Научная статья на тему 'Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников'

Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / МЕХАНИЗМЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL STANDARDS FOR TEACHING STAFF / MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STANDARDS / DIAGNOSTICS OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехин Виталий Авенирович

Раскрываются ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников, взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов, проблемы диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехин Виталий Авенирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of development of professional standards of teaching staff

The article discloses the main ideas, approaches and mechanisms for the developing of professional standards of teaching staff, reveals the relationship between professional and educational standards, and also considers the issues of diagnostic of teachers’ professional activities

Текст научной работы на тему «Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников»

В. А. Мелехин

(Санкт-Петербург)

Механизмы разработки профессиональных стандартов

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Раскрываются ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников, взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов, проблемы диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогов

Актуальность разработки профессиональных стандартов применительно к педагогическим работникам системы непрерывного образования обусловлена ростом требований к качеству и эффективности их профессиональной деятельности как условию успешности образования подрастающего поколения, формирования специалиста-профессионала нового типа, воспитания и развития личности обучаемых. Нормативной основой разработки профессиональных стандартов являются: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 и другие документы. Разработка и применение профессиональных стандартов педагогов составляют принципиальную основу модернизации профессионально-педагогического образования, проектирования инновационного содержания и процесса подготовки педагогов, что соответствует поставленным задачам в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, нацеленным на приведение содержания и структуры профессиональнопедагогического образования в соответствие с потребностями рынка труда.

Создание профессиональных стандартов педагогов базируется на исследованиях ученых и специалистов в данной области -

А. Г. Асмолова, В. А Болотова, Г. А. Бордов-ского, Э. Ф Зеера, В. Л. Матросова, О. Н. Олейниковой, В. П. Панасюка, И. П. Смирнова, И. И. Соколовой, Н. Ф. Талызиной, А. И. Субет-то, В. Д. Шадрикова и др. - и опирается на документы европейских и национальных структур квалификаций.

Усиливающаяся тенденция к интеллектуализации педагогического труда, увеличение и усложнение функций педагога в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты требуют постоянного их профессионального роста, более высокого уровня квалификации и профессионализма деятельности, наличия объективных критериев для оценки качества выполнения педагогами основных профессиональных действий и операций. Наличие профессионального стандарта педагогических работников существенно влияет на решение данных задач.

Разработка профессионального стандарта призвана способствовать фиксации квалификационных требований к педагогу, росту квалификационного уровня педагогических работников, эффективному использованию их потенциала. Кроме того, профессиональный стандарт позволит создать целый ряд методик и процедур, оценочно-критериальных комплексов для применения в рамках институциональных систем менеджмента качества. Профессиональный стандарт педагога может являться ориентиром для совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных основных образовательных программ, программ учебных дисциплин и междисциплинарных модулей, учебно-методических материалов. Вместе с тем профессиональный стандарт должен сохранять творческий ха-

рактер педагогической деятельности, жестко не регламентируя учебную и внеучебную деятельность педагога.

На западе история появления профессиональных стандартов следующая: в конце 80 годов Америкой и Европой был осознан кризис профессионального и университетского образования. Образование отставало от потребностей бизнеса, выпускники были не готовы к быстрому включению в деятельность. Задача состояла в том, что нужно было сформулировать требования работодателей к работникам, а тем, кто хотел начать свою деятельность - показать, что они должны освоить, чтобы сдать квалификационный экзамен (по сути получить допуск в профессию) в профессиональном сообществе.

Результаты исследований позволили установить, что существуют различные варианты определений профессионального стандарта. В официальных документах Министерства труда и социальной защиты РФ профессиональный стандарт определяется как квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии). Анализ различных трактовок понятия позволил нам дать свое определение. По нашему мнению, профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, фиксирующий квалификационные требования к специалисту, определяющий содержание и условия его труда, знания, умения и компетенции работников по различным квалификационным уровням.

В основе разработки профессиональных стандартов лежат концептуальные идеи - интеграции, междисциплинарности научного базиса профессионального стандарта, техно-логизации, взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов.

