перед грудью или подбородком), чередующимися с приступами крика. У детей происходит образование лепечущих звуков речи или отдельных слов. Однако на второй стадии заболевания наблюдается полная потеря экспрессивной речи, и дети способны издавать только отдельные звуки.
Для девочек с синдромом Ретта характерна соматическая слабость, у многих возникают трудности с жеванием и глотанием, они не умеют длительное время пользоваться ложкой, особенно вилкой, вследствие апраксии. Для больных также характерно прогрессирующее развитие сколиоза. Позы и движения больных девочек однообразны, они почти не манипулируют какими-либо предметами, у них не развита игровая активность. Специфического лечения синдрома Ретта не существует, все сводится к симптоматической терапии. Прогноз неблагоприятный. Существуют специальные школы и учреждения, где проводятся специализированные программы по сохранению речи и коррекции двигательных нарушений [2, 3].
Выводы. Речевые расстройства наблюдаются при многих наследственно обусловленных заболеваниях.
Дефекты речи могут быть при этом связаны с нарушениями артикуляционного и голосового аппаратов наследственной этиологии, органическими и функциональными изменениями центральной и периферической нервной системы, или задержками речевого развития различного происхождения (например, тяжелые заболевания внутренних органов).
При хромосомных синдромах нарушения речи являются вторичными. Речевые дефекты определяются самими особенностями заболевания.
В тоже время отмечается роль наследственности в возникновении различных нарушений речи.
Логопеду важно помнить о возможности возникновения таких заболеваний, необходимости их ранней диагностики и лечения, а также целесообразно направлять детей с подозрением на данную патологию на медико-генетическую консультацию.
Литература:
1. Ворсобина Н.В. Использование ИКТ при организации логопедической работы с детьми с Синдромом Дауна / Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. Калуга: Издательство КГУ имени К.Э. Циолковского, 2019. С. 19-25.
2. Медицинский справочник болезней. URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/ (дата обращения 15.11.2020)
3. Рудин И.В. Педагогические особенности коррекции речевых расстройств, вызванных генетическими синдромами // Научно-педагогическое обозрение. 2019. №6 (28). С. 31-42.
4. Самсонов Ф.А., Крапухин А.В. Наследственный фактор в патологии речи // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. М.: МГПИ, 1978. C. 16-23.
5. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей / фото Е. Гросман, Е. Зотова, А. Португалова. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. 140 с.
Педагогика
УДК 378.046.4
кандидат педагогических наук, доцент Вотинов Александр Андреевич
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Самара)
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ КАК ФАКТОР ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье актуализируются вопросы психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственного вуза. Предлагается анализировать этот процесс в контексте педагогического феномена и поэтапно. Рассмотрены эпистемологические позиции профессионализации кадрового состава, дана характеристика психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных вузов, их педагогическая квалификация и преимущества академического образования (высшего педагогического образования). Предлагается в организации работы по профессионализации кадрового состава такой тип упражнений как моделирование, технология их применения в этой работе.
Ключевые слова: кадровый состав, профессионализация, упражнения на моделирование, курсанты ведомственных вузов.
Annotation. The article deals with the issues of psychological and pedagogical training of personnel of a departmental university. It is proposed to analyze this process in the context of a pedagogical phenomenon and in stages. The epistemological positions of the professionalization of the staff are considered, the characteristics of the psychological and pedagogical training of the staff of departmental universities, their pedagogical qualifications and the advantages of academic education (higher pedagogical education) are given. It is proposed in the organization of work on the professionalization of the staff of such type of exercises as modeling, the technology of their application in this work.
Keywords: staff, professionalization, modeling exercises, cadets of departmental universities.
