Научная статья на тему 'Общая характеристика профессиональной подготовки социальной работы во Вьетнаме'

Общая характеристика профессиональной подготовки социальной работы во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / SOCIAL POLICY / SOCIAL WORK / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL SERVICES / SOCIAL WORK DEVELOPMENT / SOCIAL POLICY ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мань Ха Лыонг

Социальная работа во Вьетнаме в настоящее время считается новой перспективной наукой и профессией, проходящей период институциализации. Наряду с развивающейся благотворительной деятельностью ощущается необходимость профессиональной подготовки социальных работников, которая подтверждается потребностью оказания высококвалифицированной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальная политика является одной из важнейших систем политики каждой страны, которые разрабатываются, управляются и реализуются государством. Кроме того, социальная политика рассматривается как инструмент политической системы государства для решения социальных проблем, реализации социальных функций государства. Дан обзор состояния системы профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, а также политики правительства и министерств Вьетнама по поддержанию и развитию социальных инициатив. Сделан вывод, что решения, направления и перспективы развития подготовки политики в области практической социальной работы и подготовки профессиональных кадров для нее во Вьетнаме в ближайшем будущем представляют собой достаточно перспективную стратегию, поддерживаемую Правительством страны на всех уровнях, так как рассматриваются как важная основа для развития социальной работы Вьетнама в период его международной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of the professional training of the social work in Vietnam

Social work in Vietnam is currently considered a promising new science and profession going through a period of institutionalization. Along with evolving charitable activities, there is a need for training social workers, which is confirmed by the need to provide highly qualified assistance to people in difficult situations. Social policy is one of the most important policy systems of each country, which are developed, managed and implemented by the state. In addition, social policy is considered as an instrument of the state’s political system to solve social problems, the implementation of the state’s social functions. We give a review of the system status of future bachelors of social work professional training, as well as the policies of the government and ministries of Vietnam to maintain and develop social initiatives. We conclude that the decisions, directions and prospects for the development of policy preparation in the field of practical social work and the training of professional personnel for it in Vietnam in the near future are a rather promising strategy supported by the Government of the country at all levels, as they are considered as an important basis to develop the social work of Vietnam during its international integration.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика профессиональной подготовки социальной работы во Вьетнаме»

DOI 10.20310/1810-0201 -2019-24-183-60-69 УДК 378

Общая характеристика профессиональной подготовки социальной работы во Вьетнаме

Лыонг Мань Ха1'2 1 Амурский государственный университет 675027, Российская Федерация, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21 2Тан Трао Университет, г. Туйен Куанг, Вьетнам Km6, Коммуна Трунг Мон, округ Йен Сон, провинция Туйен Куанг, Вьетнам ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8254-7250, e-mail: ha.cdtq@gmail.com

General characteristics of the professional training of the social work in Vietnam

Luong Manh Ha1'2 1Amur State University 21 Ignatyevskoye Rte., Blagoveshchensk 675027, Russian Federation 2Tan Trao University Km6, Trung Mon Commune, Yen Son County, Tuyen Quang Province, Vietnam https://orcid.org/0000-0001-8254-7250, e-mail: ha.cdtq@gmail.com

Аннотация. Социальная работа во Вьетнаме в настоящее время считается новой перспективной наукой и профессией, проходящей период институциализации. Наряду с развивающейся благотворительной деятельностью ощущается необходимость профессиональной подготовки социальных работников, которая подтверждается потребностью оказания высококвалифицированной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальная политика является одной из важнейших систем политики каждой страны, которые разрабатываются, управляются и реализуются государством. Кроме того, социальная политика рассматривается как инструмент политической системы государства для решения социальных проблем, реализации социальных функций государства. Дан обзор состояния системы профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, а также политики правительства и министерств Вьетнама по поддержанию и развитию социальных инициатив. Сделан вывод, что решения, направления и перспективы развития подготовки политики в области практической социальной работы и подготовки профессиональных кадров для нее во Вьетнаме в ближайшем будущем представляют собой достаточно перспективную стратегию, поддерживаемую Правительством страны на всех уровнях, так как рассматриваются как важная основа для развития социальной работы Вьетнама в период его международной интеграции.

