Е.Н. Викторук, О.С. Ардюкова УДК 174, 37.015
Профессиональная этика педагога: от инерционного сценария к инновационному
Аннотация. Анализируются изменения в профессиональной этике педагога, при этом авторы сравнивают инерционный и инновационный сценарии развития прикладной этики. Слабая эффективность традиционной модели профессиональной этики в современном образовании раскрывается на примерах профессиональной деформации педагога и «символическом капитале» этичности. Приводятся данные диагностического исследования, направленного на понимание степени остроты этических проблем преподавательского этоса. Оценка остроты этических проблем в профессии и мер по их преодолению осуществляется на основе анкетирования двух групп респондентов: экспертов (руководители и преподаватели педагогического университета) и учителей (магистранты заочной формы обучения). Рассматриваются условия дополнения инерционной модели профессиональной этики педагога инновационной.
Ключевые слова: профессиональная этика, прикладная этика, педагогическая этика, этическое образование, символический капитал, профессиональная деформация, учитель нового типа, диагностическое исследование, профессиональный стандарт педагога.
Педагогический университет - пространство и время профессионально-этических изменений
Тема этики образования красной нитью проходит через все выпуски журнала «Ведомости прикладной этики», правда исследования в большей мере касаются университетского образования [1]. Этика в школьной педагогике анализировалась за это время не столь осно-
вательно, но, надо отдать должное, некоторые публикации читаются «свежо» и десять лет спустя [6,75].
46-й выпуск Ведомостей, как и предыдущий, задуман с целью подведения итогов деятельности НИИ ПЭ. Поэтому хочется акцентировать значимость этого многолетнего проекта для нас: «Ведомости» - не просто сборник интереснейших, «живых» статей наиболее квалифицированных специалистов, Это - «плавильный котел» понятийно-методологического инструментария отечественной этики как науки. «Продукты», получаемые в ходе такой экспертной «переплавки», могут буквально «с колес» применяться в исследовании непростых этико-моральных и этико-институциональных трансформаций нашего общества. Так, гипотеза о двух сценариях развития прикладной этики - инерционном и инновационном [13, 8-11] - позволила четче понять ситуацию с преподаванием профессиональной этики в педагогическом университете.
Педагогический университет - парадоксальное место встречи этосов университетской и школьной педагогики. Значительная часть преподавателей - выпускники педуни-верситета, то есть, несостоявшиеся учителя, обучающие тех, кто должен стать учителями. Стороннему взгляду преподавание профэтики будущим педагогам представляется «зазеркальем», где (не)этичность профессионала - закрытое для «не своих» пространство. Это затрудняет объективную оценку (не)эффективности формирования этически компетентного специалиста, потребность в котором обострилась в качественно меняющемся школьном образовании. Переход на ФГОСы, инклюзивное образование, новые образовательные технологии - эти и другие нововведения обусловливают важную профессионально-этическую составляющую в компетентности учителя нового типа. Кто, при каких условиях и посредством каких методов и технологий способен готовить такого профессионала? Запрос на учителя нового типа требует ответа, ко-
торый виден в целом ряде успешных проектов КГПУ им.В.П.Астафьева, осуществляющихся в рамках Программы стратегического развития. Работа в инновационном проекте «Городской сетевой педагогический лицей»1 стала площадкой наших «полевых» этико-прикладных исследований в ходе занятий с учениками «педагогического класса» и их руководителями - учителями школ г. Красноярска.
Инерционный сценарий педагогической этики
Этот сценарий сохраняется в курсах для бакалавров: «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Этические основы социальной работы», «Этика в профессиональной культуре педагога» и т.п. Такие курсы часто ведут преподаватели русского языка и литературы [7]. Курсы имеют более-менее типовые программы, рассчитанные на «универсального» студента педвуза и несут скорее ознакомительную нагрузку, претендуя, что совершенно неоправданно, на «формирование новых ценностей». Важность таких курсов неоспорима, в них рассматриваются базовые для профессии темы: культура педагога, профессиональный долг педагога, профессиональная честь педагога, эталоны нравственного профессионализма, педагогический такт (одна из базовых тем), тема профессионально-этической кодификации и т.п.