Идея интеграции означает, что профессиональный стандарт, опираясь на достижения профессиологии педагогического образования как науки, системно исследующей педагогические профессии, интегрирует сведения о видах и функциях педагогической профессиональной деятельности, о физиолого-пси-хологических требованиях к профессии педагога, об индивидуально-личностных установках человека к осуществлению педагогической деятельности, о нормативных докумен-

тах, определяющих структуру и содержание педагогической деятельности.

Идея междисциплинарности научного базиса профессионального стандарта педагога подразумевает синтез знаний при разработке содержания разделов профессионального стандарта из различных областей наук (экономики, социологии, профессиологии, педагогики, психологии, физиологии, нормологии и стандартологии и др.).

Идея технологизации профстандарта состоит в лаконичности, конкретности и однозначности формулировки целей, видов, содержания профессиональной деятельности специалиста, определении перечня трудовых функций, необходимых умений, знаний, практического опыта применительно к той или иной области профессиональной деятельности.

Идея взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов заключается в обеспечении взаимосвязи через содержание профессионального стандарта, рынка труда и профессионального образования, определяя качественные характеристики запроса работодателей на подготовку и повышение квалификации работников, создание систем оценки, требований к аттестации работника, развития систем профессионального образования и профессионального обучения, отвечающих потребностям отрасли, организаций и учреждений.

Разработку профессиональных стандартов педагогических работников определяет ряд подходов.

Нормативный подход. Профессиональный стандарт, как официальный документ, носит нормативный характер, ориентированный на требования государства, общества, работодателей к тому или иному специалисту. Норма в педагогических науках рассматривается как некая точка отсчёта, эталон для сравнения с другими вариантами состояния объекта. Стандарт есть определенная формализованная норма, как правило, оформленная документально (И. И. Субетто). Профессиональные стандарты, описывают требования к качеству и содержанию труда, фиксируют должные и сопоставительные нормы в той или иной области профессиональной деятельности (В. П. Панасюк).

Системный подход. Профессиональный стандарт рассматривается как целостная многоуровневая система, состоящая из взаи-

мосвязанных и соподчиненных компонентов. Системность является атрибутивным свойством профессионального стандарта, то есть каждая из его структурных единиц соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, описание необходимых знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и сложности выполнения трудовой функции.

Компетентностный подход - профессиональный стандарт фиксирует компетенции специалиста. Компетенция - совокупность знаний, умений, трудовых навыков и способности работника самостоятельно применять теоретические и практические знания в работе, принимать обоснованные решения. Уровень компетенции определяется способностью работников справляться со сложными и непредсказуемыми ситуациями и изменениями.

Компетентностный подход охватывает, наряду с конкретными знаниями и навыками, такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и др.

Личностный подход - профессиональный стандарт обязательно должен учитывать психофизиологические особенности того или иного вида профессиональной деятельности, их требования к личности субъекта профессиональной деятельности. Личность педагога, по нашему мнению, представляет собой сложный симбиоз психофизиологических (восприятие, мышление, память, психомоторика, душа), типологических (темперамент, характер, задатки и способности), сугубо индивидуальных свойств личности, опосредованных ее социально-профессиональным опытом и системно взаимосвязанных с видами и функциями профессиональной деятельности специалиста.

Основными структурными единицами профессиональных стандартов являются следующие.

Трудовая функция. Определяется как система трудовых действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части трудового процесса в рамках обобщенной трудовой функции.

Трудовое действие - это процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается определенная, заранее поставленная цель.

Квалификация - совокупность индивидуальных способностей, широта компетентности работника. Степень его самостоятельности при выполнении должностных (профессиональных) обязанностей, ответственности за принимаемые решения, отношение к работе.

Квалификационный уровень определяется компетентностью работника при выполнении должностных (профессиональных) обязанностей.

Компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

Механизм разработки и использования профессиональных стандартов педагогических работников должен рассматриваться как с позиций административных процедур -процедур обеспечения согласования и принятия данного документа образовательным сообществом, учета рисков и последствий применения профессиональных стандартов в практике педагогического образования, так и с содержательных позиций - быть основанным на применении профессионально-квалификационной модели специалиста, разработке паспорта профессии, выделении системы общих и профессиональных компетенций и разработке профессиологической системы оценки качества профессиональной деятельности специалиста.

