А.А. БУРБИН, Д.Ю. БРУСОВ
A.A. BURBIN, D.YU. BRUSOV
«МОИ ВЫБОР - ВЕРНЫЙ!»
«MY CHOICE IS THE RIGHT ONE!»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПЕРМСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ
SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE PRACTICE IN PERM SUVOROV MILITARY SCHOOL
Сведения об авторах: Бурбин Андрей Анатольевич - заместитель командующего Ракетными войсками стратегического назначения, генерал-лейтенант (г. Москва. E-mail: [email protected]);
Брусов Дмитрий Юрьевич - главный инспектор отдела военного образования РВСН, подполковник (г. Москва. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассмотрены особенности военно-профессиональной ориентации воспитанников Пермского суворовского военного училища и гражданской молодёжи Пермского края.
Ключевые слова: военное образование, подготовка офицерских кадров, суворовское военное училище, военно-профессиональная ориентация.
Information about the authors: Andrey Burbin - the Deputy Commander of Strategic Missile Forces, Lieutenant General (Moscow. E-mail: [email protected]);
Dmitry Brusov - the Chief Inspector of the Military Education Department of Strategic Missile Forces, Lieutenant Colonel (Moscow. E-mail: [email protected]).
Summary. The article deals with specifics of the organization of career guidance practice with students of the Perm Suvorov Military School and civilian youth of Perm region.
Keywords: military education, training of officers, Suvorov Military School, military career guidance.
Офицерский корпус России во все времена считался привилегированной частью общества и являлся особой социально-профессиональной группой. В настоящее время профессия офицера Вооружённых Сил Российской Федерации входит в тройку рейтинга наиболее востребованных, что свидетельствует о высоком статусе как военнослужащих, так и военного образования в целом.
Для воспроизводства высококвалифицированных офицерских кадров в России уже более 300 лет существует военная школа, которая удачно сочетает в себе традиционные и инновационные черты и вписывается в основной постулат
концепции непрерывного образования (образование через всю жизнь).
В Ракетных войсках стратегического назначения (далее -РВСН) начальную ступень раннего воинского обучения и воспитания с 2015 года реализует Пермское суворовское военное училище (далее - Пермское СВУ, училище), которое в рамках концепции непрерывного образования целенаправленно готовит воспитанников к дальнейшему обучению в вузах Минобороны России и офицерской службе. Основная задача командования, воспитателей и педагогического коллектива училища состоит в подготовке суворовцев
с достаточным общеобразовательным уровнем, прежде всего в части точных дисциплин, обладающих первичными командно-методическими навыками и мотивированных к дальнейшей офицерской карьере. Состояние и совершенствование системы подготовки воспитанников, комплектование педагогического и воспитательного состава училища лучшими офицерами с войсковым опытом и квалифицированными педагогическими кадрами являются предметом самого пристального внимания Командования РВСН.
В системе военного образования РВСН подготовить выпускника с высокими результатами единого
государственного экзамена - только половина дела. Для формирования будущего офицера, суворовца необходимо профессионально сориентировать на дальнейшую военную службу, воспитывать, прививать ему первичные командно-методические навыки.
Такая работа планово организована в Пермском СВУ. Военно-профессиональная ориентация суворовцев проводится непрерывно в течение всего периода обучения, как комплекс увязанных между собой административных, воспитательных и учебных мероприятий руководящего состава, педагогов и воспитателей, осуществляемых как в учебное, так и в свободное от занятий время. Необходимо отметить, что формирование офицерских качеств и навыков суворовцев (а, в дальнейшем, и курсантов) обеспечивается всей образцовой военной средой военной образовательной организации и представляет собой цельную, сложившуюся с годами систему. Её невозможно воспроизвести в обычной школе, она представляет собой совокупность взаимосвязанных приёмов, педагогических средств, форм и методов обучения и воспитания, которые позволяют в конечном итоге (после окончания военного вуза) подготовить командира-единоначальника в лучших традициях русского офицерского корпуса.
