Большинство отечественных и зарубежных методистов принимают такое толкование коммуникативного метода, в соответствии с которым процесс обучения должен разумно сочетать системный и содержательный подходы, включать в себя работу как над формой (accuracy), так и над содержательной стороной речи (fluency). Такая трактовка коммуникативности позволила отечественным методистам ввести термин «коммуникативно-когнитивный метод», то есть привлечь внимание к когнитивной стороне процесса овладения иностранным языком, когда язык изучается вне языковой среды и многие особенности его употребления, в частности социокультурные, усваиваются на уровне знаний. Существование различных вариантов коммуникативного метода позволяет сделать вывод о том, что метод еще не сформировался, и его развитие будет, вероятно, идти по различным направлениям, отражающим специфику обучения иностранному языку в различных условиях
Литература
1.Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе/И.Л.Бим, - М.: Просвещение, 2008 - 358 с.
2.Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В.Рогова, - М.: Просвещение, 2001 - 187 с.
3.Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.2-11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004.
4. Фахрутдинова РА, Фахрутдинов Р.Р. Известия КГАСУ: теория и методика профессионального образования в строительном вузе // Социально-педагогическое проектирование формирования личности, - М.: КГАСУ, 2012.
5. Фахрутдинова Р.А., Хабибуллина Д.А. Филология и культура. Philology and Culture / / Формирование иноязычной культуры одаренных школьников в поликультурном образовательном пространстве школы, - М.: КФУ, 2015.
УДК 378+78
С.ГДодонова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОЛОДЕЖИ КАК ГАРАНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В ТРАНСФОРМИРОВАННОМ СОЦИУМЕ
В статье рассмотрены проблемы формирования эстетической культуры личности в условиях социокультурной модернизации. Представлены тезисы Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, целевой Программы «Культура России». Обозначена эстетическая направленность в развитии культурных и образовательных систем в регионах.
Ключевые слова: эстетическая культура личности, культурно-образовательная среда, концепция развития, региональный компонент.
Dodonova S.G. FORMATION OF AESTHETIC CULTURE AT YOUTH AS THE GUARANTOR OF OVERCOMING OF CRISIS IN THE TRANSFORMED SOCIETY
The culture and education represent branch of the Russian economy needing worthy and uninterrupted financing without which representation of high-quality cultural and educational services is impossible.
The esthetic culture is an important component of spiritual structure of the personality. Level of its development is determined by a creative orientation of culture of the personality in activity, outlook, in the special attitude towards surrounding reality and towards itself. Ability of the person to endure, have esthetic emotions, feelings allows to realize the put natural potential in the world of culture.
In modern Russian society there is an active integration of spiritual components into all welfare, including educational spheres.
At realization of the state cultural and educational policy, certainly, tasks which can be solved only by strengthening and development of the cultural and educational environment in the Russian Federation are priority: 1) development of creative potential of the nation, ensuring broad access of all social groups to values of domestic and world culture; 2) preservation of cultural values and traditions of the people of the Russian Federation, material and non-material cultural heritage of Russia, its use as a resource of esthetic development; 3) education of younger generation in the spirit of legal democracy, civic consciousness and patriotism, familiarizing with world and domestic culture, ensuring freedom of creativity; 4) maintenance of high prestige of the Russian culture and education abroad and expansion of the international cultural cooperation.
In this regard, the traditional culture of the people of the Volga region is priority at educational institutes, institutes on preservation and development of national heritage of the Volga region region - monuments of architecture, national creativity and other elements that has active impact on formation of esthetic culture in society. And also the program for cultural support of the compatriots who are outside the historical homeland is carried out. In preservation of primordial traditions and language.
Thus, the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation actively takes root in regions. The education system and cultural and educational activity from regional positions have to be represented as a component of esthetic development of this region, territory, area.
Keywords: esthetic culture of the personality, cultural and educational environment, concept of development, regional component.
Кризис современного образования, несбалансированность развития культурно-эстетических, гуманитарных качеств человеческой природы - главные тезисы современного трансформирующегося социума. Культура и образование представляют отрасль российской экономики, нуждающейся в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно представление качественных культурно-образовательных услуг.
Каждый субъект РФ обладает своей компетенцией. Климатические, демографические, этнические и другие факторы влияют на общественное сознание каждого региона, участвуют в формировании социально-политического и экономического и культурного статуса.
Эстетическая культура является важным компонентом духовной структуры личности. Уровень ее развития определяет творческая направленность культуры личности в деятельности, мировоззрении, в особом отношении к окружающей действительности и к себе. Способность человека переживать, испытывать эстетические эмоции, чувства позволяет реализовать заложенный природный потенциал в мире культуры.
Изменения в культурно-образовательной среде складываются из внутренних противоречий, приспосабливаясь к современной формации, принимая философское понятие «здесь и сейчас», с наибольшей силой отражается и на эстетической культуре человека. Уровень эстетической культуры позволяет адекватно ориентироваться личности в системе эстетических ценностей, которая соответствует мотивации ее эстетической позиции. Развитость образного мышления, навыков анализа эстетических явлений в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональной отзывчивости и т.д.) определяют степень сформированности эстетической культуры личности. Формирование эстетической культуры личности предусматривает формирование мировоззрения, опирающееся на духовное обогащение, выработку ценных установок, основ эстетического мировоспитания, в обобщении взглядов и представлений об окружающем мире. Мировоззрение включает знания, взгляды, убеждения. Уровень сформированности указанных элементов мировоззрения определяет способность личности к эстетическому творчеству в любой сфере общественной деятельности, где важным этапом в механизме процесса реализации эстетического сознания в эстетическую деятельность выступают отношения. Формирование эстетической культуры личности предполагает так же совокупность последовательных и целенаправленных воздействий на личность, «преследующих цель ее гармоничного, всестороннего развития, формирование у нее всего богатства эстетических отношений, способности наслаждаться красотой окружающей действительности, творящей искусство и активно созидать эту красоту в творческом одухотворенном труде» [2, с.4-5].
Эстетическая культура не является продуктом стихийного формирования, данный процесс предусматривает личностную активность, направленную на себя как объект формирования. «Это характеризует и организацию данного процесса, имеющий намеченный результат. И если культуру возможно себе представить как в определенной степени «обуздание» и даже, в известной мере подавление природного в человеке - социально-культурном (традиция, находящая оправдание и легитимизацию в теории З.Фрейда об исходной порочности человека, окультуриваемого цивилизацией и в процессе социализации подавляющего все природные инстинкты, действующие против принятых в обществе норм), то эстетическая культура означает развитие и утончение именно природного, его облагораживание, но не вытеснение или подавление. Развитие эстетической культуры возможно лишь на основе признания самостоятельных прав чувственного познания, что утверждает равноправность суждений вкуса с суждениями ума» [3, с.43-44].
В современном российском обществе идет активная интеграция духовных компонентов во все социально-культурные, в том числе и образовательные сферы. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала. Современного уровня интеллектуального и культурного-эстетического развития, можно достичь только в культурно-образовательной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развивающегося социума.
Культурно-образовательная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества. Наиболее точно характеризующим его культурную и эстетическую составляющую, является:
- результатом всей совокупности культурной деятельности общества - прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства);
- институтом приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею;
- областью творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения.
При реализации государственной культурно-образовательной политики, безусловно, приори-
тетным являются задачи, которые могут быть решены только путем укрепления и развития культурно-образовательной среды в Российской Федерации: 1) развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры; 2) сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального культурного наследия России, использование его в качестве ресурса эстетического развития; 3) воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества; 4) поддержание высокого престижа российской культуры и образования за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.
Культурно-образовательные услуги для разных уровней образования различны и в разной степени обеспечены государственной гарантией и поддержкой. Не следует рассматривать жителей села и города как равноправных участников культурно-образовательного процесса. Для жителей села должны быть созданы дополнительные условия и преференции, уравнивающие доступ детей и подростков к обучению. Понятен тот факт, что для талантливых детей и подростков существует система олимпиад, конкурсов, фестивалей, подготовительных отделений интернатного типа при крупных вузах и т.д. Но все же, основную массу сельского населения система образования должна направленно готовить для реализации своего трудового творческого потенциала по месту проживания. Как отмечают авторы [1, с.9], система образования «не должна играть роль «интеллектуальной драги», способствующей миграции сельского населения в города. Такая миграция мало помогает городам и разрушительна для сельских населенных пунктов».
Разрабатываемая федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" характеризуется следующими принципиальными особенностями: системный характер основных целей и задач, а также комплексный подход к их решению с учетом взаимосвязи с другими решениями органов государственной власти, направленными на развитие культурного потенциала России; ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями; применение новых технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области формирования материально-технической базы учреждений культуры, сохранения и реставрации культурных ценностей; отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев и особенностей формирования культурного потенциала российских регионов.
Требуется скорейшее внедрение в сферу культуры и искусства информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к развитию отрасли и обеспечить научную обоснованность реализации мероприятий.
Актуальным остается оказание государством поддержки региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства, и, в первую очередь, тем, работа которых связана с детьми.
Все больше инструментов государственной культурной политики передается с федерального уровня на региональный. Программа учитывает эти факторы и тенденции и дает общие ориентиры для разработки региональных программ развития и поддержки эстетической культуры, позволяет сформировать единые модели поддержки эстетической культуры для регионов, формулирует приоритеты государственной культурной политики.
