Научная статья на тему '«МОЙ ВЫБОР – ВЕРНЫЙ!». ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ'

«МОЙ ВЫБОР – ВЕРНЫЙ!». ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное образование / подготовка офицерских кадров / суворовское военное училище / военно-профессиональная ориентация / military education / training of officers / Suvorov Military School / military career guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурбин Андрей Анатольевич, Брусов Дмитрий Юрьевич

В статье рассмотрены особенности военно-профессиональной ориентации воспитанников Пермского суворовского военного училища и гражданской молодёжи Пермского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурбин Андрей Анатольевич, Брусов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MY CHOICE IS THE RIGHT ONE!». SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE PRACTICE IN PERM SUVOROV MILITARY SCHOOL

The article deals with specifics of the organization of career guidance practice with students of the Perm Suvorov Military School and civilian youth of Perm region.

Текст научной работы на тему ««МОЙ ВЫБОР – ВЕРНЫЙ!». ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ»

А.А. БУРБИН, Д.Ю. БРУСОВ

A.A. BURBIN, D.YU. BRUSOV

«МОИ ВЫБОР - ВЕРНЫЙ!»

«MY CHOICE IS THE RIGHT ONE!»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE PRACTICE IN PERM SUVOROV MILITARY SCHOOL

Сведения об авторах: Бурбин Андрей Анатольевич - заместитель командующего Ракетными войсками стратегического назначения, генерал-лейтенант (г. Москва. E-mail: [email protected]);

Брусов Дмитрий Юрьевич - главный инспектор отдела военного образования РВСН, подполковник (г. Москва. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье рассмотрены особенности военно-профессиональной ориентации воспитанников Пермского суворовского военного училища и гражданской молодёжи Пермского края.

Ключевые слова: военное образование, подготовка офицерских кадров, суворовское военное училище, военно-профессиональная ориентация.

Information about the authors: Andrey Burbin - the Deputy Commander of Strategic Missile Forces, Lieutenant General (Moscow. E-mail: [email protected]);

Dmitry Brusov - the Chief Inspector of the Military Education Department of Strategic Missile Forces, Lieutenant Colonel (Moscow. E-mail: [email protected]).

Summary. The article deals with specifics of the organization of career guidance practice with students of the Perm Suvorov Military School and civilian youth of Perm region.

Keywords: military education, training of officers, Suvorov Military School, military career guidance.

Офицерский корпус России во все времена считался привилегированной частью общества и являлся особой социально-профессиональной группой. В настоящее время профессия офицера Вооружённых Сил Российской Федерации входит в тройку рейтинга наиболее востребованных, что свидетельствует о высоком статусе как военнослужащих, так и военного образования в целом.

Для воспроизводства высококвалифицированных офицерских кадров в России уже более 300 лет существует военная школа, которая удачно сочетает в себе традиционные и инновационные черты и вписывается в основной постулат

концепции непрерывного образования (образование через всю жизнь).

В Ракетных войсках стратегического назначения (далее -РВСН) начальную ступень раннего воинского обучения и воспитания с 2015 года реализует Пермское суворовское военное училище (далее - Пермское СВУ, училище), которое в рамках концепции непрерывного образования целенаправленно готовит воспитанников к дальнейшему обучению в вузах Минобороны России и офицерской службе. Основная задача командования, воспитателей и педагогического коллектива училища состоит в подготовке суворовцев

с достаточным общеобразовательным уровнем, прежде всего в части точных дисциплин, обладающих первичными командно-методическими навыками и мотивированных к дальнейшей офицерской карьере. Состояние и совершенствование системы подготовки воспитанников, комплектование педагогического и воспитательного состава училища лучшими офицерами с войсковым опытом и квалифицированными педагогическими кадрами являются предметом самого пристального внимания Командования РВСН.

В системе военного образования РВСН подготовить выпускника с высокими результатами единого

государственного экзамена - только половина дела. Для формирования будущего офицера, суворовца необходимо профессионально сориентировать на дальнейшую военную службу, воспитывать, прививать ему первичные командно-методические навыки.

