В. А. Мелехин
(Санкт-Петербург)
Механизмы разработки профессиональных стандартов
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Раскрываются ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников, взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов, проблемы диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогов
Актуальность разработки профессиональных стандартов применительно к педагогическим работникам системы непрерывного образования обусловлена ростом требований к качеству и эффективности их профессиональной деятельности как условию успешности образования подрастающего поколения, формирования специалиста-профессионала нового типа, воспитания и развития личности обучаемых. Нормативной основой разработки профессиональных стандартов являются: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 и другие документы. Разработка и применение профессиональных стандартов педагогов составляют принципиальную основу модернизации профессионально-педагогического образования, проектирования инновационного содержания и процесса подготовки педагогов, что соответствует поставленным задачам в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, нацеленным на приведение содержания и структуры профессиональнопедагогического образования в соответствие с потребностями рынка труда.
Создание профессиональных стандартов педагогов базируется на исследованиях ученых и специалистов в данной области -
А. Г. Асмолова, В. А Болотова, Г. А. Бордов-ского, Э. Ф Зеера, В. Л. Матросова, О. Н. Олейниковой, В. П. Панасюка, И. П. Смирнова, И. И. Соколовой, Н. Ф. Талызиной, А. И. Субет-то, В. Д. Шадрикова и др. - и опирается на документы европейских и национальных структур квалификаций.
Усиливающаяся тенденция к интеллектуализации педагогического труда, увеличение и усложнение функций педагога в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты требуют постоянного их профессионального роста, более высокого уровня квалификации и профессионализма деятельности, наличия объективных критериев для оценки качества выполнения педагогами основных профессиональных действий и операций. Наличие профессионального стандарта педагогических работников существенно влияет на решение данных задач.
Разработка профессионального стандарта призвана способствовать фиксации квалификационных требований к педагогу, росту квалификационного уровня педагогических работников, эффективному использованию их потенциала. Кроме того, профессиональный стандарт позволит создать целый ряд методик и процедур, оценочно-критериальных комплексов для применения в рамках институциональных систем менеджмента качества. Профессиональный стандарт педагога может являться ориентиром для совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных основных образовательных программ, программ учебных дисциплин и междисциплинарных модулей, учебно-методических материалов. Вместе с тем профессиональный стандарт должен сохранять творческий ха-
рактер педагогической деятельности, жестко не регламентируя учебную и внеучебную деятельность педагога.
На западе история появления профессиональных стандартов следующая: в конце 80 годов Америкой и Европой был осознан кризис профессионального и университетского образования. Образование отставало от потребностей бизнеса, выпускники были не готовы к быстрому включению в деятельность. Задача состояла в том, что нужно было сформулировать требования работодателей к работникам, а тем, кто хотел начать свою деятельность - показать, что они должны освоить, чтобы сдать квалификационный экзамен (по сути получить допуск в профессию) в профессиональном сообществе.
Результаты исследований позволили установить, что существуют различные варианты определений профессионального стандарта. В официальных документах Министерства труда и социальной защиты РФ профессиональный стандарт определяется как квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии). Анализ различных трактовок понятия позволил нам дать свое определение. По нашему мнению, профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, фиксирующий квалификационные требования к специалисту, определяющий содержание и условия его труда, знания, умения и компетенции работников по различным квалификационным уровням.
В основе разработки профессиональных стандартов лежат концептуальные идеи - интеграции, междисциплинарности научного базиса профессионального стандарта, техно-логизации, взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов.
Идея интеграции означает, что профессиональный стандарт, опираясь на достижения профессиологии педагогического образования как науки, системно исследующей педагогические профессии, интегрирует сведения о видах и функциях педагогической профессиональной деятельности, о физиолого-пси-хологических требованиях к профессии педагога, об индивидуально-личностных установках человека к осуществлению педагогической деятельности, о нормативных докумен-
тах, определяющих структуру и содержание педагогической деятельности.
