Научная статья на тему 'Профессиологическая экспертиза педагогической деятельности как механизм повышения качества образования'

Профессиологическая экспертиза педагогической деятельности как механизм повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА / КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PROFESSIOLOGICAL EXPERTISE / QUALITY OF TEACHING ACTIVITIES / TEACHER'S PROFESSIONAL-AND-PERSONAL GROWTH / INTEGRATED ASSESSMENT OF PERSON'S PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

В статье рассматривается профессиологическая экспертиза качества педагогической деятельности как фактор профессионально-личностного роста педагога. Комплексная интегрированная оценка качества профессионального образования, профессиональной ориентации и профессиональных качеств личности педагогов является одним из механизмов в достижении профессионализма, накопления конкретных знаний и постоянного самосовершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professiological expertise of pedagogical activities as a mechanism for education quality increase

The article discusses professiological expertise of the quality of pedagogical activities as a factor of teacher’s professional and personal growth. The complex integrated assessment of the quality of vocational education, vocational guidance and professional qualities of teacher is considered as one of the mechanisms to achieve professionalism, accumulation of specific knowledge and continuous self-improvement

Текст научной работы на тему «Профессиологическая экспертиза педагогической деятельности как механизм повышения качества образования»

С. И. Назарова

(Санкт-Петербург)

Профессиологическая экспертиза педагогической деятельности как механизм повышения качества образования

В статье рассматривается профессиологическая экспертиза качества педагогической деятельности как фактор профессионально-личностного роста педагога. Комплексная интегрированная оценка качества профессионального образования, профессиональной ориентации и профессиональных качеств личности педагогов является одним из механизмов в достижении профессионализма, накопления конкретных знаний и постоянного самосовершенствования.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога чаще всего производится по результатам обучения, воспитания и развития обучающихся, но при этом не всегда учитываются условия, в которых проводится учебный процесс (склонности и способности обучающихся, уровни их образования]. В качестве критериев рассматриваются высокие учебные достижения в конкурсах и олимпиадах школьников, но при этом не учитываются реальные учебные возможности каждого обучающегося.

В комплексной оценке профессиональной деятельности педагога целесообразно обеспечивать обратную связь с потребителями его деятельности - самими обучающимися, их родителями, работодателями или государственными органами. Поэтому для комплексной оценки деятельности педагога необходимо разработать и закрепить организационные формы и соответствующий им порядок проведения оценивания с определенными целями и постановкой задач.

Квалификация педагога всегда отражала уровень его профессиональной подготовки. Она складывалась из его компетенций, включающих совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, способность их применять для решения профессиональных задач. Обобщенно деятельность педагога можно представить как деятельность любого работника, занятого в сфере «человек-человек», обладающего профессиональными, коммуникативными, информационными, правовыми компетенциями, которые и обеспечивают эффективное решение профессиональных задач и разрешения проблем, возникающих в реальной ситуации. Под профессионализмом педагога понимается высокий уровень его

психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений, высокий уровень профессиональной деятельности, свой индивидуальный почерк творческой работы.

Одним из механизмов стимулирования профессионально-личностного роста педагога является профессиологическая экспертиза, которая может проводиться как внутренними административными силами учебного учреждения, так и внешними общественными или государственными органами. Профессио-логическая экспертиза качества педагогической деятельности - это комплексная интегрированная оценка качества профессионального образования, профессиональной ориентации, профессиональных качеств личности педагогов. Напомним, что профессиология -область научного познания о профессиональной жизни человека, интегрирующая в себе комплекс наук о профессиональном образовании, профессиональной ориентации, о профессиональных качествах личности, профессиональном определении, феноменах таланта, одаренности и т.п. Поскольку педагог является ключевой фигурой в образовании, мы рассматриваем профессиологическую экспертизу качества системы образования прежде всего через призму оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.

С введением в практику профессионального стандарта педагога, в котором закреплены требования к деятельности педагогов, про-фессиологическая экспертиза качества образования становится конкретным нормативным актом. Качественная профессиологическая экспертиза (далее экспертиза] педагогического образования сопряжена с деятельностью педагогического состава образователь-

ного учреждения, с конкретной способностью педагогов применять профессиональные знания и умения в процессе образования, то есть с обладанием компетентностью, предполагающей глубокое знание существа выполняемой работы и позволяющей преобразовывать знания и свой педагогический опыт в результат конкретной сферы деятельности [1].

Ответственность за качество общего и профессионального образования в первую очередь возлагается на учебные заведения, как базу реальной ответственности образовательной системы. В этой связи возрастает роль контроля качества образования непосредственно в самих образовательных учреждениях. Это конкретные и реально воплощенные на практике требования, предъявляемые к преподавательскому корпусу образовательного учреждения. Профессионально-личностное становление и развитие педагога проходит ряд этапов: самоосознание, при котором происходит самооценка, анализ своей деятельности, осознание своих успехов и неудач, сравнение своих результатов работы с достижениями других коллег, а затем планирование совершенствования своей педагогической деятельности и ее реализации

Необходимо отметить, что профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, фиксирующий квалификационные требования к специалисту, определяющий содержание и условия его труда, знания, умения и компетенции работников по различным квалификационным уровням. Необходимость разработки профессиональных стандартов применительно к педагогическим работникам образовательных учреждений была продиктована ростом требований к качеству и эффективности их профессиональной деятельности как условию успешности образования.

