Э. В. Балакирева
(Санкт-Петербург)
Актуальность разработки педагогической профессиологии
как научной дисциплины
В статье обосновывается необходимость разработки новой научной дисциплины «Педагогическая профессиология», в которой рассматриваются качественные характеристики порядка и логики развития научной области знаний о рынке педагогического труда и педагогических профессий.
В настоящее время происходят значительные изменения в области профессионального образования и обучения на его различных уровнях. Институциональный анализ профессионального образования позволяет обнаружить, что одним из пусковых механизмов модернизации выступают постоянно изменяющиеся требования к профессиям [2], в том числе и к педагогическим профессиям.
Проблема подготовки педагогов тесно связана с процессами обновления педагогического образования. Она обусловлена запросами развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Необходимым условием достижения нового качества педагогического образования является прогнозирование потребностей рынка педагогического труда и в сфере образования, создание кооперации сети педагогических образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости. Приближение профессионального педагогического образования к потребностям территорий и региональным рынкам педагогического труда и сферы образования сегодня становится реальностью.
В рамках масштабного исследования «Форсайт Компетенций 2030» Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив по выявлению востребованных профессий в разных отраслях экономики обсуждались технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач. Исследователи строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий.
Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий». В частности, по результатам исследования прогнозируется, что
до 2020 года появятся новые профессии в сфере образования: модератор, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игромастер. В период с 2020 по 2030 год появятся новые профессии в сфере образования: игропедагог, разработчик образовательных траекторий, тренер по майнд-фитнесу, разработчик инструментов обучения состояниям сознания [1].
Следует заметить, что изменения в содержании профессий происходят не так легко, как в их названии, поскольку содержание профессий описывается и фиксируется в квалификационных характеристиках. В процессе развития структуры квалификаций представляется возможным наполнять содержанием каждый квалификационный уровень в зависимости от приращения новых компетенций, учитывать эти процессы в образовательных программах. Непрерывное обновление профессионального стандарта позволяет оценивать приращение компетенций работника, освоенных как в процессе обучения, так и в ходе приобретения трудового опыта. Имеющиеся различия в нарождающихся профессиях требуют изучения каждой в отдельности с последующей разработкой паспорта и профессионального стандарта.
Тем не менее потребность тынка труда в рождении новых педагогических профессий и должностей является стимулом обновления педагогического образования и профессионального стандарта педагога.
Педагогическое образование сегодня ориентируется на подготовку педагогических кадров разных квалификаций и профиля, способных проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом потребностей, интересов, возможностей человека и современных задач образования, конкуренто-
способных, профессионально и социально мобильных.
По уровню высшего профессионального педагогического образования ожидается уже четвертое обновление образовательных стандартов, в которых изменяются требования к выпускнику, условия организации образовательного процесса и т.п., и все настойчивее определяется ориентация ФГОС на требования профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования.
Противоречивость сложившейся ситуации в педагогическом образовании характеризуется несогласованностью требований к выпускнику педагогического университета и требований профессионального стандарта педагога и обусловливается неоднозначным пониманием того, кто такой педагог. Педагог -это профессия, личность или метафора по отношению к человеку, занимающемуся педагогической деятельностью? Если мы рассматриваем педагогическую деятельность как профессиональную, значит, следует ответить на вопрос, какой профессии она соответствует.
Термин «педагог» используется в нормативно-законодательных документах, научно-педагогической литературе, в педагогической практике и в обыденной жизни достаточно часто. Можно наблюдать использование этого понятия относительно разных типов педагогической деятельности, например, учителя, воспитателя, тренера, мастера производственного обучения. К педагогам можно отнести деятельность должностных лиц, исполняющих обязанности педагогических работников, например, вожатого, тьютора, классного руководителя, школьного психолога, директора школы и т.п.
