Научная статья на тему 'Становление социальной работы в Словакии'

Становление социальной работы в Словакии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
432
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОПЕЧЕНИЕ / СЛОВАКИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / А. МАСАРИКОВА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL ASSISTANCE / SOCIAL CARE / SLOVAKIA / SOCIAL WORK / A. MASARIKOVA / PROFESSIONALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крысова Е.В.

Введение. В статье представлена краткая история социальной работы в Словакии. Развитие институтов помощи и взаимопомощи, благотворительности, формирование системы социального попечения, а также социально-экономические и культурные факторы привели к возникновению социальной работы как особой сферы профессиональной практики и обусловили необходимость подготовки кадров в специальных образовательных учреждениях в XX в. Целью статьи является рассмотрение основных этапов становления социальной работы в Словакии в контексте смены парадигм и профессионализации социальной работы. Результаты и обсуждения. Определено, что ранние формы помощи и попечения проявлялись в заботе и стремлении улучшить положение нуждающихся, оказать помощь ближнему в соответствии с христианской этикой. Установлено, что в историческом развитии социальной работы наблюдается смена субъектов социальной помощи. В XX в. ведущей становится светская парадигма социальной работы. Профессионализация данной сферы деятельности начинается с анализа накопленного опыта, наработанной базы для теории социальной работы, открытия первых школ по подготовке специалистов в области социальной работы, формирования профессиональной идеологии и возникновения профессиональных ассоциаций социальных работников. Вместе с осознанием деятельности социальных работников как профессиональной и теоретическом обучении пришло понимание идеи «объекта помощи», заложившем основы специализации социальной работы с категориями населения. Заключение. Статья позволяет расширить представление студентов, преподавателей и заинтересованного круга читателей об истории социальной работы в зарубежных странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of social work in Slovakia

The article presents a brief history of social work in Slovakia. The development of institutions of assistance and mutual assistance, charity, the formation of a social care system, as well as socio-economic and cultural factors led to the emergence of social work as a special sphere of professional practice and necessitated the training of personnel in special educational institutions in the XX century. The aim of the article is to consider the main stages of social work formation in Slovakia in the context of paradigm shifts and the professionalization of social work. Results and discussion. It was determined that the early forms of help and care were manifested in care and desire to improve the situation of the needy, to help one’s neighbor in accordance with Christian ethics. It was found that in the historical development of social work there was a change of subjects of social assistance. The secular paradigm of social work became the leading one in the XX century. The professionalization of this field of activity began with an analysis of the accumulated experience, the established base for the theory of social work, the opening of the first schools for training specialists in the field of social work, the formation of professional ideology and the emergence of professional associations of social workers. Along with the awareness of the activities of social workers as vocational and theoretical training came the understanding of the idea of the “help object”, which laid the foundation for the specialization of social work with the categories of the population. Conclusion. The article allows to widen the representation of students, teachers and the interested readership about the history of social work in foreign countries.

Текст научной работы на тему «Становление социальной работы в Словакии»

УДК 902.03.29

DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-16-21

Становление социальной работы в Словакии Е. В. Крысова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. В статье представлена краткая история социальной работы в Словакии. Развитие институтов помощи и взаимопомощи, благотворительности, формирование системы социального попечения, а также социально-экономические и культурные факторы привели к возникновению социальной работы как особой сферы профессиональной практики и обусловили необходимость подготовки кадров в специальных образовательных учреждениях в XX в. Целью статьи является рассмотрение основных этапов становления социальной работы в Словакии в контексте смены парадигм и профессионализации социальной работы. Результаты и обсуждения. Определено, что ранние формы помощи и попечения проявлялись в заботе и стремлении улучшить положение нуждающихся, оказать помощь ближнему в соответствии с христианской этикой. Установлено, что в историческом развитии социальной работы наблюдается смена субъектов социальной помощи. В XX в. ведущей становится светская парадигма социальной работы. Профессионализация данной сферы деятельности начинается с анализа накопленного опыта, наработанной базы для теории социальной работы, открытия первых школ по подготовке специалистов в области социальной работы, формирования профессиональной идеологии и возникновения профессиональных ассоциаций социальных работников. Вместе с осознанием деятельности социальных работников как профессиональной и теоретическом обучении пришло понимание идеи «объекта помощи», заложившем основы специализации социальной работы с категориями населения. Заключение. Статья позволяет расширить представление студентов, преподавателей и заинтересованного круга читателей об истории социальной работы в зарубежных странах.

