Научная статья на тему 'Проблемы исследовательской и образовательной деятельности в вузах'

Проблемы исследовательской и образовательной деятельности в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / HIGHER EDUCATION SYSTEM / CURRICULA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фидлерова Хелена, Шмида Любомир, Дриеникова Катарина, Хрдинова Габриэла, Сакал Петер

В данной статье рассматриваются вопросы организации обучения и исследований по проблемам устойчивого развития в вузах, где эти вопросы ещё не имеют углубленного предметного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фидлерова Хелена, Шмида Любомир, Дриеникова Катарина, Хрдинова Габриэла, Сакал Петер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of research and education activities at higher education institutions

The article considers the organization of teaching process and research with regard to sustainable development issues that have not yet been studied thoroughly at higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы исследовательской и образовательной деятельности в вузах»

УДК 378.1 ББК 65.497.4

© Фидлерова Х., Шмида Л., Дриеникова К., Хрдинова Г., Сакал П.

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ1

В данной статье2 рассматриваются вопросы организации обучения и исследований по проблемам устойчивого развития в вузах, где эти вопросы ещё не имеют углубленного предметного изучения.

Устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность, система высшего образования,учебные программы.

ФИДЛЕРОВА Хелена

доктор технических наук

исследователь

Факультет материаловедения

и технологии Словацкого

технического университета в г. Трнава

Словакия, 91724, г. Трнава,

ул. Паулинская, д. 17

E-mail: [email protected]

Тел.: +421-335-443-820

ШМИДА Любомир кандидат наук инженер, докторант Факультет материаловедения и технологии Словацкого технического университета в г. Трнава Словакия, 91724, г. Трнава, ул. Паулинская, д. 17 E-mail: [email protected] Тел.: +421-335-511-033

ДРИЕНИКОВА Катарина кандидат наук инженер, докторант Факультет материаловедения и технологии Словацкого технического университета в г. Трнава Словакия, 91724, г. Трнава, ул. Паулинская, д. 17 E-mail: [email protected] Тел.: +421-335-511-033

ХРДИНОВА Габриэла кандидат наук

Факультет материаловедения и технологии Словацкого технического университета в г. Трнава Словакия, 91724, г. Трнава, ул. Паулинская, д. 17 E-mail: [email protected] Тел.: +421-907-162-703

САКАЛ Петер

профессор, руководитель аспирантов Факультет материаловедения и технологии Словацкого технического университета в г. Трнава Словакия, 91724, г. Трнава, ул. Паулинская, д. 17 E-mail: [email protected] Тел.: +421-903-470-002

1 Подготовка статьи осуществлена при поддержке Словацкого агентства исследований и развития в рамках соглашения № LPP-0384-09 «Концепция HCS модель 3Е vs. Концепции корпоративной социальной ответственности (КСО)», а также в рамках проекта KEGA (культурный и образовательный грант Министерства образования Словакии) № 037STU - 4/2012 «Введение предмета «Корпоративная социальная ответственность бизнеса» в учебную программу «Управление промышленным производством второго уровня на факультете материаловедения и технологии Словацкого технического университета в г. Трнава (MTF STU Tmava)».

2 В текущем выпуске вниманию читателей предлагается вторая часть статьи. Первая часть опубликована в выпуске № 5 (67).

Fidlerova H., Smida L., Drienikova K., Hrdinova G., Sakal P.

ISSUES OF RESEARCH AND EDUCATION ACTIVITIES AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Fidlerova Helena - Doctor of Engineering, Research fellow. Slovak University of Technology, Faculty of Materials Science and Technology in Trnava. 17, Paulinska St., Trnava, Slovakia, 91724. E-mail: [email protected].

Smida Lubomir - Candidate of Science, Engineer, Doctoral Candidate. Slovak University of Technology, Faculty of Materials Science and Technology in Trnava. 17, Paulinska St., Trnava, Slovakia, 91724. E-mail: [email protected].

Drienikova Katarina - Candidate of Science, Engineer, Doctoral Candidate. Slovak University of Technology, Faculty of Materials Science and Technology in Trnava. 17, Paulinska St., Trnava, Slovakia, 91724. E-mail: [email protected].

Hrdinova Gabriela - Candidate of Science, Postgraduate Student. Slovak University of Technology, Faculty of Materials Science and Technology in Trnava. 17, Paulinska St., Trnava, Slovakia, 91724. E-mail: [email protected].

Sakal Peter - Professor, Postgraduate supervisor. Slovak University of Technology, Faculty of Materials Science and Technology in Trnava. 17, Paulinska St., Trnava, Slovakia, 91724. E-mail: [email protected].

The article considers the organization of teaching process and research with regard to sustainable development issues that have not yet been studied thoroughly at higher education institutions.

Sustainable development, corporate social responsibility, higher education system, curricula.

Введение

Образование по праву считается одним из важных инструментов успешного продвижения устойчивого развития в соответствии с документом ООН «Повестка дня на XXI век». В главе 36 «Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров» говорится, что в целях создания более устойчивого мира необходимо прилагать усилия по нескольким фронтам. Подчёркивается, что переход человечества к устойчивому миру невозможен без помощи учителей всех наций [4].