Идея междисциплинарности научного базиса профессионального стандарта педагога подразумевает синтез знаний при разработке содержания разделов профессионального стандарта из различных областей наук (экономики, социологии, профессиологии, педагогики, психологии, физиологии, нормологии и стандартологии и др.).
Идея технологизации профстандарта состоит в лаконичности, конкретности и однозначности формулировки целей, видов, содержания профессиональной деятельности специалиста, определении перечня трудовых функций, необходимых умений, знаний, практического опыта применительно к той или иной области профессиональной деятельности.
Идея взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов заключается в обеспечении взаимосвязи через содержание профессионального стандарта, рынка труда и профессионального образования, определяя качественные характеристики запроса работодателей на подготовку и повышение квалификации работников, создание систем оценки, требований к аттестации работника, развития систем профессионального образования и профессионального обучения, отвечающих потребностям отрасли, организаций и учреждений.
Разработку профессиональных стандартов педагогических работников определяет ряд подходов.
Нормативный подход. Профессиональный стандарт, как официальный документ, носит нормативный характер, ориентированный на требования государства, общества, работодателей к тому или иному специалисту. Норма в педагогических науках рассматривается как некая точка отсчёта, эталон для сравнения с другими вариантами состояния объекта. Стандарт есть определенная формализованная норма, как правило, оформленная документально (И. И. Субетто). Профессиональные стандарты, описывают требования к качеству и содержанию труда, фиксируют должные и сопоставительные нормы в той или иной области профессиональной деятельности (В. П. Панасюк).
Системный подход. Профессиональный стандарт рассматривается как целостная многоуровневая система, состоящая из взаи-
мосвязанных и соподчиненных компонентов. Системность является атрибутивным свойством профессионального стандарта, то есть каждая из его структурных единиц соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, описание необходимых знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и сложности выполнения трудовой функции.
Компетентностный подход - профессиональный стандарт фиксирует компетенции специалиста. Компетенция - совокупность знаний, умений, трудовых навыков и способности работника самостоятельно применять теоретические и практические знания в работе, принимать обоснованные решения. Уровень компетенции определяется способностью работников справляться со сложными и непредсказуемыми ситуациями и изменениями.
Компетентностный подход охватывает, наряду с конкретными знаниями и навыками, такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др.
Личностный подход - профессиональный стандарт обязательно должен учитывать психофизиологические особенности того или иного вида профессиональной деятельности, их требования к личности субъекта профессиональной деятельности. Личность педагога, по нашему мнению, представляет собой сложный симбиоз психофизиологических (восприятие, мышление, память, психомоторика, душа), типологических (темперамент, характер, задатки и способности), сугубо индивидуальных свойств личности, опосредованных ее социально-профессиональным опытом и системно взаимосвязанных с видами и функциями профессиональной деятельности специалиста.
Основными структурными единицами профессиональных стандартов являются следующие.
Трудовая функция. Определяется как система трудовых действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части трудового процесса в рамках обобщенной трудовой функции.
Трудовое действие - это процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается определенная, заранее поставленная цель.
Квалификация - совокупность индивидуальных способностей, широта компетентности работника. Степень его самостоятельности при выполнении должностных (профессиональных) обязанностей, ответственности за принимаемые решения, отношение к работе.
Квалификационный уровень определяется компетентностью работника при выполнении должностных (профессиональных) обязанностей.
Компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности.
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.
Механизм разработки и использования профессиональных стандартов педагогических работников должен рассматриваться как с позиций административных процедур -процедур обеспечения согласования и принятия данного документа образовательным сообществом, учета рисков и последствий применения профессиональных стандартов в практике педагогического образования, так и с содержательных позиций - быть основанным на применении профессионально-квалификационной модели специалиста, разработке паспорта профессии, выделении системы общих и профессиональных компетенций и разработке профессиологической системы оценки качества профессиональной деятельности специалиста.
Разработка профессионально-квалификационной модели специалиста имеет большое значение для создания моделей профессиональных стандартов, т.к. она содержит подробное описание целей, содержания, психофизиологических и других особенностей деятельности, компетенций специалиста и их связей с образованием и требованиями к профессиональной готовности человека.