Введение. Способность кадрового состава решать профессионально-педагогические задачи в ведомственном вузе обусловливает необходимость пересмотра ее уровня. При этом особое внимание в этой характеристике уделяют таким кадрам, которые соответствует формату высококвалифицированного, образованного, юридически компетентного, принявшего направления модернизации уголовно-исполнительной системы сотрудника [1]. В связи с этим определилась задача по усовершенствованию образовательной политики, согласно которой подбор кадрового состава ведомственных вузов является важным направлением управленческой деятельности ведомственных вузов ФСИН России [3].
Изложение основного материала статьи. Для повышения профессионализма кадрового состава ведомственных вузов мы предлагаем рассматривать этот процесс в контексте педагогического феномена и поэтапно.
Этап 1. Первоначально мы исследовали «поведенческие науки» в контексте психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных вузов. Возможности применения практических приложений в
области поведенческой науки, обеспечиваемые деятельностью, оказались очевидными, но были недоиспользуемы и были детально нами рассмотрены. Аналогичный недостаток в исследованиях, проводимых в России и других странах, также был связан со специфической деятельностью ФСИН России и типом высококвалифицированной подготовки курсантов, в которой она нуждается. Теоретические основы были осмыслены в поведенческих науках и адаптированы к кадровому составу, отражая наш эмпирический опыт работы в этой системе.
Этап 2. Затем были определены цели: 1) представить картину текущего состояния подготовки кадрового состава; 2) выяснить, было ли и в какой степени исследована подготовка кадрового состава в отношении профессиональной педагогическая деятельности и 3) определить области, которые способствуют обучению кадрового состава ведомственных вузов педагогическим методам работы с курсантами.
Этап 3. Потом обозначить теоретические рамки профессионализации кадрового состава и меняющиеся организационные отношения к кадровому составу с учетом современных профессиональных требований.
Таким образом, этапность психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных вузов с целью повышения их профессионализма постепенно оформилась в ходе опытно-экспериментальной работы: от целенаправленного исследования поведенческих наук по изучению кадрового состава ведомственных вузов к более широкому пониманию его психолого-педагогической подготовки, лежащих в основе процессов профессионализации.
Появление «профессионализации» кадрового состава ведомственных вузов в качестве ключевого понятия в исследовании особенно показательно для интегративного характера научных понятий. Эпистемология этого понятия относится к такому типу знаний, которое считается приемлемым и имеет объяснение того, что происходит с ним впоследствии.
При рассмотрении эпистемологических позиций профессионализации кадрового состава было очевидно, что позитивизм, характеризующийся приверженностью к методам феноменализма и объективистской онтологии, не предлагал адекватных философских основ для текущего исследования. Рассматривая теорию и эмпирические данные как отличительные друг от друга элементы, где последний используется для проверки первого: результаты нашего исследования обрабатывались интегративно, что не позволяло рассматривать первичные и вторичные данные отдельно или последовательно. Таким образом, принятие позитивистской эпистемологии или даже обычного формата отчета (введение-научная литература-обзор-методология-результаты-обсуждение) подразумевало искусственную жесткость при обсуждении, где нужна свобода и гибкость для изучения данных, чтобы позволить рассуждать и развиваться гораздо более органично [2; 4].
В текущем исследовании нами рассмотрены характеристики психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных вузов и их педагогическая квалификация, которая должна у них присутствовать. Целью этого исследования не являлось изучение того, являются ли процессы психолого-педагогической подготовки кадрового состава правильными или неправильными в конкретном ведомственном вузе и низким уровнем их готовности к профессионально-педагогической деятельности. Целью было понять, как и почему это происходит.