В справочниках о профессиях доминирует понятие «Учитель», а в нормативных документах речь идёт о должностях педагогических работников. Безусловно, деятельность педагогических работников объединена общими целями, одной из которых является развитие личности ребенка, воспитанника, ученика, студента. Вместе с тем их деятельность существенно различается, например, по субъектам взаимодействия, содержанию и средствам деятельности, и этим характеризуется специфика педагогической профессии (учителя, воспитателя и т.п.] и должности. Таким образом, можно говорить о группе педагогических профессий и должностей.
Понятие «профессия» присутствует в основе многих словосочетаний, например, профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональное обучение, профессиональная компетентность. Что, собственно, означает «профессиональное». Обратимся к пониманию профессии как многофакторному явлению. Этот термин по-разному определяется и характеризуется разноас-пектной позицией ученых-исследователей философов, психологов, социологов, экономистов - по отношению к профессии. Философы рассматривают профессию как способ выражения сущности человека и средство удовлетворения его материальных и культурных потребностей. Экономисты понимают профессию как трудовую деятельность человека с целью создания материальных или духовных ценностей за определенное вознаграждение (заработная плата]. Психологи - как условие и способ развития ценностно-смысловых ориентаций личности.
Может сложиться впечатление, что к педагогике термин «профессия» не имеет прямого отношения, но это только на первый взгляд. На самом деле эта связь очевидна и однозначна, т.к. как профессия - это занятие, которому надо специально обучать, а профессиональная подготовка является единственным способом овладения профессией. Педагоги рассматривают профессию (А. П. Беляева, И. А. Ивлиева, Э. М. Калицкий):
- как трудовую деятельность человека, владеющего комплексом системных знаний, умений и навыков по воспитанию и обучению другого человека, приобретенным в процессе профессионального образования;
- как форму систематического обучения, совершенствования через повышение квалификации и производственный опыт, оценку через аттестацию и закрепление государственным сертификатом.
Понятие «профессия» широко используется в практике школьного образования, когда перед выпускниками встает вопрос выбора профессии и дальнейшего пути в образовании. Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно в отечественной психологии разработана Е. А. Климовым. В ней профессии представляются в виде пяти групп: «человек-техника», «человек-природа», «человек-человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». На основе этой классификации выстраивают-
Непрерывное образование взрослых и профессиональное становление специалиста
ся программы профессиональной ориентации школьников, которые позволяют определить относительную принадлежность личности школьника к той или другой группе профессий.
Понятие «профессия» заметно реже используется в нормативно-законодательных документах. В приказе Министерства труда и социальной защиты РФ в разделе «Общие положения» (п. 1.2. отмечается, что единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности
[4].
Такой подход к определению единых требований к квалификации работников, с одной стороны, расширяет права и свободу принятия решений со стороны работодателей, позволяет гибко реагировать на запросы производства. Но, с другой стороны, вызывает опасение, что трудовые функции работника могут быть перенасыщены требованиями, либо несвойственными данному виду профессиональной деятельности либо избыточными по объему продолжительности трудового дня.
Сегодня в отечественной практике классификации профессий (занятий] действуют несколько документов:
- общероссийский классификатор занятий (ОКЗ);
- общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
- единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики российской федерации;
- единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и др.
Классификационной единицей общероссийского классификатора занятий является вид трудовой деятельности (занятие], основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство] и профессиональная специализация. В классификаторе отмечается, что в отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход. Тем самым подчеркивается, что не всякие занятие или трудовая деятельность являются профессией.
Таким образом, ученые исследуют философские аспекты труда и профессиональной деятельности, историю развития производства и техники, анализируют содержание труда по каждой профессии и разрабатывают паспорта профессий. Специалисты создают классификаторы занятий, перечни профессий и разрабатывают юридические аспекты профессиональной деятельности, исследуют социальный статус отдельных групп профессий и спрос на них рынка труда, изучают этапы развития профессионала, профессиональный образ жизни и многое другое.
Основными предметными областями системного изучения профессии являются: труд, деятельность, профессиональные поля, профессионально-квалификационные модели, профессиография, интеграция и дифференциация профессий, классификация профессий, диагностика развития профессий, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентации и адаптация, профессиональный отбор и профессиональная консультация, профессионализация личности, профессиональная карьера [3]. Эта область научного знания относится к профессиологии.
