Э. В. Балакирева
(Санкт-Петербург)
Профессиологическое знание как содержательная основа стандартизации профессиональной подготовки педагогов
Задача статьи состоит в том, чтобы представить в общем плане ситуацию развития профессиональной подготовки педагогов в условиях стандартизации высшего педагогического образования. Педагог рассматривается как социально-педагогическое явление, как полиструктурная система разнообразных видов педагогической деятельности.
На современном этапе развития профессионального образования возрастает роль знаний, ценностных ориентиров и опыта человека, настроенного на реализацию своих стремлений и способностей в приобретении профессии. Объективно стоит вопрос о новой парадигме профессионального образования, генеральной целью которого должно быть предоставление человеку равноправного доступа к образованию, стимулирование и повышение образовательного уровня в той сфере и форме деятельности, которая принесет удовлетворение ему самому и обществу [3].
Понятие «профессия» включает в себя приобретённый в процессе обучения и воспитания, ориентированный на общественное разделение труда комплекс систематических знаний, умений, способностей и убеждений человека, являющийся предпосылкой к выполнению квалифицированного труда в материальном и нематериальном производстве. Такое определение профессии становится сегодня наиболее значимым, поскольку современное состояние рынка труда характеризуется трансформационными процессами, которые порождают не только новые профессии, но и потребность каждого человека в получении качественного профессионального образования, в умении выстраивать свою собственную профессиональную карьеру в новой сфере деятельности [1].
По определению, принятому на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Основываясь на определении ЮНЕСКО, образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или] профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [6].
Результатом образования, таким образом, является совокупность определенных качеств личности будущего специалиста и освоенных им профессиональных компетенций, подтвержденных документом соответствующего уровня образования.
Наиболее остро сейчас обсуждается вопрос качества подготовки выпускников высших образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов по основным профессиональным образовательным программам.
Анализ изменений, происходящих в профессиональной педагогической деятельности, дает основание сформулировать следующие направления ее развития:
- разнообразие мира педагогических профессий в зависимости от перемен, происходящих на рынке в сфере образования, в социально-экономической и культурной среде общества;
- развитие противоречий между нормами, традициями, способами работы в различных областях профессиональной педагогической деятельности; наличие теорий, которые интегрируют на высоком научном уровне знания об отдельной области профессиональной педагогической деятельности;
- выделение отдельных самостоятельных
областей профессиональной педагогической деятельности, их связь с педагогической наукой и профессиональным педагогическим образованием.
Обозначенные изменения в развитии профессиональной педагогической деятельности показывают, что она становится многофункциональной, дифференцированной на отдельные самостоятельные области профессиональной педагогической деятельности (учителя, преподавателя, воспитателя, мастера производственного обучения и т.п.].
Продолжающаяся дифференциация профессиональной педагогической деятельности, порождает новые трудовые функции, расширяя поле профессиональной деятельности педагога и одновременно интегрируя цели и результат этой деятельности.
В этой связи следует рассмотреть понимание слова «педагог», которое используется разными субъектами педагогического образования (преподаватели профессиональных образовательных организаций, работодатели, ученые-исследователи, представители органов управления образованием] в разной интерпретации и зачастую без конкретизации сути этого понятия.
Проведенный в исследовании анализ сущности понимания слова «педагог» как социально-педагогического явления позволяет определять это понятие: на индивидном уровне - как лицо, выполняющее должностные обязанности в рамках конкретного вида профессиональной педагогической деятельности; на личностном уровне - как личность, реализующую миссию «созидания ЧЕЛОВЕКА» как на профессиональном, так и на непрофессиональном уровне; на общественном уровне - как человека, принадлежащего к профессиональному сообществу людей, объединенных общим родом занятий, общими целями и интересами, направленными на удовлетворение потребностей общества; на государственном уровне - как квалифицированного специалиста, готового к решению современных профессиональных задач.