При всей своей «правильности» и «полезности» традиционные курсы профэтики демонстрируют черты инерционной модели, для которой, как показал В.И. Бакштановский, свойственен экстенсивный «сырьевой» путь, движение по накатанной. За счет расширения прикладного поля и часто за счет достижений зарубежных коллег. Основная слабость инерционной модели - банализация этических проблем и
1 http://www.kspu.ru/page-2994.htm I
упрощение феномена морали. Этико-прикладной подход подменяется аппликацией морально-философского знания на практические ситуации, а попытки реализации прагматических аспектов этики профессии опасны тем, что «нередко оборачиваются их параморальностью» [13, 9]. И в нашем небольшом опыте работы в проекте «Городской сетевой педагогический лицей» мы обнаружили проблемы, решение которых «не по плечу» инерционной модели профэтики педагога: нравственно-этическое старение как проявление профессиональной деформации и присвоение этичности (непогрешимости) как символического капитала, присвоенного «по традиции».
Неэтичность в педагогике
как следствие профессиональной деформации
В программы «Профессиональная этика педагога» часто включают тему профессиональной деформации. В психологии труда уже давно известно, что профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность, чему способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя [11]. Основные показатели этих деформаций: безапелляционность, консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, поучающая манера речи, авторитарность, излишняя властность и категоричность, навязывание своего образа «Я», подавленное чувство юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще. Следствием профессиональной деформации является нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании; скептическом отношении к молодежной субкультуре; противопоставлении настоящего прошлому; преувеличении заслуг своего поколения и др.
На занятиях по этике делового общения с учениками «педагогического класса», детьми 16-18 лет, мы с удивле-
нием обнаружили, что профессия педагога привлекает к себе людей, склонных к такого рода поведению. Учителями хотят стать те, кто любит «ставить оценки» и «поучать». Психологи, критически рассматривавшие сложившуюся систему образования [14], констатируют, что «оце-ночность» превратила образование в фабрику по «сортировке» людей на удачников и неудачников. У.Глассер пишет: «Оценки превратились в своего рода эквивалент морали. Хорошая оценка ассоциируется с хорошим поведением, плохая - с плохим, что, кстати, далеко не всегда соответствует действительности. Мы превратили оценки даже не в эквивалент поведения, а в эквивалент понятий добра и зла, ... оценки стали символом знания и превратились в нечто более важное, чем само образование» [5, 63-81]. Грустно, что те, кто видит себя в будущем школьными учителями, связывают жизненный успех (осознанно или бессознательно?) с присвоением символического капитала этой профессии.
Этичность как символический капитал профессии
Понятие символического капитала вводится П.Бурдье и имеет разные значения. Этический статус педагога раскрывает символический капитал как «репутацию, внешность, имя, знаки достоинства, высокий социальный статус» 2. На примере школьного образования можно видеть, как «этичность» превращается в символический капитал, монополизируется и используется для получения эмоционально-психологических, социальных и статусных «дивидендов» отдельными индивидами, группами и даже целой профессией. И.Иллич в работе «Освобождение от школ» метафорически описывает образ педагога-моралиста, водрузившего на себя невидимую тройную корону, подобную папской тиаре, символ тройной власти, объединенной в одном человеке. «Перед ребенком учитель пред-
2 http://www.situation.ru/app/j_art_325.htm
стает пастором, пророком и священником, он сразу и проповедник, и учитель, и распорядитель священного ритуала» [8]. Деформированный, морально-этически выгоревший профессионал с тройной «короной» на голове - удручающий образ учителя, абсолютно не соответствующий профессиональному стандарту, проект которого уже обсуждается как педагогическим сообществом, так и за его пределами. Этические и аксиологические проблемы меняющегося образования становятся не только предметом теоретического осмысления [2], но требуют существенного дополнения инерционной модели педагогической этики моделью инновационной [3].
Инновационный сценарий педагогической этики. Семинар-практикум для учителей «Этические проблемы в педагогике»
Семинар, проведенный в январе-феврале 2015 года, стал отправной точкой этой статьи. Использование технологий бизнес-тренинга (не психологического!) показало, как возможно «отречение» от «папской тиары» и обнаружение педагогами собственных профессионально-этических дефицитов.
Сам формат практикума вызвал неоднозначные эмоции у его участников - учителей школ г.Красноярска и преподавателей КГПУ, имеющих многолетний опыт работы в школе. Демистификация «заколдованного круга этичности» начинается с выявления ожиданий от занятия. На этом этапе становится очевидным, что практикующие учителя с трудом идентифицируют этические проблемы как в своей организации, так и в профессии вообще. В результате групповой работы и совместного обсуждения был выявлен ряд следующих проблем.
