Педагогические науки
УДК 371.314
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1
Е. А. Вызулин, Нижегородская академия МВД России, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме: В статье определяются психолого-педагогические и этические цели подготовки сотрудников органов внутренних дел в условиях дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессионально-этические качества,
профессионально-этическая культура, психолого-педагогические условия.
Практическое выполнение образовательными организациями МВД России задач заявленных в «Дорожной карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации» [1]:
1) повышение профессионализации образовательных учреждений МВД России и создания единой многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, увязанной с порядком прохождения службы в органах внутренних дел [1];
2)качественного преобразования воспитательной работы с
1 Статью представил Т.М. Хусяинов, технический редактор журнала. Рецензенты: Л.Ф. Чупров, к. псх. н (Черногорск, Россия) и доцент С.В. Якимец, к. п. н. (Орск, Россия).
10
сотрудниками органов внутренних дел, в основу которого поставлены идеи:
- соблюдения и защиты прав человека,
- служения народу,
- гражданской ответственности и патриотизма,
- верности служебному долгу,
- гражданственности,
- уважения к закону,
- общепринятым нормам морали и нравственности,
- толерантности,
- самодисциплины;
3) восстановление и упрочение в этих целях институтов наставничества, поручительства и взаимной ответственности сотрудника и руководителя;
4) создание условий, при которых система подготовки кадров в целом должна стать постоянной и многоступенчатой;
5)использование современных методик организации учебного процесса.
Перечисленное несет в себе решение проблем стоящих перед органами внутренних дел, в первую очередь формирование нового облика личности сотрудника.
В условиях дополнительного профессионального образования особое место должны занять психолого-педагогические и этические аспекты подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Формально и фактически декларированы основные задачи подготовки сотрудников органов внутренних дел в условиях дополнительного профессионального образования:
- формирование знаний правовых основ соблюдения законности при выполнении служебных задач и при проведении различных мероприятий, соблюдение условий и пределов применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия;
- выработка психологических и профессионально-этических качеств личности сотрудника органа внутренних дел (смелость и решительность, уверенность в правоте своих действий, гуманность, самодисциплина, эмоциональная устойчивость, память, внимание, добросовестность, настойчивость...)[2];
- овладение способами тактических действий и приемами личной безопасности при применении мер принуждения в правоохранительной деятельности;
- овладение системой практических умений и навыков правомерного пресечения противоправных действий;
- приобретение практических умений и навыков правомерного применения мер принуждения;
- формирование профессионально значимых качеств сотрудников органов внутренних дел.
Многообразие требований, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел, обуславливает обширность разделов их профессионально-служебной подготовки в условиях дополнительного профессионального образования.
Успех действий сотрудников органов внутренних дел полностью зависит от уровня профессиональной подготовки и личных качеств каждого. В процессе групповой, индивидуальной, самостоятельной подготовки у сотрудников формируются качества, позволяющие им успешно исполнять свои обязанности при выполнении оперативно-служебных задач.
Содержание подготовки, формы и методы обучения в условиях дополнительного профессионального образования определяются ФГОС и профессиональными стандартами. От степени подготовки сотрудников органов внутренних дел зависит своевременное и успешное выполнение многих мероприятий и локальных заданий в различных обстоятельствах.
Процесс обучения в условиях дополнительного профессионального образования, направленный на формирование и развитие профессионально-этической культуры должен характеризоваться следующими психолого-педагогическими условиями:
- специальными знаниями оперативно-служебной деятельности, базирующимися на общих идеологических, правовых, психологических, управленческих, тактических и других основах;
- профессионально-деловыми качествами и наличием опыта практической деятельности, определяющими способность сотрудника к выполнению конкретной задачи;
- умениями и навыками правильно и быстро решать оперативно-служебные задачи, учитывая разнообразные факторы динамично
меняющейся оперативной обстановки.
Целями подготовки сотрудников органов внутренних дел в условиях дополнительного профессионального образования являются:
- проведение систематической, целенаправленной, комплексной работы;
- всеобщность, непрерывность обучения сотрудников органов внутренних дел;
- выработка высоких морально-психологических и этических качеств, психологической устойчивости, инициативы и самостоятельности, внимания и бдительности, воли и находчивости, смелости и мужества [3] при выполнении служебного долга.
Таким образом, комплексность подготовки сотрудников органов внутренних дел, предполагает собой в первую очередь формирование личности с точки зрения профессионально-этической культуры, обладающей специальными компетенциями. Созданные педагогические условия будут решать прикладные задачи формирования сотрудника органов внутренних дел новой формации, высококвалифицированного профессионала своего дела с высокими нравственно-этическими и деловыми качествами, то есть, будут решены глобальные задачи, сформулированные в «дорожной карте». Будут решаться приоритетные задачи защиты жизни и здоровья, прав и свобод, законных интересов личности, поддержания правопорядка, основываясь на общечеловеческих и нравственных ценностях, профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, что обуславливает формирование профессионально-этического стандарта поведения
Литература:
1. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: предложения по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации // Российская газета. 2013. URL:http://www.rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html (дата обращения: 22.05.2016).
2. Игошин Н. А. Особенности комплектования и профессиональной подготовки органов полиции в России Х1Х-начала XX века: Историко-
правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - СПб, 2004.
3. Лазицкий С. Л. Тактико-специальные учения как форма подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2011. - №4(14).
Psycho-pedagogical and ethical aspects of training of employees of internal Affairs agencies in terms of additional professional
education
#(by E.A. Vyzulin)
Abstract: The article defines the psychological-pedagogical and ethical objectives of training of employees of Internal Affairs Bodies in the conditions of additional vocational education.
Keywords: additional vocational education, professional and ethical qualities, professional and ethical culture, psychological and pedagogical conditions.
Сведения об авторе
Евгений Александрович Вызулин, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, Нижегородская академия МВД России; аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).Е-таУ: [email protected].
© Е. А. Вызулин, 2016.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2016.
— • —