Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ВРЕМЕНИ'

ЭТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / ЭТИКА НАУКИ / ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ / ТИПЫ ЭТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / НОВЫЕ НОРМЫ ТРУДА УЧЕНЫХ / РАЗВИТИЕ МИРА / ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ / APPLIED ETHICS / ETHICS OF SCIENCE / ETHICAL NORMS / TYPES OF ETHICAL COUNSELING / SOCIAL TURBULENCE / FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION / NEW LABOR STANDARDS OF SCIENTISTS / DEVELOPMENT OF THE WORLD / THE IMPORTANCE OF ETHICAL CONSULTANTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Москвич Юрий Николаевич, Викторук Елена Николаевна

Проводится анализ ускоренного влияния экономических и социальных изменений на нормы этического поведения современных ученых. Рассматриваются примеры эволюции прикладной этики в условиях«социальной турбулентности» в новом быстро меняющемся мире. Показана необходимость существенных изменений в разработке и реализации новых этических норм, кодексов и правил деятельности современного ученого для достижения высокой эффективности своего труда в изменившихся условиях. Отмечается новая роль и потребности научного сообщества в новых членах своей общей команды - этических консультантах. Ставятся вопросы об особенностях их обучения и подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL COUNSELINGMODERN SCIE AS A NECESSITY OF TIME

The analysis of the influence of the accelerated influence of economic and social changes on the norms of ethical behavior of modern scientists is carried out. Examples of the evolution of applied ethics in the conditionsofsocial turbulence‖ in a new rapidly changing world are considered. The necessity of significant changes in the development and implementation of new ethical norms, codes and rules of the modern scientist to achieve high efficiency of their work in the changed conditions is shown. The new role and needs of the scientific community in the new members of their common team ethical consultants is considered. Questions are raised about the features of their education and training.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ВРЕМЕНИ»

Ю.Н. Москвич, Е.Н. Викторук

УДК 177

Этическое консультирование современной науки как необходимость времени

Аннотация. Проводится анализ ускоренного влияния экономических и социальных изменений на нормы этического поведения современных ученых. Рассматриваются примеры эволюции прикладной этики в условиях «социальной турбулентности» в новом быстро меняющемся мире. Показана необходимость существенных изменений в разработке и реализации новых этических норм, кодексов и правил деятельности современного ученого для достижения высокой эффективности своего труда в изменившихся условиях. Отмечается новая роль и потребности научного сообщества в новых членах своей общей команды - этических консультантах. Ставятся вопросы об особенностях их обучения и подготовки.

Ключевые слова: прикладная этика, этика науки, этические кодексы, типы этического консультирования, социальная турбулентность, четвертая промышленная революция, новые нормы труда ученых, развитие мира, значение этических консультантов.

Введение

Общепринятой характеристикой современного мира является его способность к принятию и освоению большого числа изменений в технологиях, экономике, образовании и образе жизни увеличившегося количества людей. Именно они радикально изменили окружающий нас мир за последние 500 лет. Первоначальный медленный характер происходящих в течение нескольких поколений перемен в последние десятилетия сменился на ускоряющийся во времени темп изменений, затрагивающий все большее число видов человеческой деятельности и практики. Так, по сравнению с другими видами, к ним всё в большей мере стала относиться и научная деятельность. Наука в современном понимании возникла совсем недавно, всего лишь в XVI-XVII веках, но развитие её носило отчетливо ускоряющийся характер. Начиная с XVII века, по данным [14], объём научной деятельности (рост открытий, научной информации, числа научных работников) удваивается примерно каждые 10-15 лет. За этот исторически короткий период наука превратилась в один из эффективных механизмов развития, последовательно став: вначале - основой современного университетского знания (университет им. В.Гумбольдта, 1809); потом - видом профессиональной деятельности (середина

XIX века), а затем одной из важнейших основ научно-технической революции (конец XX века) и творцом новой - Четвертой промышленной революции (с 2011 года) [22], формирующейся в течение последних нескольких лет на наших глазах и в ускоренном темпе, меняющем различные правила и цели научной деятельности от особой роли науки в создании полезных инноваций [15] до появления новой, третьей миссии «служения обществу» современных университетов [7].

