References
1. Gadzhieva P.D. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak neobhodimoe uslovie razvitiya obschestva. Aktual'nye problemy nauki i praktiki: Gatchinskie chteniya-2019: sbornik: VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gatchina, 2019: 41 - 45.
2. Gadzhieva P.D., Serkerova N.K. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi sredstvami social'nogo proekta. Simvolnauki. 2020; № 3: 77 - 78.
3. Nasonova T.G. Podgotovka studentov ksocial'nomu proektirovaniyu v uchebnomprocesse vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2005.
4. Nefed'eva A.A. Psihologicheskij portret sovremennogo studenta v obrazovatel'nom processe. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2015; № 4 (6): 201 - 204.
5. V Podmoskov'e otkrylipervyj centr kazach'ej kul'tury. Available at: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/v-podmoskove-otkryli-pervyy-centr-kazachey-kultury
6. Kocenko V.N. Ponyatie «patriotizm» kak integrativnoe kachestvo lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 268 - 269.
7. Kocenko V.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti muzeev i obschestvennyh ob'edinenij v processe formirovaniya patrioticheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 41 - 43.
8. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.
Статья поступила в редакцию 05.06.20
УДК 378
Umaev A.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Vazkaeva S.S.-A., senior teacher, Department of Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Chechen State Pedagogical University
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER IN CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES. The article studies the professional activity of the teacher in the development of information technology, the concept of ICT tools of the professional activity of the teacher, which is based on the fact that the important goals and tasks of informatization of the professional activity of the teacher is to launch a new course of the educational process, is disclosed. ICT tools in the hands of a teacher are being transformed from technical training tools to tools for building an electronic educational environment. It is in it that a complex of conditions is formed that change the learning process.
Key words: teacher, pedagogical activity information technologies, ICT, electronic educational environment.
А.У. Умаее, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
Э.Р. Гузуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
С.С.-А. Вазкаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье изучена профессиональная деятельность педагога в условиях развития информационных технологий, раскрыто понятие ИКТ-инстру-менты профессиональной деятельности педагога, которое основывается на том, что важными целями и задачами информатизации профессиональной деятельности педагога является запуск нового хода образовательного процесса. Средства ИКТ в руках педагога превращаются из технических средств обучения в инструменты построения электронной образовательной среды. Именно в ней формируется комплекс условий, меняющих процесс обучения.
Ключевые слова: педагог, педагогическая деятельность, информационные технологии, ИКТ, электронная образовательная среда.
В настоящее время модернизация педагогического образования диктует новые требования к профессиональной деятельности педагога, заключающиеся в применении новых педагогических и социально-педагогических технологий, использование учебных материалов в электронном виде, формировании новых ориентиров в области образовательных стандартов и т.д. Профессиональная деятельность педагога интенсивно развивается под влиянием новых форм обучения, происходит изменение нормативно-правовой базы, появляются новые подходы в образовании [1 - 8].
ИКТ - это широкое понятие, которое включает в себя системы, процессы, людей, вовлеченных в коммуникацию посредством технологий.
Информационно-коммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют информатизация общества, необходимость изменения подготовки специалистов и распространение в образовательных организациях современной компьютерной техники и программного обеспечения.
Современные тенденции в обществе, стремительное развитие образования, изменение структуры и содержания деятельности всех социальных институтов поставили перед образованием совершенно новые задачи.
Российское образование в современном мире вошло в период основательной качественной трансформации, где одной из приоритетных в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно работать в совершенно новых, динамичных условиях современного Российского образования.
Особым видом профессиональной деятельности педагога является педагогическая деятельность.
Объектом педагогической деятельности является процесс развития людей разного возраста - от воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся школ до обучающихся в высших учебных заведений и учреждениях дополнительного образования.
Предметом педагогической деятельности является организация образовательной деятельности обучающихся.
Педагогическую деятельность необходимо рассматривать как организационно-управленческую деятельность. Управлять означает принимать во внимание природу процесса. Управление процессом обучения учитывает определение места каждого участника процесса, его функций, обязанностей и прав, создание благоприятных условий для лучшего выполнения собственных задач.
Для выполнения педагогических функций современному учителю важно понимать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты и умения. Содержание профессиональной деятельности педагога включает в себя такие функции, как обучающая, воспитательная, организаторская и исследовательская.
В структуре педагогической деятельности выделяются следующие компоненты:
- конструктивные способности - обеспечивают реализацию следующих целей: выбор форм проведения занятий, уроков, структурирования курса, подбор конкретного содержания для всех разделов курса, предмета;
- организаторские способности - служат для организации процесса обучения и для самоорганизации деятельности педагога;
- коммуникативные способности - общение сводится не только к передаче знаний, но и выполняет функцию возбуждения интереса;
- гностический компонент - это система знаний и умений педагога, которые составляют его профессиональную деятельность. Система знаний включает в себя такие знания, как мировоззренческие, общекультурные уровни и уровни специальных знаний [4].
Компетентность педагога определяется развитием у него определенных качеств, а именно: педагогической эрудиции, педагогического целеполагания, педагогического мышления, интуиции, педагогической рефлексии. Любые изменения в профессиональной деятельности требуют от педагога овладение новыми компетенциями, что предполагает дополнительные усилия.