С момента публикации этого документа прошли десятилетия. Тем не менее, призыв к образованию для достижения устойчивых развития и корпоративной социальной ответственности по-прежнему актуален и становится обязательным в контексте эволюции всего общества.

Характеристика и выводы по данным анкетного опроса - часть II

В конце 2012 - начале 2013 гг. мы сконцентрировались на выполнении рекомендаций, содержащихся в документе «Успех Словакии в создании условий для корпоративной социальной ответственности» [1]. С помощью вопросника «Устойчивая корпоративная социальная ответственность» мы определили и охарактеризовали текущие ситуацию и позицию высших учебных заведений в научной и педагогической деятельности относительно устойчивых развития и корпоративной социальной ответственности.

Основная цель исследования заключается в том, чтобы определить текущее состояние понимания концепции и методов корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития в научной и педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

Вопросник был составлен в программе GoogleDocs [2].

Опрос проводился в режиме online. Ссылка на вопросник была разослана по электронным адресам всех высших учебных заведений Словакии, преимущественно ректорам и деканам. Анкеты поступали в период с 17.12.2012 по 28.03.2013. В целом они охватили 26 респондентов.

Одновременно с этим мы ознакомили участвующие школы с результатами анкетного опроса. Представители колледжей и университетов выразили за это благодарность.

В составе респондентов, заполнивших анкету, оказались:

- 20 представителей факультетов/институтов в общественных (публичных) школах;

- 2 представителя факультетов/институтов государственной школы;

- 4 представителя факультетов/институтов частных школ.

Выводы, полученные в результате исследования, общие статистические данные:

1. Вопросы устойчивого развития (УР), устойчивого развития бизнеса (УРБ), корпоративная социальная ответственность (КСО):

- преподаются (изучаются) на/в 9 факультетах/институтах (35%);

- не преподаются на/в 17 факультетах/институтах (65%).

2. Проблемы (вопросы) УР, УРБ, КСО:

- преподаются как отдельный предмет на/в 5 факультетах/институтах (56%);

- интегрированы в другие предметы на/в 4 факультетах/институтах (44%).

В следующей части исследования мы разделили анкету на две части:

1. Факультеты/институты, где преподаются УР, УРБ или КСО.

2. Факультеты/институты, где не преподаются УР, УРБ или КСО.

В данной статье пойдёт речь об итогах опроса, проведённого на/в факуль-

тетах/институтах, где эти проблемы не преподаются.

Результаты обработки ответов:

1. Целесообразно ли внедрить изучение вопросов УР, УРБ и КСО в процесс обучения:

- да - 4 факультета/института (24%);

- нет - 13 институтов/факультетов (76%).

2. Причины отсутствия интереса к вопросам УР, УРБ и КСО:

- данные вопросы не являются приоритетными для преподавания на факультете (92%);

- недостаток информации по данному предмету (17%);

- отсутствие специалистов (8%);

- отсутствие интереса студентов (8%).

3. Возможные позиции вопросов в учебной программе:

- вопросы УР, УРБ, КСО преподаются в рамках факультативных дисциплин на основе эмпирического опыта (50%);

- вопросы УР, УРБ, КСО преподаются в рамках факультативного предмета относительно ^0 26000 (50%);

- вопросы УР, УРБ, КСО преподаются в рамках обязательного предмета на основе эмпирического опыта (25%);

- вопросы УР, УРБ, КСО преподаются в рамках лекций по обязательным предметам (25%);

- вопросы УР, УРБ, КСО преподаются в рамках лекций по факультативным предметам (25%).

4. Темы с точки зрения УР, УРБ, КСО в образовательном процессе, которые станут приоритетными:

- устойчивое развитие корпоративной социальной ответственности (100%);

- поддержка образования (100%);

- борьба с коррупцией (75%);

- социально ответственное поведение правительства и государства (75%);

- развитие сотрудников, карьерный рост, системы равных возможностей, пособия и вознаграждение (50%);

- устойчивое предпринимательство и КСО (50%);

- устойчивая производительность и интенсивность труда и КСО (50%);

- устойчивое развитие персонала и КСО (50%);

- устойчивое качество жизни человека и КСО (50%);

- устойчивый маркетинг и КСО (50%);

- устойчивое потребление и КСО (50%);

- управление потенциалом сотрудников (50%);

- справедливое отношение к клиентам (50%);

- отчётность и измерение УР и КСО (50%);

- поддержка необходимых и некоммерческих секторов (50%);

- устойчивое социально ответственное управление (50%);

- сотрудничество с порядочными поставщиками (50%);

- сотрудничество с порядочными клиентами (50%);

- баланс между работой и личной жизнью, равные возможности и разнообразие (50%);

- прозрачность процессов (25%);

- охрана климата и окружающей среды (25%);

- устойчивое развитие производства (25%);

- устойчивая конкурентоспособность (25%);

- соответствие международным стандартам (25%);

- экстернализация расходов транснациональных корпораций и её влияние на деятельность малых и средних предприятий в Словакии (25%);

- КСО в качестве справедливой стратегии для малых и средних предприятий в Словакии (25%);

- критический анализ УРБ и методов КСО на Словацких и Чешских предприятиях (25%);

- устойчивое производство, устойчивые технологии и КСО (25%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- устойчивый/легальный доход и КСО (25%);

- устойчивое разнообразие, биоразнообразие и КСО (25%).

