Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ'

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОН ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович

Статья посвящена изучению региональных аспектов реализации проектного подхода к государственному регулированию сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). Раскрыта роль малого предпринимательства в формировании конкурентных позиций региона депрессивного типа. Выделены региональные особенности развития сектора МСП в Республике Адыгея, специфика государственного регулирования малого бизнеса в данном субъекте РФ. Раскрыты практические аспекты реализации федеральных и региональных проектов, направленных на развитие МСП в Республике Адыгея, обеспечение устойчивого развития данного региона. Выделены направления совершенствования государственного регулирования МСП в депрессивном регионе в контексте реализации национального проекта. Раскрыты ключевые факторы, способствующие результативной реализации региональных проектов государственной поддержки МСП в регионе. Обоснована необходимость обеспечить системную согласованность региональных и муниципальных документов стратегического планирования развития МСП с паспортами соответствующих региональных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT APPROACH TO MANAGING THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REGION

The article is devoted to the study of regional aspects of the implementation of the project approach to state regulation of the small and medium-sized businesses (SMBs) sector. The role of small business in formation of competitive positions of the depressed region is revealed. The regional features of the development of the SMBs sector in the Republic of Adygea, the specifics of state regulation of small business in this subject of the Russian Federation are highlighted. The practical aspects of the implementation of federal and regional projects aimed at the development of SMBs in the Republic of Adygea, ensuring the sustainable development of this region are revealed. The directions of improving the state regulation of SMBs in the depressed region in the context of the implementation of the national project are highlighted. The key factors contributing to the effective implementation of regional projects of state support for SMBs in the region are disclosed. The article substantiates the need to ensure the systematic consistency of regional and municipal documents of strategic planning of SMBs development with the passports of the regional projects.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ»

УДК [332.145:338.2](470.621) ББК 65.049 М 74

А.А. Мокрушин,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РЕГИОНЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена изучению региональных аспектов реализации проектного подхода к государственному регулированию сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). Раскрыта роль малого предпринимательства в формировании конкурентных позиций региона депрессивного типа. Выделены региональные особенности развития сектора МСП в Республике Адыгея, специфика государственного регулирования малого бизнеса в данном субъекте РФ. Раскрыты практические аспекты реализации федеральных и региональных проектов, направленных на развитие МСП в Республике Адыгея, обеспечение устойчивого развития данного региона.

Выделены направления совершенствования государственного регулирования МСП в депрессивном регионе в контексте реализации национального проекта. Раскрыты ключевые факторы, способствующие результативной реализации региональных проектов государственной поддержки МСП в регионе. Обоснована необходимость обеспечить системную согласованность региональных и муниципальных документов стратегического планирования развития МСП с паспортами соответствующих региональных проектов.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, проектный подход, национальный проект, региональный проект, регион депрессивного типа, Республика Адыгея, государственное регулирование, программно-проектное планирование, институты развития.

A.A. Mokrushin,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

THE PROJECT APPROACH TO MANAGING THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REGION

Abstract. The article is devoted to the study of regional aspects of the implementation of the project approach to state regulation of the small and medium-sized businesses (SMBs) sector. The role of small business in formation of competitive positions of the depressed region is revealed. The regional features of the development of the SMBs sector in the Republic of Adygea, the specifics of state regulation of small business in this subject of the Russian Federation are highlighted. The practi-

cal aspects of the implementation of federal and regional projects aimed at the development of SMBs in the Republic of Adygea, ensuring the sustainable development of this region are revealed.

The directions of improving the state regulation of SMBs in the depressed region in the context of the implementation of the national project are highlighted. The key factors contributing to the effective implementation of regional projects of state support for SMBs in the region are disclosed. The article substantiates the need to ensure the systematic consistency of regional and municipal documents of strategic planning of SMBs development with the passports of the regional projects.

Keywords: small and medium-sized businesses, small business, project approach, national project, regional project, depressed region, Republic of Adygea, state regulation, strategic priorities, program and project planning, development institutes.

