ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXVI (№ 36, 2017)_
© Ле Ван Выонг
РУДН
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ в СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРВ в
УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ и ДВУСТОРОННЕЙ ИНТЕГРАЦИИ
Основные тренды глобализации и международной интеграции требуют инноваций в управлении системой в области высшего образования Вьетнама в целях обеспечения и повышения качества подготовки в рамках получения высшего образования в стране. В данной статье дана общая концепция о подходах к подготовке кадров, к созданию механизмов обеспечения качества подготовки в системе высшего образования (СВО), к решению проблем высшего образования во Вьетнаме в течение нескольких периодов1.
В соответствии с разработанным Министерством образования и подготовки кадров (МОПК) Проектом по обновлению СВО, до 2020 г. во Вьетнаме намечено открыть 900 институтов и колледжей с общим численностью 4,5 млн студентов. Вложенные в этот проект инвестиции составляют 2 млрд долларов США2.
Впервые во Вьетнаме вопросы обновления СВО были изложены во всеобъемлющем и долгосрочном плане на период 2006-2020 гг., выдвинутом МОПК, для осуществления которого предполагалось привлечь государственные и общественные организации. Прорывные и новаторские решения этого проекта будут способствовать радикальной трансформации высшего образования в СРВ, и, кроме того, этот проект станет ответом на вызовы современности.
Обновление высшего образования во Вьетнаме
Обновление высшего образования является одним из приоритетных и крупных проектов правительства Вьетнама. Он включает в себя семь групп новаторских, прорывных решений. Для реализации данного проекта, Министерство образования и подготовки кадров СРВ разделило его на три этапа.
На первом этапе в 2006 - 2007 гг. МОПК сосредоточило основные усилия на создании единства и согласия в обществе для реализации проекта «Обновление высшего образования» и достижения поставленных целей; стимулирования участия всех государственных и общественных организаций в этом проекте; развитие инноваций в преподавании и методике подготовки, создании дополнительных внутренних проектов в процессе обновления высшего образования.
На втором этапе в период 2008 - 2010 гг. основной задачей МОПК стало создание механизмов обеспечения качества подготовки в СВО, а также налаживание управления и финансовой деятельности вузов, формирования, совершенствования и повышения квалификации преподавательского и управленческого состава всех институтов в СВО Вьетнама.
На третьем этапе в период 2008 - 2011 гг. основная задача МОПК состояла в создании современной СВО в целях обеспечения качественной подготовки специалистов соответствующего уровня с высшем образованием, как и в других странах ЮВА3.
Подходы к качеству подготовки в системе высшего образования в СРВ по периодам
До середины 1980-х гг. качество высшего образования во Вьетнаме в основном характеризовалось положительно. Поэтому в те годы эти вопросы почти не обсуждалось во вьетнамском обществе. Ключевыми объектами обучения и подготовки в сфере высшего образования были студенты, которые отбирались в процессе специального государственного экзамена для поступления в вузы. Можно говорить о том, что в течение длительного времени при обсуждении качества подготовки СВО СРВ господствовало такое представление, что управление качеством подготовки высшего образования означало контроль входного качества через весьма конкурентный госэкзамен4.
В тот период обеспечение качества подготовки высшего образования производилось методом контроля и мониторинга. Однако результативность и эффективность этой системы оставалась невысокой, потому что она концентрировала внимание только на выявление тех вузов, которые не соблюдали и не вы-
полняли установленные МОПК правила и стандарты, не обращали внимание на качество подготовки5.
Предметное рассмотрение вопросов, касающихся подготовки специалистов в СРВ начинается со второй половины 1980-х гг., когда в стране была принята программа всеобъемлющей перестройки, которая также включала в себя реформу и инновации в области высшего образования6.
1986 г. ознаменовал начало реформы и инноваций в области высшего образования во Вьетнаме. При этом одной из важных задач реформы высшего образования Вьетнама стало повышение «способности готовить» квалифицированные кадры в вузах, максимальное расширение возможностей доступа к высшему образованию всех желающих. В течение почти двух десятилетий с начала реформы и инноваций в СВО, были предприняты различные меры для достижения этих целей. В результате количество учащихся, а также высших учебных заведений в стране многократно увеличилось7.