Эти быстрые, на протяжении всего одного-двух поколений ученых, изменения существенно повлияли на разные стороны научной деятельности, на поведение той или иной группы ученых, в конечном счете на правила принятия ими стратегических или повседневных решений. Современные ученые объективно поставлены в условия выбора таких правил своего поведения, которые позволяли бы достигать максимально возможных научных результатов в конкретных данных условиях, учитывая при этом не только традиционную логику научной деятельности, но и постоянно обновляющиеся запросы общества на те или иные исследования. Более сложным становится само определение науки. Наука сейчас - это не только поиск и нахождение законов мира, но использование их и применение в изменении окружающего мира. Возникающие при этом этические проблемы ученого в значительной степени обуславливаются в том числе и самим развитием науки, резким увеличением востребованного временем числа ученых, требующего ограничения и исправления их сомнительного и непрофессионального поведения.

Этический консультант -новый член команды ученого

Преодоление прежних и новых этических конфликтов, анализ возникающих дилемм морального поведения ученого во многих случаях требует не только своевременных коррекций этических профессиональных кодексов ученых или отдельных групп ученых (например, современных генетиков, биологов, химиков и т.д.), но и создание особых профессиональных групп посредников - этических консультантов, способных преодолеть ограничения саморегулирование самих научных сообществ, ориентированных прежде всего на достижение своих целей, достижение новых знаний и признания этих результатов другими учеными.

Цель этического консультанта иная: с помощью своего знания законов этики, современных видов научной деятельности и возможных сценариев помочь научному сообществу увидеть «себя в будущем»; найти адекватные времени варианты этических документов; сформулировать для всех участников возникшего этического кон-

фликта возможные и уже ставшие реальными угрозы «выхода ученых» из пространства своей эффективной деятельности, найти общезначимое решение для них. В ускоряющемся мире обновление самим научным сообществом этических правил современных ученых фактически невыполнимо. Это становится возможным лишь профессионально более широкой деятельностью «общей команды» ученых, этических консультантов и других задействованных в научном процессе специалистов. Очевидно, что основным заказчиком на необходимый уровень этического консультирования становится само научное сообщество, более чем кто-либо заинтересованное в успехе научной деятельности, в разных видах их воплощения в жизнь, разрешении возникающих проблем, сохранении и повышении высокого статуса ученого в обществе. При этом роль этического консультанта для ученых становится во многом определяющей. Его экспертное знание существенно расширяет представителям науки теоретическое понимание возникающих этических проблем, а практическое владение консультантом навыками их решений, доказанное в результате прежней деятельности, увеличивает доверие к его предложениям и освобождает от груза «возможных обвинений» в личной заинтересованности предлагаемого решения. Сама практика этического консультанта должна способствовать увеличению степени доверия к нему, его действия должны быть понятны всем участникам группы совместных действий по преодолению имеющихся этических проблем. Этому может способствовать наличие различных подходов этического консультирования: разъяснение сути возникших или возможных проблем; создание необходимых условий для их решения и, наконец, нахождение оптимального решения. Очевидно, что успешность этих подходов может быть достигнута лишь при соблюдении консультантом этических правил своего поведения.

Консультант должен хорошо знать все современные требования научной этики, возможные нарушения и в своей работе учитывать их. Цель его действий - способствовать выполнению этих требований и сохранению высокого уровня звания ученого. В этой роли он становится верным слугой современной науки и товарищем по общему делу любого современного ученого, профессиональным советником научного сообщества по преодолению возникающих внутренних и внешних этических проблем. Современные нормы, регулирующие взаимоотношения между учеными, весьма требовательны к членам научного сообщества и ставят их в условия довольно высокой моральной ответственности. В целом, на наш взгляд, они приводят к тому, что выполнение ученым взятых на себя обязательств пе-

ред своими коллегами становится очень непростым делом, более сложным и трудным, чем у обычного человека.

Новые нормы труда современного ученого

Так, например, этический кодекс современного ученого, недавно принятого Обществом Макса Планка, ФРГ, включает [10]:

• обязательство не препятствовать научной работе конкурентов путем задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии конфиденциальности;

• активное содействие научному росту молодых ученых;

• открытость для критики сомнений, выражаемых другими учеными и коллегами по работе;

• внимательная, объективная и непредубежденная оценка работы коллег; непредвзятое отношение.