В условиях волатильности финансового рынка, пролонгированного экономического кризиса в стране одним из институциональных факторов роста конкурентоспособности регионов России является развитие сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). Развитие малого бизнеса в регионах депрессивного типа решает задачи импор-тозамещения, снижения уровня безработицы и напряженности на рынке труда, роста реальных денежных доходов населения, а также обеспечения социальной стабильности. В депрессивных регионах налоговые платежи от сектора МСП выступают одним из значимых источников пополнения региональных и муниципальных бюджетов. В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года развитие данного сектора экономики направлено на создание адаптивной, конкурентоспособной экономики, обеспечивающей стабильную занятость населения и высокую скорость технологического обновления. При этом приоритетным направлением экономической политики на макро-, мезоуровнях является совершенствование инструментов, мер государственной поддержки МСП, реализация потенциала программно-целевого и проектного подходов к управлению данным сектором экономики. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы эффективной реализации проектного подхода к

государственному регулированию МСП на мезоуровне.

Проектный подход позволяет наилучшим образом распорядиться ограниченными ресурсами для достижения экономически и социально значимых целей, получить всестороннюю полноценную экономическую оценку, как на этапе разработки проекта, так и в ходе его реализации и по итогам реализации проекта. Проектный формат реализации государственных программ предусматривает детальную проработку механизмов осуществления программы, а также прогнозирование развития получателей господдержки.

Проблемы реализации проектного подхода нашли отражение в научных трудах отечественных и зарубежных ученых. Необходимость осуществления программно-проектной модернизации, направленной на обеспечение устойчивого развития регионов РФ, обоснована Татаркиным А.И. [1, 2]. Проблемам программно-целевого и проектного управления социально-экономическим развитием региона в условиях территориальной дифференциации посвящены научные работы многих ученых: Глазьева С.Ю. [3], Гранбер-га А.Г. [4], Колесникова Ю.С., Овчинникова В.Н. [5], Митрофановой И.В., Смирновой О.О. [6], Пчелинцева О.С. [7], Шевченко И.К. [8] и др.

Вместе с тем в современной научной литературе получает поддержку положение об устойчивом дефиците инструментальных форм развития

экономики депрессивных регионов, в основе которого лежит асимметрия федерального и территориального компонентов региональной экономической политики [9]. Преодоление такого дефицита предполагает, в частности, критическую оценку и трансформацию применительно к мезоуровню модели национальных инвестиционных проектов социально-экономического характера.

Характерными особенностями проектной деятельности на мезоу-ровне являются:

- разовый и уникальный характер продукта проекта; обязательное согласование интересов всех участников проекта;

- ограниченность срока реализации проекта определенной календарной датой;

- выполнение работ и мероприятий проекта находится в пределах компетенции нескольких исполнительных органов государственной власти региона, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций;

- работы и мероприятия проекта связаны с уникальными условиями (временный состав проектной команды, специфические требования к продукту проекта);

- мероприятия проекта связаны с высокой степенью неопределенности [10].

Реализация проектного подхода к государственному регулированию МСП РФ осуществляется посредством национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в структуру которого выходят 5 федеральных проектов (ФП):

- ФП «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;

- ФП «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»;

- ФП «Акселерация субъектов МСП»;

- ФП «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;

- ФП «Популяризация предпринимательства».

Реализация федеральных проектов предусматривает рост доли МСП в ВВП РФ к 2024 г. до 32%, численность занятых в сфере МСП -до 25 млн человек, а долю экспорта субъектов МСП - до 10% от общего объема.

Региональный проект обеспечивает достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, а его мероприятия относятся к законодательно установленным полномочиям субъекта РФ, а также к вопросам местного значения муниципальных образований, расположенных на территории этого субъекта РФ. При этом результаты регионального проекта должны быть направлены на достижение результатов соответствующего федерального проекта.

Особое место в структуре экономики Республики Адыгея занимает сектор малого и среднего предпринимательства, обеспечивая наполнение рынка товарами и услугами, занятость населения, формирует стабильные налоговые платежи. Малые формы бизнеса играют важную роль в формировании доходов местного населения, как напрямую в форме оплаты труда работников малого бизнеса, так и косвенно, являясь бюджетообразующим сектором экономики региона, способствуя росту денежных доходов работников бюджетной сферы [11].

В 2015-2019 гг. отмечался рост оборота малых предприятий Республики Адыгея (за исключением 2016 г.) на фоне сокращения числа данных предприятий (на 13,9%) и среднесписочной численности занятых на них работников (на 17,6%) (табл. 1). Также отмечалась неустойчивая динамика измене -ния численности индивидуальных

Таблица 1

Показатели хозяйственной деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) Республики Адыгея в 2015-2019 гг.

