Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

АНАЛИЗ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ЭТИКА ПЕДАГОГА / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Петрова Светлана Олеговна

В рамках данного исследования был проведен анализ уровня профессиональной этики 132 учителей Республики Саха (Якутия) по результатам анкетирования в Гугл-форме. Выявили возможность влияния на уровень профессиональной этики факторов стажа педагогической деятельности и профиля преподаваемой дисциплины, но при этом у большинства опрошенных учителей этический уровень педагогической деятельности оказался соответствующим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Петрова Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE LEVEL OF PROFESSIONAL ETHICS OF TEACHERS IN THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

Within the research, we conducted an analysis of the level of professional ethics of 132 teachers of the Sakha Republic based on results of questionnaire in Google-form. The difference in the ethics level depending on the teaching experience and the subject was revealed. Based on the results of the data analysis, we can state that the ethical level of the pedagogical activity of the teachers of the Sakha Republic is appropriate.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

- Серия «ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ» -

УДК 37.013.73

О. М. Чоросова, С. О. Петрова

Анализ уровня профессиональной этики педагогов Республики Саха (Якутия)

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В рамках данного исследования был проведен анализ уровня профессиональной этики 132 учителей Республики Саха (Якутия) по результатам анкетирования в Гугл-форме. Выявили возможность влияния на уровень профессиональной этики факторов стажа педагогической деятельности и профиля преподаваемой дисциплины, но при этом у большинства опрошенных учителей этический уровень педагогической деятельности оказался соответствующим.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, этика педагога, кодекс профессиональной этики педагога, уровень профессиональной этики педагога.

O. M. Chorosova, S. O. Petrova

Assessing the level of professional ethics of teachers in the Sakha Republic (Yakutia)

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. Within the research, we conducted an analysis of the level of professional ethics of 132 teachers of the Sakha Republic based on results of questionnaire in Google-form. The difference in the ethics level depending on the teaching experience and the subject was revealed. Based on the results of the data analysis, we can state that the ethical level of the pedagogical activity of the teachers of the Sakha Republic is appropriate.

Keywords: teacher's professional standard, pedagogical ethics, code of teacher professional standard, level of professional ethics of teachers.

Введение

Профессиональный стандарт педагога - это документ, включающий в себя перечень не только профессиональных, но и личностных требований к учителю [1]. Он ставит перед российскими учителями такую задачу, чтобы они воспринимали свою профессиональную деятельность как целостную и придерживались конкретных образовательных целей. Необходимо, чтобы педагоги владели глубокими знаниями об актуальных изменениях в области обучения. И эти знания включают в себя навыки этического осмысления учебного процесса, а также этическую компетентность в межличностном общении учитель-ученик [2].

ЧОРОСОВА Ольга Марковна - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, директор Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: chorosovaom@mail.ru

CHOROSOVA Olga Markovna - Doctor of Pedagogical Science, Candidate of Psychological Science, Associate Professor, Director, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ПЕТРОВА Светлана Олеговна - аспирант 3 года обучения, кафедры андрагогики Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия, учитель английского языка БСОШ имени С.П. Данилова.

E-mail: petrovasvetlana25@mail.ru

PETROVA Svetlana Olegovna -3ndyear postgraduate student, Department of Andragogy, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, English language teacher at S. P. Danilov Secondary School.

К сожалению, в России отсутствует единый кодекс профессиональной этики для учителей, однако такой документ может существовать в форме приложения к коллективному договору в рамках конкретного общеобразовательного учреждения [3]. Думаем, что особое внимание в данном кодексе должно уделяться этическим аспектам взаимоотношений между учителем и учеником. Учителю следует стараться понимать точку зрения, мысли и мнения учащегося и тактично вести беседу. Учитель должен уделять особое внимание учащимся, которые нуждаются в особом подходе (дети с ОВЗ) и будет способствовать организации атмосферы дружелюбия и справедливости в классе.

Уровень профессиональной этики педагога

Популяризация исследований в области профессиональной этики сопровождается разработкой многочисленных тестов по определению уровня этики. Большинство из них носят контекстуальный характер, например медицинская этика, этика стоматолога, расовая и гендерная этика, этика научных публикаций. Мероприятия по определению уровня этики могут быть в формате интервью, письменного анкетирования. В свою очередь, эксперты анализируют полученные результаты по критериям. В рамках данной работы мы разработали инструмент, который может использоваться в целях определения уровня этики педагога.

