирная глобализация формирует, видоизменяет деятельность человека. Данное объективное условие, превращаясь в активные моменты становления общественного сознания, представляет его объективную форму. «Действенными побудителями активности человека выступают общественные потребности и интересы. Потребности личности (физические, интеллектуальные, социальные и другие) зависят от сложившихся отношений между субъектом и объектом в процессе практической деятельности. В качестве специфического вида отношений личности к определенной среде с потребностями выступает и интерес. Интерес служит средством для перехода объективных причин в субъективные побуждения, сознательных намерений - в реальное действие, преобразующее объективный мир» [2].

Личность и общество, на примере искусства, могут быть одновременно объектами и субъектами определенной формы отражения, они взаимовлияемы и взаимодополняемы. Эволюция развития мира, его эстетизация осуществляется через субъективные компоненты. Потребности, интересы, мотивы и т.д. личности являются средствами в процессе перехода одного уровня объективного мира в более прогрессивный. В результате символов, знаков, образов и т.д. индивидуально-личностное эстетическое становится общечеловеческим, а именно: либо субъектами - как характеристика нового уровня развития, либо объектами следующих индивидуальных восприятий. «Эстетическая культура является идеальным продуктом субъективно-объективных, субъективно-субъективных, объективно-объективных отношений, потребностей, интересов в процессе духовной деятельности человека, общества, в эстетических преобразованиях и изменениях действительности» [2].

Эстетическое воспитание - «целенаправленный процесс формирования творческой активности личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3, с.393]. Эстетическое воспитание подрастающего поколения реализуется во время учебного процесса (на занятиях) и во вне учебное время. В творческих вузах все дисциплины имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание студентов, объединяют в себе искусство, творчество, науку, навыки практической, исполнительской и педагогической деятельности. В Основной профессиональной образовательной программе высшего образования (ОПОП ВО), цель которой формировать у студентов личностные качества, а также общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные (с учетом видов профессиональной деятельности) компетенций, развитие навыков их реализации в соответствии с требованиями ФГОС ВО третьего поколения, ничем не заменима роль предметов гуманитарного цикла (базовый цикл) и основная нагрузка по воспитанию эстетической культуры приходится на дисциплины профессионально-художественного цикла.

Проблема еще заключается в том, насколько студенты способны воспринимать информацию во время занятий, а особенно применять полученные навыки, знания вне занятий, адаптировать их в условиях общества, в котором действуют законы мировой глобализации. Поскольку они те самые участники субъективно-объективных, субъективно-субъективных, объективно-объективных отношений. Уровень их эстетической воспитанности является продолжением сохранения и развития эс-

тетической культуры в перспективе. Они являются носителями социального опыта, системы ценностей и оценок, а также могут оказывать влияние на общество, трансформировать его. И дело не только в образовательных стандартах и программах, их может быть сотни, они обновляются ежегодно, а дело в отношении общества к самой эстетической культуре в целом. Необходимо время, чтобы сознание молодой, подрастающей личности смогло самостоятельно выразить свое отношение к окружающей его культурной ситуации. Поскольку уровень сформированности их сознания соответствует уровню общественного отношения. А для этого необходим гарант для творческо-образовательной деятельности вузов культуры. В данный момент, в экстремальном режиме, творческие образовательные институты вынуждены доказывать свою эффективность и сохранять, при этом, традиции по образованию и эстетическому воспитанию молодежи.

Гарантом, на данный момент, может служить и вызывает надежду документ, указанный ранее - Стратегия государственной культурной политики. В документе говорится о проблемах по сохранению и развитию культуры - о массовой культуре, которая воспитывает потребителя, а не участника культурных процессов, сокращение инфраструктуры профессионального образования в сфере культуры и т.д. Подчеркивается, что «...Компетенции в образовании могут стать общественным благом только при обеспечении ценностно-ориентированного воспитания, базирующегося на лучших отечественных традициях» [5]. В решении указанных проблем предлагается инновационный сценарий по «инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, обеспечивающие лидирующие позиции российского профессионального образования в мире, существенные государственные и частные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуру федеральных и региональных учреждений культуры, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства, для чего будут созданы законодательные условия и стимулы), а также инвестиционная привлекательность культуры на российском и международном уровнях» [5].

Таким образом, смена образовательных стандартов не должна влиять на уровень эстетического воспитания молодежи. Педагогам вузов культуры необходимо максимально использовать весь свой интеллект, творческий потенциал при разработке Рабочих программ дисциплин. Необходимо сохранить все самое ценное, нужное, сохранить технологии и методы с эстетическим наполнением, эффективность которых объективно доказана годами в подготовки специалиста, адаптировать в соответствии новым требованиями ФГОСа, чтобы не пострадала репутация вуза.

Литература

1. Додонова С.Г. Эстетическое развитие личности студентов-исполнителей в оркестре народных инструментов: Учебное пособие. - Казань, изд-во «ГранДан», 2003. -180 с.

2. Додонова С.Г. Воспитание эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов: дисс.канд.пед.наук: 13.00.01/ С.Г.Додонова, 2005. https://dlib.rsl.ru/01002744684

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студентов педагог.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.

4. http: / / www.uralstudent.ru/ news/1702043/

5. http://docs.cntd.ru/document/420340006

References

1. Dodonova S.G. Esteticheskoye razvitiye lichnosti studentov-ispolniteley v orkestre narodnykh instrumental Uchebnoye posobiye. - Ka-zan', izd-vo «GranDan», 2003. -180 s.

2. Dodonova S.G. Vospitaniye esteticheskoy kul'tury uchashchikhsya v tvor-cheskoy deyatel'nosti orkestra narodnykh instrumentov: diss.kand.ped.nauk: 13.00.01/ S.G.Dodonova, 2005. https://dlib.rsl.ru/01002744684

3. Likhachev B.T. Pedagogika: Kurs lektsiy/ Ucheb. posobiye dlya studentov pedagog.ucheb.zavedeniy i slushate-ley IPKi FPK - 4-ye izd., pererab. i dop. - M.: Yurayt-M, 2001. - 607 s.

4. http: / / www.uralstudent.ru/ news/1702043/

5. http://docs.cntd.ru/document/420340006

УДК 174

С.Д.Бородина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В УСЛОВИЯХ КОММУНИКАТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНОГО ВЫБОРА

В статье представлены основные концепции развития профессиональной этики в современной социокультурной ситуации. Модернизационные процессы, затрагивающие всякую профессиональную деятельность, коммуникативная неопределенность, отсутствие ценностных ориентиров, интегрирующих общество, актуализируют необходимость профессиональной морали и в то же время затрудняют ее формирование.

Ключевые слова: профессиональная этика, мораль, ценности, функционализм, ревизионизм, профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.