Ключевые слова: социальная помощь, социальное попечение, Словакия, социальная работа, А. Масари-кова, профессионализация.

Development of social work in Slovakia E. V. Krysova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. The article presents a brief history of social work in Slovakia. The development of institutions of assistance and mutual assistance, charity, the formation of a social care system, as well as socio-economic and cultural factors led to the emergence of social work as a special sphere of professional practice and necessitated the training of personnel in special educational institutions in the XX century. The aim of the article is to consider the main stages of social work formation in Slovakia in the context of paradigm shifts and the profes-sionalization of social work. Results and discussion. It was determined that the early forms of help and care were manifested in care and desire to improve the situation of the needy, to help one's neighbor in accordance with Christian ethics. It was found that in the historical development of social work there was a change of subjects of social assistance. The secular paradigm of social work became the leading one in the XX century. The professionalization of this field of activity began with an analysis of the accumulated experience, the established base for the theory of social work, the opening of the first schools for training specialists in the field of social work, the formation of professional ideology and the emergence of professional associations of social workers. Along with the awareness of the activities of social workers as vocational and theoretical training came the understanding of the idea of the "help object", which laid the foundation for the specialization of social work with the categories of the population. Conclusion. The article allows to widen the representation of students, teachers and the interested readership about the history of social work in foreign countries.

Keywords: social assistance, social care, Slovakia, social work, A. Masarikova, professionalization.

© Крысова Е. В., 2018

Изучение зарубежной истории социальной работы позволяет не только обратиться к опыту стран в решении вопросов социальной защиты населения, выявлении сильных и слабых сторон реализации социальных программ, применении этого опыта при выработке современных концепций, но и рассмотреть развитие социальной работы как сферы профессиональной практики, т. е. особенности ее профессионализации. Выбор данной темы для исследования не случаен: в 2018 г. отмечалось 100-летие социальной работы в Чехии и Словакии.

История социального попечения и социальной работы в Словакии насчитывает двенадцать столетий. Словацкая ученая Я. Левицка выделяет несколько подходов к пониманию истории социальной работы: первый основывается на изучении литературно-исторических источников, в которых социальная работа рассматривается как теоретико-практическая область; второй - широкий, рассматривает практическую активность, которая соответствует определению Ассоциации образования в социальной работе 1948 г., и вышла из научных областей медицины, социологии, философии, права, педагогики. Еще один подход рассматривает становление социальной работы в Словакии в европейском и мировом контексте [8].

Особенностью социальной работы является ее связь с внутренней и социальной политикой, культурным и политическим контекстом, в котором происходит ее развитие. Становление социальной работы в Словакии неразрывно связано с ее историей и судьбой как части Венгерского королевства, Австро-Венгерской империи, Чехословакии и с 1993 года Словацкой Республики. Однако о социальной работе как сфере профессиональной практики приходится говорить лишь с 1918 года. До этого периода развитие социального попечения формируется в христианской традиции помощи ближнему, в духе милосердия и альтруизма, постепенно институционализируясь и приобретая организованные формы общественной помощи. Основными категориями в этот период выступают благотворительность, социальная помощь и попечение.

Экскурс в историю позволяет говорить о том, что прообраз социальной работы как организованной формы помощи берет свое начало в IX веке н. э. и связан с деятельностью религиозных сообществ как реакцией на возникающие потребности общественности. Так, начинает развивать-

ся благотворительность в сфере здравоохранения, образования, оказания материальной помощи, открываются приюты, больницы, сиротные дома, образовательные учреждения. Зарождение социального попечения в Словакии начинается с конца IX века по мере того как образовывались монастыри и появлялись монашеские ордены. В 1095 г. была открыта первая больница - госпиталь Св. Ладислава в Братиславе. Первые госпитали служили приютом для больных, бедных, вдов, сирот, престарелых людей. В ХП-ХГУ веках францисканцы основали первые монастыри в Трнаве, Братиславе. В 1288 году антониты - религиозное госпитальное братство Св. Антония, члены которого осуществляли уход за больными и защищали паломников, основали монастырь с больницей в Спишске Дравце. На смену институтов помощи и взаимопомощи приходит личная и общественная религиозно-харитативная помощь в решении социальных проблем.