Ключевые слова: социальная политика; социальная работа; социальное образование; социальные службы; развитие социальной работы; ориентация социальной политики

Для цитирования: Лыонг Мань Ха. Общая характеристика профессиональной подготовки социальной работы во Вьетнаме // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 183. С. 60-69. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-60-69

Abstract. Social work in Vietnam is currently considered a promising new science and profession going through a period of institutionalization. Along with evolving charitable activities, there is a need for training social workers, which is confirmed by the need to provide highly qualified assistance to people in difficult situations. Social policy is one of the most important policy systems of each country, which are developed, managed and implemented by the state. In addition, social policy is considered as an instrument of the state's political system to solve social problems, the implementation of the state's social functions. We give a review of the system status of future bachelors of social work professional training, as well as the policies of the government and ministries

60

© Лыонг Мань Ха, 2019

of Vietnam to maintain and develop social initiatives. We conclude that the decisions, directions and prospects for the development of policy preparation in the field of practical social work and the training of professional personnel for it in Vietnam in the near future are a rather promising strategy supported by the Government of the country at all levels, as they are considered as an important basis to develop the social work of Vietnam during its international integration.

Key words: social policy; social work; social education; social services; social work development; social policy orientations

For citation: Luong Manh Ha. Obshchaya kharakteristika professional'noy podgotovki sot-sial'noy raboty vo V'yetname [General characteristics of the professional training of the social work in Vietnam]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 183, pp. 60-69. DOI 10.20310/1810-02012019-24-183-60-69 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Социальная политика - одна из важнейших систем политики каждой страны, разработанная, управляемая и осуществляемая государством. Она показывает цивилизаци-онный уровень социального режима, в котором человек является объектом воздействия. Кроме того, социальная политика также направлена на создание равных возможностей развития для всех членов общества, а также наследование культурных ценностей и гуманитарных традиций вьетнамской нации.

Система социальной работы и социального обеспечения является частью общей модели социального развития с решением задач помощи людям, роста их благосостояния, строительства сильной, демократической, справедливой и цивилизованной страны. На протяжении многих лет правительство Вьетнама было заинтересовано в разработке и реализации политики социальной работы и социального обеспечения, считая ее одновременно целью и мотивацией для устойчивого развития и стабильности.

Шестой Национальный съезд Коммунистической партии Вьетнама (декабрь 1986) пришел к выводу, что «социальная политика охватывает все аспекты человеческой жизни: условия труда и быта, образование и культуру, семейные отношения, классовые отношения, этнические отношения... Необходимо в полной мере реализовать руководящие указания и указания Коммунистической партии Вьетнама и государства по единству экономической и социальной политики»1.

1 Резолюция № 15-NQ/TW Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама - сессия XI. Ханой, 2012.

Резолюция № 15/NQ-TW от 1 июня 2012 г. ЦК партии «Некоторые вопросы социальной политики на период 2012-2020 гг.» также подтвердила, что «социальная политика должна быть сопоставлена с экономической политикой и ее реализацией в соответствии с экономическим развитием, в соответствии с уровнем развития и объемом ресурсов в каждом периоде». В то же время необходимо сосредоточиться на реализации социальной политики, обеспечить минимальный уровень жизни и своевременную поддержку людей в трудных условиях2.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ в его различных видах (логический, ретроспективный, системно-структурный), дедукция, конкретизация и обобщение широко применялись для изучения отечественных и зарубежных научных источников, учебно-методической документации университетов Вьетнама. Ретроспективный анализ осуществлялся для исследования этой проблемы в динамике. Изучение политических, социально-экономических и других условий оказывает влияние на формирование и развитие политики в области социальной работы Вьетнама в период международной интеграции.

Современное состояние нормативно-правового обеспечения профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме. Правовая политика в области подготовки кадров социальной работы во Вьетнаме вносит важный вклад в экономическое, культурное и социальное развитие и стабильность страны, решает множество но-

2 Отчет об итогах реализации закона о социальной работе / Министерство труда, инвалидов и социальных дел во Вьетнаме. Ханой, 2018.

вых проблем, возникающих в процессе развития и международной интеграции, таких как демографический взрыв, разрыв между богатыми и бедными, загрязнение окружающей среды, социальное неравенство и т. д. В настоящее время правительство заставляет министерства и соответствующие учреждения пересмотреть и добавить много новых социальных стратегий, в том числе в области подготовки кадров для социальной работы.

Большинство документов политики социальной работы рассматриваются в области брака и семьи, проблем детей, юридических, гражданских, административных, уголовных вопросов и т. д. Всему, что касается социальной работы, в основном необходимо обеспечить конституционность, законность. Также необходимо наследовать, продвигать, корректировать и дополнять работу в соответствии с практической ситуацией и осуществлять в соответствии с политикой и законами Государства Вьетнам3.

Тем не менее правовая база для профессии социального работника во Вьетнаме все еще имеет много недостатков, ограничений или правил, которые все еще не развиты. Самый большой недостаток заключается в том, что во Вьетнаме еще нет специализированного и отдельного юридического документа по сектору социальной работы4.

