Научная статья на тему 'Профессиологический подход к развитию теории педагогического образования'

Профессиологический подход к развитию теории педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIOLOGICAL APPROACH / PROFESSIOLOGY / PEDAGOGY / PROFESSIOLOGICAL KNOWLEDGE / A PROFESSIOLOGICAL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакирева Эльфрида Викторовна

В статье рассматриваются результаты исследования проблемы обновления педагогического образования на основе современного знания о профессии «педагог», интегрирующей в себе многообразие видов профессиональной педагогической деятельности. Раскрывается сущность, принципы и условия реализации профессиологического подхода к преобразованию педагогического образования на всех его этапах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Professiological Approach to the Pedagogical Education Theory Development

The article considers the results of the research of the pedagogical education renewal issue on the ground of modern knowledge about the profession of the teacher that integrates a wide range of professional pedagogical activity kinds. It describes the essence, principles and conditions of the professiological approach to transformation of the pedagogical education at all stages

Текст научной работы на тему «Профессиологический подход к развитию теории педагогического образования»

Э. В. Балакирева

(Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются результаты исследования проблемы обновления педагогического образования на основе современного знания о профессии «педагог», интегрирующей в себе многообразие видов профессиональной педагогической деятельности. Раскрывается сущность, принципы и условия реализации профессиологического подхода к преобразованию педагогического образования на всех его этапах

Основной целью педагогического образования сегодня является подготовка квалифицированных педагогов, конкурентоспособных на рынке педагогического труда и в сфере образования, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, обладающих социальной и профессиональной мобильностью [5].

Анализ проблемы развития рынка труда (А. С. Белкин, В. И. Блинов, Я. Кузьминов, Л. И. Полубятко и др.) позволяет сделать вывод о том, что рынок педагогического труда в нашей стране сегодня весьма неустойчив. Его потребности представляются динамичными, противоречивыми и изменчивыми, а государственные и нормативные документы, определяющие статус, профессиональные профили и профессиональные квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений, не согласованы с этими потребностями [2].

Рынок педагогического труда предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам педагогических вузов и работающим педагогам. Эти требования обусловлены расширением профессиональных функций учителя, новым статусом профессиональной педагогической деятельности, который определяет педагога как преобразователя новых педагогических идей, создателя интенсивных педагогических технологий, авторских систем собственной педагогической деятельности.

Возрастает значимость и роль педагогического образования в решении таких задач. Наряду с подготовкой педагогов, выполняющих традиционные функции - обучения, воспитания, помощи в развитии, оценки, работы с родителями и т.д., - в условиях модернизации образования актуализируется подготовка педагогов, готовых к выполнению новых для них профессиональных функций, таких, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды [3].

В современных условиях все в большей мере становятся востребованными такие коммуникативные функции педагога, как умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнерство. Эти функции связаны с разнообразными видами деятельности, сопряженными с педагогической, - это управленческая, экономическая, правовая, социальная, культурно-просветительская и др.

Таким образом, современные тенденции возвышения требований со стороны работодателей к педагогическим работникам создают предпосылки к интеграции профессиональной подготовки педагогов разного профиля и квалификации на основе выделения инвариантного ядра ее содержания и обеспечения выбора для выпускников педагогических учебных заведений в получении дополнительных профессиональных квалификаций.

На наш взгляд, это станет возможным, если педагогическое образование будет рассматриваться в контексте целостного

представления о профессии, характеризующей универсальность, широту и многообразие видов профессиональной педагогической деятельности.

Такая профессия в нашем исследовании получила название - профессия «педагог».

Профессия «педагог» представляется нами как целостное развивающееся явление в историческом и социально-экономическом аспектах, характеризующееся изменениями, которые произошли в сфере (отрасли) педагогического труда, в видах профессиональной педагогической деятельности, в институте профессии или профессиональных сообществах педагогов [1].

Анализ психолого-педагогических исследований (Х. Беднарчик, А. П. Беляева,

З. И. Васильева, Э. Ф. Зеер, Э. М. Калицкий, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др.) показывает, что в педагогической науке и практике достаточно широко исследуются и реализуются принципы построение моделей профессиональной подготовки педагогов по пути либо «от профессии к личности» -профессиографический принцип, либо «от личности к профессии» - персонологический принцип [4, 6, 7].