Разработка профессионально-квалификационной модели специалиста имеет большое значение для создания моделей профессиональных стандартов, т.к. она содержит подробное описание целей, содержания, психофизиологических и других особенностей деятельности, компетенций специалиста и их связей с образованием и требованиями к профессиональной готовности человека.

Структурно профессионально-квалификационная модель специалиста содержит следующие основные разделы: 1. Цели и общая характеристика трудового процесса. 2. Предметы труда и средства производства. 3. Продукты (результаты) труда. 4. Профессиональ-

ные функции. 5. Условия труда. 6. Формы организации труда. 7. Социальные и психофизиологические особенности профессии или специальности (требования к социальным и психофизиологическим качествам специалиста, медицинские противопоказания), расширение профессионального профиля. 8. Компетенции специалиста. 9. Уровень образования и воспитания. 10. Перспективы повышения квалификации.

Паспорт профессии - документ, соответствующий положениям макета профессионального стандарта, рекомендованного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом требований, которые предъявляются к педагогическим работникам в современном образовательном пространстве и на современном рынке труда. Паспорт профессии отражает связь уровня педагогической квалификации с областью деятельности, видами деятельности и функциями, которые характеризуют профессионально-педагогическую деятельность педагога.

По нашему мнению, профессиональные стандарты отличаются от образовательных стандартов следующим:

Областью регулирования (что регулируется?). Профессиональные стандарты - требования к квалификации, компетенциям. Образовательные стандарты определяют структуру и устройство образовательного процесса

Субъектами регулирования (Кто разрабатывает?) Профессиональные стандарты - сообщество профессионалов в данном виде деятельности. Образовательные стандарты -Минобрнауки, Учебно-методические объединения. Важно: результаты образования должны быть ориентированы на требования профессиональных стандартов.

Внутренним устройством: в профессиональных стандартах зафиксированы функции, работы, продукты, технологии, определяется, какими знаниями, умениями и компетенциями профессионал должен обладать, также в профессиональных стандартах определено, сколько уровней квалификаций существует.

Образовательные стандарты фиксируют, какие именно компетенции должны быть сформированы у выпускника, какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части.

С проблемой разработки профессиональных стандартов системно взаимосвязана проблема диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогов. В соответствии с программой исследований по теме ОЭР создан инструментарий для последующей диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогических работников системы общего и профессионального образования (школа - колледж - вуз).

Основу концепции создания инструментария составляют: идея частичной формализации, метризуемости, многомерности педагогической деятельности как системного, социокультурного феномена; идея адекватности оценочного инструментария и сложности объекта оценки; идея педагогической рефлексии; идея многообразия применяемых средств и шкал оценки (В. П. Панасюк).

Инструментарий диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогических работников имеет семь направлений, для каждого из которых сформулирован перечень вопросов, включающих:

1) профессионально-демографические характеристики состава педагогов;

2) диагностику реализации педагогами основных своих профессиональных функций (компетенций);

3) учет объективных и субъективных факторов, определяющих характер и продуктивность профессиональной деятельности педагогов;

4) характеристику деятельности педагогов по повышению и развитию своей общекультурной и профессиональной компетентности;

5) описание деятельности педагогов по внедрению и использованию в своей повседневной профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных средств и технологий;

6) уровни творчески-исследовательской деятельности педагогов в процессе своей повседневной учебно-воспитательной работы.

На данном этапе наша задача состояла не в оценке индивидуальной деятельности педагогов и уровня их компетентности, а в выявлении наиболее существенных изменений и самых типичных проблем и трудностей в профессиональной деятельности педагогов, которые необходимо учитывать при разработке профессиональных стандартов.

Поэтому основными показателями диагностируемых профессиологических характе-

ристик педагогической деятельности мы определили:

- оценку педагогами результатов своей профессиональной деятельности;

- степень удовлетворенности педагогов своей деятельностью;

- степень сложности (трудности) реализации педагогами оцениваемых ими своих компетенций;

- оценка педагогами своих взаимоотношений с руководством образовательного учреждения.

А основным индикатором степени проявления диагностируемых профессиологиче-ских характеристик педагогической деятельности мы определяем статистически значимую частоту выбора респондентами той или иной характеристики педагогической деятельности, а также фактора и условия ее продуктивности.

