педагогические науки
Лыонг Мань Ха, Лейфа Андрей Васильевич ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
УДК 378
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВЬЕТНАМЕ
© 2017
Лыонг Мань Ха, аспирант Амурского государственного университета Тан Трао Университет (Вьетнам, Туйен Куанг, Университет, e-mail: [email protected]) Лейфа Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Психология и педагогика»
Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещеснк, Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье дается обзор истории развития и формирования системы профессиональной подготовки кадров по социальной работе во Вьетнаме в аспекте исторического развития страны. Профессиональная подготовка социальных работников во Вьетнаме прошло через несколько этапов его развития: После августовской революции 1945 года, после Женевских соглашений, стадии кризиса, стадии возрождения и развития, этапа открытия национального обновления, развития и интеграции мира. Обучение социальной работы как профессии во Вьетнаме началось во время колонизации Францией. В процессе исторического развития страны профессиональная подготовка во Вьетнаме изменялась и развивалась на основе культурных традиций Вьетнама. В настоящее время подготовка по социальной работе является одной из важнейших стратегий развития страны в целом и социального сектора в частности в контексте международной интеграции и социального обеспечения.
Ключевые слова: социальная работа, формирование социальной работы, обучение, социальная защита.
ORIGIN AND THE STAGES DEVELOPMENT OF TRAINING SOCIAL WORKERS IN VIETNAM
© 2017
Luong Manh Ha, post-graduate student Amur State University Tan Trao University (Vietnam, Tuyen Quang City, University, e-mail: [email protected])
Leifa Andrey Vasilievich, doctor of pedagogical sciences, professor of the department "Psychology and Pedagogy"
Amur State University (675027, Russia, Blagoveshchesk, Ignatievskoe shosse, 21, e-mail: [email protected]) Abstract. This article gives an overview of the history of development and the formation of the training system on social work in Vietnam in the aspect of the country's historical development. The training on social work in Vietnam has gone formation and through several stages in its development such as: After the August 1945 revolution, after the Geneva agreements, stage of the crisis, stage for the revival and development and stage of the opening of the national renewal, development and integration today. Training professional social work in Vietnam has originated from France. But through various stages of development historical of the country, it has changed and developed following of the separate traits with cultural traditions of Vietnam. Currently, the training on social work is one of the most important strategies to develop the country in general and the social work sector in particular in the context of international integration and social security.
Keywords: Social work training, the formation of social work, training, social protection.
Введение
Развитие системы высшего профессионального образования в области социальной работы в Российской Федерации определяется мировыми тенденциями глобализации. В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого предстоит осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости мирового сообщества и интеграции в мировую систему образования.
Одним из приоритетов развития в области научных исследований и образования названа цель: содействовать интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого пространства высшего образования в соответствии с основными положениями болонского процесса. Исходя из этого, важным является изучение мирового опыта профессиональной подготовки социальных работников, в том числе стран азиатско-тихоокеанского региона. Многие из этих стран демонстрируют устойчивый социально-экономический рост, который позволяет показать не только цифры развития, но и особенности решения данной проблемы, в том, числе в профессиональную подготовку для социальной сферы.
С начала XX века профессиональная подготовка социальных работников в мире была направлена на решение проблем общества возникающих в процессе индустриализации и модернизации страны. На протяжении 100 лет социальные работники играют незаменимую роль в оказании социальной поддержки и помощи людям. Они присутствуют в большинстве сфер жизни людей от образования, здравоохранения, правосудия и правоохранительных органов до обеспечения прав граждан. Формирование и развитие социальной работы во Вьетнаме проходит по правилам, принятым во всем
мире. Она формируется на основе добрых чувств между людьми и строится на основе традиций Восточной Азии. Тем не менее, подготовка социальных работников во Вьетнаме имеет ряд отличительных особенностей:
1) социальная работа во Вьетнаме основана на древних традициях взаимопомощи в обществе;
2) она связана с потребностями общества;
3) обучение социальной работе во Вьетнаме пришло из Франции.