Юридические документы по социальной работе имеют относительно низкую юридическую ценность, в основном руководящие циркуляры соответствующих министерств и секторов. Нет юридического документа на таком высоком уровне, как закон, постановления по регулированию основных вопросов деятельности социальной работы или законов для социальных работников и государственного управления. Поэтому очень сложно интегрировать и включать конкретные положения о социальной работе в правовые документы в других специализированных областях.

В настоящее время Вьетнам выпустил правила и руководящие указания по функциям и задачам учреждений, предоставляющих услуги социальной работы, но отсутствуют

3 Отчет об итогах реализации закона о социальной работе / Министерство труда, инвалидов и социальных дел во Вьетнаме. Ханой, 2018.

4 Обзор закона о профессии социальной работы во

Вьетнаме / Правовой департамент Министерства труда, инвалидов и социальных дел. Ханой, 2012.

правовые документы (отдельные законы о социальной работе) в качестве правовой основы для реализации некоторых специфических функций и задач этих видов услуг [1].

По сравнению с развитыми странами мира и даже странами Азиатско-Тихоокеанского региона нормативные акты, касающиеся социальной работы во Вьетнаме, по-прежнему имеют большие пробелы и недостатки. В частности, отсутствует политика и нормативные акты по утверждению, надзору и лицензированию подготовки по социальной работе в соответствии с профессиональными стандартами, или правовые нормы о профессиональных экзаменах и лицензировании в некоторых специализированных областях социальных работников.

Реальность реализации правовых положений о политике социальной работы все еще неадекватна. Некоторые услуги предоставляются частными и негосударственными организациями, но эти частные организации не обладают знаниями и квалификацией, а также не полностью осведомлены о политике социальной работы. Кроме того, развитие служб социальной работы не полностью соответствует практическим потребностям; профессиональная деятельность по социальной работе все еще слаба, социальная рабочая сила неадекватна по количеству и слаба по качеству [2].

Кроме того, информация о политике социальной работы для всех людей по-прежнему имеет много недостатков и ограничений. Многие политики в области социальной работы в целом и социальной работе в частности не были полностью доведены до сведения всех граждан центральными и местными органами власти.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В 2010 г. с целью изучения проекта государственного протокола № 45/2010/HD был проведен опрос группы социальных работников, результаты которого показаны на рис. 1 [3, с. 207].

Результаты исследования показывают, что 50 % опрошенных социальных работников считают, что во Вьетнаме существует несколько частных политик в сфере социальной работы; 19,8 % процентов опрошенных утверждают, что во Вьетнаме социальная

Рис. 1. Оценка социальными работниками социальной политики во Вьетнаме (%)

политика представлена на частном уровне. 16,2 % респондентов заявили, что в настоящее время во Вьетнаме нет целостной социальной политики социальной работы. Доля вьетнамских чиновников, не знающих социальную политику, довольно высока - 14 %.

Поэтому очень важна роль информационной политики, поскольку значительная часть людей, которые напрямую связаны с социальной работой, не владеют информацией о нормативно-правовой базе и политике в этой сфере.

По мнению многих экспертов и исследователей, действующая нормативно-правовая база в сфере социальной работы не имеет особой юридической ценности, так как представлена в виде решений премьер-министра и руководящих циркуляров министерств и ведомств. В юридических документах отсутствуют положения об основах социальной деятельности сотрудника по социальной работе, а также механизмы управления государственной социальной политикой во Вьет-наме5.

Результаты рассмотрения ориентиров социальной политики и законов Вьетнама, касающихся социальной работы Министерства труда, инвалидов и социальных дел, по-

5 Ассоциация профессионального образования и социальной работы во Вьетнаме - Стратегическое планирование национального развития обучения социальной работе во Вьетнаме с 2017 по 2020 год. Ханой, 2017. Июль. С. 16-18.

казывают, что за период 2010-2018 гг. Правительство и соответствующие министерства выпустили более 30 правовых документов по политике социальной работы. Эта система правовых документов создала важную правовую предпосылку для министерств, секторов и населенных пунктов для постепенного развития профессиональной социальной работы во Вьетнаме6.

В последние годы правительство Вьетнама внесло соответствующие коррективы в развитие социальной работы. Было издано много правовых документов в области профессиональной подготовки социальных работников, которые стали применяться на всей территории страны. В частности, многие юридические документы оказали положительное влияние на изменение подготовки социальных работников, например:

Циркуляр № 14/2010/TT-BGD& ВТ, 27/4/2010 из Министерства образования и обучения опубликовал код специальности по профессиональному обучению социальных работников в колледже и на университетском

7

уровне .

6 Сводный отчет о реализации правовой политики по социальной работе во Вьетнаме / Министерство труда, инвалидов и социальных дел. Ханой, 2018.