Увеличение масштаба и количества вузов, а также студентов требовало выполнения двух основных условий: повышения качества образования и подготовки, а также внедрения новейших образовательных технологий, соответственно, увеличения людских, материальных и финансовых ресурсов. Следовало разработать механизмы управления СВО, обусловленные новым потенциалом управления и новыми возможностями для повышения качества подготовки кадров. Однако, в течение двух последних десятилетий перестройки, правительство Вьетнама делало упор в основном на увеличение финансирования системы высшего образования, но не уделяло достаточного внимания разработке механизмов и повышения уровня руководства и управления во всей СВО страны.
Требованиям к качеству подготовки специалистов сегодня в СРВ уделяется самое пристальное внимание. Однако МОПК не разработало механизмы для мониторинга и оценки эффективности использования финансовых ресурсов в реализации поставленных целей. Хотя бюджетные расходы на высшее образование постоянно растут, качество подготовки специалистов не улучшилось, поэтому необходимо применение новых мето-
дов управления в СВО для повышения качества подготовки специалистов8.
В соответствии с принятой «Стратегией образования во Вьетнаме до 2020 г.» выдвинуты следующие задачи: «После завершения программы профессионального образования учащиеся должны обладать квалификацией и профессиональной этикой, владеть иностранными языками, особенно английским, способностью к работе с учащимися в других странах и регионах, отвечающих требованиям трудового экспорта и конкурентноспособности человеческих ресурсов. К 2020 г. более 98% выпускников должны отвечать корпоративным требованиям работодателя и работы»9.
2004 г. стал поворотным в развитии менеджмента и управления качеством высшего образования в СРВ. В этом году был принят ряд документов в области СВО, в соответствии с которыми правительство подтвердило политику инновационного управления в СВО на основе применения мониторинга. Этот метод был разработан в США и широко применяется во всем мире с 1990 г.10.
В связи с этим представляется необходимым упомянуть ряд документов:
- Постановление № 37-2004/рЫ11, принято 3 декабря 2004 г. на 11 заседании Национального собрания СРВ11. В этом постановлении сказано, что управление качеством подготовки специалистов является важнейшей задачей и поэтому необходимо ежегодно проводить контроль качества подготовки специалистов во всех вузах и колледжах;
- Директива № 25/2004/СТ-ВаЭ от 2 августа 2004 г., из-
12
данная МОПК , которая требует от руководства всех образовательных учреждений - вузов и колледжей как можно скорее приступить к осуществлению и совершенствованию организационно-структурной работы в целях обеспечения эффективной деятельности органов контроля и надзора за качеством подготовки специалистов в СВО Вьетнама;
- Постановление МОПК № 38/2004^^001 от 2 декабря 2004 г. о порядке контроля и надзора за качеством подго-
13
товки специалистов в СВО Вьетнама .
Таким образом, впервые в истории развития высшего образования во Вьетнаме был принят пакет конкретных, четких стандартов и критериев, который определяет требования, связанные с качеством подготовки в вузах страны.
С 2005 по 2007 г. в 20 институтах и университетах Вьетнама, в том числе 18 государственных и 2 частных, которые находятся в верхних строках списка вузов, применяется пакет четких стандартов и критериев, который, после определенной корректировки, стал официальным документом об управлении качеством подготовки в СВО14 и опубликован в ноябре 2007 г.15.
Пакет стандартов и критериев о качестве подготовки в вузах и колледжах включает в себя следующие пункты16:
a). Задачи и цели институтов;
b). Организация и менеджмент;
c). Образовательная и учебная программа;
d). Программа подготовки;
e). Управленческий, преподавательский состав и сотрудники;
1). Студенческий состав / студенты;
g). Научные исследования, применение, развитие и передача образовательных технологий, международное сотрудничество;
1). Библиотека, учебное оборудование и другие материальные объекты;
]). Финансы и финансовый менеджмент.