1. Зарождение системы профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме. Формирование и развитие социальной работы во Вьетнаме имеет многолетнюю историю, которая была основана на тысячи-летней культуре и традициях вьетнамского народа по оказанию помощи в трудные времена.
Вьетнам имеет давнюю традицию оказания взаимной помощи в обществе. В бывшем феодальном государстве существовали законы, регулирующие оказание помощи людям с ограниченными возможностями и одиноким престарелым [1, С.15]. Гражданский кодекс династии Ле (XV век), статья 722 «В городах, деревнях, если бедные были голодные, бездомные, больные, местные органы власти должны были обязаны оказывать помощь и предоставление социальных услуг для них, такие как: предоставление продуктов питания и социального жилья» [2, С.18].
Первым признаком профессиональной подготовки в социальной сфере во Вьетнаме стало появление социальных работников, монахинь и тех, кто прошел обучение во Франции по базовым знаниям и навыкам в социальной работе. После обучения во Франции, они осуществляли профессиональную деятельность во Вьетнаме. Как правило, они служили французскому правительству во время колониального правления. [3, С.85].
2. Этапы развития системы профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме. Анализ научной литературы по истории развития социальной работы во Вьетнаме и научные исследования ученых в стране и за рубежом позволило нам разделить профессиональную подготовку социальных работников на несколько этапов:
1) Профессиональная подготовка социальных работников во Вьетнаме после революции августа 1945 года по 1954 год. Профессиональная подготовка социальных работников на этом этапе имела следующие основные особенности: на севере Вьетнама обучению и развитию социальной работы не уделялось особого внимания, а подготовка социальных работников носило хаотичный характер.
Многие исследователи истории развития системы профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме, такие как: Нгуен Оан (2002), Май Тхи Ким Тхань (2005), Буй Тхи Суан Май (2012) раскрыли основные причины такого развития социальной работы на севере Вьетнама:
1. В 1940-х годах XX века Север Вьетнама находился под властью французских колонизаторов. Система социального обеспечения оставалась рудиментарной, в значительной степени, основанной на защите общины деревень и коммун. Профессиональная подготовка социальных работников во Франции была очень далека от этнических тенденций, не готовила социальных работников для решения социальных проблем миллионов бедных, неграмотным и безработным [4, С125]. Фундоментальной причиной такого положения является отказ нового правительства от социальной работы по причине ее возникновения во Франции.
2. На юге Вьетнама в этот период профессиональное обучение социальных работников проходило в большем количестве специальных центров, учреждений, школ социальной работы, которые были созданы во многих районах страны.
Профессиональная социальная работа во Вьетнаме появилась довольно рано на юге Вьетнама. В 1947 году Миссионерская ассоциация монахов Винь Сон, под эгидой Французского епископского совета, основала школу социальной работы под названием Каритас. Регулярные профессиональные курсы продолжались от одного года до трех лет. За период обучения курсанты получали знания и навыки, необходимые для обслуживания французских агентств и центров социальной работы, таких как: социальные рабочие кабинеты, больницы и школы Франции [5]. Это была первая учебная школа социальной работы во Вьетнаме для руководящего персонала социальной работы и социальных работников [6].
Таким образом, на юге Вьетнама, наиболее яркой характерной чертой в этот период был быстрый рост числа подготовленных социальных работников.
2) Система обучения социальной работы во Вьетнаме после Женевского соглашения (1954 - 1975). После разделения Вьетнама в 1954 году вьетнамская социальная работа стала развиваться в двух разных направлениях. На Севере, с 1954 по 1975 годы, Социалистическая Республика Вьетнам не признавала профессиональную социальную работу как необходимый сектор (Лан, 2011) [7, С156].
В отличие от этого, в Южном Вьетнаме, после Женевского соглашения, американские военные заменили французскую армию, они построили правительство Южного Вьетнама с новым стилем колониального господства. Южно-вьетнамское правительство поддерживало учреждения социальной работы, которые были созданы и развиты французскими колонистами. Например, социальные палаты французского консульства были созданы в 1957 году французским епископом, преподобным Жаном Кассейном [8, С22].
