Научная статья на тему 'Этические принципы и нормы деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Этические принципы и нормы деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11084
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / ПРОЦЕСС / PROFESSIONAL ETHICAL CULTURE / PERSONNEL OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / ETHICS / FORMATION / IDENTITY / FAMILY / SOCIETY / PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вызулин Е.А.

Целью статьи является определение этических принципов и норм профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В статье обосновано значение образовательной среды, общества и семьи в процессе формирования профессионально-этической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вызулин Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical principles and rules of activity of employees of law enforcement bodies

The Purpose of this article is to identify ethical principles and rules of professional activity of employees of Internal Affairs Agencies. The article proves the importance of the educational environment, society and the family in the formation of professional ethical culture.

Текст научной работы на тему «Этические принципы и нормы деятельности сотрудников органов внутренних дел»

УДК 371.314

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ9

Е. А. Вызулин, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина - Мининский университет (Нижний

Новгород, Россия) Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия) e-mail: 0512e@mail.ru.

Резюме. Целью статьи является определение этических принципов и норм профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В статье обосновано значение образовательной среды, общества и семьи в процессе формирования профессионально-этической культуры.

Ключевые слова: профессионально-этическая культура, сотрудник органов внутренних дел, нравственность, формирование, личность, семья, общество, процесс.

Исходя из приоритетных задач защиты жизни и здоровья, прав и свобод, законных интересов личности, поддержания правопорядка, основываясь на общечеловеческих и нравственных ценностях, общество предъявляет высокие требования к моральному облику сотрудника правоохранительных органов, профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, что обуславливает формирование профессионально-этического стандарта поведения.

Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации дает представление о рекомендациях к этическим правилам служебного поведения сотрудников правоохранительных органов (полиции), а именно,

9 Статья представлена магистром социальной работы Т.М. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия). Рецензент Т.Г. Мухина - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедра педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (Нижний Новгород, Россия).

они должны воздерживаться от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами [6, ст. 26].

Рекомендательный характер несет в себе угрозу принципа диспозитивности, императивные требования здесь, были бы уместнее, по аналогии положений приказа МВД Российской Федерации от 24.12.2008 № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [3]. Нами поддерживается научное положение Г.И. Андреева о том, что «главная особенность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД заключается в ее нормативном характере, т.е. все требования к их моральному облику и правилам поведения при выполнении служебных обязанностей закреплены в различных международных и Российских нормативно-правовых актах и являются обязательными для соблюдения» [1]. Однако, даже при условии нормативного выражения, остается субъективное понимание того или иного.

Вклад в разработку теории и практики воспитания сотрудников органов внутренних дел внесли юристы, педагоги и психологи: Б. Г. Ананьев, В. Г. Андросюк, С. И. Архангельский, A. B. Барабанщиков, С. Е. Большакова, В. И. Вдовюк, Д. А. Волкогонов, О. Д. Вьюшин, А. М. Герасимов, А. П. Гладилин, Г. И. Гопанчук, В. П. Давыдов, В. В. Домбровский, О. Г. Дробницкий, А. М. Зимичев, В. Ф. Ильин, Э. Н. Коротков, А. И. Капустин, В. Я. Кикоть, О. М. Латышев, В. И. Лебедев, В. Л. Марищук, Г. И. Михалевская, С. С. Муцынов, М. В. Рябова, В. Я. Слепов, Н. Ф. Феденко, A. B. Щеглов, В. А. Якунин и др. В данных трудах рассмотрены

теоретические основы формирования нравственно-волевых, профессиональных качеств личности.

Особое значение для нашего исследования имеют работы по проблеме формирования профессионально-этической культуры в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел: Л. Г. Алешиной, Ю. К. Бабанского, И. Д. Багаевой, В. И. Бакштановского, А. Д. Бойкова, К. А. Булденко, Л. С. Выготского, Е. П. Гаркушина, А. П. Гладилина, Г. В. Дубова, В. Н. Еремина, Я. А. Коменского, Е. М. Ибрагимовой, В. М. Кукушина, В. В. Куличенко, И. А. Латковой, С. Г. Любичева, А. И. Лобач, А. С. Макаренко, А. В. Опалева, В. Н. Панкратова, В. Г. Семиренко, А. М. Столяренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского.

Значимость категории профессионально-этическая культура социально обусловлена общественным запросом, и это невозможно недооценить. Процесс формирования профессионально-этической культуры фактически начинается с момента рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. В этой связи можно соотнести непрерывность процесса формирования профессионально-этической культуры с непрерывностью процесса образования. Собственно, в последнем случае, к этому пришел и законодатель, сформулировав норму в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [4].

Первостепенную роль в механизме и процессах ценностной регуляции, в формировании нравственных ценностей личности (социальной группы) нравственной культуры общества в целом играют гуманистически ценности. Гуманистические общечеловеческие ценности -высший критерий индивидуальных и коллективно-групповых ценностей (В. В. Малинин, Т. Г. Мухина, Л. И. Столович, Е. Г. Штенникова и др.). Гуманистические ценности - интегративное качество личности, благодаря которому определяется ее нравственная и духовная культура; внутренняя структура человека, составляющая основу активности личности (В. В. Малинин, Т. Г. Мухина, Л. И. Столович, Е. Г. Штенникова и др.). В связи с этим, ведущим направлением формирования гуманистических ценностей у обучающихся в образовательных организациях, является нравственно-этическое воспитание и развитие личности.