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. Темп роста, %

Число малых предприятий, единиц 4179 4498 3772 3657 3599 86,1

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), чел. 22432 20656 20222 19686 18494 82,4

Оборот малых предприятий -всего, млн руб. 54743,4 48793,4 57423,7 68334,4 70575,0 128,9

Численность индивидуальных предпринимателей, всего (ОКВЭД-2007), чел. 9055 8400 6805 8504 10582 116,9

предпринимателей в регионе, связанная с макроэкономическими условиями, волатильностью финансового, товарно-сырьевых рынков.

Основными территориально-отраслевыми особенностями МСП в Республике Адыгея являются:

- доминирующие позиции сферы оптово-розничной торговли в структуре оборота малых предприятий Республики Адыгея (около 50%), что обусловлено невысокими затратами на открытие торгового бизнеса, его обслуживание, отсутствием необходимости в организации сложных технологических процессов, в наличии узкоспециализированных знаний;

- негативная тенденция сокращения численности малых предприятий в регионе (включая микропредприятия), снижения их рентабельности в условиях во-латильности финансового и товарно-сырьевого рынков современной России; резкое усиление данной тенденции в 2020 г. вследствие пандемии Covid-19, реализации карантинных и ограничительных мероприятий;

- значительные межотраслевые и межмуниципальные различия в уровне развития МСП в регионе;

- незначительный уровень инвестиционной привлекательности

субъектов МСП на фоне дефицита финансовых ресурсов и основных средств;

- рост численности и размера выручки коммерческих организаций сферы оптово-розничной торговли, туризма и рекреации, обрабатывающих производств региона.

В структуре оборота малых предприятий (включая микропредприятия) Республики Адыгея основную долю составляют предприятия оптовой, розничной торговли (около 50%), строительства, а также обрабатывающих производств (рис. 1).

В структуре промышленного производства субъектов малого предпринимательства ведущее место занимают предприятия пищевой промышленности (на их долю приходится более 50% объема производства). В структуре работников, занятых в малых предприятиях Республики Адыгея, основная доля приходится на обрабатывающие производства (17,6% по данным 2020 г.), оптовую, розничную торговлю и ремонт автотранспортных средств (15,9%), сферу строительства (15,7%), а также сферу дополнительных услуг, сопутствующих административной деятельности (14,7%). Отмечается значительная территориальная дифференциация региона по степени присутствия и

120 100 80 60 40 20 0

48.9% 52% 47.7% 47% 50.8%

12.9% 11.9% 16.4% 14.6% 14.8%

15.3% 5.7% 14.2% 13.4% 5.4% 11.9% ъл% 14.6% 14.5% 12.6%

15.4% 14% 9.3% 9^2%

2016 Г.

2017 Г.

Оптовая, розничная торговля (Обрабатывающие производства Транспортировка и хранение

2018 г.

2019 г.

2020 г.

I Строительство

Сельское, лесное хозяйство, рыболовство I Прочие виды деятельности

Рис. 1. Структура оборота малых предприятий (включая микропредприятия) Республики Адыгея по видам экономической деятельности в 2016-2020 гг., %>

уровню развития малых предприятий: основная часть локализована в МО «Город Майкоп» и МО «Тахта-мукайский район».

Проблемами развития системы господдержки МСП, характерными для большинства российских регионов, являются низкий уровень имущественной, финансовой и инфраструктурной поддержки субъектов МСП, недостаточность предлагаемых налоговых льгот субъектам МСП, низкий уровень развития системы одного окна для субъектов МСП [12].

Ключевыми факторами, ограничивающими потенциал МСП в обеспечении конкурентоспособности экономики Республики Адыгея, являются:

- недостаточный уровень развития институтов государственной поддержки развития МСП в регионе;

- отсутствие необходимой инфраструктуры для организации и развития отдельных видов экономической деятельности;

- значительный структурный дисбаланс в уровне развития отраслей, секторов экономики региона;

доминирование оптово-розничной торговли в структуре оборота малых предприятий региона;

- низкий уровень использования инновационных технологий в сельском хозяйстве, промышленном производстве Республики Адыгея, в особенности субъектами МСП;

- незначительная доля малого бизнеса в структуре ВРП Республики Адыгея; вместе с тем в настоящее время малый бизнес не оказывает существенного влияния на снижение уровня безработицы и рост величины реальных денежных доходов населения данного субъекта РФ.