В этот период были открыты большое количество университетов и образовательных центров. Например, в 332
1957 году создана Школа управления социальными работниками армии. Учебная программа этой школы была сосредоточена на обучении в области управления и реализации социальных услуг в армии. Школа молодёжи для социальных служб под руководством Буддийской ассоциации Южного Вьетнама была основана в 1965 году, которая внедрила новые учебные программы и модели социальной работы на Филиппинах. В 1968 году при Министерстве социальных дел и при содействии Организации Объединенных Наций была создана Национальная школа социальной работы [9, C.38].
После 1975 года профессиональная подготовка социальных работников на всей территории Юга и Сайгона была прекращена. Причинами являлись: 1) страна после объединения двух частей Севера и Юга в 1975 году попала в период великого экономического, социально-культурного кризиса. В результате этого большое число социальных работников оказались без работы и были вынуждены искать работу в другой сфере, чтобы обеспечить свою жизнь; 2) роль социальной работы в государстве на новом этапе была непонятная. Считалось, что в условиях социализма социальных проблем не существует, поэтому нет необходимости проводить обучение [10].
3) Система социальной работы во Вьетнаме на этапе наибольшего кризиса в стране (1975 - 1985). После объединения двух частей Юга и Севера, Вьетнам строил и развивал страну по пути социализма. Из-за изменений в политике страны, а также экономического и культурного кризиса, профессиональное обучение социальных работников в этот период практически не осуществляется.
Согласно (Нгуен Хыу Тан, 2005, ЮНИСЕФ Вьетнам, 2014) в этот период Правительство Вьетнама проводит политику непризнания внешней политики и опыта в области образования зарубежных стран. Новое правительство Вьетнама считало, что развиваясь по пути социализма, не будет больше социальных проблем [11, C. 321].
Правительство Ханоя взяло под контроль учебные заведения старого правительства, устраняя религиозное влияние в этих школах и удаляя учебные программы обучения, которые применялись в рамках старого режима. Вместо этого на всей территории страны вводилась новая программа обучения [12].
Нгуен Оан (2002) считает, что это был самый сложный период профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме. Она указала следующие причины сложившейся ситуации: после объединения страны большая часть экономической и социальной деятельности Южного Вьетнама полностью прекратилась. Руководство страны считало, что обучение социальных работников должно проходить по новому, по вьетнамскому. В результате было отменено обучение социальных работников, которое строилось на основах западного капитализма (учебные программы, учебники, учебные материалы) [9, C.37.38].
Становление профессионального обучения социальных работников на данном этапе считается самым сложным периодом по сравнению с предыдущими этапами. Многие исторические документы о профессиональной подготовке социальных работников, учебные программы, учебники и т. д. были уничтожены или запрещены. Поэтому многие события, сроки и деятельность этого научного направления неточны или неясны.
4) Возрождение и развитие профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме в период с 1986 по 2000 годы. Многие исследователи полагают, что это этап возрождения и развития профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме. На этом этапе социальная работа имеет три основные характеристики:
1. Основные причины возрождения и развития профессиональной подготовки социальных работников во Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Лыонг Мань Ха, Лейфа Андрей Васильевич ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
Вьетнаме: Непосредственное влияние на этот процесс оказало развитие социальной работы во многих странах мира, социальные работники продемонстрировали огромную роль и внесли большой вклад в процесс строительства и развития стран, многие действующие вьетнамские социальные работники на этом этапе поняли, что они работают без достаточной теории или навыков. Поэтому была проведена большая кампания по профессиональной подготовке в социальной сфере. Важным являлось, что ряд опытных профессионалов, обученных социальной работе на предыдущих этапах (Нгуен Тхи Оан), успешно лоббировали в правительстве вопросы, связанные с профессиональной подготовкой социальных работников в стране [13, С.6].