Такая работа планово организована в Пермском СВУ. Военно-профессиональная ориентация суворовцев проводится непрерывно в течение всего периода обучения, как комплекс увязанных между собой административных, воспитательных и учебных мероприятий руководящего состава, педагогов и воспитателей, осуществляемых как в учебное, так и в свободное от занятий время. Необходимо отметить, что формирование офицерских качеств и навыков суворовцев (а, в дальнейшем, и курсантов) обеспечивается всей образцовой военной средой военной образовательной организации и представляет собой цельную, сложившуюся с годами систему. Её невозможно воспроизвести в обычной школе, она представляет собой совокупность взаимосвязанных приёмов, педагогических средств, форм и методов обучения и воспитания, которые позволяют в конечном итоге (после окончания военного вуза) подготовить командира-единоначальника в лучших традициях русского офицерского корпуса.

В рамках учебных занятий, воспитательной работы и мероприятий повседневной деятельности воспитанники с юных лет знакомятся с составом Вооружённых Сил Российской Федерации, РВСН, перспективами их развития, порядком и особенностями прохождения военной службы, что в дальнейшем становится решающим фактором в выборе профессии. Немаловажен для становления и воспитания будущих офицеров и тот факт, что территориально Пермское СВУ находится на месте дислокации 52-й ракетной Тарнопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого II степени

и Красной Звезды дивизии (Пермский край, ЗАТО «Звёздный»).

Там же, в годы Великой Отечественной войны шло формирование артиллерийских бригад для отправки на фронт, а в 1950 годах ЗАТО посещал командующий Уральским военным округом маршал Г. К. Жуков.

Одним из эффективных способов решения проблемы профессионального самоопределения и становления обучающихся Пермского СВУ является тесная связь училища с повседневной деятельностью РВСН. Участие суворовцев в мероприятиях вузов РВСН и войск, личное общение с курсантами и офицерами мотивируют их к военной службе. Такое сотрудничество подразумевает реализацию целого комплекса мероприятий, в том числе, в организации образовательного процесса и в вопросах повседневной деятельности. Эти мероприятия органично входят в систему взаимодействия училища с РВСН, которая имеет градации по возрасту суворовцев и в самом общем виде выглядит следующим образом.

В училище, в течение всего периода обучения воспитанников, реализуется Программа внеурочной деятельности «Сегодня - суворовец, завтра - офицер-ракетчик» (далее - Программа).

Начальный этап её реализации (5-7 классы) называется «Я - бу-

дущий офицер». На этом этапе происходит развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к военно-профессиональной деятельности; появляются представления о возможности приобретения первоначального опыта в военном деле через формирование первичных командно-методических навыков. Этому способствует исполнение суворовцами специальных обязанностей в роли младших командиров, что позволяет соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми военной профессией.

Основной формой реализации данного этапа Программы являются военно-тактические и военно-спортивные игры, которые организуются для детей на базе Пермского СВУ.

Например, офицерами-ракетчиками из числа воспитателей училища проводится военная игра «Будни ракетного дивизиона», в ходе которой суворовцы принимают участие в тренировке по приведению подразделений в высшие степени боевой готовности (подъём по тревоге, выход к месту сбора, построение по боевому расчёту). Особенностью проведения данного мероприятия является использование Музея командного пункта 52-й ракетной дивизии, расположенного рядом с училищем.

В ходе этого этапа профессиональная ориентация происходит опосредованно, в игровой и занимательной форме. Аналогичный эффект имеют реконструкции военно-исторических событий, которые вызывают большой интерес у обучающихся. Так, в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне суворовцами Пермского СВУ была проведена игровая реконструкция Битвы под Москвой.

Следует отметить, что военно-профессиональная ориентация суворовцев активно осуществляется и через все виды учебных занятий. Военная составляющая прописана в рабочих программах и реализуется преподавателями на уроках через содержание учебных задач, текстов, обращения к памятным датам и событиям военной истории.

О накопленном опыте и авторитете училища в регионе свидетельствует то, что в ноябре 2022 года Пермское СВУ являлось организатором курсов повышения квалификации для педагогов кадетских школ и юнармейских классов г. Перми и Пермского края «Практики гражданско-патриоти-ческого воспитания в кадетском и суворовском образовании». Мастер-классы и обмен передовым опытом провели 46 работников Пермского СВУ из числа преподавателей, воспитателей, методистов,

педагогов-организаторов и педагогов-психологов.

Основной этап реализации Программы приходится на 8-9 классы, он называется «Есть такая профессия - Родину защищать!».

