Научная статья на тему 'Система подготовки кадров в Ракетных войсках стратегического назначения как элемент российской системы образования'

Система подготовки кадров в Ракетных войсках стратегического назначения как элемент российской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Военное образование / высшая военная школа / подготовка кадров в интересах Ракетных войск стратегического назначения / непрерывное образование / бакалавриат / специалитет / магистратура / выход России из Болонской системы / Military education / higher military school / personnel training in the interests of the Strategic Rocket Forces / continuing education / bachelor’s degree / specialization / master’s degree / Russia’s withdrawal from the Bologna system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеров Владимир Владимирович, Брусов Дмитрий Юрьевичусов

Рассмотрены особенности системы подготовки военных кадров для Ракетных войск стратегического назначения в условиях современных подходов к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеров Владимир Владимирович, Брусов Дмитрий Юрьевичусов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the peculiarities of the system of training of military personnel of the Strategic Rocket Forces in the conditions of modern educational approaches.

Текст научной работы на тему «Система подготовки кадров в Ракетных войсках стратегического назначения как элемент российской системы образования»

Система подготовки кадров в Ракетных войсках стратегического назначения как элемент

о о ^

российской системы образования

Полковник В.В. НЕСТЕРОВ, кандидат технических наук

Подполковник Д.Ю. БРУСОВ

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассмотрены особенности системы подготовки военных кадров для Ракетных войск стратегического назначения в условиях современных подходов к образованию. The paper considers the peculiarities of the system of training of military personnel of the Strategic Rocket Forces in the conditions of modern educational approaches.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS

Военное образование, высшая военная школа, подготовка кадров в интересах Ракетных войск стратегического назначения, непрерывное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура, выход России из Болонской системы.

Military education, higher military school, personnel training in the interests of the Strategic Rocket Forces, continuing education, bachelor's degree, specialization, master's degree, Russia's withdrawal from the Bologna system.

CИСТЕМА подготовки кадров в Ракетных войсках стратегического назначения, являющаяся элементом системы подготовки кадров в высшей военной школе, составляет неотъемлемую часть профессионального образования страны, и ее роль в поддержании обороноспособности страны непрерывно возрастает.

Если войны в XX веке были «войнами моторов», то войны XXI века отмечены особой ролью человеческого фактора: заблаговременно подготовленными страной военными кадрами, владеющими необходимыми знаниями и навыками по эксплуатации и применению всего комплекса сложнейших систем и средств вооружения; высокими морально-волевыми качествами, а также мастерством в «руководстве, управлении и контроле организованной массой людей, чьей основной функцией является ведение войны»1. Если во времена холодной войны противостоящие стороны при их очевидном ядерном паритете не решались практически проверять крепость ракетно-ядерного щита оппонента (даже в условиях Карибского кризиса), то в современных условиях ведения непрерывных локальных военных конфликтов вероятность широкомасштабной войны многократно возросла. В этих условиях деградация или ослабление системы подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил России недопустима. Это особенно актуально для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) — высокотехнологичного и динамично развивающегося рода войск с вводимыми в боевой состав современными ракетными комплексами стационарного и подвижного видов базирования, на основе которых формируется перспективная ракетная группировка, эффективно обеспечивающая ядерное сдерживание в любых условиях обстановки. В нее постоянно вводятся современные ракетные комплексы — в ближайшее время на боевое дежурство будет поставлен полк, вооруженный ракетным комплексом «Сармат» — при этом доля современного вооружения достигнет более чем 85 %2.

Однако задача неснижаемой боевой готовности войск решается не только наличием современного во-

оружения и военной техники, но и их постоянной готовностью к применению. Следовательно, к эксплуатации и применению современных боевых ракетных комплексов должны привлекаться офицерские кадры с исключительно высокой квалификацией. Функционирующая в РВСН система военного образования позволяет готовить таких специалистов-ракетчиков, подготовленных к выполнению разноплановых боевых задач по обеспечению безопасности страны. Она соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям, предъявляемым к войскам по применению ракетного вооружения, и представляет собой сбалансированную совокупность органов управления военным образованием, сеть военных образовательных учреждений, а также реализуемые ими федеральные государственные образовательные стандарты и квалификационные требования к выпускникам (рис. 1)3.

Система военного образования в РВСН включает классическую двухступенчатую структуру с семилетним сроком обучения. Сегодня специалистов для войск готовит Военная академия РВСН имени Петра Великого (ВА РВСН, академия), включающая головной вуз в Балашихе и филиал в Серпухове.

Первая ступень — это подготовка офицеров с полной военно-специальной подготовкой (специалитет инженерного профиля), обеспечивающей практическую деятельность выпускника на первичных офицерских должностях. Срок обучения — пять лет.

Вторая ступень — подготовка офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой (магистратура). Срок обучения — два года.

Для обеспечения дальнейшего профессионального развития офи-

Рис. 1. Система военного образования РВСН

цера, постоянного соответствия его квалификации меняющимся условиям службы вузы РВСН реализуют более сотни программ дополнительного профессионального образования — повышения квалификации и профессиональной переподготовки. ВА РВСН сегодня — это кузница высокопрофессиональных офицерских кадров с высоким научно-педагогическим потенциалом, современной учебно-материальной базой и достойными социально-бытовыми условиями обучающимся. Ныне она сохраняет лидирующие позиции среди военных вузов страны в организации образовательного процесса и квалификации профессорско-преподавательского состава. Согласно подготовленному в 2022 году Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации документу — «Обзору выполнения государственных требований по регламентации образовательной деятельности» — академия имеет самый высокий среди вузов Минобороны России научно-педагогический потенциал (78 % научно-педагогическо-

го состава академии имеют ученую степень или ученое звание).

В академии создана образцовая военная среда, представляющая собой цельную, сложившуюся с годами только в военных вузах систему, направленную на формирование у обучающихся профессиональных навыков и офицерских качеств. Практика показывает, что ключевым звеном в решении задачи подготовки офицерских кадров является система привития слушателям и курсантам профессионально важных качеств, составляющих основу личности офицера. Она позволяет успешно осваивать образовательную программу, вырабатывать правильные представления о военном укладе жизни и формировать у них необходимые профессиональные качества: упорядоченную организацию ума, штабную культуру, ответственность, исполнительность, способность анализировать, владеть навыками в работе с личным составом и руководстве ими.

При этом в академии традиционно сохраняется фундаментальность военного образования, предполага-

Задача неснижаемой боевой готовности войск решается не только наличием современного вооружения и военной техники, но и их постоянной готовностью к применению. К эксплуатации и применению современных боевых ракетных комплексов должны привлекаться офицерские кадры с исключительно высокой квалификацией. Функционирующая в РВСН система военного образования позволяет готовить таких специалистов-ракетчиков, подготовленных к выполнению разноплановых боевых задач по обеспечению безопасности страны.

ющая получение обучаемыми знаний основных законов науки и техники и точных дисциплин, являющихся базисом, на котором можно выстраивать дальнейшие специальные знания и умения. Подготовка курсантов академии по математике, механике и физике, составляющих базу для дальнейшей инженерной подготовки, отличается высоким качеством, не уступающим аналогичному показателю ведущих технических университетов страны. Об этом свидетельствуют Международные олимпиады, в которых курсанты вузов РВСН занимают лидирующие позиции по точным дисциплинам.

Эффективность подготовки офицерских кадров постоянно и целенаправленно повышается в рамках понятийного и смыслового аппарата компетентностной модели подготовки выпускника, реализуемой в соответствии с существующими федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями РВСН. При этом вузы активно используют в своей работе обратную связь — внешнюю оценку выпускников, получаемую из войск.

Одной из наиболее объективных и значимых оценок качества подготовки выпускников является отзыв на них, представляемый через год после окончания вуза непосредственными их начальниками по результатам исполнения должностных и специальных обязанностей. Такой отзыв выполняет роль инструмента в оценке качества подготовки выпускников, постоянно совершенствуя ее в целях максимального приближения образовательной среды вуза к профессиональной деятельности офицеров и обеспечении реализации эффективных технологий молодыми офицерами непосредственно в войсках.

Усилия научно-педагогического состава вузов, направленные на создание «культа учебы», дают положительный результат. У офицера, завершившего образование в вузе с высоким средним баллом и таким же высоким уровнем интеллектуального развития (фундаментальность подготовки), как показывает практика войск, сильнее развиты профессиональные компетенции, позволяющие быстро освоить новые образцы техники и успешно управлять людьми. Это, в свою очередь, позволяет им успешно выдвигаться по службе, занимая основные командно-штабные должности. И в целом полученные в вузах РВСН знания являются значимыми в дальнейшей служебной деятельности офицера, а их качество существенно влияет на его карьерный рост4.

Особое внимание руководством академии уделяется привлечению к обучению наиболее способной молодежи с ее ранней профессиональной ориентацией по выбору будущей профессии офицера. Эта задача решается и довузовским военным учебным заведением РВСН — Пермским суворовским военным училищем (СВУ). Качество обучения в нем соответствует требованиям к будущему курсанту политехничес-

кого вуза: за прошедший учебный год на хорошо и отлично закончили 75 % выпускников при отсутствии неуспевающих. Ежегодно из училища 25— 30 выпускников, составляющих 40— 45 % выпуска, поступают в академию РВСН, еще столько же — в другие военные вузы.

Довузовское военное образование решает задачу профессионального самоопределения суворовцев и их дальнейшего становления офицерами. Пути ее решения — через тесную связь суворовского военного училища с повседневной деятельностью РВСН. Участие суворовцев в мероприятиях войск и личное общение с курсантами служат для них одним из мотивирующих факторов к военной службе. Такое сотрудничество подразумевает реализацию комплекса мероприятий, в том числе в организации образовательного процесса и в вопросах повседневной деятельности5. Эти мероприятия органично входят во взаимодействие училища с командованием РВСН, с учетом возраста суворовцев, и в общем виде выглядят следующим образом.

Для одиннадцатиклассников в рамках учебного плана реализуется программа «Особенности военной службы в РВСН», в соответствии с которой воспитанники проходят практические занятия в виде войсковой практики на базе одного из соединений РВСН. В 2023 году этим соединением стала 54 гвардейская ракетная ордена Кутузова дивизия — одна из лучших в РВСН. Суворовцы принимали участие во встречах с командованием и офицерами соединения, на практических занятиях по подготовке механиков-водителей и специалистов по антитеррору, в разводе дежурных сил и в других мероприятиях боевой подготовки.

Для десятых классов были организованы военно-спортивные сборы, предусмотренные образовательной

программой (полевые учебные сборы) на базе вузов РВСН. При проведении этих сборов суворовцев знакомили с образцами ракетной техники, порядком обучения в высшей школе. При проведении всех перечисленных выше мероприятий делается все для того, чтобы заинтересовать ребят и чтобы дальнейшая учеба в академии не была для них скучным делом.

Для всех классов несколько раз в году в суворовском военном училище проводится стажировка курсантов академии командирами взводов. Целесообразность ее проведения обусловлена общением суворовцев с близкими им по возрасту сверстниками, приносящим, как показывает практика, наилучшие результаты в военно-профессиональной ориентации молодежи. Курсанты как старшие товарищи оставляют о себе только положительные впечатления. У воспитанников после встреч с курсантами остается объективное представление об условиях поступления и обучения в вузах РВСН, о специальностях, структуре вуза и перспективах дальнейшего профессионального развития. Пермское СВУ — неотъемлемая часть системы военного образования РВСН, способной успешно решать поставленные задачи довузовской подготовки кадров к военной службе.

Такая система подготовки офицерских кадров сочетает традиционные классические и инновационные черты и вписывается в концепцию непрерывного образования: «образование через всю жизнь» (рис. 2).

Существующая система военного образования РВСН всегда находилась и находится в непосредственной зависимости от социально-политических и экономических условий развития общества; направленности и задач государственной политики в областях обороны и образования — реформы системы образования страны ее не миновали.

Рис. 2. Структура подготовки офицерских кадров РВСН

При этом продуманной и взвешенной позицией центральных органов военного управления удалось адаптировать к требованиям времени и сохранить принципиальные основы подготовки офицерских кадров в интересах РВСН, избежав серьезных негативных последствий.

Поэтому вступление, а затем и выход России из Болонской системы образования6 принципиально ничего не изменили в работе вузов РВСН, а большинство введенных новаций вполне отвечает интересам РВСН и будет применяться и в дальнейшем (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п Основные положения (принципы) Болонского процесса Существующие особенности системы военного образования РВСН

1 Двухуровневая система образования. Первый уровень ориентирован на потребности рынка труда, а второй — на расширение знаний, полученных во время освоения первого уровня. Реализовано как бакалавриат — магистратура Двухступенчатая структура подготовки кадров существовала с момента создания системы военного образования РВСН. С учетом сложности реализуемых в вузах РВСН политехнических образовательных программ, практически реализовано как специалитет — магистратура

2 Академическая мобильность студентов и преподавателей. Свободное обращение выданных дипломов и международное признание полученной квалификации Не реализовано и не планируется к реализации в дальнейшем. С учетом особенностей закрытых образовательных программ и подготовки выпускников — 100%-ное распределение и работа по специальности исключительно в интересах РВСН и Вооруженных Сил (вне рынка труда)

Продолжение таблицы 1

№ п/п Основные положения (принципы) Болонского процесса Существующие особенности системы военного образования РВСН

3 Создание общепринятой системы контроля качества образования Практически реализовано в едином образовательном пространстве высшей школы страны. Вузы РВСН лицензированы и имеют государственную аккредитацию по всем специальностям подготовки

4 Введение системы зачетных единиц, принятой в Европе Практически реализовано в существующих образовательных программах и будет использовано в дальнейшем

Примечание: сроки подготовки: бакалавриат — 4 года; специалитет — 5 лет; магистратура — 2 года; система зачетных единиц (з. е.), в которой одна з. е. равна 36 академическим часам, проста, интуитивно понятна и соответствует объему контактной работы обучающихся с преподавателем в течение одной недели.

Довузовское военное образование решает задачу профессионального самоопределения суворовцев и их дальнейшего становления офицерами. Пути ее решения — через тесную связь суворовского военного училища с повседневной деятельностью РВСН. Участие суворовцев в мероприятиях войск и личное общение с курсантами служат для них одним из мотивирующих факторов к военной службе.

В настоящее время в целях своевременной корректировки и совершенствования образовательной деятельности, связанной с введением новых востребованных компетенций и индивидуализацией образовательных траекторий Командованием и вузами РВСН совместно с федеральным учебно-методическим объединением военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации

разрабатывается проект нового федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения (ФГОС 4).

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что в текущих военно-политических условиях система военного образования РВСН в полном объеме обеспечивает потребность войск в высококвалифицированных офицерских кадрах и продолжает успешно развиваться.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Huntington S.P. The soldier and the state // Belknap Press. 1957. С. 534.

2 Каракаев С.В. Ракетчики высоким требованиям соответствуют // Вестник военного образования. 2022. № 6. С. 4—7.

3 Горемыкин В.П. Военное образование: цель — на развитие // Вестник военного образования. 2017. № 4. С. 4—12.

4 Нестеров В.В., Исаева Т.А. Успеваемость и ее роль в успешности подготовки

и карьерном развитии офицерских кадров РВСН // Военная Мысль. 2022. № 10. С. 107—111.

5 Брусов Д.Ю., Стойко Н.С. Шаг к зрелости // Вестник военного образования. 2020. № 5. С. 86—88.

6 Интервью министра науки и высшего образования Российской Федерации // Комерсантъ. 2022. 24 мая. URL: kommersant-ru.turbopages.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.