Научная литература и наш многолетний педагогический опыт по изучению профессионально-педагогической деятельности кадрового состава ведомственных вузов послужил концептуальной и теоретической основой для интерпретации эмпирических данных. Возрастающая академизация подготовки курсантов в контексте профессиональной подготовки и формализация отношений между будущими сотрудниками и академическими кругами свидетельствуют о том, что в этом направлении ситуация достигла переломного момента. Эта проявляется в нынешнем обучении курсантов навыкам деятельности, характеризующейся растущей централизацией, стандартизацией и акцентом на формализацию профессиональной базы знаний и способностей - тенденции, которую иллюстрируют профессиональные программы подготовки. В то время как кадровый состав ведомственного вуза может демонстрировать многие профессиональные качества, им не хватает достаточного уровня проявления преподавательской абстракции, характеризующей эту профессию, как правило, предоставляемую высшим образованием. Однако статистика утверждает, что только 30% преподавательского состава ведомственных вузов имеют высшее педагогическое образование.
Развитие академического образования не лишено своих проблем, главной из которых является воспринимаемый эпистемологический и культурный разрыв между «двумя мирами»: профессиональной (в нашем случае - уголовно-исполнительной системы) и образовательной. Успешная трансформация этой ситуации требует от кадрового состава ведомственных вузов тщательного рассмотрения содержания и формата договоренностей, инвестиций, поддержки, принятия и участия в этом процессе научных кругов и одновременного изменения культурных диспозиций, внутренних и внешних структур (областей). Это требует усилий, поскольку важно определить ряд практических и символических преимуществ академического образования: оно имеет потенциал для повышения качества преподавания путем изучения специфики педагогических технологий. Что еще более важно, академическое образование дает богатый культурный капитал, укрепляет и легитимирует опыт подготовки кадрового состава ведомственных вузов и их статус в глазах общественности. Это позволяет позиционировать профессию, ее преимущества, которые будут определять и интерпретировать деятельность кадрового состава, социальный контекст профессии будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы.
В психолого-педагогическую подготовку кадрового состава мы предлагаем включить такой тип упражнений как моделирование [5; 6]. Основное внимание в нем уделяется проблемам и возможностям, которые предоставляет этот тип упражнений, и тому, как они создают условия для обучения кадрового состава.
Эти упражнения кадровый состав ведомственных вузов выполняет по нескольким сценариям в течение одного дня: они действовали как преподаватели и решали различные профессионально-педагогические задачи. Эти сценарии касались молодежных ссор, профессиональной адаптации, наблюдения за организацией свободной деятельности и др. В течение дня преподаватели оказывались в нескольких различных ситуациях, с которыми они могли столкнуться в своей преподавательской практике, в ситуациях, когда необходимо принять компетентное решение. Все ситуации, которые кадровый состав ведомственных вузов обсуждал в течение дня в процессе психолого-педагогической подготовки к профессионально-педагогической деятельности, рассматривались с разных сторон. Цель упражнения заключалась в том, чтобы воплотить ранее
полученные знания в практические действия и получить опыт преподавательской работы в ведомственном вузе.
После того, как все сценарии были завершены, кадровый состав ведомственных вузов собирался в аудиторию, где беседы и размышления (так называемый разбор полетов) проводились в группах. В ходе подведения итогов обсуждались события в каждом сценарии, и преподаватели давали друг другу обратную связь. Целью рефлексии участников по итогам упражнений по моделированию было попытаться выявить возможности улучшения профессиональной подготовки курсантов. Подведение итогов проводилось на основе запланированной структуры, которую кадровый состав ведомственных вузов усвоили ранее в процессе обучения, и ведущий координировал, слушал мнения групп, и высказывал свое мнение.
Анализируя содержание сценариев, а также его подготовка и постобработка, мы пришли к выводу, что преподаватели часто придерживаются упрощенного взгляда на применение упражнений в работе с курсантами. Мы в психолого-педагогической подготовке кадрового состава учили их проблематизировать упражнения по моделированию, рассуждая, что они знают об обучении курсантов с помощью симуляций?