В рамках учебных занятий, воспитательной работы и мероприятий повседневной деятельности воспитанники с юных лет знакомятся с составом Вооружённых Сил Российской Федерации, РВСН, перспективами их развития, порядком и особенностями прохождения военной службы, что в дальнейшем становится решающим фактором в выборе профессии. Немаловажен для становления и воспитания будущих офицеров и тот факт, что территориально Пермское СВУ находится на месте дислокации 52-й ракетной Тарнопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого II степени
и Красной Звезды дивизии (Пермский край, ЗАТО «Звёздный»).
Там же, в годы Великой Отечественной войны шло формирование артиллерийских бригад для отправки на фронт, а в 1950 годах ЗАТО посещал командующий Уральским военным округом маршал Г. К. Жуков.
Одним из эффективных способов решения проблемы профессионального самоопределения и становления обучающихся Пермского СВУ является тесная связь училища с повседневной деятельностью РВСН. Участие суворовцев в мероприятиях вузов РВСН и войск, личное общение с курсантами и офицерами мотивируют их к военной службе. Такое сотрудничество подразумевает реализацию целого комплекса мероприятий, в том числе, в организации образовательного процесса и в вопросах повседневной деятельности. Эти мероприятия органично входят в систему взаимодействия училища с РВСН, которая имеет градации по возрасту суворовцев и в самом общем виде выглядит следующим образом.
В училище, в течение всего периода обучения воспитанников, реализуется Программа внеурочной деятельности «Сегодня - суворовец, завтра - офицер-ракетчик» (далее - Программа).
Начальный этап её реализации (5-7 классы) называется «Я - бу-
дущий офицер». На этом этапе происходит развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к военно-профессиональной деятельности; появляются представления о возможности приобретения первоначального опыта в военном деле через формирование первичных командно-методических навыков. Этому способствует исполнение суворовцами специальных обязанностей в роли младших командиров, что позволяет соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми военной профессией.
Основной формой реализации данного этапа Программы являются военно-тактические и военно-спортивные игры, которые организуются для детей на базе Пермского СВУ.
Например, офицерами-ракетчиками из числа воспитателей училища проводится военная игра «Будни ракетного дивизиона», в ходе которой суворовцы принимают участие в тренировке по приведению подразделений в высшие степени боевой готовности (подъём по тревоге, выход к месту сбора, построение по боевому расчёту). Особенностью проведения данного мероприятия является использование Музея командного пункта 52-й ракетной дивизии, расположенного рядом с училищем.
В ходе этого этапа профессиональная ориентация происходит опосредованно, в игровой и занимательной форме. Аналогичный эффект имеют реконструкции военно-исторических событий, которые вызывают большой интерес у обучающихся. Так, в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне суворовцами Пермского СВУ была проведена игровая реконструкция Битвы под Москвой.
Следует отметить, что военно-профессиональная ориентация суворовцев активно осуществляется и через все виды учебных занятий. Военная составляющая прописана в рабочих программах и реализуется преподавателями на уроках через содержание учебных задач, текстов, обращения к памятным датам и событиям военной истории.
О накопленном опыте и авторитете училища в регионе свидетельствует то, что в ноябре 2022 года Пермское СВУ являлось организатором курсов повышения квалификации для педагогов кадетских школ и юнармейских классов г. Перми и Пермского края «Практики гражданско-патриоти-ческого воспитания в кадетском и суворовском образовании». Мастер-классы и обмен передовым опытом провели 46 работников Пермского СВУ из числа преподавателей, воспитателей, методистов,
педагогов-организаторов и педагогов-психологов.
Основной этап реализации Программы приходится на 8-9 классы, он называется «Есть такая профессия - Родину защищать!».
На нём происходит:
• уточнение образовательного и профориентационного запроса суворовцев в ходе внеурочной деятельности, курсов по выбору, групповых и индивидуальных консультаций воспитанников с целью выявления и формирования у них решения о выборе конкретных военных специальностей по направлениям подготовки вузов РВСН и Минобороны России;
• формирование образовательной потребности, соответствующей интересам, способностям и ценностным ориентациям обучающихся.
