Шацкая Екатерина Александровна
ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В статье затрагивается проблема формирования этического образа сотрудника полиции. Обращено внимание на этическое содержание служебной деятельности сотрудников полиции, определена роль патриотического, нравственного, эстетического воспитания. Автором предложены нравственные ориентиры служебной деятельности сотрудников полиции, представленные в виде норм поведения, моральных ценностей, морально-психологических механизмов самоконтроля. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/10-1/51 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 194-198. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
образа в архитектуре и дизайне от декоративных цветографических интерпретаций в живописи до современного проектного языка.
2. Использование современных компьютерных технологий в художественном процессе способствует становлению современного изобразительного языка, что значительно обогащает, расширяет возможности создания сложного современного художественного образа в архитектуре и дизайне.
3. Исследование синтеза изобразительных приемов и компьютерных технологий как явления новаторства в искусстве совершенствует проектный язык.
Список источников
1. Бесчастнов Н П., Кулаков В. Я., Стор И. Н., Авдеев Ю. С., Гусейнов Г. М., Дыминский В. Б., Шеболдаев А. С. Живопись. М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 1993. 256 с.
2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. 496 с.
3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 1992. 270 с.
4. Поморов С. Б., Прохоров С. А., Шадурин А. В. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре: учебное пособие. Барнаул: АлтГТУ, 2009. 141 с.
5. Прохоров С. А. Компьютерные технологии в живописи и архитектурное пространство. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. 173 с.
6. Прохоров С. А., Шадурин А. В. Живопись для архитекторов и дизайнеров: учебное пособие. Барнаул: АлтГТУ, 2008. 222 с.
7. Прохоров С. А., Шадурин А. В. Живопись и колористика. Барнаул: АлтГТУ, 2013. 41 с.
COMPUTER TECHNOLOGY AS A NEW TOOL FOR CREATING AN ARTISTIC IMAGE IN DECORATIVE PAINTING AND ARCHITECTURAL DESIGN
Shadurin Aleksandr Vladimirovich, Associate Professor Polzunov Altai State Technical University, Barnaul [email protected]
The article deals with the impact of computer technology on the creation of an artistic image in decorative painting and architectural design, and their mutual influence. The author justifies the thesis that the influence of modern computer technologies on the image in decorative painting and project culture requires a scientific study of the process of creating an artistic image in architecture and design from the decorative color graphic interpretations in painting to the modern project language.
Key words and phrases: artistic image; decorative painting; architectural colouristics; architectural design; art; design.
УДК 304.2
Философские науки
В статье затрагивается проблема формирования этического образа сотрудника полиции. Обращено внимание на этическое содержание служебной деятельности сотрудников полиции, определена роль патриотического, нравственного, эстетического воспитания. Автором предложены нравственные ориентиры служебной деятельности сотрудников полиции, представленные в виде норм поведения, моральных ценностей, морально-психологических механизмов самоконтроля.
Ключевые слова и фразы: воспитание; моральные ценности; моральный выбор; нравственные принципы; нормы поведения; самоконтроль; сотрудник полиции.
Шацкая Екатерина Александровна, к. соц. н.
Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России, г. Иркутск Katerina_shat@mail. гы
ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В современном мире решение проблемы этического воспитания молодежи приобретает актуальное значение. Современная молодежь, независимо от выполняемых ею социальных ролей, нуждается во внимании как со стороны государственных институтов, так и со стороны общества. Это связано с тем, что в настоящее время такие вопросы, как отсутствие государственной программы профессиональной ориентации, компьютеризация общества, общественный информационный коллапс приобретают свою остроту.
Несмотря на существующие государственные программы, в той или иной мере касающиеся развития молодежной среды, например, такие как государственные программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» [3], «Информационное общество (2011-2020 годы)» [2], «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» [1] и др., требуется комплексный подход к формированию нравственных основ молодежи. Проблема многоликая, требующая всестороннего изучения, затрагивающая такие направления, как социология
семьи, социология организации, социальная психология, педагогика. Так как становление личности берет начало из взаимоотношений, возникающих в семье, необходим учет как внешних, так и внутренних факторов, оказывающих влияние на формирование личности-профессионала.
