Научная статья на тему 'Технология сценарного планирования в формировании профессионально-нравственной позиции обучающихся ведомственных вузов'

Технология сценарного планирования в формировании профессионально-нравственной позиции обучающихся ведомственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / DEPARTMENTAL UNIVERSITY / STUDENTS / PROFESSIONAL AND MORAL POSITION / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / TECHNOLOGY OF THE EDUCATIONAL PROCESS / SCENARIO PLANNING / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мушарацкий Михаил Львович

Статья посвящена вопросу организации образовательного процесса ведомственного вуза по формированию и развитию личности как субъекта профессиональной деятельности, что является одним из важнейших приоритетов модернизации российского образования. Обращается внимание на то, что к результатам освоения основных образовательных программ относят личностные требования, включающие: способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Анализируются положения профессионализации, сочетающие личностное и профессиональное развитие, которое стало предметом исследования. Повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся ведомственных вузов в контексте становления у них профессионально-нравственной позиции предлагается за счет применения в образовательном процессе технологии сценарного планирования. Технология характеризуется следующими элементами: определение ключевых вопросов и внешних источников, разработка списка ключевых факторов, определение тенденций, управление неопределенностями, разработка сюжетных линий, темы сценариев и их презентация. Делается вывод о том, что апробация технологии сценарного планирования обеспечивает формирование профессионально-нравственной позиции обучающихся за счет приобретения конкурентоспособного знания и стратегического опыта для будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мушарацкий Михаил Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология сценарного планирования в формировании профессионально-нравственной позиции обучающихся ведомственных вузов»

УДК 378.6

https://d oi.org/10.24158/spp.2019.10.21

Мушарацкий Михаил Львович

аспирант кафедры педагогики Вятского социально-экономического института, преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Пермского института ФСИН России

ТЕХНОЛОГИЯ СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Musharatsky Mikhail Lvovich

PhD student, Pedagogy Department, Vyatka Social and Economic Institute, Lecturer, Criminal and Penal Law Department, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

SCENARIO PLANNING TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF A PROFESSIONAL AND MORAL POSITION OF DEPARTMENTAL UNIVERSITIES STUDENTS

Аннотация:

Статья посвящена вопросу организации образовательного процесса ведомственного вуза по формированию и развитию личности как субъекта профессиональной деятельности, что является одним из важнейших приоритетов модернизации российского образования. Обращается внимание на то, что к результатам освоения основных образовательных программ относят личностные требования, включающие: способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Анализируются положения профессионализации, сочетающие личностное и профессиональное развитие, которое стало предметом исследования. Повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся ведомственных вузов в контексте становления у них профессионально-нравственной позиции предлагается за счет применения в образовательном процессе технологии сценарного планирования. Технология характеризуется следующими элементами: определение ключевых вопросов и внешних источников, разработка списка ключевых факторов, определение тенденций, управление неопределенностями, разработка сюжетных линий, темы сценариев и их презентация. Делается вывод о том, что апробация технологии сценарного планирования обеспечивает формирование профессионально-нравственной позиции обучающихся за счет приобретения конкурентоспособного знания и стратегического опыта для будущей профессиональной деятельности.

Summary:

The study discusses the organization of the educational process of a departmental university on the formation and development of an individual as a subject of professional activity, which is one of the most important priorities for modernizing Russian education. Attention is drawn to the fact that the results of mastering the basic educational programs include personal requirements, including: the ability to self-development, the formation of motivation for learning and cognition, value-semantic attitudes, individual-personal positions, social competencies, personal qualities. The author analyzes the provisions of professionalization, combining personal and professional development, which has become the subject of research. Increasing the level of professional training of students of departmental universities in the context of the formation of their professional and moral position is proposed through the use of scenario planning technology in the educational process. The technology is characterized by the following elements: identifying key issues and external sources, developing a list of key factors, identifying trends, managing uncertainties, developing storylines, scripting topics and presenting them. It is concluded that approbation of 2 scenario planning technologies ensures the formation of a professional and moral position of students through the acquisition of competitive knowledge and strategic experience for future professional activities.

Ключевые слова:

ведомственный вуз, обучающиеся, профессионально-нравственная позиция, профессиональное знание, технологии образовательного процесса, сценарное планирование, взаимодействие.

Keywords:

departmental university, students, professional and moral position, professional knowledge, technology of the educational process, scenario planning, interaction.

Изучение работ А.А. Бодалева [1], Е.А. Климова [2], Н.В. Кузьминой [3], А.К. Марковой [4], В.Ш. Масленниковой [5], Г.В. Мухаметзяновой [6], Е.Ю. Пряжниковой [7] и других исследователей показало, что профессиональная позиция рассматривается психолого-педагогической наукой в контексте профессионализации личности. Будучи многоплановым, длительным и непрерывным процессом становления специалиста, профессионализация сочетает личностное и профессиональное развитие. Естественно, что в этом случае профессионализация будет включать не только приобретение обучающимся знаний, умений и компетенций, но и формирование на этой основе позитивного отношения к осваиваемой профессии, к себе как профессионалу и к объекту своей будущей деятельности, что определит становление профессиональной позиции обучающегося.