Изучив практику подготовки кадрового состава в Швеции, мы адаптировали его в одном из ведомственных вузов ФСИН России. Резерв кадрового состава ведомственных вузов в течение года обучается при центре повышения квалификации, а в течение последних трех месяцев проходит службу как соискатель в ведомственном вузе. Если претендент одобрен, он будет принят на преподавательскую работу в ведомственный вуз. В процессе обучения в центре повышения квалификации представители резерва кадрового состава изучают ряд теоретически ориентированных элементов, таких как, преподавание в ведомственном вузе, педагогические технологии, воспитание и правопорядок и др. Их освоение, в основном, проходило в процессе лекций, технологических семинаров, письменных заданий, а также упражнений различных видов. В обучение также входило овладение рядом так называемых предметных навыков, таких как общение, управление конфликтами и самозащита, психологическая и физическая подготовка. Эти элементы навыков, как правило, больше ориентированы на практику, и именно в эти предметы включены большинство основных упражнений трансцендентального типа. Центральным содержанием в образовании, и особенно в предметных навыках, является национальная базовая тактика уголовно-исполнительной системы. Она основана на трех подходах - базовом тактическом, коммуникативном и ментальном [7]. Вместе эти подходы являются фундаментальной основой того, как кадровый состав ведомственного вуза должен работать, какими знаниями и навыками он должен обладать и как их можно использовать на практике в работе с курсантами.
Выводы. Таким образом, востребован кадровый состав ведомственного вуза, способный к совместной деятельности с субъектами образовательного процесса на основе нравственно-этических отношений, понимающий и соотносящий смыслы и значения, нормативы педагогической культуры как личностно и профессионально ценностных императив. Все это определяет актуальность проблемы психолого-педагогической подготовки кадрового состава ведомственных вузов, основанной на современных концепциях образования, культивирования процессов самопознания, самоанализа, самооценки и саморефлексии.
Повышение требований к психолого-педагогической подготовке преподавателя в высшей школе в значительной степени вызваны возросшим уровнем знаний современного обучающегося, условиями его воспитания и обучения. Психолого-педагогическая подготовка традиционно понимается учеными как относительно самостоятельный процесс формирования профессионально компетентной личности, обладающей гуманитарной и педагогической культурой, готовностью к педагогическому взаимодействию и управлению педагогическим процессом. Качества личности преподавателя имеют решающее значение, так как они наиболее эффективно воздействуют на обучающихся. В настоящее время акцентируются вопросы психолого-педагогической подготовки кадрового состава, а именно овладения достаточным объемом методов и приемов обучения подчиненных, мастерством организации профессиональной деятельности, совместной работы коллектива и процессом направленного общения.
Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава ведомственных вузов является обязательным компонентом профессионального самосознания личности кадрового состава, проявляется в устойчивой форме оценивания профессиональных достижений; способствует осознанию субъектами образовательного процесса личностных притязаний, особенностями осуществления профессионально-педагогической деятельности (совместная рефлексия кадрового состава и обучающихся учебных результатов).
Литература:
1. Вотинов А.А. Ответственность кадрового состава ведомственного вуза в подготовке будущих сотрудников / А.А. Вотинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - Вып. 61. -Ч. 2. - С. 117-119.
2. Детков М.Г. Организационно-правовые проблемы развития системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в шестидесятые-восьмидесятые годы / М.Г. Детков. - Домодедово: РИПК МВД России, 1993. - С. 177-213.
3. Пертли В.А. Правовое обеспечение кадрового потенциала как стратегическая задача реформирования УИС / В.А. Пертли // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития. Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 1. - М., 2005.
4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность (Структура, генезис и условия становления): автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001.
5. Henriksson Widar. Effekter av övning och instruktion för testprestation. Nâgra empiriska studier och analyser avseende övningens och instruktionens betydelse för testprestationen. 1981.
6. Hedman Anders. I nationens och det praktiska livets tjänst. Det svenska yrkesskolesystemets tillkomst och utveckling 1918 till 1940. 2001.
7. Johansson Kjell. Konstruktivism i distansutbildning. Studerandes uppfattning om konstruktivistiskt lärande. 1999.