2. Трудности и проблемы в профессиональной подготовке социальных работников на данном этапе. Несмотря на то, что профессиональная подготовка социальных работников во многих странах мира была на высоком уровне, этот опыт нельзя было скопирывать и применить в чистом виде во Вьетнаме. Сложности заключались в организации стажировок для студентов в другие страны для изучения социальной работы. Значительное количество преподавателей и инструкторов в Хошимине были перегружены практической работой, поэтому они не могли глубоко изучить теоретический материал. Многие социальные работники ушли из этой сферы деятельности, так как заработная плата не обеспечивала достойный уровень их жизнь [9].
3. Характеристика профессиональной подготовки социальных работников в центрах, ассоциациях и университетах на этом этапе. После принятия Правительством решения о профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме было разрешено начать обучение социальных работников. Правительство стало проводить политику в поддержку организации профессиональной подготовки социальных работников по всей стране. Это решение послужило возвращению в сферу социальной работы многих международных организаций, неправительственных организаций и высококлассных специалистов.
Государство прилагало большие усилия для решения и сокращения социальных проблем в обществе. Постепенно стала восстанавливаться и развиваться профессиональная подготовка социальных работников. Научно-исследовательская деятельность и обучение в области социальной работы все чаще привлекали внимание многих организаций и отдельных лиц внутри страны и за ее пределами [14, С.24].
Таким образом, на данном этапе профессиональная подготовка социальных работников во Вьетнаме стала важной задачей государства. Однако, профессиональная подготовка социальных работников велась не в полном объеме, так как не было стандартной программы обучения, утвержденной правительством и многие вузы сами разрабатывали профессиональные курсы по подготовке социальных работников. Тем не менее, социальная работа на этом этапе считается базой для ее развития на следующих этапах.
5) Обучение профессиональной социальной работе во Вьетнаме на этапе развития и интеграции в мире (2001-по настоящее время). Профессиональная подготовка на данном этапе оценивается исследователями, как «... самый сильный и самый разнообразный этап развития, чем предыдущие стадии». Этот этап имеет четыре основные характеристики:
Во-первых, в период глобальной интеграции Вьетнам построил систему правовой базы по управлению государственной профессиональной подготовкой кадров в сфере социальной работы. В 2004 году Министерство образования и профессиональной подготовки Вьетнама разработало первый учебный план для подготовки специалистов по социальной работе на уровне бакалавра в колледже. 25 марта 2010 года премьер-министр одобрил проект N° 32/2010 / ОВ-ТГО по развитию профессиональ-
ной подготовки социальных работников во Вьетнаме (период 2010-2020 гг.), был выпущен совместный циркуляр № 09/2013 / TTLT между Министерством труда, инвалидами, социальными делами и Министерством внутренних дел, который был обнародован и применен по всей стране. В этом циркуляре предусмотрено выполнение ряда функций и задач по организации центров по предоставлению государственных услуг в социальной сфере и т.д.
Во-вторых, идет развитие и расширение системы университетов и общественных организаций для профессионального обучения социальных работников. В 2003 году был создан факультет социальной работы и общественного развития университета Далат, в июне 2006 года более 150 студентов окончили этот факультет. Открытый университет Хошимина был первой школой, где была введена программа профессиональной подготовки социальных работников со степенью бакалавра. Профессиональная подготовка социальных работников стала осуществляться в университете труда и социальных дел, в Ханойском университете социальных наук и гуманитарных наук, в Ханойском педагогическом университете, в Винь университете, в Hue университете, в Кви Нхон университете, в Далат университете и др. В частности, в Ван Хиенском университете и университете Тон-Дук-Тханг была включена в учебные планы, дисциплина «социальная работа» у будущих бакалавров в области социология [2, C.23.24].
