УДК 1 ББК 88
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАЗАРНОВ,
старший преподаватель кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
кандидат юридических наук Е-mail:[email protected] РОМАН АНА ТОЛЬЕВИЧ КОЗЕЕВ, старший преподаватель кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук
Е-mail: [email protected] ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ ХАБАРИН, старший преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Е-mail:[email protected]
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Авторами раскрыта сущность понятия «профессиональная культура». Перечислены и раскрыты основные элементы профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел. Определены пути и механизмы формирования профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональное мастерство, культура личности, профессиональная культура.
Annotation. Authors have opened the essence of the concept "professional culture". Basic elements of professional culture of the employee of law-enforcement bodies are listed and opened. Ways and mechanisms of formation of professional culture of the employees of law-enforcement bodies are defined.
Keywords: professionalism, professional skill, culture of the personality, professional culture.
С тех пор как человек научился производить орудия труда, предметы и вещи, облегчающие его труд и быт, он, с каждым разом улучшая их, достигал совершенства в их применении и изготовлении. Созданные объекты, в свою очередь, начинали характеризовать самого человека как мастера, он становился профессионалом, которому подвластна его работа. Так возник профессионализм — свойство, приобретаемое теми, кто полностью отдает себя своему делу, своему пожизненному занятию. Однако профессионализм, будучи всеобщим проявлением человеческой деятельности, обнаруживает себя
в различных ее видах по-разному. Так, в сфере государственной он проявляется иначе, чем в других ее формах. Здесь речь идет не оиспорченной детали, сделанной неумелыми человеческими руками, а о жизни и судьбах людей, так как масштаб воздействия государственной службы огромен и неохватен; столь же ответственным предстает и индивид, занимающийся делами государства.
По-настоящему культурным можно считать только такого человека, который смог в совершенстве овладеть профессией, подчинить свою жизнь какому-либо общеполезному делу и, в конечном
счете, способствовать развитию общественного процесса. Вообще, как отмечает Б.И. Кононенко, «выбор профессии, совершенствование своих способностей в значительной степени детерминированы уровнем культуры личности» [1].
Профессия и культура тесно и постоянно между собой взаимодействуют и друг без друга существовать не могут. Профессия, соединяясь с общечеловеческой культурой, порождает такое социальное явление, которое называется «профессиональная культура» и охватывает собой как область трудовой деятельности человека, так и качество этой деятельности, что, в конечном счете, составляет саму культуру как уникальный феномен всей человеческой истории, всего человеческого бытия. Следует заметить, что истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделении труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры [2].
Под профессиональной культурой любой деятельности понимается качественное состояние и развитие данной деятельности, включающее совокупность способностей, знаний, умений, мастерства, опыта, т.е. всех качеств субъекта деятельности, применяемых в определенной профессии [3].
Профессиональная культура сотрудника органов внутренних дел представляет собой результат и показатель высокого уровня его профессиональной подготовленности, основывающиеся на высокой общей культуре личности, а также образовании, профессиональном мастерстве и опыте работы, способности его к саморазвитию и самосовершенствованию, умению оптимально и эффективно применять имеющийся арсенал профессиональных знаний, умений и навыков в процессе повседневной служебной деятельности.
Основу профессиональной культуры специалиста составляет общая культура личности, т.е. феномен, позволяющий судить о культурности человека вообще, об определенном уровне его развития в частности. Культурность человека, как правило, отождествляют с его воспитанностью и образованностью. Под воспитанностью человека, в самом широком смысле, понимают развитие у него опре-
деленного уровня сознания, наличие определенных социальных установок, ценностных ориентации, овладение нормами и правилами социального поведения. Под образованностью человека понимается овладение им определенным комплексом знаний, сочетающих в себе широкий кругозор и умение анализировать имеющуюся информацию. Это, в первую очередь — результат познавательного процесса человека.
Структура профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел включает в себя следующие основные элементы: профессиональные знания, умения и навыки; профессиональную этику специалиста; профессионально значимые качества личности; профессиональные интересы; профессиональные идеалы, ценности и предпочтения; нравственную культуру; культуру общения; культуру управления; культуру личного труда; штабную культуру; правовую культуру [4] и т.п.
Под профессиональными знаниями понимается совокупность теоретических и эмпирических сведений, необходимых сотруднику органов внутренних дел для эффективного исполнения своих должностных обязанностей. Профессиональные умения и навыки сотрудника представляют собой конкретные приемы и средства его профессиональной деятельности.
Профессиональная этика сотрудников носит деонтологический характер. Это означает, что моральные требования, предъявляемые к сотрудникам органов внутренних дел, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. Профессиональная этика формирует ряд моральных требований: основной императив профессиональной деятельности сотрудника — защита прав человека на жизнь, свободу, имущество, отношение к человеку как к высшей ценности.