7 Циркуляр № 14/2010/ТТ/В0ББТ Министерства образования и профессиональной подготовки об объявлении списка колледжей и университетов образования во Вьетнаме. Ханой, 2010. 27 апр.

Циркуляр № 04/2011/ТТ-М0Ы8А, 25/2/2011. Министерство труда, инвалидов и социальных дел разработало Положение о стандартах государственных услуг, предоставляемых при осуществлении медицинской помощи при социальной поддержке больных, таких как: гигиена, одежда, питание и т. д.8

Совместный циркуляр Министерства труда, инвалидов и социальных дел и Министерства внутренних дел № 09/2013 / ТТЬТ-ВЬБТВХН - В1ЧУ, 20/3/2013 дал разъяснения о функциях, задачах, полномочиях и организационной структуре центров, обеспечивающих социальную работу в государстве. На сегодняшний день этот документ важен для управления деятельностью социальной работы во Вьетнаме9.

Циркуляр № 30/2015/ТТЬТ, 19/8/2015 Министерства труда, инвалидов и социальных дел и Министерства внутренних дел сегодня применяется по всей стране. В этом циркуляре выделены три категории социальной работы: Социальная работа Категория II, имеет код: У.09.04.01; Социальная работа Категория III, имеет код У.09.04.02; Социальная работа Категория IV, имеет код У.09.04.0310.

Циркуляр № 07/2013/ Министерства труда, инвалидов и социальных дел содержит положения о стандартах профессиональных социальных работников11.

Циркуляр № 01/2017/ТТ/ВЬВТВХН Министерства труда, инвалидов и социальных дел содержит положение о профессиональных этических стандартах для социальных работников. Этот циркуляр конкретно предусматривает этические нормы для всех социальных работников, которые необходимо соблюдать в процессе осуществления их деятельности, такие как социальные отношения с теми, кто пользуется услугами социальной

8 Циркуляр № 04/2011/ТТ-М0Ь^А Социальные вопросы: Положение о государственных услугах / Министерство труда, инвалидов и социальных дел. Ханой, 2011. 25 февр.

9 Совместный циркуляр № 09/2013/ТТЬТ-ВЬВТ-BXH-BNV / Министерство труда, инвалидов и социальных дел и Министерство внутренних дел. Ханой, 2013. 20 марта.

10 Совместный циркуляр № 30/2015/ТТЬТ / Министерство труда, инвалидов и социальных дел и Министерство внутренних дел. Ханой, 2015. 19 авг.

11 Циркуляр № 07/2013/ТТ/ВЬВТВХН / Мини-

стерство труда, инвалидов и социальных дел. Ханой,

2013. 24 мая.

работы, с коллегами, с родственными организациями и другие отношения12.

Несмотря на то, что юридические документы по управлению и развитию социальной работы применяются по всей стране, они имеют множество ограничений при применении и осуществлении, например: некоторые положения во многих документах нереалистичны, асинхронны и имеют негативное влияние на развитие социальной работы [4, с. 49, 305].

Отсутствие специфических правовых документов по социальной работе напрямую влияет на профессиональную подготовку социальных работников во Вьетнаме. Например, Закон об образовании, Детский закон

2016, Закон о пожилых людях и инвалидах, Закон о предотвращении насилия в семье нуждаются в доработке. Были приняты руководящие документы, например: Проект по развитию социальной работы в период 20102020 гг., проект № 32/2010 премьер-министра.

Кроме того, оформление правовых документов и программ обучения по социальной работе испытывает трудности. Процесс обсуждения на уровне министерств, отраслей и местных властей занимает длительное время. Распределение средств и финансовых ресурсов для реализации правовых документов также является серьезной проблемой, влияющей на ход введения профессиональной подготовки социальных работников в учебные планы образовательных заведений13.

Таким образом, система политики и законов в области социальной работы во Вьетнаме недостаточно разработана. Большое количество нормативных правовых документов прямого руководства по изменению деятельности социальной работы очень мало применяется на практике и не отвечает требованиям развития социальной работы. Поэтому для того, чтобы профессиональная подготовка социальных работников развивалась, социальная политика и правовая система в государстве должны идти на шаг впереди.

Правовые основы политики социальной работы, а также правовые документы и практика социальной работы являются неполны-

12 Циркуляр № 01/2017/ТТ/ВЬВТВХН / Министерство труда, инвалидов и социальных дел. Ханой,

2017. 2 февр.

13 Итоговый отчет о работе по социальной защите в 2015 году, ориентация и задачи в 2016 году / Департамент социальной защиты. Ханой, 2015. С. 19.