Основным содержанием организации профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов является создание условий для понимания суворовцами, в какой военной профессии или специальности продолжить развивать свой образовательный интерес, который вполне сформировался и уже осознаётся воспитанниками.
Для этого в Пермском СВУ реализуется ряд уникальных про-фориентационных мероприятий, например, летняя практика для обучающихся 8 классов, в ходе которой систематизируются и рас-
ширяются знания суворовцев о военных специальностях, каждым обучающимся формируется индивидуальный образовательный маршрут для осознанного поступления в конкретный военный вуз. В ходе её проведения суворовцы изучают истоки выбора военной профессии, информационные и образовательные ресурсы вузов, проводят встречи с действующими офицерами и ветеранами РВСН. Одной из оригинальных форм при этом является проведение проектной сессии «Офицер - профессия будущего», участники которой через проектирование будущего находят своё место в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Подготовка к защите индивидуальных образовательных маршрутов восьмиклассниками осуществляется в ходе летнего каникулярного отпуска в качестве индивидуального задания, а его защита - в начале очередного учебного года перед офицерами Командования РВСН.
Во второй четверти обучения с девятиклассниками проводятся анализ достигнутых ими промежуточных результатов и при необходимости корректировка индивидуальных образовательных маршрутов. В третьей четверти организуется защита личностно-ориентированного индивидуального образовательного проекта «Это мой выбор». В ходе презентации обучающиеся представляют выбранную военную специальность и соответствующий военный вуз, а также докладывают необходимые для поступления в него образовательные результаты.
Завершающий этап реализации Программы (9-11 классы) «Мой выбор - верный!».
На этом этапе в особое направление выделена работа по формированию индивидуальных образовательных программ обучающихся старших классов к поступлению в вузы РВСН. В течение всего учебного года суворовцы-старшеклассники более подробно знакомятся
со специальностями подготовки и кафедрами вузов РВСН. В этих целях с ними на постоянной основе организуются и проводятся онлайн-встречи с преподавателями и выпускниками училища -курсантами, что позволяет суворовцам более осознанно получить информацию об обучении в вузе и дальнейшей службе в РВСН в соответствии с выбранной специальностью.
Такая организация профори-ентационной работы со старшеклассниками позволяет состояться осознанному выбору ими военной профессии, формирует умение обосновывать его, брать на себя ответственность за результаты своего образования и мотивирует суворовцев на высокие результаты в обучении, олимпиадах, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Суворовцам оказывается всесторонняя помощь в окончательном выборе военной специальности; проводится оценка готовности их к поступлению в военные вузы; обсуждение и возможные корректировки их дальнейших образовательных и профессиональных планов.
Одним из значимых профори-ентационных событий является ежегодная организация и проведение на базе Пермского СВУ практики курсантов вузов РВСН в должности командиров суворовских подразделений. В ходе практики происходит тесное взаимодействие курсантов и суворовцев как на учебных занятиях, так и в повседневной, внеурочной деятельности. Старшие товарищи, практически сверстники, становятся личным примером для суворовцев.
При этом взаимодействие училища с военным вузом не носит односторонний характер, оно взаимовыгодно, поскольку вуз заинтересован в суворовцах-выпускниках, у которых сформированы первичные воинские навыки (в отличие от гражданской
молодёжи) и мотивация к учёбе в военном вузе, а выбор конкретной военной специальности уже осознанный.
Важным профориентационным потенциалом для обучающихся 10-11 классов обладает элективный курс «Особенности военной службы в Ракетных войсках стратегического назначения». Его цель - профессиональная ориентация обучающихся на дальнейшую службу в РВСН, получение первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для продолжения обучения в военном вузе.
Для воспитанников, после окончания 10 класса, организуются военно-спортивные сборы, предусмотренные образовательной программой (полевые учебные сборы) на базе вузов РВСН. При проведении сборов проходит ознакомление суворовцев с вузами РВСН, образцами ракетной техники, порядком обучения в высшей школе. Делается всё, чтобы их пребывание в вузах РВСН не было скучным.