В настоящее время модернизация педагогического образования диктует новые требования к профессиональной деятельности педагога, заключающиеся в применении новых педагогических и социально-педагогических технологий,
использование учебных материалов в электронном виде, формировании новых ориентиров в области образовательных стандартов и т.д. Профессиональная деятельность педагога интенсивно развивается под влиянием новых форм обучения, происходит изменение нормативно-правовой базы, требований к целевым установкам, механизмам, средствам профессиональной подготовки будущих педагогов, повышению квалификации и переподготовке педагогов, появляются новые подходы в образовании.
С вступлением в силу «Закона об образовании в Российской Федерации» [1] закрепляются такие понятия, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, способствующих передаче по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (статья 16, п.1).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (статья 16, п. 2).
Изменения в профессиональной деятельности педагога также обусловлены проектами в сфере образования.
Проекты в сфере образования - это важнейший элемент работы. «Они рождаются там, где ситуация требует конкретных действий, системного подхода, нацеленности на результат. Выявляются наиболее актуальные проблемы и запросы общества, разрабатываются эффективные технологии их решения».
Проектная деятельность - явление не только сугубо школьное. В Российской Федерации часть российских министерств перешла в такой режим работы. Так удобнее решать важные социальные задачи.
Национальный проект РФ «Образование» - это инициатива, направленная на достижение следующих целей:
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Сегодня невозможно представить процесс обучения без использования в образовательных целях инновационных информационных технологий. С помощью информатизации образовательная среда становится информационно-образовательной. Информационная модель обучения включает в себя оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием, обучение студентов и преподавателей его использованию, создание необходимых электронных ресур-
Библиографический список
сов, применение информационных и информационно-деятельностных моделей обучения, совершенствование системы методической поддержки образовательного процесса, повышение информационной культуры и информационно-коммуникационных компетенций всех участников процесса обучения.
Одним из преимуществ информационных технологий является массовость охвата обучающихся. Сегодня большинство студентов предпочитает печатным изданиям учебной литературы и методических пособий цифровые аналоги.
Формирование электронной образовательной среды в настоящее время является необходимым условием организации современного учебного процесса.
Необходимость создания электронной информационно-образовательной среды продиктована требованиями к системе образования, предъявляемыми современными информационным обществом. Использование информационных технологий в образовательном процессе в рамках электронной информационно-образовательной среды изменяет стратегию образования, придает ему инновационный характер и выводит его на совершенно новый, качественный уровень.
Электронная информационно-образовательная среда объединяет электронные информационные и образовательные ресурсы, информационно-телекоммуникационные технологии, технологические средства, используемые для организации дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, что позволяет использовать ее возможности в образовательных, коммуникационных, презентационных целях. Особо следует отметить доступность и открытость электронной информационно-образовательной среды для всех участников процесса образования, что, несомненно, обеспечивает условия для создания комфортной образовательной среды [2].
Требования ФГОС (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г № 413) к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают в себя следующие составляющие:
- использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- в организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, должны быть созданы условия для: реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов. На сегодняшний день во многих школах функционирует электронная образовательная среда, с помощью которой стало возможным автоматизация методических и педагогических задач.
Электронная образовательная среда - это совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных, информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Таким образом, ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога основываются на том, что важными целями и задачами информатизации профессиональной деятельности педагога является запуск нового хода образовательного процесса. Средства ИКТ в руках педагога превращаются из технических средств обучения в инструменты построения электронной образовательной среды. Именно в ней формируется комплекс условий, меняющих процесс обучения.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
2. Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО. Информационные и коммуникационные технологии s образовании. Available at: http://rusere.ru/upload/ ikt-edu.pdf
3. Грешилова И.А. Андрагогические принципы обучения в контексте инновационных образовательных технологий. Образование через всю жизнь: непрерывное образование s интересах устойчивого развития. 2012; Т. 10, № 2: 38 - 40.
4. Дьяконов Б.П., Игошев Б.М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде. Вестник ЧГПУ. 2014; № 5: 59 - 69.
5. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н., Сорокопуд Ю.В. Структура и содержание кодекса профессиональной этики педагога в контексте практической реализации гуманистических идей в образовательной практике. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 4 (65): 159 - 160.
6. Ахмедова Э.М. Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (mind-map) в педагогическом процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 310 - 312.
7. Ахмедова Э.М., Недоповз И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 312 - 314.
8. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 03.08.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Institut informacionnyh tehnologij v obrazovanii YuNESKO. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Available at: http://rusere.ru/upload/ikt-edu.pdf
3. Greshilova I.A. Andragogicheskie principy obucheniya v kontekste innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya. 2012; T. 10, № 2: 38 - 40.
4. D'yakonov B.P., Igoshev B.M. Novye professional'nye roli pedagoga v sovremennoj informacionno-obrazovatel'noj srede. Vestnik ChGPU. 2014; № 5: 59 - 69.
5. Dubovickij I.N., Uvarova N.N., Sorokopud Yu.V. Struktura i soderzhanie kodeksa professional'noj etiki pedagoga v kontekste prakticheskoj realizacii gumanisticheskih idej v obrazovatel'noj praktike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 4 (65): 159 - 160.
6. Ahmedova 'E.M. Aktual'nye aspekty ispol'zovaniya tehnologii intellekt-kart (mind-map) v pedagogicheskom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 310 - 312.
7. Ahmedova 'E.M., Nedopovz I.I. Ispol'zovanie tehnologii kejs-stadi v obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 312 - 314.
8. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.
Статья поступила в редакцию 04.06.20