Следование нормам профессиональной этики предполагает достаточно высокий уровень профессионально-нравственного сознания. Профессионально-нравственное сознание есть осознание реальности отношений, складывающихся в определенном трудовом или служебном коллективе, и представляет собой субъективную сторону нравственности. Профессионально-нравственное сознание предписывает определенные поступки в качестве долга и с точки зрения их ценности. Оно
предоставляет человеку выбор между «добром» и «злом» в профессиональной деятельности.
Профессионально-нравственное сознание сотрудников органов внутренних дел можно рассматривать как единое структурное образование, состоящее из моральных ценностей, нравственных норм и принципов, а также идеалов, как представлений об образцовом, совершенном. Моральные ценности сотрудника в сфере профессиональной деятельности складываются из представлений о служебном долге, нравственном достоинстве, чести, совести, общих представлений о добре и зле. Нравственное достоинство сотрудника заключается в возможности нравственной самооценки, включающей в себя и собственное мнение, и учет отношения окружающих. Достоинство сотрудника является также и формой самоконтроля. Утверждать и поддерживать свое достоинство - это значит совершать соответствующие нравственные поступки или, напротив, не совершать поступков ниже своего достоинства: не лгать, не хвалиться, не использовать в личных интересах преимущества служебного положения, не льстить начальнику, не унижать подчиненного. Чувство собственного достоинства предполагает умение сопротивляться сложным жизненным обстоятельствам, не зависеть от капризов судьбы, обладать хотя бы в минимальном объеме самостоятельностью, не быть «игрушкой», средством в чьих-либо руках и т.д. Профессионально-нравственное достоинство сотрудника правоохранительных органов заключаются в твердом соблюдении законов и корректном отношении к людям [5].
Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел является ориентиром и средством нравственной оценки служебной деятельности. Ориентация на конкретные личностные качества сотрудника акцентирует основное внимание на нравственной стороне служебных решений и их реализации. Давно замечено: если даже благие действия сотрудника достигнуты грубыми или жестокими средствами, то присутствующие при этом граждане вряд ли сочувственно отнесутся к его действиям. Так, в руководстве для полицейских, изданном в России в 1909 г., было записано: «проявлять доброжелательность к населению, помнить, что полиция существует для пользы людей и обязана в пределах своей власти помогать каждому в законном его требовании, быть вежливой
с обывателями и внимательной к ним, и тогда можно рассчитывать, что полицейский чиновник приобретает уважение и доверие, его будут слушать и вслу-чае надобности будут ему и помогать» [6].
На современном этапе задачи формирования профессионально-этических норм поведения сотрудников полиции решает и кафедра профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имения В.Я. Кико-тя — единственная по своему профилю среди ВУЗов МВД. Как справедливо отмечает А.В. Щеглов: «Сегодня фундаментом работы с личным составом, основой ее морально-психологического обеспечения является формирование у сотрудников органов внутренних дел гражданских, духовных, моральных основ личности. Стране нужны профессионалы в сфере защиты правопорядка, а значит, сотрудники с высокими нравственными качествами» [7].
Деятельность сотрудников органов внутренних дел в большей степени, чем у представителей иных профессий, регламентирована фиксированными нормами, законами, поэтому общественно значимая цель, которой подчинена профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел зафиксирована в Основном законе государства. Органы внутренних дел совместно с другими правоохранительными органами исполняют важнейшую конституционную обязанность государства — охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Уважение к человеку как к гражданину, уважение его конституционных прав и свобод, готовность всегда и везде встать на их защиту является ядром профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел, основной профессионально-моральной ценностью.
При определении путей и механизмов формирования профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел необходимо культивировать профессиональные идеалы на основе пропаганды истории правоохранительных органов, передового опыта работы конкретных сотрудников (подразделений) формировать устойчивый образец для совершенства сотрудников.
Нравственная культура — это характеристика личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств (черт),
присущих людям определенного общества, класса профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения. Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы. Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников органов внутренних дел. Это объясняется характером их деятельности, ибо она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством, что, в свою очередь, предъявляет к сотрудникам органов внутренних дел высокие нравственные требования [8]. Нравственная культура характеризуется определенным уровнем и содержанием нравственных знаний и чувств, убеждений, потребностей, нравственных качеств и норм поведения, привычек и навыков. Другими словами, нельзя говорить о нравственной культуре без соответствующего развития нравственного сознания.
Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения это особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Нравственные отношения — это своеобразная связь между моральным сознанием и нравственным поведением. Сначала они формируются в сознании личности, а обнаруживают себя в конечном счете в нравственном поведении. Нравственные отношения — это, по сути, процесс перехода моральных побуждений в моральное действие, т.е. в совершение конкретных действий (поступков).