На нём происходит:

• уточнение образовательного и профориентационного запроса суворовцев в ходе внеурочной деятельности, курсов по выбору, групповых и индивидуальных консультаций воспитанников с целью выявления и формирования у них решения о выборе конкретных военных специальностей по направлениям подготовки вузов РВСН и Минобороны России;

• формирование образовательной потребности, соответствующей интересам, способностям и ценностным ориентациям обучающихся.

Основным содержанием организации профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов является создание условий для понимания суворовцами, в какой военной профессии или специальности продолжить развивать свой образовательный интерес, который вполне сформировался и уже осознаётся воспитанниками.

Для этого в Пермском СВУ реализуется ряд уникальных про-фориентационных мероприятий, например, летняя практика для обучающихся 8 классов, в ходе которой систематизируются и рас-

ширяются знания суворовцев о военных специальностях, каждым обучающимся формируется индивидуальный образовательный маршрут для осознанного поступления в конкретный военный вуз. В ходе её проведения суворовцы изучают истоки выбора военной профессии, информационные и образовательные ресурсы вузов, проводят встречи с действующими офицерами и ветеранами РВСН. Одной из оригинальных форм при этом является проведение проектной сессии «Офицер - профессия будущего», участники которой через проектирование будущего находят своё место в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Подготовка к защите индивидуальных образовательных маршрутов восьмиклассниками осуществляется в ходе летнего каникулярного отпуска в качестве индивидуального задания, а его защита - в начале очередного учебного года перед офицерами Командования РВСН.

Во второй четверти обучения с девятиклассниками проводятся анализ достигнутых ими промежуточных результатов и при необходимости корректировка индивидуальных образовательных маршрутов. В третьей четверти организуется защита личностно-ориентированного индивидуального образовательного проекта «Это мой выбор». В ходе презентации обучающиеся представляют выбранную военную специальность и соответствующий военный вуз, а также докладывают необходимые для поступления в него образовательные результаты.

Завершающий этап реализации Программы (9-11 классы) «Мой выбор - верный!».

На этом этапе в особое направление выделена работа по формированию индивидуальных образовательных программ обучающихся старших классов к поступлению в вузы РВСН. В течение всего учебного года суворовцы-старшеклассники более подробно знакомятся

со специальностями подготовки и кафедрами вузов РВСН. В этих целях с ними на постоянной основе организуются и проводятся онлайн-встречи с преподавателями и выпускниками училища -курсантами, что позволяет суворовцам более осознанно получить информацию об обучении в вузе и дальнейшей службе в РВСН в соответствии с выбранной специальностью.

Такая организация профори-ентационной работы со старшеклассниками позволяет состояться осознанному выбору ими военной профессии, формирует умение обосновывать его, брать на себя ответственность за результаты своего образования и мотивирует суворовцев на высокие результаты в обучении, олимпиадах, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Суворовцам оказывается всесторонняя помощь в окончательном выборе военной специальности; проводится оценка готовности их к поступлению в военные вузы; обсуждение и возможные корректировки их дальнейших образовательных и профессиональных планов.

Одним из значимых профори-ентационных событий является ежегодная организация и проведение на базе Пермского СВУ практики курсантов вузов РВСН в должности командиров суворовских подразделений. В ходе практики происходит тесное взаимодействие курсантов и суворовцев как на учебных занятиях, так и в повседневной, внеурочной деятельности. Старшие товарищи, практически сверстники, становятся личным примером для суворовцев.

При этом взаимодействие училища с военным вузом не носит односторонний характер, оно взаимовыгодно, поскольку вуз заинтересован в суворовцах-выпускниках, у которых сформированы первичные воинские навыки (в отличие от гражданской

молодёжи) и мотивация к учёбе в военном вузе, а выбор конкретной военной специальности уже осознанный.

Важным профориентационным потенциалом для обучающихся 10-11 классов обладает элективный курс «Особенности военной службы в Ракетных войсках стратегического назначения». Его цель - профессиональная ориентация обучающихся на дальнейшую службу в РВСН, получение первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для продолжения обучения в военном вузе.

Для воспитанников, после окончания 10 класса, организуются военно-спортивные сборы, предусмотренные образовательной программой (полевые учебные сборы) на базе вузов РВСН. При проведении сборов проходит ознакомление суворовцев с вузами РВСН, образцами ракетной техники, порядком обучения в высшей школе. Делается всё, чтобы их пребывание в вузах РВСН не было скучным.