Приоритеты в использовании ресурсов намечены практически в каждом из направлений Программы. Например, в сфере искусства акцент делается на поддержку современного искусства, при развитии библиотечной сети - на развитие национальной электронной библиотеки и на создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, в деятельности архивной системы обращается внимание на формирование архивных электронных ресурсов и их представление в сети Интернет, в сфере сохранения культурного наследия выделяется программа реставрации памятников "Золотого кольца", что будет способствовать развитию туризма и региональной экономики.
Для достижения стратегической цели Программы в период 2012-2018 годов планируется решить целый ряд задач в рамках следующих направлений: 1) поддержка современного искусства и народного творчества; 2)внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли; 3) развитие образования в сфере культуры и искусства; 4) сохранение культурного наследия; 5) участие России в международном культурном процессе; 6) инвестиции в сферу культуры и развитие материально-технической базы.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности отечественной культуры на внутреннем и мировом рынках является повышение качества культурных благ, услуг и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества тормозится низким уровнем обеспеченности организаций культуры специальным
оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры. Быстрое распространение рыночных институтов и определенное отставание кадрового потенциала отрасли от ее реальных потребностей ставят задачу по воспитанию эстетической культуры и оптимизации структуры кадрового потенциала.
Для решения указанных задач правительством Российской Федерации в регионах современная политика ориентирована на реализацию мероприятий направленных на достижение результатов по формированию эстетической культуры, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями, установление стратегических ориентиров на модернизацию и инновационное развитие основных видов, направлений в деятельности культуры и искусства как основных баз в реализации программ. Обеспечение инновационного характера профессионального образования подрастающего поколения, в первую очередь за счет интеграции сферы образования, науки, культуры и т.д.
В связи с этим, традиционная культура народов Поволжья приоритетна в образовательных институтах, институтах по сохранению и развитию народного наследия Поволжского региона - памятников архитектуры, народного творчества и других элементов, что оказывает активное влияние на формирование эстетической культуры в обществе. А также выполняется программа по культурной поддержке соотечественников, находящихся за пределами своей исторической родины. В сохранении исконных традиций и языка.
Основные мероприятия по проведению в 2014 году Года культуры в Республике Татарстан, утвержденные распоряжением кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 №2822-р: строительство, ремонт и реставрация объектов культуры; укрепление и обновление материально-технической базы учреждений культуры и искусства; государственная охрана, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия; внедрение программ повышения квалификации специалистов в сфере культуры; развитие киноотрасли; сохранение и развитие национальных культур; комплекс мер по развитию культурно-познавательного туризма; работа с детьми и молодёжью; продвижение фундаментального искусства, традиционной народной культуры.
Таким образом, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации активно внедряется в регионах. Система образования и культурно-образовательная деятельность с региональных позиций должны быть представляемы как составная часть эстетического развития данного региона, территории, района. Каждый регион должен иметь в своей программе социально-экономического развития конкретные показатели и набор мероприятий по культурно-эстетическому воспитанию и обучению населения. На примере Татарстана, мы можем видеть, как разрабатываются новые проекты по сохранению и развитию богатого культурного наследия, а также активизацию татарского общественного движения в городах России, консолидацию татар Российской Федерации.
Литература
1.Бердашкевич А.П., Воронина Н.А О региональной компоненте национального законодательства в области образования//Образовательные технологии. - №2 - 2013. - С.3-9.
2.Волович Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего покаления. - Казань, 1976. - С.4-5.
3.Самохвалова В.И. эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире / / Эстетическая культура. - РАН; Ин-т философии. - М., 1996. - 201 с.
4.Концепция Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2-18 годы)», утверждена распоряжением Правительства Российской федерации от 22 февраля, 2012 №209-р.
УДК 82.085 + 81'1
Ф.К.Зиннуров, В.Ф.Габдулхаков, Р.И.Рассыпнова, Г.Г.Чанышева ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
Учащиеся-билингвы составляют значительную часть учащихся. Особой проблемой в качестве образования таких учащихся является освоение ими дисциплин на втором для них русском языке. Цель статьи заключается в выявлении причин низкой эффективности учебных занятий в условиях двуязычия и разработке технологии, способной повысить уровень усвоения этих дисциплин. Ведущими методами исследования были аналитический, диагностический и экспериментальный. Результаты исследования показали, что педагоги на своих занятиях часто игнорируют активизацию и развитие художественно-образного мышления. На основе полученных данных в статье предложена технология активизации теоретического и художественного мышления. Технология существенно повышает качество образования - уровень развития теоретического мышления и творческих способностей учащихся. Материалы статьи могут быть полезными для педагогов школ и университетов.
Ключевые слова: учащиеся-билингвы, теоретическое и практическое мышление, художественно-образное мышление, творческие способности учащихся.