Ярким примером воплощения идеалов христианства в жизни, милосердия, служения в делах помощи ближнему является Св. Алжбета (Елизавета Венгерская) (1207-1231). Принцесса из венгерской династии Арпадов, католическая святая по сей день почитается не только словаками, но и во всем католическом мире, ее имя носят учебные заведения, осуществляющие подготовку социальных работников в Словакии. Она разделяла идеалы нищеты и милосердия, проповедуемые монахами францисканцами, помогала бедным, обездоленным, трудоустраивала нуждающихся при своем дворе по соглашению с мужем.

Католическая церковь и дальше оказывала большое влияние на институционализацию практик социального служения и помощи в обществе. Представители монашеского ордена пиаристов в 1642 г. заложили монастырь в восточнословац-ком городе Подолинце. Монахи-пиаристы занимались христианским воспитанием детей и молодежи, основывали учебные заведения и бесплатные общедоступные школы. Они особенно заботились о бедной молодежи: одевали, обучали навыкам гигиены, дисциплине, грамоте. Также образовательно-воспитательной деятельностью занимались иезуиты и урсулинки.

Примечателен тот факт, что деятельность общин и инициатива горожан на местах выступила предтечей социальной работы в местном сообществе. Так, еврейские общины помогали обеспечивать топливом на зиму нуждающихся, а община

еврейских жен помогала ученикам из бедных семей. С 1363 года в Трнаве действовал приют для престарелых, в котором немощные пожилые люди могли пребывать до конца своих дней. С XV века приют перешел под покровительство городской Рады и просуществовал до XX века. По состоянию на 1938 г. в приюте оставалось проживать 10 горожан. Также в Трнаве работал Лазарет, в котором проживающим предоставлялось питание и материальное обеспечение.

На рубеже XVШ-XIX в. начинает развиваться специализированная работа с инвалидами: в 1825 г. открыто отделение слепых в Братиславе, а в 1922 г. - государственное учреждение слепых, существующее и по сей день. С 1835 года функционировало отделение глухонемых в Лип-товском Микулаше. Особо внимание в этих учреждениях уделялось вопросам реабилитации [8].

В 60-е годы XIX века Австро-Венгрия окончательно вступила на путь капиталистического развития. Императорское правительство не было заинтересовано в социальных конфликтах и поэтому выступало в роли посредника между работодателями и работниками, защищая права трудящихся. Возникли зачатки пенсионной системы, в 1887 г. был одобрен закон о страховании и компенсациях, связанных с производственными травмами. За ним последовал закон о медицинском страховании. Так была организована система социальной защиты, равной которой на тот момент не было ни в одной европейской стране, кроме Германии. Первое в мире министерство социальной помощи появилось в Австро-Венгрии, оно было создано в 1917 г. по указу императора Карла I [2]. Активно продолжала развиваться благотворительность как институт помощи, сначала она осуществлялась в форме социальной помощи: частные пенсионные кассы, спонсирование школ и больниц, оплата врачей, суповые кухни и другое. Во второй половине XIX в. благотворительность вышла за пределы семейных усадеб, стали проводиться благотворительные балы, базары, аукционы. Собранные средства направлялись на помощь нуждающимся. Постепенно осмысление оказания социальной помощи как филантропической деятельности стало сменяться светской парадигмой. В этот период начинает преобладать государственная помощь, представленная благотворительностью, результатами социального реформирования и развития социального законодательства.