Можно сказать, что эти 10 пунктов охватывают практически все аспекты, связанные с механизмами управления и функционирования вузов, что является прорывом в области управления образованием в целом. Это дает надежду, что качество подготовки в области высшего образования Вьетнама должно измениться к лучшему в самое ближайшее время.
Система и механизмы обеспечения качества подготовки специалистов в СВО в СРВ
Формирование стандартов качества подготовки специалистов в СВО и планов контроля и надзора за качеством подготовки, должно сопровождаться созданием системы органов,
управлений и механизмов для воплощения этого пакета в жизнь. В настоящее время такая система формируется вместе с механизмами единого государственного управления качеством образования в целом. Так, в частности, управление инспекции и надзора за качеством при МОПК разрабатывает и совершенствует механизмы и методы деятельности для своих нужд и подчиненных ему органов в вузах и колледжах. Система органов инспекции и надзора за качеством образования формируется в вузах и в регионах17.
Формирование этой системы является результатом постепенного процесса разделения оценки и контроля качества подготовки кадров в вузах. Сначала орган, отвечающий за экспертизу и надзор за качеством подготовки, был лишь одним из отделов при Управлении высшего образования в МОПК. Он был создан в январе 2002 г. и затем, в июле 2003 г. был отделен от Управления высшего образования и преобразован в Управление экспертизы и надзора за качеством подготовки при МОПК согласно Указу № 85/2003/ND-CP.18 В настоящее время это Управление является высшим органом в области экспертизы и надзора за качеством подготовки в СВО. Управление имеет право принимать решения, связанные с разработкой политики в области образования, а также в создании качественных стандартов, правил и управленческих механизмов для обеспечения качества подготовки в системе образования страны19.
Следует отметить, что, по указу Министерства образования орган экспертизы и надзора за качеством подготовки является обязательным в организационной структуре любых институтов в СРВ. В настоящее время можно считать, что эта система относительно совершенна. Наиболее важными вопросами являются определение и установление связей между органами экспертизы при МОПК и образовательными учреждениями в регионах. В зависимости от обстоятельств и целей каждый вуз выбирает механизмы для обеспечения надлежащего качества подготовки специалистов. Таким образом, системы экспертизы независимы друг от друга, а также от государственного управления (МОПК).
Различия в механизмах оценки качества образования между странами (например, в нашем случае, между СРВ и РФ) могут быть обобщены по следующим 4 факторам:
(1) агентства и органы оценки качества образования на национальном уровне (правительство и НПО);
(2) отдельные органы экспертизы и контроля качества;
(3) источники финансирования для органов экспертизы и надзора за качеством (государство или вузы)
(4) органы экспертизы и контроля за качеством образования (с участием международных организаций или без их участия) 20.
Обращаясь к анализу этих факторов, можно увидеть, что в настоящее время механизмы обеспечения качества образования Вьетнама становятся разнообразными и полностью зависят от государства, в частности, от МОПК. На национальном уровне при МОПК было специально создано Управление экспертизы и надзора качества подготовки специалистов. Оно не имеет самостоятельных и отдельных полномочий от министерства, финансирование его деятельности обеспечено государством через МОПК, а также без участия международных экспертов по оценке качества образования. Отсутствие разнообразия свидетельствует о том, что эта система не является совершенной, поэтому необходимо создать позитивное воздействие на качество
образования, чтобы достичь поставленных целей в реформиро-
21
вании образования в СРВ .
Деятельность по обеспечению необходимого качества образования в СРВ: достижения и проблемы
Можно сказать, что система обеспечения и надзора за качеством образования в СРВ достигла больших успехов в последнее время. Если в начале XXI в. никакой экспертизы и контроля за качеством образования во Вьетнаме не было, то всего
лишь несколько лет спустя, это стало обязательным для всех
22
институтов и колледжей в СРВ и было институализировано .