Информирование о неэтичном поведении сотрудников внутри организации. Если учитель заботится об информировании родителей, то, что можно, а что нельзя го-
ворить? Как говорить со взрослыми, чтобы они тебя понимали? Как сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, не терять самообладания, вовремя замолчать, сдержать эмоции? Дресс-код в стенах школы: стиль одежды для молодых преподавателей; что можно, а что нельзя носить летом? Как мотивировать учителей повышать свою профессиональную квалификацию, заботится о собственном непрерывном образовании? Инклюзивное образование и толерантность (негативное отношение учителей и родителей к совместному обучению - «школа дураков», «норма / не норма»). Как развивать у учащихся демократические и патриотические ценности? Что понимается под этими понятиями? Как создать равные условия для получения каждым учеником качественного образования, если все дети разные? Учим одному, а поступаем по-другому. Если учитель совершил ошибку, как извиниться перед учениками, не потеряв своего авторитета? Отсутствие навыка корректного отношения у учителей, выражающееся в повышенной требовательности, провокациях и издёвках по отношению к некоторым ученикам (которые плохо говорят на русском языки или живут в неблагополучных семьях).
«Продуцирование» проблем как «ожиданий результата от семинара-практикума» становится площадкой для практико-прикладной работы по освоению и применению инструментов, способствующих повышению этического уровня [2, 127-132]. Такой формат занятий, на наш взгляд, служит репрезентантом инновационной модели в педагогической этике. Инновации здесь, конечно же, связаны с прикладными методами и технологиями. Этическое образование в той модели становится «непосредственной производительной силой». Фронестический эффект таких занятий мы связываем с применением техник и приемов, разработанных «на чужом профессиональном поле» - в управленческом и бизнес-образовании.
Диагностическое исследование «Рефлексия степени остроты этических проблем в образовании»
По итогам работы семинара-практикума нами была сформулирована гипотеза о том, что практикующие учителя (а не студенты педуниверситета) с трудом идентифицируют этические проблемы в сфере образования, плохо осознают этический контекст изменений школьного образования, склонны неадекватно оценивать свой персональный уровень (не)этичности, а также этичность своей организации и профессии вообще. Для проверки этой гипотезы в апреле 2015 года нами было проведено диагностическое исследование в форме анкетирования, направленное на выявление понимания (видения) остроты этических проблем в современной педагогике. Было опрошено 47 человек, составивших две основные группы респондентов: эксперты (из среднего и высшего руководящего состава высших учебных заведений) и магистранты заочной формы обучения (биолого-химико-географический и исторический факультеты).
Группа магистрантов (30 человек) интересна тем, что 60% ее состава - «учителя, которые учат и учатся», то есть имеют опыт преподавания в школах и СУЗ-х, и одновременно получают образование в магистратуре КГПУ. Возрастной состав этой группы: от 21 до 48 лет, средний возраст - 28 лет. В группе экспертов (17 человек) - про-ректорско-директорский состав, руководители кадровой службы вуза, отдела аспирантуры, студенческого профсоюза и другие квалифицированные специалисты, имеющие представление о стратегических задачах современного образования. Возрастной состав группы - от 28 до 69 лет.
Респондентам было предложено ответить на 4 закрытых вопроса, дав оценку важности тех или иных факторов по шкале от 1 до 10. В случае необходимости участникам опроса предлагалось дополнить имеющиеся перечни.
Открытым был последний, пятый вопрос-предложение: перечислить характеристики, составляющие этический эталон педагога.
Отвечая на первый вопрос - «Какие проблемы современного образования являются наиболее важными?» -магистранты и эксперты выстроили свои иерархии проблем современного образования следующим образом.
Эксперты Магистранты
Кадровые 8,00 Экономические 7,90
Профессионально-этические 8,00 Кадровые 7,66
Экономические 7,63 Профессионально-этические 7,63
Внедрение Внедрение
современных образовательных современных образовательных
технологий 7,13 технологий 7,07
Организационные 6,63 Социальные 6,70
Социальные 6,29 Психологические 6,17
Психологические 6,00 Организационные 5,83
Политические 5,18 Политические 4,38
Результаты ответов на первый вопрос существенно «пошатнули» нашу гипотезу о том, что профессионально-этические вопросы слабо идентифицируются или занимают несущественное значение в сравнении с традиционно приоритетными аспектами: экономическим, социальным, политическим, технологическим. Рассматривая в сравнении группы магистрантов и экспертов, можно заключить, что эксперты, имеющие дело не только с теорией, но и с практикой, более остро осознают роль профессионально-этических проблем современного образования и ставят их на одном уровне с кадровыми (8,0). Также эксперты высоко оценивают экономические проблемы (7,63) и проблемы,
связанные с внедрением современных образовательных технологий (7,13). Средний балл остроты этических проблем в районе 7 по 10-балльной шкале показывает, что эти проблемы, часто в связке с кадровыми, видятся как достаточно важные.