Развитие социальной работы в Чехословакии в XX в. прошло несколько этапов. В первых десятилетиях оно было определено политической и социальной ситуацией в Австро-Венгрии, в состав которой входила страна до 1918 года. Период Первой мировой войны сопровождался большим экономическим кризисом, в связи с чем возрастала потребность развития как практической, так и теоретической социальной работы. Первое специальное образование в области социальной работы было совмещено с медицинским и предполагало подготовку сестер по уходу за больными. Подготовка таких практиков началась с 1914 г. в Австрии. Нехватка квалифицированного персонала обусловила открытие медико-социальных школ, в дальнейшем такие школы открывались и в Чехословакии. С момента возникновения Первой Республики развитие социальной работы проходило под покровительством Т. Г. Масарика, для которого социальная работа соотносилась с заповедью любви к ближнему. Особенный вклад в ее развитие внесла его дочь Алиса Масарикова, а именно по ее инициативе, в 1918 г. в Праге была открыта двухгодичная Высшая школа социальной работы, которая обеспечивала теоретическую и практическую подготовку специалистов в области социальной работы. Слушателей знакомили с основами права, биологии, здравоохранения, социологии, психологии, экономической политики. В рамках практической подготовки слушатели могли познакомиться с деятельностью учреждений здравоохранения, конкретными подходами социальной работы с семьями [3]. Известно, что в Праге работали краткосрочные десятидневные курсы, обучение на которых прошли 60 женщин, заинтересованных в социальной работе с детьми, молодежью. Среди них были учителя, студентки, члены различных общественных и добровольческих организаций [10, с. 96]. В 1922 году Е. Шолтесовой был заложен первый камень в основание отделения Милана Р. Штефаника в Мартине (отделение осуществляло подготовку кадров, ориентированных на проблематику социального и медицинского ухода на 3-4 недельных курсах), а к 1925 году заработала двухгодичная Школа для социально-медицинских работников им. Штефаника, официальное открытие которой состоялось 19 августа 1926 года [7, с. 35]. Так начался отсчет специального образования по социальной работе в Словакии. Такое развитие соответствует традиционному

пути: первоначально возникла практическая деятельность, затем специальное образование, статус которого постепенно возвысился до университетского. Большая часть образовательных программ в США и европейских странах, где готовились социальные работники, возникла лишь в XX веке [1, с. 52].

Период 20-30 годов XX века смело может быть назван «золотым временем» развития социальной политики, прогрессивного законодательства, открытия школ по подготовке социальных работников. Так, например в 1924 году был принят закон о социальном страховании, в котором под защиту попадали вдовы, сироты, инвалиды, пожилые и получившие болезнь [4, с. 74].

После 1945 года социальная работа помогала послевоенному восстановлению. Процесс развития социальной работы был приостановлен с наступлением коммунистического режима и уже в начале 1950 годов были закрыты школы социальной работы и по отношению к клиенту был установлен патерналистский подход. Социальная защита, начиная с 1948 г. претерпела ряд изменений и перешла на советскую систему социального обеспечения и патерналистский подход социальной помощи. Социальное страхование, как один из столпов в системе социальной защиты, было нивелировано, а доминирующими стали социальная поддержка и социальная помощь. Финансирование социальной защиты осуществлялось из государственного бюджета. В этот период с трудом можно говорить о существовании третьего сектора [4, с. 75].

Политические и общественные перемены обусловили 1989 г. как новый этап развития социальной работы в Словакии. Этот год принес большие изменения в политике, экономике и социальных отношениях. В 1991 году на педагогическом факультете Университета Коменского в Братиславе открывается кафедра социальной работы под ведением профессора Я. Габуры. Печатаются первые учебники, проводятся первые конференции. А уже в 1997 году по инициативе профессора А. Токаровой возникает Ассоциация образовательных учреждений по социальной работе в Словацкой Республике при философском факультете Прешовского университета [9]. В этот период формируется система подготовки кадров по социальной работе, появляются первые профессиональные ассоциации, систематизируется теоретическая база социальной

работы. Продолжается профессионализация социальной работы.

