УДК 174 ББК 87
Овчарова Анжелика Ивановна Ovcharova Anjelica Ivanovna
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России кандидат философских наук.
Associate Professor at the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Philosophy. E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
The professional and moral deformation of law enforcement officers as a social and philosophical problem
В статье анализируется проблема профессиональной нравственной деформации сотрудников органов внутренних дел, которая не только относится к явлениям сегодняшних реалий в контексте кризиса духовно-нравственной культуры российского общества, но и существует с возникновения советской милиции и остается актуальной в настоящем времени в профессиональной деятельности полицейских, отличающейся конфликтными ситуациями и экстремальными условиями работы.
Автор рассматривает формирование этических основ служебной деятельности сотрудников полиции и связывает их в первую очередь с воспитанием патриотизма, гражданственности, этической и нравственной культуры.
Ключевые слова: профессиональная нравственная деформация, профессиональная этика, нравственное воспитание, морально-психологическая подготовка сотрудников полиции, меры профилактики профессиональной деформации.
The problem of professional moral deformation of employees of the internal Affairs bodies is not only a phenomenon of today in the context of the crisis of spiritual and moral culture of the Russian society, this problem has existed since the emergence of the Soviet police and is relevant in the present time in the professional activities of the police, which is characterized by conflict situations and extreme working conditions.
The author considers the formation ofethical foundations of police officers work and connects them primarily with the education of patriotism, citizenship, ethic and moral culture.
Keywords: professional moral deformation, professional ethics, moral education, moral and psychological training of police officers, measures to prevent professional deformation.
Изучение проблемы профессиональной нравственной деформации сотрудников органов внутренних дел - это не только требование сегодняшних реалий на фоне продолжающегося кризиса духовно-нравственной культуры и снижения авторитета полиции в российском обществе. Необходимо отметить, что эта проблема существует со времени возникновения советской милиции и, к сожалению, остается актуальной на сегодняшний день в профессиональной деятельности полицейских, отличающейся конфликтными ситуациями, повышенными психоэмоциональными и физическими нагрузками и экстремальными условиями.
Известно, что результаты работы сотрудников органов внутренних дел связаны не только
с исключительно качественной профессионально-физической подготовкой, но и нравственной, правовой культурой и правосознанием, отношением к своим обязанностям. К сожалению, данное отношение зачастую не соответствует уровню, предъявляемому обществу к структурам, занимающимся охраной общественных отношений в сфере права.
Кроме отмечающегося низкого уровня общей и правовой культуры сотрудников, среди причин негативного отношения граждан к ним можно назвать отсутствие культурных навыков, представлений о нормах служебного этикета, использование служебного положения в личных корыстных целях, применение необоснованных насильственных действий, слабое
стремление к совершенствованию правовых умений и отсутствие таких качеств, как выдержанность, доброжелательность, психологическая уравновешенность, умение слушать и так далее. Проявлением перечисленных негативных особенностей поведения у некоторой части сотрудников характеризуется профессионально-нравственная деформация.
Сложность комплекса причин профессиональной деформации связана не только с экстремальностью общения, следующей из необходимости контакта с различными категориями граждан, но и с довольно сложной системой профессионально-этических норм, оказывающих влияние на личность сотрудника органов внутренних дел. К ним можно отнести нормы общественной морали и профессиональной этики, регламентируемые правовыми документами, нравственные требования к различным службам ОВД, определенные приказами и инструкциями УВД и МВД России. Сохраняют актуальность вопросы, связанные с повышением уровня профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, остаются насущными проблемы, касающиеся соответствия сотрудников предъявляемым современным профессионально-этическим требованиям и реалиям действительности.
В общем смысле профессиональная деформация - это явление изменения нравственных установок личности, которое существует объективно и сопутствует развитию человека в его профессиональной деятельности и происходит в тех элементах, которые составляют структуру профессиональной морали (нравственное сознание, нравственные отношения и нравственная деятельность).
Однако профессиональная деформация, отражающаяся в общественном мнении, и научное понимание ее специфики имеют иногда различные толкования.