В соответствии с результатами проведенного опроса выявлены наиболее значимые проблемы для субъектов малого предпринимательства в Республике Адыгея: высокая арендная плата, дефицит основных средств; высокое налоговое бремя; проблемы с реализацией готовой продукции в условиях сокращения платежеспособного спроса; значительные трудности с получением кредитов; несовершенство законодательной базы на фоне значительного бюрократизма; проблемы

подключения к коммунальным сетям, энергоснабжению.

Господдержка субъектов МСП осуществляется в рамках нацпро-екта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», включая реализацию мероприятий по имущественной, финансовой, обучающей, информационной поддержке субъектов МСП, а также развитию объектов инфраструктуры.

С целью достижения национальных целей, показателей и результатов соответствующих федеральных проектов в Республике Адыгея Главой Республики Адыгея утверждены пять региональных проектов, аналогичных федеральным проектам:

- РП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея»;

- РП «Популяризация предпринимательства в Республике Адыгея»;

- РП «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в Республике Адыгея»;

- РП «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию, в Республике Адыгея»;

- РП «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея».

Реализация указанных региональных проектов направлена на достижение к концу 2024 года следующих целей и задач федеральных проектов: обучение основам ведения бизнеса и предпринимательским навыкам 1,49 тыс. человек; регистрация 204 вновь созданных субъектов МСП; оказание поддержки 1,994 тыс. субъектам МСП и самозанятым гражданам; вывод на экспорт 31 ед. субъектов МСП; регистрация 5,1 тыс. граждан в качестве самозанятых. Общее число участников проекта составит 9,703 тыс. человек.

Мероприятия региональных проектов в 2020 году реализовались в рамках двух госпрограмм Республики Адыгея: «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и «Развитие экономики». Структура финансирования мероприятий в рамках региональных проектов господдержки МСП в регионе представлена в табл. 2. Степень контрактации и кассового исполнения всех представленных мероприятий составила 100%.

Организационная структура управления федеральными (региональными) проектами в Республике Адыгея включает в себя региональный проектный офис, проектный комитет, ведомственный проектный офис, общественно-деловой и экспертный советы, а также рабочие группы, формируемые из администраторов регионального проекта. В состав руководства, ответственного за результаты проектной деятельности в регионе, входят куратор, руководитель, а также администраторы регионального проекта. Инициаторами разработки региональных проектов выступают органы государственной власти региона, руководитель проектного офиса, органы местного самоуправления.

РП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (РП «Акселерация») предназначена для роста численности занятых в сфере МСП до показателя не менее 58 тыс. чел. за счет предоставления господдержки субъектам МСП, увеличения числа субъектов МСП, получивших господдержку, до 1994 ед. к 2024 г. Реализация данного проекта предусматривает создание региональной системы акселерации субъектов МСП, в т.ч. инфраструктуры и сервисов господдержки, их ускоренное развитие в социальной, научно-технологической сферах, в области благоустройства городской среды.

Таблица 2

Финансирование мероприятий в рамках региональных проектов государственной поддержки МСП в Республике Адыгея в 2020 г., млн руб.

Основные мероприятия в рамках региональных проектов Плановый объем финансирования, млн руб.

всего федеральный бюджет региональный бюджет

1. РП «Акселерация субъектов МСП в Республике Адыгея» 73,85 73,12 0,74

1.1 Функционирование центра «Мой Бизнес» 46,56 46,09 0,47

1.2 Функционирование центра поддержки экспорта 27,30 27,03 0,27

2. РП «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Республике Адыгея» 26,16 25,78 0,38

2.1 Гранты и субсидии начинающим фермерам (Агростартап) и СПоК и центру компетенций 26,16 25,78 0,38

3. РП «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в т.ч. к проектному финансированию в регионе» 162,54 160,92 1,63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1 Развитие региональной гарантийной организации - капитализация гарантийного фонда для выдачи поручительств 31,43 31,11 0,31

3.2 Развитие государственной микрофинансовой организации 131,11 129,8 1,31

4. РП «Популяризация предпринимательства в Республике Адыгея» 4,04 3,99 0,04

4.1 Проведение информационной кампании по популяризации предпринимательства 4,04 3,99 0,04

Вовлечение субъектов МСП осуществляется посредством региональной инфраструктуры господдержки субъектов МСП, для чего создана специализированная организация - АНО «Центр поддержки предпринимательства Республики Адыгея» (АНО «ЦПП РА») (центр «Мой бизнес»), на базе которого объединен функционал центров оказания услуг субъектам МСП региона. С целью достижения задач регионального проекта в Республике Адыгея функционирует региональный центр «Мой бизнес», оказывающий услуги и меры поддержки субъектам МСП. Организована работа Центра поддержки экспорта (ЦПЭ), входящего в состав АНО «ЦПП РА» как структурное подразделение.