Интерес к этическим проблемам, моральному выбору нашел отражение в учениях Аристотеля, Платона, Сократа, в произведениях И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ж.-П. Сартра. История этической мысли разнопланова, так же как и проявление должного (морального) поведения. В рамках исследования этики, моральных принципов, нравственных устоев представляет интерес то, что лежит в основе выбора морального принципа.
По мнению Р. М. Хайера, человек выбирает моральные принципы, исходя из того, человеком какого рода он является: «...иметь определенные моральные принципы - это и значит быть человеком определенного рода» [6, р. 303]. Иными словами, человек, совершая поступки, исходит из общих моральных принципов и собственной «эмпирической» природы. Аналогичная концепция морали представлена у Сартра, суть которой сводится к тому, что человек, проектируя себя в мире, ставит перед собой цели, определяет свою сущность или «фундаментальный проект» [7, р. 512-537].
Можно считать, что источник нравственных принципов - это некоторые предписания, установленные в обществе, врожденные принципы. Можно предположить, что представления о добре и зле производны от человеческих целей. На наш взгляд, кантовская этическая мысль дает четкое понимание того, что нравственные принципы заложены в разуме человека: какими бы врожденными или приобретенными качествами человек не обладал, он обязан следовать этике долга [4, с. 242-246].
Безусловно, каждый человек в силу субъективных рассуждений имеет собственное представление об этических основах поведения. Однако данные представления, склонности, привычки, убеждения должны быть в границах нравственного поведения.
Как нам видится, проблемы нравственности, морального выбора актуальны в любой социальной системе. Исходя из многообразных концепций природы этики и нравственности, отсутствия единой системы взглядов на проблему выбора «должного» поведения, мы придерживаемся той точки зрения, что поступки человека - это результат воспитания (в том числе и самовоспитания) психоволевых усилий. А формирование этических основ служебной деятельности сотрудников полиции тесным образом связано с воспитанием патриотизма, гражданственности, эстетической и нравственной культуры.
Несмотря на то, что Федеральный закон «О полиции» закрепляет принципы деятельности полиции, содержащие этические основы несения службы, проблема нравственной составляющей в служебной деятельности остается открытой.
Рассматривая тематику этического содержания служебной деятельности, мы пришли к выводу о том, что имеет значение формирование морально-устойчивой личности сотрудника полиции. Так как сложность и разнообразие служебных задач накладывают отпечаток на нравственный облик полицейского, то этическая составляющая служебной деятельности приобретает свою остроту.
В отличие от иных видов деятельности, служба в органах внутренних дел имеет специфические признаки. Деятельность сотрудника находится под пристальным вниманием личности и общества в целом. Опыт общения гражданина с сотрудником полиции оказывает влияние на формирование имиджа данного социального института. Кроме того, несение службы с оружием является источником дополнительного риска и опасности, поэтому требуется не только правовая и тактико-специальная подготовка, но и морально-психологическая подготовленность сотрудников полиции.
На наш взгляд, выдвигая проблему этического содержания служебной деятельности сотрудников полиции рядового и младшего начальствующего состава, следует учитывать не просто наличие или отсутствие «морального стержня» повседневного поведения, но и брать во внимание возрастные особенности. Выделим два момента: во-первых, в соответствии с действующим законодательством на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет; во-вторых, большинство сотрудников полиции рядового и младшего начальствующего состава, стоящих в начале профессиональной деятельности, - лица от 20 до 30 лет.
Л. Кольберг в своей теории развития нравственности отмечал, что «мораль самостоятельно принятых моральных принципов» начинает развиваться с 13-16 лет [5]. Основные волевые качества личности формируются ориентировочно к началу юношеского возраста (16-18 лет), к ним могут быть отнесены дисциплинированность, инициативность, решительность, настойчивость, целеустремленность и др.