Важной особенностью этого документа является наличие в Кодексе детально продуманного «Перечня возможных санкций или последствий нарушения научной этики», которые содержат вполне конкретные меры наказания ученого, нарушающего этот кодекс. Системный подход к созданию данного документа ограничивает пространство возможных злоупотреблений людьми науки и является важным правовым механизмом предотвращения науки в способ производства «мусорных статей» и возникновения реальных угроз прекращения финансирования тех или иных направлений научной деятельности. С расширением значимости научной деятельности для различных отраслей экономики этот подход «этические нормы - меры наказания» становится не только необходимым, но и очень полезным. Это требует постоянного обновления всех документов, регулирующих нормы деятельности ученых в конкретных изменившихся условиях. Разработка, принятие и сопровождение этих документов, с нашей точки зрения, может быть подготовлено путем совместной работы всех участников современной научной деятельности, ученых, специалистов по этике в современном мире, представителей университетов, бизнеса и власти. Очевидно, что роль этических консультантов в этом постоянно меняющемся пространстве обеспечения научных сообществ современными этическими и регулирующими документами становится всё более необходимой. Отметим при этом всё более возрастающее число этических документов во всех направлениях научной деятельности: в современных университетах третьего поколения, в этических правилах подготовки и печати научных статей [23, 24, 25], в противодействии плагиату [11], в повышении престижа труда ученого и т.д.

В определенной степени все эти строгие меры становятся в настоящее время неотъемлемой частью практической этики науки, обеспечивающей необходимое высокое качество научной деятельности в современных условиях. Повседневная этическая практика, как показал в середине XX века Роберт Мертон, более противоречива, чем представления об идеальной этике ученого. Для описания реального поведения учёных дополнительно к нормам научного это-са Р. Мертон в середине XX века использовал девять пар взаимно противоположных нормативных принципов, которым он должен следовать. Идея «социологической амбивалентности» состоит в том, что в своей повседневной профессиональной деятельности учёные постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так, учёный по Р. Мертону должен [13]:

как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но не должен торопиться с публикациями;

быть восприимчивым к новым идеям, но не должен поддаваться интеллектуальной «моде»;

стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но работать он должен, не обращая внимания на оценки других;

защищать новые идеи, но не должен поддерживать опрометчивые заключения;

прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не должен углубляться в педантизм, ибо это идет в ущерб содержанию;

всегда помнить, что знание универсально, но не должен забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

воспитывать новое поколение учёных, но не должен отдавать обучению слишком много внимания и времени;

учиться у Мастера и подражать ему, но не должен походить на

него.

Очевидно, что определение конкретных норм поведения ученого в меняющихся условиях требует определения наиболее приемлемых для научного сообщества мер не только этического, но и правового регулятивного типа. Этого требует не только обострение в мире конкурентной борьбы за производство наукоемких инновационных продуктов, но и возрастание этических и профессиональных требований к членам научных сообществ. Происходящие в мире измене-

ния оказывают влияние и на социальный капитал научных сообществ, использование научных степеней для профессионально неподготовленных к современной научной деятельности представителей власти, бизнеса и т.д. Имеющая плохую моральную репутацию профессия ученых становится не престижной для новых поколений талантливых студентов, что естественным образом приводит к качественному ослаблению научного сообщества и требует во многих случаях радикального изменения поведения его членов. Необходимы также изменения программ подготовки будущих ученых с обязательным включением - наравне с повышением профессионального -обучения современным этическим технологиям и практикам, в том числе и обучение особой профессиональной группы этических консультантов, деятельность которых может быть направлена на разрешение возникающих при быстрых переменах различных этических проблем в том числе и повышению ключевого современного фактора развития доверия.