Для обучающихся 11 классов, в рамках элективного курса, организуются практические занятия на базе одного из соединений РВСН (войсковая практика). В ходе их проведения суворовцами изучаются особенности прохождения службы в одной из ракетных дивизий. Суворовцы
встречаются с командованием и офицерами дивизии, принимают участие в практических занятиях по подготовке механиков-водителей, подразделений антитеррора, в смене дежурных сил и в других мероприятиях повседневной деятельности войсковых частей и соединений РВСН.
Ещё одним важным профориентационным приёмом, интегрированным в содержание обучения суворовцев 10-х классов, являются разработка и защита проектов, которые обучающиеся выполняют в течение учебного года в рамках учебного предмета «Индивидуальный проект». Так в 2022/23 учебном году суворовцами Пермского СВУ успешно защищены индивидуальные проекты по следующим темам, имеющим значимый профориентационный эффект: «Я - будущий офицер»; «После нас тишина»; «Сегодня суворовец - завтра офицер РВСН»; «История боевого железнодорожного ракетного комплекса на Пермской земле».
Результаты проектных работ суворовцев в виде профориента-ционного кейса, интерактивной карты с данными о выпускниках Пермского СВУ - курсантах вузов Минобороны России, рекламного видеоролика об училище и о вузах РВСН, интерактивной игры активно используются при проведении внеурочных мероприятий с вос-
питанниками младших классов и при проведении агитационных мероприятий.
Заключительным профориен-тационным мероприятием для суворовцев является вручение на выпуске, вместе с аттестатом, методического пособия по основам организации самостоятельной учебной деятельности курсанта и справочника по основам военной подготовки.
В них раскрываются основные вопросы организации самостоятельной деятельности курсанта-первокурсника, права и обязанности военнослужащих, система работы по поддержанию внутреннего порядка и обучению личного состава, изложены основные требования руководящих документов Минобороны России и нормативы. Данные пособия, по сути, являются настольными книгами будущего
курсанта и позволят первокурсникам быстрее адаптироваться к военному вузу.
Сложившаяся система профо-риентационной работы Пермского СВУ формирует у воспитанников училища командно-методические навыки и внутреннюю мотивацию к осознанному выбору военной профессии, закладывает базовые знания по основам военной подготовки и успешно работает. Значимыми её результатами можно считать то, что качество обучения в Пермском СВУ соответствует требованиям Командования РВСН - на «хорошо» и «отлично» 2022/23 учебный год закончили 72% суворовцев и 85% выпускников в 2023 году поступили в военные вузы, причём половина из них - в вузы РВСН.
В настоящее время Пермское СВУ является неотъемлемой частью системы военного образования РВСН и успешно решает поставленные задачи по начальной (довузовской) подготовке кадров к военной службе.
НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ
Б.Е. Андюсев, Н.Я. Артамонова, Н.В. Барсукова Великая Отечественная война в истории Енисейской Сибири
Монография: в 5 т. Т. 3. 1943 год / Б.Е. Андюсев, Н.Я. Артамонова, Н.В. Барсукова [и др.]; науч. рук. творч. коллектива Е.Н. Гарин; зам. науч. рук. творч. коллектива М.Д. Северьянов. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2023. - 280 с.
Третий том монографии «Великая Отечественная война в истории Енисейской Сибири» посвящён коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны в 1943 году. Основной акцент сделан на анализе и оценке боевых действий 374-й, 378-й и 382-й стрелковых дивизий, 140-й отдельной стрелковой бригады по прорыву блокады Ленинграда. Раскрывается деятельность местных органов власти, военкоматов по подготовке снайперов, лётчиков-истребителей, организации и проведению призыва в армию молодёжи 1926 года рождения, мобилизации в армию женщин, подготовке пополнения для Действующей армии. Отдельная глава посвящена вкладу в обеспечение боевых действий железнодорожников, тружеников села и Крайнего Севера, организации патриотического воспитания населения средствами художественной культуры, развитию физкультурно-массовой работы. Предназначено широкому кругу читателей.
6[.пикан опчшнмия юяч*
бКТАРИЦ ^ЩеЦйЗЙШЕИРК
1943 ГОД