Для обучающихся 11 классов, в рамках элективного курса, организуются практические занятия на базе одного из соединений РВСН (войсковая практика). В ходе их проведения суворовцами изучаются особенности прохождения службы в одной из ракетных дивизий. Суворовцы

встречаются с командованием и офицерами дивизии, принимают участие в практических занятиях по подготовке механиков-водителей, подразделений антитеррора, в смене дежурных сил и в других мероприятиях повседневной деятельности войсковых частей и соединений РВСН.

Ещё одним важным профориентационным приёмом, интегрированным в содержание обучения суворовцев 10-х классов, являются разработка и защита проектов, которые обучающиеся выполняют в течение учебного года в рамках учебного предмета «Индивидуальный проект». Так в 2022/23 учебном году суворовцами Пермского СВУ успешно защищены индивидуальные проекты по следующим темам, имеющим значимый профориентационный эффект: «Я - будущий офицер»; «После нас тишина»; «Сегодня суворовец - завтра офицер РВСН»; «История боевого железнодорожного ракетного комплекса на Пермской земле».

Результаты проектных работ суворовцев в виде профориента-ционного кейса, интерактивной карты с данными о выпускниках Пермского СВУ - курсантах вузов Минобороны России, рекламного видеоролика об училище и о вузах РВСН, интерактивной игры активно используются при проведении внеурочных мероприятий с вос-

питанниками младших классов и при проведении агитационных мероприятий.

Заключительным профориен-тационным мероприятием для суворовцев является вручение на выпуске, вместе с аттестатом, методического пособия по основам организации самостоятельной учебной деятельности курсанта и справочника по основам военной подготовки.

В них раскрываются основные вопросы организации самостоятельной деятельности курсанта-первокурсника, права и обязанности военнослужащих, система работы по поддержанию внутреннего порядка и обучению личного состава, изложены основные требования руководящих документов Минобороны России и нормативы. Данные пособия, по сути, являются настольными книгами будущего

курсанта и позволят первокурсникам быстрее адаптироваться к военному вузу.

Сложившаяся система профо-риентационной работы Пермского СВУ формирует у воспитанников училища командно-методические навыки и внутреннюю мотивацию к осознанному выбору военной профессии, закладывает базовые знания по основам военной подготовки и успешно работает. Значимыми её результатами можно считать то, что качество обучения в Пермском СВУ соответствует требованиям Командования РВСН - на «хорошо» и «отлично» 2022/23 учебный год закончили 72% суворовцев и 85% выпускников в 2023 году поступили в военные вузы, причём половина из них - в вузы РВСН.

В настоящее время Пермское СВУ является неотъемлемой частью системы военного образования РВСН и успешно решает поставленные задачи по начальной (довузовской) подготовке кадров к военной службе.

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

Б.Е. Андюсев, Н.Я. Артамонова, Н.В. Барсукова Великая Отечественная война в истории Енисейской Сибири

Монография: в 5 т. Т. 3. 1943 год / Б.Е. Андюсев, Н.Я. Артамонова, Н.В. Барсукова [и др.]; науч. рук. творч. коллектива Е.Н. Гарин; зам. науч. рук. творч. коллектива М.Д. Северьянов. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2023. - 280 с.

Третий том монографии «Великая Отечественная война в истории Енисейской Сибири» посвящён коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны в 1943 году. Основной акцент сделан на анализе и оценке боевых действий 374-й, 378-й и 382-й стрелковых дивизий, 140-й отдельной стрелковой бригады по прорыву блокады Ленинграда. Раскрывается деятельность местных органов власти, военкоматов по подготовке снайперов, лётчиков-истребителей, организации и проведению призыва в армию молодёжи 1926 года рождения, мобилизации в армию женщин, подготовке пополнения для Действующей армии. Отдельная глава посвящена вкладу в обеспечение боевых действий железнодорожников, тружеников села и Крайнего Севера, организации патриотического воспитания населения средствами художественной культуры, развитию физкультурно-массовой работы. Предназначено широкому кругу читателей.

6[.пикан опчшнмия юяч*

бКТАРИЦ ^ЩеЦйЗЙШЕИРК

1943 ГОД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.