Формирование этических основ у молодых сотрудников является важной задачей как структурных подразделений, в которых проходят службу сотрудники, так и образовательных учреждений, где осуществляется профессиональное обучение (профессиональная подготовка).
В частности, рассматривая вопрос об этических основах служебной деятельности сотрудников полиции рядового и младшего начальствующего состава, предлагаем результаты опроса слушателей, командированных в Восточно-Сибирский институт МВД России для прохождения профессионального обучения (профессиональной подготовки). Целью нашего исследования являлось выявление этического уровня слушателей, проходящих службу по должностям рядового и младшего начальствующего состава. Объектом исследования выступили слушатели рядового и младшего начальствующего состава, так как, по нашему мнению, служебная деятельность данной социальной группы заслуживает особого внимания. Во-первых, их профессиональная деятельность связана с взаимодействием с различными социальными группами. Во-вторых, несение службы, как правило, осуществляется вне служебного помещения. В-третьих, наблюдается недостаточный уровень образованности сотрудников полиции рядового и младшего начальствующего состава. В-четвертых, выполнение служебных обязанностей происходит под пристальным вниманием общественности.
В анкетировании, проведенном в два этапа, приняли участие слушатели, обучающиеся по программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по должности «Полицейский». Первый этап (январь-март 2017 года) заключался в опросе слушателей, которые прошли обучение по междисциплинарному курсу «Морально-психологическая подготовка», включающему дисциплину «Нравственно-этические основы службы ОВД». Количество опрошенных составило 133 респондента. Второй этап (апрель-июнь 2017 года) имел целью опрос слушателей, впервые прибывших на обучение на факультет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации ВСИ МВД России. Опрошен 81 человек.
Анкета включала следующие компоненты:
1. Таблица, содержащая 17 качеств, распределенных по группам: нормы поведения, моральные ценности, морально-психологические механизмы самоконтроля (Табл. 1).
Таблица 1.
Оценочный лист
№ п/п Оцениваемые качества Баллы
1|2|3|4|5|6|7|8|9
1. Нормы поведения
1.1. Ложь (1)
1.2. Почитание старших (2)
1.3. Разумность (3)
1.4. Почтительность (4)
2. Моральные ценности
2.1. Справедливость (5)
2.2. Гуманизм (человечность) (6)
2.3. Честность (7)
2.4. Скромность (8)
2.5. Доброта (9)
2.6. Самообладание (10)
2.7. Мужество (11)
2.8. Жертвенность (подвиг) (12)
3. Морально-психологические механизмы самоконтроля
3.1. Долг (13)
3.2. Совесть (14)
3.3. Честь (15)
3.4. Ответственность (16)
3.5. Чувство собственного достоинства (17)
Слушателям необходимо было дать собственную оценку предложенных качеств. Для получения данных применялся метод масштабной линейки (девятибалльной линейки), при этом были определены характер оценки и характеристика уровня (Табл. 2).
Таблица 2.
Качественные характеристики уровней
Балл Характер оценки Характеристика уровня
1 балл Отсутствует данное качество Низкий уровень
2 балла Очень редко проявляется
3 балла Иногда проявляется
4 балла Часто проявляется Средний уровень
5 баллов Стремлюсь к приобретению этого качества
6 баллов Стараюсь следовать этому качеству
7 баллов Всегда соблюдаю это качество Высокий уровень
8 баллов Развито это качество
9 баллов В любых действиях и обстоятельствах присуще это качество
Слушатели самостоятельно заполняли оценочные листы в присутствии исследователя без указания фамилии и имени. Данный вид исследования является сплошным, групповым, экспериментальным.
2. Контролирующие вопросы, направленные на выявление недостоверных результатов по оценке личностных качеств.
3. Блок вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов, необходимых для формирования социального образа сотрудника по половозрастному и образовательному признакам.