ми и непоследовательными. Перед лицом сложных социальных проблем требуется новое понимание. Важна разработка механизмов и политики в области социальной работы, и Вьетнаму пора принять отдельный закон о социальной работе [5].

Система государственной социальной политики в целом и разработка нормативно-правовых документов в области профессиональной подготовки социальных работников, в частности во Вьетнаме, недостаточно разработана. Большое количество нормативных правовых документов в рассматриваемой области практически не применяются на практике и не отвечают требованиям проекта № 32/2010/QВ-TTG по развитию профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме на период 2010-2020 гг. Поэтому для того, чтобы профессиональная подготовка социальных работников в вузах Вьетнама развивалась, необходимо более тесно привязать нормативно-правовую базу в области социальной работы к практике. Данная проблема исследования важна для педагогической науки России тем, что практически не изучена профессиональная подготовка социальных работников в вузах стран АТР, существуют пробелы и в курсе «Социальная работа за рубежом» [6, с. 119].

ОБСУЖДЕНИЕ

Ориентация социальной политики Вьетнама на период 2012-2020 гг.

Социальная политика на период 20122020 гг. была конкретизирована и реализована посредством тематических резолюций в духе постановления XI съезда Коммунистической партии Вьетнама о социально-экономической стратегии развития на период 2012-2020 гг. следующим образом.

1. Цель. К 2020 г. достичь социального обеспечения для всего населения. Обеспечить минимальный уровень доходов, образования, здравоохранения, жилья, чистой воды, информации и связи. Шаг за шагом способствовать увеличению доходов, обеспечению безопасности жизни, равенства и счастья для всех людей.

Необходимо уделить приоритетное внимание тем, кто внес свой вклад в развитие страны, кому особенно трудно, бедным и этническим меньшинствам.

Системы социального обеспечения и службы социальной работы должны быть разнообразными, всеобъемлющими и распределенными между государством, обществом и людьми, между группами населения в течение одного поколения и между поколениями; обеспечить устойчивость и справедливость.

Государство обеспечивает реализацию политики социального обеспечения, содействует социализации, поощряет участие организаций, предприятий и людей.

Необходимо расширять международное сотрудничество, чтобы иметь больше ресурсов и опыта в разработке и реализации политики социального обеспечения [7].

2. Задачи. Что касается стимулов для людей, которые внесли свой вклад в развитие нации, необходимо сконцентрироваться на правильном выполнении Указа о преференциальном обращении с людьми, имеющими заслуги перед революцией. Необходимо также совершенствовать политику для людей с заслугами, сосредоточившись на решении неурегулированных дел путем повышения стандарта субсидий, льготных пособий для людей с положительными качествами в соответствии с дорожной картой корректировки минимальной заработной платы.

Об обеспечении социальной безопасности. Необходимо продолжать совершенствовать и эффективно реализовывать политику поддержки развития производства, создавать рабочие места, учиться и отправлять работников на работу за границу, уделять первоочередное внимание бедным и этническим меньшинствам в бедных районах, бедных общинах и деревнях с особыми трудностями. Нужно стремиться, чтобы к 2020 г. общий уровень безработицы стал ниже 3 %, а уровень безработицы в городах ниже 4 %. Необходимо содействовать выполнению постановлений Правительства и Национальной целевой программы по сокращению бедности. Исследования вносят изменения и дополнения в политику, направленную на поддержку бедных домохозяйств в целях устойчивого сокращения бедности. К 2020 г. правительство определяет следующие показатели положения населения: средний доход на душу населения бедных домохозяйств должен увеличиться в 3,5 раза, а уровень бедности всей страны должен снижаться на 1-2 % в год; причем в районах и коммунах с высо-

ким уровнем бедности снижение должно быть на 4 % в год [7].

О социальном страховании. Необходимо исследовать и внести изменения в Закон о социальном страховании в направлении расширения объектов социального страхования. Совершенствование политики, законов и механизмов управления фондом социального страхования будет способствовать обеспечению баланса и роста фонда социального страхования. Необходимо исследовать и разработать политику, стимулирующую фермеров и работников неформального сектора участвовать в добровольном социальном страховании. Также пересмотреть и дополнить правила, чтобы заставить работодателей платить социальное страхование работников в соответствии с законом. Стремиться к 50 % участия рабочей силы в социальном страховании к 2020 г.; 35 % участия рабочей силы в страховании на случай безработицы [7].

С точки зрения социальной помощи, особенно в трудных обстоятельствах. Необходимо повышать эффективность социальной помощи, продолжать расширять бенефициаров при соответствующей поддержке; постепенно повышать уровень регулярной социальной помощи в соответствии с возможностями государственного бюджета. Требуется определение минимального уровня жизни, соответствующего социально-экономическим условиям, в качестве основы для выделения людей, имеющих право на социальную помощь. Будем добиваться, чтобы к 2020 г. около 2,5 млн человек получали регулярную социальную помощь, из которых более 30 % - пожилые люди.

