Целенаправленную образовательную работу по формированию поликультурной компетентности личности необходимо начинать как можно раньше, в то время, когда происходит не только осознание человеком себя как представителя определенной этнокультурной группы и систематизируются знания о других народах и их культуры, но и когда закладывается отношение к ним, образовывается своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.
Литература:
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с, ил.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., - 720 с.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. -М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
5. Джуринский, А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 257 с.
Педагогика
УДК:377.112
кандидат педагогических наук Вотинов Александр Андреевич
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Самарский юридический институт ФСИН России» (г. Самара)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАДРОВОГО СОСТАВА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА В ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ
Аннотация. В статье предлагается сочетание трех элементов, которые раскрывают суть исследования: кадровый состав, социум и ответственность. Для этого в статье, во-первых, предоставлена ответственность как основа концепции исследования; во-вторых, обзор психолого-педагогической культуры кадрового состава; в-третьих, понимание общественного характера ведомственного вуза и его сотрудничества с социумом.
Ключевые слова: кадровый состав, ведомственный вуз, ответственность, будущие сотрудники уголовно-исполнительной системы.
Annotation. The article proposes a combination of three elements that reveal the essence of the research: personnel, society and responsibility. To do this, the article, firstly, provides responsibility as the basis of the research concept; secondly, a review of the psychological and pedagogical culture of the personnel; thirdly, the understanding of the social nature of the departmental university and its cooperation with society.
Keywords: staff, departmental university, responsibility, future employees of the penitentiary system.
Введение. Одной из центральных тенденций укрепления и улучшения деятельности уголовно-исполнительной системы является ориентированность на высококвалифицированный кадровый состав, который соответствует запросам по степени профессиональной компетентности, профессионально-значимым и психолого-педагогическим особенностям личности. В решении этой проблемы существенную роль приобретают ведомственные учреждения вузов ФСИН России. Масштабность и многоплановость подготовки кадрового состава определяется особенностью подготовки ими будущих сотрудников, способных к осуществлению в дальнейшем профессиональной деятельности.
Формулировка цели статьи. Охарактеризовать ответственность кадрового состава ведомственного вуза за подготовку будущих сотрудников. Это является предметом исследования, что требует изучения разных элементов.
Изложение основного материала статьи. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., программе «Развития системы ведомственного профессионального образования до 2020 г.», государственной программе Самарской области «Развитие образования и науки до 2025 г.», программе «Квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении ФСИН России, обучавшихся по образовательным программам высшего образования, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка» обозначена задача актуализации современной модели образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых выполнять должностные обязанности на высоком профессиональном уровне. Решение этой государственной задачи возможно при наличии у кадрового состава ведомственных вузов ФСИН России профессионально-педагогической культуры.
Внутренняя и внешняя ориентация на ответственность кадрового состава ведомственных вузов в нашем исследовании рассматривается в одном и том же контексте, а именно в контексте концепции легитимности. Т.е., ответственность может быть концептуально связана с легитимностью, которая, в свою очередь, может быть определена несколькими способами: легитимность как акт признания власти и убеждений общества в том, что принципы допустимости соблюдаются.
Можно выделить полную легитимность и наследие легитимности. Законодательство в целом, как понятие, означает главным образом законность, а в нашем контексте - общую легализацию власти, и легализацию профессии. Однако полная легитимность требует критического отношения и постоянного обновления технологий подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы. Следовательно, ответственность кадров ведомственного вуза за подготовку будущих сотрудников для этой системы как вопрос легитимности является ключевой темой этого исследования.
Очевидно, что должно быть, четкое представление о том, какую роль, и какую ответственность в настоящее время выполняет ведомственный вуз в подготовке кадров. Это означает, что необходимо рассмотреть теоретические предположения о текущем принципе ответственности профессорско-
преподавательского состава ведомственного вуза и соотнести эти предположения с эмпирическим материалом.
Во-первых, основное предположение заключается в том, что ответственность различна на всех уровнях администрации ведомственного вуза. С точки зрения обывателя, преподаватели ведомственного вуза должны нести ответственность за интеграцию у будущего сотрудника внутренней и внешней ориентации. Ключом к ответственности будущих сотрудников может стать ответственность всех субъектов ведомственного вуза: от социального и административного до оперативного уровней и различных элементов, которые рассматриваются как цепочка ответственности.