В отличие от других профессий, где нравственная деформация одного работника не умаляет авторитета его коллег в целом, в правоохранительной деятельности ошибки и недостойное поведение, допущенные одним сотрудником, определяются в общественном сознании как типичные недостатки всех работников системы, представляющих государственную власть, тем самым порождая распространенный стереотип о низком уровне культуры и равнодушии полицейских к людям, обращающимся к ним за помощью.
Профессиональную нравственную деформацию сотрудников органов внутренних дел можно описать как искажение процесса развития этических качеств личности, служебных и внеслужебных отношений под влиянием особенностей деятельности, приводящее в итоге к их профессиональной непригодности.
Здесь уместно применить термин «нравственная надежность», обозначающий психологическое свойство личности, при котором жизненные цели и способы их достижения осознанны, организованы и упорядочены в соответствии с этическими нормами, что понимается как показатель нравственного развития личности, характеризующий стремление строить свою трудовую деятельность в соответствии с социально одобряемыми этическими нормами и требованиями закона [1, с. 110].
Именно так называемая нравственная надежность должна стать основной профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел и преградой на пути возникновения их профессиональной деформации.
Каждая профессия обладает различной степенью свободы, и специалист в той или иной области профессиональной деятельности также располагает разной степенью свободы. Поэтому истинным профессионалом своего дела можно назвать мудрого человека, понимающего свою ценность как личности, имеющего точное представление о своей роли и профессиональном долге в обществе и сумевшего избежать негативного влияния особенностей его профессиональной деятельности. Он всегда красив и своим отношением к делу, и отношением к окружающим людям, жизни в целом и обладает способностью и желанием передать свои знания, опыт и навыки.
Так, кантовская этическая мысль дает четкое понимание того, что нравственные принципы заложены в разуме человека: какими бы врожденными или приобретенными качествами человек не обладал, он обязан следовать этике долга [2, с. 242].
Безусловно, каждый человек в силу субъективных рассуждений имеет собственное представление об этических основах поведения, тем не менее данные представления, склонности, привычки, убеждения должны быть в границах его нравственного поведения.
Проблемы нравственности, морального выбора актуальны в любой социальной системе. Исходя из многообразных концепций при-
роды этики и нравственности, отсутствия единой системы взглядов на проблему выбора должного поведения, можно сказать, что поступки человека - это результат воспитания (в том числе и самовоспитания), его психоволевых усилий. Формирование же этических основ служебной деятельности сотрудников полиции тесным образом связано с воспитанием патриотизма, гражданственности, эстетической и нравственной культуры.
Несмотря на то, что Федеральный закон «О полиции» [3] закрепляет принципы деятельности полиции, содержащие этические основы несения службы, проблема нравственной составляющей в служебной деятельности остается по-прежнему открытой.
Рассматривая тему этического содержания служебной деятельности, можно сделать вывод о том, что большое значение для предотвращения профессиональной деформации имеет формирование морально-устойчивой личности сотрудника полиции. В связи с тем, что сложность и разнообразие служебных задач накладывают отпечаток на нравственный облик полицейского, этическая составляющая служебной деятельности приобретает свою остроту. В отличие от иных видов деятельности служба в органах внутренних дел имеет специфические признаки, а сама деятельность сотрудника как представителя государственной власти находится под пристальным вниманием граждан и общества в целом.
Кроме того, возможность использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в установленных законом случаях является источником дополнительного риска и опасности, поэтому требуется не только правовая и тактико-специальная подготовка сотрудников полиции, но и особое внимание следует уделять морально-психологическому аспекту их деятельности.
Сотрудники органов внутренних дел, как мы уже упомянули, в первую очередь являются представителями государственной власти и от ее имени имеют право применять насилие в установленных законом случаях. Это, с одной стороны, противоречит этическим нормам и ставит вопрос о нравственной оправданности тех или иных его форм и прояви /П ____
лений. С другой стороны, возможность использования силы также может стать одним из факторов возникновения профессиональной деформации.