Этика современной науки

как основа высокого престижа ученого

Многочисленные исследования показывают [2], что процветание западных стран обусловлено высоким «радиусом» доверия в этих странах. Это приводит к формированию высокого уровня так называемого общественного капитала, к мобилизации всех видов ресурсов для достижения значимых уровней экономического и социального развития. Другие страны, в которых «радиус» доверия ниже, отстают в своем развитии. В значительной степени это касается и современной России, в которой лишь в последние годы происходит осознание важности различных частей общественного капитала для своего ускоренного развития. Доля скептиков и людей, не доверяющих науке, в российском обществе высока. По доле населения, одобряющего научно-технический прогресс, Россия находится на предпоследнем месте перед Австралией и Мексикой среди стран, по которым имеются сопоставимые данные [16]. Если принять во внимание, что население является не только потребителем результатов, но и активным проводником научно-технического развития за счет формирования общественного запроса на новые знания и решения, то уменьшение числа сторонников науки и техники в перспективе может стать значимым фактором увеличения существующего технологического отставания России в современном мире. Заявленные в 2018 году национальные проекты ускоренного развития науки и образования [20], в принципе, ставят задачи повышения престижа ученых в России, формирования для них современной среды эффективной деятельности. Это означает, что у представителей современной

этики науки появляется новый шанс воспринять новые подходы к созданию адекватных новым вызовам времени этических норм, правил и кодексов поведения современных ученых времени нарастающих изменений. Эта задача требует участия различных профессиональных групп от специалистов по научной этике до разнообразных консультантов по этике.

Переходный период к обновлению и модернизации научной деятельности в России обозначен. Он определен как время прежде всего значительного повышения уровня российской науки, что может быть достигнуто использованием различных механизмов повышения эффективности и признания российской науки: увеличением финансирования актуальных направлений исследований; путем организационных мероприятий, повышающих значение труда каждого ученого; «возвращением» научного сообщества к общепринятым в мире правилам и нормам научной деятельности. Важное место в этих процессах обновления и модернизации научной деятельности должна занять работа по повышению качества научной деятельности в университетах. Многие из них совсем недавно были специализированными институтами и по этой причине не могли иметь коллективы ученых, соответствующих современным требованиям, и в которых доминировали этические правила педагогов высшей школы, а не эффективных ученых, деятельность которых нацелена на получение максимального признания мирового научного сообщества. В них как никогда стоит задача подготовки новых поколений ученых, знающих и принимающих требования профессионального поведения современных успешных ученых, без которых они не в состоянии выдержать всё обостряющуюся конкуренцию как среди своих коллег в университете, так и среди коллег в других университетах своей страны и мира. Ниже мы рассмотрим опыт формирования молодых ученых, их этического поведения и этического консультирования в университетах Красноярска, прежде всего в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.

Задачи подготовки этического консультанта

Представленное выше разнообразие и усложнение задач этического консультирования в сфере науки ставит задачу подготовки кадров, не только владеющих информацией о принципах и нормах научной этики, но и обладающих соответствующими навыками этического анализа, этической оценки экспертизы, этической аргументации, руководства по принятию этически приемлемых решений. Этическое консультирование в нашей стране активно развивается в педагогике и образовании, поскольку здесь все большее место отводится гуманитарным технологиям, которые формируют новый обра-

зовательный дискурс: построение обучения на позициях разнообразия мнений, толерантности, признания прав и достоинств, опыта и жизненных позиций, языковой культуры и других факторов жизненного уклада, деятельности и отношений. Развивающееся этическое консультирование раскрывает сущность гуманитарных технологий как инструментов мягкого взаимного воздействия институтов, корпораций и отдельных лиц друг на друга, при котором категорически запрещаются грубые средства (прямое насилие, компрометации, дискредитации, шельмование, бойкот и изоляция и др.). Важно и то, что этическое консультирование отражает междисциплинарный характер гуманитарных технологий, на его примере видно, как расширяется типология консультирования за счет освоения «смежных» гуманитарных пространств, синтеза различных видов рефлексивного руководства по улучшению тех или иных процессов (в биоэтике, менеджменте, психологии), что вводит в терминологию прикладной этики не четко определяемые, но активно используемые ныне термины: этический консалтинг, этический эдвайзинг, а также коучинг и менторинг.

Учебных пособий, посвященных этическому консультированию в отечественной литературе не так много [8], а в англоязычной литературе, рассматривая этот предмет, чаще всего используют два термина: консалтинг (consulting) и эдвайзинг (advising)1. И тот и другой тип консультирования осуществляется специалистами, обладающими глубокими знаниями в соответствующих областях, это авторитетные профессионалы с многолетним опытом работы, которая в чем-то совпадает, но есть и различия (см.табл.)