Профессиональный стандарт педагога, реализуемый сегодня как нормативный документ, содержит конкретные требования к квалификационным характеристикам работников образования, которые и подлежат инспектированию. В данном случае проведение профессиологической экспертизы является стратегическим ресурсом повышения качества образования и одним из механизмов совершенствования профессионального мастерства педагогов. Профессиональный стандарт позволяет также создать целый ряд методик и процедур оценочно-критериальных

комплексов для применения в рамках институциональных систем менеджмента качества. Вместе с тем профессиональный стандарт призван способствовать качественному профессиональному росту педагогических работников и эффективному использованию их потенциала. Также профессиональные стандарты сферы образования определяют основу для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней общего и профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм, методов и технологий обучения. В свою очередь образовательные стандарты фиксируют, какие именно компетенции должны быть сформированы у выпускника и какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция [1, 3].

Основные структурные единицы профессиональных стандартов - трудовая функция, трудовое действие, квалификация, квалификационный уровень, общие и профессиональные компетенции.

Трудовая функция определяется как система трудовых действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части трудового процесса в рамках обобщенной трудовой функции.

Трудовое действие - это процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается определенная, заранее поставленная цель. Анализ трудовой деятельности является отправной точкой формирования стандарта и направлен на выявление функций и требований к качеству их выполнения (в терминах знаний, умений и широких компетенций, включающих в себя такие параметры, как уровень ответственности и автономности/самостоятельности] работниками различных уровней квалификации и должностной иерархии.

Квалификация - совокупность индивидуальных способностей, широта компетентности работника. Степень его самостоятельности при выполнении должностных (профессиональных] обязанностей, ответственности за принимаемые решения, отношение к работе.

Квалификационный уровень определяется компетентностью работника при выполнении должностных (профессиональных] обязанностей. Напомним, что компетентность -это способность применять знания, умения и

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44] 2015

35

Современные проблемы развития образования

практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности. Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач согласно квалификационным категориям. Квалификационные категории предполагают прежде всего дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных] задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне [4].

Педагогический анализ требований, прописанных в профессиональном стандарте, показывает, что они являются конкретным, объективным измерителем квалификации педагога и средством отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. Для образовательных организаций профессиоло-гическая экспертиза определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся.

Механизм применения профессионального стандарта рассматривается как с позиций административных процедур, так и с содержательных позиций, основанных на применении профессионально-квалификационной модели специалиста, разработке паспорта профессии, выделении системы общих и профессиональных компетенций и разработке профессиологической системы оценки качества деятельности специалиста. Как мы уже отмечали выше, педагог должен обладать

профессиональными, коммуникативными, информационными, правовыми компетенциями, объективную оценку которых призвана дать профессиологическая экспертиза, которая является одним из механизмов повышения профессионально-личностного роста педагогических работников.

Рассмотрим подробнее компетентности, которыми в идеале должен обладать современный педагог с учетом требований профессионального стандарта и которые могут быть содержанием экспертизы качества его профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность - это качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессиональных задач, владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, методами снятия стрессов. Кроме того, профессиональная компетентность - это владение методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; творческое использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми], осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность предусматривает эффективный поиск и структурирование информации, её «адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач» [8]. В информационную компетентность также входят использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе, регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий в процессе обучения, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность обеспечивает: эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми] разного возраста, родителями (лицами их замещающими], коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации [5].

Профессиологическая экспертиза, с одной стороны, рассматривает профессиональную деятельность педагога как личностно ориентированного субъекта образовательного процесса, определяющего в целом результативность и качество обучения, с другой стороны, раскрывает условия самореализации педагога, его профессионального развития как механизма профессионально-личностного роста. Объективная оценка профессиологиче-ской экспертизы не только вносит коррективы в деятельность педагога, но и способствует достижению педагогического мастерства, созданию авторских методик и технологий обучения, составляющих принципиальную основу модернизации образования и подготовки педагогического корпуса в соответствии с задачами Концепции Федеральной целевой программы развития образования [6].

Литература

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» зарегистрирован Минюстом 06.12.2013 г., рег. № 30550 // Российская газета. 18 декабря 2013 г. - С. 20 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

2. Назарова С. И., Иванов А. Ю. Оценка качества труда педагога в профессиональном образовательном учреждении // Педагогическое образование в государствах-участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ конф. (Санкт-Петербург, 23-24 октября 2014 г.) / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. - С. 191-199.

3. Назарова С. И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта педагога // Человек и образование. - 2015. - № 1(42) - С. 129-134.

4. Социально-профессиональный портрет педагога : науч. доклад / под ред. И. И. Соколовой [и др.]. - СПб.: УРАО ИПО, 2009. -108 с.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. - 2002. - № 2. - С. 58-64 [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) // Гарант.ру : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/

7. Мелехин В. А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 43-48.

8. Богомолова Л. И. Роль методиста в организации инновационной деятельности преподавателей как формы «пожизненного образования» личности [Электронный ресурс]. - URL: http://text-archive.ru/c-2948487-p11.html

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (44) 2015

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.