Во-вторых, надо спорить о том, почему необходимо обсуждение общественной ответственности и в какой степени она может быть приемлема с точки зрения легитимности.
Традиционный подход основывается на требовании лояльности, и тогда деятельность будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы в иерархической системе ответственности рассматривается как достаточное требование для ответственного поведения. Однако на самом деле переход от пассивной ответственности к активной ответственности требует более широкого подхода. Поэтому ведомственный вуз должен предъявлять внешние и внутренние требования к будущему сотруднику и рассматривать их как структурные условия и как оценку профессиональной деятельности отдельных лиц в контексте ответственности. Указывая на потенциальную ответственность сотрудника уголовно-исполнительной системы за безопасность общества, подчеркнем актуальность модернизации нынешней системы управления уголовно-исполнительной системой, что определяет взаимосвязь между теоретической подготовкой и уровнем сформированных компетенций у будущего сотрудника.
В-третьих, нам нужно уточнить, кто и как отвечает перед общественностью. Для этого необходимо, в частности, оценить, каким образом юридические основания ответственности могут быть распространены на новые сферы ответственности и можно ли увидеть какие-либо признаки текущей работы преподавателя ведомственного вуза по подготовке будущего сотрудника. Являются ли ожидания граждан в этом отношении актуальными и существует ли необходимость в стратегической переоценке профессионализма кадрового состава ведомственного вуза? Следовательно, социальный заказ на преподавателя ведомственного вуза, обладающего профессионально-педагогической культурой, предполагает создание принципиально новой динамичной модели ее повышения, призванной помочь кадровому составу в преодолении профессиональных затруднений на пути совершенствования качества подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях прогностической оценки.
Существующие изменения в содержании образования и организации образовательного процесса ведомственного вуза требуют новых методов, форм и инструментария педагогической деятельности. О наивысшем уровне профессионального образования и профессионально-педагогической культуры кадрового состава ведомственных вузов можно говорить, если он способен осуществлять профессиональные функции в работе совместно с другими службами: юридическими, управленческими, организаторскими и пр. Кроме того, он должен быть способен к эффективной реализации всех элементов интегративного образовательного процесса и осуществлению всего перечня профессиональных функций в процессе подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Рассматривая повышение ответственности кадрового состава ведомственного вуза, можно предположить, что это будет, главным образом, за счет того, как администрация вуза контролирует работу своего персонала и как он несет ответственность за свою деятельность. Следовательно, следует уделить внимание практико-ориентированной направленности в развитии нынешней и потенциальной ответственности будущих сотрудников, учитывая эмпирические данные по структурным особенностям ответственности и теоретическим реакциям на отношения между индивидуумом и организацией.
Однако название исследования неизбежно приводит к предположению о том, что ведомственный вуз также несет ответственность за работу своего выпускника вне образовательной организации. Следует также отметить, что социальная сторона ответственности подчеркивает подотчетность в ведомственном сообществе, но в равной степени ответственным является отдельный субъект, ответственный перед обществом в целом, чьи защитные и принудительные интересы установлены повседневной практикой.
В традиционном смысле кадровый состав ведомственного вуза несет ответственность за свои недостатки, что накладывает особый характер деятельности ведомственного вуза. Структура ведомственного вуза предполагает решение задач ведомства, и той роли, которую должен выполнять кадровый состав ведомственного вуза при выполнении этих задач. В свете данных положений ответственность кадрового состава ведомственного вуза за подготовку будущих сотрудников может носить коллективный характер, но может быть направлена и на одного преподавателя. Это мнение можно считать однозначным, если цель и функции кадрового состава ведомственного вуза не выходят за рамки правовой основы. В этом случае доверие граждан к сотрудникам уголовно-исполнительной системы будут формой признания работы кадрового состава ведомственных вузов. В этом случае ответственность оценивается не только при осуществлении обязанностей будущими сотрудниками своей профессиональной деятельности, но и в легитимности общественной ответственности ведомственного вуза.
Легитимность - это основная концепция исследования. Однако легитимность не является вопросом, который всегда будет проверяться, например, путем измерения общественного доверия к деятельности ведомственного вуза или обеспечение прозрачного руководства между различными уровнями в нем. Общественное доверие может быть обнаружено различными исследованиями и может быть достигнуто в том же контексте, чтобы получить достаточно достоверную картину текущего состояния деятельности ведомственного вуза.