Любой из этих аспектов подчеркивает профессиональную специфику понятия «педагог» как профессии людей, занимающихся общественно полезной деятельностью, сознательно направленной на подготовку человека к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Таким образом, «педагог» рассматривается в нашем исследовании как профессия, как полиструктурная система, компонентами которой выступают:
- совокупность разнообразных видов профессиональной педагогической деятельности (учитель, воспитатель, преподаватель, тренер, мастер производственного обучения и т.п.];
- институт профессии (система профессиональных образовательных организаций по подготовке педагогов];
- профессиональные сообщества педагогов (союзы, ассоциации, объединения и т.п.].
Вместе с тем современная ситуация развития педагогического образования в условиях «перманентной», «ускоряющейся» стандартизации характеризуется неопределенностью: в создании рабочих мест выпускников педагогических вузов; в определении должностных и функциональных обязанностей педагогических работников; в разработке программ повышения квалификации работающих педагогов.
Эта неопределенность обусловлена отчасти несогласованностью федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов педагога, преподавателя, руководителя образовательного учреждения, которые в настоящее время широко обсуждаются в педагогической практике. Все три разработанных профессиональных стандарта, по сути, не отражают единства требований к работнику педагогического труда и выглядят как автономные нормативные документы. Каждый из них необоснованно перенасыщен требованиями к работнику, претендующему на определенную должность соответствующей квалификации.
Как известно, в педагогическом университете не осуществляется подготовка кадров под определенную педагогическую должность. Программы повышения квалификации педагогов ориентируются сегодня на удовлетворение запросов потребителей, которые зависят от того, какие новые требования предъявляются к действующим педагогическим работникам. В этом, на наш взгляд, заключается основное противоречие в целях и ценностях педагогического образования.
Между тем на нормативно-законодательном уровне предписано использование профессионального стандарта в качестве целе-
вой функции при разработке примерных и основных профессиональных образовательных программ, особенно прикладного характера. По мнению А. В. Белоцерковского, выполнение этих требований весьма нецелесообразно, хотя бы в силу разной временной ориентации стандартов [2].
В этой связи вполне правомерно среди различных подходов к педагогическому образованию рассматривать профессиологиче-ский подход, базирующийся на идеях компе-тентностного, контекстного, интегративного подходов. Профессиологический подход обладает отличительной особенностью, которая заключается в ориентации профессиональной подготовки будущего педагога (учителя, воспитателя, преподавателя, тренера и т.п.] на инновационные преобразования в его профессиональной деятельности. Такая подготовка должна строиться на основе всестороннего анализа проблем, состояния, перспектив развития современной школы, вуза, колледжа, учреждений дополнительного образования детей, учреждений повышения квалификации и результатов исследований образования на всех уровнях, полученных в разных областях знания (философии, экономике, психологии, педагогики и др.] [5].
Обновление качества подготовки педагогов должно обеспечиваться развитием способности будущего педагога решать профессиональные задачи через освоение профес-сиологического знания о разнообразии педагогических профессий в целом и конкретной педагогической профессии / специальности / должности в частности и их значимости на рынке педагогического труда.
В этот комплекс необходимо включать: исторические этапы, принципы и закономерности развития педагогической профессии / специальности / должности; историю их развития; широту и многообразие субъект-субъектного профессионального педагогического взаимодействия; модели построения жизненного плана человека в системе педагогических профессий.
Профессиологическое знание рассматривается нами как междисциплинарное знание, формирующееся на содержании из различных наук о человеке, обществе, производстве и образовании (теория систем, философия образования, педагогика, психология, социология, кибернетика, экономика и др.] и профессиональной деятельности (психология
труда, профессиография, педагогическая психология, акмеология, аксиология и др.]. Эти науки являются базовыми научными дисциплинами по отношению к науке о развитии профессии - профессиологии.
Диалектическая взаимосвязь между ними проявляется через интеграцию научных знаний и их дифференциацию на конкретные разделы профессиологии: классификации профессий и специальностей, профессиогра-фия, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессиональный отбор рынком труда, профессиональная адаптация, профессиональная переподготовка и повышение квалификации и т.д.