Актуальность формирования профессионально-нравственной позиции обучающихся объясняем следующими посылами. Внутренними факторами становления профессионально-нравственной позиции выступают сформированные личностные качества, повторяющиеся нравственные поступки и действия во взаимосвязи с целями, идеалами, потребностями, обусловливающими стереотип поведения в целом. Определяющими звеньями в этой взаимосвязи выступают господствующие нравственные отношения в микросоциуме и личностные нравственные качества. Кроме того, как указано в исследованиях И.В. Дубровиной [8], Д.И. Фельдштейна [9] и др., формирование личностных качеств невозможно без одновременной ориентации обучающегося на социально-нравственные ценности. Отсюда можно заключить, что формирование личностных качеств и нравственных ценностей - процесс одновременный; как любой педагогический процесс, он требует возрастной определенности, поэтому диагностика выступает его необходимым элементом.

С учетом различных целей и задач воспитания на разных этапах формирования нравственных ценностей обучающегося анализируется тот или иной аспект их проявления в поведении и деятельности: нравственные поступки, действия, отношения, мотивы, жизненные позиции, личностные качества. Каждый из указанных аспектов в конкретной педагогической ситуации имеет свое функциональное значение. Но только их совокупность обеспечивает ту или иную позицию личности.

Рыночная экономика нередко исключает нравственное начало, что указывает на необходимость определения содержания и способов становления профессионально-нравственной позиции личности в период профессиональной подготовки, которую важно обеспечить в сфере деятельности ведомственных вузов на качественно новой основе. В своих исследованиях профессионально-нравственную позицию обучающихся ведомственного вуза мы рассматриваем как интеграцию доминирующих избирательных отношений к выбранной профессии, к себе как начинающему профессионалу, к процессу обучения и своему будущему профессиональному пути, детерминирующих его учебно-профессиональную активность и динамику профессионально-личностного саморазвития в процессе освоения образовательной программы. Соответственно, процесс формирования профессионально-нравственной позиции курсанта представим как целостный процесс овладения обучающимися совокупностью общих и профессиональных компетенций. Ее формирование можно обеспечить за счет включения в образовательный процесс таких технологий, которые повысят степень активного участия в нем обучающегося.

Ориентируясь на главную задачу процесса организации обучения, мы уделили особое внимание метаанализу «учиться учиться», т. е. не только развитию компетенций, но и систематическому накоплению обучающимися профессионального опыта. Для решения этой задачи нами выбрана технология сценарного планирования.

Успешное применение технологии сценарного планирования было апробировано Г. Рин-гландом и его коллегами [10]. Международная ассоциация моделирования и игр определяет технологию сценарного планирования как представление реальности в качестве упрощенного или ускоренного процесса, где реальность слишком дорогостоящая и опасная. При этом реализм в сценарном планировании считается предпосылкой для обучения: если симуляция реалистична, то она автоматически обеспечит обученность по профессии. Использование технологии сценарного планирования в рамках обучения может создать интеграцию между образованием и профессиональной практикой: технология дает возможность воссоздавать и моделировать сценарии, релевантные профессии и содержанию, которое должен освоить обучающийся в процессе обучения в ведомственном вузе. Поэтому в подготовке обучающихся ведомственных вузов эта технология является безопасным способом практиковать и развивать профессиональные навыки по сложным и опасным ситуациям. Технология сценарного планирования основана на идее о том, что действия в реалистичных сценариях развивают навыки, необходимые для профессиональной практики, которые можно рассматривать как интеграцию между образованием и профессиональной практикой.

Технология сценарного планирования обязывает соблюсти несколько способов работы с обучающимися: определение ключевых вопросов; перечень внешних источников, воздействующих на разработку сценариев; определение тенденций и управление неопределенностями; разработка сюжетных линий и тем сценариев и их презентация.

Успешное планирование сценария начиналось с опроса преподавателей, имевшего целью определить соответствующие темы и проблемы ведомственных учреждений. Далее организовывался сбор разнообразной информации в контексте выявленных тем и проблем. Следующий шаг включал в себя определение ключевых факторов с точки зрения возможностей и неопределенностей, их преобразование в соответствующие тенденции и проведение перекрестного анализа. Перекрестный анализ являлся для обучающихся самой сложной интеллектуальной деятельностью,

требующей педагогического сопровождения со стороны преподавателей, работодателей и экспертов уголовно-исполнительной системы. По результатам перекрестного анализа обучающимся предлагалось разработать стратегию решения выявленной в уголовно-исполнительной системе проблемы, которая определяла разработку ее двух-четырех сценариев. Представление резюме и буклета с указанием возможностей и рисков, связанных с потенциальными профессиональными разработками, является ключевым фактором успеха для эффективной коммуникации между обучающимся и преподавателем или работодателем. Приглашение работодателей, которые делятся своим мнением о соответствующих темах и проблемах в профессиональной деятельности в начале обсуждения сценария, является важным этапом этой технологии.