Для группы магистрантов острыми представляются экономические проблемы (7,90). Равно как и магистранты, эксперты относят к группе второстепенных факторов, образующих проблемное поле современного образования, социальные, психологические и организационные вопросы. К наименее важным участники опроса обеих групп относят политические проблемы (5,18 и 4,38 баллов соответственно).
При обработке результатов ответов на вопрос «Какие меры, на Ваш взгляд, способны повысить уровень профессиональной этики в образовательных учрежденииях» были получены следующие результаты.
Эксперты Магистранты
Учет этико-
моральных факторов при 9,00 Учет этико-моральных факторов при отборе 7,43
отборе руководящих руководящих кадров
кадров
Обучение учителей Обучение учителей и
и руководителей руководителей
деловой и профессиональной этике (деловые игры, тренинги) 8,94 деловой и профессиональной этике (деловые игры, тренинги) 6,63
Отбор через введение Повышение зарплаты
профстандартов и 8,00 и стимулирование 6,40
аттестационных труда педагогов
экзаменов
Представление в Представление в
СМИ успешных профессионалов, 7,29 СМИ успешных профессионалов, 6,13
имеющих высокий имеющих высокий
моральный статус моральный статус
Деятельность Деятельность
специальных специальных
институтов профессионально- 6,47 институтов профессионально- 5,80
этического контроля этического контроля
Повышение зарп латы и стимулирование 5,59 Проведение специальных конкурсов 5,70
труда педагогов
Проведение спец иальных конкурсов 5,35 Отбор через введение профстандартов и аттестационных экзаменов 5,13
Набольшие ожидания респонденты связывают с мерами по учету этико-моральных факторов при отборе руководящих кадров (9,00 и 7,43 соответственно). Также высоко оценивается эффективность мер, связанных с обучением учителей и руководителей деловой и профессиональной этике (деловые игры, тренинги).
Эксперты связывают возможные успехи от введения мер по отбору кандидатов через введение профстандартов и аттестационных экзаменов (8,94), в то время как магистранты предлагают повысить зарплаты и усовершенствовать систему стимулирования труда педагогов (6,4). Необходимо отметить, что группа магистрантов рассматривает отбор через введение профстандартов и аттестационных экзаменов в последнюю очередь (5,13) - как наименее эффективную из предложенных мер повышения уровня профессиональной этики в образовательных учреждениях.
Эксперты и магистранты полагают, что в равной степени успешны меры, направленные на представление в СМИ успешных профессионалов, имеющих высокий моральный статус, а также деятельность специальных институтов профессионально-этического контроля.
Эксперты крайне низко оценивают потенциал мер по повышению зарплаты и стимулированию труда педагогов. Показательно, что магистранты склонны проявлять меньший оптимизм по отношению к возможному повышению уровня профессиональной этики в образовательных учреждениях.
В следующем вопросе мы попросили участников опроса оценить уровень этичности различных участников образовательного процесса в образовании в целом, а также в их организации.
Эксперты Магистранты
Система
Педагогические университеты 6,47 дополнительного образования и 6,69
переподготовки педагогических кадров
Учителя 6,29 Учителя 6,57
Система
дополнительного образования и переподготовки 5,88 Надзорные органы 6,30
педагогических
кадров
Общественные организации 5,80 Педагогические университеты 6,20
Руководители образовательных 5,76 Руководители образовательных 6,17
учреждений учреждений
Родители 5,33 Общественные организации 6,11
Министерства 5,06 Министерства 5,47
Ученики 4,65 Родители 5,03
Надзорные органы 4,40 Ученики 4,90
Наиболее высоко респондентами оценивается уровень этичности педагогических университетов (6,47), системы дополнительного образования и переподготовки педагогических кадров и учителей (6,69), а также самих учителей (5,88 и 6,3 балла соответственно). Это подтверждает предположения о необоснованном присвоении символического капитала «этичности» педагогическим сообществом. По мнению респондентов, наименьший уровень этичности характерен для представителей министерств и учеников. В целом респонденты достаточно критично оценивают уровень этичности как различных участников образовательного процесса в образовании в целом, так и в их организации.
