С. И. Назарова
(Санкт-Петербург)
Экспертиза качества педагогического образования
на основе профессионального стандарта педагога
Статья посвящена вопросам профессиологической экспертизы качества педагогического образования. В процессе исследования выявлены и описаны теоретико-методологические подходы к профессиологической экспертизе качества педагогического образования на основе принятого профессионального стандарта.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования] (воспитатель, учитель]», принятый в практику с 1 января 2015 года, призван дать новый импульс развитию педагога и педагогической общественности [1]. Это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, прежде всего инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. В нем определены основные требования к педагогу, его квалификации, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития обучающихся, а также содействует вовлечению педагога в решение задачи повышения качества образования.
Международные стандарты качества серии ISO, европейская система повышения качества EQUIS и другие нормативные документы сегодня определяют формат успешности будущих специалистов системы педагогического образования. Практически профессиональный уровень педагогических кадров определяет в целом эффективность образования, а значит, и качество жизни нашего общества. В этой связи формирование оценочных фондов, критериев успешности педагогической деятельности специалистов является приоритетным направлением политики модернизации педагогического образования.
Система оценивания деятельности педагогических кадров должна стать объективным, независимым и в то же время мотивирующим фактором для каждого педагога в достижении поставленных целей образования, прописанных в профессиональном стандарте педагога. Педагог - ключевая фигура реформирования образования, и главным его профес-
сиональным качеством становится умение учиться, непрерывно пополняя свой запас знаний и компетентностей. Характеристика успешной деятельности профессионала обязательно включает такие качества, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
В профессиональном стандарте определены требования к личностным качествам педагога, таким как профессиональная самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда. Определенные требования в стандарте прописаны к коммуникативной культуре педагога, что указывает на значимость владения приемами общения, которые позволяют осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «человек-человек».
Квалификация педагога отражает уровень профессиональной подготовки, его готовность к труду в сфере образования. Она складывается из его профессиональных компетенций, включающих совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, способность их применять в решении ситуационных профессиональных задач, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе. Рассматривая вопрос качества педагогического образования в рамках теоретико-методологических подходов к экспертизе на основе профессионального стандартов, обратим внимание, что ответственность за качество общего и профессионального образования в первую очередь возлагается на учебные заведения, как базу реальной ответственности образовательной системы страны. В этой связи воз-
растает роль контроля качества образования непосредственно в самих образовательных учреждениях. Это конкретные и реально воплощенные на практике требования, предъявляемые как к преподавательскому корпусу, так и к обучающимся.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога чаще всего производится по результатам обучения, воспитания и развития обучающихся, но при этом необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности обучающихся. В качестве критериев могут также рассматриваться высокие учебные достижения обучающихся в конкурсах и олимпиадах, однако необходимо учитывать и реальные учебные возможности каждого обучающегося. Такая комплексная оценка профессиональной деятельности педагога повлечет за собой обеспечение обратной связи с потребителями его деятельности. Это сами обучающиеся, их родители, или лица, замещающие родителей, если это профессиональное образовательное учреждение, то еще и работодатели или государственные органы. Таким образом, оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этих процессах.
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего и внешнего аудита. Аудит - это систематический, независимый и документируемый процесс получения данных с последующим объективным оцениванием в целях установления степени выполнения профессиональных требований. Внутренний аудит осуществляется самой организацией для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации педагога, а также оценки соответствия педагога предъявляемым к нему требованиям профессионального стандарта, с включением анализа планов, отчетов, посещения проводимых занятий или иных форм. Сбор данных может быть также осуществлен посредством результативного опроса, наблюдений и анализа документов, записей и других методов. Внешний аудит проводится независимыми от образовательного учреждения надзорными органами или организациями, представляющи-
ми интересы потребителей. Оценивание деятельности педагога или образовательного учреждения преследует определенные цели и задачи. Рассмотрим эту проблему с учетом требований профессионального стандарта применительно к педагогической деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы.
Общенациональная рамка профессионального стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога]. Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь учреждения образования имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.] по аналогии со стандартом предприятия. Разработанные, утвержденные соответствующими инстанциями и коллегиально принятые локальные нормативные акты, в которых закреплены требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам и специфике деятельности учреждения, являются обязательными для исполнения всех сотрудников [1].
Педагогическая профессия требует от человека высокой гражданственности, чувства и осознания своей ответственности за передачу молодому поколению достижений национальной и общечеловеческой культуры. В данном случае общая культура педагога выступает фундаментом его профессиональной культуры. Поэтому педагог должен иметь высшее образование - требование, отраженное в профессиональном стандарте. Наряду с этим в области обучения от педагога требуется хорошее знание своего предмета, умение ясно, доходчиво излагать учебный материал, обладать высокой культурой речи, быть доброжелательным и уважать обучающихся, мотивировать их потребность к обучению, организовывать их совместную учебно-познава-
тельную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого. Педагог должен хорошо владеть современными педагогическими технологиями и техническими средствами обучения и воспитания. Он обязан демонстрировать знание предмета и программы обучения. Владеть умением планировать, проводить уроки и анализировать их эффективность [1].