Начиная с 1989 г., словацкий ученый О. Ботек предлагает говорить о двух периодах трансформаций в сфере социальной работы в стране: 1989-1995 гг. период «кризисных решений» и с 1995 г. период реальных преобразований. В первое время после 1989 г. изменения затронули политику занятости, политику оплаты труда, семейную политику и социальную защиту. В 1992 году вышел закон о занятости, который впервые установил величину минимальной оплаты труда. Чехия и Словакия были в числе первых стран в Восточной Европе применивших западноевропейский опыт создания системы государственных гарантий прожиточного минимума населения. В 1991 году был принят соответствующий закон № 463, все материально нуждающиеся граждане получили право на получение помощи для обеспечения питания и других потребностей, причем дифференцированно, с учетом возраста и состояния здоровья.

В рамках семейной политики начал осуществляться переход от институциональной защиты к более семейно-ориентированным формам. Основную идею перемен в социальной защите можно сформулировать как движение от социальной помощи к социальной поддержке. Особенно важен был такой подход в решении проблемы бедности. С 1993 года вновь стали появляться страховые компании, позже разделившиеся на Компании социального страхования и Медицинского страхования.

Переломным оказался 1995 год. С этого момента стали разрабатываться концепции государственной семейной политики, политики занятости, пенсионное страхование. В этот год был принят закон о социальной защите, в 1998 г. закон о социальной поддержке, в 2003 г. закон о социальном страховании и в 2008 г. закон № 448 о социальных службах, изменивший порядок финансирования деятельности социальных учреждений и предоставления социальных услуг, актуализировавший вопросы качества социального обслуживания населения, поиск альтернатив социальной помощи, контроль за осуществлением государственных социальных услуг [4, с. 78]. Социальная помощь и поддержка стали осуществляться в институционализированной форме: произошла формализация отношений между клиентом и социальными работниками, определился

перечень социальных услуг, были установлены формы, виды социальных служб. Специализация социальных учреждений соответствовала типологии клиентов социальной работы. Целью деятельности социальных служб являлось предоставление высококачественных социальных услуг в результате чего: клиент получал социальную услугу, соответствующую количеству и качеству его потребностей, клиент определял свои индивидуальные цели; социальный работник выстраивал план обслуживания с клиентом и его/ее семьей [6]. На этом этапе социальные услуги как форма социальной помощи стали комплексной системой инструментов и мер направленной на интеграцию, помощь, поддержку и удовлетворение социальных потребностей нуждающихся групп населения [5, с. 45]. Осуществившийся переход от патерналистской модели к социальной поддержке превнес новые элементы: множественность социальных субьектов, демократизацию социального права, адресный подход, профессионализацию социальной работы - повышение ее качества, установление «социального мандата» данной профессии, понимание ее предназначения, ее идентификацию среди других профессий в глазах профессионалов и общественности, а также персонифицированность - близость специалиста и социального работника.

На современном этапе профессионализации социальной работы важным событием стало принятие в 2014 г. закона № 219 о социальной работе. В нем определены понятия социальной работы, социального работника, ассистента социального работника, закреплены правила аккредитации специальных образовательных программ, профессиональные титулы и требования. Свою деятельность начала Ассоциация социальных работников и их ассистентов.

Становление социальной работы в Словакии происходило в несколько этапов, которые можно выделить в соответствии с хронологическими рамками, политической и экономической историей страны. Развитие социальной работы как деятельности специалистов связано с процессом ее профессионализации, создания системы подготовки профессиональных кадров. Практическая социальная работа прошла путь от лично-религиозной помощи и монастырского попечения о нуждающихся до сложившейся системы социальной помощи и поддержки, постепенно формировались модели, подходы и методы социальной работы. Приходило понимание важности специализации социальной работы с различными категориями: лицами с ОВЗ, больными и умирающими, бедными, детьми, молодежью, семьями, работающими и безработными, в пенитенциарной системе.

Литература

1. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Методология исследований и критического анализа в сфере социальной политики и социальной работы // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2005. № 21. С. 51-77.

2. Шарый А., Шимов Я. Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии: судьба империи. М.: КоЛибри. 2011. URL: http://ah.milua.org/tales-about-austro-hungary (дата обращения: 7.10.2018).

3. Balogová B. Etablácia a profesionalizácia sociálnej práce v jej horizontálnej i vertikálnej línii. URL: https://www.pulib.sk (дата обращения: 7.10.2018).