Профессиографическиий принцип построения модели подготовки специалиста предполагает выбор основных профессионально значимых свойств личности, который производится на основе требований, предъявляемых конкретной педагогической профессией, например, учитель, воспитатель, преподаватель и т.п.

В отличие от профессиографического принципа построения моделей подготовки специалиста персонологический принцип связан с выбором базовых профессионально важных свойств и качеств, основанных на общепсихологических представлениях о личности.

Степень соответствия реально сформированной системы профессионально значимых качеств личности эталонным моделям может быть интерпретирована как мера психологической подготовленности или уровень профессионального мастерства

специалиста в педагогической деятельности.

Названные принципы построения модели являются взаимодополняющими как на этапах профессиональной подготовки педагогов, так и в процессе реального ее осуществления.

Вместе с тем мы отмечаем, что сегодня необходимо, наряду с выше названными моделями, осуществлять еще один - про-фессиологический принцип подготовки педагога, идя по пути «от профессии к педагогическому образованию».

Профессиологический принцип построения подготовки педагога нацелен на развитие готовности выпускника к профессиональной деятельности, которая оценивается через комплекс умений решать профессиональные задачи, построенные на содержании современного знания о профессии «педагог», модели построения жизненного плана человека в профессии «педагог».

Такое знание мы называем профессио-логическим. Оно включает в себя: исторические этапы, принципы и закономерности развития профессии «педагог»; историю развития педагогической деятельности; широту и многообразие субъект-субъект-ного профессионального педагогического взаимодействия; модели построения жизненного плана человека в профессии «педагог».

Это знание формируется из различных наук о человеке (философии, психологии, социологии, экономики и др.) и о профессиональной педагогической деятельности (психологии труда, профессиографии, педагогической психологии, акмеологии, аксиологии и др.).

Профессиологический принцип построения модели подготовки будущего педагога позволяет учитывать не только условия становления и развития его субъектноличностной позиции в процессе будущей профессиональной деятельности, но и требования быстро развивающейся профессии «педагог».

Педагогическое образование по отношению к профессии «педагог» в нашем исследовании рассматривается как:

- система, представляющая собой совокупность образовательных программ освоения профессии педагога;

- процесс, раскрывающий науку и искусство профессиональной педагогической деятельности;

- результат, фиксирующий факт присвоения личностью будущего педагога всех тех ценностей, которые рождаются в процессе профессиональной подготовки, и выражающийся в профессиональной компетентности педагога.

Анализ материалов диссертационных исследований позволил выявить многообразие подходов к совершенствованию и развитию педагогического образования:

- личностно ориентированный, связанный с конструированием такого образования, в котором создаются условия, обеспечивающие развитие личности будущего педагога;

- личностно деятельностный, ориентированный на становление профессиональной позиции субъектов образования в процессе многообразной профессиональной деятельности;

- контекстный, предполагающий построение педагогического образования в контексте реальной педагогической деятельности, позволяющей воспроизвести различные компоненты профессиональной среды и связанные с ними требования к личности педагога;

- компетентностный, направленный на понимание профессионального образования как процесса развития профессиональной компетентности педагога на основе овладения опытом будущей профессиональной деятельности.

Все эти подходы достаточно разные, но их объединяет то, что в них углубляется, систематизируется знание о педагогических профессиях, о личности педагога, о его профессиональной деятельности, о контексте профессиональных ситуаций, о профессиональной компетентности педагога.

Профессиологический подход к педагогическому образованию, который предложен в результате нашего исследования, ориентирован на развитие целостного

представления будущих педагогов о профессии «педагог» как профессии, интегрирующей знания о сфере педагогического труда, системе видов профессиональной педагогической деятельности и профессиональных сообществах педагогов на основе включения профессиологического знания в содержание и процесс педагогического образования.

Профессиологический подход базируется на идеях вышеназванных подходов: компетентностном, контекстном и др. Вместе с тем он обладает отличительной особенностью, которая заключается в ориентации на изменения в системе педагогического образования за счет планомерного и целенаправленного включения профессио-логического знания в содержание и процесс педагогического образования, которые бы способствовали, а в некоторых случаях и обеспечивали бы обновление его качества на каждом этапе (довузовском, вузовском и поствузовском).

Обновление качества педагогического образования происходит на всех его этапах: довузовском, вузовском, поствузовском, если оно строится на основе целенаправленного и последовательного включения про-фессиологического знания в структуру и содержание.