Критерием для принятия решения о принуждении является случай и порядок, предусмотренный соответствующими законами, компетентность принимающего решение сотрудника, его жизненный опыт, на основе которого развивается профессионализм. Если же сотрудник выбирает другие критерии, то это может свидетельствовать о его низком культурно-нравственном уровне, профессиональной нравственной деформации, иногда и о преступных намерениях.
Поэтому при выборе в борьбе мер и средств, следует помнить о возможности начинать с ненасильственных методов, переходя к внешней силе только при их неосуществимости и недостаточности.
Обращаясь к физическому (силовому) воздействию, сотрудник должен всегда искать тот момент и те условия, когда оно может быть прекращено, и всегда помнить, что применение силы - это прерогатива государственной власти, следовательно, служебный долг сотрудника органов внутренних дел как представителя государственной власти - применить силовые и негласные методы борьбы со злом, в том числе с преступностью, и от него он не вправе уклоняться.
Состояние человека при взаимодействии с окружающим миром проявляется как качества, основными из них являются адекватность как соответствие поведения человеческой этике; благородство как высокая нравственность и безукоризненная честность; благодарность как почтительное и признательное отношение к миру. Кроме того, жизнь человека в обществе связана с выполнением гражданского и профессионального долга, различного рода обязанностей, с соблюдением общепринятых норм, правил, традиций, одни из которых (нормы морали и права) являются обязательными, а другие (неписаные нормы и правила) просто желательными.
Социальные нормы долженствования придают защиту положению человека в обществе и создают видимость устойчивости всей системы «человек-общество» и «человек-человек». В своей развитой форме нормы обычно задаются извне и выступают основой социальной целесообразности, необходимости, являясь при этом результатом либо внешнего насилия целого (государства) над личностью, либо внутренних нравственных установок, голоса совести.
Поэтому в современном, стремительно меняющемся мире, со сложными процессами в
политической, экономической и правовой сферах деятельность сотрудников органов внутренних дел все более нуждается в твердой духовно-нравственной опоре (формировании нравственной надежности). Осознание сотрудниками своего высокого предназначения и является духовной опорой в их сложной служебной деятельности. В свою очередь формирование идейных, нравственных и профессиональных качеств осуществляется на основе постоянно действующего воспитательного процесса.
Известно, что любая профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности человека по причине того, что для выполнения тактических задач приобретаются конкретные знания и формируются необходимые умения и навыки. Профессиональная деятельность проходит в сходных условиях, с определенным кругом общения и использованием повторяющихся действий и движений. Такие условия деятельности формируют специфический внутренний мир личности и комплексную систему отношений, а также особенности реагирования на различные события, манеру поведения, внешний вид и так далее. Перечисленные особенности выражаются в поведении человека, учитывая которые можно сформулировать определенные выводы.
Специфика деятельности органов внутренних дел заключается в том, что ее выполнение нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия, необходимостью общаться с разнообразным (зачастую весьма не приятным) контингентом граждан, а также с психоэмоциональными и физическими перегрузками, что требует от сотрудников решительных действий, способности рисковать и пр. Данные специфичные особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики индивидов и могут приводить к развитию профессиональной деформации у сотрудников.
Особое место среди личностных особенностей, выступающих проявлениями профессиональной деформации, отводится подозрительности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. При этом внимание акцентируется на том, что она сопряжена с нервными срывами, проявляется не только по отношению к объекту труда, но и ко
всему происходящему в разных областях жизнедеятельности.
Существенной составляющей высказанных определений является понимание профессиональной деформации личности как феномена, присущего сфере делового общения и выражающегося в зарождении психологических (коммуникативных) барьеров, отсутствии жалости и сострадания к переживаниям других людей, возникновении равнодушия и черствости в обращении с людьми.