Различия Consulting (консалтинг) и Advising (эдвайзинг)

Consulting Advising

«Консультировать» - заимствовано из латинского consultare, что означает «обдумывать, советовать или консультироваться». Слово «advice» (советую) - заимствовано из англо-французского, что в переводе означает «мнение».

Консультанты этого типа обычно работают на краткосрочной основе, решают конкретную проблему или основное ограничение, которое влияет на компанию. Консультанты этого типа обычно работают с клиентами на долгосрочной основе, вовлечены в долгосрочный успех компании.

1

The Differences Between Consulting & Advising by Tim Zimmer; Reviewed by Jayne Thompson, LLB, LLM; Updated March 05, 2019.

Продолжение таблицы

Consulting Advising

Консультанты этого типа в определенной степени - «внешние наблюдатели» Консультанты этого типа берут на себя лидерские роли, наставничество

Консультанты этого типа работают с уже имеющейся проблемой, «реактивно» Консультанты этого типа работают на предотвращение, предупреждение еще не существующих, но потенциально опасных ситуаций

Consulting - услуга, в соответствии с «прейскурантом» Advising предполагает разные виды вознаграждения, сложно поддается «калькуляции»

В этом сравнении проясняется суть этического консалтинга как услуги, которую квалифицировано могут оказывать выпускники магистратуры по направлению «Прикладная этика», либо профессионалы, освоившие дополнительные образовательные программы, «стажировки», практики. Очевидно, что в различных ситуациях может быть полезней, эффективней один или другой тип консультирования. Дифференциация на консалтинг/эдвайзинг дополняется в психологии еще другими типами консультирования, это коучинг и менторинг [18, 19]. Вникая в эту типологию, можно обнаружить, что помимо консалтинга и эдвайзинга в прикладной этике «отпочковываются» еще и этический коучинг и этический менторинг. Выделение этих типов, на наш взгляд, вполне уместно, если речь идет о научно-педагогическом, образовательном «сопровождении», где моральные дилеммы и этические вопросы возникают достаточно часто. Так, этический коучинг - персональный и конфиденциальный процесс обучения, где этическая составляющая связана с профессиональным развитием, позволяющим впоследствии брать на себя новые обязанности, повышение уровня ответственности в работе. Особенность этого типа консультирования - психологическая совместимость Учителя и Ученика, индивидуальный подход. Этический эдвайзинг в этом смысле более продуктивен, поскольку охватывает большую аудиторию, здесь важны социальная и профессиональная мобильность Учителя, его опыт и авторитет. Коучинг и эдвайзинг - типы консультирования, ориентированные на «здесь и сейчас», в то время как менторинг - на будущее. Этот тип консультирования, который можно легко обнаружить в этическом обучении, нацелен на получение компетенций управления и выбора (!), на личное развитие будущей карьеры, выработку жизненных стратегий. Менторинг можно классифицировать как практико-ориентированную этико-образовательную деятель-

ность, эффективность которой зависит не только от знаний Учителя, но и от готовности делиться ими.

Типы современного консультирования людей науки

Для этики науки такое разнообразие типов консультирования необходимо по причине бурного роста субъектов научно-исследовательской деятельности и «разнопорядковости» возникающих проблем (дилемм), этических нарушений в этой новой среде: от обычного плагиата, платного или «дружеского» цитирования до несправедливой дискриминации и коррупционных схем. Спектр этических технологий расширяется по принципу дополнительности, традиционные механизмы этической регуляции дополняются новыми. К примеру, в борьбе за добросовестность научных публикаций «конкурируют» и проходят апробацию на эффективность: эксперты «с человеческим лицом», официальные экспертные комиссии; бездушные механизированные - «Антиплагиат» [12]; альтернативные общественные организации - Диссернет; по-прежнему держит этическую планку «незримый колледж». Этическое регулирование в сфере науки, образно говоря, переходит от «управления в ручном режиме» к институциональному, «средовому» регулированию больших групп разнообразных заинтересованных сторон (стейкхолдеров), где этические технологии становятся обыденной практикой. Очевидно, что в этих условиях для тех, кто втянут в деятельность по этическому консультированию, нужны и разные уровни подготовки: от широкого круга пользователей «базового» уровня до немногочисленных экспертов самой высокой квалификации.