Система дополнительного образования и...
Надзорные органы
Педагогические университеты
Общественные организации Министерства
об
Учителя Родители Ученики
Руководители разовательных..
6,69 6,30 6,20 6,11 5,47 6,17 6,57 5,03 4,90
5,88
4,40
6,47
5,80
5,06
5,76
6,29
5,33
4,65
Магистранты Эксперты
0,00
5,00
10,00
15,00
Также мы задали вопрос респондентам, кто может выступить в роли агента изменений и в большей мере способен повлиять на улучшение профессионально-этической ситуации в образовании?
Эксперты Магистранты
Педагогические университеты 8,29 Учителя 9,14
Сильные моральные авторитеты 8,12 Сильные моральные авторитеты 7,97
Родители 7,88 Педагогические университеты 7,47
Учителя 7,86 Родители 6,67
Си стема дополнительного образования и переподготовки педагогических кадров 7,41 Система дополнительного образования и переподготовки педагогических кадров 6,53
Об щественные организации 7,13 Президент России 6,30
Министерства 6,76 Ми нистерства 6,07
Президент России 6,24 Об щественные организации 5,74
Надзорные органы 6,00 Надзорные органы 5,66
Ученики 5,88 Ученики 5,37
Магистранты полагают, что повлиять на улучшение профессионально-этической ситуации в образовании способны учителя (9,14), по мнению экспертов - педагогические университеты (8,29).
Система дополнительного.. Педагогические университеты Сильные моральные авторитеты Президент России Общественные организации Министерства Надзорные органы Родители Ученики Учителя
0,00
7,47 8,29
7,97 8,12
6,53 7,41
6,30 6,24
5,74 7,12
6,07 6,76
5,66 6,00
6,67 7,88
5,37 5,88
9,14
7,86
10,00
Ма
истранты
Эксперты
20,00
Участники опроса отмечают высокую роль в улучшении профессионально-этической ситуации в образовании сильных моральных авторитетов. Наименьший оптимизм связывают с развитием системы дополнительного образования и переподготовки педагогических кадров, а эффективность влияния общественных организаций и надзорных органов и вовсе ставится под сомнение. Необходимо отметить, что все респонденты достаточно низко оценивают и роль учеников в улучшении профессионально-этической ситуации в образовании.
Этическая составляющая в «портрете» учителя нового типа.
Пятый вопрос анкеты (открытый) был сформулирован как просьба перечислить несколько деловых и личностных качеств, образующих профессионально-этический эталон педагога. У респондентов этот вопрос вызвал растерянность и неготовность назвать самые важные. Более 30% опрошенных оставили этот вопрос без ответа.
В эталонных чертах педагога, названных экспертами, было мало повторений. Трижды были обозначены: такт и ответственность. Дважды повторились такие качества: честность, вежливость, порядочность, обучаемость, лидерство. Лишь по одному разу обозначены черты: бескорыстие, самокритичность, демократичность, гуманизм, духовная культура, справедливость, чувство меры, творческий подход, уважение к ученикам и коллегам, знание основ профэтики, управление конфликтом, умение работать в команде, внимательность, добросовестность, пунктуальность, культура речи, желание работать, трудолюбие, интерес и любовь к детям, профессионализм (высокий проф. уровень), умение достигать желаемых результатов, умение обучать, навыки делового общения, доброта, умение прощать, гуманистическая позиция, культура профессионального поведения, компетентность, способность само-
стоятельно принимать решения, стремление к повышению профессионального уровня, открытость новизне (инновации), поведенческая корректность.
Что сказали магистранты об эталонных качествах педагога? Наиболее повторяемыми оказались четыре: лидерские качества - 9, ответственность - 7, толерантность - 4, сдержанность - 4. Дважды в ответах этой групппы повторились: психологическая устойчивость, коммуникабельность, терпение, саморазвитие. Кроме этого были названы: желание обучаться и перестраивать свое видение проблемы, профессионализм, внимательность, моральность, компетентность, широкий кругозор, патриотизм, заинтересованность в результатах, знание предмета, умение найти подход к ребенку, понимание, умение выслушать и направить, опрятность, аккуратность, умение рефлексировать свои действия и мысли, учтивость, честолюбие, эрудированность, логичность, правильная речь, внешний вид, корректность, объективность взглядов, тактичность.