В числе часто отмечаемых факторов нравственной деформации сотрудников полиции оказались чрезмерная подозрительность, эмоциональное выгорание, понимаемое как эмоциональное истощение, усталость от работы и равнодушие к ней, перенос профессиональной роли во внеслужебную сферу, обвинительный уклон, правовой нигилизм и пр. Также картину дополняет нежелание сотрудников самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию и самообразовываться. Такое понимание анализируемого феномена сочетается с ощущением застоя в развитии специалистов, слабом видении дальнейших перспектив карьерного и личностного роста в рамках ведомства.
Научные исследования профессиональной деформации личности логично обусловливают разработку комплексного подхода к ее профилактике, включающего систему мер организационного, морально-психологического и воспитательного характера. Особое место среди субъектов профилактики рассматриваемого явления призваны занимать образовательные организации, осуществляющие формирование разных видов компетенций обучающихся, совершенствование конструктивного служебного поведения сотрудников и способности противостоять негативным воздействиям профессии [4, с. 12].
Так, можем сделать вывод о том, что профессиональная нравственная деформация сотрудника полиции - это сложный многоаспектный процесс, при котором под воздействием объективных и субъективных факторов меняется не столько восприятие правовой действительности, сколько в целом изменяются нравственные векторы, а так как нравственные принципы неотделимы от нашей жизни, то если меняется отношение к ним, то меняется и отношение к жизни.
Особенности искажения профессионального правосознания полицейских зависят от кон-
кретного подразделения в силу трех основных факторов:
- общего уровня юридических и этических знаний, необходимых для выполнения повседневных обязанностей;
- контингента, с которым происходит общение;
- места во внутренней иерархии МВД России.
Поэтому учитывая вышесказанное, для снижения факторов риска, которые могут привести к неблагоприятному изменению правосознания, а в дальнейшем к профессиональной деформации сотрудников ОВД, необходимо разработать и применять на практике следующие профилактические меры:
- в системе кадрового отбора и профессиональной подготовки сотрудников полиции усилить требования к морально-психологическим качествам кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел, воспитывать сознание того, что все правоохранительные органы подчинены исключительно закону и несут высокую ответственность перед ним;
- регулярно проводить нравственно-воспитательную работу с личным составом по разъяснению форм профессиональной деформации и ее последствиях;
- стимулировать осуществление сотрудниками органов внутренних дел самовоспитания и постоянного самоконтроля за поведением на службе и вне ее, а также непрерывную работу над повышением уровня их профессиональных и этических знаний;
- осуществлять регулярный контроль старшим начальствующим составом за деятельностью подчиненных с осуществлением обоснованного анализа и выводов по каждому нарушению;
- организовывать целенаправленную морально-психологическую и индивидуально-воспитательную работу с каждым сотрудником;
- руководителям подразделений ОВД поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективах, осуществлять профилактику служебных конфликтов, проводить профилактические беседы с подчиненными с целью выявить их социальные потребности, интересы, карьерные устремления, мотивы поведения в служебных ситуациях, соблюдать требования научной организации труда и ресурсного обеспечения и создавать реальные перспективы продвижения по службе;
- проводить мероприятия по культурно-досуговой организации внеслужебного времени сотрудников и членов их семей;
- укреплять авторитет руководителей подразделений органов внутренних дел, поддерживающих благоприятный морально-психологического климат в вверенных им служебных коллективах;
- организовывать занятия по аутотренингу в кабинетах психологической разгрузки подразделений и организаций ОВД.
В этой связи необходимо отметить важность совершенствования организационно-управленческой и правовой стороны функционирования ОВД, создания современных условий выполнения ими оперативно-служебной деятельности, активизации воспитательной работы с сотрудниками со стороны всех ее субъектов и преодоления формализма психолого-педагогических воздействий.
Кроме перечисленного, необходимо повысить уровень общей правовой и нравственно-культурной подготовки сотрудников органов внутренних дел, а специальную подготовку осуществлять без отрыва от практики. В противном случае остается риск суммирования слабых знаний и неподчинения нравственным принципам с обрывочными знаниями специального материала и методики, которые молодые сотрудники полиции не всегда в состоянии самостоятельно использовать при выполнении конкретных практических задач, что может вызвать их профессиональное выгорание и нравственную деформацию.