В последние годы в обеспечении качества подготовки специалистов с высшим образованием достигнуты следующие
23
успехи :
a) Создано Управление экспертизы и контроля за качеством подготовки специалистов на национальном уровне при МОПК ;
b) Установлены нормы и правила экспертизы и контроля за качеством образования для институтов и колледжей;
c) Приняты и во многом реализованы планы по экспертизе и контролю за качеством образования в СВО СРВ к 2017 г.
d) Повышена квалификация специалистов и ключевых сотрудников, работающих в системе органов экспертизы и контроля за качеством образования;
e) Активизировалось участие СРВ в международной и региональной системе органов экспертизы и контроля за качеством образования: в проекте (сеть институтов Восточной Азии - East Asia Institution Network), а также сети Азиатско-Тихоокеанского региона - Asia- Pacific Network); Международной ассоциации органов экспертизы и надзора за качеством образования (International Association of the bodies on expertise and supervision for the education quality - IABESEQ) в рамках Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements);
f). На двустороннем уровне - в рамках российско-вьетнамской совместной Декларации о стратегическом партнерстве, подписанной президентами РФ и СРВ в ходе визита Президента РФ В.В. Путина в СРВ в марте 2001 г., осуществляется целенаправленное и углубленное сотрудничество между СРВ и РФ в области высшего образования24.
Хотя в течение последнего времени обеспечение качества образования в СРВ достигло определенных результатов, тем не менее, эта система еще не совершенна. Согласно оценкам международных организаций по экспертизе и надзору за качеством образования, в обеспечении качества образования в СРВ есть следующие проблемы25:
a). Система еще несовершенна. Государственный совет по экспертизе и контролю за качеством образования пока не создан;
b). Обеспечение качества подготовки специалистов не удовлетворяет требованиям и целям инновационного развития страны;
c). Механизмы и взаимодействие между органами по экспертизе и контролю за качеством образования недостаточно эффективно. Эти выводы даны самими вузами в СРВ, независимыми общественными органами и учреждениями, Управлением экспертизы и надзора за качеством образования при МОПК, Ассоциацией институтов;
d). Стандарты качества образования не отражают стратификации в системе образования СРВ;
e). Отсутствие системы стандартов, неучастие профессиональных ассоциаций в области образовательной политики в экспертизе и надзоре за качеством подготовки специалистов;
1). Недостаток кадров по количеству и квалификации;
g). Все еще ощущается недостаток информационных систем.
Исходя из вышеизложенных проблем следует отметить, что, по мнению вьетнамских и международных экспертов в области образовательной политики, необходимо обратить самое пристальное внимание на обеспечение качества образования в
СРВ на двустороннем, региональном и международном уров-
26
нях .
В заключение необходимо отметить, что мировая система образования за последние годы существенно изменилась. К числу важнейших направлений и тенденций ее развития следует отнести необходимость подготовки специалистов в условиях быстро меняющегося глобализированного мира; переход к постиндустриальному, информационному сообществу; возникновение и рост глобальных и региональных проблем. Эти проблемы могут быть решены только путем сотрудничества в рамках международного сообщества, на двусторонней и региональной основе, что требует формирования современного мышления у молодого поколения. Всеобщая демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, вызывает необходимость развития сферы гражданского образования, в том числе и с учетом международного и двустороннего сотрудничества. Динамичное разви-
тие экономики, потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, рост их профессиональной мобильности - все это требует повышения уровня подготовки специалистов. В этих условиях модернизация образования, а также международное и двусторонне сотрудничество в области образовательной политики, стали важной частью социальной политики многих государств, включая СРВ и РФ.
Сегодня проблемы образования - это приоритетная сфера деятельности правительства СРВ. В процессе международной интеграции и глобализации особое внимание уделяется модернизации процессов подготовки и повышения качества педагогов во всех школах. На пороге второго десятилетия XXI в. как никогда актуальными и важными становятся идеи сотрудничества государств в области образовательной политики, для обмена передовым опытом и инновационными идеями. И в процессе такого сотрудничества сегодня активно участвуют СРВ и РФ.