Личность, семья и общество в названных процессах играют ключевые роли. Семья нами рассматривается как модель общества,

ценность которой состоит в личных, межличностных отношениях, которые там складываются, и которые, в последствии, несутся в социум. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом [5].

Правоохранительная деятельность как любая область профессиональной деятельности человека обладает определенным набором особенностей, правил и этических норм. Профессиональная этика регулирует нравственные общественные отношения в трудовой сфере. Другими словами профессиональная этика представляет собой совокупность определенных моральных норм, определяющих отношение человека к его профессиональному долгу. В сферу профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел попадают: отношения людей, возникающие в процессе любой деятельности; нравственные качества каждого сотрудника; особенности профессионального воспитания; специфические моральные нормы каждого отдельного профессионального направления деятельности [2, с.123]. Профессиональная юридическая деятельность как ни одна другая связана с общением людей, поэтому соблюдение в ней определенных норм и правил поведения, нравственно-этическое воспитание просто необходимы. Важной характеристикой морального облика каждого правоохранителя также является его отношение к своим служебным обязанностям и профессионализм.

Анализ нормативных документов в контексте профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел, а также психолого-педагогической литературы приводит нас к выводу, о том, что в кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, достаточно полно и развернуто были сформулированы основные этические правила и нормы служебного поведения [3, ст. 8]. Императивные требования заключались в следующем:

- поведение с чувством собственного достоинства, доброжелательное и открытое, внимательное и предупредительное;

- контроль своего поведения, чувств и эмоций, не позволяя симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, предвидеть последствия своих поступков и действий;

- обращение с гражданами независимо от их служебного или

социального положения;

- уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему - старшего, подчинённому -начальника, мужчине - женщину;

- деловой стиль поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время;

- с коллегами проявлять простоту и скромность, искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.

- сотрудник-мужчина по отношению к женщине должен проявлять благородство, учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни;

- сотрудник должен быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств;

Сотрудник должен помнить, что аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел [3, ст. 8], да и самого сотрудника. Указанные требования являются основополагающими в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.

При этом основными направлениями нравственно-этического воспитания сотрудников органов внутренних дел выступают:

- обеспечение сотрудников знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику;

- разъяснение сотрудникам гуманистической ценности, социальной значимости их службы;

- стимулирование потребности сотрудников в духовно-нравственном самосовершенствовании;

- применение воспитательного воздействия в соответствии с

достигнутым уровнем духовно-нравственной зрелости сотрудников;

- целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности сотрудников, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл этических, моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются гуманистические ценности и нравственные чувства, такие как ответственность, гордость;

- изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей сотрудников, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в служебных коллективах;

- использование духовно-нравственного потенциала общественных организаций в интересах формирования гуманистических ценностей, духовно-нравственного воспитания сотрудников.

Таким образом, при создании педагогических условий формирования профессионально-этической культуры необходимо опираться на личность и ее характеристики, реализуя аксиологический, системный, личностно-ориентированный индивидуальный подходы к организации образовательного процесса. Семья имеет ключевое значение при выборе инструментов формирования профессионально-этической культуры, общество диктует результат, который мы, предвосхищая, ожидаем от процесса обучения. Педагог-воспитатель, акцентирует особое внимание на процессе самообучения, самовоспитания, самообразования на основе нравственно-этических требований к дальнейшей профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел.

Литература:

1. Андреев Г. И. Формирование профессионально-этической культуры курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чебоксары, 2002. - 251 с.

2. Мухина Т. Г. Психодидактические условия формирования коммуникативной культуры будущего педагога в процессе вузовского образования / Т. Г. Мухина, А. Ю. Сутугин // Мир науки, культуры и образования.

Горно-Алтайск. - 2015. - С. 121-123

3. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 24.12.2008 N 1138 // СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу) (дата обращения: 29.12.2015).

4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 // Российская газета. 2012. 31 декабря.

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь URL :http: // www.patriarchia.ru/db/text/ 419128. html? Domain=svadbaspot.ru/moda&ip=37.140.141.16 (дата обращения: 29.12.2015).

6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол N 21)

¿¡a Vyzulin Е.А. Jeticheskie principy i normy dejatel'nosti sotrudnikov

фг organov vnutrennih del / E.A. Vyzulin II Vestnlk po pedagoglke I psihologii Juzhnoj Sibiri. -№4.-2015.

© Е. А. Вызулин, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

Abstract. The Purpose of this article is to identify ethical principles and rules of professional activity of employees of Internal Affairs Agencies. The article proves the importance of the educational environment, society and the family in the formation of professional ethical culture.

Keywords: professional ethical culture, personnel of Internal Affairs

Agencies, ethics, formation, identity, family, society, process.

— • —

Сведения об авторе

Евгений Александрович Вызулин, аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина - Мининский университет; старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Нижегородская академия Министерства внутренних дел

Российской Федерации (Нижний Новгород, Россия).

— • —

Подписано в печать 15.11.2015. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.