В-третьих, в современном процессе международной интеграции профессиональная подготовка социальных работников с высоким уровнем (степень магистра, доктора) является острой необходимостью для Вьетнама. Ханойский университет социальных наук и гуманитарных наук является ведущими крупным учебным центром в области социальных и гуманитарных наук, который готовит социальных работников на уровне магистратуры и докторантуры. В настоящее время в этом университете профессиональная подготовка социальных работников идет на высоком уровне. В первый год обучения социальных работников в этом университете было подготовлено 93 студента с квалификацией бакалавра (2011) и число обученных студентов увеличивалось с каждым годом. Это было большим достижением, доказывающим зрелость подготовки специалистов социальной работы в этом университете [15, C.276]. Профессиональная подготовка социальных работников во Вьетнаме на этом этапе осуществляется по различным формам обучения (очная и заочная), с присвоением специалистам разного уровня квалификации. Профессиональная подготовка социальных работников осуществляется через, краткосрочные учебные курсы, среднее профессиональное образование, бакалавриат и магистратуры.
В-четвертых, идет укрепление и расширение международного сотрудничества в области профессиональной подготовки социальных работников. Доступ вьетнамских специалистов к программам повышения квалификации в мировом образовании - это одна из важнейших задач для университетов во Вьетнаме.
В 2010 году Университет социального труда Вьетнама создал совместную программу профессиональной подготовки с Университетом Женщин на Филиппинах. Данная образовательная программа была создана для профессиональной подготовки магистров социальной работы со сроком обучения два года (20102011 гг.) в Ханое и Хошимине. Совместная образовательная программа проводилась профессорами с многолетним опытом в области социальной работы не только в Республике Филиппины, но и в других странах Азии. Образовательная программа включала 16 предметов и преподавалась на английском языке [2, C.23.C.24].
16 декабря 2013 года премьер-министр Вьетнама одобрил и обнародовал документ № 2448 / QB-TTG «План международной интеграции в области профессионального образования и подготовки кадров Вьетнама в
период 2013-2020 гг.». Это стало основой для интеграции образовательных программ подготовки социальных работников в университетах Вьетнама с образовательными программами других стран [16, С.54].
Таким образом, на данном этапе профессиональной подготовки социальных работников во Вьетнаме была стандартизирована программа профессиональной подготовки, процесс профессиональной подготовки строился на опыте передовых зарубежных образовательных программ, сохраняя особенности развития социальной работы как профессиональной деятельности, национальные традиции и культуру.
3. Трудности и проблемы, с которыми профессиональное обучение социальных работников во Вьетнаме сталкиваются на данном этапе.
1) Спрос на социальную работу во Вьетнаме очень высокий. Однако, сегодня в стране социальные работники не отвечают профессиональным требованиям из-за низкого уровня профессиональных компетенций [17, С.15].
2) Социальная работа, как деятельность не получила широкого признания в обществе. Очень много людей рассматривают социальную работу, как благотворительность.
3) Практическая подготовка социальных работников находится на низком уровне, так как нет условий для прохождения практики, не хватает социальных центров, недостаточное количество преподавателей и инструкторов, помогающих студентам формировать навыки по социальной работе [17,С.15].
4) Слабая база нормативно-правовых документов для организации профессиональной подготовки во Вьетнаме.
5) Острая проблема трудоустройства студентов после окончания университета.
6) Профессиональное сотрудничество между Вьетнамом и другими странами ограничено.
4. Профессиональная подготовка социальных работников во Вьетнаме, на наш взгляд должна:
1) Организовать систему дополнительного образования (повышение квалификации и переподготовку) по программам социальной работы для руководителей и сотрудников социальных служб по всей стране [18, С.15].
2) Обеспечить профессиональную подготовку профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших учебных заведения по социальным наукам [18, С.15].
3) Повысить информированность общества о важности и значимости социальной работы для развития и интеграции страны на данном этапе.
4) Совершенстовать политику и законы в области социальной работы, укреплять и расширять систему социальных услуг на территории всей страны.
5) Продолжить укрепление международного сотрудничества в области профессиональной подготовки по вопросам социальной работы со странами Азии и другими развитыми странами мира (предоставление стипендий для должностных лиц и преподавателей для обучения за рубежом; обмен программами обучения; учебное сотрудничество и др.).
