УДК 378.048.2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3
Е. А. Вызулин, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина - Мининский университет (Нижний Новгород, Россия) e-mail: [email protected].
Резюме. В статье раскрываются особенности проектирования педагогической деятельности в современной системе дополнительного профессионального образования. Определены технология проектирования и особенности осуществления педагогической деятельности на примере дополнительной подготовки руководителей подразделений органов внутренних дел.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, проектирование, педагогическая деятельность, руководитель подразделения органов внутренних дел.
Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Введение системы многоуровневого образования, создание единого образовательного пространства, переход на новые ФГОС ВПО обусловливают необходимость совершенно иного подхода к организации педагогической деятельности в целостном педагогическом процессе, в том числе и в системе дополнительного профессионального образования. При этом программы профессиональной переподготовки должны быть направлены на получение новых и развитие имеющихся компетенций, с
3 Статья представлена магистром социальной работы Т.М. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия). Рецензент Т.Г. Мухина - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедра педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (Нижний Новгород, Россия).
целью приобретения дополнительных квалификаций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и рекомендаций. В свою очередь программы повышения квалификации и профессионального развития предназначены для совершения имеющихся или освоения новых компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций. Содержание дополнительных профессиональных программ должно обеспечивать их преемственность к федеральным государственным образовательным стандартам среднего и высшего профессионального образования, а также опираться на профессиональные стандарты и квалификационные требования.
Рассмотрим особенности проектирования педагогической деятельности в условиях дополнительного профессионального образования на примере дополнительной профессиональной подготовки руководителей подразделений органов внутренних дел.
Следует отметить, что проектирование в педагогике рассматривается с различных позиций - как компонент деятельности преподавателя (Н.И. Лыгина и др.), функция прогнозирования (Е.И. Ставицкая), особый механизм управления образованием (А.М. Моисеев, О.М. Моисеева). Дополнительное образование анализируется в работах Л.А. Балакиревой, Л.Н. Бегали, Н.М. Божко, С.Г. Вершловского, А.В. Даринского, В.А. Кочнева, Ю.Н. Кулюткина, Л.Н. Лесохиной, Г.С. Сухобской и др. В нашем исследовании мы рассматриваем данное понятие в контексте технологического подхода к обучению.
В педагогической деятельности термин «проектирование» заимствован из технической области знаний и означает создание (определение) составляющих компонентов, архитектуры определенной системы. Результатом проектирования педагогической деятельности подготовки в системе дополнительного профессионального образования является руководитель подразделений органов внутренних дел способный принимать оптимальные управленческие решения; воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в научно-исследовательской деятельности. Приоритетной задачей в русле современных образовательных стандартов проектирования педагогической деятельности является разработка алгоритма педагогических процедур проектирования с учетом специфики и опыта профессиональной деятельности руководителей подразделений органов внутренних дел.
Проектирование педагогической деятельности подготовки руководителей подразделений органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования определяется следующими стадиями (технологическими процедурами).
1. Предварительная (начальная) стадия. Характеризуется формированием первоначального замысла проекта, его целевой и организационной структуры, выявление особенностей подготовленности слушателей, обусловленных разнонаправленностью служебной деятельности.
2. Концептуальная стадия. Выявление методологических подходов и путей решения проблемы подготовки руководителей органов внутренних дел. В нашем исследовании методологическими подходами к организации педагогической деятельности в условиях дополнительного профессионального образования являются: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, аксиологический, культурологический и антропологический подходы.
3. Рабочая стадия. Формирование программы проекта, выбор методов, форм и технологий обучения с учетом уровня подготовки и квалификации слушателей [1, с.48].
4. Реализация (внедрение) проекта. Организация работ по использованию полученных результатов всеми субъектами образовательного процесса [3, с. 104].
5. Стадия рефлексии. Анализ и осмысление результатов проектирования, коррекция целей, задач и форм организации образовательного процесса, совершенствование педагогической деятельности [3, с. 89].
6. Прогностическая. Определение новых целей и перспектив осуществления педагогической деятельности с учетом полученных результатов.
Решение теоретических проблем проектирования в современной системе дополнительного профессионального образования при подготовке руководителей подразделений органов внутренних дел имеет специфические черты социально-педагогического направления Социальное по своим результатам и педагогическое по объекту применения.
В соответствии с исследованиями Б.М. Бим-Бада, В.В. Бородачева, И.А. Зимней, И.Я. Лернера, А.М. Новикова, Е.С. Полат, Т.Е Сахаровой, М.Н. Скаткина и др. проектирование педагогической деятельности в
условиях дополнительного профессионального образования строится с учетом:
- требований к содержанию будущей профессиональной деятельности;
- квалификационных требований к личностным характеристикам будущего руководителя подразделений, обусловленных должностными инструкциями и направлениями профессиональной деятельности;
- базового социального, практического профессионального опыта работы слушателей в органах внутренних дел.
В связи с этим, педагогическая деятельность педагога в системе дополнительного профессионального образования должна обеспечивать гибкость образовательного процесса - проектирование образовательной траектории с учетом профессиональных интересов слушателей и уровня их базовой подготовки (индивидуализация обучения); поэтапный контроль обучения, что дает определенную гарантию эффективности образования; включение в учебную и профессиональную деятельность при изучении общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин [2, с. 218]. Реализации данных направлений определяет необходимость использования в педагогической деятельности активных и интерактивных форм проведения занятий: проблемных лекций и семинаров, кейс-технологий и др.
Таким образом, проектирование в условиях модернизации системы дополнительного профессионального образования предусматривает разработку концепции и соблюдение определенного алгоритма проектирования педагогической деятельности. Предложенная в исследовании процедура проектирования педагогической деятельности позволяет проектировать целостный образовательный процесс, в котором учитываются такие факторы как специфика учебных дисциплин, профессиональные потребности и возможности каждого субъекта образовательного процесса, а также продолжительность и материально-технические условия обучения.
Литература:
1. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
2. Мухина Т.Г. Современные образовательные технологии и их наз-
начение при реализации дополнительной профессиональной образовательной программы // Приволжский научный журнал. Н.Новгород. 2010. №2(14). С. 216-220.
3. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Образовательный проект (методология образовательной Деятельности). М.: «Эгвес», 2004. 120 с.
Vyzulin E.A. Proektirovanie pedagogicheskoj dejatel'nosti v sovremennoj sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija / E.A. Vyzulin // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3. - 2015.
© Е. А. Вызулин, 2015.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —
Abstract. The article reveals the peculiarities of designing of pedagogical activity in the modern system of additional professional education in the training of heads of divisions of internal affairs bodies. The procedural stages of design and the specifics of working with heads of divisions of internal affairs bodies in the system of additional professional education are defined.
Keywords: additional professional education, design, teaching activities,
head of Department of Internal Affairs.
— • —
Сведения об авторе
Евгений Александрович Вызулин, аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина - Мининский университет (Нижний Новгород, Россия)
— • —
Подписано в печать 15.11.2015.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —