Научная статья на тему 'Профессионализация социальной работы и ее влияние на развитие профессиональной подготовки по направлению "социальная работа" во Вьетнаме'

Профессионализация социальной работы и ее влияние на развитие профессиональной подготовки по направлению "социальная работа" во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / SOCIAL WORK / PROFESSIONALIZATION / PROFESSIONALIZATION OF SOCIAL WORK / VOCATIONAL TRAINING / TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремеева Татьяна Сергеевна, Лейфа Андрей Васильевич, Лыонг Мань Ха

Представлен анализ процесса профессионализации и институционализации социальной работы во Вьетнаме, а также описываются исторические и современные тенденции развития национальной образовательной системы в контексте становления новой профессии «социальная работа». Дана характеристика основных тенденций, отличающих развитие профессиональной подготовки по социальной работе во Вьетнаме. Интеграция Вьетнама в образовательное пространство Азии обусловила активизацию международного сотрудничества отечественных высших учебных заведений с зарубежными в вопросах осуществления различных по содержанию видов образовательной деятельности, один из которых подготовка социальных работников. Важным направлением эффективного сотрудничества является компаративистское изучение этого опыта, его направленности на обогащение педагогической теории инновационными идеями и концепциями, выявление возможностей творческого использования конструктивных идей зарубежного опыта в образовании Вьетнама. В последние годы во Вьетнаме усилилось внимание к исследованию различных аспектов модернизации образования. Положительным явлением становится обучение многих лекторов и молодых ученых за рубежом. Заслуживает одобрения и то, что часть из них проходит подготовку в сфере социальной работы. Описаны основные содержательные характеристики профессиональной подготовки по социальной работе во Вьетнаме, которая рассматривалась как сложное социально-историческое явление, системный педагогический процесс, обладающий диалектикой становления и развития в общественной жизни и образовательной деятельности, собственные образовательно-теоретические и практические концепты, общественно-мотивационная и педагогическая обусловленность, а также соответствующая структура: цель, задачи, содержание, технология реализации, оценка качества, общие социально-педагогические механизмы эффективного функционирования. Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки во вьетнамских вузах, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALIZATION OF SOCIAL WORK AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE DIRECTION OF “SOCIAL WORK” IN VIETNAM

The article presents an analysis of the process of professionalization and institutionalization of social work in Vietnam, and also describes the historical and current trends in the development of the national educational system in the context of the formation of a new profession “social work”. The characteristic of the main trends that distinguish the development of vocational training in social work in Vietnam is given. The integration of Vietnam into the educational space of Asia has led to the intensification of international cooperation between domestic higher education institutions and foreign ones in the implementation of various types of educational activities, one of which is the training of social workers. An important area of effective cooperation is a comparative study of this experience, its focus on enriching pedagogical theory with innovative ideas and concepts, identifying opportunities for creative use of constructive ideas of foreign experience in the education of Vietnam. In recent years, Vietnam has increased attention to the study of various aspects of modernization of education. A positive development is the training of many lecturers and young scientists abroad. It is also commendable that some of them undergo training in the field of social work. The main substantive characteristics of vocational training in social work in Vietnam are described, which was considered as a complex socio-historical phenomenon, a systematic pedagogical process with a dialectic of formation and development in public life and educational activities, its own educational-theoretical and practical concepts, socialmotivational and pedagogical conditionality, as well as the corresponding structure: purpose, objectives, content, implementation technology, quality assessment, general sociopedagogical mechanisms of effective functioning. An analysis of the results of studies conducted on the problem of vocational training in Vietnamese universities showed that in the process of vocational training of students, the content of social education is determined among the dominant tasks, taking into account the foreign experience of vocational training of specialists in social work.

Текст научной работы на тему «Профессионализация социальной работы и ее влияние на развитие профессиональной подготовки по направлению "социальная работа" во Вьетнаме»

УДК 364:316.42

йО! 10.23951/2307-6127-2019-5-236-243

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» ВО ВЬЕТНАМЕ

Т. С. Еремеева, А. В. Лейфа, Лыонг Мань Ха

Амурский государственный университет, Благовещенск

Представлен анализ процесса профессионализации и институционализации социальной работы во Вьетнаме, а также описываются исторические и современные тенденции развития национальной образовательной системы в контексте становления новой профессии - «социальная работа».

Дана характеристика основных тенденций, отличающих развитие профессиональной подготовки по социальной работе во Вьетнаме. Интеграция Вьетнама в образовательное пространство Азии обусловила активизацию международного сотрудничества отечественных высших учебных заведений с зарубежными в вопросах осуществления различных по содержанию видов образовательной деятельности, один из которых -подготовка социальных работников. Важным направлением эффективного сотрудничества является компаративистское изучение этого опыта, его направленности на обогащение педагогической теории инновационными идеями и концепциями, выявление возможностей творческого использования конструктивных идей зарубежного опыта в образовании Вьетнама. В последние годы во Вьетнаме усилилось внимание к исследованию различных аспектов модернизации образования. Положительным явлением становится обучение многих лекторов и молодых ученых за рубежом. Заслуживает одобрения и то, что часть из них проходит подготовку в сфере социальной работы.

Описаны основные содержательные характеристики профессиональной подготовки по социальной работе во Вьетнаме, которая рассматривалась как сложное социально-историческое явление, системный педагогический процесс, обладающий диалектикой становления и развития в общественной жизни и образовательной деятельности, собственные образовательно-теоретические и практические концепты, общественно-мотива-ционная и педагогическая обусловленность, а также соответствующая структура: цель, задачи, содержание, технология реализации, оценка качества, общие социально-педагогические механизмы эффективного функционирования. Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки во вьетнамских вузах, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.

Ключевые слова: социальная работа, профессионализация, профессионализация социальной работы, профессиональная подготовка, тенденции развития профессиональной подготовки.

Научный статус социальной работы как теории, ее место в системе наук, структура и динамика научного знания в теории социальной работы отражают общие тенденции эволюции теоретико-методологических представлений, а также национальные особенности теории и практики социальной работы, включая трансформацию направленности и содержания профессиональной подготовки кадров для социальных служб и учреждений социальной защиты населения.

Традиционно складывающиеся представления о социальной работе как отрасли научного знания, социальном явлении и виде профессиональной деятельности представляют ее содержание в контексте специфических для конкретной страны или региона форм и методов оказания помощи, традиций взаимопомощи и поддержки. К общим, наиболее универсальным ее чертам можно отнести культурно-исторические предпосылки, обусловленные объективной необходимостью поддержания общественно-приемлемого уровня и качества жизни тех слоев населения, которые в наибольшей мере нуждаются в содействии со стороны ближних или государства в решении возникающих проблем (несовершеннолетние, пожилые граждане, лица с ограниченными физическими возможностями), а также общесистемным требованием оказания помощи в повседневном функционировании или кризисных социальных ситуациях гражданам, группам или сообществам, испытывающим определенные трудности в удовлетворении своих насущных потребностей (малообеспеченные и бедные граждане, семьи с повышенной иждивенческой нагрузкой, этнонациональное, религиозное или иное социальное меньшинство и др.) [1, с. 83].

Важной тенденцией развития социальной работы во Вьетнаме в последние десятилетия стало усиление профессионализации, возрастание интереса к теоретико-методологическому обоснованию реализуемой в государстве социальной политики, а также усложнение организационной структуры и содержательных характеристик, что обусловлено необходимостью развития института профессиональной подготовки кадров для социальной сферы.

Профессионализация социальной работы представляет собой процесс приобретения данным видом практической деятельности системных элементов, свойств и качеств, позволяющих реализовать весь спектр задач по обеспечению социального благополучия граждан. При этом речь может идти о трех параллельных направлениях развития профессии -научные исследования, практическая деятельность и подготовка кадров [2, с. 87].

Развитие профессионализации социальной работы во Вьетнаме дало довольно впечатляющие результаты: повысилась осведомленность населения страны об этом новом для вьетнамского общества секторе профессиональной деятельности и научно-педагогических исследований; решается проблема обеспечения стабильности экономического, культурного и социального развития Вьетнама. Однако профессиональная социальная работа также оказывает прямое или косвенное влияние на учебную деятельность социальных работников университетов и специализированных учебных центров в этом секторе как в положительном, так и в отрицательном направлениях [3, с. 15].

Процесс профессионализации социальной работы является логической основой, движущей силой для формирования и развития системы профессионального обучения социальных работников во Вьетнаме:

1) способствует активизации исследований социальной сферы и совершенствованию системы правовых документов, регламентирующих управление социальной политикой, ориентацию и изменения организационных условий ее реализации в соответствии с реальными условиями страны;

2) знакомство с положительными примерами социальной практики, ознакомление с функциональным репертуаром и ролью социальной работы в решении актуальных проблем граждан Вьетнама постепенно приводят к распространению идеи о возможностях профессиональной подготовки по социальной работе в создании резерва высококачественной рабочей силы, предоставляемой на рынок труда в соответствии с имеющимся социальным запросом современного вьетнамского общества;

3) активное развитие практической социально ориентированной деятельности, наличие спроса на подготовку кадров для социальной сферы обусловили появление диверсифици-

рованных и более гибких по видам и формам способов обучения в системе профессионального образования в целом и по обучению социальной работе в частности, прочные учебные связи между национальной и международными образовательными системами;

4) продолжающиеся процессы профессионализации социальной работы требуют, чтобы университетская система и существующие в стране учебные центры разработали образовательные программы, стандарты и планы, учитывающие как национальную специфику развития социальной политики, а также индустриализацию и модернизацию [4].

Во Вьетнаме социальная работа как профессиональная деятельность формируется и развивается гораздо позже, чем в России и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, соответственно, и о начале профессиональной подготовки кадров для социальной сферы можно говорить лишь со второй половины 1940-х гг., что во многом связано со сложной общественно-политической ситуацией, революционными преобразованиями августа-сентября 1945 г. и созданием Демократической Республики Вьетнам. До этого периода - в условиях колониального правления - речь идет о так называемом «импорте профессиональных кадров»: после обучения во Франции во Вьетнам приезжали добровольцы, миссионеры и монахини, оказывающие помощь голодным, бездомным и больным жителям. Собственной образовательной практики подготовки по социальному профилю во Вьетнаме не существовало [5, с. 34].

Становление собственно социального образования произошло во второй половине 1980-х гг., на фоне прекращения внутренней изоляции и активной международной интеграции Вьетнама (знакомство с социальной политикой других стран, зарубежными системами профессионального образования, возвращение практики международных обменов и академической мобильности). В это время специалисты, получившие образование социально-гуманитарной направленности, а также дипломированные социальные работники (бакалавры, магистры, специалисты) получили возможность вернуться в профессию, реформирование национальной системы социального обеспечения потребовало подготовки новых кадров.

В конце 1990-х гг. Открытый университет в Хо Ши Мине предложил слушателям двухгодичную программу обучения, по окончании которого выпускник получал сертификат базовой подготовки в области социальной работы. В последующем была разработана четырехлетняя программа, позволяющая студентам получить степень бакалавра социальной работы (Durst et al., 2006). В то же время Колледж труда, инвалидов и социальных дел (Colisa) подготовил собственный учебный курс с трехлетней программой обучения социальной работе. Разработанные программы и курсы получили распространение в других государственных и частных образовательных учреждениях (Университет Профсоюзов, Далат университет, Hue университет, Танг Лонг университет, Донгтхап педагогика университет, Национальный университет Ханоя). Таким образом, учебными заведениями Вьетнама постепенно была сформирована система начального (двухлетнего), среднего (трехлетнего) и высшего (четырехлетнего) образования в сфере социальной работы [6, с. 99]. Подготовка по магистерским программам началась в 2007 г.

Модернизация профессиональной подготовки в области социальной работы сопровождалась возобновлением базовых курсов, оборудованием учебных центров и специализированных профильных кабинетов в университетах, разработкой учебного и методического обеспечения, возобновлением стажировок и привлечением неправительственных организаций к сотрудничеству.

В настоящее время более 40 университетов и колледжей по всей стране осуществляют профессиональную подготовку по социальной работе. При этом получаемая квалификация практических социальных работников достаточно разнообразна, о чем свидетельствуют приведенные в табл. 1 данные.

Таблица 1

Уровень образования (квалификация) социальных работников во Вьетнаме

№ Уровень образования (квалификация) Количество человек Коэффициент, %

1 Нет профессионального образования (квалификации) 12654 19,45

2 Переподготовка / профессиональное обучение (сроком менее 3 мес) 2877 4,42

3 Начальный уровень / профессиональный сертификат (срок обучения от 3 до 12 мес) 6158 9,46

4 Среднее профессиональное образование (3 года) 2939 4,5

5 Профессиональный промежуточный уровень (неоконченное среднее или высшее образование) 21550 33,1

6 Уровень среднего образования (колледж) - не по профилю социальной работы 354 0,54

7 Уровень среднего образования (колледж) - по профилю социальной работы 3157 4,85

8 Университетский уровень (высшее образование) 15194 23,4

9 Аспирантура 163 0,25

Всего 65046 100

Сравнительный анализ тенденций профессионализации социальной работы и развития социального образования в России и Вьетнаме свидетельствует о необходимости поиска путей его оптимизации, под которой можно понимать выбор лучшего из возможных вариантов для данной ситуации, что требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания. Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки в российских и вьетнамских вузах, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе [7].

Развитие национальной модели профессионального социального образования во Вьетнаме, в отличие от российской образовательной системы, характеризуется следующими тенденциями:

во-первых, прежде всего до сих пор не преодолена проблема общественного признания и популяризации социальной работы как профессиональной деятельности, вследствие чего она чаще ассоциируется с благотворительностью, не требующей от своего исполнителя специальной подготовки; в результате можно говорить о недостаточном уровне теоретико-методологического обеспечения социального образования во Вьетнаме и необходимости более тщательной информационной работы по формированию образа социальной работы как профессии в глазах общественности, субъектов социальной работы, абитуриентов учебных заведений и профессорско-преподавательского состава;

во-вторых, продолжается работа по доработке и утверждению образовательных стандартов в области профессиональной подготовки по социальной работе, что обусловлено необходимостью приведения формируемых в учебных заведениях знаний, умений и навыков студентов актуальным требованиям современной социальной действительности;

в-третьих, система профессионального образования испытывает дефицит квалифицированных преподавателей, которые могли бы эффективно реализовывать образовательные программы по социальной работе, вследствие чего активно реализуются программы международного обмена и стажировок, а также привлечение к учебному процессу ведущих преподавателей из других стран;

в-четвертых, имеется нехватка учебного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по программам бакалавриата и магистратуры, в связи с чем широко используются переводные издания, а также учебники, учебные пособия и монографии по социальной работе на иностранном языке [8, с. 21].

Тем не менее профессиональная подготовка по направлению «Социальная работа» во Вьетнаме на сегодняшний день может быть представлена как педагогическая система, обладающая всеми необходимыми атрибутами.

Программы профессиональной подготовки в области социальной работы имеют общую цель - подготовить профессиональные кадры с широкими знаниями по социальным вопросам, практическим навыкам, умением решать социальные проблемы на уровне отдельных лиц, групп, общин и общества.

Анализ организационно-управленческих (структура, продолжительность обучения и др.) и учебно-методических (содержание, технологии, образовательные программы, учебные планы и т. д.) аспектов профессиональной подготовки сделал возможным выделить методы, используемые при подготовке кадров (словесные, наглядные и практические; объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и частично-поисковые; организационно-методические, стимулирующие, контролирующие, методы обучения, преподавания и сопровождения учебного процесса) и позволяющие на современных научных основах осуществлять отбор и структурирование, обновление содержания бакалаврской подготовки, внедрение инновационных технологий (жизненные проблемные ситуации, дискуссии, разработка проектов, массовые онлайн-курсы и дистанционное обучение), совместное обучение с иностранными студентами, обеспечение оценки качества и управления этим сложным процессом [9, с. 45].

В процессе подготовки бакалавры по социальной работе овладевают профессиональной и социальной этикой, личной нравственностью, могут заниматься профессиональной деятельностью в государственных, общественных и политических организациях, на предприятиях и в организациях с иностранными служащими. После окончания образовательного учреждения выпускники могут консультировать по вопросам разработки социальной политики для удовлетворения потребностей страны в этой области развития. Структура учебных программы во Вьетнаме состоит из четырех блоков: знание общего учебного образования; знание профессионального образования; практики; государственная итоговая аттестация. Время обучения в рамках зачетной системы делится на часы в соответствии с курсом обучения, например: количество часов теории, практики, лекционных занятий, самостоятельной работы студентов и исследованиях студентов.

Таблица 2

Основные блоки профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме

(три уровня знаний)

Общая группа знаний Группа специальных знаний Группа базовых знаний

Философия Методы исследования Введение в социальную работу. Теория и методика социальной работы

Марксизм-ленинизм Общее право (основы правовых знаний) Социальный менеджмент

Учение Хо Ши Мина Социальная политика Развитие сообщества

Иностранные языки Социальное обеспечение Социальные группы как объект социальной работы

Информатика Психология Консультирование

Математика Педагогика Социальная работа с группами людей, находящихся в сложной ситуации

Практика социальной работы

Однако в структуре учебной программы общие знания сосредоточены на теории и очень мало времени отводится на практические занятия студентов. Поэтому выпускники после окончания курса обучения не всегда могут найти решение по выходу из простых жизненных проблем. Этот факт требует усовершенствования учебных программ на всех уровнях образования с учетом введения практических занятий и выделением объектов практики для студентов. Также необходимо создание единой (базовой) учебной программы, программы практики и методов оценки успеваемости студентов для всех учебных заведений страны.

Выпускник программы подготовки по направлению «Социальная работа» может работать в государственных органах управления, предприятиях, социально-профессиональных организациях, научно-исследовательских институтах, университетах, государственных учреждениях, неправительственных организациях, компаниях, предоставлять услуги по социальной работе в местных учреждениях и общественных организациях (агентствах, общественных и частных организациях), профессионально выполнять социальную работу в различных областях (здравоохранение, образование, юриспруденция, экономика, связь и др.), работать непосредственно в исследовательских и учебных заведениях, связанных с социальной работой [10].

Таким образом, проведенный анализ показал, что обучение социальной работе во Вьетнаме сталкивается со многими трудностями, так как является новой специальностью и отраслью профессиональной деятельности. В настоящее время университеты и колледжи, которые занимаются подготовкой специалистов сферы социальной работы, осуществляют активное освоение форм и методов обучения, используемых в других образовательных сферах. В процессе быстрой международной интеграции Вьетнама в ближайшем будущем исследование и изучение международного опыта приведет интеграции национальной образовательной системы в единое образовательное пространство.

Список литературы

1. Базарова Т. С. Актуальные тенденции развития социального образования // Вестник Бурятского гос. ун-та. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 1 (4). С. 83-86.

2. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессионализация социальной работы в России // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 86-95.

3. Буи Тхи Ким Тхань. Университет: Биографическая книга. Введение социальной работы во Вьетнаме. Ханой: ХаЮ, 2011. 222 с.

4. Голубинская В. И., Ростовцева О. А. Опыт подготовки специалистов по социальной работе в России и за рубежом // Теория социальной работы в России и за рубежом: сб. науч. ст. Рязань: РСНЦ, 2017. С. 135-144.

5. Соколов А. А. Человеческий потенциал и модернизация Вьетнама: наука и образование // XII съезд Компартии Вьетнама: документы и экспертные оценки. М.: ИДВ, 2016. 323 с.

6. Чан Тхи Тху Хиен. Выдающиеся достижения высшего образования после 23 лет инноваций во Вьетнаме: материалы заочн. Междунар. науч.-практ. конф. «Технологическое образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья». Шуя: ШГПУ, 2011. С. 98-102.

7. Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2005. 352 с.

8. Фам Тхи Там. Управление процессами модернизации в системе высшего образования Вьетнама: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.: ШГПУ, 2014. 44 с.

9. Чан Тхи Тху Хиен. Сравнительно-сопоставительный анализ систем высшего образования России и Вьетнама: дис. ... канд. пед. наук. М.: ШГПУ, 2012. 187 с.

10. Ёлгина Л. С. Зарубежный опыт профессиональной подготовки социальных работников: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2015. 136 с.

Еремеева Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Амурский государственный университет (ул. Игнатьевское ш., 21, Благовещенск, Амурская обл., 675027). E-mail: 78tan@mail.ru

Лейфа Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, Амурский государственный университет (ул. Игнатьевское ш., 21, Благовещенск, Амурская обл., 675027). Лыонг Мань Ха, аспирант, Амурский государственный университет (ул. Игнатьевское ш., 21, Благовещенск, Амурская обл., 675027).

Материал поступил в редакцию 18.02.2019.

DOI 10.23951/2307-6127-2019-5-236-243

PROFESSIONALIZATION OF SOCIAL WORK AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE DIRECTION OF "SOCIAL WORK" IN VIETNAM

T. S. Eremeyeva, A. V. Leyfa, M. H. Lyong

Amur State University, Blagoveshchensk, Russian Federation

The article presents an analysis of the process of professionalization and institutionalization of social work in Vietnam, and also describes the historical and current trends in the development of the national educational system in the context of the formation of a new profession - "social work".

The characteristic of the main trends that distinguish the development of vocational training in social work in Vietnam is given. The integration of Vietnam into the educational space of Asia has led to the intensification of international cooperation between domestic higher education institutions and foreign ones in the implementation of various types of educational activities, one of which is the training of social workers. An important area of effective cooperation is a comparative study of this experience, its focus on enriching pedagogical theory with innovative ideas and concepts, identifying opportunities for creative use of constructive ideas of foreign experience in the education of Vietnam. In recent years, Vietnam has increased attention to the study of various aspects of modernization of education. A positive development is the training of many lecturers and young scientists abroad. It is also commendable that some of them undergo training in the field of social work.

The main substantive characteristics of vocational training in social work in Vietnam are described, which was considered as a complex socio-historical phenomenon, a systematic pedagogical process with a dialectic of formation and development in public life and educational activities, its own educational-theoretical and practical concepts, social-motivational and pedagogical conditionality, as well as the corresponding structure: purpose, objectives, content, implementation technology, quality assessment, general socio-pedagogical mechanisms of effective functioning. An analysis of the results of studies conducted on the problem of vocational training in Vietnamese universities showed that in the process of vocational training of students, the content of social education is determined among the dominant tasks, taking into account the foreign experience of vocational training of specialists in social work.

Keywords: social work, professionalization, professionalization of social work, vocational training, trends in the development of vocational training.

References

1. Bazarova T. S. Aktual'nye tendentsii razvitiya sotsial'nogo obrazovaniya [Current trends in the development of social education]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogica. Filologiya. Filosofiya, 2014, no. 1 (4), pp. 83-86 (in Russian).

2. Yarskaya-Smirnova E. R. Proffesionalizatsiya sotsial'noy raboty v Rossii [Professionalization of social work in Russia]. Sotsio-logicheskiye issledovaniya - Sociological Studies, 2001, no. 5, pp. 86-95 (in Russian).

3. Bui Thi Kim Thanh. Universitet: Biograficheskaya kniga. Vvedeniye sotsial'noy raboty vo V'yetname [University: Biographical book. Introduction of Vietnam]. Hanoi, HaU Publ., 2011.222 p.

4. Golubinskaya V. I., Rostovtseva O. A. Opyt podgotovki spetsialistov po sotsial'noy rabote v Rossii i za rubezhom [Experience in training specialists in social work in Russia and abroad]. Teoriya sotsial'noy raboty v Rossii i za rubezhom: sb. nauch. st. [The theory of social work in Russia and abroad: a collection of scientific articles]. Ryazan, RSSC Publ., 2017. Pp. 135-144 (in Russian).

5. Sokolov A. A. Chelovecheskiy potentsial i modernizatsiya V'yetnama: nauka i obrazovaniye [Human potential and modernization of Vietnam: science and education]. XIIs'yezd Kompartii V'yetnama: dokumenty i ekspertnye otsenki [XII Congress of the Communist Party of Vietnam: documents and expert assessments]. Moscow, IFES Publ., 2016. 323 p. (in Russian).

6. Chan Thi Thu Hien. Vydaushchiesya dostizheniya vysshego obrazovaniya posle 23 let innovatsii vo V'yetname [Outstanding Achievements of Higher Education after 23 Years of Innovation in Vietnam]. Materialy zaochnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Tekhnologicheskoye obrazovaniye dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya" [Proceedings of the correspondence international scientific-practical conference "Technological education for people with disabilities"]. Shuya, ShSPU Publ., 2011. Pp. 98-102 (in Russian).

7. Mizherikov V. A., Yuzefavichus T. A. Vvedeniye v pedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoye posobiye dlya studentov ped. uchebnykh zavedeniy [Introduction to pedagogical activity: textbook for students of pedagogical educational institutions]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2005. 352 p. (in Russian).

8. Fam Thi Tam. Upravleniye protsessami modernizatsii v sisteme vysshego obrazovaniya V'yetnama. Avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk [Management of modernization processes in the higher education system of Vietnam. Abstract of thesis of cand. sociol. sci.]. Moscow, SHSPU Publ., 2014. 44 p. (in Russian).

9. Chan Thi Thu Hien. Sravnitel'no-sopostavitel'nyy analiz system vysshego obrazovaniya Rossii i V'yetnama. Dis. kand. ped. nauk [A comparative analysis of higher education systems in Russia and Vietnam. Diss. of cand. ped. sci.]. Moscow, SHSPU Publ., 2012. 187 p. (in Russian).

10. Elgina L. S. Zarubezhnyy opytprofessional'noy podgotovkisotsial'nykh rabotnikov: ucheb. posobiye [Foreign experience in the training of social workers: a training manual]. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2015. 136 p. (in Russian).

Eremeyeva T. S., Amur State University (sh. Ignat'evskoye, 21, Blagoveshchensk, Russian Federation, 675027). E-mail: 78tan@mail.ru

Leyfa A. V., Amur State University (sh. Ignat'evskoye, 21, Blagoveshchensk, Russian Federation, 675027).

Lyong M. H., Amur State University (sh. Ignat'evskoye, 21, Blagoveshchensk, Russian Federation, 675027).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.