5. Заключение
Профессиональная подготовка социальных работников во Вьетнаме прошло через несколько этапов: 1) после августовской революции 1945 года; 2) после Женевских соглашений; 2) стадии кризиса; 3) стадии возрождения и развития; 4) национального обновления, развития и интеграции мира. Обучение социальной работы как профессии во Вьетнаме началось во время колонизации Францией. В процессе исторического развития страны профессиональная подготовка во Вьетнаме изменялась и развивалась на основе культурных традиций Вьетнама.
В настоящее время подготовка по социальной работе является одной из важнейших стратегий развития стра-334
ны в целом и социального сектора в частности в контексте международной интеграции и социального обеспечения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Юнисеф. Исследования людских ресурсов и потребности в обучении для развития социальной работы во Вьетнаме / Документы по национальным проектам развития, Ханой, 2005 - С.15.
2. Джулиана и Лё Чиь Ан. Контекст строительства социальной работы во Вьетнаме / Некоторая теория социальной работы во Вьетнаме и Германии. Хошимин. 2012. - C.18.
3. Буй, Тхи Суан Май. Учебный план университета, Введение в социальную работу во Вьетнаме / Буй Тхи Суан Май, Труд - Общество, Ханой, 2010. - C.85
4. Джордж Сихо, Нгуен Тхи Оанх «Историческое развитие и особенности социальной работы в современном Вьетнаме» / Международный журнал социального обеспечения. Ханой, 2002. - C.125.
5. Май, Ким Тхань, «Введение в социальную работу»; университета Учебная программа / Май Тхи Ким Тхань, Образование, Ханой. 2012 - C. 67.
6. Лё, Чиь Ан и Нган Нгуен-Мейер. Контекст социальной работы во Вьетнаме / Лё Чиь Ан и Нган Нгуен-Мейер. Хошимин - 2012.
7. Каролин Нобл и Хань. Голоса образования в области социальной работы из пресс-конференции. ASIA
- Тихоокеанский / Сиднейский университет. Австралия. 2011. - C.156.
8. Буи, Тхи Ким Тхань. Университет Биографическая книга. Введение социальной работы Вьетнам / Буи Тхи Ким Тхань. Ханой, 2011. - C.22
9. Нгуен, Тхи Оан, Социальная работа - наука, профессия / Нгуен Тхи Оан. Тхань Ньен, Ханой. 2012.C.37
- C.38.
10. Нгуен Тхи Оан, Историческое развитие и характеристики социальной работы в современном Вьетнаме / Нгуен Тхи Оан. Международный журнал социального обеспечения. Blackwell. 2002 год
11. Хоа Нгуен. История образования в социальной сфере во Вьетнаме / Хоа Нгуен. Международный журнал. 2014. - C 321.
12. Всемирный банк. Образование во Вьетнаме во время феодального и колониального периодов. / 10 лет предреформы (1975-1985) / https:/EDUCATION/.
13. Дурст, Нгуен и Ле Хонг. Сравнительный анализ социальной работы во Вьетнаме и Канаде: Возрождение и обновление / Журнал сравнительной социальной работы. Канада. 2010. - C.6
14. Май, Тхи Ким Тхань. Внедрение социальной работы во Вьетнаме / Май Тхи Ким Тхань. Учебный план колледжа. Ханой. 2011. - C.24
15. Нгуен, Ким Хоа и Буи Тхань Минь. Обзор социальной работы в Вьетнаме / Международный рабочий документ - Международный день социальной работы. Ханой, 2012. - C.276.
16. Ву, Суан Хунг. Интеграция АСЕАН в профессиональное образование / Ву Суан Хунг. Журнал «Карьера и жизнь». Журнал № 75. Ханой, 2016. -C.54
17. Исследовательский центр - Социальная работа и развитие сообщества / Национальный проект «Наращивание потенциала для социальных работников в городе Хошимин» Текст , 2012.
18. Министерство труда, инвалидов и социальных дел. Проект по развитию профессии социальной работы в период 2016-2020 гг. / Ханой, 2016.-С.15.
Статья поступила в редакцию 13.11.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)