Структурно профессионально-квалификационная модель специалиста содержит следующие основные разделы: 1. Цели и общая характеристика трудового процесса. 2. Предметы труда и средства производства. 3. Продукты (результаты) труда. 4. Профессиональ-
ные функции. 5. Условия труда. 6. Формы организации труда. 7. Социальные и психофизиологические особенности профессии или специальности (требования к социальным и психофизиологическим качествам специалиста, медицинские противопоказания), расширение профессионального профиля. 8. Компетенции специалиста. 9. Уровень образования и воспитания. 10. Перспективы повышения квалификации.
Паспорт профессии - документ, соответствующий положениям макета профессионального стандарта, рекомендованного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом требований, которые предъявляются к педагогическим работникам в современном образовательном пространстве и на современном рынке труда. Паспорт профессии отражает связь уровня педагогической квалификации с областью деятельности, видами деятельности и функциями, которые характеризуют профессионально-педагогическую деятельность педагога.
По нашему мнению, профессиональные стандарты отличаются от образовательных стандартов следующим:
Областью регулирования (что регулируется?). Профессиональные стандарты - требования к квалификации, компетенциям. Образовательные стандарты определяют структуру и устройство образовательного процесса
Субъектами регулирования (Кто разрабатывает?) Профессиональные стандарты - сообщество профессионалов в данном виде деятельности. Образовательные стандарты -Минобрнауки, Учебно-методические объединения. Важно: результаты образования должны быть ориентированы на требования профессиональных стандартов.
Внутренним устройством: в профессиональных стандартах зафиксированы функции, работы, продукты, технологии, определяется, какими знаниями, умениями и компетенциями профессионал должен обладать, также в профессиональных стандартах определено, сколько уровней квалификаций существует.
Образовательные стандарты фиксируют, какие именно компетенции должны быть сформированы у выпускника, какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части.
С проблемой разработки профессиональных стандартов системно взаимосвязана проблема диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогов. В соответствии с программой исследований по теме ОЭР создан инструментарий для последующей диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогических работников системы общего и профессионального образования (школа - колледж - вуз).
Основу концепции создания инструментария составляют: идея частичной формализации, метризуемости, многомерности педагогической деятельности как системного, социокультурного феномена; идея адекватности оценочного инструментария и сложности объекта оценки; идея педагогической рефлексии; идея многообразия применяемых средств и шкал оценки (В. П. Панасюк).
Инструментарий диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогических работников имеет семь направлений, для каждого из которых сформулирован перечень вопросов, включающих:
1) профессионально-демографические характеристики состава педагогов;
2) диагностику реализации педагогами основных своих профессиональных функций (компетенций);
3) учет объективных и субъективных факторов, определяющих характер и продуктивность профессиональной деятельности педагогов;
4) характеристику деятельности педагогов по повышению и развитию своей общекультурной и профессиональной компетентности;
5) описание деятельности педагогов по внедрению и использованию в своей повседневной профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных средств и технологий;
6) уровни творчески-исследовательской деятельности педагогов в процессе своей повседневной учебно-воспитательной работы.
На данном этапе наша задача состояла не в оценке индивидуальной деятельности педагогов и уровня их компетентности, а в выявлении наиболее существенных изменений и самых типичных проблем и трудностей в профессиональной деятельности педагогов, которые необходимо учитывать при разработке профессиональных стандартов.
Поэтому основными показателями диагностируемых профессиологических характе-
ристик педагогической деятельности мы определили:
- оценку педагогами результатов своей профессиональной деятельности;
- степень удовлетворенности педагогов своей деятельностью;
- степень сложности (трудности) реализации педагогами оцениваемых ими своих компетенций;
- оценка педагогами своих взаимоотношений с руководством образовательного учреждения.
А основным индикатором степени проявления диагностируемых профессиологиче-ских характеристик педагогической деятельности мы определяем статистически значимую частоту выбора респондентами той или иной характеристики педагогической деятельности, а также фактора и условия ее продуктивности.