Различие квалификационного уровня этических консультантов (программист / пользователь; мастер / ремесленник) в этическом консультировании определяется качеством получаемого «на выходе» результата, то есть от степени сложности выполняемой экспертной работы. Экспертиза - это всегда исследование и разрешение этической проблемы на основе научно разработанных (верифицируемых) методик с представлением мотивированного заключения [17]. Консультант в силу своего практического опыта владеет запасом типовых паттернов, связанных с решением часто повторяющихся ситуаций, но насколько эти типовые решения эффективны в уникальных ситуациях? Качественная экспертиза осуществима «мастером», и отличается от работы «ремесленника» или дилетанта.

Дифференциацию профессионалов разного уровня образно представляет автор книги «Бизнес: пособие для гениев», используемые здесь метафоры полезны потому, что этическое консультирование в сфере науки многопланово и многопорядково. Решение про-

блемы (в нашем случае, этической) сравнивается с подбором ключа, позволяющего открыть заветную дверь. «Мастер мысленно (!) перебирает ключи, в голове находит единственно возможный для данной проблемы, мгновенно материализует ключ, одним движением открывает дверь и идет дальше, как бы забыв о найденном решении. Ремесленник пытается перебирать ключи, но у него не хватает ума вовремя остановиться и сделать ключ самому. Правда, делает ключи он еще неумело и долго. Но уже знает, что ключи-решения можно делать, и осваивает это искусство». Консультанты-ремесленники занимаются тем, что «высыпают перед ошарашенным клиентом тысячи ключей, изготовленных кем-то за всю историю бизнеса, и искренне думают, что эти ключи представляют ценность. Замороченный клиент за свои деньги пополняет свою коллекцию ненужных решений, в результате чего решения начинает принимать еще дольше и еще меньше становится уверенным в них»2. «Мастер» - условная характеристика, так, к примеру, хороший вариант «мастерского» решения этических проблем может давать «коллективный разум» этических комиссий. Но суть этого типа консультаций - неповторимость, уникальность, даже если сама проблема значится типовой.

Какой консультант (мастер или ремесленник) востребован в сфере науки? Когда речь идет о предотвращении «массовых» типичных нарушений, то становится востребованным не то чтобы ремесленник, но «продвинутый юзер», действующий на «этическом автопилоте», или «сам себе консультант». Сегодня знание этики на элементарном уровне исследовательской работы в университетах (магистратура, аспирантура) определяет заказ на формирование этической грамотности: навыков этического анализа, этической аргументации, этической оценки профессиональных дилемм. Xороший пример - учебники по этике бизнеса Р.Т. де Джорджа [9], где прописаны четкие шаги принятия решений на основе: а) утилитаристского анализа; б) анализа по принципу долженствования; в) принципов прав и справедливости и г) общего морального анализа. Обучение этим алгоритмам не сделает из обучающегося этического «профи»-консультанта, но это вклад в этическое консультирование как одну их гуманитарных (мягких) технологий, с помощью которых продвигаются новые формы социальной активности, «прорастающие» в стратегии современных организаций, в корпоративные и государственные стратегические проекты. Это делает востребованным такой тип консультирования как этический менторинг, который подобно эдвайзингу

2 Мороз Ю. Бизнес: пособие для гениев. Волгоград: ИПК «Царицын», 1997. С.36.

ориентирован на долгосрочную перспективу, формирует мировоззрение, работает на совершенствование человека; консалтинг такой задачи не ставит. И если об опыте подготовки консультантов мастером мы знаем из публикаций наших коллег (прежде всего этот опыт излагают авторы «Ведомостей прикладной этики»), то опытом подготовки «юзеров» в этической экспертизе можем поделиться мы.