На площадке центра «Мой бизнес» реализуются мероприятия по двум региональным проектам: «Акселерация» и «Популяризация предпринимательства в Республике Адыгея». В частности, в 2020 г. данным центром организовано участие товаропроизводителей региона в 4 выставочно-ярмарочных мероприятиях (г. Краснодар, г. Санкт-Петербург, г. Москва), проведен бизнес-форум и региональный этап всероссийского конкурса «Молодой предприниматель - 2020». Предоставлена возможность участия экс-портоориентированных субъектов МСП в 3 международных вставках, 4 бизнес-миссиях, 5 реверс-ных миссиях, проведены 4 обучающих мероприятия, круглый стол,

организовано проведение и участие регионального конкурса «Экспортер года».

Центром организовано 52 мероприятия обучающего характера, также реализованы одно совместное мероприятие с Банком России и обучающая программа АО «Корпорация «МСП» «Азбука предпринимателя».

В Республике Адыгея обеспечивается равный уровень доступности субъектов МСП к мерам господдержки экспорта, создан и осуществляет свою деятельность центр поддержки экспорта (ЦПЭ), обеспечена консультационная поддержка экспортеров. Реализация данной региональной программы в Республике Адыгея осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Развитие экономики», в которой региональный проект отражен как отдельный структурный элемент.

Финансовое обеспечение мероприятий, отраженных паспортом РП «Акселерация», в 2020 году составило 73,85 млн руб. (в т.ч. 73,12 млн руб. за счет средств федерального бюджета). Профинансировано два мероприятия, предусмотренных региональным проектом - функционирование центра «Мой бизнес» и центра поддержки экспорта - в сумме 46,56 млн руб. и 27,3 млн руб. соответственно.

Риск недостижения показателей регионального проекта «Акселерация» при выполнении мероприятий, предусмотренных паспортами проектов, отсутствует. Также на АНО «ЦПП РА» возложены функции по реализации мероприятий, целевых показателей и контрольных точек, установленных региональным проектом «Популяризация предпринимательства в Республике Адыгея» национального проекта.

РП «Популяризация предпринимательства в Республике Адыгея» предусматривает формирование благоприятного образа предпринимательства среди населения региона,

вовлечение граждан в сектор МСП. Данный проект направлен на обеспечение роста доли МСП в структуре экономики Республики Адыгея.

К 2024 году количество физических лиц - участников регионального проекта, занятых в сфере МСП, составит 1733 единицы. Количество вновь созданных субъектов МСП в Республике Адыгея составит 204 единицы. Количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности составит 1,49 тыс. чел. Количество физических лиц -участников федерального проекта к 2024 году составит 9,703 тыс. чел.

В целях достижения цели и значений показателей регионального проекта АНО «Центр поддержки предпринимательства Республики Адыгея» (АНО «ЦПП РА») проводятся информационные кампании по формированию положительного образа предпринимательства в регионе. Организована информационная работа с гражданами региона по вопросам государственной поддержки субъектов МСП и самозанятых (в т.ч. путем размещения рекламного материала в СМИ, общественных местах). В 2020 г. АНО «ЦПП РА» реализованы мероприятия по популяризации предпринимательства, вовлечению в предпринимательскую деятельность населения региона: «Стартап - успех с нуля», семинар «Быстрый запуск интернет-магазина в Instagram», проведение открытых уроков с участием действующих предпринимателей, бизнес-форум «Synergy Online Forum», обеспечено прохождение тестирования для выявления профессиональных предрасположенностей участников, реализована программа «Наставничество в малом бизнесе: от экспертной поддержки к сотрудничеству». В соответствии с дополнительным соглашением сроком окончания реализации данного регионального проекта является 31.12.2020 г.