1 Working Papers 13: Recent Higher Education Reforms in Vietnam: The Role of the World Bank//By Que Anh Dang, ASEM Education and Research Hub for Lifelong Learning, International Research Policy Office, DPU. Danish School of Education (DPU) University of Aarhus, Cobenhagen, Denmark, October, 2009. pp. 1-110.
2 Education in Vietnam. Development History, Challenges and Solutions. Hanoi, 2012. (Образование во Вьетнаме. История развития, Проблемы и решения, Ханой, 2012 г.), p. 5
3 Dang Ba Lam, Pham Thanh Nghi. Chinh sach va Ke hoach trong Quan ly Giao due. NXB Giao due Ha Noi. 1999 (Данг Ба Лам, Фам Тхань Нги. Политика и планирование в области управления образованием. Ханой: издательство «Просвещение». 1999 г., с. 87-88
4 Education in Vietnam..., pp. 7-8
5 Nguyen Canh Toan. Ban v£ Giao due Viet Nam. NXB Lao Dong. Ha Noi, 2002 (Нгуен Кань Тоан. Беседы об образовании во Вьетнаме. Ханой: издательство «Труд», 2002 .), с. 57
6 Education in Vietnam..., p. 9
7 Там же, p. 11
8 \
Vu Ngoc Khanh. Tim hieu nen Giao due Viet Nam truoc nam 1945. Ha Noi,
1985. (Ву Нгок Кхань. Изучение образования во Вьетнаме до 1945 года. Ханой, 1985), c. 15
9 Nguyen Canh Toan. Ban v£ Giao due Viet Nam.
10 Nguyen Ngoc Quan. Essence of the process of education and training personelles. Ha Noi, 1996. (Нгуен Нгок Куан. Суть процесса обучения и образования. Ханой, 1996), c. 42
11 Фам Тхи Там. Тенденции качества подготовки в системе высшего образования Вьетнама в условиях международной и региональной интеграции. М., 2007., с.13
12 Pham Thanh Nghi. Quân ly chât luong Giao duc Bai hoc. NXB Bai hoc Quôc gia Hà Nôi, 2000. (Фам Тхань Нги. Управление за качеством высшего образования. Ханой: издательство Ханойского национального университета, 2000), с. 14
13 Там же.
14 Там же, с.14
15 Vü Vän Tao. Giao duc huong vào thé ky XXI. Bà Näng, 2003 ( Ву Ван Тао. Образование, устремленное в 21-й век. Дананг, 2003), с. 73
16 Education in Vietnam..., pp. 13-14
17 Там же, p. 31
18 Чан Тхи Тху Хиен. Сравнительно-сопоставительный анализ систем высшего образования России и Вьетнама. Канд. диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Шуя, 2012, с. 111.
19 Pham Thanh Nghi. Quân ly chât luong Giao..., c. 73-74
20
Working Papers 13: Recent Higher Education Reforms..., p.100
21
Bang Ba Läm, Trân Khanh Buc. Phat triên nhân luc công nghê uu tiên о nuoc ta trong thoi ky công nghiêp hoa, hiên dai hoa. NXB Giao duc, Hà Nôi, 2001 (Развивать приоритетные человеческие ресурсы в нашей стране в период индустриализации и модернизации. Ханой: издательство «Про-свещение»2001), p. 21. а также - 3, c. 113
22 Education in Vietnam. Development History, Challenges and Solutions. Hanoi, 2012., pp. 68-69
23 Там же, p. 733, с. 114
24
Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. Электронный ресурс http://kremlin.ru/supplement/3283 Дата посещения: 31.05.2017.
25 Education in Vietnam., pp. 74-76
26 Bang Quôc Bâo, Nguyen Bäc Hung. Giao duc Viêt Nam huong tuong lai-Vân dè và giâi phap. NXB Giao duc Quôc gia, Hà Nôi, 2004 (Дан Кук Бао, Нгуен Дак Хунг. Вьетнамское образование - ориентиры на будущее: вопросы и решения. Ханой: Издательство «Образование», , 2004), с. 67, Education in Vietnam. 5, pp. 80-81, Чан Тхи Тху Хиен. Сравнительно-сопоставительный анализ., с. 115.