Пилотажная диагностика профессионально-педагогической деятельности педагогов выявляет следующие факты:

Происходит усложнение педагогической деятельности: 86,1% педагогов отмечают: «Работать стало труднее», 69,6% - «интенсивность педагогической деятельности повысилась».

Одной из основных причин этого является усложнение содержания учебных предметов, на что особенно часто указывают преподаватели математики, русского языка и биологии.

Другой существенной причиной трудностей педагогической деятельности выступает усложнение контингента учащихся: у них отмечается снижение познавательных интересов - 65% опрошенных; творческой инициативы и активности в учебе - 53%; интереса к отечественной истории - 45,2%; к художественной литературе - 80,0%; к естественноматематическим знаниям - 33,9%; трудолюбия - 71,3%; желание развить в себе духовные качества - 58,0%; уважительность к педагогам - 71,3%; и, наоборот, заметно возросла грубость - 73,9% и агрессивность - 74,89%. В качестве позитивного изменения учащихся отмечается только высокий их интерес к информационным технологиям - 86,1%.

Существенным негативным фактором педагогической деятельности являются «ножницы» в ценностных ориентациях педагогов и учащихся: духовная направленность педагогов (62,6% из них работают ради «Возможности реализовать свои знания и опыт, а 74,8% - ради «Творческого характера своей работы») находится в резком противоречии с меркантильно-прагматичной ориентацией учащихся, у которых резко возросло стремление выбрать профессию в соответствии с высокой зарплатой - 92,2%.

Трудности, испытываемые педагогами имеют не только объективные, но и субъективные причины: несоответствие их профессиональной компетенции современным условиям и требованиям. Об этом свидетельствуют следующие факты: 93,9% педагогов «нуждаются в повышении своей квалификации»; считают необходимым усилить свои компетенции «в области преподаваемого предмета» - 33,0%; «в методике обучения» - 41,7%; «в применении информационных технологий» - 32,2% педагогов.

Таким образом, новизна научных результатов проводимого нами многолетнего исследования предполагает:

1. Создание концептуальных основ разработки профессиональных стандартов педагогических работников и самих документов (профессиональных стандартов) для педагогов системы непрерывного образования (образовательные организации общего и профессионального образования).

2. Создание целостной системы профес-сиологической экспертизы качества педагогического образования на основе разработанных профессиональных стандартов.

3. Создание рекомендаций для систем аттестации, повышения квалификации, отбора кадров педагогических работников системы непрерывного образования (образовательных организаций общего и профессионального образования).

4. Выработку предложений по корректировке образовательных стандартов подготовки педагогических работников на основе разработанных профессиональных стандартов.

Литератрурв

1. Блинов В. И. Каким может быть профессиональный стандарт педагогической деятельности // Образование и наука. -2010. - № 6. - С. 3-11.

2. Воронова Т. А., Засобина Г. А. Профессиональный стандарт педагога: взгляд через призму акмеологии // Научный поиск. -2013. - № 3. - С. 42-46.

3. Забродин Ю. М., Гаязова Л. А. Стандарт профессиональной деятельностипедагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru : электронный журнал. - 2013. - № 3. - С. 29-37. http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3379.pdf/ (дата обращения 06.09.2013).

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы // Гарант : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения 14.08.2013).

5. Левина Л. С. О профессиональном стандарте педагога // Химия в школе. - 2013. - № 4. - С. 2-7.

6. Махотин Д. А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу // Вестник Российской международной академии труда. - 2012. -№ 2-3 (5-6). - С. 89-100.

7. Софинский Н. А. Профессиональные стандарты / Н. А. Со-

финский ; НИИ труда и страхования ; Рос. акад. народного хозяйства и гос. службы при Президенте РФ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.niitruda.ru/analytics/publications/post_62.html

(дата обращения 14.08.2013).

8. Субетто А. И. Нормирование и стандартизация образования как фактор качества государственной образовательной политики // Академия Тринитаризма : [сайт], М., Эл № 77-6567, публ.17978, 10.04.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162098.htm (дата обращения 14.08.2013).

9. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2013. - № 3. - С. 3-13.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.