Научная статья на тему 'Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта педагога'

Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1339
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TEACHER’S QUALIFICATION / PROFESSIOLOGICAL EXPERTISE / QUALITY OF EDUCATION / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

Статья посвящена вопросам профессиологической экспертизы качества педагогического образования. В процессе исследования выявлены и описаны теоретико-методологические подходы к профессиологической экспертизе качества педагогического образования на основе принятого профессионального стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with professiological expertise of the quality of teacher education. The study identified and described theoretical and methodological approaches to professiological expertise of teacher education quality on the basis of the officially accepted professional standard

Текст научной работы на тему «Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта педагога»

С. И. Назарова

(Санкт-Петербург)

Экспертиза качества педагогического образования

на основе профессионального стандарта педагога

Статья посвящена вопросам профессиологической экспертизы качества педагогического образования. В процессе исследования выявлены и описаны теоретико-методологические подходы к профессиологической экспертизе качества педагогического образования на основе принятого профессионального стандарта.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования] (воспитатель, учитель]», принятый в практику с 1 января 2015 года, призван дать новый импульс развитию педагога и педагогической общественности [1]. Это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, прежде всего инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. В нем определены основные требования к педагогу, его квалификации, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития обучающихся, а также содействует вовлечению педагога в решение задачи повышения качества образования.

Международные стандарты качества серии ISO, европейская система повышения качества EQUIS и другие нормативные документы сегодня определяют формат успешности будущих специалистов системы педагогического образования. Практически профессиональный уровень педагогических кадров определяет в целом эффективность образования, а значит, и качество жизни нашего общества. В этой связи формирование оценочных фондов, критериев успешности педагогической деятельности специалистов является приоритетным направлением политики модернизации педагогического образования.

Система оценивания деятельности педагогических кадров должна стать объективным, независимым и в то же время мотивирующим фактором для каждого педагога в достижении поставленных целей образования, прописанных в профессиональном стандарте педагога. Педагог - ключевая фигура реформирования образования, и главным его профес-

сиональным качеством становится умение учиться, непрерывно пополняя свой запас знаний и компетентностей. Характеристика успешной деятельности профессионала обязательно включает такие качества, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

В профессиональном стандарте определены требования к личностным качествам педагога, таким как профессиональная самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда. Определенные требования в стандарте прописаны к коммуникативной культуре педагога, что указывает на значимость владения приемами общения, которые позволяют осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «человек-человек».

Квалификация педагога отражает уровень профессиональной подготовки, его готовность к труду в сфере образования. Она складывается из его профессиональных компетенций, включающих совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, способность их применять в решении ситуационных профессиональных задач, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе. Рассматривая вопрос качества педагогического образования в рамках теоретико-методологических подходов к экспертизе на основе профессионального стандартов, обратим внимание, что ответственность за качество общего и профессионального образования в первую очередь возлагается на учебные заведения, как базу реальной ответственности образовательной системы страны. В этой связи воз-

растает роль контроля качества образования непосредственно в самих образовательных учреждениях. Это конкретные и реально воплощенные на практике требования, предъявляемые как к преподавательскому корпусу, так и к обучающимся.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога чаще всего производится по результатам обучения, воспитания и развития обучающихся, но при этом необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности обучающихся. В качестве критериев могут также рассматриваться высокие учебные достижения обучающихся в конкурсах и олимпиадах, однако необходимо учитывать и реальные учебные возможности каждого обучающегося. Такая комплексная оценка профессиональной деятельности педагога повлечет за собой обеспечение обратной связи с потребителями его деятельности. Это сами обучающиеся, их родители, или лица, замещающие родителей, если это профессиональное образовательное учреждение, то еще и работодатели или государственные органы. Таким образом, оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этих процессах.

Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего и внешнего аудита. Аудит - это систематический, независимый и документируемый процесс получения данных с последующим объективным оцениванием в целях установления степени выполнения профессиональных требований. Внутренний аудит осуществляется самой организацией для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации педагога, а также оценки соответствия педагога предъявляемым к нему требованиям профессионального стандарта, с включением анализа планов, отчетов, посещения проводимых занятий или иных форм. Сбор данных может быть также осуществлен посредством результативного опроса, наблюдений и анализа документов, записей и других методов. Внешний аудит проводится независимыми от образовательного учреждения надзорными органами или организациями, представляющи-

ми интересы потребителей. Оценивание деятельности педагога или образовательного учреждения преследует определенные цели и задачи. Рассмотрим эту проблему с учетом требований профессионального стандарта применительно к педагогической деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы.

Общенациональная рамка профессионального стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога]. Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь учреждения образования имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.] по аналогии со стандартом предприятия. Разработанные, утвержденные соответствующими инстанциями и коллегиально принятые локальные нормативные акты, в которых закреплены требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам и специфике деятельности учреждения, являются обязательными для исполнения всех сотрудников [1].