Пилотажная диагностика профессионально-педагогической деятельности педагогов выявляет следующие факты:
Происходит усложнение педагогической деятельности: 86,1% педагогов отмечают: «Работать стало труднее», 69,6% - «интенсивность педагогической деятельности повысилась».
Одной из основных причин этого является усложнение содержания учебных предметов, на что особенно часто указывают преподаватели математики, русского языка и биологии.
Другой существенной причиной трудностей педагогической деятельности выступает усложнение контингента учащихся: у них отмечается снижение познавательных интересов - 65% опрошенных; творческой инициативы и активности в учебе - 53%; интереса к отечественной истории - 45,2%; к художественной литературе - 80,0%; к естественноматематическим знаниям - 33,9%; трудолюбия - 71,3%; желание развить в себе духовные качества - 58,0%; уважительность к педагогам - 71,3%; и, наоборот, заметно возросла грубость - 73,9% и агрессивность - 74,89%. В качестве позитивного изменения учащихся отмечается только высокий их интерес к информационным технологиям - 86,1%.
Существенным негативным фактором педагогической деятельности являются «ножницы» в ценностных ориентациях педагогов и учащихся: духовная направленность педагогов (62,6% из них работают ради «Возможности реализовать свои знания и опыт, а 74,8% - ради «Творческого характера своей работы») находится в резком противоречии с меркантильно-прагматичной ориентацией учащихся, у которых резко возросло стремление выбрать профессию в соответствии с высокой зарплатой - 92,2%.
Трудности, испытываемые педагогами имеют не только объективные, но и субъективные причины: несоответствие их профессиональной компетенции современным условиям и требованиям. Об этом свидетельствуют следующие факты: 93,9% педагогов «нуждаются в повышении своей квалификации»; считают необходимым усилить свои компетенции «в области преподаваемого предмета» - 33,0%; «в методике обучения» - 41,7%; «в применении информационных технологий» - 32,2% педагогов.
Таким образом, новизна научных результатов проводимого нами многолетнего исследования предполагает:
1. Создание концептуальных основ разработки профессиональных стандартов педагогических работников и самих документов (профессиональных стандартов) для педагогов системы непрерывного образования (образовательные организации общего и профессионального образования).
2. Создание целостной системы профес-сиологической экспертизы качества педагогического образования на основе разработанных профессиональных стандартов.
3. Создание рекомендаций для систем аттестации, повышения квалификации, отбора кадров педагогических работников системы непрерывного образования (образовательных организаций общего и профессионального образования).
4. Выработку предложений по корректировке образовательных стандартов подготовки педагогических работников на основе разработанных профессиональных стандартов.
Литератрурв
1. Блинов В. И. Каким может быть профессиональный стандарт педагогической деятельности // Образование и наука. -2010. - № 6. - С. 3-11.
2. Воронова Т. А., Засобина Г. А. Профессиональный стандарт педагога: взгляд через призму акмеологии // Научный поиск. -2013. - № 3. - С. 42-46.
3. Забродин Ю. М., Гаязова Л. А. Стандарт профессиональной деятельностипедагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru : электронный журнал. - 2013. - № 3. - С. 29-37. http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3379.pdf/ (дата обращения 06.09.2013).
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы // Гарант : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения 14.08.2013).
5. Левина Л. С. О профессиональном стандарте педагога // Химия в школе. - 2013. - № 4. - С. 2-7.
6. Махотин Д. А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу // Вестник Российской международной академии труда. - 2012. -№ 2-3 (5-6). - С. 89-100.
7. Софинский Н. А. Профессиональные стандарты / Н. А. Со-
финский ; НИИ труда и страхования ; Рос. акад. народного хозяйства и гос. службы при Президенте РФ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.niitruda.ru/analytics/publications/post_62.html
(дата обращения 14.08.2013).
8. Субетто А. И. Нормирование и стандартизация образования как фактор качества государственной образовательной политики // Академия Тринитаризма : [сайт], М., Эл № 77-6567, публ.17978, 10.04.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162098.htm (дата обращения 14.08.2013).
9. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2013. - № 3. - С. 3-13.
---------^-----------