Обеспечить минимальный уровень некоторых базовых социальных услуг для людей. Гарантия минимального образования, минимальная медицинская гарантия, минимальная жилищная гарантия, обеспечение чистой водой, обеспечение информацией и т. д. Особенно это касается бедных, обездоленных и этнических меньшинств.

Есть также пять других задач, направленных на: а) установление и утверждение профессиональных стандартов для сотрудников социальной работы в конкретных службах социальной работы, совершенствование нормативно-правовых документов по развитию социальной работы; б) увеличение на 50 % персонала социальной работы на всех

уровнях, увеличение количества центров социальной работы на районном уровне; в) обучение и переподготовку по крайней мере 50 % тех, кто работает в качестве социальных работников на уровне общин; г) расширение практики социальной работы с участием НПО, отдельных лиц и учреждений на национальном и международном уровнях в сфере образования, обучения и предоставления услуг социальной работы; д) продолжение решения задачи повышения социальной осведомленности населения о социальной работе [8].

3. Решение реализовано. Необходимо укрепление руководства партийными комитетами, продвижение власти политической системы, консенсус всего общества в реализации программ и политик для обеспечения социальной защиты. Повышение уровня информированности и ответственности сотрудников и членов партии. Отчеты о результатах ежегодной деятельности рабочих комитетов и правительства на всех уровнях должны отражать политику в отношении содержания заслуженных людей.

Необходимо содействовать распространению законов, повышать осведомленность для всех уровнях союзов и людей, создавать электронную базу данных льготных политик и политик социального обеспечения в каждом населенном пункте, чтобы каждый мог легко получить к ним доступ. Нужно также продолжать содействовать традиции благодарения вьетнамского народа, взаимной поддержки, заботы и помощи людям с заслугами и бедным слоям населения.

Необходимо возобновить государственное управление в области льготного режима для людей с заслугами и социальным обеспечением. Пересмотреть и совершенствовать системы законов, механизмов и политики для обеспечения систематического единообразия. Просто и эффективно поддерживать и поощрять усилия бенефициаров, преодолевать зависимость от государства.

Содействовать международному сотрудничеству, использовать ресурсы и опыт в разработке и реализации политики социального обеспечения.

Государство обеспечивает достаточные ресурсы для реализации политики для людей с заслугами и в то же время обращает внимание на распределение бюджетов и содейст-

вие социализации мобилизации ресурсов для реализации политики социального обеспечения [9].

Министерство информации и связи несет ответственность за осуществление коммуникационной деятельности в области социального развития, то есть информирует все слои населения о политике и законодательстве в области социальной работы через Интернет и средства массовой информации [10].

4. Перспективы развития профессиональной социальной работы до 2020 г. Вьетнам сделал некоторые прогнозы развития социальной работы до 2020 г.

Во-первых, обучение и повышение информированности всех людей о том, что социальная работа является профессиональной карьерой, что делает социальных работников активными как профессионально, так и любительски во Вьетнаме с сегодняшнего дня до 2020 г.

Во-вторых, необходимо разработать план постепенного отделения деятельности, не специализирующейся на социальной работе во Вьетнаме, в целях искоренения непрофессионализма отныне и до 2020 г. Это большая проблема, с которой разработчики политики сталкиваются, изучая опыт многих стран Азии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, необходимо повышение роли государственных субъектов. Это будет способствовать улучшенному развитию социальной работы и привлечения многих международных организаций к участию. Проблема в том, как сделать, чтобы новые участники международных организаций работали должным образом в рамках социальной работы в соответствии с правовыми рамками Вьетнама.

В-четвертых, необходимо сосредоточиться на развитии сети поставщиков социальных услуг. Министерство труда, инвалидов войны и социальных дел координируют с Министерством финансов рассмотрение, поддержку и руководство реализации модели центров социальной работы в 32 провинциях и городах, в результате чего общее число должностных лиц и социальных работников, что в настоящее время работает на объектах, связанных с предоставлением услуг социальной работы, включает 10000 человек, что составляет 70 % [11, с. 18].

В-пятых, необходимо разработать профессиональную социальную работу, интегрироваться со странами АСЕАН, продолжать долгосрочную стратегическую интеграцию со странами Азии и всего мира. Сосредоточиться на повышении качества образования на всех уровнях обучения и диверсификации видов обучения с уделением первоочередного внимания подготовке высококвалифицированных специалистов, таких как: обучение в мастернатуре и докторантуре на систематической основе, с передовыми, современными и всеобъемлющими стандартами для обеспечения высокого качества человеческих ресурсов для удовлетворения потребностей конкретных обществ. Согласно Проекту № 32/2010 о развитии социальной работы правительства, за период до 2020 г. необходимо обучить около 60000 социальных работников для удовлетворения потребностей в работе в таких местах, как коммуны, палаты и центры социальной защиты и в системе государственных услуг [5].