Опыт этических практикумов в университетах Красноярска

Подтверждая реалистичность названных типов этического консультирования, сошлемся на многолетний опыт нашей работы в рамках семинара-практикума «Этика науки: принятие управленческих решений». Обучение навыкам этической оценки и выработки решений высокой степени этичности было самостоятельным модулем в аспирантском курсе «История и философия науки» в инженерном вузе [4, 5]. В преподавании использовался метод ситуационного анализа, а в качестве методики «распаковки кейсов» - комплексные наработки Д.Фритцше. Формат разноплановой этико-образовательной работы было непросто определить, поскольку целью курса, который длился больше месяца, было не просто решение обучающих кейсов, а освоение алгоритма этического анализа, который можно применять в дальнейшем самостоятельно, без сопровождающего преподавателя. Сложность определения появляющихся форматов обучения объясняется тем, что прикладная этика разворачивается от инерционного сценария к инновационному. Как отмечает В.И. Бакштановский, «этическое сообщество начинает привыкать к факту существования разных версий предмета прикладной этики, в том числе и версий, не представленных в учебных программах и учебниках» [1]. Теперь, опираясь на представленную типологию консультирования, можно точно сказать, что это не консалтинг и не коучинг. Тогда, возможно, эдвайзинг, менторинг? Эдвайзер - это преподаватель, выполняющий функции академического наставника. Он сочетает черты советника, руководителя, просветителя и ментора, при этом ни один из терминов по отдельности не исчерпывает его роли в полной мере.

Этико-образовательный потенциал нашего семинара-практикума раскрылся в работе с аспирантами и магистрантами педагогического университета [3]. В ходе освоения дисциплин «Методология и методы научного исследования», «Современные проблемы науки и образования» магистранты (будущие педагоги) осознавали важность рефлексивного и ответственного отношения к стандартам научно-исследовательской работы в нескольких аспектах: а) утилитарном: для написания диссертации; публикационная активность, необходимость апробации материалов исследования. Это вопросы, которые

волнуют ответственных магистрантов, расширяя поле этического консультирования; б) профессионально-педагогическом, воспитательном: руководство научной работой школьников стало одним из требований к учительской профессии, этот вид работы активно стимулируется, в том числе материально. Поэтому развитие этического консультирования идет независимо от наших узкопрофессиональных амбиций. Это вызов различных социальных и профессиональных сред. Явный интерес обучающихся к навыкам этического консультирования проявляет запрос на повышение этической грамотности молодых ученых, которые в будущем становятся исследователями-преподавателями.

Дополнить типологию этического консультирования позволяет еще один формат наших практикумов по этике науки, который востребован сегодня на «внеаудиторных» образовательных площадках. Открытый университет в рамках проекта «Тим-Бирюса», где эксперты и исследователи делятся самыми актуальными знаниями, помогают участникам понять свои сильные и слабые стороны и эффективно работать над собой. Один из важных блоков этой образовательной программы - ценностный3. Обучающие семинары такого рода специфичны своей аудиторией не только количественно (30-60 чел.), но и качественно. Молодые амбициозные люди, знания прикладной этики нужны им не для сдачи экзамена, а для повышения своей конкурентоспособности в построении карьеры и жизненной стратегии. Очевидно, что здесь интерактивный формат преподавания этических знаний должен быть утилитаристски обоснован. Даже в названии семинара звучит «Почему востребована и где полезна прикладная этика?»4. Для таких занятий выделяют мало времени, а требование к результату - высокое. Для «концентрированного эффекта» занятий с использованием кейсов по этике науки мы стали привлекать аспирантов кафедры, хорошо освоивших методики принятия этичных управленческих решений. На практикумы такого рода действительно появился спрос, и работа по обучению навыкам элементарной этической экспертизы стала проводиться как командная: преподаватель и ассистенты. Уже несколько лет успешно проходит мастер-класс «Этика науки в пользовательском формате» в рамках проекта Сибирского федерального университета «Школа-мастерская. Как заниматься наукой в университете». Руководители-заказчики

3

Приглашаем студентов, молодых ученых и преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева стать участниками ТИМ «Бирюса-2015» http://www.kspu. ru/page-16610.html