Культура нравственного общения или поведения — это, в конечном счете, главный объективный показатель нравственной зрелости личности. Только определенный уровень совокупного развития морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения дает основания для того, чтобы назвать человека носителем высокой нравственной культуры.
Независимо от уровня и значимости структурного подразделения, эффективность его деятельности, как показывает практика, напрямую зависит от владения субъектом навыками культуры управления, под которыми, в частности, понимаются
профессиональные знания в области социального управления и управления персоналом, навыки принятия управленческих решений и их реализации. Важное значение при этом придается владению предметом труда подчиненных.
Основой подлинного авторитета руководителя являются знания и умения, принципиальность и человечность. Ничто так не компрометирует руководителя как безынициативность и трусость, нежелание брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний сверху. Авторитет руководителя предполагает правильное сочетание в работе единоначалия и коллективности: обсуждение вопросов должно быть действительно общим, а ответственность единоличной; коллегиальность должна быть сведена к необходимому минимуму и никогда не мешать быстроте и твердости решений.
Культура личного труда сотрудника предполагает в первую очередь его компетентность, умение правильно распределять свое рабочее время с целью повышения эффективности личной служебной деятельности.
Умение профессионально планировать личную служебную деятельность и деятельность подчиненных, способность анализировать служебную информацию и творчески ее использовать в своей служебной деятельности, умение на высоком профессиональном уровне проводить служебные совещания и иные управленческие мероприятия, а также умение технически грамотно составлять служебную документацию, вести служебную переписку — вот далеко не полный перечень структурных компонентов штабной культуры сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с действующим законодательством, сотрудник органов внутренних дел является субъектом правоприменительной практики. Это обусловливает наличие в его профессиональной культуре такого структурного компонента, как правовая культура. Знание права должно подкрепляться внутренними регуляторами поведения личности, морально-психологическими установками, позитивным правосознанием.
Литература
1. Кононенко Б.И. Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел. Лекция. М.: МЮИ МВД России. 1998. С. 3.
2. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. С. 5.
3. Иванова Л.В. Профессиональная культура управления: сущность, структура, динамика (культурологический аспект): дисс. канд. философск. наук. М.: Российская Академия управления, 1993. С. 14.
4. Ковалев О.Г., Емельянов С.Н. Профессиональная культура сотрудника уголовно-исполнительной системы (психолого-педагогические вопросы и проблемы формирования). М.: Права человека, 2003. С. 15—17.
5. Профессиональная этика и эстетическая культура правоохранительных органов: Учебное пособие / Балашов В.А., Дудин Н.М. и др.Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. С. 29.
6. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994. С. 28.
7. Щеглов А.В. Деонтологические основы воспитания патриотизма (из опыта работы кафедры Профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России) // Вестник Московского университета МВД России № 6, 2014 г. С. 252
8. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. М: Издательство «Щит-М», 2005. С.298.
References
1. Kononenko B.I. Professional culture of employees of internal Affairs bodies. Lecture. M: MLI MIA of Russia. 1998. P. 3.
2. Ignatov V.G., Belolipetski V.K. Professional culture and professionalism in the public service: the context of history and modernity. Textbook. Rostov n/D: publishing center «March», 2000. P. 5.
3. IvanovaL.V. Professional management culture: essence, structure, dynamics (cultural aspects): Diss. Cand. filosofski. Sciences. M.: Russian Academy of management, 1993. P. 14.
4. Kovalev O.G., Emelyanov S.N. Professional culture of the employee of criminal Executive system of psycho-pedagogical issues and problems of formation). M.: human Rights, 2003. P. 15—17.
5. Professional ethics and aesthetic culture of law enforcement agencies: textbook / Balashov V.A., Dudin, N.M. etc. Voronezh: Voronezh higher school of the MIA of Russia, 1998. P. 29.
6. Kukushin V.M. Your professional ethics. M., 1994. P. 28.
7. Shcheglov A.V. the Ethical foundations of patriotism (from the experience of the Department of Professional ethics and aesthetic culture of the Moscow University of the MIA of Russia) // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia No. 6 of 2014 P. 252
8. Ethics of law enforcement officers: a Textbook. M: Publishing House «Shield-M», 2005. P. 298.
Таможенное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Таможенное дело» / под ред. Н.Д. Эриашвили. 6-е издание, переработанное и дополенное. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 303 с. (серия «Dura lex, sed lex»).
Учебник состоит из трех разделов: «Общие положения», «Таможенная деятельность» и «Обеспечение законности деятельности таможенных органов».
В новом издании учтены изменения в законодательстве, а также решения Конституционного Суда РФ и иных государственных судебный органов по состоянию на 1 марта 2015 г.
Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Таможенное дело», юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и других органов.
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Учебник Шестое издание