Главной задачей профессиологии, науки о профессии, по мнению Э. М. Калицкого, является создание системы научной поддержки профессиональной карьеры человека в обществе. В основе профессиологии лежит гомо-центристская концепция, согласно которой человек сам определяет и реализует смысл и образ своей жизни через профессиональную деятельность.
В исследованиях А. П. Беляевой профессио-логия представляется как наука, интегрирующая комплекс знаний о профессиональном образовании, профессиональной ориентации, о профессиональных качествах личности, профессиональном самоопределении, феноменах таланта, одаренности и т.п.
В последние годы заметно возрос интерес исследователей к проблемам профессионального образования и профессиональной подготовки кадров в различных профессиональных отраслях. Особенно это заметно в тех отраслях, где идет активное переосмысление или разработка нового содержания профессии, например, развивается политическая профессиология (В. А. Пызин], военная про-фессиология (А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимов], библиотечная профессиология (Л. В. Елфимо-ва, Л. Д. Щирикова).
По нашему мнению, сегодня назрела необходимость разработки новой научной дисциплины - «Педагогической профессиологии». Научная дисциплина является базовой формой организации профессиональной науки, объединяющей на предметно-содержательном основании области научного знания о сообществе, занятом его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмами развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии.
Необходимость разработки новой научной дисциплины обусловлена потребностью профессионального педагогического образования, строящегося на разработке и реализации основных образовательных программ подготовки педагогов разного профиля и уровня квалификации, в новом знании о каждой педагогической профессии.
Профессиологическое знание представляет собой междисциплинарное знание. Оно формируется на содержании из различных наук, которые являются базовыми научными дисциплинами по отношению к профессиоло-гии- науками:
- о человеке, обществе, производстве и образовании (теория систем, философия образования, педагогика, психология, социология, кибернетика, экономика и др.);
- о профессиональной деятельности (психология труда, профессиография, педагогическая психология, акмеология, аксиология и
др.).
Профессиологическое знание выступает как содержательная основа педагогического образования, аккумулирующая знания о профессии педагога, педагогической деятельно-
сти, профессиональной карьере и жизни педагога, различных путях вхождения в педагогическую профессию развития в ней, и создающая возможность взаимосвязи и преемственности в определении сущности феномена профессии педагога и педагогического образования.
Профессиологическое знание строится на согласовании содержания понятий, описывающих профессию педагога как классификационную единицу классификатора занятий через должности и трудовые функции педагогического работника, и понятий, описывающих структуру и содержание профессионального педагогического образования (перечень направлений, профиль подготовки, основные и дополнительные образовательные программы).
Педагогическая профессиология должна аккумулировать новое знание из разных наук о структуре и содержании профессиональной деятельности по каждой педагогической профессии и педагогической должности, которое является катализатором развития самой профессии педагога и совершенствования педагогического образования.
Таким образом, выпускник педагогического университета должен владеть обновляющимся профессиологическим знанием о государственном статусе педагогической профессии, например профессии учителя, и уровнях подготовки учителей, о сообществе учителей-профессионалов, о педагогической деятельности, профессиональной карьере и жизни педагога, различных путях вхождения в педагогическую профессию и дальнейшего развития.
Литература
1. Атлас новых профессий / Агентство стратегических инициатив ; Московская школа управления «Сколково». - М., 2014. - 168 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://asi.ru/upload/iblock/d69/At-las.pdf/
2. Иваненко И. А. Подготовка руководителей школьных организаций в современной ситуации модернизации профессионального образования : автореф. д-ра пед. наук : 13.00.08. - СПб, 2015. - 42 с.
3. Калицкий Э. М. Трансформация профессионального образования в современном обществе. - Минск, 1997. - 122 с.
4. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов : приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.rosmintrud.ru/ ocs/mintrud/orders/48