Однако подробное рассмотрение общественной ответственности будущих сотрудников за пределами образовательной организации ограничено, поскольку, например, общественное мнение основано на довольно общих результатах деятельности уголовно-исполнительной системы. Вышеизложенное означает, что стратегии ведомственного вуза никогда не могут быть однозначными. Например, координация деятельности ведомственного вуза по подготовке будущих сотрудников и координация сотрудников уголовно-исполнительной системы важны для определения приоритетов стратегических задач и направлений ресурсов. В частности, анализ связей между управлением и образовательной практикой позволяет понять стратегии подготовки будущих сотрудников и, в конечном счете, общественные цели уголовно-исполнительной системы.
Вопрос о легитимности имеет равный интерес к внешним и внутренним аспектам деятельности ведомственных вузов. Однако особый интерес представляет внутренняя сторона этой образовательной деятельности в том смысле, что сами преподаватели понимают связь между внутренней и внешней операционной средой в подготовке будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Выводы. Можно уверенно сказать, что деятельность кадрового состава ведомственных вузов, его профессионализм и ответственность за подготовку будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы ускоряет развитие демократических процессов в регионе. Реальность подтверждает, что опыт социальных коммуникаций, накопленный социальным сектором, успешно трансформируется в новые эффективные формы управления общественным сознанием.
Литература:
1. Байчоров, К.У. Принципы и новые технологии профессиональной подготовки специалистов / К.У. Байчоров. - Черкесск, 1996. - 102 с.
2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Наука,1995. - 220 с.
3. Брановский, Ю.С. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: учеб. пособие / Ю.С. Брановский, Т.Л. Шапошникова. - Краснодар: Изд-во КубгТУ, 2001. - 369 с.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
5. Леонтьев Д.А., Смирнов А.Г. Смысл и отчуждение как предикторы поведения в неструктурированной ситуации // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010.
6. Теория и практика психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы: аналитический обзор с предложениями / Е.М. Федорова [и др.]; ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2014.
7. Федорова Е.М. Профессиональные кризисы как один из факторов формирования профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Научные дискуссии. 2015. Т. 1. С. 55-59.
8. Федорова Е.М. Пути духовно-нравственного формирования личности как необходимого компонента профессиональной культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 5. С. 32-35
9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность (Структура, генезис и условия становления): автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13.М., 2001.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Ган Наталья Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЦЕССА СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОГО
ПЕДАГОГА В ДОО
Аннотация. В статье рассматривается сущность проблемы управления качеством процесса сопровождения молодого педагога в ДОО, раскрываются понятия «качество», «сопровождение». На основании содержательного анализа этапов сопровождения молодого педагога в ДОО выстраивается система данного процесса.
Ключевые слова: качество образования, сопровождение молодого педагога, принципы качества профессиональной деятельности, система управления качеством.
Annotation. The article deals with the essence of the problem of quality management of the process of support of a young teacher in the Doo, reveals the concept of "quality", "support". On the basis of a meaningful analysis of the stages of support of a young teacher in the Doo, a system of this process is built.
Keywords: quality of education, support of the young teacher, principles of quality of professional activity, quality management system.
Введение. Руководитель дошкольной образовательной организации, ориентируясь на приоритеты, провозглашенные в нормативных документах, а именно: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, собственное понимание важных аспектов реформирования образования, ищет пути и возможности повышения качества образовательного процесса в ДОО.
Изложение основного материала статьи. Проблемой управления качеством дошкольного образования занимались такие авторы как: М.М. Поташник, Т.П. Трятьяков, акцентируя внимание на результатах педагогического труда; Ю.А. Конаржевский изучавший процесс педагогической деятельности; Л.В. Поздняк, Р.М. Чумичева, Л.И. Фалюшина уделявшие внимание степени соответствия образовательной услуги в дошкольном учреждении требованиям заказчика - родителям дошкольников, кадровому потенциалу, развивающей предметной среде, образовательным программам [5].
С точки зрения С.Е. Шиловой качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских и профессиональных компетенций личности.
В.М. Полонский, качество образования истолковывает: как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения. Что в дальнейшем позволит составить прогноз его востребованности на рынке труда и одновременно оценить качество и актуальность достигнутого результата освоения основной образовательной программы в вузе [2].