Педагогическая деятельность требует от человека хорошего знания психологии людей, умения устанавливать и поддерживать деловые и межличностные контакты, уметь сотрудничать и координировать свою профессиональную деятельность с другими педагогами, осуществлять необходимое взаимодействие со своими коллегами.
В области воспитательной работы педагог должен: владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеурочной деятельности; владеть методами организации экскурсий, музейной педагогики, походов и экспедиций, используя их для расширения кругозора обучающихся; эффективно управлять классом с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность и регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Педагог должен: ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения; устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации; оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления; уметь общаться с обучающимися, признавая их достоинство, находить ценностный аспект учебного знания и информации, а также обеспечивать его понимание и переживание обучающимися, владеть методикой проектирования и создания ситуации или события, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся (учебной, трудовой, спортивной, художественной и т.д.]; уметь анализировать реальное состояние дел в классе (группе], поддерживать в коллективе деловую дружелюбную атмосферу, защи-
щать достоинство и интересы обучающихся, помогать, если они оказались в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях; поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации, внося в них свой положительный вклад [1].
Педагогический анализ требований, прописанных в профессиональном стандарте, показывает, что они являются конкретным, объективным измерителем квалификации педагога и средством отбора педагогических кадров в образовательные учреждения.
Что касается личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности обучающихся, - это прежде всего знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей обучающихся.
Педагог должен владеть специальными методиками, позволяющими проводить кор-рекционно-развивающую работу; быть готовым к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; уметь отслеживать динамику развития обучающихся и составлять совместно с другими специалистами программу их индивидуального развития; составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет] личности обучающегося; читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.]. Вне зависимости от реальных учебных возможностей обучающихся, особенностей их поведении, состояния психического и физического здоровья педагог обязан принять их и научить ценностям социального поведения, привить им навыки поликультурного общения и толерантности. Обязанность педагога - формировать и развивать универсальные учебные действия у обучающихся, образцы и навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях. Способность педагога в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития, и оказывать им адресную помощь своими педагогическими приемами [1].
Таким образом, принятый к действию профессиональный стандарт, включающий конкретные требования к обучению, воспитанию и развитию обучающихся, является не только
инструментарием измерения квалификации педагога, но и основой формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Важным элементом в оценке качества образования является профессиологическая экспертиза, которая оценивает как учебный процесс в целом, так и качество деятельности образовательной организации. Напомним, что профессиология - это наука, изучающая профессии как вид деятельности в соответствии с уровнем образованности, воспитанности и культурного развития [2]. Качественная оценка профессиологической экспертизы педагогического образования сопряжена с деятельностью педагогического состава образовательного учреждения, с конкретной способностью педагогов применять профессиональные знания и умения в процессе образования, то есть обладать компетентностью, предполагающей глубокое знание существа выполняемой работы, а также компетенцией, позволяющей преобразовывать знания и свой педагогический опыт в результат конкретной сферы деятельности [3].
Профессиологическую экспертизу качества системы общего и профессионального образования мы рассматриваем прежде всего через призму оценки качества педагогической деятельности в образовательных учреждениях. С введением в практику профессионального стандарта, в котором, как мы видим, закреплены требования к деятельности педагогов, профессиологическая экспертиза качества образования становится конкретным нормативным актом, в котором отражаются комплексная интегрированная оценка, профессиональная ориентации и профессиональные качества личности педагогов, составляющих преподавательский корпус образовательного учреждения. Объективная оценка профессиологической экспертизы также характеризует содержание и управление процессом образования.
Методологическую базу профессиологиче-ской экспертизы качества педагогического образования составляют научные подходы. И прежде всего необходимо назвать системный подход, необходимый для изучения и анализа такого сложного, многофакторного феномена, каким выступает педагогическая деятельность. Педагогическая профессия по своим целям и задачам, по своей структуре и содержанию, по своей зависимости от самых
разных факторов и условий - социальных, экономических, политических, духовно-культурных, психологических - представляет собой одну из наиболее сложных профессий. Поэтому профессиологическая экспертиза деятельности педагогов должна осуществляться с позиций системного подхода. Про-фессиологическая экспертиза качества образования - это комплексная интегрированная оценка качества общего и профессионального образования.