4 http://www.kspu.ru/page-18728.html

таких практикумов - те, как правило, кто будучи аспирантом, обнаружил дефицит знаний и навыков этического консультирования и открыл для себя потенциал прикладной этики. В ходе последней Школы-мастерской (ноябрь 2018 г.)5 молодые ученые решали кейсы из «банка» апробированных наработок [6]: «Почему в России так много плагиата», «Локальный этический комитет», «Крионика», «Евгеника», «Испытание детской вакцины», «Стэнфордский тюремный эксперимент» и др.6 (ссылка на интернет-источник). Возвращаясь к типологии этического консультирования, можно предположить, что освоенный нами формат «многоуровневого» преподавания основ прикладной этики - не просто менторинг и эдвайзинг, но и супервизия, как практика работы в психологическом консультировании и социальной работе. Супервизия (от англ. Supervision) как образовательная деятельность не сводится к функциям надзора, контроля, наблюдения, присматривания. Для нас важен наставнический потенциал этической супервизии, поскольку это повышает эффективность образования в сфере прикладной этики, переводит скромные амбиции этического консультирования (В.И. Бакштановский) в высокую миссию гуманизации, гуманитаризации общества. Миссия обучения навыкам этического консультирования - повышение этической и профессионально-этической грамотности широкого круга молодых людей, занятых в самых разных сферах, и науки - в особенности. Важно всеобщее понимание того, что этичным быть выгодно, а неэтичное поведение имеет катастрофические последствия.

Список литературы

1. Бакштановский В.И. Прикладная этика как проектно-ориенти-рованное знание (теория и опыт нового освоения Ойкумены прикладной этики) / Этическая мысль. Том 15. № 2 / 2015. С. 108-122.

2. Белянин А.В, Зинченко В.П. Доверие в экономике и общественной жизни. - М: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 164 с.

3. Викторук Е.Н. История и философия науки для аспирантов педагогического университета. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5. № 2. С. 77-81.

4. Викторук Е.Н. Этика науки: практико-прикладной модус. Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 149-155.

5

http://www.kspu .ru/page-28672.html

6 Программа «Школа-мастерская. Карьера молодого ученного» http://-news.sfu-kras.ru/files/programma_shkola-masterskaya.pdf

5. Викторук Е.Н. Этический семинар-практикум - опыт работы в проектно-ориентированной парадигме прикладной этики. Ведомости прикладной этики. 2014. № 45. С. 213-226.

6. Викторук Е.Н., Ардюкова О.С., Довыденко Л.В. Философия образования и науки. Кейс-метод в этическом образовании. Учебное пособие. КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014.

7. Виссема Йохан Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период [пер. с англ.]. М: Изд-во "Олимп-Бизнес", 2016.

8. Громова Л. А. Этика управления: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

9.Де Джордж Р.Т. Деловая этика / пер.с англ. М.: ИГ «Прогресс», 2003. С.94,117,132, 159.

10. Декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе. [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/80/ 287/48642.php/

11.Левин В.И. Плагиат, его сущность и борьба с ним. Философия образования и науки. 2018. №1. С. 143-149.

12. Мартишина Н.И. Место системы "Антиплагиат" в саморегуляции научной деятельности. Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 50-57.

13. Мирская Е.З. Этос науки: идеальные регулятивы и повседневные реалии. Сб.: Этос науки / Отв. ред.: Л.П. Киященко, Е.З. Мирская, М.: «Academia». 2008. С. 128-129.

14. Наука. Алексеев И. С. Моршин - Никиш. М.: Советская энциклопедия. 1974. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 1969-1978, т.17).

15. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года). Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 3-12.

16. Опрос ВШЭ: доверие науке и технологиям в России понемногу растет. [Электронный ресурс]. URL:https://scientificrussia.ru/artides/ne-doverie-k-nauke-i-tehnologiyam-v-rossii-po-prezhnemu-vysoko.

17. Перов В.Ю. Антиномии успеха академического этоса. Ведомости прикладной этики. 2016, №48. - С. 105-116.

18. Соколова Е. И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4, 2013.

19. Сундукова Т.О., Ваныкина Г.В. Коучинг, менторинг и эдвай-зинг: традиции и инновации. Современная педагогика. 2016. №11 (48). С. 34-39.

20. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

21. Фритцше Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. Пер.с англ. М.: Олимп-бизнес, 2002.

22. Шваб Клауc. Четвертая промышленная революция. «Эксмо», 2016. (Top Business Awards).

23. Ethical Guidelines to Publication of Chemical Research, American Chemical Society (ACS), 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Shewan, L. & Coats, A., Ethics in the authorship and publishing of scientific articles, International Journal of Cardiology, Vol. 144, 2010, pp. 1-2.

25. Springer Policy on Publishing Integrity. Guidelines for Journal Editors, Springer, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.