Технология сценарного планирования ориентирует обучающегося на разработку и реализацию профессиональных стратегий. Мониторинг стратегий обеспечивал дополнительные преимущества по раннему предупреждению профессиональных ошибок. В профессиональной подготовке обучающихся этот момент был определяющим при выполнении ими в дальнейшем служебной деятельности.

Соглашаясь с мнением К. ван дер Хейдена [11] по альтернативам развития профессионального образования, отметим, что основополагающее значение приобретает управление сценариями, так как условия обучения связаны не только с тем, что происходит в сценарии, но и как он готовится, как отрабатывается опыт действий (из игры (симуляции) опыт превращается в обучение). Технология сценарного планирования помогает обучающимся выявить пробелы в знаниях, увидеть различные решения проблем, побудить их практиковаться самостоятельно. Различные ситуационные действия моделирования чередуются и формируют симуляционную активность и профессионально-нравственную позицию обучающихся ведомственных вузов. Таким образом, содержание подготовки сценария становится важной предпосылкой того, чему научатся обучающиеся по сценарию, а подготовка к нему - это учебная деятельность.

Отправная точка управления сценариями (первая фаза) включает анализ фона сценария, его прогнозирование и создание. Эта фаза является подготовительной к следующим: выбор факторов успеха, разработка будущих прогнозов и их объединение с точки зрения формирования сценариев - три основные фазы систематического процесса разработки профессиональных сценариев. Эти три фазы относятся к процессу развития профессионального сценария. Последние фазы управления сценарным планированием - разработка стратегии, раннее стратегическое предупреждение и процесс передачи стратегии.

Таким образом, адекватное качество технологии сценарного планирования, в соответствии с ФГОС ВО, требует разработки тенденций и альтернативных прогнозов ключевых факторов успешной профессиональной деятельности. Преподаватели, работодатели и эксперты, привлекаемые к организации процесса формирования профессионально-нравственной позиции обучающихся ведомственных вузов, положительно оценили особые возможности технологии сценарного планирования в профессиональной подготовке обучающихся ведомственных вузов. Перспективы применения технологии сценарного планирования как фасилитатора и ускорителя стратегического обучения обучающихся ведомственных вузов создают у ученых и практиков спрос на дальнейшие исследования в этой области.

Ссылки:

1. Бодалев А.А. Психология общения. М. ; Воронеж, 2012. 256 с.

2. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). М., 2003. 320 с.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 334 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 310 с.

5. Масленникова В.Ш. Личностная композиция социального отношения. Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000. 171 с.

6. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения. Казань, 2005. 317 с.

7. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика : учебник для бакалавров. М., 2016. 520 с.

8. Дубровина И.В. Проблемы рефлексивной психологии и научного обеспечения инновационного образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2014. № 6. С. 74-81.

9. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. 2010. № 2 (23). Апрель - июнь. С. 12-18.

10. Ringland G. Using Scénarios to Focus R & D // Strategy & Leadership. 2003. Vol. 31, iss. 1. P. 45-55. https://doi.org/10.1108/10878570310455042.

11. Heijden K. van der. Scénarios: The Art of Stratégie Conversation. 2nd ed. Chichester, UK, 2005. 382 p.

References:

Bodalev, AA 2012, Communication Psychology, Moscow, Voronezh, 256 p., (in Russian).

Dubrovina, IV 2014, 'Problems of Reflexive Psychology and Scientific Support of Innovative Education', Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, no. 6, pp. 74-81, (in Russian).

Feldstein, DI 2010, 'Psychological and Pedagogical Problems of Building a New School in the Context of Significant Changes in the Child and the Situation of Their Development', PsyJournals.ru, no. 2 (23), pp. 12-18, (in Russian).

Heijden, K van der 2005, Scenarios: The Art of Strategic Conversation, 2nd ed., Chichester, 382 p.

Klimov, EA 2003, Paths to Professionalism (Psychological View), Moscow, 320 p., (in Russian).

Kuzmina, NV 1993, Professionalism in Teaching, St. Petersburg, 334 p., (in Russian).

Markova, AK 1996, Psychology of Professionalism, Moscow, 310 p., (in Russian).

Maslennikova, VSh 2000, Personal Composition of Social Relations. Modern Concepts of Education, Yaroslavl, 171 p., (in Russian).

Mukhametzyanova, GV 2005, Vocational Education: Problems of Quality and Scientific and Methodological Support, Kazan, 317 p., (in Russian).

Pryazhnikova, EYu 2016, Labor Psychology: Theory and Practice: A Textbook for Bachelors, Moscow, 520 p., (in Russian).

Ringland, G 2003, 'Using Scenarios to Focus R & D', Strategy & Leadership, vol. 31, iss. 1, pp. 45-55, https://doi.org/10.1108/10878570310455042.

Редактор: Смирнова Светлана Леонидовна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.