В качестве принципов включения про-фессиологического знания в педагогическое образование рассматриваются принципы дополнения, трансформации и интеграции.

Принцип дополнения предполагает, что современное знание о профессии добавляется к уже имеющемуся содержанию. Принцип трансформации ориентирует на создание условий практической деятельности будущих педагогов для более эффективного развития компетенций, которыми он должен овладеть для решения современных профессиональных задач педагогической деятельности. Принцип интеграции -на существенную перестройку действующего содержания и создание условий для решения профессиональных задач на основе инновационных стратегий подготовки педагогов.

Педагогическое образование рассматривается как цель, как процесс и как ре-

зультат профессионального становления будущего педагога. Изменения, которые происходят в педагогическом образовании на основе включения современного про-фессиологического знания в содержание и процесс педагогического образования, характеризуются новым видением профессионального в педагогическом образовании. Это видение выражается в новом наполнении содержания профессиологиче-ских понятий (профессия «педагог», профессиональная педагогическая деятельность, педагогическое образование, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение и т.п.) и их взаимосвязях на разных этапах педагогического образования. На каждом из этапов педагогического образования одни и те же про-фессиологические категории рассматривались нами в разных смысловых значениях для обучающихся. Например, понятие «профессиональное самоопределение» представлялось на довузовском этапе как результат профессиональной ориентации учащихся, на вузовском этапе как процесс профессионального становления будущего педагога, а на поствузовском этапе как цель профессионального развития педагога.

Следует отметить, что в педагогической теории и практике имеется достаточно богатый опыт содержательного наполнения выделенных нами профессиологиче-ских категорий. Однако изначально, задаваясь целью рассматривать профессию «педагог» как развивающуюся целостность, мы исходим из того, что эти категории должны быть наполнены новым содержанием, которое ставит перед исследователем новые исследовательские задачи. Необходимо ответить на вопросы: если это содержание будет новым, то каким образом оно должно наполняться, где и как оно должно быть отражено?

Профессиологический подход к педагогическому образованию сегодня уже реально действует. В структуру Федеральных государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования включены дисциплины, которые ориентированы на развитие профессиологического знания, в первую очередь это дисциплины

психолого-педагогического цикла. Учебные программы по дисциплине «Педагогика» содержат достаточное и явно выраженное современное профессиологическое знание.

В структуре Герценовского университета сегодня имеются реальные каналы развития профессиологического подхода к педагогическому образованию - это:

- институт довузовской подготовки (ИДП), ориентированный в своей деятельности на развитие профессионального самоопределения абитуриентов Герценов-ского университета;

- кафедра педагогики психолого-педа-гогического факультета университета ежегодно проводит, ставшую уже традиционной, Герценовскую педагогическую олимпиаду «Школа - Герценовский университет

- школа», объединяющую в себе все ступени педагогического образования (довузовский, вузовский и поствузовский), которая ориентирована на развитие готовности ее участников к решению жизненно важных и профессиональных задач;

- институт дополнительного образования (ИДО), предоставляющий возможность студентам в процессе обучения по основной образовательной программе освоить вторую специальность и таким образом расширить свои профессиональные возможности;

- научно-исследовательский институт непрерывного педагогического образования (НИИ НПО), способствующий развитию научно-исследовательской деятельности факультетов и кафедр по различным образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в том числе и студенческих научных обществ (СНО).

Результативность и успешность реализации профессиологического подхода к преобразованию педагогического образования зависит от того, насколько будут развиты заинтересованность субъектов педагогического образования и работодателей в сфере педагогического труда; ориентированность педагогического образования на современные задачи профессиональной педагогической деятельности, на обогащение опыта решения задач профессиональной

деятельности; согласованность позиций всех заинтересованных сторон (субъектов педагогического образования, работников и работодателей педагогического труда) в

понимании сущности профессии «педагог», в формировании современных требований к профессиональной педагогической деятельности.

Литература

1. Балакирева Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образованию : моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Гер-цена,2008.

2. Белкин А. С., Силина С. Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования. Вып. 4. - Шадринск, 1999.

3. Богуславский М. В. Аналитический доклад «Парадигма, тенденции, эффективная модель и новые направления переподготовки» || Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurekanet.ru.

4. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учеб. пособие. - М.: Моск. психол.-соц. Ин-т; Флинта, 200З.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллектив. моногр. / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

7. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: Дело, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.