В.В. НЕСТЕРОВ, И.А. ОБЫНОЧНЫЙ, А.В. ЛУЧИН
V.V. NESTEROV, I.A. OBYNOCHNYY, A.V. LUCHIN
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АГИТАЦИЯ
PROFESSIONAL AGITATIZATION
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ НА ОБУЧЕНИЕ В ВУЗАХ РВСН
NEW APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE TO STUDY AT UNIVERSITIES OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES
Сведения об авторах: Нестеров Владимир Владимирович - начальник отдела военного образования РВСН, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Одинцово. E-mail: [email protected]);
Обыночный Игорь Анатольевич - начальник учебно-методического отдела филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого в г. Серпухове, полковник, кандидат педагогических наук, доцент (г. Серпухов. E-mail: [email protected]);
Лучин Андрей Владимирович - начальник кафедры (электротехники, электроники и электроснабжения ракетных комплексов) филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого в г. Серпухове, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Серпухов. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье раскрывается практика новых профориентаци-онных подходов, используемых вузами РВСН, в целях решения задачи по комплектованию их курсантами (выполнение кадрового заказа).
Ключевые слова: профориентация, агитация, набор курсантов, военные вузы, кандидаты на поступление.
Information about the authors: Vladimir Nesterov - Head of the Military Education Department of the Strategic Missile Forces, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Odintsovo. E-mail: vlanesterov@ yandex.ru);
Igor Obynochnyy - Head of the Educational and Methodological Department of the Branch of the Peter the Great Strategic Missile Forces Military Academy in Serpukhov, Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Serpukhov. E-mail: [email protected]);
Andrey Luchin - Head of the Department (Electrical Engineering, Electronics and Power Supply of Missile Systems) of the Peter the Great Military Academy of Strategic Missile Forces in Serpukhov, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Serpukhov. E-mail: [email protected]).
Summary. The article reveals the practice of new career guidance solutions used by RVSN universities in order to solve the important task of recruiting their cadets and a new set.
Keywords: career guidance, agitation, recruitment of cadets, military university, candidates for admission.
О
Поиск способов повышения качества подготовки офицерских кадров является предметом постоянного внимания Командо-
вания Ракетных войск стратегического назначения (далее - РВСН) и главной задачей подчинённых ему вузов (далее - вузы РВСН).
Очевидно, что качество подготовки выпускника инженерного вуза имеет прямую зависимость от общеобразовательного уровня
Фото 1,2. Работа офицеров-агитаторов в школах регионов
поступивших на обучение кандидатов. Поэтому высшие учебные заведения страны в условиях сложной демографической ситуации постоянно ищут новые формы и методы проведения профориен-тационной работы, позволяющие привлечь в вузы кандидатов с наилучшими показателями общеобразовательной подготовки (ЕГЭ).
Так, например, Казанский федеральный университет для привлечения кандидатов с высоким интеллектуальным потенциалом намерен выплачивать абитуриентам, набравшим (суммарно по трём предметам вступительных испытаний) 300 баллов - 300 тысяч рублей, 200 баллов (по двум предметам вступительных испытаний) - 200 тысяч, 100 баллов (по одному из предметов) - 100 тысяч рублей.
Ряд других вузов, прежде всего столичных, вместо решения задач профессиональной ориентации, занимается откровенным обманом (что, видимо, более соответствует профилю их деятельности), вводя молодёжь в заблуждение совершенно лживыми цифрами якобы огромных средних (!) зарплат «выпускников статусных вузов» и пространными рассуждениями, за сколько лет можно «отбить» плату за обучение в них (стилистика проректора вуза сохранена).
Военные вузы находятся в принципиально другой ситуации. Здесь, наряду с высокими баллами
ЕГЭ, обязательным требованием к кандидату является патриотизм и устойчивая мотивация на военную службу, поэтому набрать таких юношей не простая задача. При этом качество подготовки военных инженеров также имеет прямую зависимость и от общеобразовательного уровня поступивших на обучение кандидатов, поэтому среди военных вузов разворачивается настоящая борьба за абитуриентов.
Для вузов РВСН ситуация усложняется тем, что ими предъявляются существенно более высокие требования к кандидатам на поступление в части результатов изучения точных дисциплин, что объясняется мерой ответственности и сложностью выполнения
командно-инженерных задач будущими офицерами-ракетчиками.
Тем не менее реализуемые в РВСН новые подходы к профессиональной ориентации и агитации, как показал набор 2023 года, позволяют Военной академии РВСН имени Петра Великого и её филиалу (далее - академия, филиал) успешно решать эту непростую задачу. Кратко остановимся на этих подходах.
1. Выстраивание профориен-тационной работы непосредственно в регионах.