Педагогическая профессия требует от человека высокой гражданственности, чувства и осознания своей ответственности за передачу молодому поколению достижений национальной и общечеловеческой культуры. В данном случае общая культура педагога выступает фундаментом его профессиональной культуры. Поэтому педагог должен иметь высшее образование - требование, отраженное в профессиональном стандарте. Наряду с этим в области обучения от педагога требуется хорошее знание своего предмета, умение ясно, доходчиво излагать учебный материал, обладать высокой культурой речи, быть доброжелательным и уважать обучающихся, мотивировать их потребность к обучению, организовывать их совместную учебно-познава-

тельную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого. Педагог должен хорошо владеть современными педагогическими технологиями и техническими средствами обучения и воспитания. Он обязан демонстрировать знание предмета и программы обучения. Владеть умением планировать, проводить уроки и анализировать их эффективность [1].

Педагогическая деятельность требует от человека хорошего знания психологии людей, умения устанавливать и поддерживать деловые и межличностные контакты, уметь сотрудничать и координировать свою профессиональную деятельность с другими педагогами, осуществлять необходимое взаимодействие со своими коллегами.

В области воспитательной работы педагог должен: владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеурочной деятельности; владеть методами организации экскурсий, музейной педагогики, походов и экспедиций, используя их для расширения кругозора обучающихся; эффективно управлять классом с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность и регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Педагог должен: ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения; устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации; оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления; уметь общаться с обучающимися, признавая их достоинство, находить ценностный аспект учебного знания и информации, а также обеспечивать его понимание и переживание обучающимися, владеть методикой проектирования и создания ситуации или события, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся (учебной, трудовой, спортивной, художественной и т.д.]; уметь анализировать реальное состояние дел в классе (группе], поддерживать в коллективе деловую дружелюбную атмосферу, защи-

щать достоинство и интересы обучающихся, помогать, если они оказались в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях; поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации, внося в них свой положительный вклад [1].

Педагогический анализ требований, прописанных в профессиональном стандарте, показывает, что они являются конкретным, объективным измерителем квалификации педагога и средством отбора педагогических кадров в образовательные учреждения.

Что касается личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности обучающихся, - это прежде всего знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей обучающихся.

Педагог должен владеть специальными методиками, позволяющими проводить кор-рекционно-развивающую работу; быть готовым к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; уметь отслеживать динамику развития обучающихся и составлять совместно с другими специалистами программу их индивидуального развития; составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет] личности обучающегося; читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.]. Вне зависимости от реальных учебных возможностей обучающихся, особенностей их поведении, состояния психического и физического здоровья педагог обязан принять их и научить ценностям социального поведения, привить им навыки поликультурного общения и толерантности. Обязанность педагога - формировать и развивать универсальные учебные действия у обучающихся, образцы и навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях. Способность педагога в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития, и оказывать им адресную помощь своими педагогическими приемами [1].

Таким образом, принятый к действию профессиональный стандарт, включающий конкретные требования к обучению, воспитанию и развитию обучающихся, является не только

инструментарием измерения квалификации педагога, но и основой формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Важным элементом в оценке качества образования является профессиологическая экспертиза, которая оценивает как учебный процесс в целом, так и качество деятельности образовательной организации. Напомним, что профессиология - это наука, изучающая профессии как вид деятельности в соответствии с уровнем образованности, воспитанности и культурного развития [2]. Качественная оценка профессиологической экспертизы педагогического образования сопряжена с деятельностью педагогического состава образовательного учреждения, с конкретной способностью педагогов применять профессиональные знания и умения в процессе образования, то есть обладать компетентностью, предполагающей глубокое знание существа выполняемой работы, а также компетенцией, позволяющей преобразовывать знания и свой педагогический опыт в результат конкретной сферы деятельности [3].

Профессиологическую экспертизу качества системы общего и профессионального образования мы рассматриваем прежде всего через призму оценки качества педагогической деятельности в образовательных учреждениях. С введением в практику профессионального стандарта, в котором, как мы видим, закреплены требования к деятельности педагогов, профессиологическая экспертиза качества образования становится конкретным нормативным актом, в котором отражаются комплексная интегрированная оценка, профессиональная ориентации и профессиональные качества личности педагогов, составляющих преподавательский корпус образовательного учреждения. Объективная оценка профессиологической экспертизы также характеризует содержание и управление процессом образования.

Методологическую базу профессиологиче-ской экспертизы качества педагогического образования составляют научные подходы. И прежде всего необходимо назвать системный подход, необходимый для изучения и анализа такого сложного, многофакторного феномена, каким выступает педагогическая деятельность. Педагогическая профессия по своим целям и задачам, по своей структуре и содержанию, по своей зависимости от самых

разных факторов и условий - социальных, экономических, политических, духовно-культурных, психологических - представляет собой одну из наиболее сложных профессий. Поэтому профессиологическая экспертиза деятельности педагогов должна осуществляться с позиций системного подхода. Про-фессиологическая экспертиза качества образования - это комплексная интегрированная оценка качества общего и профессионального образования.