Этичность включает в себя следующие характеристики: понимание эмоций других людей и правильное выражение собственных эмоций (способность этично выражать свои эмоции и не допускать агрессии), учитывание мнений других людей (толерантность к людям, которые ведут неформальный образ жизни, представителям других поколений), забота о партнерах (расширенное самосознание, которое способствует созданию атмосферы взаимопомощи), эффективное взаимодействие в социальных группах с межличностными и внутригрупповыми различиями (адекватное восприятие и быстрое позитивное реагирование мультикультурно-сти), предотвращение социальной предвзятости (активное противодействие предвзятости), интерпретация (наличие навыков развитого критического мышления), дальновидность (предугадывание последствий конфликтных ситуаций и их предотвращение).

Наша первая гипотеза заключается в том, что между молодыми и опытными педагогами существует разница по уровню профессиональной этики (опытные педагоги должны иметь более высокий уровень этики по сравнению с молодыми педагогами). Во-вторых, мы рассматриваем различия по уровню этики между учителями, преподающими различные предметы. Вторая гипотеза заключается в том, что уровень профессиональной этики учителей естественно-математического профиля и учителей социально-гуманитарного профиля одинаковый.

Метод исследования

В течение июля-августа 2020 г. была сформирована выборка (132 учителя). Они приняли участие в анкетировании. Каждому респонденту было предложено заполнить анкету в Гугл-форме, где они выражали свое мнение к утверждениям, по которым оценивается уровень профессиональной этики. Из данной выборки 60% респондентов являлись опытными учителями со стажем от 5 лет и более, а 40% - молодыми педагогами со стажем менее 5 лет. 119 учителей (90%) были женского пола и 13 - мужского (10%). В выборку входят учителя начальных классов (30%), а также учителя, преподающие средним и старшим классам (70%). Из них были педагоги естественно-математического профиля (30%) и социально-гуманитарного профиля (40%).

Данная анкета основана на принципе определения чувствительности к этическим факторам. Анкета состоит из 21 вопроса, оцениваемого по шкале от 1 (полностью не согласен) до 5 (полностью согласен) (табл.).

Серия «ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ»

Результаты анкетирования (средний балл) по определению уровня профессиональной этики педагогов Таблица

Вопрос Средний результат

Раздел 1. Эмоциональная этичность 1. В случае возникновения конфликтной ситуации я способен/способна урегулировать эмоции учеников. 2. Я могу этично выражать свои чувства по отношению к собеседнику. 3. Я могу тактично ответить на агрессию со стороны детей. 4,1 3,7 3,9

Раздел 2. Этичность в процессе сотрудничества 1. Я могу сотрудничать с людьми, которые не разделяют мое мнение. 2. Я терпимо отношусь к людям с различными этическими взглядами в моем окружении. 3. Я поддерживаю тот факт, что мои близкие имеют другую точку зрения. 3,8 4,0 4,3

Раздел 3. Этичность в проявлении заботы 1. Я искренне забочусь о благополучии своих учеников. 2. При возникновении конфликтных ситуаций без моего участия я делаю все возможное для принятия мер, направленных на поддержание хороших взаимоотношений между конфликтующими. 3. Я стараюсь поддерживать дружелюбное отношение со всеми коллегами. 4,0 4,2 4,2

Раздел 4. Этичность в социуме 1. Я принимаю во внимание мнения близких людей, прежде чем принимать какие-либо важные решения в моей жизни. 2. Я всегда пытаюсь рассмотреть положение с точки зрения другого человека, когда я оказываюсь в конфликтной ситуации. 3. Я стараюсь учитывать выгоду для других людей даже в ситуациях, связанных с моими собственными выгодами. 3,6 4,0 4,0

Раздел 5. Этичность в действии 1. Я признаю свою постоянную этичность в работе и в личной жизни. 2. Я пытаюсь контролировать свои эмоции при проведении этических оценок. 3. При возникновении в классе проблем этического характера я способна занять позицию психолога и даже родителя. 3,9 4,2 4,1

Раздел 6. Аналитическая этичность 1. Я всегда анализирую возможные последствия своих действий. 2. Я всегда думаю об альтернативных вариантах, когда нацелен(а) на наилучшее возможное решение конфликтной ситуации в классе. 3. Я могу уверенно действовать, применяя альтернативные варианты в случае возникновения межличностных этических проблем. 4,1 3,3 4,0