РП «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в Республике Адыгея» предназначен для снижения уровня административной нагрузки на субъекты МСП, расширения их имущественной поддержки со стороны государства, создания благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности самозанятыми гражданами региона. В целях достижения результатов регионального проекта в 2020 году состоялись заседания рабочей группы по вопросам имущественной поддержки субъектов МСП в Республике Адыгея, в рамках которых проведен анализ реестров государственного и муниципального имущества, выявлены потенциально пригодные для вовлечения в имущественную поддержку объекты.

В рамках организации имущественной поддержки утвержден перечень государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (191 объект). Во всех муниципальных образованиях, утвердивших указанные перечни, приняты нормативные акты по порядку распоряжения имуществом из перечней, где предусмотрены льготные условия предоставления имущества в аренду субъектам МСП.

На официальных сайтах муниципальных районов и городских округов Республики Адыгея, а также на сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, на странице Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям созданы специальные разделы по имущественной поддержке субъектов МСП. В центре «Мой Бизнес» предоставляются консультационно-информационные услуги самозанятым гражданам. В соответствии с дополнительным соглашением от 01.12.2020 г. № 1392019-11001-1/2 реализация проекта завершилась 31.12.2020 г.

РП «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой

поддержке, в том числе к льготному финансированию, в Республике Адыгея» направлен на упрощение доступа субъектов МСП к льготному финансированию, в т.ч. ежегодное увеличение объема льготных кредитов (микрозаймов), выдаваемых субъектам МСП, включая индивидуальных предпринимателей.

Финансовая поддержка субъектов МСП в рамках регионального проекта «Расширение доступа к финансовым ресурсам» реализуется микрокредитной компанией «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея». В частности, в 2020 г. предоставлены 192 микрозайма субъектам МСП на общую сумму 492,4 млн руб. Годовое значение целевого показателя по данному направлению финансовой поддержки (микрокредитование) достигнуто (444 действующих микрозаймов при плане 356 единиц).

Поддержка предпринимателей, не располагающих достаточным объемом собственного залогового обеспечения, реализуется за счет программы Гарантийного фонда. В 2020 г. по данному направлению на цели докапитализации гарантийного фонда предусмотрено и освоено 31,4 млн руб., с учетом которых гарантийный фонд Республики Адыгея на 01.10.2020 г. составляет 179,7 млн руб.

За 11 месяцев 2020 г. гарантийным фондом предоставлено 59 поручительств на общую сумму 119,28 млн руб., что позволило обеспечить 248,88 млн руб. кредитных средств. Целевой показатель по объему финансовой поддержки при использовании гарантийной поддержки достигнут на 59% (226,9 млн руб. кредитных средств при плане 384,97 млн руб.).

Общий объем финансирования данного регионального проекта на 2020 г. составил 162,54 млн руб. Дополнительно в июне 2020 г. до региона доведены в рамках данного регионального проекта дополнительные средства (средства резервного фонда

Президента РФ) на цели оказания неотложных мер господдержки субъектов МСП в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в сумме 100,1 млн руб., из которых 99,1 млн руб. - средства федерального бюджета.

Достижение установленного на 2020 г. значения показателя сопряжено с риском, потребуется совместная с кредитными учреждениями работа. В частности, в 2020 г. по инициативе Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея проведена рабочая встреча с представителями 5 банков, определены плановые объемы кредитования с привлечением гарантийных инструментов на текущий год. По результатам совещания банки приняли на себя обязательство по достижению годовых значений показателя. В соответствии с дополнительным соглашением от 04.12.2020 г. № 139-2019-14001-1/5 дальнейшее наименование данного проекта - «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».

Реализация РП «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации на территории Республики Адыгея» направлена на вовлечение населения в субъекты МСП в сельском хозяйстве (не менее 126 тыс. человек к 2024 г.), создание и развитие субъектов МСП в АПК региона (в т.ч. в форме СПоК и К(Ф)Х). С 2021 г. реализация данного проекта завершается, часть показателей переходит в РП «Акселерация».

Реализация данного регионального проекта осуществляется в рамках действующей подпрограммы «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Финансовое обеспечение, предусмотренное региональным проектом, на реализацию мероприятия по

увеличению К(Ф)Х и СПоК, получивших государственную поддержку, в 2020 году составляло 26,16 млн руб. Реализация регионального проекта в рамках государственной программы предусмотрена по следующим мероприятиям: предоставление грантовой поддержки К(Ф) Х на реализацию «Агростартапа»; возмещение части затрат СПоК на развитие хозяйственной деятельности; возмещение части затрат на осуществление текущей деятельности центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации региона.