В-шестых, перспективы развития профессии социального работника во Вьетнаме к 2020 г. изменят путь от расплывчатого к ясному, с непрофессионального уровня на профессиональный с этическими стандартами. В то же время социальная работа получит активное участие государства в развитии социальной работы во Вьетнаме14 [12].

В конце концов, ориентация на профессионализм в социальной работе четко выражена в мобилизации ресурсов, стремлении в полной мере задействовать потенциал каждого человека, семьи, сообщества и нации. Таким образом, эта деятельность не только способствует устойчивому развитию, но и вносит существенный вклад в сокращение нагрузки государственного бюджета на решение проблем занятости и других вопросов социального обеспечения. В контексте глобализации сегодня Вьетнам не только фокусируется на региональной интеграции в таких областях, как бизнес и торговля, но и на развитии социальной деятельности.

14 Исследование человеческих ресурсов и потребностей в обучении для развития социальной работы во Вьетнаме // Документы по проектам национального развития. Ханой, 2005.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная политика как политическая система государства, решающая социальные проблемы, реализует социальные функции государства. Ее основным принципом является социальная справедливость. Это необходимо для свободного и всестороннего развития людей, когда они активно поддерживаются законом. В настоящее время правительство и соответствующие министерства корректируют и дополняют многие новые социальные стратегии, и это важный прорыв в развитии. Социальные стратегии на шаг

впереди многих других стратегий, направленных на удовлетворение потребностей общества в процессе международной интеграции. Проведенное автором обобщение теоретических и нормативно-правовых основ современной социальной политики Вьетнама позволяет сделать вывод, что сложившаяся на сегодняшний день ситуация, а также реализуемые инициативы в социальной сфере, при условии сохранения темпов развития и наличии государственной поддержки, должны привести к формированию социальной инфраструктуры поддержки нуждающихся категорий населения.

Список литературы

1. Данг Ху Бинь. Совершенствование механизмов и политики развития профессии социального работника / Вьетнамская ассоциация профессионального образования и социальной работы. Ханой, 2017.

2. Ха Динь Бон. Развитие социальной работы во Вьетнаме с точки зрения права / Ханойский университет социальных и гуманитарных наук. Ханой, 2012.

3. Нгуен Тхи Тху Ха. Протокол на государственном уровне № 45 «Инновации в социальной работе во Вьетнаме в контексте рыночной экономики и международной интеграции» // Исследовательский опыт Вьетнама и Российской Федерации. Ханой; Москва, 2010.

4. Нгуен Хай Хуу, Тран Кхан Тунг. Некоторые рекомендации по политике и законам для осуществления социальной работы и сертификации социальной работы во Вьетнаме // План развития качества обучения социальной работе во Вьетнаме на 2017-2020 годы. Ханой, 2017.

5. Нгуен Тхи Ханг. Завершение механизмов и политики развития профессии социального работника / Вьетнамская ассоциация профессионального образования и социальной работы. Ханой, 2017. 14 дек.

6. Лыонг Мань Ха, Лейфа А.В., Полевая Н.М. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы во Вьетнаме // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 117120.

7. Доан Нам Хуонг. Тематика социальной политики Вьетнама. Хошимин: Нац. ун-т Хошимина, 2007. (на вьет. яз.)

8. Tran Van Kham. Social Work Education in Vietnam: Trajectory, Challenges and Directions // International Journal of Social Work and Human Services Practice. 2015. № 4. P. 147-154.

9. Ле Тхи Куи. Социальная работа во Вьетнаме: история и перспективы. Ханой, 2015.

10. Тран Суан Бинь. Обучение и исследования в области социальной работы во Вьетнаме - состояние и перспективы развития // Научный журнал Университета Хюэ. 2012. № 03. C. 76.

11. Джулиана и Ле Чи Ан. Контекст построения социальной работы во Вьетнаме // Некоторые теории социальной работы во Вьетнаме и Германии. Хошимин, 2012.

12. Нгуен Чунг Хай. Прогнозирование перспективы развития профессии социального работника во Вьетнаме к 2020 году // Материалы Международной конференции Университета социального труда. Ханой, 2016.

References

1. Dang Huu Binh. Sovershenstvovaniye mekhanizmov i politiki razvitiya professii sotsial'nogo rabotnika [Mechanisms improvement and policies for developing social worker profession]. Hanoi, 2017.