Такой «размытый» перечень качеств, скорее всего, не случайность: «портрет» учителя нового типа еще только формируется как в общественном сознании, так и в ходе научных исследований [9], опирающихся на разработанные и апробированные методики (портретный опросник Шварца), хотя основные его черты контекстуально читаются в проекте Профессионального стандарта педагога. Надо отметить, что в устных замечаниях магистранты настороженно-скептично отнеслись к реалистичности требований этого стандарта. В ответах экспертов более четко прослеживаются этические индикаторы профессии: профессиональная компетентность, профессиональная идентичность, руководство профессиональными «кодами».
Выводы. Не вызывает сомнений то, что этическая составляющая в профессиональной компетентности педагога необычайно высока, поскольку эта профессия отно-
сится к разряду «высоких», цель которых не просто «сервисное обслуживание», а служение людям, обществу. Можно без преувеличения говорить о влиянии этой профессии на будущее страны и даже человеческой цивилизации. Неудивительно, что ожидание общества и современной школы связаны с появлением «учителя нового типа». Политика государства здесь отражается в таких мерах, как разработка профессионального стандарта педагога, введение которого планируется с 2017 года.
Наш, пока недолгий, опыт исследований в сфере профессиональной этики педагога подтверждает, что современному образованию нужна инновационная модель педагогической этики, работающая на гуманную стратегическую цель: создать эффективное пространство воспитания и развития гибких и универсальных работников Нового времени [10]. Формирование этически полноценного профессионала, учителя нового типа, невозможно лишь в инерционной модели профессиональной этики, эта модель должна быть существенно дополнена инновационной, опирающейся на фронестические технологии. Одним из реальных механизмов здесь может быть применение наработок наиболее «продвинутых» сфер прикладной этики: организационной, этики бизнеса, и др. Повышение этической компетентности профессионала здесь связано с обучением этическому моделированию, консультированию, этической экспертизе и принятию решений высокой степени этичности.
Список литературы
1. Бакштановский В.И. Университетская этика: Прикладная этика. Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Часть третья: учебное пособие. - Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2014.
2. Борисов С.В. Аксиология образования: «Ищу человека!» // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 69-77.
3. Викторук Е.Н., Ардюкова О.С., Довыденко Л.В. Философия образования. Кейс-метод в этическом образовании. -Красноярск: КГПУ им.В.П.Астафьева, 2014.
4. Викторук Е.Н., Викторук Е.А. Инновационные технологии этического образования. Красноярск, КГПУ им.В.П. Астафьева, 2014.
5. Глассер У. Школы без неудачников. / Пер.с англ. Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991.
6. Гусейнов А.А. Образование, обучение, воспитание // Этика образования. Ведомости. Вып.26 / Под ред. В.И.Бакшта-новского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2005. С.88-124.
7. Зорина В.В., Чижакова Г.И. К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов// Вестник Красноярского гос. пед. ун. им.В.П. Астафьева. 2014. №1 (27). С.80-82.
8. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность
и современный мир // http://svitk.ru/004_book_book/14b/ 3241_il-
lih-osvobojdenie_ot_hkol.ph
9. Королева Д.О., Хавенсон Т.Е. Портрет инноватора образования XXI века // Вопросы образования. 2015. №1. С.182-200.
10. Москвич Ю.Н. Многоликая гибкая сила меняющегося мира: предназначение и эволюция // Социодинамика. 2015. №4. С.1-17. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.4.15047. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_15047.htm l
11. Мухатаева Д.И. Профессиональная деформация педагогов // http://www.rusnauka.com/30_NNM_2012/Pedagogica/2_ 119331.doc.htm
12. Нилл А. Саммерхилл - воспитание свободой / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
13. Парадигмы прикладной этики. Ведомости. Вып.35, специальный / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2008.
14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 / Терминологическая правка В. Данченко. К.: PSYLIB, 2004 [Электронный ресурс]. URL: http: // psylib.kiev.ua
15. Соловейчик С.Л. Педагогическая проповедь о первом и последнем // Этика образования. Ведомости. Вып.26 / под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2005. С. 102-124.
16. Этика образования. Ведомости. Вып.26 / под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2005.