4. Botek O. Social policy and social economy in Slovakia. The changing faces of scial economy across Europe: a perspective from 7 countries. Debrecen University Press. 2016. P. 74-103.

5. Hasa P. Analyza sociálno-ekonomickych aspektov kvality zivota seniorov na Slovensku // Zdravotnictvo a socialna praca. 2018. № 4. P. 40-52.

6. Kamanová I. Etika v institucionalizovanych sociálnych sluzbách. URL: https://www.prohuman.sk (дата обращения: 7.10.2018).

7. Levická J. Prínos Ústavu M. R. Stefánika ku vzdelávaniu sociálnych pracovníkov na Slovensku // Socialni prace. 2018. № 5. P. 35-51.

8. Levická J. Nácrt dejín sociálnej práce. Slovak Academic Press. 1999. URL: http://www.socialni-pracovnici.estranky.sk (дата обращения: 7.10.2018).

9. Machalová M. Zaciatky súcasnej sociálnej práce na Slovensku. URL: https://www.prohuman.sk (дата обращения: 7.10.2018).

10. Vojtaseková I. Príprava sociálnych pracovníkov pre prácu s handicapovanymi det'mi a mládezou // Kvalita vzdelávania pracovníkov v oblasti sociálnej práce. Zborník príspevkov z medzinárodnej vedeckej konferencie. Presov. P. 96-103.

References

1. Romanov P. V, Yarskaya-Smirnova E. R. Metodologia issledovanii i kriticteskogo analiza v sfere sotsialnoi politiki i socialnoi raboty [Methodology of research and critical analysis in the field of social policy and social work]. Sotsiologia: metodologia, metody, matematiceskoe modelirovanie = Sociology: methodology, methods, mathematical modeling, 2005, no. 21, pp. 51-77. (In Russ.).

2. Sharyy A., Shimov Y. Korni i korona. Ocherki ob Avstro-Vengrii: sudba imperii [Roots and crown. Essays on Austria-Hungary: the fate of the Empire]. Moscow: KoLibri, 2011. Available at: http://ah.milua.org/tales-about-austro-hungary (accessed 7.10.2018). (In Russ.).

3. Balogova B. Etablacia a profesionalizacia socialnej prace v jej horizontalnej i vertikalnej linii. Available at: https://www.pulib.sk (accessed 7.10.2018).

4. Botek O. Social policy and social economy in Slovakia. The changing faces of scial economy across Europe: a perspective from 7 countries. Debrecen University Press. 2016, pp. 74-103.

5. Hasa P. Analyza socialno-ekonomickych aspektov kvality zivota seniorov na Slovensku. Zdravotnictvo a socialna praca, 2018, no. 4, pp. 40-52.

6. Kamanova I. Etika v institucionalizovanych socialnych sluzbach. Available at: https://www.prohuman.sk (accessed 7.10.2018).

7. Levicka J. Prinos Ustavu M. R. Stefanika ku vzdelavaniu socialnych pracovnikov na Slovensku. Socialni prace, 2018, no. 5, pp. 35-51.

8. Levicka J. Nacrt dejin socialnej prace. Slovak Academic Press. 1999. Available at: http://www.socialni-pracovnici.estranky.sk (accessed 7.10.2018).

9. Machalova M. Zaciatky sucasnej socialnej prace na Slovensku. Available at: https://www.prohuman.sk (accessed 7.10.2018).

10. Vojtasekova I. Priprava socialnych pracovnikov pre pracu s handicapovanymi det'mi a mladezou. Kvalita vzdelavania pracovnikov v oblasti socialnej prace. Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie, Presov, pp. 96-103.

Статья поступила в редакцию 20.10.2018 г.; принята к публикации 25.11.2018 г.

Submitted20.10.2018; revised25.11.2018.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Крысова Е. В. Становление социальной работы в Словакии // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 4. С. 16-21. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-16-21

Об авторе

Крысова Елена Витальевна

кандидат философских наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

1епакг86@таИ. ги

Citation for an article:

Krysova E. V. Development of social work in Slovakia. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 4, pp. 16-21. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-16-21 (In Russ.).

About the author Elena V. Krysova

Ph. D. (Philosophy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, lenakr86@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.