Если раньше для успешного проведения профессиональной агитации было достаточно отправить в военные комиссариаты брошюру с информацией о порядке
Фото3. Рост числа кандидатов на поступление в филиал (из опорных регионов РВСН)
Фото 4. Пример сайта школы с размещённой на нём информацией о поступлении
и условиях поступления или буклет с фотографиями из жизни военного вуза, то сегодня это не принесёт результата. Будущие кандидаты, как правило, знакомятся с информацией о военных вузах в военном комиссариате только в год поступления, что не всегда позволяет им сделать правильный выбор.
Поэтому для полного и своевременного охвата потенциальных
■ -I Н^ч*
1 |»«,-Н1ЧП>1
ЩД 1I !■#!! 1И|< 1 Оиы1<| ¡ГТ
ч
^.■Фмази
абитуриентов профориентацион-ная работа вузами РВСН проводится постоянно и непосредственно в регионах страны, имея при этом ряд особенностей:
• работа в регионе всегда начинается с предварительной рекогносцировки, обеспечения связи и взаимодействия с образовательными организациями и администрацией (города, района). Соответствующие обращения к главам
администрации и губернаторам ежегодно готовит Командование РВСН и вузов;
• приоритет в работе с людьми отдаётся опытным (старшим) офицерам, как правило, из числа профессорско-преподавательского состава, имеющим опыт публичных выступлений (см. фото 1,2). При этом учитывается место рождения, проживания, службы офицера-агитатора для использования в полной мере его возможностей, дружеских и родственных связей с регионом;
• профессиональная агитация всегда ведётся с опорой на региональные ветеранские организации, на офицеров-ракетчиков и выпускников вузов РВСН прошлых лет (т.н. региональные представители РВСН);
• профориентационная работа организуется, в первую очередь, в опорных (ежегодно дающих наибольшее число абитуриентов) для РВСН регионах - Ростовской области, Пермском, Краснодарском и Ставропольском краях с созданием на местах, в июле, выездных пунктов приёма;
• используется практика организации профориентационных десантов в регионы Российской Федерации (массовое командирование для проведения агитации офицеров вузов), имеющие наибольший потенциал для комплектования вузов РВСН, которые планируются и проводятся несколько раз в году - осенью, зимой и весной;
• наборная кампания ежегодно должна иметь тенденцию к расширению географии её проведения, прежде всего связанную с местами дислокации частей и соединений РВСН.
Практические результаты такой работы в регионах приведены на
фото 3.
2. Цифровая трансформация профориентационных мероприятий.
Для современной молодёжи (зу-меры, поколение 2) Интернет - это большая часть жизни. Коммуникационные процессы сегодняшних
Фото 5. Внешний вид электронной платформы филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого
Электроннен ^пэтформа Филиала аладдиии РбСМ для регистрации кздщдатйй мл ЛОСтуМНМ
Фото 6. Анализ эффективности работы подразделений
яч
V*
кандидатов на поступление построены, в основном, на общении с помощью смартфонов в мессенд-жерах, социальных сетях, соответственно и агитационная работа должна быть выстроена с учётом таких тенденций. Конечно, из-за активной работы с Интернетом у них развивается т.н. «клиповое» мышление, но при этом современная молодёжь способна охватывать одновременно большие объёмы информации.
Исходя из этого, профессиональная агитация и ориентация среди них ведутся и дистанционно, с использованием интернет-видеоконференций, которые позволяют не только организовать живое общение, дискуссии, но также демонстрацию и отправку необходимого агитационного материала (презентации, видеоролики). Кроме того, такая форма военно-профессиональной ориентации позволяет охватить удалённые населённые пункты (посёлки городского типа, сёла, деревни) страны (см. фото 4).
Также в вузах РВСН разработана электронная платформа, на которой размещена вся необходимая информация о военном вузе (см. фото 5). Вход на платформу доступен через ссылку, рассылаемую в мессенджерах.
Ссылка на электронную платформу наносится на все виды агитационной продукции филиала (в виде ОЯ-кода). При переходе по ссылке открывается электронный ресурс, который позволяет не только ознакомиться с информацией по правилам поступления (посмотреть видео и агитационную продукцию, информацию по каждому факультету и др.), но и записаться кандидатом на поступление. При заполнении формы информация о кандидате, в режиме онлайн, поступает в вуз и в открытом доступе нигде не публикуется.
Полученная информация позволяет осуществлять постоянный мониторинг деятельности агитационных групп филиала - с данными по кандидату в вуз одновременно
поступает информация о том, кто его туда направил.
Электронная платформа позволяет обновлять, добавлять или корректировать информацию в режиме реального времени (к примеру, информацию о продлении сроков наборной кампании, изменении правил приёма и др.). По достигнутой договорённости ОЯ-код размещается и на сайтах образовательных организаций (школ, техникумов).
Для обработки информации, поступающей с электронной платформы, в вузах разработан табличный редактор, который позволяет проводить широкий анализ данных, которые представляют собой визуализированную в виде графиков и диаграмм информацию. Еженедельно в вузах проводится оценка эффективности деятельности подразделений в наборной кампании (см. фото 6), вносятся необходимые коррективы в их работу.