Показателями, используемыми для оценки реализации задач данного регионального проекта, являются:

- количество работников, зарегистрированных в ПФ РА, ФСС РА, принятых К(Ф)Х в году получения грантов «Агростартап» (не менее 32 чел. в 2020 г.);

- количество принятых членов СПоК из числа МСП (в т.ч. ЛПХ, К(Ф) Х) (не менее 26 единиц в 2020 г.);

- количество вновь созданных субъектов МСП в сельском хозяйстве (в т.ч. К(Ф)Х, СПоК) (16 единиц в 2020 г.);

- численность населения, вновь вовлеченного в субъекты МСП в сельском хозяйстве региона (не менее 74 чел. в 2020 г.).

Вместе с тем остаются нерешенными ряд проблем внедрения проектного управления МСП и создания проектных офисов в Республике Адыгея, включая недостаточное нормативно-правовое регулирование управления проектами, отсутствие унифицированной методологии осуществления проектного управления, дефицит специалистов по управлению проектами. Проектное управление не используется как инструмент формирования стратегических целей, а также не распространены организационные структуры проектного управления.

Приоритетными направле-

ниями совершенствования госу-

дарственного регулирования МСП в регионах депрессивного типа выступают:

- совершенствование нормативно-правовой базы регулирования МСП на макро-, мезоуровнях; трансформация делового климата в регионе;

- развитие микрофинансовых организаций, обеспечивающих льготные условия предоставления заемных средств субъектам МСП в регионе; применение гибкой процентной политики, развитие лизинга, государственно-частного партнерства;

- развитие гарантийных организаций в регионе, способствующих привлечению кредитных ресурсов, обеспеченных гарантиями и поручительствами;

- оказание организационно-консультационной, имущественной и образовательной поддержки субъектов МСП, оказание господдержки экспортоориентированным субъектам МСП;

- популяризация предпринимательской деятельности посредством проведения соответствующих федеральных, региональных и муниципальных информационных кампаний;

- содействие развитию малых инновационных предприятий путем предоставления грантов субъектам МСП на разработку и создание производства инновационной продукции, на осуществление НИ-ОКР, в том числе в сфере городской среды, экологии, социального предпринимательства;

- организация цифрового эко-пространства путем объединения наиболее развитых сбытовых площадок, образовательных и информационных платформ посредством ЕСИА.

Ключевыми факторами, способствующими результативной реализации региональных проектов государственной поддержки МСП в регионе, являются:

- комплексный подход к реализации проектных мероприятий,

предполагающий системную взаимоувязку осуществления нескольких приоритетных проектов в интересах стратегического развития региона («гармонизация межпроектного пространства»);

- использование механизмов региональных проектов как вспомогательных инструментов реализации стратегий развития региона, муниципальных образований;

- использование региональных, муниципальных программ как вспомогательных инструментов реализации федеральных (региональных) проектов;

- использование региональных, муниципальных программ как инструментов решения внепроект-ных задач, создающих условия для успешного достижения национальных целей;

- инициативная интеграция муниципальных образований в проектную деятельность вышестоящих уровней публичной власти; межмуниципальное взаимодействие и функциональная кооперация в целях реализации конкретных федеральных (региональных) проектов;

- адаптация механизмов реализации проектных мероприятий к территориально-отраслевым условиям; принятие, адаптация и развитие проектных стандартов материально-технического обеспечения решения вопросов регионального значения и моделей управления в соответствующей сфере проектной деятельности;

- основанное на доверии взаимодействие с населением как конечным благоприобретателем результатов реализации проектных мероприятий;

- реализация гибких подходов в привлечении к реализации проектных мероприятий хозяйствующих субъектов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Следует отметить востребованность технологий обеспечения системной согласованности региональных и муниципальных

документов стратегического планирования с паспортами региональных проектов, включая системный мониторинг структуры и содержания паспортов федеральных (региональных) проектов, актуализацию структур и содержания региональных (муниципальных) стратегий развития, программ для отражения в них содержания паспортов региональных проектов; конструирование в региональных документах стратегического планирования иерархии целей и задач по критериям очередности их решения в интересах удовлетворения потребностей населения и обеспечения развития территорий.

Поэтапное внедрение проектного подхода в практику деятельности органов власти различных уровней (от национального до муниципального) позволит повысить управляемость и контролируемость всех элементов национальной социально-экономической системы.