Стоит снова сказать о главном - нравственном содержании службы в органах внутренних дел. По-прежнему одной из актуальных для российского государства является идея общества как универсальной общности людей, объединенных не только материальными, экономическими, политическими, но и духовными целями человеческого существования. Если всмотреться поглубже в сложившуюся ситуацию, то можно увидеть основную причину кризиса морали и духовных ценностей, а именно эгоизм, в результате чего не милосердие, а безразличие становится нормой человеческих взаимоотношений.
Принципы морали есть наиболее общие требования, выражающие сущность нравственных отношений личности к обществу и человека к человеку (в том числе и к самому себе). В связи с этим в первую очередь необ-
ходимо следовать принципам, регулирующим отношения человека к обществу применительно к профессии полицейского.
Исходным принципом полицейской морали по умолчанию является безукоснительное выполнение требований Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Почему мы рассматриваем данное положение в качестве одного из принципов морали? Во-первых, потому, что оно предоставляет решение вопроса о соотношении личных и общественных интересов, ориентирует каждого солдата правопорядка, все коллективы ОВД на такие действия, на соответствующую линию поведения, которые ставят во главу угла основополагающие требования Присяги: «Служа закону - служу народу!».
Во-вторых, на этом принципе основываются все другие принципы профессиональной морали, в силу чего он служит их своеобразным критерием. Для того, чтобы действительно быть преданным делу народа, нужно хорошо понимать, в чем состоят объективные интересы этого дела, и, что особенно важно, уметь настойчиво проводить их в жизнь.
Другой важный моральный принцип - это любовь к Родине. Патриотизм - одно из самых глубоких чувств, приобщающее каждого человека к судьбам своего народа, рождающее в нем ощущение единства с трудящимися всей страны, формирующее сознание высокой ответственности перед Отечеством.
Следующий важный принцип профессиональной морали - добросовестное отношение к труду, которое отличается от простых норм нравственности именно тем, что в основе его лежат идейность, коллективизм, товарищество и взаимопомощь. Таким образом, мораль утверждает такое отношение человека к обществу, когда он воспринимает его интересы как свои собственные.
Далее следуют принципы, регулирующие взаимоотношения между людьми, основными из которых являются коллективизм и гуманизм.
Общество может успешно развиваться только тогда, когда все его члены осознают свое социальное единство, действуют как единая и сплоченная сила. Выражение этой объективной потребности и является принципом коллективизма с его неустаревшим девизом: «Каждый за всех и все за одного».
Коллективизм должен быть отличительной чертой образа жизни полицейского. Антипод коллективизма - принцип индивидуализма, который в нашем обществе может проявляться как стремление человека переложить больший объем своих обязанностей на плечи членов коллектива и поменьше самому дать людям. Но иногда индивидуализм проявляется в скрытой форме, когда, например, карьерист может прикрываться фразами об интересах коллектива. Подлинный коллективизм как принцип морали возможен лишь на основе социального равенства, он предлагает гуманные отношения и взаимное уважение между людьми.
Однако в современном обществе культ жестокости и насилия под маской «свободы личности», активно насаждаемый средствами массовой информации, стал превращаться в явление повседневной жизни.
В этих условиях особенную остроту приобретает то, что российская полиция стоит на страже интересов народа, что защита чести и достоинства граждан является одной из главных ее задач, так как на нравственном принципе гуманизма строится вся деятельность органов внутренних дел.
Принципы морали должны закрепиться в сознании человека, стать его каждодневной нормой поведения, а деятельность сотрудников органов внутренних дел, их высокий моральный облик призваны способствовать решению этой задачи.
Таким образом, одной из главных причин профессиональной деформации можно назвать недостаточную развитость моральных качеств личности, отсутствие необходимого убеждения в важности и ответственности выполняемой социальной роли, недостаточно твердое знание особенностей ее выполнения.