По итогам сбора и обработке анкет на первом этапе была убрана одна анкета. При анализе результатов было выявлено несовпадение оценки качества «Ложь» (отмечен низкий уровень - 2 балла) и ответа на вопрос «Как часто в служебной деятельности, в коллективе Вы преувеличиваете, лжете, говорите неправду?» (ответ - «Часто»). Количество учтенных анкет составило 132.
При обработке анкет второго этапа из анализа изъяты две анкеты. В первом случае при оценке качества «Честность» указан низкий уровень (2 балла), а при ответе на вопрос «Как часто в служебной деятельности, в коллективе Вы преувеличиваете, лжете, говорите неправду?» дан ответ «Никогда». Во втором случае при оценке качества «Почитание старших» указан высокий уровень (8 баллов), а при ответе на вопрос «Всегда ли в своих действиях и поступках Вы почитаете (уважаете) старших Вас по возрасту?» дан ответ «Зависит от ситуации». Количество проанализированных анкет составило 79.
Предлагаем для сравнения результаты самооценок слушателей первого и второго этапов (Диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Результаты самооценок качеств слушателей
По итогам анализа полученных результатов можно сделать вывод о среднем этическом уровне служебной деятельности сотрудников полиции рядового и младшего начальствующего состава. При учете всех оцениваемых качеств общий средний балл составил: на первом этапе - 6,96, на втором - 6,63.
При сравнении самооценок слушателей на разных этапах значительных колебаний по предлагаемым качествам не наблюдалось. Однако мы можем предположить, что по итогам прохождения междисциплинарного курса «Морально-психологическая подготовка», в частности, дисциплины «Нравственно-этические основы службы ОВД», мировоззрение слушателей, относительно нравственно-этических основ служебной деятельности корректировалось. Из собственного опыта работы со слушателями замечено, что слушатели, имеющие исключительно полярное мнение о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о допустимом и должном, начинали понимать и принимать иную точку зрения.
Согласно полученным результатам, представленным в виде диаграммы, такие качества, как долг, совесть, честь, ответственность, имеют расхождения при самоанализе слушателей на первом и втором этапах. При этом слушатели, прошедшие междисциплинарный курс «Морально-психологическая подготовка», дали более высокую самооценку данным качествам, которые являются нравственным стержнем личности сотрудника полиции.
По итогам обобщения полученных результатов наивысший балл получило качество, характеризующее ответственность, - 8,13 (первый этап) и 7,65 (второй этап). Осознание личной ответственности за выполнение служебных обязанностей подтвердило 86,9% опрошенных на первом этапе и 81,5% на втором этапе.
Представляют интерес ответы слушателей на вопрос о том, что лежит в основе уважения к старшему поколению (выбрать можно было не более трех вариантов). Среди всех слушателей, участвующих в опросе (211 человек), большинство отметили признание жизненного опыта - 69,6%; взаимоотношение в семье, построенное на уважении к старшему поколению, - 65,2%; внутреннее осознание и потребность уважать старших - 60,9%; требования этикета - 34,8%; понимание того, что тоже буду пожилым, - 21,7%; сочувствие к человеку, так как он не так здоров и красив - 8,7%.
Одна из тем дисциплины «Нравственно-этические основы службы ОВД» посвящена культуре межнационального общения, так как сотрудник полиции при несении службы должен соблюдать этническую толерантность.
Слушателям был задан вопрос о том, обращают ли они внимание в своей повседневной жизни на национальное и расовое происхождение людей. Большинство участников опроса (60,9%) не заостряют внимания на том, как внешне выглядит человек, на каком языке он говорит, главное, что человек «хороший». 17,4% слушателей не задумывались над этим вопросом. 13% обращают внимание на людей иной национальности, на их одежду, манеру поведения, речевой слог. Среди анкетируемых 8,7% ответили, что испытывают неприязненные чувства к людям, в чем-то отличным от них. На вопрос «Имеет ли значение для Вас этническая принадлежность человека (прохожего, задержанного, подозреваемого)?» 13% респондентов ответили «Имеет», 47,8% - «Не имеет значения». 39,2% слушателей ответили, что если поведение человека соответствует общепринятым нормам, он не ведет себя вызывающе (не грубит, не выражается нецензурно, не находится в состоянии опьянения), то его цвет кожи, разрез глаз, языковая знаковая система не имеют значения.