Проектное управление способно уйти от узкоотраслевых интересов для комплексного решения стратегических задач территориального развития. При этом развитие проектного управления сектором МСП в Республике Адыгея предусматривает необходимость обеспечения системной согласованности региональных и муниципальных документов стратегического планирования с паспортами соответствующих региональных проектов. Также целесообразно распространить формат межмуниципального сотрудничества на практику реализации региональных проектов в сфере управления МСП Республики Адыгея. При этом регион не должен выступать пассивным реципиентом господдержки в рамках национальных, федеральных проектов, демонстрируя высокую заинтересованность и активность в реализации проектных мероприятий поддержки МСП.

Примечания:

1. Татаркин А.И. Программно-проектное развитие регионов как условие устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации // Вестник УРФУ. Сер.: Экономика и управление. 2011. № 4. С. 46-55.

2. Татаркин А.И. Программно-проектные возможности повышения конкурентоспособности территории // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 8. С. 8-15.

3. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2011. № 9. С. 34.

4. Глазьев С.Ю., Чистилин Д.К. Куда пойдет Россия? (Анализ предложенных программ социально-экономического развития страны) // Российский экономический журнал. 2017. № 4. С. 36-48.

5. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 176 с.

6. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004. 257 с.

7. Смирнова О.О., Митрофанова И.В. Сбалансированность стратегического планирования в России: о системности подходов к документам, программам и проектам // Региональная экономика. Юг России. 2019. Т. 7, № 3. С. 14-24.

8. Шевченко И.К. Программно-проектный инструментарий управления экономическими системами: теория, методология, технологии реализации. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 361 с.

9. Киргуев А.Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2006.

10. О некоторых вопросах организации проектной деятельности: указ Главы Республики Адыгея от 28.06.2017 г. № 114 // Официальный интернет-портал

правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0100201706300003 (дата обращения: 06.01.2021).

11. Мокрушин А.А., Тамов А.А. Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Экономика. 2019. Вып. 2 (240). С. 43-53.

12. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / М.П. Антонова, В.А. Баринова, В.В. Громов [и др.]. М.: Дело: РАНХиГС, 2020. 88 с.

References:

1. Tatarkin A.I. Program-project development of regions as a condition for sustainable socio-economic development of the Russian Federation // Vestnik URFU. Ser.: Economics and Management. 2011. No. 4. Pp. 46-55.

2. Tatarkin A.I. Program and design opportunities for increasing the competitiveness of the territory // Problems of theory and practice of management. 2013. No. 8. Pp. 8-15.

3. Granberg A.G. Strategy of territorial socio-economic development of Russia: from idea to implementation // Economic Issues. 2011. No. 9. P. 34.

4. Glazyev S.Yu., Chistilin D.K. Where will Russia go? (Analysis of the proposed programs for the socio-economic development of the country) // Russian economic journal. 2017. No. 4. Pp. 36-48.

5. Ovchinnikov V.N., Kolesnikov Yu.S. Silhouettes of regional economic policy in the South of Russia. Rostov-on-Don, 2008. 176 pp.

6. Pchelintsev O.S. Regional economy in the system of sustainable development. Moscow: Nauka, 2004. 257 pp.

7. Smirnova O.O., Mitrofanova I.V. Balancing strategic planning in Russia: on the systematic approach to documents, programs and projects // Regional Economy. South of Russia. 2019. Vol. 7, No. 3. Pp. 14-24.

8. Shevchenko I.K. Software and design tools for managing economic systems: theory, methodology, implementation technologies. Taganrog, 2009. 361 pp.

9. Kirguyev A.T. Socio-economic policy of the constituent entity of the Russian Federation in the context of the disintegration of the economic space. Rostov-on-Don, 2006.

10. On some issues of organizing project activities: decree of the Head of the Republic of Adygea dated June 28, 2017 No. 114 // Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0100201706300003 (date accessed: 06.01.2021).

11. Mokrushin A.A., Tamov A.A. Problems and prospects for the development of the system of state regulation of small and medium-sized businesses // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Economics. 2019. Issue. 2 (240). Pp. 43-53.

12. Development of small and medium-sized businesses in Russia in the context of the implementation of the national project / M.P. Antonova, V.A. Barinova, V.V. Gromov [at al.]. M.: Delo: RANEPA, 2020. 88 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.