Принимая во внимание обозначенные аспекты проблемы и пути ее решения, следует сделать вывод о том, что профилактика профессиональной деформации личности в органах внутренних дел должна включать в себя систему мероприятий, реализуемых комплексно и на плановой основе различными субъектами деятельности (руководящим составом, кадровыми и воспитательными аппаратами, наставниками, психологами).
Профессионально-нравственная культура является невидимой силой любой организации, той социальной энергией, которая застав-
ляет действовать людей. Культура организации - это то же, что индивидуальность для человека, скрытое, но все же объединяющее направление. Исключительно цифр или функциональных обязанностей и профессиональных навыков недостаточно для того, чтобы люди работали вместе, поэтому культура - это объединение философии, идеологии, нравственных ценностей, веры и принятых правил поведения организации. Все это в полной мере можно отнести и к структурам органов внутренних дел, потому что будущее полицейской деятельности, как и любой другой, напрямую зависит от уровня квалификации тех, кто сегодня поступает на службу. Будущие сотрудники органов внутренних дел должны быть хорошо образованными, поэтому необходимо предпринять усилия для качественного улучшения процесса подготовки и повышения квалификации полицейских.
Однако для того, чтобы решить обозначенные проблемы, в первую очередь необходимо обратиться к этике как философской науке, которая помогает человеку сделать нравственный выбор. И каждый человек, особенно сотрудник органов внутренних дел, должен быть сознательным в этом выборе и занять свое место в вечной борьбе добра и зла в соответствии со своими нравственными ценностями и устремлениями.
Современный образованный сотрудник прекрасно знает, что такое добро и зло, но равнодушен к этому на практике, потому что зачастую руководствуется успехом дела. При этом он может оказаться в ситуации, когда
Литература
1. Одинцова О. В. Профессиональная этика. М., 2013.
2. Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. А. В. Гулыги. М., 1994. Т. 4.
3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
4. Борисова С. Е. Профессиональная деформация личности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел и ее профилактика // Психология и право. 2017. № 2. Т. 7.
5. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.
придется принимать решения, не лежащие в рамках однозначного противостояния добра и зла. И здесь не приходится говорить о том, что эти решения лежат по одну сторону добра и зла, это те решения, которые принимаются в условиях выбора между меньшим и большим добром или меньшим и большим злом.
т» ^ ______^
В данной ситуации сделать нравственный выбор наиболее трудно, тем более, когда приходится выбирать по принципу наименьшего зла, и нравственное сознание воспринимает такую ситуацию как исключительно трагичную. Если из большего или меньшего добра выбирается в любом случае добро, то при выборе даже меньшего зла, выбранным все же оказывается зло. И последствия такого выбора - не меньшего зла, а как зла, непредсказуемы для окружения и самого выбирающего. Поэтому такой выбор требует исключительной мудрости и высоких нравственных качеств [5, с. 249].
Каждый человек, попав в сложную жизненную ситуацию, принимает решение на основе моральных норм, существующих в обществе, особенностей его собственного характера, а также имеющихся у него этических знаний: чем больше последних, тем более осознанный и обоснованный нравственный выбор он может сделать. И главная задача состоит в том, чтобы осознать возможность выбора, ответственности, там, где речь идет о судьбе (а иногда и жизни) людей, зависящих от морального выбора, особенно если этот выбор делает сотрудник полиции.
Bibliography
1. Odintsova O. V. Professional ethics. Moscow, 2013.
2. Kant I. Collected works: in 8 vol. / under the general ed. of A. V. Gulyga. Moscow, 1994. Vol. 4.
3. Federal law «About the police» dated 07.02.2011 № 3-FZ (as amended on 29.07.2017) // Collected legislation of the Russian Federation. 2011 № 7. Art. 900.
4. Borisova S. E. Professional deformation of the personality of employees of operational units of the internal affairs officers and its prevention // Psychology and law. 2017. № 2. Vol. 7.
5. Huseynov A. A., Apresyan R. G. Ethic. Moscow, 1998.