Раздел 7. Внутренняя этичность 1. Я всегда соблюдаю этичность. 2. Я замечаю, что большинство конфликтов случаются по причине неэтичности сторон. 3. Я хорошо распознаю и регулирую конфликты на почве неэтичного поведения. 3,9 4,6 3,4

Результаты исследования

В целом педагоги дали высокую оценку своего уровня этики (табл.), что может свидетельствовать о потолочном эффекте. Респонденты оценили свои навыки наиболее высоко в восприятии того факта, что большинство конфликтов случаются по причине неэтичности сторон (4.6). Они оценили по самой низкой шкале свое умение распознавать и регулировать конфликты на почве неэтичного поведения (3,4).

Различия по уровню профессиональной этики у опытных учителей (79 респондентов) и молодых педагогов (53 респондента) были выявлены и проанализированы. Итак, опытные педагоги оценили высоко свою эмоциональную этичность (4,2 против 3,2) и этичность в процессе сотрудничества (4,3 против 3,9). Однако следует отметить, что по другим разделам оценивания профессиональной этичности разница совсем незначительная. Тем не менее, эти выводы согласуются с нашей гипотезой касательно различий между опытными и начинающими педагогами. Опытные учителя, как было выявлено, больше внимания уделяют взаимодей-

ствию со своими учениками, что близко к высокой этичности, а начинающие учителя больше внимания уделяют развитию собственного профессионализма.

Наша вторая гипотеза также подтвердилась. Средний балл по уровню профессиональной этики учителей естественно-математического профиля составил 4,085 и учителей социально-гуманитарного профиля - 4,103, то есть можно отметить, что результаты практически одинаковые.

Заключение

Итак, данное исследование обнаружило разницу по уровню профессиональной этики у опытных и молодых педагогов, что соответствует нашей гипотезе. Кроме того, результаты показали, что уровень профессиональной этики не зависит от профиля преподаваемого предмета.

Однако необходимы дополнительные исследования, особенно по вопросу этики в условиях дистанционного обучения. Принцип образования 21 века заключается в адаптации к постоянным изменениям в глобальном мире путем приобретения навыков и знаний, которые необходимы для того, чтобы сделать их полезными для общества. И именно онлайн-образова-ние является одним из оптимальных средств приобретения этих знаний и навыков. И все же погоня за научными достижениями не должна ставить под угрозу этическое поведение, столь необходимое для общественного блага. Только при условии баланса можно утверждать о том, что в сфере образования действительно происходит прогресс.

Литература

1. Годунов, И.В. Инновационные модели управления и наукометрические исследования в сфере образования [Электронный ресурс] : монография / В.А. Дадалко, Ин-т автоматизации проектирования РАН, Евразийский ун-т нар. хоз-ва, И.В. Годунов. М.: ИТК «Дашков и К», 2019 . 388 с. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/688960.

2. Афашагова, А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] / А. Афашагова. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 187 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index. php?page=book_view_red&book_id=253720.

3. Александрова, З.А. Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебное пособие / З.А. Александрова, С.Б. Кондратьева. М.: Московский педагогический государственный университет (МШУ), 2016. 136 с.: ил. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398.

References

1. Godunov, I.V. Innovacionnye modeli upravlenija i naukometricheskie issledovanija v sfere obrazovanija [Jelektronnyj resurs] : monografija / V.A. Dadalko, In-t avtomatizacii proektirovanija RAN, Evrazijskij u Afashagova, A. Professional'naja jetika v psihologo-pedagogicheskoj dejatel'nosti [Jelektronnyj resurs] /

2. A. Afashagova. M.-Berlin: Direkt-Media, 2014. 187 s. Rezhim dostupa: http://biblioclub.ru/index. php?page=book_view_red&book_id=253720. n-t nar. hoz-va, I.V. Godunov . M. : ITK «Dashkov i K», 2019 . 388 s. Rezhim dostupa: https://rucont.ru/efd/688960.

3. Aleksandrova, Z.A. Professional'naja jetika [Jelektronnyj resurs]: uchebnoe posobie / Z.A. Aleksandrova, S.B. Kondrat'eva. M. : Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet (MPGU), 2016. 136 s. : il. Rezhim dostupa: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.