Как видно, большинство слушателей, проходящих профессиональное обучение (профессиональную подготовку) по программе рядового и младшего начальствующего состава, имеют сформированные морально-волевые качества, четкое понимание своего профессионального долга, с ответственностью подходят к решению служебных задач. Однако при работе со слушателями на учебных занятиях выявлено, что уважительное отношение к молодым сотрудникам со стороны граждан в целом отсутствует. Возможно, увеличение возраста при поступлении на службу (например, 23 года) частично решило бы эту проблему.
Мы упоминали, что возраст сотрудников полиции рядового и младшего начальствующего состава, стоящих в начале профессиональной деятельности, составляет 20-30 лет. По результатам заполнения анкет получены следующие данные:
• Из общего числа опрашиваемых (211 человек) 78,3% - мужчины, 21,7% - женщины.
• Возрастной состав слушателей, принявших участие в опросе: до 20 лет - 13%; от 21 года до 25 лет -56,5%; от 26 лет до 30 лет - 21,7%; от 31 года до 35 лет - 4,4%; от 36 лет до 40 лет - 4,4%.
• Образовательный уровень респондентов: высшее образование - 30,4%; незаконченное высшее - 17,4%; среднее профессиональное образование - 43,5%; общее среднее образование - 8,7%. Профиль образования слушателей, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее профессиональное образование: гуманитарное - 42,6%; экономическое - 23,8%; юридическое - 19,2%; техническое - 14,4%.
• Социальное происхождение слушателей: из семьи рабочих - 52,2%; из семьи государственных служащих - 21,7%; из семьи интеллигенции - 13%; из семьи сотрудника полиции (милиции) - 8,7%; из семьи руководящих работников - 4,4%.
В заключение можно отметить, что слушатели в полной мере понимают роль и значимость службы в ОВД. Выбор профессии большинством слушателей сделан осознано. Наблюдается стремление соблюдать нравственные (моральные) принципы в служебной деятельности. В целом служебная деятельность сотрудников полиции должна быть основана на том, что человек является высшей ценностью, и, независимо от личных взглядов, сотрудник полиции обязан следовать нормам этики.
Список источников
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»:
Постановление Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2016. № 2. Ч. 1. Ст. 368.
2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: Постановление Правительства РФ № 313 от 15 апреля 2014 г. // СЗРФ. 2012. № 4. Ст. 514.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.»: Постановление Правительства РФ № 295 от 15 апреля 2014 г. // СЗРФ. 2015. № 18. Ст. 2756.
4. Кант И. Собрание сочинений: в 8-ми т. / под общ. ред. А. В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994. Т. 4. 630 с.
5. Методика оценки уровня развития морального сознания (дилеммы Л. Колберга) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 103-112.
6. Hare R. M. Universalibility // Proceedings of the Aristotelian Society. L., 1955. Vol. 55.
7. Sartre J.-P. L'Etre et le Neant. Paris, 1943.
ETHICAL CONTENT OF POLICE EMPLOYEES' OFFICIAL ACTIVITY
Shatskaya Ekaterina Aleksandrovna, Ph. D. in Sociology East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk
Katerina_shat@mail. ru
The article touches upon the problem of forming the ethical image of a police employee. Attention is drawn to the ethical content of the official activity of police employees, the role of patriotic, moral, and aesthetic education is determined. The author suggests moral guidelines for the police employees' professional activity, presented in the form of norms of behavior, moral values, moral and psychological mechanisms of self-control.
Key words and phrases: upbringing; moral values; moral choice; moral principles; norms of behavior; self-control; police employee.