Стратегические цели проведения профес-сиологической экспертизы качества педагогического образования направлены на проверку и анализ существующей документации по проектированию и разработке образовательных программ, также содержанию учебных программ, экзаменов, тестирования, исследовательской и инновационной деятельности учреждения. Словом, всего учебно-методического комплекса, от которого зависит качество основного образовательного процесса.

Полученные результаты могут служить основой для определения стратегии, целей, задач образовательного учреждения в области качества образования, для выделения наиболее проблемных моментов с целью корректировки и проведения предупреждающих действий. Такая работа должна вестись непрерывно, системно на основе разработанных положений об основных показателях и характеристиках рабочих процессов в области определения качества образования. При этом необходимо пользоваться системой их измерения с учетом мониторинга удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг, а также оценки качества полученных знаний обучающимися, включая процедуры текущего, промежуточного и заключительного контроля, а также проведения внутреннего аудита [4]. Значимым теоретико-методологическим подходом к профессиологической экспертизе качества педагогического образования является ком-петентностный подход, необходимый для профессиологического выявления компе-тентностей педагогов. Он обеспечивает изучение и описание педагогического процесса с точки зрения полного наличия или частичного отсутствия у педагогов определенных компетенций.

На основании прописанных в профессиональном стандарте требований к педагогичес-

кой деятельности и проведения опытно-экспериментальной работы в муниципальном образовательном учреждении г. Всеволожска Ленинградской области «Средняя общеобразовательная школа №4» (директор - В. Г. Пер-вутинский] выделены 4 группы компетент-ностей учителя, соответствующие профессиональному стандарту [5].

1 группа. Социально-профессиональные компетентности учителя:

- коммуникативная компетентность (владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик», «учитель-родитель» и т.д.];

- исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций];

- компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах];

- акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста].

2 группа. Основные компетентности учителя, обусловленные Требованиями к структуре основной образовательной программы:

- осуществлять личностно - деятельност-ный подход к организации обучения;

- выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;

- разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов освоения образовательных программ.

3 группа. Компетентности учителя, обусловленные требованиями к результатам освоения основной образовательной программы:

- иметь соответствующие концепции ФГОС представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;

- иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;

- иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотива-ционные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы] и осуществлять соответствующую диагностику сформированно-сти социально востребованных качеств личности.

4 группа. Компетентности учителя, обусловленные требованиями к условиям реализации основной образовательной программы:

- эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:

- достижение планируемых результатов освоения образовательных программ;

- реализация программ воспитания и социализации учащихся;

- эффективное использование здоровьес-берегающих технологий в условиях реализации ФГОС;

- индивидуальная оценка образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностика сформированности универсальных учебных действий;

- оценка собственного профессионально-личного развития и саморазвития;

- эффективное применение своих умений в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что учитель должен владеть: ком-петентностями инструктора (человек, который систематически ведет со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы]; наставника (человек, умеющий оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а помогая ее преодолеть]; консультанта (специалист, способный обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам]; куратора (участник образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобре-

тения детьми жизненного опыта и жизненных ценностей]; управленца (человек, владеющий такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты] и помощника. В качестве системообразующих факторов и условий профессиональной педагогической деятельности выступают социально-экономические и духовно-культурные факторы, которые могут наиболее полно учитываться при социокультурном подходе в разработке инструмента-

рия профессиологической экспертизы. При диагностике педагогической деятельности следует исходить из ее сущности как социокультурного феномена, важнейшая функция которого состоит в транслировании обучающимся определенной системы компетенций или знаний, умений, навыков и других ценностей социальной и духовной культуры [6]. Социокультурный подход в профессиологи-ческой экспертизе качества педагогического образования соответствует социокультурной сущности и закономерностям педагогической деятельности.

Литература

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Мин-ва труда и соц. защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н : зарегистрирован Минюстом 06.12.20l3 г. : рег. № 30550 // Рос. Газета : Документы [Электронный ресурс]. - URL: Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/ 18/pedagog-dok.html

2. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1997. - 225 с.

3. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по профессиональному образованию. - 2005. - № 1 (37) - С. 5-12.

4. Вопросы профессиологической экспертизы качества педагогической деятельности (для специалистов общего и профессионального образования) сб. науч. ст. / под науч.ред. В. А. Меле-хина, С. И. Назаровой. - СПб.: ФГБНУ ИПООВ РАО, 2014. - 124 с.

5. Материалы опытно-экспериментальной работы / под науч. ред. С. И. Назаровой, В. Г. Первутинского. - Всеволожск : МОУ СШ № 4, 2014 [Электронное издание].

6. Соколова И. И. и др. Мониторинг качества педагогического образования: науч. отчет о НИР (промежуточный за 2011 год) ФГНУ. - М.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - 95 с. - № ГР 0120.08070010. - Инв. № 02201255102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.