Стратегические цели проведения профес-сиологической экспертизы качества педагогического образования направлены на проверку и анализ существующей документации по проектированию и разработке образовательных программ, также содержанию учебных программ, экзаменов, тестирования, исследовательской и инновационной деятельности учреждения. Словом, всего учебно-методического комплекса, от которого зависит качество основного образовательного процесса.
Полученные результаты могут служить основой для определения стратегии, целей, задач образовательного учреждения в области качества образования, для выделения наиболее проблемных моментов с целью корректировки и проведения предупреждающих действий. Такая работа должна вестись непрерывно, системно на основе разработанных положений об основных показателях и характеристиках рабочих процессов в области определения качества образования. При этом необходимо пользоваться системой их измерения с учетом мониторинга удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг, а также оценки качества полученных знаний обучающимися, включая процедуры текущего, промежуточного и заключительного контроля, а также проведения внутреннего аудита [4]. Значимым теоретико-методологическим подходом к профессиологической экспертизе качества педагогического образования является ком-петентностный подход, необходимый для профессиологического выявления компе-тентностей педагогов. Он обеспечивает изучение и описание педагогического процесса с точки зрения полного наличия или частичного отсутствия у педагогов определенных компетенций.
На основании прописанных в профессиональном стандарте требований к педагогичес-
кой деятельности и проведения опытно-экспериментальной работы в муниципальном образовательном учреждении г. Всеволожска Ленинградской области «Средняя общеобразовательная школа №4» (директор - В. Г. Пер-вутинский] выделены 4 группы компетент-ностей учителя, соответствующие профессиональному стандарту [5].
1 группа. Социально-профессиональные компетентности учителя:
- коммуникативная компетентность (владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик», «учитель-родитель» и т.д.];
- исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций];
- компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах];
- акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста].
2 группа. Основные компетентности учителя, обусловленные Требованиями к структуре основной образовательной программы:
- осуществлять личностно - деятельност-ный подход к организации обучения;
- выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;
- разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов освоения образовательных программ.
3 группа. Компетентности учителя, обусловленные требованиями к результатам освоения основной образовательной программы:
- иметь соответствующие концепции ФГОС представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;
- иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;
- иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотива-ционные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы] и осуществлять соответствующую диагностику сформированно-сти социально востребованных качеств личности.
4 группа. Компетентности учителя, обусловленные требованиями к условиям реализации основной образовательной программы:
- эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:
- достижение планируемых результатов освоения образовательных программ;
- реализация программ воспитания и социализации учащихся;
- эффективное использование здоровьес-берегающих технологий в условиях реализации ФГОС;
- индивидуальная оценка образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностика сформированности универсальных учебных действий;
- оценка собственного профессионально-личного развития и саморазвития;
- эффективное применение своих умений в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что учитель должен владеть: ком-петентностями инструктора (человек, который систематически ведет со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы]; наставника (человек, умеющий оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а помогая ее преодолеть]; консультанта (специалист, способный обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам]; куратора (участник образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобре-
тения детьми жизненного опыта и жизненных ценностей]; управленца (человек, владеющий такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты] и помощника. В качестве системообразующих факторов и условий профессиональной педагогической деятельности выступают социально-экономические и духовно-культурные факторы, которые могут наиболее полно учитываться при социокультурном подходе в разработке инструмента-
рия профессиологической экспертизы. При диагностике педагогической деятельности следует исходить из ее сущности как социокультурного феномена, важнейшая функция которого состоит в транслировании обучающимся определенной системы компетенций или знаний, умений, навыков и других ценностей социальной и духовной культуры [6]. Социокультурный подход в профессиологи-ческой экспертизе качества педагогического образования соответствует социокультурной сущности и закономерностям педагогической деятельности.
Литература
1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Мин-ва труда и соц. защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н : зарегистрирован Минюстом 06.12.20l3 г. : рег. № 30550 // Рос. Газета : Документы [Электронный ресурс]. - URL: Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/ 18/pedagog-dok.html
2. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1997. - 225 с.
3. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по профессиональному образованию. - 2005. - № 1 (37) - С. 5-12.
4. Вопросы профессиологической экспертизы качества педагогической деятельности (для специалистов общего и профессионального образования) сб. науч. ст. / под науч.ред. В. А. Меле-хина, С. И. Назаровой. - СПб.: ФГБНУ ИПООВ РАО, 2014. - 124 с.
5. Материалы опытно-экспериментальной работы / под науч. ред. С. И. Назаровой, В. Г. Первутинского. - Всеволожск : МОУ СШ № 4, 2014 [Электронное издание].
6. Соколова И. И. и др. Мониторинг качества педагогического образования: науч. отчет о НИР (промежуточный за 2011 год) ФГНУ. - М.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - 95 с. - № ГР 0120.08070010. - Инв. № 02201255102.