Начиная со второго этапа наборной кампании (январь), организу-
Таблица. Мониторинг статуса кандидатов на поступление
Гтц Я**!* ЕЬГ ело 1+« 1>ш Эф1г ¡+Ш. вот ЛЦ и*. 411 ™ НТО
нитрЩ"» л 1-М 177 да 147 135 ЛИ 1 111 * ■ . » 6
и!)Щ|Л111М .ГЦ <9 2 ] ]< В м 1 г
МЖтуНИО ,ТД т 1 84 1 1 1 1 Л) 1 ( 1
1Д1В и? I на 100 1Щ 15 !« 1 1 □ .:
«ТИП » (14 ио 171 7 ¡97 1 1 ? . ' [
лучлп (М оиргл') 111 1 и а а * ¡7 1
Б? ПЛЭ№1|рОБ-11 ТОСТуШП 1 13 1: 1 1
ЩИ НС HZOUII.Hl 1<В 1 1Т 13 т 3? 3 I I
ПТЫЗ, >1 ИПь ¡К 'а да I-*' 1И4 Г-- 47 111<>
оО ЕН-Г1 :■ :■ деъ ■ 97" * 1М>» 93 "а 1«Ис 974» 1№с 1МЧ 97*1. ИК1*> ]0П>1
Фото 7. Анализ эффективности работы подразделений
ется персональная связь с зарегистрировавшимися на электронной платформе кандидатами для подтверждения их статуса («подтверждаю поступление», «не определился», «не планировал поступать», «отказ», «оформляю личное дело» (см. таблицу).
Результаты адресного контроля формируются в виде диаграмм с детализацией для каждого подразделения вуза (см. фото 7).
Использование электронной платформы в организации военно-профессиональной ориентации позволяет:
• значимо увеличить охват потенциальных кандидатов на поступление независимо от их удалённости (школы сельской местности);
• адаптироваться к особенностям восприятия информации современными кандидатами - ознакомить их со специальностями набора, правилами поступления, минимальными баллами ЕГЭ в едином информационном пакете;
• оперативно доводить необходимую информацию;
• организовать онлайн-общение (в т.ч. регистрацию) с каждым кандидатом.
Электронная платформа в 20212023 гг. прошла практическую апробацию в вузах РВСН, успешно функционирует и является удобным инструментом организации профориентационной работы.
3. Наращивание работы с суворовскими военными и президентскими кадетскими училищами.
Командованием и вузами РВСН особое внимание уделяется привлечению в академию и её филиал
молодёжи, прошедшей раннюю профессиональную ориентацию на выбор профессии офицера. Массовая подготовка таких кандидатов (ежегодный выпуск - более 1500 человек) осуществляется в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДОО).
Командующему РВСН подчинена одна из таких образовательных организаций - Пермское суворовское военное училище (далее - училище). Качество обучения в нём соответствует требованиям к будущему курсанту политехнического вуза - на «хорошо» и «отлично» учатся 75% суворовцев. Ежегодно из училища 20-25 человек поступают в академию и её филиал (40-45% выпуска), ещё столько же - в другие военные вузы.
Подобные результаты имеют и другие ДОО, поэтому РВСН всячески наращивает работу с ними. В том числе:
• организацию профессиональной агитации проведением взаимных стажировок и практик суворовцев, кадет и курсантов. Так, в 2023 году профориентационной практикой были охвачены четыре ДОО: Пермское СВУ, Ставропольское, Кемеровское и Оренбургское ПКУ. Проводились как стажировка курсантов вузов РВСН в ДОО, так и практика воспитанников старших классов в академии и её филиале. Целесообразность такого взаимодействия обусловлена тем, что наилучшие результаты в военно-профессиональной ориентации молодёжи приносит общение со
сверстниками, близкими по возрасту;
• реализацию различных форм общения курсантов и суворовцев (кадет) в ходе научной, учебной и воспитательной деятельности. В прошедшем учебном году в РВСН проведено 9 совместных олимпиад, конкурсов и конференций между вузами РВСН и ДОО;
• непосредственную работу представителей вузов РВСН в специализированных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации (профессиональная агитация);
• профориентационную практику суворовцев и кадет старших классов непосредственно в войсках.
В 2023 году наращивание РВСН профориентационной работы с суворовскими военными и президентскими кадетскими училищами принесло положительный результат, в академию и её филиал поступило 70 их воспитанников.
Разумеется, нельзя свести все мероприятия профессиональной ориентации и агитации молодёжи на поступление в военные вузы только к перечисленным формам работы. Это лишь её отдельные, пусть и достаточно весомые, элементы. Тем не менее их плановая реализация в сочетании с грамотным руководством наборной кампании и осознанием значимости её проведения всем личным составом вуза - залог успеха в выполнении кадрового заказа и обеспечении количественных и качественных показателей набора курсантов.