5. Ориентация на УР, УРБ и КСО в будущем:

- гораздо больше и стратегически (50%);

- в зависимости от интереса учащихся к теме (50%).

6. Для дальнейшего развития образования по проблемам УР, УРБ и КСО, а также привлечения факультетов/институтов необходимы:

- организационная, техническая и финансовая поддержка со стороны руководства университета/колледжа (75%);

- создание эффективной национальной стратегии УР и КСО при поддержке государства (50%);

- более активное участие предприятий в применении принципа организации производства в зависимости от потребностей следующего технологического участка (50%);

- нормативно-правовое обеспечение является удовлетворительным, правительства должны стремиться к стимулированию ответственности и мотивировать школы к изучению вопросов УР, УРБ, КСО.

7. Темы по вопросам УР, УРБ, КСО должны определяться:

- правительством (по крайней мере, на уровне базовых принципов и требований) (50%);

- требованиями предприятий (50%);

- учителями (50%);

- Европейским союзом в сотрудничестве с государствами-членами ЕС (25%).

8. Размещение существенной информации по УР, УРБ и КСО должно включать:

- содействие продвижению в средствах массовой информации (телевидение, радио) (100%);

- веб-страницы университетов (67%);

- журналы, периодические издания компетентных государственных учреждений (67%);

- журналы, периодические издания университетов (67%);

- журналы, периодические издания предприятий (67%);

- веб-страница Европейского союза (33%);

- веб-страницы компетентных государственных институтов (33%);

- веб-страницы предприятий (33%).

9. Намерение сотрудничать с частным

сектором:

- да (33%);

- нет (67%).

Оценка результатов анкетирования, выводы

На основании документов, указанных во введении, а также документа Европейского социально-экономического комитета в области корпоративной социальной ответственности от января 2013 года «Отчёт о корпоративной социальной ответственности: ответственность и

прозрачное корпоративное поведение и устойчивый рост» [3] мы можем исходить из важности и актуальности обучения и внедрения предметов или составляющих предметов по теме устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности в системе образования в Словакии.

Однако по результатам опроса факультетов/институтов, где не преподаются вопросы УР, УРБ и КСО, мы констатируем, что эти области не рассматриваются ими как приоритетное направление в обучении.

Вместе с тем факультеты/институты, где не изучаются вышеназванные вопросы, отмечают организационную, техническую и финансовую поддержку от руководства университетов для дальнейшего развития образовательного процесса в этих областях. Респонденты также указали, что актуальная информация по вопросам УР, УРБ и КСО должна размещаться в средствах массовой информации (телевидение, радио), на веб-страницах университетов, в журналах и периодических изданиях компетентных государственных учреждений, университетах и предприятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Fifekova a kol. 2011. Uspesnost Slovenska vo vytvaranf podmienok pre spolocensky zodpovedne podnikanie [Electronic resourse]. - Available at: http://www.google.sk/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1 &ved=0CDMQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.employment.gov.sk%2Fsprava-o-vytvarani-pomienok-pre-szp-na-slovensku.pdf&ei=9a9rUazeL-j64QTsk4CYBQ&usg=AFQjCNEAT0CKGYCCdtOVJDCe3oUKHXiV1A&s ig2=-pDxB8g2thNA_SQxbz749Q&bvm=bv.45175338,d.Yms,

2. GoogleDocs [Electronic resourse]. - Available at: https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey= dC0yUER3cHpXbmQ5bG8yUndKYVVyaHc6MQ

3. Sprava o socialnej zodpovednosti podnikov: zodpovedne a transparentne spravanie podnikov a udrzatel'ny rast. 2013 [Electronic resourse]. - Available at: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-// EP//NONSGML+REPORT+A7-2013-0017+0+DOC+PDF+V0//SK

REFERENCES

1. Fifekova a kol. Uspesnost Slovenska vo vytvaranf podmienok pre spolocensky zodpovedne podnikanie (2011). http://www.google.sk/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CDMQFjAA&url=http% 3A%2F%2Fwww.employment.gov.sk%2Fsprava-o-vytvarani-pomienok-pre-szp-na-slovensku. pdf&ei = 9a9rUazeL-j64QTsk4CYBQ&usg=AFQjCNEAT0CKGYCCdtOVJDCe3oUKHXiV1A&sig2=-pDxB8g2thNA_SQxbz749Q&bvm=bv.45175338,d.Yms,

2. GoogleDocs. https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dC0yUER3cHpXbmQ5bG8yUndKY VVyaHc6MQ

3. Sprava o socialnej zodpovednosti podnikov: zodpovedne a transparentne spravanie podnikov a udrzatel'ny rast (2013). http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+REPORT+A7-2013-0017+0+DOC+PDF+V0//SK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.