2. Ha Dinh Bon. Razvitiye sotsial'noy raboty vo V'yetname s tochki zreniya prava [Development of Social Work in Vietnam in Terms of Law]. Hanoi, 2012.

3. Nguyen Thi Thu Ha. Protokol na gosudarstvennom urovne № 45 «Innovatsii v sotsial'noy rabote vo V'yetname v kontekste rynochnoy ekonomiki i mezhdunarodnoy integratsii» [State-level Protocol, No. 45 "Innovations in social work in Vietnam in the context of a market economy and international integration"]. Issledovatel'skiy opyt V'yetnama i Rossiyskoy Federatsii [Study Experience of Vietnam and the Russian Federation]. Hanoi, Moscow, 2010. (In Russian).

4. Nguyen Hai Huu, Tran Khanh Tung. Nekotoryye rekomendatsii po politike i zakonam dlya osushchestvle-niya sotsial'noy raboty i sertifikatsii sotsial'noy raboty vo V'yetname [Some recommendations on policies and laws to implement social work and certification of social work in Vietnam]. Plan razvitiya kachestva obucheniya sotsial'noy rabote vo V'yetname na 2017-2020 gody [Plan for the Quality of Social Work Training Development in Vietnam 2017-2020]. Hanoi, 2017. (In Russian).

5. Nguyen Thi Hang. Zaversheniye mekhanizmov ipolitiki razvitiyaprofessii sotsial'nogo rabotnika [Completing Mechanisms and Policies to Develop Social Worker Profession]. Hanoi, 2017, December 14. (In Russian).

6. Luong Manh Ha, Leifa A.V., Polevaya N.M. Normativno-pravovoye obespecheniye sotsial'noy raboty vo V'yetname [Normative and legal support of social work in Vietnam]. Azimut nauchnykh issledovaniy: peda-gogika i psikhologiya - Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2018, vol. 7, no. 1 (22), pp. 117-120. (In Russian).

7. Doan Nam Huong. Tematika sotsial'noy politiki V'yetnama [Vietnam Social Policy Thematic]. Ho Chi Minh, Ho Chi Minh City National University Publ., 2007. (In Vietnamese).

8. Tran Van Kham. Social Work Education in Vietnam: Trajectory, Challenges and Directions. International Journal of Social Work and Human Services Practice, 2015, no. 4, pp. 147-154.

9. Le Thi Quy. Sotsial'naya rabota vo V'yetname: istoriya i perspektivy [Social work in Vietnam: History and Prospects]. Hanoi, 2015.

10. Tran Xuan Binh. Obucheniye i issledovaniya v oblasti sotsial'noy raboty vo V'yetname - sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Training and research in social work in Vietnam - the status and development prospects]. Nauchnyy zhurnal Universiteta Khyue [Scientific Journal of Hue University], 2012, no. 3, p. 76. (In Russian).

11. Juliana and Le Chi An. Kontekst postroyeniya sotsial'noy raboty vo V'yetname [Context of construction of social work in Vietnam]. Nekotoryye teorii sotsial'noy raboty vo V'yetname i Germanii [Some Theories of Social Work in Vietnam and Germany]. Ho Chi Minh City, 2012.

12. Nguyen Trung Hai. Prognozirovaniye perspektivy razvitiya professii sotsial'nogo rabotnika vo V'yetname k 2020 godu [Forecasting the prospect of developing the social worker profession in Vietnam by 2020]. Mate-rialy Mezhdunarodnoy konferentsii Universiteta sotsial'nogo truda [Proceedings of the International Conference of University of Social Labor]. Hanoi, 2016.

Информация об авторе

Лыонг Мань Ха, аспирант. Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Российская Федерация. Мастер социальной работы, лектор, научный сотрудник. Тан Трао Университет, г. Туйен Куанг, Вьетнам. E-mail: ha.cdtq@gmail.com

Вклад в статью: идея исследования, обзор нормативных документов, анализ литературы, обработка результатов исследования, написание текста.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8254-7250

Поступила в редакцию 17.06.2019 г.

Поступила после рецензирования 12.07.2019 г.

Принята к публикации 20.09.2019 г.

Information about the author

Luong Manh Ha, Post-Graduate Student. Amur State University, Blagoveshchensk, Russian Federation. Master of Social Work, Lecturer, Research Worker. Tan Trao University, Tuyen Quang Province, Vietnam. E-mail: ha. cdtq@gmail .com

Contribution: Contribution: study idea, normative documents review, literature analysis, research results processing, manuscript drafting.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8254-7250

Received 17 June 2019 Reviewed 12 July 2019 Accepted for press 20 September 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.