Структура и содержание профессиологи-ческого знания представлена в таблице.
Речь идет о философских, социологических, экологических, медицинских и других аспектах развития профессии, знания о которых важны для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека на разных возрастных этапах развития, профессионального образования в целом и для профессиональной подготовки специалистов в частности.
Следует заметить, что качество профессиональной деятельности педагога, например учителя, вряд ли можно однозначно определить зависящим от выполнения требований образовательного и профессионального стандартов. По мнению Е. В. Титовой, в конечном счете качество педагогической деятельности учителя в целом определяется качеством его конкретных личных выборов. Любой учитель, независимо от его опыта, образования, подготовки и т.п., осознанно или неосознанно всегда определяет:
- стратегию своей собственной педагогической деятельности по обучению, воспитанию, преподаванию, поддержке, сопровождению и др.;
- стили деятельности, общения и руководства;
- методы и технологии педагогической деятельности;
- способы и приемы организации деятельности воспитанников и т. д. [4].
Несомненно, подчинить личный выбор учителя в процессе выполнения профессиональных задач требованиям стандарта невозможно, но необходимо и возможно стандартизировать содержание профессиональных задач, адекватно отражающих реальную пе-
Таблица
Структура и содержание профессиологического знания
Источники развития профессиологического знания
Философия образования Педагогика Психология Социология Экономика и т.п.
Разделы профессиологического знания Содержание профессиологического знания
Классификация профессий и специальностей Поиск научных основ для классификации профессий и специальностей.
Профессиография Исследование профессий с целью выявления качеств человека, необходимых для профессиональной деятельности. Исследование процесса развития соответствующих качеств личности в процессе профессиональной подготовки.
Психотехника Исследование методов выявления и измерения способностей человека к профессиональной деятельности. Разработка соответствующего инструментария.
Группировка в учебные профессиональные поля Интеграция профессий и полей, установление преемственности в развитии квалификации и взаимосвязи со ступенями профессионального педагогического образования.
Профессиональная ориентация Изучение и формирование профессиональных интересов, система знаний, необходимых для выбора профессии педагога.
Профессиональный отбор в педагогические учебные заведения Диагностика и прогнозирование развития профессиональных способностей. Разработка обоснованной и апробированной системы отбора в педагогические учебные заведения.
Профессиональная подготовка Содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения различным педагогическим профессиям. Управление педагогическими учебными заведениями.
Профессиональный отбор рынком педагогического труда Исследование готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности.
Профессиональная адаптация Исследование процесса профессионального становления выпускников педагогических учебных заведений.
Расширение профессионального поля Изучение изменений в содержании отдельных педагогических профессий.
Расширение профессионального профиля Изучение изменений в структуре профессий. Рождение новых профессий и специальностей.
дагогическую деятельность учителя. Таким же должен быть подход к определению профессиональных задач каждого зарождающегося вида педагогической деятельности.
Таким образом, профессиологическое знание выступает как содержательная основа стандартизации профессиональной подго-
товки педагогов, аккумулирующая знания о конкретной педагогической профессии/специальности/должности, профессиональной карьере и жизни педагога, различных путях вхождения и развития в системе педагогических профессий.
Литература
1. Балакирева Э. В. Педагогическое образование в контексте развития современного представления о педагогической профессии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2002. - Т. 2. - № 3. - С. 60-70.
2. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 26-31.
3. Инновационные аспекты современного профессионального образования / отв. ред. Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков: ИДПО ФГО ВПО НГАУ ; НИИ «Философия образования» ; редакция журнала «Философия образования». - Новосибирск : Изд-во ГЦРО, 2010. - 276 с. - (T. XXXVII. Приложение к журналу «Философия образования»).
4. Титова Е. В. Теория личного выбора в педагогической деятельности // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 1 (13). - С. 104-117. - DOI: 10.15393/j5.art.2016.3073
5. Тряпицына А. П. Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 1. - С. 50-61.
6. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».